Начало строительства социализма.
В годы Второй мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в других руководили партизанской борьбой. В 1945 — 1946 гг. во всех странах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выборах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они призывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали
буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.
Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшейся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и дальнейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.
На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многодневных массовых митингов рабочих добились создания нового правительства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бенеш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.
К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках коммунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В некоторых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.
Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 969 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы
В результате Второй мировой войны в нескольких странах Европы (Польша, Югославия, Болгария, Албания, Чехословакия, Румыния, Венгрия, ГДР), а также Вьетнаме, Корее, Китае, Кубе были установлены новые политические режимы и провозглашен курс на социализм.
План строительства основ социализма предусматривал проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах; сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике (национализация промышленности, транспорта и связи, недр земли, лесов и вод, финансово-кредитной системы, внешней и оптовой внутренней торговли, а также большей часта розничной торговли); индустриализация; преобразование мелкой крестьянской собственности в кооперативную, т. е. создание крупного обобществленного производства; культурная революция.
В развитии экономики большинства стран обычно выделяется четыре этапа.
Первый этап (1945-1949). В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи, (СЭВ) как отмечалось в Уставе этой организации, для содействия организации планомерного экономического и культурного сотрудничества. В СЭВ вошли Болгария, Венгрия, Польша, Ру-мыния, Советский Союз, Чехословакия, Албания (с конца 1961 г. не участвовала в работе СЭВ). В последующем организация была расширена за счет ГДР (1950), Вьетнама (1978), Монголии (1962) и Кубы (1972).
СЭВ был призван облегчить переориентацию внешней торговли стран Восточной Европы, главным партнером которых до 1939 г. была Германия, и служил каналом экономической по-мощи менее развитым в экономическом отношении социалистическим странам со стороны Со-ветского Союза — в противовес плану Маршалла.
Создание СЭВ мотивировалось и политическими соображениями — он должен был цемен-тировать взаимозависимость стран Восточной Европы и СССР.
Второй этап (1950-1960).
Аграрные преобразования заключались в ограничении размеров и прав частного землевла-дения, наделении землей малоземельных. Осуществлялось кооперирование крестьянства, за-вершенное в большинстве стран Восточной Европы к началу 60-х. Исключение составляли Польша и Югославия, где государственный уклад в аграрном секторе не приобрел решающего значения.
Промышленность в 50-е переживала бурное развитие, темпы ее роста составляли около 10% в год. Страны Восточной Европы превратились из аграрных (кроме ГДР и Чехословакии) в ин-дустриально-аграрные. Методы форсированной индустриализации определили формирование монополизированной структуры национального хозяйства, индифферентной к особенностям конкретных стран (в рыночном хозяйстве выражающихся посредством цен факторов производ-ства), административной системы управления. Тем не менее, несмотря на преимущественно экстенсивный тип развития, хозяйственные итоги этого десятилетия были благоприятными в большинстве стран Восточной Европы.
В этот период разворачивалась деятельность СЭВ. Новая международная экономическая ор-ганизация была создана по политическим мотивам и объединила государства с однотипным социально-общественным строем. При этом следует учитывать, что для тех стран Восточной Европы, которые вошли вместе с СССР в число учредителей СЭВ, взаимные связи не являлись ранее ведущим внешнеторговым направлением. До 90% их товарооборота реализовывалось за пределами формирующегося нового экономического региона. Еще в более скромных масшта-бах осуществлялась торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю в среднем приходи-лось чуть более 1%). Не было в прошлом и развитых экономических контактов ни на межгосу-дарственном, ни на уровне предприятий и фирм.
Поэтому первоначально можно было опираться преимущественно на идеологический фак-тор. Переориентация торгово-экономических отношений с помощью СЭВ была проведена в сжатые сроки.
На начальном этапе деятельность СЭВ была сосредоточена главным образом на развитии товарообмена, координации и развитии внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации. С 1956—1957 гг. страны-члены СЭВ перешли к специализации и кооперированию производства, к согласованию народнохозяйственных пла-нов, к созданию совместных научных центров и хозяйственных организаций. Была внедрена практика координации народнохозяйственных планов на 1956—1960 (в дальнейшем — до 1976 — 1980 гг.). В 1964 г. был создан Международный банк экономического сотрудничества — орган по регулированию международных расчетов.
Третий этап (1960-1970). Вместе с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста стали замет-ны недостатки созданной в социалистических странах системы хозяйствования. Резко падают темпы роста промышленности и национального дохода, особенно в индустриально развитых странах Восточной Европы, что вызвало необходимость проведения хозяйственных ре-форм.
В Венгрии, Чехословакии, Югославии ориентиром реформ было использование механизма рынка для включения в систему международного разделения труда и выхода на мировой рынок. В этих странах изменения экономической системы носили наиболее радикальный характер. В ГДР, Польше перемены не заходили далее модернизации существующей административной системы планирования и управления народным хозяйством. Такие страны, как Румыния и Монголия, а также Куба, Вьетнам, к реформированию национальных моделей развития в тот период не приступали.
Хозяйственные реформы в Восточной Европе 60-х годов, были, однако, свернуты, посколь-ку либерализация ценообразования дала положительные результаты в аграрном секторе, но в условиях монопольного положения большинства промышленных предприятий привела не к формированию конкурентного режима, а к реализации монопольных преимуществ — в том числе росту цен.
Поэтому сворачивание реформ после событий 1968 г. объяснялось не только политическим давлением, но и обострением социальных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хозяйствования.
В Китае с 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Были официально при-знаны некоторые «левацкие ошибки», прежде всего в сельском хозяйстве, сделаны попытки их исправления. Выросло производство основных видов промышленной продукции: хлопчато-бумажной пряжи, стали, угля, электроэнергии, нефти, металлорежущих станков, появились но-вые для страны отрасли промышленности, такие, как электроника и нефтехимия, увеличилась протяженность железных и шоссейных дорог. Однако вскоре — в 1966 г. в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г., вновь затормозившая экономический рост, хотя официальная статистика Китая свидетельствовала об экономическом росте: произ-водство зерна в период с 1966 по 1976 гг. увеличилось на 34%, были введены в эксплуатацию новые передовые промышленные предприятия (около 1570), железнодорожные линии, создана водородная бомба, выведены на орбиту первые космические спутники.
Четвертый этап (1970 – середина 80-х гг.). В эти годы делались попытки решить хозяй-ственные проблемы социалистических стран путем модернизации административной системы хозяйствования, не прибегая к радикальным переменам. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны Восточной Европы прибегнуть к использованию зарубежных креди-тов.
Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кри-зис 1973—1974 гг., выразившийся в росте цен на нефть.
Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсе- и энергосбере-гающих технологий (как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система це-нообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям.
1) Страны СЭВ не испытывали на себе повышения цен на нефть, так как основной постав-щик — СССР экспортировал в страны СЭВ нефть и нефтепродукты по ценам существенно ни-же мировых.
2) Нерыночная экономическая система оказалась не в состоянии воспринять плоды нового этапа научно-технической революции. Между развитыми западными странами, с одной сторо-ны, и социалистическими и большинством развивающихся стран — с другой, возник и начал увеличиваться разрыв не просто в уровнях и темпах роста, а в структуре экономики.
Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие наиболее радикаль-ные экономические реформы, Венгрия и Чехословакия, а также Югославия, связанная с СЭВ рядом специальных соглашений, ставили задачу более активного включения в мировой рынок. Внешнеэкономический оборот этих стран распался на два потока: наиболее качественная и конкурентоспособная продукция шла на западные рынки, а остальная экспортировалась по ка-налам СЭВ. Одной из наиболее острых проблем был вопрос о мировых ценах. Страны — экс-портеры готовой продукции считали себя несущими убытки от реализации товаров по зани-женным ценам. В результате усиления этих противоречий доля СЭВ во внешнеторговом обороте стран Восточной Европы стабилизировалась (60% в 1960 г.) и начала снижаться, составив к началу 70-х 50—55%.
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Стави-лась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной коопера-ции и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономиче-ского развития, совместной инвестиционной деятельности. В 70-е гг. роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. На 1% прироста национального дохода в странах Восточной Европы приходилось 1,57% увеличения физического объема товарооборота внутри СЭВ.
Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. В конце 70-х гг. была предпринята еще одна попытка модернизировать деятельность СЭВ: начали разрабатываться долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества.
В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ. Кризис СЭВ и прекращение его деятельности предопределили ряд факторов:
1) Не был преодолен барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, бази-рующейся в основном на интересе партнеров к советскому сырью, несмотря на неодно-кратно предпринимавшиеся попытки внедрить технологическую модель сотрудничества. На-пример, уровень развития кооперации СССР со странами СЭВ в области машиностроения был в четыре-шесть раз ниже, чем в торговле между западными странами.
2) В рамках СЭВ формировались «тепличные» условия для развития взаимных связей. Бу-дучи закрытыми от всего остального мира (правда, не всегда по зависящим от нас причинам), производители стран СЭВ не испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса — конкурентной борьбы. Стратегически негативную роль сыграл СЭВ в период топливно-энергетического кризиса 70-х годов.
3) Общее нарастание кризисных явлений в социалистических странах.
4) Ухудшение позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке.
5) Непрекращающиеся разногласия и конфликты по поводу цен и принципов сбалансиро-ванности товарообмена.
6) Усилившееся со второй половины 80-х стремление вернуться к органичному для боль-шинства стран Восточной Европы (особенно таких, как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия) западному рыночному пути развития. Прекращение деятельности СЭВ в 1991 г. по-разному отразилось на экономике ранее входивших в него стран. Для российского хозяйства прекраще-ние поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась тем, насколько их хозяйство зависело от поставок сырья из СССР и каковы альтернативные источники импорта и перспективы перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.
К концу 70-х годов сложились основные черты экономической системы Китая. Она ох-ватывала финансы, банковское дело, управление трудом и заработной платой, контроль над ценами и распределением продукции. Ее характерная особенность — сверхцентрализация. То-тальной была роль государства в экономике и других сферах жизни общества.
Курс на реформы был принят в декабре 1978 г. Официально задачи реформ были сформули-рованы как необходимость более полного раскрытия потенциала социализма и совершенствования его хозяйственного механизма. С 1979 г. предполагалось проведение политики урегулирования (т. е. устранения несбалансированности экономики, вызванной чрезмерным вниманием правительства к тяжелой промышленности), политики преобразования (изменения экономических структур в интересах осуществления социалистической модернизации страны), политики упорядочения (подразумевалась консолидация финансовых средств на наиболее перспективных направлениях экономического строительства) и политики повышения (обеспечение более высокого качества выпускаемой продукции и плановой работы в целом.
За два десятилетия политики реформ и открытости ВВП увеличился по сравнению с 1978 г. в 5,92 раза (!), что практически означает почти шестикратное увеличение за 20 лет эконо-мического потенциала страны. В 7 раз удалось повысить производительность труда в земледе-лии, а годовое производство зерна довести до 500 миллионов тонн.
Источник