Страны тесно связанные с искусством

1.14 Искусство

Понятие и признаки искусства

Искусство – это ещё один социальный институт духовной сферы общества, удовлетворяющий духовные потребности людей в красоте. В его основе лежит неповторимое эстетическое чувство человека, которое возвышает его над природой. Искусство играет важную роль в жизни человека и общества. Оно помогает постичь суть красоты и гармонии. Что же такое искусство? Сформулируем определение:

Искусство – особая форма сознания и деятельности, отражающая окружающую действительность в художественных образах.

Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:

  • Образность восприятия – искусство является способом чувственного познания. Как создаются произведения искусства? Окружающая нас действительность в сознании творца воспринимается в виде художественных образов, которые он материализует, переносит на холст, бумагу, звук и пр.
  • Эстетические цели – искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное.
  • Субъективность – творец создает образ таким, каким его представляет и видит он сам. Любой деятель искусства стремится создать что-то оригинальное, отражающее его индивидуальность и в то же время что-то способное вызвать интерес у окружающих.
  • Использование специфических средств – для создания произведений литературы используется слово, живописи — цвет, музыки — звук.

Функции искусства

Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. Рассмотрим их.

  • Познавательная – получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Пример функции: актриса Фаина Раневская рассказывала, как прочитав повесть А. П. Чехова «Скучная история» она «поняла всё о человеческом одиночестве».
  • Эстетическая – удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Пример функции: Евгений восхитился красотой картин народного художника СССР А. М. Шилова после посещения галереи в Москве.
  • Гедонистическая – искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Пример функции: каждый вечер Аля слушает и наслаждается Лунной сонатой Бетховена.
  • Компенсаторная – в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни. Пример функции: прочитав поэму И. Бродского, Арина обрела силы и уверенность в силе.
  • Коммуникативная – искусство создает пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Пример функции: на выставке – инсталляции Юрий нашёл единомышленников.
  • Прогностическая – искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы. Пример функции: в романе «20000 лье под водой» (1870 г.) Жюль Верн описал подводную лодку «Наутилус», двигатели которого были электрическими. Спустя 90 лет появились настоящие электрические подводные лодки.
Читайте также:  Страны латинской америки сингапур

Виды искусств

Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как литература, театр, скульптура, музыка, хореография, архитектура, кино, дизайн, компьютерная графика и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов. Также существует объединение различных видов искусства в группы:

  1. Изобразительные и речевые. Данное деление произведено с точки зрения участия речи как художественного средства. К изобразительным искусствам, к примеру, относятся живопись, графика, скульптура, а к речевым литература, ораторское искусство.
  2. Пространственные, временные и пространственно — временные. Пространственные виды искусств занимают определённое пространство, не находятся в движении и не меняются со временем (архитектура, скульптура, фото — искусство, живопись). Временные же не меняются со временем (литература, музыка). Пространственно — временные объединяют черты первых двух групп (театр, кино, хореография).
  3. Динамические и статические. К динамическим можно отнести временные виды искусства, а к статическим пространственные.

Связь искусства с другими институтами духовной сферы

Искусство тесно связано с другими институтами духовной сферы. Как и религия оно познаёт мир образно, опираясь на чувства и эмоции. Оба института ориентированы на нравственность, духовное самосовершенствование. Искусство и религия обращают человека не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему, поэтому они невозможны без фантазии и воображения. Различие состоит в том, что религия основана на вере в сверхъестественное, а искусство ориентировано на эстетику. Искусство, как и наука познает мир, но кардинально разными способами и методами. Если искусство объясняет мир образно, то наука делает это категориально, с помощью понятий, теорий и законов. Произведению искусства свойственна завершенность, тогда как любое исследование науки имеет своих предшественников и последователей. Искусство создаётся «раз и навсегда», тогда как наука никогда не будет «закрытой книгой», в которую больше нечего писать. Искусство субъективно, наука объективна.

В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода творчества. Государство оказывает поддержку искусству. Одним из способов такой поддержки является проведение Министерством культуры РФ конкурса на присуждение грантов для реализации творческих проектов в различных видах искусства.

Источник

Всемирная живопись. Мировая художественная культура

Мировую художественную культуру можно представить через великих художников и великие шедевры.

Предлагаемый материал — не учебник по истории искусств, это скорее краткий вводный курс, своего рода приглашение прикоснуться к мировому изобразительному искусству в его становлении и развитии от первобытного искусства до XXI в.

Хронологический порядок изложения материала позволит проследить, хотя бы бегло и фрагментарно, историю искусств.

Человек всю жизнь «восходит» к искусству и идет к его пониманию разными путями. Мы предлагаем свой вариант приобщения детей к миру прекрасного: от созерцания живописных произведений к искусству их созерцания.

Ученикам, не знакомым с шедеврами живописи, эти публикации помогут приобрести начальные знания в этой сфере и, возможно, вызовут желание что-то еще узнать, и главное,- посетить музеи, выставки, галереи, прикоснуться к богатству всемирного наследия посредством диалога культур, найти повод для новых размышлений.

Краткий обзор эпох

Первобытный мир и древние цивилизации (до I тыс. до н.э.)

Возникновение искусства относится к глубокой древности. Зачатки его появились около 40 тыс.лет до н.э. Первобытный человек чувствовал потребность отобразить мир, который его окружает, природу, в которой он живет, и уже в верхнем палеолите рождается наскальное искусство: фигуры животных, людей и абстрактные знаки.на рубеже неолита и позднего каменного и бронзового веков около 4 тыс.лет до н.э. возникли древние великие цивилизации — Шумер в междуречье Тигра и Ефрата и Египет на берегах Нила. Искусство древних людей было тесно связано с магией, религией и мифологией.

С середины 3-его тысячелетия до н.э. в районе Средиземного моря, на острове Крит и Кикладском архипелаге появились центры нескольких культур — минойская, микенская и культура этрусков. широко распространившие свое влияние в регионе и создавшие оригинальные художественные образы. на которые опиралась в своем развитии культура материковой Греции. Эстетическое творчество древних цивилизаций, достигшее высокого уровня. составило основу нашей художественной культуры.

Античный мир. Греция и Рим (I тыс. до н.э. — Vв.н.э.)

Рождение великих классических цивилизаций — Древняя Греция и Великая Римская Империя. Культура Западной Европы ведет свое происхождение от цивилизаций классической Греции. Стремление к натуралистическому изображению действительности определило стиль этого периода, и его влияние ощущается и в наши дни. Греческое искусство, фундамент и первый идеал художественной культуры Запада, передало нам свои формы красоты.

Будучи наследником греческой культуры, Рим культивировал более прагматическую концепцию искусства — его целью стало прославление власти и величие империи. Идея вечного мирового господства Рима воплощается в произведениях, созданных в традициях греческого искусства.

Художественная культура эпохи Византии (V — XIVвв.)

Концом истории Древнего мира принято считать IVвек н.э. — дату разорения Рима. В 395 г. н.э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. На месте Западной, завоеванной племенами варваров, образовались королевства — прообразы современных европейских государств. На Востоке возникло первое христианское государство — Византия.

Мозаика, настенные росписи, миниатюра и другие виды искусства, связанные с цветом, прошли большой путь развития в процессе существования империи.

Настенные росписи, производившие ослепительный эффект, часто превосходили мозаику своей выразительностью и, кроме того, были более экономичны. В новом языке империи соединились римское эстетическое наследие, исконные азиатские формы, варварское влияние.

Художественная культура Америки и Востока (XII-XIX вв.)

Художественная культура Азии, Америки и Востока выработали свои эстетические концепции и внесли свой вклад в развитие мирового искусства в целом. Памятники древних цивилизаций, равно как и культура новых государств от Индии до Китая, представляют необычайный интерес.

В начале нашей эры изобразительное искусство в Индии достигло невиданных высот. Мастера из Кашмира создали фантастические по красоте росписи в пещерных храмах Аджанты и в других местах.

К началу второго тысячелетия относятся фрески, найденные в Южной Индии. Особое место в индийском изобразительном искусстве занимает миниатюра, толчок к развитию которой дало проникновение в Северную Индию персидской миниатюры вместе с мусульманскими завоевателями. Излюбленные сюжеты — батальные и охотничьи сценки из жизни правителей, любовные переживания и встречи литературных героев, сюжеты из индуистской мифологии. В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Индийская живопись многолика. Большая ее часть замечательна своей сложной композицией. точностью деталей, яркими и насыщенными цветами. многообразием сюжетов — от портретов и событий придворной жизни до бесчисленных изображений богов и богинь. В XVIII-XIX вв. в индийской живописи все больше нарастает западное влияние.

Древняя цивилизация Китая пожалуй, одна из редких культур в истории человечества, имеющая свои самостоятельные истоки зарождения. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Истоки китайской живописи восходят к эпохе, которая отстоит от нас на 5-6 тысячелетий. Наиболее ранними живописными явлениями были наскальные рисунки, изображавшие растения, животных и человеческие фигуры. Эти рисунки были выполнены с помощью минеральных красящих веществ. По тематике древнекитайская живопись делится на несколько разделов: портретная живопись, пейзажная живопись (жанр «горы и воды»), жанр «цветы и птицы». В XVII в в Китае проникла европейская живопись, ее китайцы стали называть «сиянхуа» («картины. пришедшие с Запада») в отличие от отечественной живописи, которую стали называть «традиционной китайской живописью».

Китайская традиционная живопись — одно из магистральных направлений изобразительного искусства Востока. Она представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве, резко отличаясь от западной живописи как по тематике, так и по форме и изобразительным средствам. Обязательными атрибутами картин китайских художников являются сделанные автором название картины, стихотворное сопровождение и личная печать. удостоверяющая личность автора.

Пейзажная живопись Японии получила развитие уже в XIV в. В ней к этому времени выделились два основных направления: придворная живопись светского направления. основанная на сочетании четких, плоских силуэтов и декоративных цветовых пятен (ямато-э) и монохромная живопись тушью, зародившаяся в дзэнбуддийских монастырях, где проповедовались интуиция и созерцание как путь достижения истины (суйбокуга или сумиё-э).

Главное место в суйбокута заняла живопись «гор и вод». развивающая традиции классического китайского пейзажа XI-XIII вв. В ней нашло отражение представление о природе как выразительнице всеобщих законов мироздания. Художники прошлого в своих пейзажах стремились создать обобщенный образ природы, исполненной величия и внутренней гармонии. Но это был всегда вымышленный, опоэтизированный пейзаж. а не реальное изображение конкретных мест. В Японии постепенно наступает «золотой век», подаривший миру величайшие произведения, повлиявшие и на европейское искусство.

Религия оказала огромное влияние на искусство мусульманского мира. Запрещались изображения божества и живых существ, поэтому искусство Востока было в основном декоративным. Были распространены каллиграфия и рисунки вязью — арабески.

В сокровищницу мирового искусства произведения из Новейшего Света вошли последними, принеся с собой разнообразие стилей и образов, в которых отразилось свое миропонимание.

Готика (XII-XVвв)

Эпоха Средневековья принесла с собой новые идеалы в искусстве — преобладание духовного над телесным, рыцарского служения Богоматери и Прекрасной даме. Это было время грандиозных соборов. В истории Средневековья различаются три периода:

  • V-IX вв. — искусство варварских королевств;
  • X-XI вв. — романский стиль;
  • XII-XIV вв. — готика.

На Руси Средневековье длилось до конца XVII в. (до реформ Петра I).

В Средневековой живописи, имевшей прежде всего практическую значимость. поражает ее разнообразие: фрески, алтарные картины, книжные миниатюры, витражи. Их удивительная красота и в наши дни потрясает душу зрителя.

Разработанные средневековыми мастерами композиционные и колористические образы и формулы оказали большое влияние на другие виды искусства и успешно решили задачи прославления христианства.

Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)

Возрождение — величайшая историческая эпоха. пережитая человечеством, охватывает период с конца XIII в. по XVIв. в Италии (родине Возрождения) и XV-XVI вв. в других странах.

В XV — XVIвв. Европа переживала культурную революцию. Это было время возвращения к идеалам античности. Оно оказало влияние на все стороны жизни — от искусства до науки и философии. Гуманистическое искусство выдвинуло идею обновления, подразумевающую возврат к древнеримским источникам.

Произведения искусства приобрели самостоятельную ценность. а художники и их творения получили принципиально новый статус в обществе. Это время рождения станковой картины, изобретения прямой перспективы и живописи масляными красками. Античная символика переплетается с христианской.

В XVI в. в недрах итальянского Возрождения сформировалась художественная культура. не имеющая равных по своим эстетическим ценностям и идеалам, которую назвали — Высокое Возрождение.

Северное Возрождение (XV — XVI вв.)

Северное возрождение объединяет искусство стран Европы. расположенных к северу от Италии за Альпами: Нидерландов, Франции, Германии и Испании. Искусство Северного Возрождения рождается на рубеже XV — XVI вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии. Новый стиль отличался стремлением к объемности, к передачи трехмерного пространства посредством перспективы, когда ощущение глубины достигалось за счет ослабления цвета по мере удаления. Новое искусство, оставаясь глубоко религиозным, обращалось к сокровенной духовной жизни человека, его индивидуальными переживаниями и характеру, отдавая предпочтение таким качествам как смирение и благочестие. С особенной любовью изображалась каждодневная жизнь людей. окружающие их, тщательно выписанные, вещи и природа.

На перекрестке путей Южного и Северного Возрождения родилось современное европейское искусство.

Стили эпохи барокко (конец XVI — XVIIIвв.)

К концу XVI в. (в Италии) формируется стиль, выражающий новую концепцию природы и мира, отношений между людьми и предназначения искусства. На протяжении XVII в. церковь использует искусство в своей деятельности по распространению новых идеалов и культурных ценностей. А монархи возлагают на художников задачу создания грандиозного. роскошного и убедительного образа королевской власти и государственного могущества. Процесс этот охватывает и частную жизнь человека, стремящегося отныне насладиться прекрасным. Этим объясняется подчеркнутая театральность. иллюзионизм, риторичность и пышность стиля барокко. Рождаются художественные приемы, нацеленные на усиление эмоционального воздействия искусства, призванного восхитить зрителя.

Основы живописи барокко были заложены в Риме в конце XVI в.. и уже тогда в ней наметились две тенденции: классицистическая и реалистическая. Между этими двумя полюсами в XVIIв. и позже европейские художники искали место своим фантазиям и стилистическим новаторствам. Одним из наиболее успешно развивающихся жанров XVII в. был натюрморт.

На рубеже XVI — XVIIвв. барокко сменил утонченный декоративный стиль рококо, которому присущи маленькие безделушки, нежные, блеклые словно «гаснущие» цвета. Стремление к украшательству соответствовало вкусам правящего класса и аристократии. Отличаясь изысканными , нервными приятными глазу формами, язык рококо сочетает в себе элегантность, цинизм и нежность. Век «игры чувствами» нашел выражение в наднациональном художественном языке Вены и Лондона, Парижа и Венеции, распространившись по всей Европе.

Неоклассицизм и романтизм (конец XVIIIв. — первая половина XIXв.)

Археологические раскопки в окрестностях Неаполя послужили стимулом к переосмыслению античности: сначала в Англии, Франции, Италии, а вскоре и в Новом Свете зарождается неоклассицизм. Неоклассицизм подчиняет себе литературу и музыку, вдохновляет художников по тканям, керамистов, декораторов. Со временем характер стиля меняется, приобретая в каждой стране свои черты: в Англии превращается в строгий «ридженси», во Франции — в монументальный ампир, В Америке — скромный федеральный.

Постепенно в неоклассицизме все заметнее проступают черты романтизма, который зародившись и развиваясь в его недрах. в конце концов окончательно его разрушает. Романтизм — это многообразное по формам течение , особое мироощущение. Художники-романтики создавали свое, субъективное, идущее изнутри описание действительности, в которой человек переживает ощущение трагичности жизни. Живописность, мистика, глубокие душевные чувства и неразрешимые жизненные противоречия соединяются в тоску по дальним экзотическим землям, в желание постичь пределы человеческого разума, устремиться в бесконечность. Эти особенности романтического направления нашли свое отражение в том, что в живописи цвет начинает доминировать над рисунком.

Академизм (XIX в.)

Направление, сложившееся в художественных академиях XVI — XIX вв., в первую очередь В Италии, суть которого заключается в догматическом следовании канонам, классическим образцам искусства античности и Возрождения, признанными идеальными и непревзойденными. Путь академизма в искусстве не отмечен какими-либо бурными всплесками. великими открытиями или достижениями. Этот стиль хорошо уживается в разные эпохи с разными режимами. К середине века музей становится новым официально утвержденным храмом искусства. В жизни художников серьезную роль начинают играть ежегодные выставки. В результате академический стиль стал широко известен, легко узнаваем, а работы, выполненные в академической манере, всячески поощрялись. Если для художников-романтиков было характерно изображение мифологического прошлого, экзотики, то в работах «академиков» за историческими сюжетами, античными, восточными аллегориями кроется современность: настоящее скрывается за сюжетами из иной жизни. Насколько романтизм в своих произведениях удалялся в таинственное, настолько академизм сокращает дистанцию между картиной и зрителем. Такой стиль обращен к тем, кто желает просто любоваться и избегает переживаний.

Реализм (XIX в.)

В качестве исторического явления реализм XIX в. имел всеевропейский размах. Зародился он во Франции, быстро достиг пика и пошел на убыль в 1880-х годах.

Реализм рождается внутри кризиса романтизма. Художники постепенно отказываются от экзотических и исторических сюжетов, высокопарности и фантазий. Главным в их произведениях становится достоверное отображение действительности, стремление документально зафиксировать обычаи и нравы своей эпохи. К этому добавляется интерес к человеку со всеми его проблемами, живой и непосредственный интерес к окружающему миру. противопоставляемый прежним традициям и условностям. Аллегории. мифологические сюжеты вытесняются новыми темами. Сюжеты обычно заимствуются из будничной жизни. Расширяются пределы допустимого: на картинах появляются бедняки, бездомные. трудовой люд. Появляется новая тенденция — пристальное внимание к природе, индивидуальным особенностям человека, общества, родного края. В разных странах реализм принимает различные формы.

Импрессионизм (конец XIXв.)

Во второй половине XIX в. вслед за интересом к реалистическому воплощению жизненных сцен возникло новое направление в живописи. которое сильно отличается от академической живописи и тематикой, и техникой, и назначением. Группа художников в Париже ищет новый выразительный язык. Они отображают постоянно меняющуюся действительность путем передачи атмосферы и света. Они проводят грань между новым и новейшим искусством. Со временем их назовут импрессионистами. Изобразить неосязаемые явления, перенести на полотно непередаваемое — в этом вызов импрессионистов предшествующим поколениям. Сложный и многоликий импрессионизм воплощается в индивидуальных особенностях его представителей. Несмотря на общность, каждый художник сам решает поставленные задачи, полагаясь лишь на собственную интуицию. Но в 80-е годы XIX в. публике уже не нравились картины импрессионистов: они казались неаконченными эскизами. неприемлемым становится их обращение к образам, взятым из повседневной жизни и безразличие к теме как таковой. В начале 80-х годов XIXв. во Франции завершается эпоха импрессионизма. В других странах импрессионизм продолжил развитие и оказал большое влияние на художников последующих поколений. Сегодня картины импрессионистов пользуются наибольшей популярностью.

Неоимпрессионизм и постимпрессионизм (конец XIX — начало XXв.)

На рубеже XIX — XXвв. в европейском искусстве быстро зреют новые тенденции и формируются объединения художников, национальные и международные. Это и время появления выдвигающихся одиночек со своей оригинальной и ярко выраженной манерой письма. Одной из главных задач. которую отдельные художники ставят перед собой, — освободить предметы, пейзажи и фигуры от преходящего эмоционального восприятия (как это было у импрессионистов), чтобы вернуть им определенность формы и новую «классичность», овладевая натурой, например, через геометрию форм — цилиндр, сферу, конус, и все это — в перспективе. (Это направление в полной мере вскоре разовьется в авангардистских направлениях). Одновременно усиливается тенденция к еще большему отдалению от непосредственного восприятия явлений природы. Намерение исследовать глубину реальности, проникнув скорее в ее сущность, чем в переменчивые проявления, помогает художникам добиться перспективного синтеза формы и цвета через анализ света и разложения тонов. Постимпрессионисты пошли дальше своих предшественников в смелом экспериментировании с цветом. Они также пересмотрели и концепцию искусства и его тематику: с одной стороны они обратились к отображению малопривлекательных сторон жизни, с другой — к изображению природы. Разнообразие и богатство этой эпохи мастерами, без которых невозможно представить себе все развитие искусства XX в.

Символизм и модерн (конец XIX- начало XXв.)

Корни символизма уходят в романтические тенденции начала XX в. и находятся в тесной связи с поэзией и музыкой аналогичного направления. Из Франции символизм быстро распространился по всей Европе, хотя и в довольно сильно отличных друг от друга вариантах. Общим для всех был не столько сам стиль, сколько отказ от тем, связанных со злободневным. преходящим, и желание наполнить свои произведения темами. заимствованными из поэзии и мифов. Любимой темой становится исследование человеческой психики. Чувственная и мистическая атмосфера в произведениях символистов, почти научная точность деталей приобретает новый смысл благодаря их неудержимой фантазии. Почти всегда герои взяты из классической и библейской мифологии, средневековых легенд, басен Лафонтена; почти всегда создаются сложные композиции, полные таинственных символов и неожиданно сопоставленных образов, точность и отчетливость которых достигалась благодаря безупречной технике.

Стиль модерн в живописи с его характерной извилистой линией. вычерчивающей арабеск, с его интересом к экзотике, и в тоже время с прочными связями с религиозными традициями. становится настолько любимым, что проникает и в архитектуру, и скульптуру, но особое очарование приобретает в декоративном искусстве, в изделиях из драгоценных камней. Возникает особый красивый художественный язык, берущий природу за образец, насыщенный животными и растительными мотивами, линии которых динамичны и декоративны, гибки, подвижны и полны энергией жизни. Стиль модерн оказал огромное влияние на многих художников последующих поколений.

Модернизм (конец XIX — начало XXв.)

С начала XXв. начинается новаторский бум в искусстве. Художественная жизнь являет собой сложную и пеструю картину. Словно в калейдоскопе сменяются стили и направления, рождаются все новые школы, каждая из которых утверждает свое искусство в борьбе с другими. Художники, вдохновленные атмосферой современной жизни и новыми теориями искусства, стремятся отразить не реальную среду в ее узнаваемых формах, а создать свой собственный неповторимый мир. Представители этих течений отличались стремлением ко всяческой модернизации, то есть к разрыву с прошлым и созданию новой экспрессивной системы, основанной на собственных принципах: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, постмодернизм и др. Многие течения и направления были недолговечны, но тем не менее повлияли на дальнейшее развитие искусства XX в.

В наши дни искусство удивительно многообразно. Современные художники работают с любыми материалами и техниками. И тем не менее. их произведения отражают те же темы и те же идеи, которые всегда присутствовали в живописи и волновали художников во все времена.

Источник

Оцените статью