Страны третьего мира при хрущеве

Ссср и государства «третьего мира» при н. С. Хрущеве

В условиях смягчения глобального противостояния в нейтральных странах возникает (апрель 1955 г.) т. н. Движение неприсоединения, участники которого декларировали свое неучастие разделившем мир соперничестве великих держав. Прежде СССР очень скептически относился к политике нейтралитета, действуя по принципу «кто не с нами — тот против нас». Однако уже в ходе визита Хрущева и Булганина в Индию, Бирму и Афганистан (ноябрь — декабрь 1955 г.) Советский Союз официально одобрил эту инициативу, перейдя, т.о. к принципу «кто не против нас — тот с нами». В перспективе это открывало дорогу к сотрудничеству (особенно в странах «третьего мира») со всеми антиамериканскими силами и, соответственно, существенно расширяло число союзников СССР. 2 июня 1956 г. — смещение Молотова (Д. Шелепин). Февраль 1957 г. — А. Громыко (до Горбачева).

После 1953 г. СССР начал проводить гораздо более активную политику в странах «третьего мира». Связано это было с уже упоминавшимся переходом к сотрудничеству со всеми «антиимпериалистическими» силами, а не только с коммунистами, коих в развивающихся странах было немного. Официально этот принцип был провозглашен на XX съезде, но фактически стал реализовываться еще раньше. К расширению сотрудничества с «третьим миром» СССР толкала логика «холодной войны», сделавшая противостояние с США поистине глобальным.

Читайте также:  Сколько заболевших коронавирусом по странам европы

Пожалуй, первым примером масштабных контактов с некоммунистическими силами стало сближение СССР и Египта, который с 1952 г. возглавлял арабский националист полковник Гамаль Абдель Насер, стремившийся к доминированию на всем Ближнем Востоке. Хотя он практически уничтожил египетскую компартию, он, тем не менее, был признан «другом Советского Союза», так как провел в своей стране национализацию всей иностранной собственности и проводил независимую от Запада политику. В ноябре 1956 г. СССР встал на защиту Египта, подвергшегося англо-франко-израильской агрессии (т. н. Суэцкий кризис) после захвата Насером принадлежавшего англо-французскому капиталу Суэцкого канала. Лишь активное дипломатическое вмешательство СССР (при благожелательном нейтралитете США, незаинтересованных в тот момент в разрастании конфликта) позволило Египту избежать военного разгрома. В дальнейшем СССР оказывал Египту крупную военную (советским оружием была вооружена вся египетская армия) и экономическую помощь.

С 1955 г. началось сближение Советского Союза с Индией, ставшей на долгие годы (особенно после ухудшения отношений с Китаем) главным другом и союзником СССР в Азии. Как и на Ближнем Востоке, в Южной Азии СССР и США противостояли друг другу, поддерживая соответственно Индию и Пакистан в длившемся с 1947 г. конфликте из-за Кашмира и Пенджаба. С 1959 г. СССР приобрел еще одного довольно мощного союзника. Им стала Индонезия, в которой президент Сукарно начал социалистические преобразования. Впрочем, уже в 1965 г. Сукарно был свергнут в результате военного путча. Наконец, незадолго до свержения Хрущева в августе 1964 г. началось второе после Кореи лобовое противостояние двух сверхдержав — Вьетнамская война, в которой СССР оказывал всемерную поддержку северовьетнамской армии (вьетконгу).

1960 г. вошел в историю как «год Африки», на карте мира появилось сразу несколько новых независимых государств — бывших колоний. Под влиянием советской пропаганды и в расчете на советскую экономическую помощь многие из них выбрали «социалистическую ориентацию», однако, как правило это привело лишь к окончательному обнищанию и без того небогатого населения. Для распространения советского влияния в этих странах был открыт Институт дружбы народов. Крупнейшей страной «черной Африки», выбравшей социализм стало Конго (позднее — Заир), во главе которого стоял сержант Патрис Лумумба, придерживавшихся левых взглядов, которые он сам называл социалистическими. При участии США Лумумба был свергнут и казнен в сентябре 1961 г., что вызвало гнев Хрущева (именно по этому поводу он стучал ботинком в ООН!). Впрочем, уже менее чем через год СССР взял реванш — в мае 1962 г. поддерживаемые им партизаны выиграли кровопролитную войну в Алжире, заставив Францию предоставить этой стране независимость.

Читайте также:  Страны евросоюза почему нет россии

В целом, влияние СССР в «третьем мире» в эти годы стремительно росло, однако для самого Советского Союза это оказалось лишь обузой, так как на содержание дружественных режимов (причем порой весьма далеких от социализма) тратились огромные средства, которые могли бы быть использованы внутри страны.

Источник

Отношения со странами третьего мира

Советский Союз в 1953–1964 гг. начал развивать активные внешнеполитические отношения со странами третьего мира, вышедшими из-под колониальной зависимости: это были страны Африки, Азии и Латинской Америки. Сначала СССР поддерживал в этих странах антиколониальные движения, потом – социалистические режимы. Также советское руководство старалось сделать так, чтобы лидеры стран третьего мира ориентировались на СССР в своём развитии.

Что касается советской внешней политики в отношении стран третьего мира, то для нее были характерны следующие аспекты:

1. Поддержка революционных сил в Индии. Во время правления Н.С. Хрущёва в Советский Союз приезжал президент свободной Индии Д. Неру (рис. 8). Его дочь, И. Ганди (рис. 9), также поддерживала отношения с СССР.

Рис. 8. Д. Неру – первый президент освобождённой Индии (Источник)

Рис. 9. И. Ганди – дочь индийского президента Д. Неру, премьер-министр Индии (Источник)

2. Налаживание взаимоотношений с Египтом. Египет освободился от колониального гнёта Великобритании и пользовался поддержкой СССР. В 1956 г. после национализации Суэцкого канала, когда на Египет напали Англия, Франция и Израиль, СССР поддержал Египет во главе с Г. Насером (рис. 10) в этой борьбе.

Рис. 10. Г. Насер – второй президент Египта (Источник)

3. Поддержка Кубинской революции. Когда в 1959 г. Ф. Кастро (рис. 11) и Э. Че Гевара (рис. 12) захватили власть на Кубе, это вызвало радость в Советском Союзе. После этого на Кубе начались различные демократические реформы.

Рис. 11. Ф. Кастро – кубинский революционер (Источник)

Рис. 12. Э. Че Гевара – кубинский революционер (Источник)

В отношении Кубы советская внешняя политика была смелой и продуманной, так как это государство США считало сферой своих интересов.

4. Разрыв отношений с Албанией. Н.С. Хрущёв фактически оскорбил албанского лидера, чем вызвал ссору с ним и разрыв отношений между государствами.

Выводы

Итоги внешней политики СССР в 1953–1964 гг.:

1. Просчёты советского руководства по некоторым направлениям внешней политики.

2. Укрепление основных позиций и расширение сфер влияния СССР в мире.

Источник

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ПЕРИОДА ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»

Внешнеполитический курс Советского Союза в 1953-1964 годах.

Смягчение международной напряженности

Вторая половина 1950-х годов характеризуется некоторым потеплением в отношениях СССР с западными странами, укреплением влияния в странах социалистического лагеря.

В 1955 году был создан военно-политический союз социалистических государств – Организация Варшавского договора (ОВД), первой акцией которого стало подавление антисоветского восстания в Венгрии в 1956 году.

В отношениях с капиталистическими странами Советы стремились провести идею о мирном сосуществовании двух социальных систем, высказанную на ХХ съезде КПСС. Согласно ей, противостояние систем следовало перевести в плоскость экономического соревнования, которое должно было стать новой формой классовой борьбы в мировом масштабе. Предполагалось, что социализм неизбежно «закопает», по выражению Хрущева, капитализм.

В 1955 году СССР выступил с призывом о прекращении гонки вооружений и созыве Всемирной конференции для обсуждения этого вопроса. Сами Советы следовали подобной идее: более чем в два раза была сокращена численность Вооруженных Сил СССР (к 1960 году она составляла 2,5 млн. человек); весной 1958 года Советский Союз прекратил испытания термоядерного оружия, призвав к тому же США и Великобританию. В том же году начались переговоры между этими странами и СССР о запрещении ядерных испытаний.

В 1959 году по приглашению американского президента США Дуайта Эйзенхауэра состоялся первый визит в США советского руководства, целью которого провозглашалось налаживание сотрудничества двух стран и обсуждение вопросов разоружения. Во время повторного визита осенью 1960 года Никита Хрущев в качестве главы советской делигации выступил на заседании Генеральной ассамблеи ООН с речью по проблеме разоружения, заявив, что еще никогда гонка вооружений не таила в себе столько опасностей, как в век атома. Хрущев изложил четырехлетнюю программу всеобщего разоружения, включающую в себя ликвидацию средств ведения войны, то есть роспуск вооруженных сил; упразднение генеральных штабов и военных министерств; закрытие военных учебных заведений; ликвидацию вооруженных баз на чужих территориях; уничтожение атомного и водородного оружия, военных ракет. В распоряжении государства предлагалось оставить милицию (полицию). Также предлагалось учредить контроль за разоружением. Столь радикальный план не был одобрен Генеральной ассамблеей, в отличие от плана разоружения.

В августе 1963 года в Москве был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой. Он не запрещал испытаний под землей, однако, это было важным достижением ядерных стран. Вскоре к договору присоединилось около 100 государств.

Однако, несмотря на стремление к налаживанию связей между социализмом и капитализмом, продолжали происходить международные конфликты, сталкивавшие два лагеря.

Суэцкий кризис 1956 года

27 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала, доходы от которого он собирался направить на строительство Асуанской плотины на Ниле. СССР поддержал Египет, в то время, как Франция, Великобритания и Израиль выступили против. 30 октября они применили вооруженную силу против Египта. Тогда 5 ноября глава советского правительства Н.А. Булганин обратился к напавшим странам с предупреждением о готовности СССР применить силу для защиты Египта, в том числе и ракетно-ядерное оружие. Это вызвало шок западных держав. В течение 7 и 8 ноября огонь с их стороны был прекращен, в декабре же англо-французский экспедиционный корпус покинул захваченную вдоль Суэцкого канала территорию. Суэцкий кризис был преодолен.

Карибский кризис 1962 года

Новый кризис в международных отношениях был значительно серьезнее. Он показал всю хрупкость идеи мирного сосуществования двух систем.

Ответный визит в Москву американского президента так и не состоялся. В 1960 году в советское воздушное пространство проник американский самолет-разведчик. Его уничтожение и последующий суд над летчиком обострили отношения ведущих ядерных держав.

В 1962 году Советы решили создать на американском континенте ракетно-ядерную базу как средство давления на США, создавшие такую же базу в Турции с целью давления на СССР. Формально советское решение было оформлено как просьба главы Кубы Фиделя Кастро о помощи в укреплении кубинской обороны и закреплено договором между двумя странами.

Принимая такое серьезное решение, Хрущев недооценил силу США. В октябре 1962-го американская разведка раскрыла планы СССР, которые вызвали бурную реакцию руководства США, вплоть до стремления разгромить остров. Президент Джон Кеннеди занял более взвешенную позицию: он решил установить воздушную и морскую блокаду Кубы. ВС США и НАТО был приведены в полную боевую готовность. То же самое было произведено с вооруженными силами СССР и ОВД.

Так начался Карибский (Кубинский или ракетный) кризис, поставивший мир на грань третьей мировой войны и ядерной катастрофы. Руководство противоборствующих стран, осознав всю опасность происходящего, обратилось к политическому разрешению конфликта. В ходе переговоров СССР отказался от своего замысла и обещал демонтировать строящуюся военную базу (хотя потом разместил у американских берегов свои ракеты, но не на суше, а на подводных лодках). США же согласились вывести свои ракеты из Турции и снять блокаду с Кубы.

Карибский кризис стал неким рубежом в ядерном противостоянии, после кризиса оно не закончилось, но уже никогда не подходило к такому опасному рубежу.

Конфликт с Китаем

В начале 1960-х годов обострились отношения СССР не только с США, но с союзником по коммунистическому лагерю – Китаем. На это повлияло разоблачение культа личности Сталина, вызывавшее протест руководства КНР. Тогда, желая приструнить китайцев, Советский Союз весной 1960 года вывел советских специалистов из КНР и сократил материально-техническую помощь. Китай оказался в тяжелом положении. Множество китайских предприятий было построено с помощью СССР, были заложены многие новые заводы. Таким образом, КНР оказалась в экономической ловушке. Отношения двух стран и их компартий постепенно переходили в напряженные, а затем и враждебные. Ухудшение советско-китайских отношений стало основой раскола мировой системы социализма и коммунистического движения.

Источник

Внешняя политика Хрущева кратко

Никита Сергеевич Хрущев пришел к власти в Советском Союзе в 1953 году, после смерти И. Сталина. В борьбе за место первого секретаря ЦК КПСС он сумел обойти таких кандидатов как Маленков, Берия, Молотов, Каганович. Политику Хрущева принято называть «оттепелью», так как она разительно отличалась от тоталитарного сталинского режима. Довольно демократическая внутренняя политика, в основе которой лежала отмена репрессий, ослабление цензуры, улучшения в области сельского хозяйства и общее повышение качества жизни граждан СССР, граничит с противоречивой внешней. Одним из наиболее памятных достижений Хрущева стало налаживание, а затем обострение советско-американских отношений, вылившееся в Карибский кризис 1962 года.

Внешняя политика Хрущева в таблице

Характеристика внешней политики СССР в период с 1953 по 1964 годы разобрана по пунктам в таблице:

Направления политики Характеристика
отношения с Западом кратковременная «оттепель» в советско-американских отношениях, ухудшение отношений с ФРГ
отношения со странами «третьего мира» налаживание взаимовыгодных экономико-социальных контактов с Индией, Камбоджей, Египтом, Непалом, Алжиром и другими странами Востока
отношения с «социалистическим содружеством» нарастание конфликта с Китаем, Грузией, Югославией, Албанией после доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях»

Плюсы и минусы внешней политики Хрущева

Несмотря на то, что правление Хрущева называют «оттепелью», у него все же имеются отрицательные стороны, помимо положительных. Здесь проявляется противоречивость внешней политики данного периода.

положительные стороны отрицательные стороны
1 Улучшение отношений между СССР и США (из-за стремления к демократии) Ухудшение отношений с Китаем и странами социалистического содружества (также из-за стремления к демократии)
2 Миротворческая политика в Корее, конец корейской войны Карибский кризис, ядерное противостояние СССР и США
3 Частичное ядерное разоружение США, СССР и Великобритании Обострение берлинского кризиса, как результат – возведение Берлинской стены
4 Идеи о прекращении ожесточенной борьбы между социализмом и капитализмом
5 Налаживание контактов со странами юга (Индия, Афганистан)

Основные задачи и принципы внешней политики

Во главу своей политической деятельности Хрущев ставил сглаживание противоречий между социализмом и капитализмом. Среди его внешнеполитических задач были:

  • налаживание международных отношений со странами Запада;
  • разрушение культа личности Сталина и демонстрация всему миру недостатков его террористической политики;
  • демилитаризация крупнейших мировых держав;
  • отмена испытаний ядерного оружия

Основные достижения и события

  • 1953 год – договор с США о прекращении военных действий на территории Кореи. Окончание корейской войны.
  • Февраль 1954 года – 20 съезд ЦК КПСС.

Известен, прежде всего, смелыми заявлениями Хрущева, охарактеризованными впоследствии как осуждение культа личности И. Сталина. Этот факт в очередной раз доказывает, что Хрущев выбрал для своей политики абсолютно новое направление. На внешнеполитической арене данные заявления сказались следующим образом:

  • вызвали поддержку среди демократических государств, таких как США (появились идеи того, что борьба капитализма с социализмом может быть не такой радикальной)
  • получили осуждение со стороны Китая, Югославии, Албании и других стран социалистического лагеря. Событие создало немалый общественный резонанс: несогласные с критикой Сталина устраивали демонстрации и митинги (Тбилисские беспорядки 1956 года)
  • 1961 год – Берлинский кризис и возведение Берлинской стены. Выступления Хрущева против милитаризации крупнейших мировых держав оказались недостаточно убедительными и породили новые столкновения капиталистов (ФРГ под политическим и военным контролем США) с социалистами (ГДР под контролем СССР).
  • 12 апреля 1961 года – запуск первого человека в космос. Усиление позиций СССР на международной арене.
  • 1962 год — Карибский кризис.

Высшая точка противостояния СССР и США. Его причиной стала тайная установка советских ядерных ракет на территории Кубы, в ответ на установленные Америкой в Турции (возле советской границы). По мнению историков, неудачное разрешение конфликта могло привести к началу Третьей мировой войны. Этого, к счастью, не случилось, более того, по итогам переговоров, было положено начало прекращению «холодной войны» между СССР и США.

  • 1963 год – подписание договора о запрете проведения ядерных испытаний на земле, под водой и в космосе. Прямое следствие Карибского кризиса. Также Хрущев активно выступал за мораторий на использование ядерного оружия и разоружение США, СССР и Великобритании.

Основные направления и реформы

Хрущев в своем внешнеполитическом курсе выбрал три основных направления:

  • Запад – США и Европа
  • Ближний восток и Африка – Индия, Алжир, Непал, Афганистан, Египет
  • «социалистический лагерь» – Китай, Албания, Грузия, Югославия

В первых двух первый секретарь ЦК КПСС преуспел. Здесь были проведены успешные реформы, связанные с:

  • сглаживанием конфликтов между социалистами и капиталистами;
  • укреплением экономических позиций СССР на международной арене, улучшением торговых отношений (за счет проведения экономических и аграрных реформ внутри страны);
  • постепенной интеграцией западных направлений в культурную жизнь СССР (падение «железного занавеса»).

В последнем же Хрущев потерпел неудачу. Острой критикой в адрес Сталина, высоко ценимого в странах социалистического содружества, он спровоцировал массовые выступления недовольных граждан.

Основные проблемы

Историки отмечают, что главной проблемой политики Хрущева были непоследовательность, сумбурность, незавершенность многих его реформ, как внутриполитических, так и внешне. Связано это с поиском новых путей для развития страны после разрушительной террористической политики Сталина. Ярое сопротивления новому курсу развития высказывали консерваторы, тоже имевшие доступ к государственной власти. Не исключаются к тому же ошибки и просчеты самого Хрущева и его приближенных.

Основные выводы и итоги

Окончательную оценочную характеристику внешней политике Хрущева дать трудно –слишком противоречива. Во многом она оказалась успешной (улучшение отношений с Западом, Ближним Востоком, Африкой).

Некоторые действия Хрущева (резкая критика сталинской деятельности, установка ядерных ракет на Кубе, возведение Берлинской стены) вызвали бурную негативную реакцию отдельных представителей международного сообщества. В итоге наладить отношения со всем миром не получилось.

Вслед за «хрущевской оттепелью» в истории развития советского государства наступила «эпоха застоя». Так именуют время правления Леонида Ильича Брежнева. Но несмотря на это, сходства политики Хрущева и Брежнева есть. Что любил выпить Хрущев во время своего правления.

Сравнить внешнюю политику Хрущева и Брежнева можно в таблице

Политика Хрущева Политика Брежнева
Сходства налаживание отношений с США, стремление к сглаживанию конфликтов меду СССР и Америкой продолжение смягчения отношений с Западом
подписание Договора о частичном запрете ядерных испытаний Договор о противоракетной обороне
установление контактов со странами Востока (Непал, Алжир, Индия) и Африки (Египет) расширение дипломатического и политического влияния на Ближнем Востоке и в странах Африки
Различия основной упор во внешней политике делался на отказ от ядерного оружия, многие другие международные проблемы игнорировались было поставлено больше целей, касающихся торговых отношений, разоружения, предотвращения кризисов и соглашений в области прав человека
стремление Хрущева к уменьшению мировых военных запасов ради прекращения текущих войн и предотвращения будущих сокращение количественных различий между военными силами США и СССР, увеличение расходов на оборону

Проведя сравнительный анализ, выясняется, что Брежнев в своей политической деятельности продолжал курс, заданный Хрущевым, попутно расширяя и дополняя его.

Источник

Оцените статью