Страны участницы болонского процесса 2020

Страны участницы болонского процесса 2020

Документы Болонского процесса

Римское Коммюнике — 2020 год

Документ определяет действия и приоритеты стран Европы в области высшего образования на следующее десятилетие. Решения были приняты на состоявшейся 19 ноября 2020 года Римской конференции министров Европейского пространства высшего образования.

В Римском коммюнике подчеркивается особое значение реализации принципов инклюзивности, инновационности и взаимосвязанности, а также необходимости ратификации странами Глобальной Конвенции ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию.

Парижское коммюнике — 2018 год

24-25 мая в Париже состоялась 10-я юбилейная конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса, в которой приняли участие руководители министерств из 70 стран мира, включая 48 стран Болонской группы.

Россия была представлена делегацией во главе со статс-секретарем, заместителем Министра образования и науки Российской Федерации П.С. Зеньковичем.

В рамках пленарных заседаний участники конференции подчеркнули необходимость развития академической мобильности и целесообразность применения инструментов Болонского процесса, обеспечивающих безбарьерную академическую среду. Кроме того, большинство докладчиков отметили важность таких направлений развития высшего образования, как поддержка инклюзивного обучения, расширение возможностей электронных образовательных ресурсов и интенсификация научной мобильности.

Ереванское коммюнике — 2015 год

14-15 мая 2015 года в Ереване состоялся Четвертый Болонский политический Форум, совмещенный с Девятой конференцией Министров стран Европейского пространства высшего образования. Конференция министров стран ЕПВО проходит каждые два года и ее итоги в виде совместного коммюнике содержат приоритетные направления дальнейшего развития Болонского процесса в странах-участницах. По итогам форума были приняты Ереванское коммюнике Министерской конференции и Декларация Четвертого Болонского политического форума.

Читайте также:  Какое место по численности населения занимает россии среди других стран

Ереван 14-15 мая 2015 года

Бухарестское коммюнике – 2012 год.

На Бухарестской Конференции Министры, ответственные за высшее образование, решили сосредоточиться на трех основных целях в условиях экономического кризиса: обеспечение качества высшего образования для большего количества студентов, для лучшей подготовки учащихся трудовым навыкам; повышение мобильности студентов. 47 стран приняли новую европейскую стратегию для повышения мобильности с определенной целью, что, по крайней мере, 20 процентов из тех выпускников в Европе в 2020 году должны обучиться или пройти стажировку за рубежом.

Также в рамках Конференции состоялся третий Форум политики Болонского процесса на тему «За пределами Болонского процесса: Создание и объединение национальных, региональных и глобальных сфер высшего образования».

Бухарест 25-26 апреля 2012.

Будапештско-Венская декларация о создании Европейского пространства высшего образования — 2010г.

Лёвенское коммюнике — 2009 г.

Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене / Лувен-ла-Неве (2009 г.): «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы.».

Приоритетными направлениями развития европейского высшего образования до 2020 г. были признаны:

  • достижение равноправия в получении высшего образования
  • образование в течение всей жизни
  • трудоустраиваемость выпускников
  • студентоцентрированное обучение
  • связь высшего образования с научными исследованиями и инновациями
  • международная открытость европейского высшего образования
  • расширение мобильности студентов и ученых
  • сбор информации и обеспечение ее прозрачности, улучшение государственного финансирования и поиск новых источников
  • совершенствование организационной структуры управления Болонским процессом

На Конференции была признана отвечающей поставленным целям существующая организационная структура Болонского процесса, основы-вающаяся на сотрудничестве между правительствами и академическим сообществом. Было принято решение о том, что в будущем Болонский процесс будет совместно возглавляться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в ЕС .

Левен/Лувен-ла-Нев 28-29 апреля 2009 года.

Лондонское коммюнике – 2007 г.

На Лондонской конференции (2007) отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направ¬ляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустраиваемость, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте.

В преддверии совещания министров в Левене /Лувен-ла-Неве (2008) Европейская ассоциация университетов выразила свою политическую позицию в отношении развития Болонского процесса и на¬метили следующие основные цели на период после 2010 года:

  • Консолидация европейской широкой базы исследований, базирующихся на высшем образовании
  • Связь между высшим образованием и научными исследованиями как знак Европейского высшего образования
  • Обес¬печение большего образования большему количеству людей
  • Новое понимание ответственности университетов перед обществом
  • Готовность справляться с глобальными вызовами.

Бергенское коммюнике – 2005 г.

На Бергенской конференции (2005) была принята Всеобъемлющая структура квалификаций для ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 г. национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций для ЕПВО. В Бергене одобрена идея Европейского регистра агентств обеспечения качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов .

Бергенской конференцией предусматривается:

  • Введение трехцикловой структуры академических степеней – бакалавриат – магистратура – Ph . D
  • Обеспечение качества через систематическое введение внутренних механизмов вузов
  • Принятие стандартов и руководящих принципов обеспечения качества в ЕПВО
  • Одобрение идеи Европейского Регистра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы
  • Признание степеней и периодов обучения, признание совместных степеней
  • Гармонизация квалификаций докторского уровня с всеобъемлющей структурой квалификаций ЕПВО на основе ориентированного на результаты подхода
  • Содействие мобильности студентов.

Берлинское коммюнике – 2003 г.

Берлинская конференция (2003) приняла решение направить усилия на создание Ев¬ропейского исследовательского простран¬ства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 г., выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому .

Берлинским коммюнике предусматривается:

  • Обеспечение качества образования через:
  • Определение степени ответственности вузов
  • Оценку программ или учебных заведений, внешнюю экспертизу, участие студентов в процедурах и публикацию результатов
  • Наличие систем аккредитации или подобных процедур
  • Международное партнерство, сотрудничество и участие в сетях
  • Структура степеней: принятие системы, базирующейся на двух циклах
  • Введение системы кредитов
  • Признание степеней
  • Студенты: расширение необходимости постоянного привлечения студентов, которые являются равноправными партнерами в управлении высшим образованием
  • Развитие Европейского измерения высшего образования
  • Образование в течение всей жизни
  • Улучшение привлекательности ЕПВО
  • Введение мониторинга (группа по контролю) за ходом Болонского процесса.

Пражское коммюнике — 2001 г.

На Пражской конференции (2001) на¬ряду с шестью основными линиями развития Болонского процесса, намеченными в Болонской декларации (сравнимые квалификации и их признание, переход на двухступенчатую систему, введение ECTS , мобильность, обеспечение качества, усиление европейского измерения в высшем образовании), были рассмотрены новые направления сотрудничества:

  • Образование через всю жизнь
  • Включение студентов в качестве активных и равноправных партнеров на всех этапах Болонского процесса
  • Учет социальных аспектов высшего образования
  • Реализация совместных программ степеней различных профилей и новых перспектив транснационального образования
  • Создание непрерывной работы адекватных механизмов обеспечения качества — аккредитации.

Болонская конференция – 1999 г.

Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было поло¬жено подписанием Болонской декларации в 1999 году в Болонье, а реализация реформ осуществля¬ется в соответствии с коммюнике конференций министров, ответ¬ственных за высшее образование, проводимых через каждые два года.

На Болонской конференции было подписано Совместное заявление европейских министров образования и намечены основные линии развития, зафиксированные в Болонской декларации.

Болонская Декларация – это декларация о международном сотрудничестве в области высшего образования, подписанная в Болонье министрами образования 29 европейских стран.

Болонской Декларацией предусматривается:

  • Использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам
  • Введение трехступенчатой системы высшего образования
  • Принятие системы кредитов, как средство повышения мобильности
  • Стимулирование мобильности для свободного перемещения студентов и преподавателей
  • Развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий
  • Усиление европейского измерения в высшем образовании.

Источник

Информационно-аналитический журнал

Юбилейная конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса прошла 28-29 апреля в Лёвене (Бельгия). Конференция прошла в Университете Лёвена – одном из старейших учебных заведений Европы.

Десять лет исполнилось с момента подписания Болонской декларации. Это уже история. За всю историю деятельности Европейского Союза не было столь масштабных инициатив, поддержанных 46 странами из 49, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию.

Болонская декларация 1999 года поставила совершенно амбициозные задачи, направленные на создание единого европейского образовательного пространства для повышения конкурентоспособности европейского образования, мобильности студентов и трудоустройства выпускников. Каждые два года министры образования стран, присоединившихся к Болонскому процессу, анализировали достигнутые успехи и планировали совместную деятельность на ближайшее будущее. И с каждой встречей анализ результатов становился все жестче, а задачи все более сводились к необходимости выполнения уже заявленных положений.

К концу отведенного срока стало очевидным, что к 2010 году не все задачи Болонского процесса будут достигнуты в странахучастницах соглашения по целому ряду причин. Но очевидно и то, что отыграть назад уже невозможно. Процесс стал необратимым. И первая декада XXI века стала только начальным этапом коренной трансформации всех национальных образовательных систем европейских стран. Поэтому сейчас, не дожидаясь конечного заявленного срока реализации задач Болонской декларации, определяются ориентиры образовательной политики Европы на последующие десять лет.

Юбилейная конференция министров прошла 28-29 апреля 2009 года в Лёвене (Бельгия). Министры образования из стран Бенилюкса Франк Ванденбрук (Frank Vandenbroucke), Мари-Доминик Симоне (Marie-Dominique Simonet) (Фламандская и Французская общины Бельгии), Рональд Пластерк (Ronald Plasterk, Нидерданды) и Франсуа Билтген (Fransois Biltgen) (Люксембург) пригласили своих европейских коллег из 46 стран-участниц Болонского процесса.

Конференция прошла в Университете Лёвена – одном из старейших учебных заведений Европы, основанном в 1425 году. Выбор символичен: страны Бенилюкса хотят подчеркнуть существенную роль академического сообщества в осуществлении Болонских решений.

Болонский процесс – это не только гармонизация политических стратегий, намеченных национальными государственными органами управления образованием. Вузы, преподаватели и студенты внесли значительный вклад в реализацию Болонских целей и продолжают активно участвовать в формировании Европейского пространства высшего образования.

Все большее количество стран проявляет интерес к развитию Болонского процесса, выражая желание участвовать в диалоге со странами-участницами по вопросам совершенствования международного сотрудничества в сфере высшего образования. В то же время и в европейских странах отмечено стремление развивать более тесные связи с международными системами высшего образования. Поэтому впервые на болонский политический форум были приглашены представители Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Египта, Эфиопии, Израиля, Японии, Казахстана, Киргизии, Мексики, Марокко, Новой Зеландии, Туниса и США. Обсуждались вопросы признания квалификаций, обмена преподавателями, учеными и студентами, а также проблемы гарантии качества образования.

Следующий болонский политический форум пройдет 12 марта 2010 года в Вене и Будапеште.

Министры образования из 46 европейских стран-участниц Болонского процесса приняли коммюнике, провозгласившее приоритеты развития Европейского пространства высшего образования на следующее десятилетие.

По сложившейся традиции, за несколько месяцев до встречи каждая страна подготовила национальные доклады о выполнении болонских соглашений. Специально созданная комиссия тщательно изучила материалы докладов и подготовила свой сводный отчет (Stocktaking Report) в целом по региону и каждой стране отдельно. И так же, как и прежде, выставила баллы по наиболее приоритетным направлениям, используя цветовую шкалу.

В этом номере читатель может познакомиться с некоторыми из материалов конференции: Коммюнике министров образования (в переводе на русский язык) и «болонским светофором» по всем странам-участницам и России отдельно. Боле подробная информация о прошедшей конференции будет размещена в следующих номерах.

Болонский процесс-2020

Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии Коммюнике министров высшего образования стран Европы

Лёвен, 28-29 апреля 2009 г.

Мы, министры, ответственные за высшее образование в 46 странах-участницах Болонского процесса, собрались в Лёвене (Бельгия) 28-29 апреля 2009 г., чтобы оценить достижения Болонского процесса и определить приоритеты формирования европейского пространства высшего образования в следующем десятилетии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. В следующем десятилетии до 2020 г. европейское высшее образование должно внести существенный вклад в развитие Европы знаний, наполненной творчеством и инновациями. Столкнувшись с проблемой стареющего населения, Европа может преуспеть в реализации своих стремлений только путем максимального использования талантов и потенциала всех своих граждан и всеобщего вовлечения в обучение в течение всей жизни, а также расширения участия общества в развитии высшего образования.

2. Европейское высшее образование также сталкивается с серьезным вызовом и вытекающими из него возможностями глобализации и ускоренного развития технологий в связи с появлением новых провайдеров, новых обучающихся и новых типов обучения. Обучение, ориентированное на студента, и мобильность помогут студентам развивать компетенции, необходимые в условиях меняющегося рынка труда и позволят им стать активными и ответственными гражданами.

3. В настоящее время наши страны испытывают на себе последствия глобального финансового и экономического кризиса. Чтобы прийти к устойчивому росту и развитию экономики, динамичное и гибкое европейское высшее образование будет стремиться к инновациям на основе интеграции образования и научных исследований на всех уровнях. Мы признаем, что именно высшее образование должно играть ключевую роль, если мы хотим успешно преодолеть все трудности и способствовать культурному и социальному развитию наших стран. Поэтому мы считаем главным приоритетом государственное финансирование высшего образования.

4. Мы берем на себя обязательство полной приверженности целям европейского пространства высшего образования, где государство ответственно за высшее образование, где вузы реагируют на потребности общества через разнообразие своих миссий. Цель заключается в том, чтобы гарантировать, что у вузов есть необходимые ресурсы для дальнейшего выполнения всех своих задач в полном объеме, таких как подготовка студентов к жизни как активных граждан в демократическом обществе; подготовка студентов для будущей карьеры и предоставление возможностей для личностного роста; формирование и поддержка широкой базы современных знаний и стимулирование научных исследований и инноваций. Осуществляемая реформа систем и политики высшего образования продолжит и укрепит обозначенные ранее европейские ценности институциональной автономии, академической свободы и социального равенства и потребует активного участия студентов и профессорско-преподавательского состава в этом процессе.

I. ДОСТИЖЕНИЯ И КОНСОЛИДАЦИЯ

5. За последнее десятилетие мы расширили европейское пространство высшего образования, сохранив его основу, которая уходит своими корнями в европейское интеллектуальное, научное и культурное наследие; характеризуется непрерывным сотрудничеством между правительствами стран, вузами, студентами, преподавателями, работодателями и другими заинтересованными лицами. Европейские образовательные учреждения и организации также внесли существенный вклад в процесс реформирования высшего образования.

6. Болонский процесс ведет к большей сопоставимости и сравнимости систем высшего образования и способствует мобильности учащихся, а также позволяет вузам привлекать студентов и ученых с других континентов. Высшее образование находится в состоянии модернизации, переходя на трехцикличную систему, предоставляя возможность промежуточных квалификаций в первом цикле в рамках национальных систем, вводя европейские стандарты и рекомендации для гарантии качества. Мы также наблюдаем создание Европейского реестра агентств гарантии качества и формирование национальных структур квалификаций в рамках Европейской структуры квалификаций высшего образования, основанной на результатах обучения и учебной нагрузке. Более того, в рамках Болонского процесса были приняты Приложение к диплому и Европейская система переноса и накопления кредитов для дальнейшего повышения прозрачности и совершенствования процедур признания.

7. Сегодня цели, определенные Болонской декларацией, и политика, сформировавшаяся в течение последних десяти лет, все еще имеют силу. Ввиду того, что не все цели были достигнуты полностью, полноценное и надлежащее их выполнение на европейском, национальном и институциональном уровнях потребует более интенсивных действий и ответственности после 2010 г.

II. ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО: ПРИОРИТЕТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

8. Стремясь к совершенству во всех аспектах высшего образования, мы готовы ответить на вызовы новой эры. Это требует постоянного внимания к качеству. Более того, подтверждая высокую ценность разнообразия наших систем образования, государственная политика стран полностью признает важность многосторонних задач высшего образования, начиная от преподавания и научных исследований и заканчивая служением обществу и обеспечением социального единства и культурного развития. Все студенты и профессорско-преподавательский состав вузов должны быть подготовлены, чтобы реагировать на меняющиеся потребности стремительно изменяющегося общества.

• Социальное измерение: равноправный доступ и завершение образования

9. Студенчество в высшем образовании должно отражать разнообразие европейского населения. Поэтому мы подчеркиваем социальный характер высшего образования и стремимся создать равные возможности получения качественного образования. Необходимо расширить доступ в высшее образование путем развития потенциала студентов из групп, нуждающихся в социальной поддержке, и предоставления им соответствующих условий для завершения учебы. Это включает улучшение условий обучения, устранение всех барьеров, препятствующих обучению, создание соответствующих экономических условий для студентов с целью предоставления им возможности выгодно использовать возможности обучения на всех его уровнях. Каждая страна-участница должна поставить перед собой реалистичные задачи на конец следующего десятилетия с целью расширения всеобщей вовлеченности и увеличения участия в высшем образовании представителей групп, нуждающихся в социальной поддержке. Усилия, направленные на достижение равноправия в высшем образовании, должны предприниматься параллельно с действиями в других сферах образовательной системы.

• Обучение в течение жизни

10. Широкое участие всех заинтересованных лиц также может быть достигнуто через обучение в течение жизни, которое является неотъемлемой частью систем образования. Обучение в течение жизни должно находиться в центре внимания государства. Должны гарантироваться доступность, качество образования и прозрачность информации. Обучение в течение жизни включает получение квалификации, расширение знаний и понимания, приобретение новых навыков и компетенций или обогащение и развитие личности. Обучение в течение жизни предполагает, что квалификацию можно получить путем гибких путей обучения, включая заочное и вечернее обучение, а также обучение по месту работы.

11. Реализация стратегии обучения в течение жизни требует тесного сотрудничества между государственными органами, вузами, студентами, работодателями и сотрудниками. Хартия европейских университетов по обучению в течение жизни, разработанная Ассоциацией европейских университетов, содержит полезные рекомендации о возможных вариантах такого сотрудничества. Успешная стратегия для обучения в течение жизни должна включать базовые принципы и процедуры по признанию предшествующего образования на основе результатов обучения, независимо от того, были ли знания, умения и компетенции приобретены посредством формального или неформального обучения. Обучение в течение жизни необходимо поддерживать соответствующими организационными структурами и финансированием. Идея обучения в течение жизни при поддержке национальной политики должна лежать в основе практической деятельности вузов.

12. Разработка национальных структур квалификаций является важным шагом в реализации обучения в течение жизни. Мы стремимся реализовать их на практике и подготовить к самооценке на предмет соответствия Структуре квалификаций для европейского пространства высшего образования к 2012 г. Это потребует продолжения сотрудничества на уровне европейского пространства высшего образования по выработке Европейской структуры квалификаций для обучения в течение жизни. В рамках национального контекста промежуточные квалификации внутри первого цикла могут стать средством расширения доступа к высшему образованию.

• Трудоустройство

13. В условиях рынка труда, ориентированного на высокий уровень навыков и переносимые компетенции, высшее образование должно вооружить студентов современными знаниями, навыками и компетенциями, которые пригодятся им в течение их профессиональной деятельности. Трудоустройство позволяет личности в полной мере использовать возможности на меняющемся рынке труда. Мы – за повышение первоначальных квалификаций, а также за поддержку и обновление рабочей силы через тесное сотрудничество между правительствами, вузами, социальными партнерами и студентами. Это позволит вузам в большей степени отвечать потребностям работодателей, а им, в свою очередь, лучше понимать образовательную перспективу. Вузы совместно с правительствами, правительственными агентствами и работодателями должны совершенствовать услуги, доступность и качество работы служб по трудоустройству и карьерному росту для студентов и выпускников. Мы поддерживаем предоставление рабочих мест по окончании программы обучения, а также обучение по месту работы.

• Обучение, ориентированное на студента, и миссия обучения в высшем образовании

14. Мы подтверждаем важность образовательной миссии вузов и необходимость продолжения реформы учебных программ, направленных на улучшение результатов обучения. Обучение, ориентированное на студента, требует раскрытия возможностей каждого студента, новых подходов к преподаванию и обучению, эффективных структур поддержки и кураторства, ориентированных непосредственно на обучаемого во всех трех циклах. Таким образом, реформа учебных программ будет длительным процессом, который приведет к высококачественным и гибким формам образования с индивидуальным подходом к учащимся. Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями студенчества и работодателями будут улучшать результаты обучения и совершенствовать международные ориентиры для растущего количества предметных областей. Мы просим вузы обратить особое внимание на совершенствование качества преподавания учебных программ на всех уровнях. Это должно стать приоритетом в дальнейшем выполнении европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества.

• Образование, научные исследования и инновации

15. Высшее образование на всех уровнях должно основываться на современном состоянии дел в науке и технике, стимулируя инновации и творчество в обществе. Мы признаем потенциал программ высшего образования, в том числе и тех, которые основаны на прикладной науке, в развитии новых идей. Следовательно, число специалистов в области научных исследований должно возрасти. Программы по подготовке докторов наук 1 должны включать высокого уровня исследования в определенной области знаний и сопровождаться межпредметными и межотраслевыми программами. Кроме того, государственные органы и вузы должны сделать карьеру ученых более привлекательной для молодых исследователей.

• Открытость на международном уровне

16. Мы призываем вузы Европы к дальнейшей интернационализации своей деятельности и к сотрудничеству на мировом уровне с целью постоянного развития. В результате совместных действий стран Европы повысится привлекательность и открытость европейского высшего образования. Конкуренция на мировом уровне должна сопровождаться усиленным политическим диалогом и сотрудничеством на основе партнерских отношений с другими регионами мира, в частности, через организацию Болонских политических форумов с привлечением различных заинтересованных лиц.

17. Транснациональное образование должно руководствоваться европейскими стандартами и рекомендациями для гарантии качества в рамках европейского пространства высшего образования и действовать в соответствии с руководствами ЮНЕСКО и ОЭСР по гарантии качества в транснациональном высшем образовании.

• Мобильность

18. Мы считаем, что мобильность студентов, молодых научных работников и профессорско-преподавательского состава повышает качество программ и успешность научных исследований; она укрепляет академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования. Мобильность имеет огромное значение для личностного роста и трудоустройства, она прививает уважение к разнообразию культур и способность к общению с ними. Она поощряет лингвистический плюрализм, поддерживая традицию многоязычия, характерную для европейского пространства высшего образования, и усиливает сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями. Поэтому мобильность должна стать отличительной чертой европейского пространства высшего образования. Мы призываем каждую страну повысить мобильность, обеспечить ее высокое качество и разнообразить ее виды и сферу действия. В 2020 г. по крайней мере 20 процентов выпускников в европейском пространстве высшего образования должны пройти курс обучения или практики за границей.

19. Необходимо создать возможности для мобильности внутри каждого из трех циклов обучения через структуру программ по присвоению степеней. Совместные степени и программы, как и окна мобильности, должны стать установившейся практикой. Кроме того, стратегия мобильности должна основываться на ряде практических мер, таких как финансирование мобильности, признание, доступная инфраструктура, правила получения визы и разрешения на работу. Гибкие пути обучения и активная информационная стратегия, полное признание предыдущих результатов обучения, поддержка обучения и полная переносимость грантов и займов являются необходимыми условиями. В результате мобильности поток приезжающих и уезжающих студентов в пределах европейского пространства высшего образования должен стать более пропорциональным, мы стремимся к повышению степени участия представителей разных студенческих сообществ.

20. Привлекательные условия работы и возможности карьерного роста, а также открытые условия найма сотрудников на международном уровне необходимы для привлечения в вузы высококвалифицированных преподавателей и научных работников. Принимая во внимание тот факт, что преподаватели – главные действующие лица, необходимо создать благоприятные профессиональные условия для повышения мобильности преподавателей, молодых научных сотрудников и другого профессорско-преподавательского состава; обеспечить соответствующий доступ к социальной гарантии и переносимости пенсий и дополнительных пенсионных прав для мобильного профессорско-преподавательского состава, эффективно используя существующие законодательные структуры.

• Сбор данных

21. Усовершенствованная система сбора данных будет способствовать проведению мониторинга достижений по реализации целей в социальном измерении, трудоустройстве и мобильности, а также других стратегических сферах, послужит основой для анализа и сравнения.

• Многоаспектные механизмы прозрачности

22. Мы отмечаем, что в настоящее время существует несколько инициатив, разработанных для создания механизмов по предоставлению более подробной информации о вузах в рамках европейского пространства высшего образования с целью их большей прозрачности. Мы считаем, что любой из этих механизмов, включая те, которые помогают системам высшего образования и вузам определять и сравнивать свои сильные стороны, должен разрабатываться в тесном сотрудничестве с ключевыми заинтересованными лицами. Эти инструменты прозрачности должны быть тесно связаны с принципами Болонского процесса, в частности, с гарантией качества и признанием, которые остаются нашим приоритетом и должны основываться на сравнимых данных и соответствующих показателях для описания многообразных профилей вузов и их программ.

• Финансирование

23. По мере роста ожиданий общества вузы приобретают большую независимость, чтобы соответствовать потребностям общества и отчитываться за свою деятельность. Учитывая ответственность правительства перед обществом, мы подтверждаем, что государственное финансирование остается важным приоритетом как гарантия равноправного доступа и последующего постоянного развития автономных высших учебных заведений. Больше внимания должно уделяться поиску новых разнообразных источников и форм финансирования.

III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

24. Существующая сегодня организационная структура Болонского процесса, которая характеризуется сотрудничеством между правительствами, академическим сообществом с его представительными организациями и другими заинтересованными лицами, признана как соответствующая цели. В будущем Болонский процесс будет координироваться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в его состав.

25. С целью взаимодействия с другими стратегическими сферами Наблюдательная группа по Болонскому процессу (BFUG) будет поддерживать связь с экспертами и политическими деятелями из других сфер, таких как научные исследования, иммиграция, социальная гарантия и трудоустройство.

26. Мы поручаем Наблюдательной группе по Болонскому процессу подготовить план работы до 2012 г. по дальнейшей реализации приоритетов данного Коммюнике и рекомендаций отчетов, представленных на этой встрече министров, с помощью которых возможна интеграция результатов независимой оценки развития Болонского процесса. В частности, просим Наблюдательную группу по Болонскому процессу:

  • определить показатели, используемые для оценки и мониторинга мобильности и социального измерения и для сбора данных;
  • рассмотреть, каким образом можно достичь разумной мобильности в рамках европейского пространства высшего образования;
  • провести мониторинг развития механизмов прозрачности и отчитаться о его результатах на встрече министров образования в 2012 г.;
  • оптимально используя существующие структуры, учредить сеть, которая будет отвечать за распространение информации и расширение границ влияния Болонского процесса за пределами европейского пространства высшего образования;
  • осуществлять контроль над выполнением рекомендаций, полученных в результате анализа национальных планов работ по признанию.

27. Страны-участницы Болонского процесса будут отчитываться о результатах его реализации согласованным образом.

  • Сводный отчет позволит в дальнейшем усовершенствовать его методологию, основанную на фактических данных.
  • Eurostat и Eurostudent в сотрудничестве с Eurydice внесут свой вклад в этот процесс через сбор необходимых данных.
  • Наблюдательная группа по Болонскому процессу будет следить за своевременной сдачей отчетов, на основании которых к встрече министров в 2012 г. будет подготовлен общий отчет, включающий все вышеупомянутые источники.

28. Мы просим европейскую четверку (ENQA 2 – EUA 3 – EURASHE 4 – ESU 5 ) продолжить свое сотрудничество по дальнейшему формированию европейского измерения гарантии качества и, в частности, по проведению внешней оценки Европейского реестра агентств гарантии качества с учетом мнения заинтересованных лиц.

29. Мы встретимся снова на юбилейной конференции по Болонскому процессу, которая состоится 11-12 марта 2010 г. с участием двух принимающих стран: Австрии (Вена) и Венгрии (Будапешт). Следующая встреча министров стран Европы пройдет в Румынии (Бухарест) 27-28 апреля 2012 г. Другие конференции министров состоятся в 2015, 2018 и 2020 гг.

  1. PhD (прим. переводчика).
  2. ENQA (European Association for Quality Assurance in Higher Education) – Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования.
  3. EUA (European University Association) – Европейская ассоциация университетов.
  4. EURASHE (European Association for Institutions in Higher Education) – Европейская ассоциация учреждений высшего образования.
  5. ESU (European Student Union) – Европейский студенческий союз.

Источник

Оцените статью