- Страны ЕАЭС
- Евразийский экономический союз
- Таможенный союз ЕАЭС
- Государства — члены и партнёры ЕАЭС
- Евразийское экономическое сообщество
- Содержание
- Состав
- Государства-наблюдатели
- Значимость сообщества
- История создания и основные этапы развития
- Структура
- Межгосударственный совет
- Интеграционный комитет
- Секретариат
- Межпарламентская ассамблея
- Евразийский банк развития
- Антикризисный фонд
- Суд Сообщества
Страны ЕАЭС
Евразийский экономический союз
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Организация ВЭД
Таможенный союз ЕАЭС
Идея создания на постсоветском пространстве единого таможенного пространства декларировалась ещё в 1995 году. Ещё до образования ЕврАзЭС, в 2007 году официально появился Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.
Сегодня все страны — участники ЕАЭС обязательно входят в новый Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС). В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО).
Все страны-участники Таможенного союза ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Именно это правило в значительной степени тормозит расширение ЕАЭС за счёт вступления новых государств.
Государства — члены и партнёры ЕАЭС
К началу 2020 года полноценными членами ЕАЭС являются 5 государств:
Источник
Евразийское экономическое сообщество
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве |
Руководящие органы |
Упраздненные институты и организации |
Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС [1] ) (2001—2014) — международная экономическая организация ряда бывших республик СССР. Была создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях [2] . Упразднена в связи с созданием Евразийского экономического союза. СодержаниеСостав
Государства-наблюдателиВ соответствии с Уставом ЕврАзЭС, статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать при необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не даёт права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС. Государствами-наблюдателями являлись:
Значимость сообщества
История создания и основные этапы развития
СтруктураМежгосударственный советМежгосударственный совет представлял собой высший орган Евразийского экономического сообщества, в состав которого входили главы государств и правительств сообщества. Межгосударственный совет рассматривал принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определял стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимал решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгосударственный совет собирался на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимались консенсусом. Принятые решения были обязательными для выполнения во всех государствах—членах Сообщества. Исполнение решений происходило путём принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством [7] . Интеграционный комитетИнтеграционный комитет представлял собой постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, в состав которого входили заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относилось обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводились не реже четырёх раз в год. Решения принимались большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном комитете соответствовало взносу каждой стороны в бюджет Сообщества [ источник не указан 1016 дней ] :
СекретариатСекретариат выполнял функцию организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавлял Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества — высшее административное должностное лицо сообщества, назначавшееся Межгосударственным советом. 6 октября 2007 года в Душанбе в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС генеральным секретарём Сообщества был назначен Таир Мансуров. Секретариат размещался в городах Алма-Ата (Казахстан) и Москва (Россия). Межпарламентская ассамблеяМежпарламентская ассамблея — орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривавший вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключёнными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества. Ассамблея формировалась из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества. В её состав входили:
Секретариат Межпарламентской ассамблеи размещался в Санкт-Петербурге (Россия). Евразийский банк развитияЕвразийский банк развития — международная организация, учреждённая Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году. Миссия ЕАБР заключается в содействии развитию рыночной экономики государств-участников банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путём осуществления инвестиционной деятельности. Антикризисный фондАнтикризисный Фонд ЕврАзЭС был создан в 2009 году Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном в целях содействия странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечения долгосрочной устойчивости их экономик и содействия интеграционным процессам в регионе. Общая сумма Фонда составляла 8,513 миллиарда долларов США. Фонд предоставлял финансовые кредиты на поддержку бюджета, платёжного баланса и курса национальной валюты, а также инвестиционные кредиты на финансирование межгосударственных проектов, способствующих интеграционным процессам между странами-участницами [8] . Суд СообществаСуд Сообщества обеспечивал единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривал также споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества. Суд ЕврАзЭС начал работу 1 января 2012 года в Минске [9] . Источник |