- Европейская экономическая зона
- Содержание
- Участники
- Требования ЕЭЗ
- Институты ЕЭЗ
- Европейская экономическая зона — European Economic Area
- СОДЕРЖАНИЕ
- Происхождение
- Членство
- Договоры
- Ратификация Соглашения о ЕЭЗ
- Будущее расширение
- Последние государства-члены ЕС
- Будущие страны-члены ЕС
- Европейские микрогосударства
- Выход Соединенного Королевства
- Права и обязанности
- Законодательство
- Учреждения
- Гранты ЕЭЗ и Норвегии
Европейская экономическая зона
Европе́йская экономи́ческая зо́на (ЕЭЗ), Европейское экономическое пространство (англ. European Economic Area , EEA) — пространство, созданное 1 января 1994 года Соглашением о EEA и предусматривающее свободное движение товаров, капитала, услуг и людей («четыре свободы») в рамках Европейского единого рынка (также известного как внутренний рынок Европейского союза). Соглашение о EEA предусматривает, что членство открыто для государств-членов Европейского союза (ЕС) или Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, EFTA). Государства ЕАСТ, которые являются участниками Соглашения о EEA, участвуют во внутреннем рынке ЕС, не являясь членами ЕС, однако, со значительными исключениями, в том числе в сфере сельского хозяйства и рыболовства.
Соглашение о EEA (англ. EEA Agreement ) было подписано 2 мая 1992 года и вступило в силу 1 января 1994 года. В настоящий момент EEA включает в себя 31 государство, среди которых 28 стран-членов Европейского союза (27 на постоянной основе и временно применяется к Хорватии) и три из четырёх стран-членов ЕАСТ (Норвегия, Исландия и Лихтенштейн). Член ЕАСТ Швейцария формально не входит в EEA, но имеет ряд двусторонних договоров [d] с ЕС, давая ей те же права, что и странам-членам EEA, но с сохранением права Швейцарии иметь разрешительный порядок доступа граждан ЕС на швейцарский рынок труда.
Содержание
Участники
Экономическая зона включает в себя все страны Европейского союза и три из четырёх стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, EFTA) (Исландию, Норвегию и Лихтенштейн). Швейцария формально не входит в Европейскую экономическую зону, но имеет все права и обязанности её члена, включая обязанность предоставлять свободный доступ граждан ЕС на внутренний рынок труда и право граждан Швейцарии свободно работать на всей территории ЕЭЗ.
Граждане Андорры, Монако, Сан-Марино и Ватикана не имеют права свободно работать на территории ЕЭЗ (за исключением отдельных стран). При этом в силу ассоциации этих стран с Испанией, Францией и Италией их территория де-факто (но не де-юре) входит в состав ЕЭЗ.
Не следует путать ЕЭЗ с Еврозоной, Шенгенской зоной, Таможенным союзом ЕС, включающим все страны ЕС (за исключением ряда территорий), Андорру, Сан-Марино, Турцию и британские владения в Европе, с Европейской зоной НДС, включающей все страны ЕС (за исключением ряда территорий), а также Монако.
Требования ЕЭЗ
Между странами Европейской экономической зоны установлены требования на обеспечение следующих «свобод»:
- свободная торговля товарами,
- свободная торговля услугами,
- свободное передвижение трудовых ресурсов,
- свободное передвижение капитала.
Страны, не являющиеся членами ЕС, но присоединяющиеся к Европейской экономической зоне, соглашаются приводить своё национальное законодательство в области социальной политики, защиты прав потребителей, защиты окружающей среды, регулирования деятельности компаний и ведения статистики в соответствие с законодательными нормами стран ЕС.
Институты ЕЭЗ
В структуру ЕЭЗ входят следующие институты:
- Совет — верховный орган принятия решений (члены Совета ЕАСТ, члены Европейской комиссии, по одному представителю от каждого члена ЕАСТ),
- Совместный комитет — форум для обмена мнениями и информацией, орган для поиска и принятия решений (высокие должностные лица Комиссии и государств-членов ЕС и ЕАСТ),
- Консультативный комитет (члены Экономического и социального комитета ЕС, члены Консультативного комитета ЕАСТ),
- Совместный парламентский комитет.
Источник
Европейская экономическая зона — European Economic Area
- Учреждения
- • Управление
- • Регуляторы
- • Суды
Исландия
Норвегия
Лихтенштейн
Европейское экономическое пространство ( ЕЭП ) было создано по Соглашению о Европейском экономическом пространстве , международном соглашении , которое позволяет расширение из Европейского Союза единого рынка «s для стран — членов Европейской ассоциации свободной торговли . ЕЭЗ связывает государства-члены ЕС и три государства-члена ЕАСТ (Исландию, Лихтенштейн и Норвегию) во внутренний рынок, управляемый одними и теми же основными правилами. Эти правила направлены на обеспечение свободного передвижения людей , товаров, услуг и капитала в рамках единого европейского рынка , включая свободу выбора места жительства в любой стране на этой территории. ЕЭЗ было создано 1 января 1994 года после вступления в силу Соглашения о ЕЭП. Договаривающимися сторонами являются ЕС, его государства-члены, а также Исландия, Лихтенштейн и Норвегия.
Договор о ЕЭП — это коммерческий договор, который отличается от договоров ЕС в некоторых ключевых аспектах. Согласно статье 1 его цель — «способствовать постоянному и сбалансированному укреплению торгово-экономических отношений». Члены ЕАСТ не участвуют в Общей сельскохозяйственной политике или Общей политике в области рыболовства .
Право на свободное передвижение людей между государствами-членами ЕЭЗ и соответствующие положения о защитных мерах идентичны тем, которые применяются между странами-членами ЕС. Право и правила, применимые во всех государствах-членах ЕЭЗ, включая те, которые не являются членами ЕС, указаны в Директиве 2004/38 / EC и в Соглашении о ЕЭЗ.
В соглашении о ЕЭЗ указано, что членство открыто для государств-членов ЕС или ЕАСТ. Государства ЕАСТ, являющиеся сторонами Соглашения о ЕЭЗ, участвуют на внутреннем рынке ЕС, не являясь членами ЕС или Таможенного союза Европейского союза . Они принимают большинство законов ЕС, касающихся единого рынка, с заметными исключениями, включая законы, касающиеся Общей сельскохозяйственной политики и Общей политики в области рыболовства. Процессы «принятия решений» в ЕЭЗ позволяют странам-членам ЕЭП влиять на новую политику и законодательство ЕЭЗ и вносить свой вклад в них с самого начала. Товары из третьих стран исключены для этих государств по правилам происхождения .
На момент вступления в силу в 1994 г. участниками ЕЭЗ были 17 государств и два Европейских сообщества : Европейское сообщество , которое позже было включено в более широкие рамки ЕС, и ныне несуществующее Европейское сообщество угля и стали . По состоянию на 2020 год членство выросло до 30 государств: 27 государств-членов ЕС , а также три из четырех государств-членов ЕАСТ ( Исландия , Лихтенштейн и Норвегия ). Соглашение применяется на временной основе в отношении Хорватии — оставшегося и последнего государства-члена ЕС — до ратификации ее присоединения всеми сторонами ЕЭЗ. Один член ЕАСТ, Швейцария , не присоединился к ЕЭЗ, но имеет ряд двусторонних отраслевых соглашений с ЕС, которые позволяют ему участвовать на внутреннем рынке.
СОДЕРЖАНИЕ
Происхождение
В конце 1980-х годов государства-члены ЕАСТ во главе со Швецией начали рассматривать варианты присоединения к существовавшему тогда Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС), предшественнику Европейского союза (ЕС). Причины этого разнообразны. Многие авторы ссылаются на экономический спад в начале 1980-х годов и последующее принятие ЕЭС «повестки дня для Европы на 1992 год» в качестве основной причины. Рассуждая с либеральной межправительственной точки зрения, эти авторы утверждают, что крупные транснациональные корпорации в странах ЕАСТ, особенно в Швеции, настаивали на членстве в ЕЭС под угрозой переноса своего производства за границу. Другие авторы указывают на окончание холодной войны , что сделало вступление в ЕЭС менее политически спорным для нейтральных стран.
Между тем Жаку Делору , который в то время был президентом Европейской комиссии , не понравилась идея расширения ЕЭС за счет большего числа стран-членов, поскольку он опасался, что это помешает Сообществу завершить реформу внутреннего рынка и установить денежно-кредитную политику. союз. В январе 1989 года он предложил Европейское экономическое пространство (ЕЭП), которое позже было переименовано в Европейское экономическое пространство, как оно известно сегодня.
Однако к тому времени, когда в 1994 году было создано ЕЭЗ, доверие к нему снизилось из-за ряда событий. Прежде всего, Швейцария отклонила соглашение о ЕЭЗ на общенациональном референдуме 6 декабря 1992 г., препятствуя полной интеграции ЕС-ЕАСТ в ЕЭЗ. Кроме того, Австрия подала заявку на полноправное членство в ЕЭС в 1989 году, за ней последовали Финляндия, Норвегия, Швеция и Швейцария в период с 1991 по 1992 год (вступление Норвегии в ЕС было отклонено на референдуме , Швейцария заморозила свою заявку в ЕС после того, как соглашение с ЕЭП было отклонено в референдум ). Падение «железного занавеса» сделало ЕС менее решительным принять эти высокоразвитые страны в качестве государств-членов, поскольку это уменьшило бы давление на бюджет ЕС, когда к нему должны были присоединиться бывшие социалистические страны Центральной Европы.
Членство
Соглашение о ЕЭЗ было подписано в Порту 2 мая 1992 года семью государствами, входившими в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Европейским сообществом (ЕС) и 12 странами-членами, входившими в него на тот момент . 6 декабря 1992 года избиратели Швейцарии отклонили ратификацию соглашения на конституционном референдуме , фактически заморозив заявку на членство в ЕС, поданную ранее в этом году. Вместо этого Швейцария связана с ЕС рядом двусторонних соглашений . 1 января 1995 года три бывших члена ЕАСТ — Австрия , Финляндия и Швеция — присоединились к Европейскому Союзу , который заменил Европейское Сообщество после вступления в силу Маастрихтского договора 1 ноября 1993 года. Участие Лихтенштейна в ЕЭП было отложено до 1 мая 1995 года. Любое европейское государство, которое становится членом ЕС или становится членом ЕАСТ, может подать заявку на то, чтобы стать Стороной соглашения о ЕЭП в соответствии со статьей 128 соглашения.
По состоянию на 2020 год договаривающимися сторонами ЕЭЗ являются три из четырех стран-членов ЕАСТ и 27 стран-членов ЕС . Самый новый член ЕС, Хорватия , завершил переговоры о присоединении к ЕЭЗ в ноябре 2013 года, а с 12 апреля 2014 года временно применяет соглашение до его ратификации всеми государствами-членами ЕЭЗ.
Договоры
Помимо Договора 1992 г. был подписан 1 договор о внесении поправок, а также 3 договора, разрешающих присоединение новых членов Европейского Союза.
Договор | Подпись | Вступление в силу | оригинальные подписавшие | комментарий |
---|---|---|---|---|
Соглашение о ЕЭЗ | 2 мая 1992 г. | 1 января 1994 г. | 19 государств + ЕЭС и ЕОУС | Вступил в силу с поправками, внесенными Протоколом 1993 г. |
Регулировка протокола | 17 марта 1993 г. | 1 января 1994 г. | 18 государств + ЕЭС и ЕОУС | Разрешение вступления в силу без Швейцарии |
Участие 10 новых государств | 14 октября 2003 г. | 6 декабря 2005 г. | 28 государств + ЕС | после расширения Европейского Союза в 2004 г. |
Участие двух новых государств | 25 июля 2007 г. | 9 ноября 2011 г. | 30 штатов + ЕС | после расширения Европейского Союза в 2007 г. |
Участие одного нового государства | 11 апреля 2014 г. | не в силе | 31 государство + ЕС | после расширения Европейского Союза в 2013 г. |
Ратификация Соглашения о ЕЭЗ
Состояние | Подписано | Ратифицирован | Вступил в силу | Выход | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
| 2 мая 1992 г. | 15 октября 1992 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС (с 1 января 1995 г.) Вступил в ЕЭЗ в качестве члена ЕАСТ. | |
| 2 мая 1992 г. | 9 ноября 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 25 июля 2007 г. | 29 февраля 2008 г. | 9 ноября 2011 г. | Член ЕС | |
| 11 апреля 2014 г. | 24 марта 2015 г. | Нет | Член ЕС (с 1 июля 2013 г.) Предварительная заявка (в качестве участвующего государства, не входящего в ЕЭЗ) с 12 апреля 2014 г. | |
| 14 октября 2003 г. | 30 апреля 2004 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС (применение (и реализация) соглашения приостановлено на территориях, известных как Северный Кипр ) | |
| 14 октября 2003 г. | 10 июня 2004 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 30 декабря 1992 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 13 декабря 1993 г. | 1 января 1994 г. | первоначально как Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество угля и стали | |
| 14 октября 2003 г. | 13 мая 2004 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 17 декабря 1992 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС (с 1 января 1995 г.) Вступил в ЕЭЗ в качестве члена ЕАСТ. | |
| 2 мая 1992 г. | 10 декабря 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 23 июня 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 10 сентября 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 14 октября 2003 г. | 26 апреля 2004 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 4 февраля 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕАСТ | |
| 2 мая 1992 г. | 29 июля 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 15 ноября 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 14 октября 2003 г. | 4 мая 2004 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 25 апреля 1995 г. | 1 мая 1995 г. | Член ЕАСТ | |
| 14 октября 2003 г. | 27 апреля 2004 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 21 октября 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 14 октября 2003 г. | 5 марта 2004 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 31 декабря 1992 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 19 ноября 1992 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕАСТ | |
| 14 октября 2003 г. | 8 октября 2004 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 9 марта 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 25 июля 2007 г. | 23 мая 2008 г. | 9 ноября 2011 г. | Член ЕС | |
| 14 октября 2003 г. | 19 марта 2004 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС | |
| 14 октября 2003 г. | 30 июня 2005 г. | 6 декабря 2005 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 3 декабря 1993 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС | |
| 2 мая 1992 г. | 18 декабря 1992 г. | 1 января 1994 г. | Член ЕС (с 1 января 1995 г.) Вступил в ЕЭЗ в качестве члена ЕАСТ. | |
| 2 мая 1992 г. | Нет | Нет | Член ЕАСТ Ратификация ЕЭЗ отклонена на референдуме 1992 г. Исключена из числа договаривающихся сторон в протоколе 1993 г. | |
( Соединенное Королевство ) | (2 мая 1992 г.) | (15 ноября 1993 г.) | (1 января 1994 г.) | 31 января 2020 г. | Бывший член ЕЭЗ и ЕС. ЕЭЗ покрывает (за исключением) Гибралтар и суверенные базовые территории Акротири и Декелия, а также включает (для ограниченных целей) три зависимые территории Короны ( остров Мэн , Джерси и Гернси ). Соглашение ЕЭЗ и Правила ЕЭЗ оставались применимыми в отношении Великобритании (и Великобритании в отношении вышеупомянутых ассоциированных территорий) в течение переходного периода (также известного в Великобритании как период реализации ) до 31 декабря 2020 года. |
Будущее расширение
Последние государства-члены ЕС
Когда государство присоединяется к ЕС, оно не обязательно сразу становится частью ЕЭЗ, но обязано подать заявку. После расширения ЕС в 2007 году , в результате которого Болгария и Румыния присоединились к ЕС 1 января 2007 года, Соглашение о расширении ЕЭЗ не было подписано до 25 июля 2007 года и только временно вступило в силу 1 августа 2007 года. Соглашение не вступило в силу полностью. действует до 9 ноября 2011 года. С другой стороны, Соглашение о ЕЭП применялось на временной основе к 10 присоединяющимся странам в мае 2004 года с даты их присоединения к ЕС.
Хорватия подписала Договор о присоединении к ЕС 9 декабря 2011 г. и впоследствии подала заявку в ЕЭЗ 13 сентября 2012 г. Переговоры начались 15 марта 2013 г. в Брюсселе с целью достижения одновременного присоединения как к ЕС, так и к ЕЭЗ по 1 июля 2013 года. Однако этого не произошло.
20 ноября 2013 года было объявлено о достижении соглашения о расширении. Текст был парафирован 20 декабря 2013 года, и после его подписания в апреле 2014 года соглашение временно применяется до ратификации Хорватией, всеми государствами ЕЭЗ и Европейским союзом. По состоянию на февраль 2021 года соглашение ратифицировали 20 из 31 стороны.
Будущие страны-члены ЕС
Есть пять признанных кандидатов на членство в ЕС, которые еще не являются членами ЕЭЗ: Албания (подана в 2009 г., переговоры с марта 2020 г.), Северная Македония (подана в 2004 г., ведутся переговоры с марта 2020 г.), Черногория (подана в 2008 г., ведутся переговоры с июня 2012 г.), Сербия. (применяется в 2009 г., переговоры с января 2014 г.) и Турции (применяется в 1987 г., переговоры с октября 2005 г.). Босния и Герцеговина и Косово считаются потенциальными кандидатами в члены. Босния и Герцеговина подписала Соглашение о стабилизации и ассоциации (SAA) с ЕС и его государствами-членами, которое вступило в силу в июне 2015 года, что позволило подать заявку на членство в феврале 2016 года, а Косово , независимость которого не признана пятью странами ЕС. государства-члены завершили переговоры по SAA, вступившему в силу в апреле 2016 года.
В середине 2005 года представители Фарерских островов намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Тем не менее, способность Фарерских островов присоединиться неясна, поскольку, согласно статье 56 Конвенции ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации. Фарерские острова, входящие в состав Датского королевства , не являются суверенным государством , и, согласно отчету, подготовленному для Министерства иностранных дел Фарерских островов, «в соответствии с их конституционным статусом Фарерские острова не могут стать независимой Договаривающейся стороной Соглашения о ЕЭП из-за факт, что Фарерские острова не являются государством ». Однако далее в отчете высказывается предположение, что «Королевство Дания в отношении Фарерских островов» может присоединиться к ЕАСТ. Правительство Дании заявило, что Фарерские острова не могут стать независимым членом ЕЭЗ, поскольку Дания уже является стороной Соглашения о ЕЭП. Фарерские острова уже заключили обширное двустороннее соглашение о свободной торговле с Исландией, известное как Хойвикское соглашение .
Европейские микрогосударства
В ноябре 2012 года, после того как Совет Европейского Союза призвал к оценке отношений ЕС с суверенными европейскими микрогосударствами Андорра, Монако и Сан-Марино, которые они назвали «фрагментированными», Европейская комиссия опубликовала отчет, в котором излагаются варианты для их дальнейшая интеграция в ЕС. В отличие от Лихтенштейна, который является членом ЕЭЗ через ЕАСТ и Шенгенское соглашение, отношения с этими тремя государствами основаны на совокупности соглашений, охватывающих конкретные вопросы. В отчете были рассмотрены четыре альтернативы текущей ситуации: 1) секторальный подход с отдельными соглашениями с каждым государством, охватывающими всю область политики, 2) всеобъемлющее многостороннее рамочное соглашение об ассоциации (FAA) с тремя государствами, 3) членство в ЕЭЗ и 4) Членство в ЕС. Комиссия утверждала, что отраслевой подход не решает основных проблем и по-прежнему является излишне сложным, в то время как членство в ЕС было отклонено в ближайшем будущем, поскольку «институты ЕС в настоящее время не приспособлены к присоединению таких небольших стран». Остальные варианты, членство в ЕЭЗ и FAA с государствами, были сочтены жизнеспособными и были рекомендованы комиссией.
Поскольку членство в ЕЭЗ в настоящее время открыто только для членов ЕАСТ или ЕС, требуется согласие существующих государств-членов ЕАСТ для присоединения микрогосударств к ЕЭЗ, не становясь членами ЕС. В 2011 году Йонас Гар Стёре , тогдашний министр иностранных дел Норвегии, которая является членом ЕАСТ, заявил, что членство в ЕАСТ / ЕЭЗ для микрогосударств не является подходящим механизмом для их интеграции во внутренний рынок, поскольку их требования отличаются от требований более крупных стран. таких как Норвегия, и предположил, что упрощенная ассоциация будет лучше для них. Эспен Барт Эйде , преемник Стёре, ответил на отчет комиссии в конце 2012 года, задав вопрос, обладают ли микрогосударства достаточными административными возможностями для выполнения обязательств по членству в ЕЭЗ. Однако он заявил, что Норвегия открыта для возможности членства в ЕАСТ для микрогосударств, если они решат подать заявку, и что страна еще не приняла окончательного решения по этому вопросу. Паскаль Шафхаузер, советник миссии Лихтенштейна при ЕС, сказал, что Лихтенштейн, еще одно государство-член ЕАСТ, готов обсудить членство в ЕЭЗ микрогосударств при условии, что их присоединение не препятствует функционированию организации. Однако он предложил рассмотреть вариант прямого членства в ЕЭЗ для микрогосударств, не входящих как в ЕАСТ, так и в ЕС.
18 ноября 2013 года Комиссия ЕС пришла к выводу, что «участие малых стран в ЕЭЗ в настоящее время не считается жизнеспособным вариантом по политическим и институциональным причинам» и что соглашения об ассоциации были более реальным механизмом. интегрировать микрогосударства во внутренний рынок.
Выход Соединенного Королевства
Соединенное Королевство на референдуме 2016 года проголосовало за выход из Европейского союза . Одним из предлагаемых вариантов было остаться в ЕЭЗ, возможно, в конечном итоге в качестве члена ЕАСТ.
В исследовательском документе 2013 года, представленном парламенту Соединенного Королевства, предлагался ряд альтернатив членству в ЕС, которые по-прежнему позволяли бы ему доступ на внутренний рынок ЕС , включая продолжение членства в ЕЭЗ в качестве государства-члена ЕАСТ или швейцарскую модель ряда двусторонних договоров, охватывающих положения единого рынка. Соединенное Королевство было соучредителем ЕАСТ в 1960 году, но перестало быть ее членом после присоединения к Европейскому сообществу. На первой встрече после голосования по Brexit ЕАСТ отреагировала, заявив, что она открыта для возвращения Соединенного Королевства и что у нее есть много проблем, над которыми нужно работать, хотя правительство Норвегии позже выразило оговорки. В январе 2017 года Тереза Мэй , тогдашний премьер-министр Великобритании , объявила план переговоров из 12 пунктов и подтвердила, что правительство Соединенного Королевства не будет стремиться к продолжению постоянного членства на едином рынке . Другие государства-члены могут разрешить Соединенному Королевству присоединиться к ЕЭЗ и ЕАСТ, но у существующих членов ЕЭЗ, таких как Норвегия, возникнут опасения, что они рискнут начать трудные переговоры с ЕС, которые могут привести к потере их нынешних преимуществ. Правительство Шотландии рассмотрело вопрос о членстве в EFTA, чтобы сохранить доступ к EEA. Однако другие государства ЕАСТ заявили, что только суверенные государства имеют право на членство, поэтому они могут присоединиться только в том случае, если станут независимыми от Соединенного Королевства.
Государства ЕЭЗ ЕАСТ (Норвегия, Исландия, Лихтенштейн) подписали Соглашение о раздельном проживании с Великобританией 28 января 2020 года, которое, как предполагается, отражает соответствующие части Соглашения о выходе из ЕС и Великобритании, относящиеся к ЕЭЗ. Соглашение о выходе предусматривало переходный период после официального выхода Великобритании 31 января 2020 года и заканчивающийся 31 декабря 2020 года, в течение которого как Великобритания, так и другие члены ЕЭЗ оставались связанными существующими обязательствами, вытекающими из международных соглашений, заключенных ЕС, в том числе Соглашение о ЕЭЗ. В январе и феврале 2020 года правительство Соединенного Королевства исключило в будущем приведение в соответствие с правилами внутреннего рынка, фактически исключив членство в ЕЭЗ после окончания переходного периода 31 декабря 2020 года.
Права и обязанности
ЕЭЗ полагается на те же «четыре свободы», лежащие в основе единого европейского рынка, что и Европейский Союз: свободное перемещение товаров, людей, услуг и капитала между странами ЕЭЗ. Таким образом, страны ЕЭЗ, не входящие в ЕС, пользуются свободной торговлей с Европейским союзом. Кроме того, «свободное передвижение людей является одним из основных прав, гарантированных в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) [. ] [это], пожалуй, самое важное право для людей, поскольку оно дает гражданам 31 страны ЕЭЗ возможность жить, работать, открывать бизнес и учиться в любой из этих стран ».
В качестве аналога эти страны должны принять часть Закона Европейского Союза . Однако они также вносят свой вклад и влияют на формирование новой соответствующей политики и законодательства ЕЭЗ на ранней стадии в рамках формального процесса принятия решений.
Сельское хозяйство и рыболовство не подпадают под действие ЕЭЗ. Несоблюдение Общей политики в области рыболовства воспринимается Норвегией и Исландией как очень важное и главная причина не вступать в ЕС. Общая политика в области рыболовства будет означать отказ от квот на вылов рыбы в их водах.
Страны ЕЭЗ, не входящие в ЕС, не вносят финансовый вклад в достижение целей Союза в той же степени, что и его члены, хотя они вносят свой вклад в схему грантов ЕЭЗ для «уменьшения социального и экономического неравенства в ЕЭЗ». Кроме того, некоторые предпочитают участвовать в программах ЕС, таких как Трансъевропейские сети и Европейский фонд регионального развития . Норвегия также имеет свою собственную схему норвежских грантов. После расширения ЕС / ЕЭЗ в 2004 г. финансовый вклад государств ЕЭЗ, в частности Норвегии , в социальную и экономическую сплоченность внутреннего рынка увеличился в десять раз (1167 млн евро за пять лет).
Законодательство
Члены ЕЭЗ, не являющиеся членами ЕС (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия), согласились принять законодательство, аналогичное принятому в ЕС, в областях социальной политики , защиты потребителей , окружающей среды , законодательства о компаниях и статистики. Это некоторые из областей, охваченных бывшим Европейским сообществом («первая опора» Европейского Союза ).
Члены ЕЭЗ, не являющиеся членами ЕС, не представлены в учреждениях Европейского Союза, таких как Европейский парламент или Европейская комиссия. Эта ситуация была описана как «демократия по факсу», когда Норвегия ожидает, пока комиссия не пришлет по факсу свой последний закон . Тем не менее, страны ЕЭЗ получают консультации по поводу новых законодательных предложений ЕС и участвуют в разработке законодательства на ранней стадии. Соглашение о ЕЭЗ содержит положения о внесении вклада стран ЕЭЗ / ЕАСТ на различных этапах до принятия законодательства, включая согласие Совместного комитета ЕЭЗ . После утверждения Совместным комитетом ЕЭЗ он является частью Соглашения о ЕЭЗ, и государства ЕАСТ в рамках ЕЭЗ должны реализовать его в своем национальном законодательстве.
Учреждения
Совместный комитет ЕЭП состоит из ЕЭП-ЕАСТ плюс Европейской комиссии (представляющей ЕС) и имеет функцию внесения поправок в Соглашение о ЕЭП включить соответствующее законодательство ЕС. EEA Совет собирается два раза в год , чтобы управлять общими отношениями между членами Европейской экономической зоны.
Вместо того, чтобы создавать общеевропейские институты, деятельность ЕЭЗ регулируется институтами Европейского Союза, а также Управлением по надзору ЕАСТ и Судом ЕАСТ . Орган по надзору ЕАСТ и Суд ЕАСТ регулируют деятельность членов ЕАСТ в отношении их обязательств в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ). Управление по надзору ЕАСТ выполняет роль Европейской комиссии в качестве «хранителя договоров» для стран ЕАСТ, чтобы гарантировать соблюдение Соглашения о ЕЭП. Суд ЕАСТ выполняет ту же роль, что и Европейский суд, в том, что он разрешает споры в соответствии с Соглашением о ЕЭП.
В то время как Европейский судья и Европейская комиссия, соответственно, несут ответственность за толкование и применение Соглашения о ЕЭЗ в ЕС (между государствами-членами ЕС и внутри государств-членов ЕС), а Суд ЕАСТ и Управление по надзору ЕАСТ, соответственно, несут ответственность за интерпретацию и мониторинг Применение Соглашения о ЕЭЗ между государствами ЕЭЗ-ЕАСТ (между государствами ЕЭЗ-ЕАСТ и внутри государств ЕЭЗ-ЕАСТ), споры между государством ЕС и государством ЕЭЗ-ЕАСТ передаются на рассмотрение Совместного комитета ЕЭЗ, а не в любой суд. Только в том случае, если Объединенный комитет не сможет принять решение в течение трех месяцев, стороны в споре совместно подадут в Европейский Суд для вынесения решения (если спор касается положений, идентичных законодательству ЕС) или в арбитраж (во всех других случаях).
В первоначальном плане для ЕЭЗ отсутствовал Суд ЕАСТ или Орган по надзору ЕАСТ как «суд ЕЭЗ» (который будет состоять из пяти членов Европейского суда и трех членов из стран ЕАСТ и будет функционально интегрирован с Европейским судом) и Европейская комиссия должна была выполнять эти роли. Однако во время переговоров по соглашению о ЕЭЗ Европейский суд проинформировал Совет Европейского Союза (Мнение 1/91), что они считают, что предоставление юрисдикции суда ЕЭЗ в отношении права ЕС, которое будет частью закона ЕЭЗ. , было бы нарушением договоров, и поэтому вместо этого была разработана нынешняя договоренность. После переговоров с Органом надзора Европейский суд подтвердил его законность в Заключении 1/92.
Секретариат ЕАСТ находится в Женеве , Швейцария . Штаб-квартира Управления по надзору ЕАСТ находится в Брюсселе , Бельгия (там же, где и штаб-квартира Европейской комиссии), а штаб-квартира Суда ЕАСТ находится в Люксембурге (там же, где и штаб-квартира Европейского суда).
Гранты ЕЭЗ и Норвегии
Гранты ЕЭЗ и Норвегии — это финансовые взносы Исландии, Лихтенштейна и Норвегии на сокращение социальных и экономических диспропорций в Европе. В период с 2004 по 2009 год 1,3 миллиарда евро выделяются на финансирование проектов в 15 странах-бенефициарах в Центральной и Южной Европе.
Созданные в связи с расширением Европейской экономической зоны (ЕЭП) в 2004 году, которое объединяет ЕС, Исландию, Лихтенштейн и Норвегию на внутреннем рынке, гранты ЕЭЗ и Норвегии находились в ведении Управления финансового механизма, входящего в состав Секретариат ЕАСТ в Брюсселе.
Источник