- Байден объявил в США чрезвычайное положение из-за «действий России». Следующий шаг — война?
- Президент США назвал РФ «экстраординарной угрозой» нацбезопасности США и ввел новые жесткие санкции
- Главные угрозы для США
- Голод, жара и неонацисты. Что грозит человечеству в обозримом будущем. Доклад разведки США
- Covid-19
- Риск вспышки инфекционных заболеваний
- Угроза голода
- Военные конфликты и безопасность
- Изменение климата и экология
- Международный терроризм и экстремизм
- Прогноз до 2040 года
Байден объявил в США чрезвычайное положение из-за «действий России». Следующий шаг — война?
Президент США назвал РФ «экстраординарной угрозой» нацбезопасности США и ввел новые жесткие санкции
15 апреля с раннего американского утра президент США Джо Байден ввел новые санкции против Российской Федерации, о которых ранее сообщили американские СМИ. Ограничения ввели не только против 16 организаций, 16 физических лиц и 10 дипломатов, но и против российского госдолга. В соответствии с подписанным указом американским банкам после 14 июня будет запрещено покупать облигации, выпущенные Центральным банком России, Минфином и ФНБ.
В сообщении на сайте Белого дома сказано, что такие меры стали ответом на «вредоносные действия России в международной политике», к которым Вашингтон причислил «попытки помешать свободным и честным демократическим выборам США и их союзников и партнеров», «злонамеренную киберактивность против США и их союзников», «экстерриториальную деятельность, направленную против журналистов и диссидентов», «подрыв нацбезопасности США»
Более того, на сей раз администрация США не ограничилась одними только санкциями. В последующем письме Байдена, опубликованном на сайте Белого дома, он объявил чрезвычайное положение в стране из-за «необычной и экстраординарной» угрозы национальной безопасности, которую представляет Россия.
Такая формулировка не случайна — она принята в соответствии с Международным законом о чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, IEEPA) от 1977 года, который наделяет президента правом регулировать внешнеторговые отношения страны после объявления национального чрезвычайного положения. Первым этим правом воспользоваться президент Джимми Картер в ответ на захват американских заложников в Иране в 1979 году, позднее он использовался для заморозки или блокировки активов правительств недружественных США стран или отдельных лиц.
В отношении России чрезвычайное положение в рамках Акта на самом деле уже объявлялось в 2014 году после начала украинского кризиса. Исполнительный указ номер 13660 действует до сих пор и касается блокировки активов лиц (граждан как России, так и Украины), причастных к кризису. Также ЧП объявлялось в 2015, 2017 и 2019 годах из-за риска вмешательства в американские выборы и враждебной киберактивности. Эти указы распространялись на весь мир и касались заморозки активов лиц, ответственных за такие действия, а также блокировки технологий и услуг, которые являются угрозой для США.
Так что, с одной стороны, пассаж о чрезвычайном положении не означает, что по всей Америке вводится ЧП и всем нужно готовиться спускаться в бомбоубежище по первому сигналу. Это, скорее, юридическая формулировка для применения экономических ограничений, которую правильнее перевести, как чрезвычайную ситуацию. Но, с другой стороны, конкретно в отношении России такая формулировка последний раз применялась только в 2014 году, и то, что сейчас в силу вступил закон IEEPA весьма характерно.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова охарактеризовала новые санкции США словами «наворотили» и предположила, что сигнал российской стороны, который был дан после разговора Джо Байдена и Владимира Путина, «прошел куда-то не туда». Она также пообещала, что ответ России на них будет проработан в ближайшее время.
Впрочем, как полагает политолог-международник, к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин, таким вроде бы непоследовательным действиям США не стоит удивляться — предложение Байдена провести совместный саммит вовсе не сигнализировало о желании реально улучшить отношения.
— Последние дни в связи со звонком Байдена у некоторых возникла иллюзия, что у американской администрации есть желание нормализовать отношения с Россией. Но этот звонок был неверно интерпретирован. Цель Байдена заключалась лишь в том, чтобы откатить российско-американские отношения в точку до его скандального интервью, в котором он назвал президента России «убийцей». Потому что после этого невозможен был бы даже диалог, основанный на взаимном интересе вроде продление соглашения СНВ-3. Поэтому Байдену нужно было деэскалировать эти отношения двух ядерных держав.
На самом же деле с американской стороны не было ни намека на желание что-то поменять. В команде Байдена одни ястребы, включая его самого. И теперь из-за новых санкций даже заявленный ими диалог вряд ли состоится. Кремль уже говорил о том, что в случае ограничений Россия вряд ли будет участвовать в саммите по климату, да и вообще, все это рассматривалось со скепсисом.
Сегодня этот скепсис просто оправдался, а Вашингтон ярко продемонстрировал свое истинное отношение к Москве. Понятно, что при Байдене накал страстей и взвинчивание отношений достигнет своего апогея. Потом им вряд ли удастся сделать нечто подобное, потому что приоритет сместится на Китай.
Директор фонда изучения США имени Франклина Рузвельта, доктор исторических наук Юрий Рогулев считает, что апелляция Байдена к «чрезвычайному положению» может означать желание вернуть право вводить или отменять санкции себе, в обход Конгресса США.
— Здесь речь идет все-таки не об общенациональном чрезвычайном положении, а о чрезвычайных полномочиях президента в экономической сфере. Национальное ЧП может быть введено только в случае войны или аналогичного экстраординарного события (например, федеральное ЧП было введено в США после 11 сентября — Ред.).
Любые санкции должны иметь под собой юридические основания. Но не совсем понятно, зачем было вводить их на основании этого достаточно давнего закона, когда в арсенале США есть масса других законодательных актов, в рамках которых в последние годы и принимались ограничения в отношении России, Китая и других стран. Достаточно вспомнить закон «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), закон Магнитского и много других более свежих документов.
Возможно, дело в том, что Байден хочет использовать закон, который был принят не нынешними законодателями, чтобы не зависеть от них и политически иметь большую свободу действий.
Напомню, что раньше санкции в США всегда были прерогативой исполнительной власти — их своими указами вводил президент, он же их и отменял. Но последние годы Конгресс пошел по пути штамповки законов, на основании которых санкции становятся обязательными. А если ограничения вводятся Конгрессом, отменить их потом очень сложно, как было в случае с поправкой Джексона-Вэника, которую не могли отменить несколько десятилетий.
Возможно, закон IEEPA позволяет Байдену сохранить большую свободу рук и оставить прерогативу отмену или введения санкций себе.
Источник
Главные угрозы для США
После голосования выборщиков, поставившего окончательную точку в вопросе об избрании Дональда Трампа президентом США, Пентагон получил от вступающего в должность 20 января 2017 года главы государства записку с изложением его оборонных приоритетов. Теперь у руководителей военного ведомства есть месяц, чтобы адаптироваться к новым стратегическим приоритетам.
Практически все наблюдатели отметили, что впервые за последнюю пятилетку в список оборонных приоритетов США не вошла Россия, занимавшая в последние два обамовских года почётное первое место среди главных угроз США. Американские ястребы уже даже успели по этому поводу огорчиться и пообещать, что Трампу не удастся так просто уйти от политики конфронтации с Москвой. Мол сопротивление в Пентагоне, Сенате и Палате представителей Конгресса США будет более чем серьёзным.
Думаю, что в данном случае они преувеличивают возможности оппозиции курсу Трампа на компромисс с Россией. Если бы американские элиты не склонились бы к мнению, что политика либеральных глобалистов, чьим политическим лицом была Хиллари Клинтон, себя исчерпала, то Трамп бы не стал президентом.
Мы же видели, что группировка радикальных глобалистов, объединившаяся вокруг Сороса и пытавшаяся не допустить Трампа к власти, оказалась абсолютно маргинализированной. Даже та часть элиты, которая ставила на победу Клинтон, не поддержала радикалов. Это значит, что политическая элита США согласилась и с необходимостью смены внешнеполитических приоритетов.
Поэтому инициативы Трампа, конечно, столкнутся с бюрократическим сопротивлением, но вовсе не с таким сильным, как предполагают пессимисты.
Угроза на китайском направлении
Опасность грозит с другой стороны. Впервые за последние годы в число оборонных приоритетов США в качестве одной из главных угроз вошёл Китай. В комплексе с уже заявленными Трампом экономическими требованиями к Пекину, а также с жёстким дипломатическим жестом (заявлением о том, что США не связаны никакими обязательствами по соблюдении принципа «одного Китая») это значит, что Трамп взял курс на конфронтацию с Поднебесной во всех сферах.
Можно ожидать усиления военного противостояния между Вашингтоном и Пекином в акватории Тихого океана в целом и в Южно-китайском море в частности. Комплекс противоречий в регионе не менее сложный, чем на Ближнем востоке, и ситуация может накалиться до взрывоопасного состояния практически моментально.
При этом Россия заинтересована в поддержании хороших отношений практически со всеми потенциальными участниками конфликта. А демонстративная готовность Трампа к поиску компромисса с Москвой выводит из числа оппонентов и США.
В то же время, Китай является союзником России. Хотя военно-политические обязательства и не оформлены отдельным договором, но на уровне заявлений глав государств и конкретных действий (особенно в последние два года) союзнические отношения фактически закреплены.
Более того, нас с Китаем сближает нечто большее, нежели подписанные формальные бумаги. Как известно, когда договор становится неудобен, всегда находится возможность отказаться от его выполнения. Но это не тот случай. Все российские политические и экономические проекты в Евразии построены исходя из того, что в ближайшие десятилетия Китай сохранится в качестве одной из ведущих экономик планеты. Если китайская экономика рухнет (а план Трампа предполагает именно такой результат), то прекратится и китайско-европейская торговля, а с ней иссякнут и транзитные потоки через российскую территорию.
План Трампа построен на восстановлении американского экономического могущества за счёт возвращения в США производства из Китая, а также за счёт ликвидации неэквивалентного торгового обмена между этими двумя странами. Грубо говоря, Трамп хочет, чтобы те товары, которые сейчас производят китайцы на американских предприятиях, вынесенных на китайскую территорию, и которые они потом продают американцам и европейцам, производили и продавали американцы на заводах, возвращённых на территорию США. Заодно, чтобы налоги пополняли американский бюджет.
Разворот на Восток
Несложно понять, что, если так и будет, то американцам ничего не понадобится возить через Россию. Их товарные потоки в Азию пойдут через Тихий океан, а в Европу — через Атлантический. И повезут их не российские поезда и автомобили, а американские торговые суда. Можно не сомневаться, что если Трамп сможет вернуть США статус мастерской мира, то не только торговые, но и политические связи этого самого мира замкнутся на США.
Программа Трампа потому и была принята американскими элитами, что глобалисты, искренне веря, что Россия слабее Китая, и достичь успеха на этом направлении проще, ошиблись. Стало ясно, что Вашингтон может погибнуть вместе с Москвой в ядерной войне, но победить Россию он не в состоянии.
Трамп просто предложил попытать счастья на китайском направлении. Его программа исходит из того, что Китай будет победить легче. Но так же, как гипотетическое падение России предопределяло падение Китая (почему Пекин и поддерживал Москву в противостоянии Вашингтону), гипотетическое падение Китая предопределяет если уж не падение России, то её изоляцию и фактическое низведение на уровень региональной державы.
Трамп готов, в качестве компромисса, признать российские интересы в зонах, полностью разрушенных политикой глобалистов (Украина, Сирия, возможно Восточная Европа), а также в Средней Азии, которая в случае подавления Китая становится глубокой мировой периферией. Эти «приобретения» требуют огромных вложений, но неспособны приносить прибыль в случае, если США удастся консолидировать вокруг себя остальной мир.
Поэтому Москва никак не сможет безучастно наблюдать за тем, как Трамп пытается уничтожить её стратегического партнёра в Азии.
Облегчение очень временно
Активность России на китайском направлении вряд ли понравится Америке. Учитывая традиции вашингтонской дипломатии, можно ожидать применение метода «увязки». Достижение соглашения на европейском и ближневосточном направлении будет обусловлена предоставлением Россией США свободы рук на китайском направлении.
Как уже было сказано, пойти на такой шаг Москва не может. А значит, долгосрочное комплексное урегулирование российско-американских противоречий провисает. Конечно, риторика новой администрации будет более умеренной. Да и военно-политическое давление на Москву снизится (ресурсы необходимы Трампу для реформ в США, а также для противостояния с Китаем), но проблемы будут не урегулированы, а отложены на потом, когда США решат китайский вопрос.
Во всяком случае, до тех пор, пока Китай находится в списке военных приоритетов американской администрации, как бы ни демонстрировал Вашингтон свою дружественность по отношению к России, речь идёт не об отказе США от агрессивной политики глобальной гегемонии, а о переносе направления главного удара с российского на китайский фланг.
А значит, мы можем почувствовать лишь временное обманчивое облегчение, но общая угроза от этого не снизится.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.
Источник
Голод, жара и неонацисты. Что грозит человечеству в обозримом будущем. Доклад разведки США
Офис главы Национальной разведки США обнародовал доклад «Ежегодная оценка угроз». Этот ежегодный отчет Национального разведывательного сообщества об угрозах национальной безопасности США во всем мире.
Там много пассажей о России и Китае, как главных противниках американцев. Но эти заявления кочуют из доклада в доклад.
Мы же остановились на менее политизированных моментах.
В докладе говорится, что последствия пандемии Covid-19 будут ощущаться еще много лет, из-за изменения климата миру грозят катаклизмы, голодающих становится все больше, а в Австралии и некоторых станах Европы станут активничать неонацисты.
Собрали главные угрозы безопасности, о которых сообщила Национальная разведка США.
Covid-19
«Мы ожидаем, что Covid-19 останется угрозой для населения во всем мире до тех пор, пока вакцины и терапевтические препараты не получат широкого распространения. Экономические и политические последствия пандемии будет распространяться по миру в течение многих лет», — говорится в отчете.
Экономические последствия пандемии могут вызвать нестабильность в некоторых пострадавших развивающихся странах (особенно тех, что зависят от поставок нефти, туризма). Они будут переживать финансовый и гуманитарный кризисы, что увеличит риск всплеска миграции, смену правительств и внутренние конфликты.
Американская разведка отмечает, что некоторые правительства, например в Китае и России, используют медикаменты и вакцины, чтобы повысить свое геополитическое положение.
Риск вспышки инфекционных заболеваний
Вызванные Covid-19 перебои в предоставлении основных медицинских услуг, таких как вакцинация, оказание помощи, программы охраны здоровья детей — повысят вероятность возникновения дополнительных чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, особенно в странах с низким уровнем дохода. Например, пандемия помешала лечению ВИЧ/СПИДа в странах Африки, десяткам кампаний вакцинации против кори и полиомиелита.
«Мировое население, включая американцев, останется уязвимым перед новыми вспышками
инфекционных заболеваний, поскольку остаются такие факторы риска, как быстрая урбанизация, затяжные конфликты и гуманитарные кризисы, расширение международных поездок и торговли и недоверие общества к правительству и работникам здравоохранения» — сообщили в американской разведке.
Угроза голода
Как сообщается в ежегодном отчете американской разведки, экономические последствия пандемии Covid-19, наряду с конфликтами и экстремальными погодными условиями, создают угрозу нехватки продовольствия. Уровень продовольственной безопасности в мире сейчас самый низкий за последнее десятилетие.
Количество людей, испытывающих острую нехватку продовольствия, увеличилось вдвое — со 135 миллионов в 2019 году до примерно 270 миллионов в 2020 году. По прогнозам, к концу 2021 года количество голодающих в мире вырастет до 330 миллионов человек.
Военные конфликты и безопасность
Пандемия Covid-19 изменила приоритеты безопасности во всем мире. Военные
сталкиваются с призывами к сокращению бюджетов, возникают пробелы в миротворческих операциях ООН; контртеррористических операциях; мониторинге контроля над вооружениями.
«Эти пробелы, вероятно, будут расти без быстрого прекращения пандемии, что затрудняет управление конфликтами, которых не стало меньше.
Продолжится противостояние между правительством и Талибаном в Афганистане. Усилится приграничный конфликт между Индией и Пакистаном, хотя война между ними маловероятна. Правительство Ирака продолжит бороться с «Игил» и контролировать, поддерживаемых Ираном, шиитов-повстанцев. В Ливии продолжится гражданская война, которая может перерасти в более широкий конфликт.
В течение, как минимум, нескольких ближайших лет, конфликты, экономический спад и гуманитарный кризис будут преследовать Сирию.
Изменение климата и экология
Последствия изменения климата и ухудшения состояния окружающей среды создадут прямые и косвенные угрозы, включая риски для экономики и повышенную политическую нестабильность, которая будут разыгрываться в течение следующего десятилетия.
Ученые также предупреждают, что повышение температуры воздуха и воды участит такие экстремальные погодные явления, как жара, засухи и наводнения.
Истощение ресурсов почвы, воды и биоразнообразия почти наверняка поставят под угрозу инфраструктуру, здравоохранение, водоснабжение, продовольственную безопасность. Особенно во многих развивающихся странах, которые не имеют возможности быстро адаптироваться к изменениям. Это увеличивает вероятность конфликта из-за конкуренции за ограниченные природные ресурсы.
2020 год стал самым жарким годом за всю историю наблюдений после десятилетия повышения температуры с 2010 по 2019 год. Минимальный ледяной покров Арктического моря в 2020 году достиг второго самого низкого уровня за всю историю наблюдений.
Сезон штормов 2020 года особенно сильно ударил по Центральной Америке, что увеличило потенциал для крупномасштабной миграции из региона.
Загрязнение воздуха было четвертым по значимости фактором риска преждевременной смерти во всем мире в 2019 году (погибли около 7 миллионов человек). Было обнаружено, что загрязнение воздуха повышает восприимчивость и тяжесть протекания Covid-19.
Несмотря на временные улучшения качества воздуха во всем мире в 2020 году в результате карантина, к сентябрю 2020 года загрязнение воздуха вернулось к докарантинному уровню.
Угроза изменения климата усилится, поскольку глобальное потребление энергии и связанные с ним выбросы продолжают расти, ставя под угрозу цели Парижского соглашения.
Международный терроризм и экстремизм
В Национальной разведке США назвали «ИГИЛ» и «Аль-Каиду» самыми крупными террористическими угрозами интересам США за рубежом и внутри страны. Не исключили нападения ливанской «Хезболлы» на США и союзников на Ближнем Востоке в ответ на рост напряженности.
ИГИЛ по-прежнему способно вести продолжительные повстанческие действия в Ираке и Сирии, где попытается расширить свое повстанческое движение, нападая на местных лидеров, инфраструктуру» — прогнозируют в американской разведке.
Австралия, Германия, Норвегия и Великобритания могут столкнуться с быстрорастущей террористической угрозой неонацистских групп, которые разделяют людей по расовым и этническим признакам.
Прогноз до 2040 года
В марте свой доклад «Global Trends 2040» опубликовал Национальный совет по разведке США. Он содержит прогноз ситуации в мире на ближайшие 20 лет.
В нем говорится, что:
Рост мирового населения замедлится, что приведет к старению наций.
Усугубится изменение климата.
Международные отношения станут «хаотичными и нестабильными»;
Будет нарастать голод.
Пандемию Covid-19 американская разведка назвала «самым значительным, уникальным глобальным потрясением со времен Второй мировой войны, имеющим последствия для здоровья, экономики, политики и безопасности, которые будут сохраняться в течение многих лет».
Документ обрисовывает причины для беспокойства практически во всех сферах жизни. Например, он содержит предупреждение, что последствия изменения климата могут усугубить проблему отсутствия продовольственной и водной безопасности в бедных странах и ускорить глобальную миграцию.
В докладе говорится, что достижения в области технологий могут решить некоторые проблемы, включая изменение климата и борьбу с болезнями, но также могут спровоцировать новую напряженность.
«Государственные и негосударственные соперники будут конкурировать за лидерство и доминирование в науке и технологиях с рисками с потенциально каскадным эффектом и последствиями для экономической, военной и социальной безопасности», — говорится в докладе.
Кстати, в прогнозах о населении в самых крупных городах разных регионов мира прогнозируется, что в Киеве к 2035 году население составит 3 миллиона человек.
Источник