Страны успешно победившие коррупцию

Борьба с коррупцией в мире: от презумпции виновности до смертной казни

День борьбы с коррупцией отмечается по всему миру 9 декабря. Уровень коррупции существенно влияет на имидж государства, его инвестиционную привлекательность, развитие экономики и, как следствие, на жизнь простых граждан. В разных странах методы антикоррупционной борьбы различаются. Что ожидает нечистых на руку чиновников в разных уголках планеты, и что такое «презумпция коррумпированности», читайте в обзоре РИАМО.

Китай: смертная казнь и экскурсии в тюрьму

Жители Китая. Фото: flickr.com, shizhao

Китайское законодательство по части борьбы с коррупцией по праву считается самым суровым в мире. Согласно Уголовному кодексу КНР, действующему с 1980 года и доработанному в 1997 году, взяточника, в зависимости от размера суммы, может ожидать длительный срок лишения свободы, вплоть до пожизненного, и даже расстрел. При этом казни проводятся публично и иногда даже демонстрируются по телевидению. За минувшие 15 лет в Китае за коррупцию было расстреляно около 13 тысяч человек, более 120 тысяч получили по 10 лет тюрьмы и более.

С семьями чиновников также проводится профилактическая работа. Так, по сообщению ЦК компартии Китая по проверке дисциплины, для госслужащих, их супруг и детей устраиваются экскурсии в тюрьму, где отбывают наказание осужденные за взятки. Родственники же осужденных на казнь после расстрела получают счет за использованный патрон.

Однако суровость закона пока не приносит существенных плодов. Так, согласно рейтингу стран по уровню коррупции, который ежегодно составляет компания Transparency International, Китай по итогам 2014 года оказался на 100-м месте по возрастанию, потеряв по отношению к 2013 году сразу 21 позицию. Такая ситуация отчасти может объясняться избирательностью наказания. В Китае ходит поговорка: «Большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие — попадают в тюрьму».

Читайте также:  Нис страны тенденции развития

Для сравнения, Россия в этом же рейтинге занимает 136-ю строчку.

Сингапур: презумпция коррумпированности

Жители Сингапура. Фото: flickr.com, digitalpimp.

Сегодня Сингапур ассоциируется с понятием «экономическое чудо». Действительно, за примерно 40 лет из отстающей страны он превратился в высокоразвитую державу. По рейтингу, составленному учеными из английского института Legatum Institute, Сингапур прочно удерживает позиции в первой 20-ке стран, комфортных для проживания. Немалую роль в таком взлете сыграла успешная кампания по борьбе с коррупцией.

В 1960 году Бюро по расследованию коррупции было наделено особыми полномочиями. Результатом его работы стала глобальная «чистка» самых высших эшелонов власти. Не щадили никого: ни министров, ни даже близких друзей и родственников тогдашнего главы государства Ли Куан Ю.

Важным следствием победы над коррупцией стало резкое повышение зарплат служащим. Начиная с 90-х годов прошлого века, сингапурские чиновники неизменно лидируют в списке самых высокооплачиваемых госслужащих мира. Но такие возможности наложили и строжайшую ответственность за злоупотребление служебным положением.

В антикоррупционном законодательстве Сингапура есть термин «презумпция коррумпированности». Он означает, что при любом подозрении в нечистоплотности чиновник считается виновным, пока не докажет обратное. Согласно Закону о предотвращении коррупции, принятому в 1960 году, Бюро по расследованию имеет право без решения суда обыскивать и задерживать подозреваемых. Следователи уполномочены проводить проверки не только самих чиновников, но и их родственников, проверять любые финансовые документы семьи и ее поручителей. При этом защиты от действий Бюро не имеет ни один гражданин страны, независимо от статуса и должности.

Строгая антикоррупционная политика привела к большому успеху. В 2014 году, по данным Transparency International, в рейтинге стран по уровню коррупции Сингапур занял седьмое место с начала, а за два года до этого даже замкнул лидирующую пятерку стран с наименьшим уровнем коррупции.

Гонконг: СМИ в борьбе с коррупцией

Жители Гонконга. Фото: flickr.com, philcalvert

Еще одним из самых удачных примеров борьбы с коррупцией можно считать опыт Гонконга. В рейтинге Transparency International этот специальный административный район КНР делит с США и Ирландией 17-е место.

Прежде чем Гонконг стал одним из финансовых центров мира, потребовалось резко сократить преступность. Немаловажным инструментом в решении этой проблемы стала непримиримая борьба с коррупцией. Независимая Антикоррупционная комиссия, учрежденная в 1973 году, получила очень широкие полномочия: арест мог совершаться лишь на основании подозрений, а несоответствие уровня жизни чиновника его официальным доходам уже могло стать поводом для возбуждения уголовного дела.

В борьбу со взяточниками было вовлечено все общество. Любой житель мог сообщать о своих подозрениях в отношении чиновников. Журналистам предоставлен доступ ко всей информации, касающейся имущества и финансовых документов госслужащего и его семьи. СМИ инициировали громкие расследования, результатами которых стали аресты и тюремные сроки. В прессе освещался весь ход дела: от подозрений до суда и приведения приговора в исполнение.

Благодаря широкому освещению антикоррупционных дел, доверие простых граждан к эффективности борьбы с коррупцией существенно возросло, и люди активно пошли на сотрудничество с властями. В свою очередь, чиновники, посмотрев на судьбу не чистых на руку коллег, также меняли свое отношение к взяткам. По данным портала parvo.ru, уровень коррупции на старте антикоррупционной программы в Гонконге составлял 94% государственного сектора. Сегодня же эти показатели не выходят за пределы 5%.

Южная Корея: культ открытости и общественный контроль

Жители Сеула. Фото: flickr.com, Marcelo Druck

С 1999 года в Южной Корее действует программа OPEN. Эта онлайн-система позволяет в режиме реального времени контролировать рассмотрение заявлений, поданных чиновникам от граждан, делая работу чиновников максимально открытой и прозрачной. С вводом системы минимизировались риски принятия несправедливых решений по обращениям граждан, ведь их стало невозможно утаить от общественности. Затягивание с ответами и проволочки стали затруднительными, а значит, и необходимость ускорять процесс с помощью взяток отпала.

Но ключевую роль сыграл новый закон «О борьбе с коррупцией», вступивший в действие в Южной Корее с 1 января 2002 года. Каждый совершеннолетний гражданин получил право инициировать проверку в отношении любого чиновника. Закон обязал главный антикоррупционный орган страны — Комитет по аудиту и инспекции — начинать расследование по любому заявлению.

Политика открытости функционирования бюрократического аппарата привела Южную Корею на 43-е место из 175 в антикоррупционном рейтинге Transparency International.

Голландия: трехуровневый контроль

Амстердам. Фото: flickr.com, Alias 0591

В 2001 году в связи с активизацией организованной преступности в Голландии было принято новое антикоррупционное законодательство и введен трехуровневый контроль по пресечению коррупции в госучреждениях. Во-первых, практически в каждом из них существует собственный отдел, занимающийся внутренними расследованиями. То есть внутри каждой организации есть «надсмотрщик», задачей которого является выявление и пресечение мздоимства. Кроме того, сами чиновники обязаны сообщать, если им становится известно о фактах коррупции.

Во-вторых, существует общественный контроль, реализуемый с помощью так называемых служб общественного обвинения. Их представитель – общественный обвинитель имеет право инициировать проверку чиновника. При этом в случае, если это не затрагивает систему национальной безопасности, все сведения и материалы, связанные с расследованием, в обязательном порядке попадают в свободный доступ для изучения широкой общественностью.

И в-третьих, государство осуществляет контроль со стороны правоохранительных органов. В Нидерландах создана специальная полиция по борьбе с коррупцией, наделенная широкими полномочиями. Такая система позволяет Нидерландам удерживаться в первой десятке рейтинга наименее коррумпированных стран уже несколько лет. Это доказывает – победить коррупцию можно и вполне цивилизованными, гуманными методами.

Анна Семенова

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Источник

Страны успешно победившие коррупцию

В предыдущей статье мы рассмотрели, как и где зародилась такое понятие как коррупция. Сегодня мы продолжим данную тему, проанализировав опыт зарубежных государств в борьбе с «социальной чумой».

На волоске от смерти

Самые радикальные меры по борьбе с коррупцией предпринимаются в странах Азии.

Китайское антикоррупционное законодательство, пожалуй, является самым жестким в мире – за взятки или хищения госимущества чиновникам грозит смертная казнь. Данная мера появилась в китайском Уголовном кодексе в начале 1980-х годов. Причем расстрел проводится публично. Подобных приговоров может быть несколько тысяч в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций. Кроме того, нередки случаи, когда китайским чиновникам, попавшимся на взятки, отрубали руки.

Ни для кого не секрет, что запретный плод сладок, поэтому китайские госслужащие нередко идут на необычные шаги, чтобы обогатиться за счет своих служебных полномочий. Власти КНР запретили чиновникам принимать в дар биржевые акции, покупать недвижимость и автомобили по подозрительно низким ценам, договариваться об устройстве на престижную работу после ухода из государственных структур.

Однако крайние меры являются не единственным методом борьбы с коррупцией – китайцы посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки. Госслужащие медитируют, участвуют в восточных единоборствах и занимаются силовыми упражнениями.

С семьями чиновников также проводится профилактическая работа. Так, для госслужащих, их супруг и детей устраиваются экскурсии в тюрьму, где отбывают наказание осужденные за взятки. Родственники же осужденных на казнь после расстрела получают счет за использованный патрон.

Однако суровость закона пока не приносит существенных плодов. Так, согласно рейтингу стран по уровню коррупции, который ежегодно составляет компания Transparency International, Китай по итогам 2016 года занимает 80 позицию. Такая ситуация отчасти может объясняться избирательностью наказания. В Китае ходит поговорка: «Большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие — попадают в тюрьму».

Однако, порой попадаются и большие мошенники. Правда, не сразу. В некоторых случаях, как в этом, для этого необходимо 20 лет: «Миллиардер Лю Хань был признан виновным по 13 статьям уголовного кодекса КНР. Hanlong Group, которую Лю Хань основал в 1997 году и сделал одним из крупнейших поставщиков железной руды в мире, одновременно была оштрафована на 300 млн юаней (3,1 млрд рублей) за предоставление неверной информации для получения банковских кредитов. Следствие установило, что один из богатейших жителей Китая тайно возглавлял крупную преступную группировку, занимавшуюся убийствами, нелегальными казино и торговлей оружием. Вместе с Лю Ханем были казнены и четверо людей из его ближайшего окружения».

Кстати, казнь за взяточничество полагается еще в одной стране — на Кубе.

В Арабских Эмиратах коррупционерам просто отрубают руку. Как за воровство. Ведь взятка — она и есть воровство, когда чиновник хочет залезть за деньгами и в ваш карман.

Либеральные меры

Гонконг тоже может похвастаться заслугами в области борьбы с коррупцией – раньше практически весь госсектор страны был завязан на коррупции. Победить взяточничество гонконгским властям удалось благодаря нескольким эффективным мерам: во-первых, госслужащим пришлось доказывать, что вся недвижимость, роскошные автомобили и остальные дорогостоящие предметы были куплены на честно заработанные средства. Если чиновник оказывался нечистым на руку, его ждала тюрьма и конфискация имущества.

Во-вторых, в государстве создали независимую комиссию по борьбе с коррупцией, работникам которой изначально установили высокие зарплаты, чтобы у них не было соблазнов брать взятки. Комиссия занимается не только выявлением коррупционеров, но и проводит профилактические работы по предотвращению получения мзды.

И, наконец, жителям Гонконга и представителям СМИ дали реальную возможность жаловаться на взяточников – обычным гражданам разрешили помогать антикоррупционной комиссии, а журналистов допустили до дел любого госслужащего. Регулярно появляющиеся на страницах газет сообщения о чиновниках-коррупционерах сделали свое дело – население поверило, что в стране действительно борются со взяточничеством, а мздоимцы, от греха подальше, решили отказаться от сомнительных денег. В международном рейтинге по уровню коррупции Гонконг может похвастаться 16 местом из 176.

В Сингапуре в рамках борьбы с коррупцией был введен ряд эффективных мер, а именно: повышена независимость судебной системы, ужесточено уголовное наказание за взяточничество, увеличена зарплата судей, а также введены санкции за дачу взятки. Всего за несколько лет Сингапур справился с масштабной коррупцией.

В стране также введено понятие «презумпция коррумпированности», согласно которой чиновник, подозреваемый в получении взятки, считается виновным, пока не докажет обратное. Такая жесткая антикоррупционная политика вывела Сингапур в число государств с самым низким уровнем коррупции – 7-е место в мировом рейтинге. Это доказывает – победить коррупцию можно и вполне цивилизованными, гуманными методами.

В Южной Корее действует культ открытости и общественный контроль. С 1999 года в Южной Корее действует программа OPEN. Эта онлайн-система позволяет в режиме реального времени контролировать рассмотрение заявлений, поданных чиновникам от граждан, делая работу чиновников максимально открытой и прозрачной. С вводом системы минимизировались риски принятия несправедливых решений по обращениям граждан, ведь их стало невозможно утаить от общественности. Затягивание с ответами и проволочки стали затруднительными, а значит, и необходимость ускорять процесс с помощью взяток отпала.

Но ключевую роль сыграл новый закон «О борьбе с коррупцией», вступивший в действие в Южной Корее с 1 января 2002 года. Каждый совершеннолетний гражданин получил право инициировать проверку в отношении любого чиновника. Закон обязал главный антикоррупционный орган страны – Комитет по аудиту и инспекции – начинать расследование по любому заявлению.

Политика открытости функционирования бюрократического аппарата привела Южную Корею на 52-е место.

По версии того же Transparency International, Голландия является страной с наиболее низким уровнем коррупции – 8 место. Для того чтобы достичь подобного успеха, нидерландским властям пришлось принять несколько антикоррупционных мер. Так, местным чиновникам, попавшимся на взятке, запрещается работать в государственных организациях, также они лишаются всех социальных льгот и гарантий.

Чтобы определенную должность не занял потенциальный коррупционер, в Голландии организована специальная система подбора персонала. Кроме того, в крупных ведомствах, сотрудники которых могли бы злоупотреблять своими полномочиями, существуют службы внутренней безопасности, которые следят за действиями чиновников и выявляют их ошибки.

Эффективной мерой в борьбе с коррупцией является разрешение СМИ обнародовать случаи взяточничества и проводить расследования. Кроме того, голландских чиновников, на которых не пала тень подозрения в коррупционных деяниях или сообщивших о злоупотреблении должностными полномочиями своих коллег, материально поощряют.

Где и сколько?

США: срок до 15 лет

Наиболее решительной борьбой с коррупцией с помощью законодательных средств отличаются США. Например, подкуп наказывается штрафом, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, либо лишением свободы до 15 лет. Причем то и другое наказание суд может совместить.

Канада: срок до 14 лет

В Стране кленового листа госслужащий, занимающий должность в суде или законодательном органе Канады, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительство такому действию подлежит тюремному заключению на срок до 14 лет.

Франция: срок до 10 лет

Законодательство Франции предусматривает наказание за взяточничество в виде лишения свободы до 7 лет для руководителей и служащих промышленных или коммерческих предприятий и тюремное заключение на срок до 10 лет для должностных лиц. Кроме того, законодательство Франции запрещает должностным лицам получение различного рода подарков, вне зависимости от их стоимости, под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет или крупного штрафа. Злоупотребление властью во Франции карается наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафом. Примечательно, что наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.

Германия: срок до 5 лет

Если должностное лицо требует имущественной или иной выгоды, либо принимает таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение по службе действий, которые нарушают его служебный долг, преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.

Великобритания: срок до 7 лет

Основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) в Великобритании составляют Закон о взяточничестве в публичных организациях аж 1889 года и более поздние законы о предупреждении коррупции — 1906 и 1916 годов. Первый из названных законов осуждает «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо». Лицо, признанное виновным в таком поступке, присуждается к тюремному заключению или к уплате стоимости подарка, ссуды или вознаграждения, полученных им.

Закон 1916 года об исправлении Закона о предупреждении коррупции и дополнениях к нему устанавливает ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятку дали, явился договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Как тут не вспомнить нынешние пресловутые российские откаты, доходящие порой до 80% от суммы договора по госконтрактам! А вот в Соединенном Королевстве о противодействии этому подумали еще в годы Первой мировой войны. Так что предусмотренное Законом 1916 года взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет.

Италия: срок до 12 лет

Согласно Уголовному кодексу Италии вымогательство взятки имеет место, когда должностное лицо, злоупотребляя своей должностью, принуждает кого-либо дать незаслуженные деньги или другие выгоды. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет.

УК Италии выделяет три состава в отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица, получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица, и получение взятки в суде.

Как обстоят дела в России

В России к двум главным проблемам – дуракам и дорогам – можно и нужно добавить еще одну глобальную – коррупцию, которая затрагивает все аспекты жизни россиян.

Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В Индексе восприятия коррупции Россия находится в числе 50 наиболее коррумпированных стран мира. Если вернемся к истории, то вспомним, что в Московском государстве XVI—XVII вв. существовал запрет только на посулы — взятки судьям. До появления полноценного института государственной службы получение денег и еды от управляемых было естественным средством обеспечения деятельности должностных лиц. До петровских преобразований государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающие от лиц, заинтересованных в их деятельности.

С тех времен и сохранилось множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Вот некоторые из них: «Не подмажешь — не поедешь», «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом», «Пред Бога — с правдой, а пред судьей — с деньгами» и т.д.

Сегодня согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, для человека, дающего взятку, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Если же взятка дана в особо крупном размере, то денежный штраф устанавливается от 70 до 90-кратного размера взятки или же лишением свободы от 7 до 12 лет.

Для людей, получивших взятку, ответственность за ее получение зависит от особенностей и размера «мзды». Так за взятку в особо крупном размере, преступнику либо светит денежный штраф от 80 до 100-кратного размера взятки, либо тюремный срок от 8 до 15 лет.

Действующее уголовное законодательство предусматривает ответственность также и за злоупотребление, и за превышение должностных полномочий (статьи 285, 286 УК РФ). Следят за этим контролирующие органы – Следственный Комитет, прокуратура, ФСБ.

В случае злоупотребления речь идет о преступлениях, связанных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. Такие деяния должны быть совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, а также влечь за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Превышением должностных полномочий признается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Так же, как и при злоупотреблении, речь идет о нарушении прав и законных интересов граждан или организаций.

Как за злоупотребление либо превышение должностных полномочий, так и за хищение в форме мошенничества, присвоения либо растраты виновному грозит наказание от штрафа в несколько тысяч рублей до лишения свободы сроком до 10 лет с длительным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Мера наказания определяется в зависимости от различных обстоятельств.

Как мы видим, в Российском законодательстве установлены довольно серьезные наказания за дачу и получение взятки. Однако, эффективности нет никакой. Потому что коррупция в нашей стране проникла, живет и процветает во всех сферах: будь то правоохранительные органы, суды, госуправление или иное. Люди мыслят категориями: «меня не поймают», «я отмажусь», «так делают все».

Необходимо в кратчайшие сроки лечить эту «болезнь», используя весь спектр лекарств и изучив весь мировой позитивный опыт. В статье «Коррупция и методы борьбы с ней» мы уже описывали масштабы проблемы и свои предложения.

Мы не думаем, что отечественным чиновникам следует повышать зарплату. Гораздо важнее сейчас: • Независимый контроль. Внедрение независимых экспертиз позволит контролировать и упреждать нарушения действующего законодательства РФ, пресекать «системы откатов», вывод бюджетных средств за пределы государства; • Более тщательный отбор лиц, поступающих на государственную службу. Сюда должны идти идейные кадры, а не случайные люди, для которых взятки становятся основным стимулом получения должностей; • Публичность деклараций доходов и расходов собственности лиц, занимающих государственные должности и претендующих на них. Распространяется на членов их семей и родню; • Ограничение персональных прав чиновников на личные тайны и различные неприкосновенности. Необходимо максимально упростить деятельность антикоррупционных органов в отношении чиновников; • Конфискация имущества в совокупности с тюремным сроком от 10 лет должна стать нормой наказания за это зло.

Как показывает опыт многих стран, для искоренения коррупции необходима твердая государственная воля, эффективные законы и полностью независимый антикоррупционный орган, включающий не только следственные структуры, но и независимый антикоррупционный суд.

Очень важно, чтобы коррупционные действия чиновников и депутатов не оставались тайной за семью печатями, а были широкодоступны для общественности.

Также нужно создать условия для снижения аппетитов чиновников брать взятки. При нарушении закона о коррупции чиновник должен быть лишен права работать в госструктурах, с потерей всех социальных льгот, включая пенсионной и социальное обеспечение. Это не считая крупных денежных штрафов.

Согласно мировой практике, для искоренения коррупции меры воздействия на чиновников должны быть максимально жесткими. В некоторых странах, например, взяточничество приравнивают к нарушению Конституции и государственной измене.

Понравился материал? Поделитесь:

Источник

Оцените статью