История дефолтов в разных странах
История невозврата долгов государствами, в том числе иностранным кредиторам, уходит корнями глубоко в прошлые века. Причины государственных дефолтов были разными — от чисто экономических, когда заемщик действительно был не в состоянии платить, до политических, когда сильный не платил слабому, или когда новое правительство отказывалось признавать долги, сделанные предыдущим руководством.
Американские экономисты Кармен Райнхарт из Университета Мэриленда и Кеннет Рогофф, профессор Гарварда и бывший главный экономист МВФ, в своей работе «Времена меняются: обзор финансовых кризисов последних восьми столетий» отмечают, что в период с 1300 по 1799 год ведущие страны Западной Европы, включая Францию, Англию, Германию, Португалию и Испанию, регулярно отказывались платить по своим счетам. Лидером по числу дефолтов за эти пять столетий была Франция, где подобная неприятность случалась восемь раз, в том числе четыре раза в XVIII веке — в 1701, 1715, 1770 и 1788 годах.
За истекшие два века, отмечают Райнхарт и Рогофф, мир пережил пять масштабных и затяжных «дефолтных эпидемий». Первая пришлась на наполеоновские войны, вторая продолжалась с 1820-х по 1840-е годы, третья, начавшись в 1870-х годах, также затянулась на два десятилетия. Четвертая глобальная волна дефолтов, начатая с Великой депрессии в США, продлилась вплоть до 1950-х годов. Наконец, последняя эпидемия охватила 1980-1990-е годы.
В числе европейских стран, банкротившихся в XIX-XX веках, Австро-Венгрия, которая объявляла дефолт пять раз; Испания, объявлявшая дефолт восемь раз (с учетом еще шести дефолтов, зафиксированных в предыдущие столетия). Греция за свою современную историю (с 1829 года) объявляла дефолт или проводила реструктуризацию долгов пять раз и находилась в этом состоянии, согласно выкладкам Рогоффа, половину всего своего независимого существования.
Кроме того, в XIX веке география государственных банкротств существенно расширилась за счет получивших независимость латиноамериканских стран: Колумбия, Доминиканская республика, Гватемала и Мексика объявляли дефолт по четыре раза, а Венесуэла — шесть раз. В 1875 году обанкротилась Оттоманская империя.
Другой известный дефолт XIX века — египетский, объявленный в 1875 году, после которого зона Суэцкого канала оказалась фактически аннексированной европейскими державами.
В XX веке дефолт объявляли в основном неевропейские страны, хотя Германия, Австрия, Венгрия и Польша пережили его по два раза каждая.
В январе 1918 года Советская Россия отказалась платить по долгам царского и Временного правительств. Лишь к концу XX века, когда эти долги сильно девальвировались, новое российское государство решило их частично погасить. То же произошло и с советским долгом по ленд-лизу: когда началась «холодная война», правительство СССР прекратило платежи по поставкам американского оружия в годы Отечественной войны, а современное российское правительство признало этот долг.
В 1930 году Великобритания отказалась обслуживать свой долг Америке в 14,5 миллиарда долларов. Частично она оправдывала свои действия тем, что ряд правительств американских штатов, в свою очередь, находились тогда в состоянии дефолта по обязательствам перед Великобританией, взятым еще в середине XIX века и существенно превысившим к 1930 году английский долг Америке. Последовав примеру Великобритании, долги Первой мировой не вернули Америке также Франция и Италия.
На Германии со времен Версальского договора 1919 года лежал долг по выплате репараций (в международном праве — возмещение государством в силу мирного договора или иных международных актов ущерба, причиненного им государствам, подвергшимся нападению). Правительство Гитлера в 1933 году от выплат отказалось, но послевоенное правительство Аденауэра вновь признало эти долги, и в 1953 году ФРГ обязалось выплатить их после воссоединения Германии. Однако, став единой, в 1990 году Германия на 20 лет реструктурировала эти долги.
Турция, Бразилия и Перу оказывались в прошлом столетии неплатежеспособными по пять раз, Коста-Рика и Гватемала — по шесть. Нигерия, несмотря на недолгую историю (она получила независимость в 1960 году), успела обанкротиться пять раз.
Последний всплеск дефолтов был отмечен в 1990-е годы, когда дефолт по обязательствам в национальной валюте объявляли 12 стран, в том числе Ангола (1992-1997), Аргентина и Бразилия (1986-1990), Венесуэла (1995-1998), Хорватия (1993-1996), Шри-Ланка (1996). В 1998 году дефолт объявили страны с переходной экономикой — Россия и Украина.
Государства-должники, особенно обремененные большими внутренними долгами, часто вместо отказа обслуживать долг прибегали к девальвации национальной валюты. Эта мера фактически аналогична частичному дефолту по внутреннему долгу. Так, в частности, поступили Аргентина в 1991 году, Мексика в 1994 году, Индонезия и Южная Корея — в 1997 году.
По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor’s, в 1997 году в состоянии дефолта по своим долговым обязательствам (как банковским, так и облигационным) находились 37 стран. К ноябрю 1998 года это число снизилось до 31 страны.
Самым катастрофическим оказался дефолт в Аргентине в 2001 году, который привел к смене нескольких правительств, погромам и мародерству в этой стране.
В сентябре 2003 году Аргентина объявила о дефолте по долгам МВФ. Правительство страны решило отложить платежи в размере 2,9 миллиарда долларов, мотивируя это угрозой для резервов Центрального банка. Отказ Аргентины платить по долгам стал самым крупным дефолтом в истории МВФ.
В декабре 2008 года президент Эквадора Рафаэль Корреа объявил о том, что страна отказывается платить 30,6 миллиона долларов процентов по глобальным облигациям. Ранее Эквадор уже отказывался платить по своим обязательствам (в 1980-1990-х годах).
Эксперты отмечают, что значимых экономик, ни разу не объявлявших дефолта по внешнему долгу, очень мало — среди них США, Канада, Австралия, Новая Зеландия; скандинавские страны и Бельгия — в Европе; Гонконг, Малайзия, Сингапур и Тайвань — в Азии.
Вместе с тем исследование двух американских профессоров — Терри Звини и Дика Маркуса — показывает, что в 1979 году США уже оказывались неплатежеспособными. Тогда президент Джимми Картер тоже долго не мог договориться с парламентом по поводу повышения порога заимствований. Проблему удалось решить, однако задержка платежей привела к тому, что процентные ставки и, соответственно, цена обслуживания долга выросли. Тот мини-дефолт обошелся США в миллиарды долларов.
Источник
Дефолт
Дефолт (дословно – невыполнение обязательств) — отказ от оплаты процентов или основного долга по долговым обязательствам. Иными словами – неплатежеспособность или банкротство. Дефолт могут объявлять частные лица, компании и даже государства. Обычно, когда мы говорим о дефолте, подразумевается именно дефолт страны.
Часто понятие дефолта путают с девальвацией и даже деноминацией. На самом деле это совершенно разные явления, однако между ними существуют определенные причинно-следственные связи. Так, например, резкая девальвация (то есть обесценение национальной валюты) может привести к неспособности государства платить по своим долгам (то есть к дефолту), а спровоцированная обесценением денег инфляция вызовет необходимость проведения деноминации (то есть уменьшение номинала национальной валюты, в народе это часто называет обрезанием лишних нулей).
Наряду с понятием дефолта различают технический дефолт – это ситуация, когда договор займа уже нарушен, имеет место просрочка уплаты долга, однако физически заемщик способен исправить ситуацию и выполнить условия договора займа в будущем. Если заемщик и кредитор сумеют договориться между собой и каким-то образом урегулировать ситуацию, банкротства можно будет избежать.
Несмотря на финансовый кризис, который в последние годы стал хроническим, Беларусь дефолт еще не проходила. Даже в самые непростые годы страна продолжала платить по внутренним и внешним долгам. А вот наша ближайшая соседка и основной торговый партнер ¬– Россия – объявляла технический дефолт 17 августа 1998 года. В тот роковой день российское правительство заявило, что неспособно отвечать по своим внутренним обязательствам и одновременно отказалось от поддержания стабильного курса рубля, который в результате снизился в 3,5 раза всего за одни сутки. Российский дефолт был спровоцирован резким снижением цен на нефть и кризисом в Юго-Восточной Азии.
Из последних примеров – дефолт 2014 в Аргентине, которая произошел летом. Правда, этот дефолт стал скорее отголоском дефолта 13-летней давности, случившийся в той же Аргентине в 2001 году. В июне 2014 года страна должна была выплатить по старым долгам порядка 539 млн долларов, которые находились на счете в американском банке. Однако американский суд заморозил эти средства, признав, что Аргентина не может расплачиваться по другим долгам, пока не выплатит 1,3 млрд долларов двум крупным американским хедж-фондам.
К слову, и дефолт доллара мировая история тоже видела. Например, президент Рузвельт в 1934 году был вынужден объявить дефолт по всем долговым облигациям внутри страны, отказав американцам в их обмене на золото. Доллар тогда девальвировался примерно на 40%. А в 1979 году произошел так называемый «случайный дефолт США», который объяснили техническими проблемами. Минфин США не смог вовремя погасить обязательства на сумму порядка 120 млн долларов. Чиновники оправдывались тем, что оборудование для обработки платежей вышло из строя. Впоследствии долги были оплачены.
Источник
В долгу перед миром: какие страны объявляли дефолт
20 мая 2015 в 22:30
Иван Ткачев, Георгий Макаренко, РБК
19 мая правительство Украины получило разрешение от парламента на возможное введение моратория по выплатам внешних долгов на сумму около $20 млрд. Украина ведет напряженные переговоры с группой частных держателей евробондов о реструктуризации задолженности и тем самым решила надавить на кредиторов, чтобы они были сговорчивее. Россия не участвует в переговорах, но тоже может пострадать: она держит облигации на $3 млрд, выпущенные еще при Викторе Януковиче. «По сути дела, это дефолт», — констатировал сегодня министр финансов России Антон Силуанов. 20 июня Украина должна выплатить России купон на $75 млн, и этот платеж может подпасть под мораторий.
Президент России Владимир Путин был удивлен решению Украины о возможном моратории на выплаты. «Странное какое-то заявление. Объявлять фактически о предстоящем дефолте [. ], уровень ответственности, профессионализма, конечно, судя по всему, невысокий», — заявил Путин в среду. Но Украина далеко не первая страна, которая прибегает к подобной «странной» тактике. Логика односторонних деклараций о приостановке выплат проста — принудить кредиторов к более выгодным для страны-должника условиям обслуживания долга, поскольку в противном случае они рискуют не получить никаких денег.
Мексика
Когда был объявлен мораторий: август 1982 года
Задолженность перед иностранными кредиторами: $80 млрд
Мораторий мексиканского правительства на выплату долга вызвал цепную реакцию банковских кризисов в соседних латиноамериканских странах, что привело к обнищанию населения и длительной рецессии. Причиной кризиса стало неблагоприятное сочетание внешнеэкономических факторов.
В 1960-е годы крупные страны Латинской Америки регулярно получали ссуды от международных учреждений и иностранных инвесторов, в первую очередь на инфраструктурные проекты. Взлет цен на нефть и начало мировой рецессии в середине 1970-х привели к росту расходов и сокращению доходов развивающихся стран — импортеров нефти. Долг этих стран был номинирован в долларах, поэтому цикл повышений процентной ставки в США означал и увеличение суммы выплат. Начал стремительно расти «пузырь» — старый долг рефинансировался за счет нового.
К началу 1982 года Мексике уже не хватало собственных валютных резервов для покрытия долга, и в феврале правительство девальвировало песо. Поскольку выплачивать кредиты приходилось долларами, этот шаг усугубил ситуацию: 12 августа Минфин объявил о 90-дневном моратории на выплату внешнего долга (к тому времени он составлял $80 млрд, или же $200 млрд в ценах 2015 года). Параллельно инвесторы, предчувствуя кризис, резко сократили вливания в регион, так что Бразилия, Аргентина и другие крупные страны вынуждены были пойти на реструктуризацию долгов. В итоге в декабре 1982 года МВФ одобрил трехлетнюю программу помощи Мексике на $3,8 млрд. До 1993 года было предоставлено еще два трехлетних пакета, которые вместе составили 5,2% ВВП Мексики.
Югославия
Когда: январь 1983 года
Задолженность: $20 млрд
Как и в случае с Мексикой, причиной долговых проблем Югославии стали нефтяной кризис и мировая рецессия. Валютных поступлений от экспорта стало не хватать даже для покрытия текущего долга, не говоря уже об импорте. Некоторые исследователи полагают, что внеблоковый статус Югославии позволял стране занимать средства и на Западе, и у СССР, что только углубляло долговую пропасть.
Проблему усложнял и федеративный характер государства: правительство в Белграде по закону не несло ответственности за набранные союзными республиками и их предприятиями долги. В обмен на пакет помощи осенью 1982 года МВФ потребовал провести реформу по централизации управления, по которой и поступление валюты в Югославию, и выплата долгов должны были проходить через Белград. Пока готовилась реформа, правительство договорилось с кредиторами в лице западных банков о том, что федеральный центр все же возьмет на себя выплату задолженности в обмен на 90-дневный мораторий по основным суммам займов. Мораторий вступил в силу 19 января 1983-го.
В июле 1983 года правительство провело через парламент закон о реформе управления: Национальный банк становился главным дебитором, а правительство — гарантом по всем внешним долгам различных югославских компаний и структур. Вскоре Белград успешно оплатил долги с процентами на $1,9 млрд частным иностранным кредиторам (около 600 западных банков), что позволило уже в начале сентября подписать с ними договор о реструктуризации задолженности. В это соглашение вошел новый кредит на $600 млн, который позволял югославским заводам закупать сырье и производить товары на экспорт, пополняя валютные запасы правительства.
Бразилия
Когда: февраль 1987 года
Задолженность: $67 млрд
В феврале 1987 года Бразилия объявила мораторий на выплаты по долгам перед иностранными банками. Сумма коммерческой задолженности составляла $67 млрд. «Мы приостанавливаем долговые выплаты. Мы не можем платить по долгам, если это означает, что наш народ будет голодать», — заявлял президент Бразилии Жозе Сарней. При этом он риторически апеллировал к моральной концепции, изложенной за месяц до этого в работе Ватикана под названием «Этический подход к международному долговому вопросу». «Папа римский Иоанн Павел II ясно сказал, что проблема иностранных долгов — это и этическая проблема. Задолженность не должна вредить базовым человеческим нуждам», — объяснял бразильский лидер.
Западные банкиры всерьез опасались, что если к Бразилии присоединятся другие ведущие страны Латинской Америки — Мексика или Аргентина, то получится «картель должников», который сможет навязать банкам-кредиторам любые условия реструктуризации. Но худшие опасения банкиров не оправдались: уже в апреле 1987 года был уволен министр финансов Бразилии Дилсон Фунаро, занявший бескомпромиссную позицию по отношению к иностранным кредиторам, а его более сговорчивый преемник Брессер Перейра к концу 1987-го договорился с банками о возобновлении процентных выплат. А в следующем году Бразилия подписала с банками-кредиторами комплексное соглашение о переносе сроков выплат по долгам. Мораторий 1987 года в последующих заявлениях бразильских властей признавался ошибкой.
Россия
Когда: август 1998 года
Задолженность: около $40 млрд
17 августа 1998 года правительство России объявило памятный дефолт по внутренним долговым обязательствам в эквиваленте около $40 млрд, одновременно девальвировав рубль. Хотя речь шла о замораживании выплат по рублевым бумагам (государственные краткосрочные обязательства, ГКО), значительная их доля принадлежала иностранным инвесторам. По данным Банка России, на момент кризиса обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ (облигации федерального займа) превышали $36 млрд, а общая сумма платежей в пользу нерезидентов приближалась к $10 млрд в год. С 17 августа 1998 года был также объявлен мораторий сроком на 90 дней на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, полученных коммерческими банками от нерезидентов. Фактически это означало дефолт по внешним долгам банковского сектора.
Несколько месяцев власти вели переговоры с держателями ГКО о реструктуризации, которая в итоге была проведена путем обмена старых бумаг на деньги и новые государственные облигации со сроком погашения до пяти лет. Иностранные юрлица могли рассчитывать только на 10% долга, погашаемого наличными.
Аргентина
Когда: декабрь 2001 года
Задолженность: $132 млрд
24 декабря 2001 года Аргентина ввела мораторий на выплаты по внешним государственным долгам. Перед этим начался «набег» на аргентинские банки (массовое изъятие вкладов), президент страны Фернандо де ла Руа ограничил снятие наличных суммой в $1 тыс. в месяц, что вызвало ожесточенные протесты населения, которые быстро переросли в уличные бунты и разграбление супермаркетов. Де ла Руа ушел в отставку 20 декабря, через несколько дней его временный преемник Адольфо Родригес Саа провозгласил мораторий на обслуживание внешнего долга Аргентины общим объемом $132 млрд — это стало крупнейшим в истории суверенным дефолтом.
Через 13 лет этот крах аукнется Аргентине новым дефолтом. В 2005 и в 2010 годах страна провела две реструктуризации долга, по которому был объявлен мораторий в 2001 году. Обмен замороженных облигаций на новые прошел со списаниями, достигавшими 75%. Малая часть инвесторов (около 7%), включая американские хедж-фонды, не согласилась на условия реструктуризации и решила добиваться в судах полной выплаты первоначальных сумм. В 2012 году суд в США (международные облигации Аргентины были выпущены по праву штата Нью-Йорк) фактически обязал Буэнос-Айрес рассчитаться по старым долгам. Аргентина яростно оспаривала это решение и, не найдя общего языка с фондами-«стервятниками», отказалась платить. В июле 2014 года рейтинговые агентства и назначенный американским судом посредник на переговорах провозгласили официальный дефолт.
Эквадор
Когда: декабрь 2008 года
Задолженность: $3,2 млрд
В конце 2008 года популистское правительство Эквадора, возглавляемое президентом Рафаэлем Корреа (близким другом покойного президента Венесуэлы Уго Чавеса), объявило мораторий на обслуживание глобальных облигаций с погашением в 2012 и 2030 годах номинальной суммой $3,2 млрд. Как объяснял Корреа, правительственная комиссия по аудиту государственного долга выявила «много коррупции и конфликтов интересов» в условиях этих международных выпусков. «Комиссия доказала то, что мы и так знали, не оставив никаких сомнений: внешний долг был аморальным, грабительским», — вспоминал Корреа в 2012 году в интервью журналу New Left Review.
В 2009 году Эквадор, отказавшись от каких-либо переговоров с инвесторами, выкупил эти облигации с огромным дисконтом — за 35% от номинальной стоимости. Некоторые инвесторы не согласились с навязанными условиями и пошли в суд. Например, в конце 2014 года бостонская инвесткомпания GMO Trust подала иск в суд Нью-Йорка, пытаясь взыскать с Эквадора первоначальную сумму задолженности.
Источник