Судостроение
— высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
— роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
— в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
— центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея , Япония , КНР) ;
Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.
Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в Западной Европе, США, России, но увеличивается в Азии (КНР, Индия). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.
3. Электротехника, включая электронику.
— самая наукоемкая отрасль машиностроения;
— самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
— высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);
— быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
— внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).
Размещение отраслей машиностроения.
На размещение предприятий машиностроения в большей степени влияют:
наличие квалифицированной рабочей силы;
наличие научных центров;
1. До недавнего времени 90% продукции машиностроения производили развитые страны, а только 10% — развивающиеся. Но сегодня доля развивающихся стран составляет уже 25% и продолжает возрастать.
2. В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран — США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония — 15%, ФРГ — около 10%, Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.
В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др.
3. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, но технически несложных невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные — Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.
4. Главными экспортерами продукции машиностроения являются: Япония, Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
5. География размещения некоторых отраслей машиностроения представлена в таблице.
Первая десятка стран
США; Япония; ФРГ; Франция; Р.Корея; Великобритания; Испания; Канада; Италия; Бразилия. (таб 46 дополнения, стр. 132, легковые автомобили – таб 6 учебника, стр. 137)
Производство металлорежущих станков
Япония, ФРГ, США, Италия, Китай, Швейцария, Р.Корея, о.Тайвань, Испания, Франция
Россия, Япония, Индия, США, Беларусь, Украина, Великобритания, ФРГ, Италия, Бразилия.
Китай, Р.Корея, США, Бразилия, Малайзия, Япония, Испания, Сингапур, Турция, Великобритания. (таб 6 учебника, стр.137).
Судостроение (спуск на воду)
Корея, Япония, ФРГ, Бразилия, Тайвань, Дания, Польша, Китай, Югославия, Финляндия.
Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.
Мировые лидеры в области электротехники и электроники — США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет. Еще в первой половине ХХ века в автомобильной промышленности безраздельно господствовала одна страна – США (83%), но затем начался переход к полицентрической модели. Во второй половине ХХ века сложились три центра: США, Западная Европа, Япония. В 90-е годы автомобилестроение начало растекаться в Азию (Р.Корея, Китай, Индия, Турция, Малайзия) и Латинскую Америку (Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла Эквадор, Чили, Перу, Уругвай) Однако, страны Зарубежной Европы (Германия, Франция, Испания и др.), США и Япония остаются лидерами и производят более 70% всех автомобилей мира. Кроме того, большая часть автомобильных заводов, расположенных в развивающихся странах, принадлежит ведущим компаниям этих стран.
Первая десятка стран по производству автомобилей представлена в таблице. Можно добавить, что к числу стран с выпуском автомобилей свыше 1 млн в год относятся также Мексика, Россия и Бельгия.
Крупнейшие экспортеры автомобилей: Япония (4,6 млн в год), Германия (3,6), Франция.
В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого — отсутствие спроса на их продукцию.
Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.
Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы — США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.
Таким образом, в территориальной структуре машиностроения можно выделить четыре главных машиностроительных региона:
Северная Америка (США, Канада, Мексика);
Зарубежная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Испания);
Восточная и Юго-восточная Азия;
На Северную Америку(США, Канада) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В этом регионе производятся практически все виды машиностроительной продукции любого уровня сложности, но международном разделении труда регион выступает, прежде всего, как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др. США занимают третье место в мире по экспорту продукции машиностроения и первое – по импорту.
На страны Европы (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион выпускает главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет свои позиции в некоторых новейших отраслях. Особо регион выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ — крупнейший экспортер в регионе и второй в мире продукции машиностроения.
Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона — относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона — Япония — вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер в мире продукции машиностроения, особенно изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок. Таким образом, регион выпускает как массовую продукцию машиностроения, так и продукцию высокой сложности.
Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ. Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Для большинства стран региона машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации. Особенно большое развитие получили здесь отрасли военно-промышленного комплекса, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.
За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения — Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).
Химическая промышленность мира обеспечивает промышленность и строительство новыми материалами, снабжает сельское хозяйство удобрениями и средствами защиты растений.
— одна из динамических отраслей промышленности, во многом определяющая НТП наряду с машиностроением;
— высокая наукоемкость (на уровне электроники);
— химическая индустрия является весьма емким потребителем сырья, удельные расходы которого в ряде случаев значительно превосходят вес готовой продукции (производство соды, синтетического каучука, пластических масс, химических волокон, калийных и азотных удобрений и др.).
— помимо большого количества сырья, отрасли химической промышленности (производство синтетических материалов, соды и др.) потребляют много воды, топлива и энергии;
— наличие разнообразных связей с другими отраслями промышленности и с/х;
— относительно невысокая трудоемкость, но особые требования к квалификации рабочей силы;
— сложное оборудование и технологии;
— сложная отраслевая структура.
Существуют разные подходы к выделению отраслей химической промышленности
В составе химической промышленности выделяют:
1) горнохимическую промышленность (добыча сырья — апатитов и фосфоритов, поваренной и калийных солей, серы и другого горнохимического сырья);
2) основную химическую промышленность, производящую неорганические соединения (кислоты, щелочи, соду, минеральные удобрения и др.);
3) химия органического синтеза, включающая производство полимерных материалов (синтетического каучука, синтетических смол и пластических масс, химических волокон) и их переработку (производство шин, изделий из пластмасс и др);
4) микробиологическую промышленность.
Существует и другой подход, выделяющий в химической промышленности полупродуктовые производства (получение солей, кислот, щелочей и т.п.), базовые производства (получение полимеров, минеральных удобрений и др.), перерабатывающие производства (лакокрасочные, формацефтические, резинотехнические и др. производства).
Наибольшее развитие в химической промышленности эпохи НТР получило производство полимеров, сырьем для которого выступают полуфабрикаты нефтехимии. Полимеры – важнейший конструкционный материал для промышленности и строительства.
Размещение химической промышленности определяется совокупностью многих факторов.
Для горнохимической промышленности, как для любой добывающей отрасли, главный фактор размещения – природноресурсный.
Наукоемкие химические производства (производство лаков, красителей, реактивов, фармацевтических препаратов, фото- и ядохимикатов, высококачественных полимерных материалов, химикатов специального назначения для электроники и т. д.) предъявляют высокие требования к уровню подготовки рабочей силы, развитию НИОКР, производству специального оборудования (приборы, аппараты, машины).
Кроме того, многие предприятия основной химии и химии органического синтеза ориентированы на обеспеченность водными ресурсами и электроэнергией.
Для предприятий, производящих готовую продукцию важным фактором является потребительский.
Общие тенденции размещения.
Усиление наукоемкости химической индустрии в целом и особенно отдельных ее производств предопределило первоочередность развития отрасли в высокоразвитых странах. Многие традиционные отрасли химической промышленности — горная химия, неорганическая химия (в том числе производство удобрений), производство некоторых несложных органических продуктов (в том числе пластмасс и химических волокон) ускоренно развиваются в последние годы и в развивающихся странах.
Промышленно развитые страны все больше специализируются на выпуске новейших наукоемких видов химической продукции.
В мировой химической промышленности сложились четыре главных региона:
1. Зарубежная Европа , в первую очередь ФРГ, Италия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, дающие 23—24% мирового производства и экспорта химической продукции. Наиболее «химизированной» страной этого региона является ФРГ. После второй мировой войны в этом регионе на первый план вышла нефтехимическая промышленность, ориентированная в основном на импортное сырье. Это привело к смещению химической промышленности к портам (Роттердам, Марсель и др.), а также к трассам крупных нефте- и газопроводов из России (в основном это касается стран Восточной Европы).
2. Северная Америка. Особенно выделяются здесь США — крупнейший в мире производитель и экспортер химических продуктов (около 20% мировой химической продукции и 15% ее мирового экспорта).
3. Восточная и Юго-восточная Азия. Здесь особо выделяются Япония (15% мирового производства и экспорта продукции химической промышленности), Китай, Корея.
4. СНГ, где выделяется Россия (3—4% мировой химической продукции).
Кроме этого очень крупный район, специализирующийся на производстве химических продуктов (в основном полупродуктов органического синтеза и удобрений), сложился в зоне Персидского залива. Сырьем для производства здесь являются огромные ресурсы попутного (нефтедобычи) газа. Нефтедобывающие страны района — Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Бахрейн и др. дают 5—7% мировой химической продукции, ориентированной почти целиком на экспорт.
Вне этих районов химическая промышленность развита в Индии, Мексике, Аргентине, Бразилии и др. странах.
Размещение отраслей химической промышленности.
Среди отраслей ведущее место занимает промышленность полимерных материалов, базирующаяся на нефтегазовом или нефтехимическом сырье. На протяжении длительного периода времени сырьевой базой промышленности полимерных материалов почти повсеместно было углехимическое и растительное сырье. Изменение в характере сырьевой базы существенно повлияло и на географию промышленности — уменьшилось значение угольных районов, возросла роль районов добычи нефти и газа, приморских районов.
В настоящее время наиболее мощную промышленность органического синтеза имеют экономически развитые страны, располагающие крупными запасами нефти и газа (США, Канада, Великобритания, Нидерланды, Россия и др.), или занимающие благоприятное положение для подвоза этих видов химического сырья (Япония, Италия, Франция, ФРГ, Бельгия и др.).
Все вышеназванные страны занимают ведущие позиции в мировом производстве синтетических смол и пластмасс и других видов синтетической продукции. Из отраслей промышленности полимеров только в производстве химических волокон заметен сдвиг в сторону развивающихся стран. В этом виде производства, наряду с традиционными лидерами — США, Японией, ФРГ и др., в число крупнейших производителей в последние годы вошли также Китай, Республика Корея, Тайвань, Индия.
В отличие от промышленности полимерных материалов, отрасли горной и основной химии широко представлены не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах.
Ведущими производителями минеральных удобрений являются Китай, США, Канада, Индия, Россия, ФРГ, Белоруссия, Франция, Украина, Индонезия. При этом по добыче и переработке фосфоритов, наряду с США, выделяются страны Африки (Марокко, Тунис, Алжир, Сенегал, Бенин), Азии (Иордания, Израиль), СНГ (Россия, Казахстан), острова Рождества и Науру. Подавляющую часть мировой добычи и переработки калийных солей осуществляют США, Канада, ФРГ, Франция, Россия, Белоруссия.
Основным сырьем для производства азотных удобрений является природный газ. Поэтому в числе важнейших производителей и экспортеров азотных удобрений — прежде всего страны, богатые природным газом (США, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, страны Персидского залива). В большом количестве азотные удобрения производят также Франция, ФРГ, Польша, Украина, Китай, Индия, азотно-туковая промышленность которых тесно связана с черной металлургией этих стран.
Страны-продуценты серы — США, Канада, Мексика, ФРГ, Франция, Польша. Украина, Россия, Туркмения, Япония и др. Крупнейшими производителями серной кислоты являются США, Китай, Япония и Россия (на их долю приходится более половины мирового производства).
География отдельных отраслей химической промышленности
Производство серной кислоты
Пр-во минеральных удобрений
Пр-во химических волокон
Пр-во синтетического каучука
Лесная промышленность – одна из старейших отраслей, производящая конструкционные материалы и состоящая из следующих взаимосвязанных отраслей, которые отличаются одна от другой по технологии производства, назначению выпускаемой продукции, но используют одно и тоже сырье:
Лесозаготовка (валка, трейловка)
Механическая обработка – включает в себя лесопиление, производство фанеры, пиломатериалов, мебели, спичек, паркета и т. д.
Лесохимия (получение древесного угля, смолы, спирта, канифоли, уксусной кислоты, скипидара, кормовых дрожжей и т.п.)
Целлюлозно-бумажная промышленность занимает промежуточное положение, где химические технологии сочетаются с механической обработкой, и включает в себя производство целлюлозы, бумаги, картона.
Лесозаготовка. Из сезонной промышленности превратилась в отрасль промышленного производства с постоянными, квалифицированными кадрами и качественной техникой. Эта отрасль относится к добывающей промышленности.
Лесопиление – основной потребитель деловой древесины на стадии лесозаготовки, откуда древесина составляет 25% (сучья, кора, хвоя) в лесопилении – опилки, стружки, горбушки, рейки (они увеличиваются до 40%). Центры лесопиления как правило размещены в лесозаготовительных районах, но могут размещаться и в других районах, куда огромная масса круглого леса перевозится различными видами транспорта.
Лесопиление служит базой для последующей обработки сырья. В тесной связи с ним широкое развитие получили стандартное домостроение, производство мебели, ДРСП, фанеры, спичек. Размещение отраслей по механической обработке древесины должно учитывать такие особенности лесной промышленности, как высокие удельные расходы сырья на изготовление продукции (1 тонна древесной массы – 3м 3 ), так и отходы на стадиях лесозаготовки и лесопиления. При такой специфике необходимо приближение производства к источникам сырья или транспортным магистралям. Однако, перевозка мебели дороже, чем перевозка древесины, для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила. Поэтому, как правило, производство мебели размещается у потребителя.
Лесохимия, как и большинство отраслей механической обработки древесины тяготеет к местам лесозаготовок. Очень часто лесохимические предприятия размещаются вблизи центров лесопиления, так как используют отходы этого производства.
Целлюлозно-бумажная промышленность отличается материалоемкостью (1 тонна целлюлозы – 5 м 3 древесины) и водоемкостью (1 тонна продукции – 350 м 3 воды). Часто целлюлозно-бумажное производство связано с лесопилением и использует отходы механической обработки древесины – так называемую бумажную массу. Итак, основными факторами размещения ЦБ производства являются сырьевой (приближение к лесоизбыточным районам) и водный. Очень часто реки используются как пути транспортировки леса и источники водоснабжения.
Таким образом, география лесной промышленности во многом определяется размещением лесных ресурсов мира (северный и южный лесные пояса).
В пределах северного лесного пояса заготавливается в основном хвойная древесина и развиты все виды лесной промышленности. Самая эффективная форма организации лесной промышленности этих районов – ЛПК (лесопромышленный комплекс), куда входят заготовка древесины, различные виды переработки, включающие в себя утилизацию отходов, изготовление ВСП и ДВП.
Для некоторых стран этого пояса (Россия, Канада, Швеция, Финляндия) лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность стали отраслями международной специализации.
В пределах южного лесного пояса заготавливается лиственная древесина. Здесь сложились три главных ареала лесной промышленности: Бразилия, Тропическая Африка, Юго-восточная Азия. Большая часть заготавливаемой в этом поясе древесины вывозится в Японию и Западную Европу или идет на дрова. Деревообрабатывающая промышленность здесь менее развита, чем в северном лесном поясе.
Для изготовления бумаги в странах южного лесного пояса очень часто используется недревесное сырьё: бамбук (Индия), багасса (Перу), сизаль (Бразилия, Танзания), джут (Бангладеш).
Легкая промышленность мира имеет огромное социальное значение, ибо вырабатывает различные виды продукции для личного пользования и тем самым формирует один из важнейших компонентов материального благосостояния людей.
— особо тесная связь с потребителем, зависимость от историко-географического и социально-экономического уровня развития населения той или иной территории;
— особая динамичность отрасли, выражающаяся в быстрой смене ассортимента выпускаемой продукции из-за смены моды, вкусов и т.п.;
— изменчивость требований к сырью, полуфабрикатам, фурнитуре и ее оформлению, а также к технологиям и организации производства;
— особые требования к качеству рабочей силы (наличие художественной культуры, вкуса и т.п.).
Легкая промышленность имеет довольно сложную отраслевую структуру. В нее входят:
— сырьевые производства: получение хлопка и хлопка-сырца, обработка шкур и др;
— полупродуктовые производства: прядильные, текстильные, красильные, кожевенные, меховые и др.;
— производства конечной продукции: швейные, трикотажные, ковровые, галантерейные, обувные и др.
В настоящее время в легкой промышленности просматривается сдвиг в сторону отраслей конечных производств (по стоимости). Это объясняется тем, что стоимость конечных товаров значительно превосходит стоимость сырья и полуфабрикатов, и поэтому конечные продукты принимают гораздо более широкое участие в международной торговле. Особенно заметно это в швейной и обувной промышленности.
Среди полупродуктовых отраслей наиболее заметное положение занимает текстильная промышленность.
Таким образом, легкая промышленность объединяет множество отраслей и подотраслей главные из которых — текстильная, швейная и обувная.
В эпоху НТР существенно изменила свою структуру. В настоящее время в текстильной промышленности в зависимости от используемого сырья выделяют хлопчатобумажную, шерстяную, шелковую, льняную подотрасли и производство нетканых материалов (искусственных волокон).
На протяжении длительного периода времени главной отраслью текстильной промышленности мира оставалась хлопчатобумажная, за которой следовали шерстяная, льняная и переработка искусственных волокон. В настоящее время в мировом производстве тканей значительно возросла доля химических волокон, уменьшилась доля хлопка, шерсти и особенно льна. Большое значение имело создание смесовых тканей из натуральных и химических волокон, трикотажа (трикотажное полотно). Особенно возросла доля химических волокон в текстильной промышленности развитых стран. В экономике развивающихся стран основными видами текстильного сырья остаются хлопок, шерсть, натуральный шелк, хотя и удельный вес изделий из химических волокон за последнее время сильно возрос. Сегодня структура текстильной промышленности выглядит следующим образом: хлопчатобумажная – 67%, пр-во химических волокон – 20%, шерстяная – 10%, льняная – 1,6%, другие – 1,4%.
Текстильная промышленность в целом более быстрыми темпами развивается по группе развивающихся стран. Сегодня в мировой текстильной промышленности сложились пять главных регионов: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Зарубежная Европа и США. Главным регионом текстильной промышленности в мире стала Азия, дающая сегодня около 70% общего количества тканей, более половины производства хлопчатобумажных и шерстяных тканей.
Основными производителями хлопчатобумажных тканей являются Китай (30% мирового производства), Индия (10%), США, Россия, Бразилия, Италия, Япония, Тайвань, Германия, Франция (см. таблица 28 учебника, стр 394.).
Ведущими продуцентами шерсти и шерстяных тканей являются Австралия, Новая Зеландия и Китай.
И в производстве наиболее дорогих шелковых тканей, при абсолютном лидерстве США (свыше 50%), также очень велика доля азиатских стран, особенно Индии, Китая и Японии (более 40%).
Значительно уменьшилось производство льняных тканей. В большом количестве их выпускают только в России и в странах Западной Европы (во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании).
Развитые страны мира (особенно США, Италия, Япония, ФРГ, Франция), при сокращении их доли в производстве хлопчатобумажных и шерстяных тканей, остаются крупнейшими производителями трикотажа, тканей из химических волокон (синтетических и смесовых). Хотя и в этих видах текстильной промышленности их роль неуклонно падает за счет организации производства в развивающихся странах (Индия, Китай, Республика Корея, Тайвань и др.). Десятка крупнейших производителей химических волокон (см. раздел «химическая промышленность», таблица 27 учебника, стр.394).
В России, бывшей одним из крупнейших изготовителей всех видов натуральных тканей в мире, в их производстве наблюдается сильнейший спад.
Швейная промышленность. Превратилась в ведущую отрасль легкой промышленности, потребляет подавляющее большинство вырабатываемых в мире тканей, отличается высокой трудоемкостью, активным спросом на продукцию, особенно модную, а также чрезвычайным разнообразием товаров.
Как и в текстильной, в швейной промышленности велико значение развивающихся стран. Многие из них, прежде всего Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань, Колумбия, стали крупнейшими производителями и экспортерами готовой одежды. Развитые страны (особенно США, Франция, Италия и др.) все больше специализируются на производстве модных, элитарных, индивидуальных изделий.
Ассортимент этой отрасли довольно высок, хотя несколько уступает швейной промышленности. Отрасль отличается разнообразием сырья для производства. Помимо натурального в последнее время все чаще применяется синтетическое сырье, которое значительно дешевле. Дорогая кожаная обувь сегодня составляет не более 1/3 от общего числа выпускаемой обуви (12 млрд пар в год).
Обувная промышленность среди отраслей легкой индустрии в наибольшей мере переместилась из развитых стран в развивающиеся страны. Лидерами в изготовлении обуви стали КНР (обогнавшая по ее производству прежних лидеров Италию и США и дающая более 40% обуви в мире) и другие азиатские страны — Республика Корея, Тайвань, Япония, Индонезия, Вьетнам, Таиланд. В развитых странах (выделяются Италия, США, Австрия, ФРГ) сохранилось в основном изготовление кожаной обуви из дорогого сырья, с высокой трудоемкостью производства. Крупнейшим производителем и экспортером такой обуви является Италия. В России производство обуви за последние годы сократилось в несколько раз, и страна из крупнейшего в мире продуцента обуви (в 1990 г. уступала только КНР) превратилась в значительного ее импортера.
Таким образом, основные отрасли легкой промышленности в настоящее время особенно быстро развиваются в странах новой индустриализации и других развивающихся странах, что во многом объясняется их высокой обеспеченностью сырьем и дешевой рабочей силой. Промышленно развитые страны, уступив свои позиции по ряду традиционных массовых, технически несложных производств (дешевые виды тканей, обуви, одежды и др. виды продукции широкого потребления), сохраняют ведущую роль в изготовлении особо модных, высококачественных, дорогих изделий, ориентированных на высокую технологию и квалификацию труда, ограниченный круг потребителей (производство ковров, мехов, ювелирных изделий, эталонов обуви, одежды, тканей из дорогого сырья и т. п.).
Пищевая промышленность вместе с легкой промышленностью входит в состав комплекса по производству товаров народного потребления и услуг. Одновременно это основная перерабатывающая отрасль в составе агро-промышленного комплекса (АПК). Пищевая промышленность более тяготеет к АПК, чем к комплексу по производству товаров народного потребления и услуг. Основное назначение этой отрасли — производство продуктов питания. Пищевая промышленность включает в себя свыше 20 отраслей. На территориальную организацию этой отрасли сильно влияет сырьевой и потребительский факторы. По характеру используемого сырья и принципам размещения отрасли пищевой промышленности могут быть объединены в следующие три группы:
Отрасли, ориентированные на источники сырья — сахарная, маслосыродельная, молочноконсервная, масложировая, плодоовощная, рыбоконсервная, спиртовая, крохмально-паточная и другие. При размещении этих отраслей учитывают затраты сырья на единицу готовой продукции. Как правило, эти отрасли ориентируются на необработанное сырье, и на предприятиях этих отраслей идет высокий его расход (например, при производстве сахара отходы сахарной свеклы составляют 85 %). К тому же многие виды сырья не подлежат длительной транспортировке и хранению.
Отрасли, тяготеющие к местам потребления готовой продукции, — хлебопекарная, пивоваренная, кондитерская, сахарорафинадная, макаронная и другие. Предприятия этих отраслей, как правило, используют сырье, уже прошедшее первичную переработку или производят скоропортящиеся продукты, поэтому их размещают вблизи населенных пунктов.
Третья группа – отрасли, ориентирующиеся как на сырье, так и на потребителя. Это мясная, молочная и мукомольная отрасли.
Приближение пищевой промышленности к сырьевым базам и местам потребления готовой продукции достигается в некоторых отраслях с помощью специализации предприятий по стадиям технологического процесса: первичная обработка сырья размещается вблизи источников сырья, а производство готовых изделий — в центрах потребления. Такое разделение технологического процесса можно наблюдать в табачной, чайной и винодельческой отраслях.
Важной отраслью пищевой промышленности является рыбная, которая отличается особенностью сырьевой базы и технологических процессов. Первичная обработка улова рыбы осуществляется в открытом море на крупных плавучих рыбозаводах, а затем на рыбоперерабатывающих предприятиях, расположенных на берегу.
Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигает 130 млн т в год, из которых 4/5 приходится на моря и океаны, а 1/5 на пресные водоемы.
В географии мирового морского рыболовства во второй половине 20-го века произошли большие изменения. «Эпицентр» этой отрасли переместился из северной Атлантики (Норвегия, Великобритания, Дания, Германия, США) в северную часть Тихого океана. Сегодня по размерам улова рыбы и добыче морепродуктов лидируют Китай, Перу, Япония, Индия, США, Индонезия, Чили, Россия, Таиланд, Норвегия (см. таблица 30 учебника, стр. 395). Для некоторых стран рыбная промышленность стала отраслью международной специализации (Норвегия).
География мирового сельского хозяйства
Сельское хозяйство входит в сферу первичных отраслей экономики. Это старейшая отрасль материального производства (10 тысяч лет), имеющая огромное социальное значение. Его главная функция – поставка продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
— не имеет равных по территориальному распространению (практически во всех странах);
— огромное разнообразие продукции;
— контрасты между хозяйствами различных стран, а иногда и между хозяйствами одной страны по размерам занимаемой территории, стоимости товарной продукции, размерам стада, числу работников, их социальному положению и т.п. (например, Средняя площадь ферм в Австралии – 3000 га, в США и Канаде – 200 га, в Японии – 1,5 га).
— существенные различия в уровне технической оснащенности с/х развитых и развивающихся стран;
— особый образ жизни занятого в с/х населения (распространен семейный труд, деятельность подчинена природным биоритмам и др.);
— не имеет равных по числу занятых (1,3 млрд чел. – 46% экономически активного населения);
Но по числу занятых в с/х существуют большие различия между регионами и отдельными странами и, прежде всего, между развитыми и развивающимися странами (см таблицу).
Источник