Страны таможенного союза для ндс

Как начислить НДС при экспорте в страны-участницы Таможенного союза

Начисляя НДС при экспорте товаров из России в страны – участницы Таможенного союза , нужно руководствоваться приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе). Его действие распространяется как на экспорт товаров с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на экспорт товаров из других стран и выпущенных в свободное обращение на территории Таможенного союза. Это следует из положений пункта 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Кстати, международные договоры (другие нормативные акты), информационные материалы и образцы документов, относящиеся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Что считать экспортом

Экспорт в страны Таможенного союза – это вывоз реализуемых товаров с территории России на территорию другого государства Таможенного союза (абз. 23 п. 2 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Причем это могут быть товары как отечественного производства, так и импортного.

Операции, которые при определенных условиях считаются экспортом, названы в таблице ниже.

Если российская организация вывозит товары и передает их своему обособленному подразделению, расположенному в стране – участнице ЕАЭС, объект обложения НДС не возникает. Даже если в дальнейшем подразделение будет продавать полученные товары на территории этой страны. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24 августа 2015 г. № 03-07-13/1/48565.

Читайте также:  Страны европы с национальной визой

Ситуация: как облагать НДС реализацию работ казахским заказчикам на территории Казахстана по договору о совместной деятельности между российской и казахской организацией? По договору ответственный участник – казахская компания. Российская организация имеет в Казахстане филиал

Ответ зависит от места реализации работ. Если это Россия, то российская организация должна заплатить НДС. Если же реализация произошла на территории Казахстана, то обязанности платить НДС у российской организации не возникнет.

Поясним. Несмотря на то что ответственным за ведение дел по договору значится казахская компания, для целей НДС за общий учет операций по совместной деятельности в любом случае отвечает российская организация. Об этом четко говорится в пункте 1 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ. Нужно ли ей платить НДС и выполнять все те обязанности , которые перечислены в статье 174.1 Налогового кодекса РФ, зависит от места реализации работ.

Если работы реализованы в России, то платить НДС нужно. И неважно, что у российской организации есть в Казахстане филиал, – подразделение не является юридическим лицом (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Если же местом реализации работ является территория Казахстана, то исполнять обязанности, прописанные в статье 174.1 Налогового кодекса РФ, не придется. Налог обязана платить казахская компания в порядке, установленном законодательством ее страны.

Все эти выводы следуют из пункта 1 статьи 174.1, пункта 1 статьи 146, пункта 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Определять же место реализации работ в рамках договора о совместной деятельности между российской и казахской организацией нужно по правилам пункта 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее см. таблицу .

Приведем пример. Допустим, казахская и российская стороны заключили договор о совместной деятельности с целью выполнять геологоразведочные работы на территории Казахстана для казахских заказчиков. Какая страна будет являться местом реализации работ? Участки недр и земельные участки относятся к недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Местом реализации работ, связанным с предоставлением в пользование недвижимого имущества, признается территория государства, в котором находится это имущество (подп. 1 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Недра и земельные участки, которые предоставлены в пользование для геологоразведочных работ, находятся в Казахстане. Поэтому местом реализации работ является территория Казахстана. Значит, российская организация НДС платить не должна. Его платит казахская компания на основании законодательства своей страны.

Налоговая база при экспорте

По общему правилу налоговая база для расчета НДС – это договорная стоимость экспортированных товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ).

По-особому налоговую базу определяйте в следующих случаях:

1. В другие страны вывозите продукты переработки давальческого сырья, которое завозили в Россию из стран – участниц Таможенного союза. В этой ситуации налоговой базой по НДС является стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (п. 31 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

2. Товары экспортируете по договорам товарного кредита или товарного займа. Здесь налоговую базу по НДС определяйте как стоимость передаваемых товаров, прописанную в договоре. Если в договоре ее нет, то в качестве налоговой базы возьмите стоимость, которая указана в сопроводительных документах. Например, в накладной. Данных о стоимости нет ни в договоре, ни в товаросопроводительных документах? Тогда налоговой базой будет стоимость товаров, отраженная в бухучете. Об этом говорится в абзаце 5 пункта 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

3. Имущество вывозите по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности к лизингополучателю. В этой ситуации налоговую базу по НДС формируйте на дату, предусмотренную договором для уплаты каждого лизингового платежа. А ее размер – это часть первоначальной стоимости предмета лизинга, приходящейся на каждый платеж. То есть налоговая база не может превышать сумму лизингового платежа. При этом суммы входного НДС по экспортированному предмету лизинга вы также сможете принять к вычету в части стоимости, приходящейся на каждый платеж. Об этом говорится в абзацах 3 и 4 пункта 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Пример, как определить налоговую базу по лизинговым платежам за экспортированное имущество

ООО «Альфа» экспортировало по договору лизинга легковой автомобиль в Казахстан. Срок лизинга составляет три года. Первоначальная стоимость предмета лизинга – 4 320 000 руб., входной НДС, уплаченный продавцу предмета лизинга, – 777 600 руб.

По договору казахская организация ежемесячно перечисляет лизинговые платежи в размере 236 000 руб. Из этой суммы 120 000 руб. составляет возмещение «Альфе» приобретенного имущества. Поэтому «Альфа» определяет ежемесячно налоговую базу по НДС, облагаемую по ставке 0 процентов, в размере 120 тыс. руб.

С оставшейся суммы налоговой базы «Альфа» начисляет НДС по ставке 18/118 процентов (п. 4 ст. 164 НК РФ):

(236 000 руб. – 120 000 руб.) × 18/118 = 17 695 руб.

Ежемесячно «Альфа» может принять к вычету часть входного НДС, рассчитанную как:

777 600 руб.: 36 мес. = 21 600 руб.

НДС к вычету «Альфа» отражает по строке 030 раздела 4 декларации по НДС .

Определяя налоговую базу, учтите следующее. Если договорная стоимость товаров увеличилась или уменьшилась , то налоговую базу нужно скорректировать. То же самое относится и к изменению количества реализованных товаров. Корректировку делайте в том квартале, в котором произошло изменение (п. 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Ситуация: нужно ли начислять НДС с предоплаты, полученной в счет предстоящих экспортных поставок в страны – участницы Таможенного союза?

В приложении 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе нет четкого требования начислять НДС с аванса (частичной оплаты), полученного в счет экспорта. Поэтому при решении этого вопроса руководствуйтесь положениями Налогового кодекса РФ (ст. 7 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 9918/09).

Предоплата (в т. ч. частичная), которую российская организация получила в счет предстоящего экспорта, освобождена от НДС. Такое правило применяется и при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.

Это следует из пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 30 апреля 2015 г. № 03-07-13/1/25440.

Таким образом, российские организации не должны начислять НДС с авансов, которые получили в счет предстоящего экспорта.

Ситуация: нужно ли начислять НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза товаров, реализация которых в России не облагается НДС (например, при экспорте медицинской техники) ?

Экспорт товаров из России в страны – участницы Таможенного союза регулируется приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Этот документ не освобождает от НДС экспорт товаров, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ (в т. ч. медицинской техники). Поэтому при подтвержденном экспорте таких товаров в страны – участницы Таможенного союза организация обязана начислить НДС по ставке 0 процентов (п. 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

В какой момент определять налоговую базу

Налоговую базу определяйте на последний день квартала, в котором вы собрали полный пакет подтверждающих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ, письма Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980 и ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7675). А на сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров (п. 5 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Ставка НДС

При экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза начисляйте НДС по ставке 0 процентов.

Российская организация может реализовывать товары через свои филиалы, которые находятся на территории государств – участников Таможенного союза. В таком случае она также имеет право на нулевую ставку НДС.

При этом право на нулевую налоговую ставку организация-экспортер должна подтвердить .

Об этом сказано в пункте 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 марта 2015 г. № 03-07-13/1/15445 и от 17 марта 2015 г. № 03-07-13/1/14229.

Такой порядок применяется независимо от того, облагается ли НДС ввоз экспортируемого товара на территорию страны – участницы Таможенного союза или нет.

Ситуация: по какой ставке НДС облагается перевозка экспортируемых товаров с территории России на территорию стран – участниц Таможенного союза? Услуги по перевозке оказывает АО «Российские железные дороги» (АО «РЖД»)

Такая перевозка облагается НДС по ставке 0 процентов, если право на нее подтверждено полным комплектом перевозочных документов.

В данном случае нужно руководствоваться главой 21 Налогового кодекса РФ. То есть законодательством той страны, территория которой признается местом реализации услуг (п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). А это Россия. Поскольку услуги оказывает российский налогоплательщик – АО «Российские железные дороги» (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Поэтому услуги по перевозке нужно облагать НДС по ставке 0 процентов.

Важное условие для нулевой ставки: общество подало в налоговую инспекцию реестр сопроводительных документов, оформленных при перевозках товаров железнодорожным транспортом. В документах должны быть указаны:

  • даты реализации работ (услуг);
  • стоимость работ (услуг);
  • наименования или коды государств отправления и назначения товаров;
  • наименования или коды входных и выходных российских пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций.

Это следует из положений подпункта 9.1 пункта 1 статьи 164 и пункта 5.1 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Если же АО «РЖД» не подтвердит своего права на применение нулевой ставки НДС, то оказанные им услуги по перевозке экспортируемых товаров железнодорожным транспортом будут облагаться по ставке 18 процентов.

Ситуация: по какой ставке НДС облагать услуги по организации транспортировки груза железнодорожным транспортом? Пункт назначения и пункт отправки расположены на территории Казахстана. Исполнитель – российская организация, у которой есть собственные вагоны. Заказчик – казахская организация

По ставке 18 процентов.

Налоговую базу, ставки косвенных налогов и порядок их взимания нужно определять по законодательству той страны, территория которой признается местом реализации услуг (п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). А место реализации услуг по организации транспортировки груза железнодорожным транспортом по территории Казахстана определяйте по исполнителю этих услуг (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Это правило распространяется в том числе и на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава (локомотивов, вагонов и др.) для перевозки грузов по территории Казахстана (абз. 2 подп. 5 п. 29, п. 2 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

В рассматриваемом случае услуги оказывает российская организация. Значит, место реализации услуг – Россия. Поэтому при начислении НДС с их стоимости руководствуйтесь главой 21 Налогового кодекса РФ. И примените ставку, установленную пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ, – 18 процентов.

Косвенно такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-13/01-07. Несмотря на то что разъяснения основаны на положениях старого протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, логику, изложенную в письме, можно применить и к данному случаю. Поскольку в этой части нормы соглашений не изменялись.

Ситуация: по какой ставке облагать НДС услуги по автоперевозке товаров, экспортируемых из России в государства – участницы Таможенного союза? Услуги по перевозке оказывает российская организация

Применяйте ставку НДС 0 процентов.

Ставку НДС нужно определять по законодательству страны, которая признается местом реализации услуг (п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Если услуги по перевозке товаров по территории Таможенного союза оказывает российская организация, то местом оказания услуг признается Россия (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Следовательно, начислять НДС нужно по правилам, установленным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 и подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса РФ. То есть по нулевой ставке.

Источник

НДС в Таможенном союзе: взимание при импорте и возмещение при экспорте

Порядок взимания НДС при импорте и возмещения НДС при экспорте регулируется Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г. Методология взимания НДС прописана в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. Соглашение в рамках Таможенного союза (ТС) разрабатывалось на основе двустороннего Соглашения между Россией и Белоруссией, из которого достаточно много норм перенесено в трехстороннее Соглашение.

Выписка банка не нужна

Общий принцип следующий: при ввозе товаров налогоплательщик уплачивает налоги налоговым органам, при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и налог возмещается также налоговыми органами. Я остановлюсь на более сложных случаях, которые возникают в торговле в рамках ТС.
Во-первых, произошли изменения налогового законодательства РФ, которые привели к изменениям в применении косвенных налогов в рамках ТС. С 1 октября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». В этом Законе много норм, касающихся экспорта товаров. В частности, в ст. 165, содержащей перечень документов, которыми налогоплательщики могут подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте товаров в третьи страны, произошли изменения. Из этого перечня была исключена выписка банка. Этот документ было сложнее всего получить налогоплательщику для подтверждения нулевой ставки НДС. Поэтому с 1 октября 2011 г. либерализован порядок применения нулевой ставки НДС.
Что это означает в рамках Таможенного союза? Для подтверждения нулевой ставки при экспорте и поставках товаров в Казахстан и Белоруссию в налоговые органы тоже нужно представлять определенный пакет документов. В этот пакет в соответствии с Протоколом о взимании косвенных налогов в ТС включена выписка банка, подтверждающая получение выручки от иностранного контрагента. Дословно в Протоколе написано следующее: «В налоговые органы должна представляться выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ТС». Поскольку с 1 октября 2011 г. в российском законодательстве предусмотрено иное, то есть выписку банка представлять не нужно, с этой даты в рамках торговли в ТС ее представлять тоже не нужно.
Как правило, все нормы по НДС распространяются в отношении товаров, отгруженных после вступления в силу каких-либо изменений налогового законодательства, соответственно, и эта норма распространяется на те товары, которые были отгружены в Казахстан и Белоруссию после 1 октября 2011 г. Напомню, что по Протоколу датой отгрузки товара признается дата первого первичного документа, который выставлен на имя покупателя либо перевозчика, который осуществляет перевозку товаров в рамках ТС.
Соответственно, изменилось российское налоговое законодательство в части определения налоговой базы в том случае, если на счет налогоплательщика поступает иностранная валюта. В ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации Закон N 245-ФЗ внес изменения. Поскольку выписка банка для подтверждения нулевой ставки НДС уже не нужна, необходимо было изменить норму ст. 153 НК РФ. До 1 октября 2011 г. налоговая база по экспортным товарам рассчитывалась исходя из курса, действовавшего на дату поступления выручки. Теперь налоговая база рассчитывается исходя из курса, действовавшего на дату отгрузки товаров. Поскольку по Протоколу налоговая база при экспорте товаров определяется в соответствии с национальным законодательством государств сторон, в таком же порядке после 1 октября 2011 г. рассчитывается налоговая база и при поставках товаров в Казахстан или Белоруссию. Но еще раз обращаю внимание: это в том случае, если за экспортные поставки на счет налогоплательщика приходит выручка в иностранной валюте.
Эта норма относится к товарам, отгруженным после 1 октября 2011 г., соответственно, еще какое-то время налогоплательщики будут закрывать старые поставки по нормам, действовавшим до этой даты, то есть с представлением в налоговые органы выписки банка в пакете документов. И, поскольку такие случаи будут происходить, считаю нелишним напомнить такой момент. По Налоговому кодексу РФ до 1 октября 2011 г. сохранялась следующая норма: когда выручку за поставленные экспортированные товары перечисляет налогоплательщику-экспортеру не непосредственный покупатель этих товаров, а третье лицо, в налоговые органы нужно было приносить помимо выписки банка также договор поручения, которым импортер возлагал обязательства на оплату товаров на третье лицо. По данному вопросу вынесено Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Этим Постановлением данная норма НК РФ была признана неконституционной, и, хотя с 2009 г. по июль 2011 г. в НК РФ поправки не вносились, необходимо руководствоваться решением Конституционного Суда. Поэтому, если по отгрузкам, осуществленным до 1 октября 2011 г., приходит оплата от третьего лица, в налоговый орган нужно представлять в обязательном порядке выписку банка, свидетельствующую о поступлении оплаты, и любой документ, подтверждающий передачу покупателем обязательства по оплате экспортируемых товаров третьему лицу, то есть необязательно это должен быть договор поручения.

Проблемы при экспорте

Еще один момент, на котором я бы хотела остановиться, тоже касается экспорта — это поставка в Белоруссию и Казахстан товаров, освобожденных от обложения НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Перечень таких товаров содержится в ст. 149 НК РФ. Кто занимается экспортом, тот знает, что при поставках в третьи страны, то есть вне рамок ТС, по товарам, которые перечислены в ст. 149 НК РФ, нулевая ставка НДС не применяется. Товар считается освобожденным, и к нему не применяется никакая ставка налога. Что это означает? Налог не взимается при такой поставке, но «входной» НДС не возмещается.
В рамках ТС на основании Соглашения и Протокола действует иной порядок. В отношении абсолютно всех товаров, реализуемых в Белоруссию и Казахстан, применяется нулевая ставка НДС. Значит, товары, которые перечислены в ст. 149 НК РФ, при их реализации в РК и РБ облагаются нулевой ставкой и «входной» НДС подлежит возмещению при представлении в налоговый орган соответствующего пакета документов. Правда, возникает проблема в случае, если экспортер в установленный срок не может собрать документы, которыми он обосновывает нулевую ставку НДС. Здесь возникает такая интересная ситуация. Поскольку Соглашение изъяло эти товары из ст. 149 НК РФ и они уже не считаются освобожденными, в случае если нулевая ставка в установленный срок не подтверждена, налогоплательщик обязан эти поставки обложить по 18%-ной ставке НДС. Почему? Статья 149 НК РФ не распространяется на эти товары, п. 2, где перечислены товары, облагаемые по 10%-ной ставке, также не содержит этих товаров, остается единственный выход — применить в отношении этих товаров 18%-ную ставку НДС. Если впоследствии будут собраны документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки, налог, уплаченный за счет собственных средств налогоплательщика, будет возвращен.
Существуют особенности и в случае, когда российский налогоплательщик продает свои товары нерезиденту ТС, но вывозит их с территории РФ на территорию государства — члена ТС. Вывозит он их на том основании, что нерезидент, который приобрел эти товары, дает поручение экспортеру отгрузить их непосредственно, например, в Казахстан. Здесь могут быть две разные ситуации. Первая, когда нерезидент заключает с хозяйствующим субъектом государства — члена ТС договор купли-продажи. В этом случае при ввозе экспортируемого товара, например, в РК казахстанский импортер в соответствии с Протоколом обязан будет заполнить заявление (один из основных документов, на основании которых наш российский экспортер может подтвердить нулевую ставку НДС) и передать его российскому экспортеру, поскольку товар ввозится с территории РФ, которая является членом ТС. При наличии такого заявления российский экспортер может в установленном порядке подтвердить нулевую ставку налога. Второй вариант, когда российский экспортер продает нерезиденту свой товар и также вывозит его на территорию РК, но у нерезидента и хозяйствующего субъекта РК между собой заключен не договор купли-продажи, а договор переработки. В этом случае на основании норм Соглашения и Протокола казахстанский импортер не должен оформлять никакого заявления, поскольку товар он не приобретает, этот товар не будет собственностью казахстанского переработчика, налог при ввозе данного товара уплачиваться не должен, соответственно, не будет никакого заявления. Поскольку не будет никакого заявления с казахстанской стороны, российский экспортер никогда не сможет по таким поставкам подтвердить нулевую ставку налога. И, если он заявит эти поставки как облагаемые по нулевой ставке, ему придется уплачивать налог за счет собственных средств. Таким образом, один и тот же вывоз в рамках одних и тех же договоров, заключенных с нерезидентом, влечет разные налоговые последствия. Я хочу посоветовать тем, кто осуществляет такие поставки, — если вы заключаете договор с нерезидентом, но поставка будет осуществляться внутри ТС в обязательном порядке. Поскольку вы отгружаете свой товар непосредственно хозяйствующему субъекту ТС, узнайте у него, какой договор будет заключен между нерезидентом и лицом государства ТС. Если это невозможно сделать, велики налоговые риски, о которых я сказала.

Особенности при импорте

Хочу также остановиться на некоторых ситуациях, касающихся импорта товаров. Чаще всего налогоплательщики задают вопрос, который касается ввоза с территории государства — члена Таможенного союза товаров, не происходящих на территории ТС. В каком случае по таким товарам надо платить НДС таможенным органам, в каком — налоговым? В рамках Соглашения и Протокола о косвенных налогах при ввозе должны облагаться те товары, которые на территории Белоруссии или Казахстана выпущены в свободное обращение и этот товар хозяйствующий субъект государства — члена ТС по договору купли-продажи продает российскому импортеру. В этом случае налог уплачивается налоговому органу. В остальных случаях, когда товар не выпущен в свободное обращение на территории ТС, провозится транзитом через территорию Белоруссии или Казахстана и попадает на территорию РФ, во всех таких случаях налог должен быть уплачен таможенным органам.
Что касается определения налоговой базы при импорте товаров, оно регулируется не национальным законодательством, а непосредственно Протоколом о взимании косвенных налогов. Согласно Протоколу налоговая база определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввезенных товаров на основе их стоимости, являющейся ценой сделки, подлежащей уплате поставщику товаров согласно условиям договора или контракта. Кто работал по двустороннему Соглашению с Белоруссией, тот помнит, что при ввозе белорусских товаров на территорию РФ налоговая база определялась как стоимость товара исходя из контракта и она в обязательном порядке увеличивалась на стоимость как минимум транспортировки товаров от продавца к покупателю. В трехстороннем Соглашении такой нормы об обязательном включении и увеличении стоимости товаров по контракту на стоимость транспортировки этого товара нет. Но на что я хочу обратить внимание. В цену товара могут войти как стоимость его производства, стоимость самого товара, так и стоимость его транспортировки, и российский импортер транспортировку может оплачивать уже в цене этого товара. Но договор может быть построен и иначе. В договоре могут быть отдельно указаны цена товара и отдельно стоимость транспортировки, которая подлежит оплате также продавцу ввозимого товара. В том случае, если стоимость перевозки оплачивается продавцу товара по этому договору или по отдельному договору, это подпадает под норму «цена сделки, подлежащая уплате поставщику товара». В этом случае стоимость товара нужно увеличивать на стоимость транспортировки. Если же поставщик поставляет товар, а стоимость транспортировки оплачивается третьему лицу, то налоговую базу на стоимость перевозки увеличивать не надо.
Возможны ситуации, когда на территорию РФ российский переработчик давальческого сырья ввозит сырье, перерабатывает его и по поручению собственника продуктов переработки — хозяйствующего субъекта государства — члена ТС — продает этот товар на территории РФ. Кто в этом случае должен уплачивать налог по продуктам переработки? Здесь два варианта в зависимости от того, кто заключал договор с покупателем продуктов переработки. Если договор на продажу продуктов переработки заключен между российским переработчиком сырья и российским покупателем, вступает в силу п. 4 ст. 161 НК РФ, согласно которому в случае реализации на территории РФ товаров, принадлежащих иностранному лицу, налог уплачивает агент, которым признается непосредственный продавец этого товара. При такой ситуации налог уплачивает российский переработчик. Второй вариант заключения договоров, когда непосредственный собственник продуктов переработки, то есть хозяйствующий субъект государства — члена ТС напрямую заключает договор с российским покупателем. При заключении такого договора налог уплачивает российский покупатель продуктов переработки.
Сумма НДС, которую налогоплательщик уплатил при ввозе, подлежит вычету, если эти товары используются в операциях, подлежащих налогообложению на территории РФ. Причем имеются в виду суммы налога, уплаченные как таможенным органам, так и налоговым органам при ввозе товаров с территории государств — членов ТС. В каком налоговом периоде нужно принимать к вычету НДС, уплаченный по ввозимым товарам налоговым органам? В соответствии с нормами ст. 171 Налогового кодекса РФ НДС подлежит вычету, когда он фактически уплачен, то есть имеется платежка об уплате налога. Это первое. Второе: в соответствии с частью первой НК РФ для налоговых органов уплатой налога считаются не только его фактическая уплата в бюджет, но и отражение суммы этого налога в налоговой декларации. Поэтому по товарам, ввезенным с территории и Казахстана, и Белоруссии, налог, уплаченный при ввозе, принимается к вычету в налоговом периоде, следующем за тем налоговым периодом, когда товар ввезен и когда по нему была подана налоговая декларация.

Услуги по переработке

Существует также ряд особенностей, касающихся одновременно и импорта, и экспорта. С территории одного государства — члена ТС российский покупатель может приобрести товары, предположим, в Белоруссии, ввезти на территорию РФ и продать потом в Казахстане. Какой порядок налогообложения действует в таком случае? Порядок общий. При ввозе со всей стоимости товаров нужно уплатить НДС налоговым органам, при реализации в другое государство ТС эти суммы налога будут возмещаться после подтверждения нулевой ставки НДС по экспорту товаров. К сожалению, у некоторых налогоплательщиков сложился какой-то свой порядок налогообложения в данном случае. Почему-то некоторые считают, что по тем товарам, которые реализуются на экспорт, возможно не платить НДС при ввозе, мотивируя это так: «А зачем его платить? Он все равно будет возмещен после подтверждения экспорта». Вот этого ни в коем случае делать нельзя. Как не надо и подавать уточненную декларацию по той части товара, которая была реализована на экспорт. В случае импорта товара и потом экспорта на территорию другой страны ТС налог, уплаченный по ввозимым товарам, не уменьшается, никаких уточненных деклараций по ввозимым товарам не подается налоговым органам, а сумма налога подлежит возврату после подтверждения нулевой ставки.
И еще один вопрос, касающийся работ по переработке. В рамках Таможенного союза подписаны протоколы о взимании косвенных налогов как по товарам, так и по услугам. В рамках ТС могут осуществляться операции по оказанию услуг, выполнению работ по договорам, заключенным как с резидентами ТС, так и нерезидентами ТС. Протокол по услугам в рамках Таможенного союза распространяется на те договоры, которые заключены с хозяйствующими субъектами Белоруссии и Казахстана. Если происходит какая-то работа внутри ТС, но договор заключен с хозяйствующим субъектом третьей стороны, то в этом случае для определения места реализации и, соответственно, определения, нужно ли уплачивать НДС в бюджет, вступают в силу нормы Налогового кодекса РФ (гл. 21, ст. ст. 147, 148). На это надо обратить внимание.
Если российский налогоплательщик осуществляет услуги по переработке давальческого сырья, принадлежащего белорусским или казахстанским хозяйствующим субъектам, местом реализации этих работ признается территория РФ. Значит, эти работы подлежат налогообложению в РФ. Возникает вопрос: по каким ставкам? С учетом Протокола по услугам по нулевой ставке НДС облагаются услуги по переработке тех товаров, которые осуществляются на основании договоров, заключенных с хозяйствующими субъектами государств — членов ТС. Если переработчик, который взял на переработку это сырье, заключает договор с еще одной российской организацией, которой отдает на переработку часть давальческого сырья или все целиком, то в рамках этого договора, заключенного между российскими организациями, будет применяться 18%-ная ставка НДС. Здесь отличие от норм гл. 21 НК РФ, в соответствии с которой по нулевой ставке облагаются как непосредственно переработчик, так и тот, кто заключил договор с нерезидентом.
И нулевая ставка НДС применяется только в том случае, если продукты переработки вывозятся с территории РФ. Если они вывозятся на территорию страны — члена ТС, документом, подтверждающим нулевую ставку, является заявление от резидента Белоруссии и Казахстана. Если продукты переработки вывозятся в третью страну, нулевая ставка подтверждается с представлением в налоговые органы таможенной декларации. Если продукт переработки не вывозится с территории РФ и продается третьему российскому лицу, то услуги по переработке будут облагаться по ставке НДС 18%. То есть услуги одни и те же, но налогообложение осуществляется по-разному, на это надо обратить внимание.

Источник

Оцените статью