- Болонский процесс
- Содержание
- Болонская декларация и реформы образования
- Причины распространения Болонского процесса
- Результаты, которых планируется достичь с помощью Болонского процесса
- Страны-участницы и годы их вступления в Болонский процесс
- Уровни в системе образования
- О болонской системе образования
- Хронология Болонского процесса
- 1950 год
- 1966 год
- 1970-е года
- 1986 год Болонья, Италия
- 1988 год Болонья, Италия
- 25 мая 1998 года Париж, Франция
- Март 1999 года Веймар, Германия
- Май 1999 года Копенгаген, Дания
- 19 июня 1999 года Болонья, Италия
- 24-25 ноября 2000 года Лейрия, Португалия
- 8-10 февраля 2001 года Лиссабон, Португалия
- 14-15 февраля 2001 года Берлин, Германия
- 16-17 февраля 2001 года Хельсинки, Финляндия
- 1-3 марта 2001 года Упсала, Швеция
- 2-4 марта 2001 года Мальмё, Швеция
- 10 марта 2001 года Антверпен, Бельгия
- 10-12 марта 2001 года Антверпен, Бельгия
- 13-14 марта 2001 года Белград, Югославия
- 22-25 марта 2001 года Гетеборг, Швеция
- 29-30 марта 2001 года Саламанка, Испания
- 9 апреля 2001 года Стокгольм, Швеция
- 21 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия
- 26 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия
- 6-8 мая 2001 года Хальмстад, Швеция
- 10-16 мая 2001 года Братислава, Словакия
- 17 мая 2001 года Прага, Чехия
- 18-19 мая 2001 года Прага, Чехия
- Июнь 2001 года Рига, Латвия
- 5-8 декабря 2001 года Тампере, Финляндия
- 1-2 марта 2002 года Брюссель, Бельгия
- 25-26 марта 2002 года Москва, Россия
- 11-12 апреля 2002 года Лиссабон, Португалия
- 30-31 мая 2002 года Стокгольм, Швеция
- 29-30 ноября 2002 года Копенгаген, Дания
- 2-3 декабря 2002 года Санкт-Петербург, Россия
- 19-20 февраля 2003 года Афины, Греция
- 10-12 марта 2003 года Екатеринбург, Россия
- 14-15 марта 2003 года Хельсинки, Финляндия
- 27-28 марта 2003 года Копенгаген, Дания
- 11-12 апреля 2003 года Мантуя, Италия
- 29-31 мая 2003 года Грац, Австрия
- 5-7 июня 2003 года Прага, Чехия
- 18-19 сентября 2003 года Берлин, Германия
- 22-23 сентября 2003 года Санкт-Петербург, Россия
- 7-12 октября 2003 года Москва, Россия
- 29-30 октября 2003 года Санкт-Петербург, Россия
- 12 апреля 2004 года Брюссель, Бельгия
- 4-6 октября 2004 года Москва, Россия
- 10 декабря 2004 года Варшава, Польша
- 14 декабря 2004 года Маастрих, Нидерланды
- 20 декабря 2004 года Москва, Россия
- 19-20 мая 2005 года Берген, Норвегия
- 13 апреля 2007 года Лисабонн, Португалия
- 18 мая 2007 года Лондон, Великобритания
- 25 октября 2007 года Москва Россия
- 18-21 марта 2009 года Прага, Чехия
- 28-29 Апреля 2009 года Левен Бельгия
- 12 марта 2010 года Будапешт, Венгрия и Вена, Австрия
Болонский процесс
Содержание
Болонская декларация и реформы образования
Болонский процесс – инициатива по созданию единого образовательного пространства, начатая в 1999 году в г. Болонья (Италия), когда министры образования 29 европейских государств по взаимному согласию подписали Болонскую декларацию.Цель движения – гармонизировать имеющиеся системы образования в разных странах, привести их к единому стандарту путем заимствования самых удобных и совершенных механизмов обучения у партнеров и объединения их в единое целое. Цель: создать свод одинаковых правил, норм и регламентов образования, которые бы одновременно использовались во всех учебных заведениях всех стран-участниц Единого образовательного пространства.
Причины распространения Болонского процесса
Европейскому обществу свойственно осознать себя как единое целое – Европейский союз тому весомое подтверждение. Соответственно, что в определенный момент назрела потребность унифицировать систему высшего образования, ведь эта сфера влияет на формирование общества.
Кроме того, в Европе обычной практикой считается работа вне своей страны, а раздробленность и пестрота образовательных систем не может способствовать трудовой мобильности. Квалифицированные кадры должны иметь право выбирать место трудоустройства не только в своем государстве. Это сложно реализовать без реформирования высшего образования и признания национального диплома во всех странах, которые присоединились к Болонскому процессу.
Результаты, которых планируется достичь с помощью Болонского процесса
- Укрепить связи между вузами Европы и создать конкуренцию американской образовательной системе, которая на образовательном рынке удерживает лидирующие позиции.
Страны-участницы и годы их вступления в Болонский процесс
1999: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария – это страны-основатели Болонского процесса. Позже к ним присоединились другие государства.
2001: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция.
2003: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Россия, Сербия, Македония.
2005: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина.
2007: Черногория.
Уровни в системе образования
Согласно положению Болонской декларации, процесс образования во всех высших учебных заведениях должен включать в себя три цикла. Так как третий цикл (докторантура) сложно назвать востребованным среди студентов, то Болонскую систему образования обычно называют двухуровневой. Но формально она трехуровневая.
- Первый цикл образования длится не менее трех лет и заканчивается получением диплома бакалавра, который считается достаточным для работы по специальности. Бакалавариат приравнивается к высшему образованию первого уровня. В некоторых заведениях диплом бакалавра можно получить только за 4 года обучения – это технические, творческие, медицинские и прочие ВУЗы узкой специализации.
- Второй цикл – магистратура. Длительность обучения – 2 года. Если на предыдущем уровне студент учился четыре года, то тогда диплом магистра можно получить за один год.
- Третий цикл – получение степени доктора. Длительность обучения – 3 года.
Степень «специалист» в Болонскую систему не вписывается.
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник
О болонской системе образования
В 1999 году в г. Болонья (Италия) 29 стран решили создать единое пространство высшего образования, были обозначены цели – сближение, гармонизация высшего образования стран Европы. Начался Болонский процесс. В настоящее время процесс включает 48 стран-участниц.
Обозначить границы Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) удалось в 2010 году.
Что нового привнес Болонский процесс? В ходе этого процесса происходит сближение систем образования:
— Образовательные степени должны быть сопоставимы. Теперь к диплому о высшем образовании выдается приложение по единому образцу. Оно понятно в любом Вузе страны-участницы Болонского процесса.
P.S Вуз (высшее учебное заведение) всегда и везде должен писаться именно так. Никаких ВУЗов в русском языке просто не существует.
— Введено двухцикловое обучение: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate).
Так мы перешли от специалистов (обучение 5 лет) к бакалаврам (4 года) и магистрам (2 года).
— Единая система зачетных единиц, которые можно перезачесть в любом европейском Вузе.
— Сопоставимые критерии оценивания, содействие сотрудничеству, внедрению схем мобильности и совместных программ обучения и многое многое другое.
Россия вступила в процесс в 2003 году. Хорошо это или плохо – об этом написано очень много статей, это вопрос спорный.
Самый главный минус – теперь учиться дольше, в магистратуру нужно сдавать отдельные экзамены, бюджетных мест меньше, чем при поступлении в бакалавриат.
Самый главный плюс – теперь вы свободны в передвижении по Европе: можете участвовать в программах студенческих стажировок, обменов, в магистратуру можно уехать учиться за границу, так как ваши бакалаврские достижения оцениваются везде одинаково, иностранный работодатель сможет оценить уровень вашего образования. Да и в целом, ослабление границ образовательного пространства, приведение образования к единому стандарту – неотъемлемая часть процесса глобализации.
Источник
Хронология Болонского процесса
1950 год
ст. 2 Первого протокола к Европейской конвенции по правам человека обязала все подписавшие стороны гарантировать право на образование.
1966 год
Организация Объединенных Наций в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, гарантировала право на высшее образование, которая гласит: «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».
1970-е года
Советом министров ЕС принял Резолюцию о первой программе сотрудничества в сфере образования.
1986 год Болонья, Италия
Университет Болоньи в процессе подготовки к празднованию 900-летнего юбилея обратился ко всем европейским университетам с призывом принять Великую Хартию Университетов – Magna Charta Universitarum
1988 год Болонья, Италия
Принятие Magna Charta Universitatum
11 апреля 1997 года Лиссабон, Португалия
Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе
25 мая 1998 года Париж, Франция
Принятие Совместной декларации министрами образования европейских государств: Великобритании, Германии, Италии и Франции (Сорбоннская декларация)
Март 1999 года Веймар, Германия
Встреча генеральных директоров ЕС и руководства Советов ректоров европейских стран для обсуждения проблем аккредитации и оценки в высшем образовании
Май 1999 года Копенгаген, Дания
Публикация отчета «Тенденции в высшем образовании — I» по заказу CRE, Конфедерации Советов ректоров стран, входящих в EU, и при финансовой поддержке EC 18-19 июня
19 июня 1999 года Болонья, Италия
Первая встреча министров высшего образования европейских государств и принятие совместной декларации (Болонская декларация)
24-25 ноября 2000 года Лейрия, Португалия
Международный семинар «Системы накопления и перевода кредитов»
8-10 февраля 2001 года Лиссабон, Португалия
Семинар «Аккредитация / Придание законной силы национальным документам об образовании»
14-15 февраля 2001 года Берлин, Германия
Национальный семинар по вопросам Болонского процесса
16-17 февраля 2001 года Хельсинки, Финляндия
Международный семинар «Университетские степени короткого цикла»
1-3 марта 2001 года Упсала, Швеция
Неформальная встреча европейских министров, отвечающих за образование и научные исследования
2-4 марта 2001 года Мальмё, Швеция
Международный семинар «Транснациональное образование»
10 марта 2001 года Антверпен, Бельгия
Семинар фламандского сообщества по проблемам Болонского процесса
10-12 марта 2001 года Антверпен, Бельгия
Семинар студентов Европы «Воплощение в жизнь Болонской декларации»
13-14 марта 2001 года Белград, Югославия
Национальный семинар по проблемам Болонского процесса
22-25 марта 2001 года Гетеборг, Швеция
Принятие Гетеборгской конвенции конференцией Ассоциации национальных студенческих союзов в Европе
29-30 марта 2001 года Саламанка, Испания
Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа. Саламанская декларация
9 апреля 2001 года Стокгольм, Швеция
Встреча Группы управления в Болонском процессе
21 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия
Встреча Совета Ассоциации европейских университетов
26 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу Апрель 2001 года Хельсинки, Финляндия Публикация отчета «Тенденции в высшем образовании — II» при финансовой поддержке EC и ETF
6-8 мая 2001 года Хальмстад, Швеция
Встреча генеральных директоров ЕС и руководства Советов ректоров европейских стран
10-16 мая 2001 года Братислава, Словакия
Международный семинар и 40-я встреча Совета Ассоциации национальных союзов студентов в Европе
17 мая 2001 года Прага, Чехия
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу
18-19 мая 2001 года Прага, Чехия
Встреча министров высшего образования европейских государств. Пражское коммюнике
Июнь 2001 года Рига, Латвия
8-я совместная встреча в рамках сетей ENIC и NARIC и принятие документа «Признание результатов (обучения) в Болонском процессе»
5-8 декабря 2001 года Тампере, Финляндия
13-я ежегодная конференция EAIE, в большей своей части посвященная Болонскому процессу
1-2 марта 2002 года Брюссель, Бельгия
Болонский процесс: Зона европейского высшего образования: перспективы и развитие для сельскохозяйственных и связанных с ними наук; компетенция выпускников
25-26 марта 2002 года Москва, Россия
Международный семинар «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования»
11-12 апреля 2002 года Лиссабон, Португалия
Международный семинар «Вопросы признания в Болонском процессе»
30-31 мая 2002 года Стокгольм, Швеция
Семинар по анализу достижений целей Болонской Декларации, касающихся совместных дипломов
29-30 ноября 2002 года Копенгаген, Дания
Процесс Брюгге-Копенгаген: укрепление европейского сотрудничества в области высшего образования
2-3 декабря 2002 года Санкт-Петербург, Россия
Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы»
19-20 февраля 2003 года Афины, Греция
Семинар по вопросам реализации Болонского процесса «Исследование социальных составляющих Европейской системы высшего образования».
10-12 марта 2003 года Екатеринбург, Россия
Международная научная конференция «Опыт международного сотрудничества Российских университетов: Болонский процессии концепция модернизации образования
14-15 марта 2003 года Хельсинки, Финляндия
Итоговая конференция Болонского процесса по вопросам ученых степеней магистерского уровня.
27-28 марта 2003 года Копенгаген, Дания
Семинар по Болонскому процессу «Структуры квалификаций в европейском высшем образовании».
11-12 апреля 2003 года Мантуя, Италия
Семинар на тему «Интегрированные программы обучения — значение и перспективы».
29-31 мая 2003 года Грац, Австрия
Вторая конференция представителей европейских высших учебных заведений и образовательных организаций
5-7 июня 2003 года Прага, Чехия
Болонский семинар по академическому признанию дипломов и системам кредитов в контексте образования в течение всей жизни.
18-19 сентября 2003 года Берлин, Германия
Третья встреча министров образования европейских государств. Вступление России в Болонский процесс. Берлинское коммюнике
22-23 сентября 2003 года Санкт-Петербург, Россия
Международная конференция «Международное бизнес-образование и Болонский процесс».
7-12 октября 2003 года Москва, Россия
Первый совместный симпозиум Зальцбургского семинара (Австрия) и Министерства образования РФ «Российские университеты в мировом сообществе: итоги и перспективы вступления в европейское образовательное пространство»
29-30 октября 2003 года Санкт-Петербург, Россия
Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции»
12 апреля 2004 года Брюссель, Бельгия
Конференция Европейской ассоциации университетов, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике
4-6 октября 2004 года Москва, Россия
Семинар «Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы».
10 декабря 2004 года Варшава, Польша
Семинар «Новые поколения документов и законов по высшему образованию: их цели в контексте Болонского процесса»
14 декабря 2004 года Маастрих, Нидерланды
Маастрихтское коммюнике о приоритетах на будущее.
20 декабря 2004 года Москва, Россия
Коллегия Министерства образования и науки РФ рассмотрела ход реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования.
19-20 мая 2005 года Берген, Норвегия
Конференция министров, ответственных за высшее образование. Принято коммюнике «Европейское пространство высшего образования: добиваясь поставленных целей».
13 апреля 2007 года Лисабонн, Португалия
4 Съезд Европейской ассоциации университетов. Принята Лиссабонская декларация «Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей»
18 мая 2007 года Лондон, Великобритания
Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование , Принято коммюнике»К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира».
25 октября 2007 года Москва Россия
Президент РФ подписал Закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования в соответствии с требованиями для государств-участников Болонского процесса.
18-21 марта 2009 года Прага, Чехия
5 Съезд Европейской ассоциации университетов, принята Декларация Ассоциации европейских университетов.
28-29 Апреля 2009 года Левен Бельгия
Конференция европейских министров, ответственных за высшее образование, принято коммюнике «Болонский процесс 2020 — Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии».
12 марта 2010 года Будапешт, Венгрия и Вена, Австрия
Конференция европейских министров, ответственных за высшее образование, принята Декларация о Европейском пространстве высшего образования
Сайт создан при финансовой поддержке ЮНЕСКО и банка Santander.
Источник