Страны являющиеся объектами международных санкций

Подробный гид по санкциям

Нет единого списка компаний, которые находятся под санкциями: регулятор каждой страны составляет свой перечень. В этой подборке мы собрали самые часто задаваемые вопросы о санкциях и постарались ответить на них максимально подробно и понятно.

Кому важно знать о компаниях, которые состоят в санкционных списках?

Санкции накладывают ограничения по ведению внешнеэкономической деятельности на юридических и физических лиц.

Проверять своих контрагентов по санкционным спискам в первую очередь должны:

  • банки;
  • филиалы зарубежных организаций;
  • компании, которые работают с иностранной валютой;
  • резиденты других государств, так как они ведут бизнес на международном рынке.

Например, головная компания зарегистрирована на территории страны, которая поддерживает санкции. В таком случае ее филиалам и представительствам тоже требуется соблюдать ограничительные правила.

Если вы ведете бизнес внутри одной страны и не сотрудничаете с зарубежными партнерами, то проблема санкций вряд ли коснется вашей компании.

В каких случаях российские компании могут нарушить санкционные требования?

Наибольший риск возникает:

  • Если расчеты производятся безналично в долларах. Американские банки проверяют, состоят ли отправитель и получатель платежа в санкционных списках. Если одна из сторон транзакции под санкциями или действует в интересах такой компании, ее счета могут заблокировать или саму включить в санкционный список.
  • Если участники сделки граждане США или Евросоюза.
  • Если бизнес связан с приобретением американских товаров для их перепродажи санкционным лицам или частично ведется на территории ЕС.
Читайте также:  Общее машиностроение страны лидеры

Какие риски несет сотрудничество с физическим или юридическим лицами, которые попали под санкции?

Риски зависят от профиля организации и аспектов сотрудничества. Если банк допустил, что его клиент проводит операции с контрагентом из санкционного списка, то финансовую организацию могут:

  • оштрафовать;
  • отключить от международной системы платежей;
  • лишить лицензии;
  • внести в санкционный список.

Правильно трактовать санкционные ограничения — задача комплаенс-специалистов.

Какие виды санкций выделяют?

Выделяют два вида санкций.

Блокирующие санкции

Запрещают любые операции с физическими или юридическими лицами из санкционного списка.

Если лица состоят в санкционном списке Европейского союза, то ЕС запрещает другим организациям:

  • работать с деньгами или другими экономическими ресурсами;
  • совершать сделки для предоставления преимуществ.

Если лица состоят в списке OFAC, США запрещает другим компаниям:

  • предоставлять товары или услуги;
  • действовать в экономических интересах.

Секторальные санкции

Связаны с ограничением финансирования и распространяются на банки, предприятия нефтяной и оборонной промышленности.

Как выяснить, что компания находится под санкциями?

Чтобы проверить, находится ли ваш контрагент под санкциями, нужно зайти на официальный сайт регулятора интересующей страны и изучить его сведения.

Важно учитывать, что каждый контролирующий орган составляет свой перечень, и единой, мировой базы данных по санкциям нет.

Санкционные списки ведут более 20 стран и организаций. Среди них США (OFAC SDN, NON SDN), Великобритания (HM Treasury), Швейцария (SECO), Евросоюз (ЕС), ООН (UN) и другие.

Что такое «Правило 50»?

Согласно правилу, любая организация, которая на 50 % и больше принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Сложность в том, что этих организаций нет в санкционных списках. Даже проверка по санкционным спискам не дает уверенности, что физическое или юридическое лицо не находится под санкциями.

Поэтому важно изучать и структуру компании-контрагента, чтобы выявлять ее реальные связи.

Основные изменения санкционных требований в отношении России за 2020 год

Пополнились санкции OFAC США

29 января 2020 пополнен список санкций в отношении физических лиц России/Украины.
15 июля 2020 в список вошли 3 физических и 5 юридических лиц.
23 сентября 2020 пополнен список санкций.
23 октября 2020 пополнен список программы CAATSA — Россия.

Приняты новые санкции Бюро промышленности и безопасности США

В августе 2020 Бюро промышленности и безопасности министерства торговли США опубликовало новый санкционный список. В список попали 5 организаций из России.

Пополнились санкции Государственного департамента

В феврале 2020 США ввели санкции против 3 российских предприятий.
В ноябре 2020 под американские санкции попали 3 организации.

Расширились санкции ЕС

29 июня 2020 Совет ЕС объявил о продлении до 31 января 2021 года секторальных экономических санкций против России.

Введены новые санкции Великобритании

В июле 2020 Великобритания ввела санкции против 25 россиян. Ограничительные меры будут действовать до 31 декабря 2020 года.

Расширены санкции Украины

В санкционные списки Украины против России включены 377 физических и 235 юридических лиц.

Проверка каждого контрагента в санкционных списках — серьезная нагрузка на бизнес. Компания, сотрудничающая с клиентом из санкционного списка, рискует получить крупный штраф или лишиться лицензии.

Сервис Контур.Призма объединил 85 % данных о глобальных санкциях. Загружено почти 10 000 профилей физический и юридических лиц.

Оцените возможности Призмы и проверьте контрагентов по санкционным спискам

С помощью Призмы вы за минуту можете проверить клиентов по спискам США, Великобритании, EC, UN, SECO и другим. Для этого в интерфейсе Призмы введите ФИО или наименование компании, нажмите кнопку «Проверить» и увидите список с совпадениями. С помощью API можете выгрузить всю базу санкций в формате.xml.

Юлия Елисеева, руководитель ООО «Комплаенс Рус

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Страны, против которых США вводили экономические санкции

Белоруссия

Американские санкции против Белоруссии впервые были введены в октябре 2004 года, когда был принят документ «Акт о демократии в Белоруссии»

Он содержал анализ белорусской политической реальности и законодательства. В одиннадцати пунктах описывались признаки авторитарности режима Александра Лукашенко.

В разделе о санкциях указывалось, что за исключением нужд гуманитарного характера правительству США запрещено предоставлять правительству Белоруссии «какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие».

В 2006 году Конгресс США принял «Уточняющий акт о демократии в Белоруссии», продлив санкции предыдущего акта еще на два года и увеличив финансирование оппозиции и независимых масс-медиа.

В 2011 году был принят новый «Акт о демократии и правах человека в Белоруссии». Из 22 «обвинительных пунктов» 10 касались подавления акции 19 декабря 2010 года, когда были задержаны 600 человек, включая 4 из 6 кандидатов в президенты. Документ расширил круг упоминаемых чиновников, прибавив к ним сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, США призвали

Международную федерацию хоккея приостановить подготовку к ЧМ-2014 в Минске и ввели санкции в отношении отдельных белорусских предприятий, запретив деловые контакты с ними и заморозив их активы.

В начале 2012 года на территорию США был запрещен въезд президенту Лукашенко (США не признают его легитимным руководителем государства), двум его старшим сыновьям и чиновникам — всего 157 человек. В 2013 году санкции были продлены еще на год.

В 2014 году президент США вновь продлил действие санкций на один год.

Йемен

В ноябре 2014 года правительство США ввело санкции в отношении бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха, а также лидеров хуситов Абдаллы Яхии аль-Хакима и Абд аль-Халида аль-Хути, которые, по мнению американского правительства, участвовали «в действиях, которые прямо или косвенно угрожают миру, безопасности или стабильности в Йемене». Их возможные активы на территории США были заморожены, также им был запрещен въезд на территорию Соединенных Штатов.

Кроме этого компаниями и частным лицам из США отныне запрещается вести с ними любую деятельность.

После окончания Ирано-иракской войны (1980-1988) США запретили экспорт в Ирак оборудования, которое могло использоваться в военных целях.

В 1990 году США ввели торговые санкции против Ирака, как страны, поддерживающей терроризм.

Американский закон от 1992 года запретил поставки оружия Ираку и разрешил введение санкций в отношении государств, вовлеченных в поставку «дестабилизирующих» вооружений Тегерану.

В 2003 году президент США Джордж Буш отменил санкции американского правительства, введенные в 1990 году в отношении Ирака.

В 1979 года США заморозили все иранские авуары и золотые запасы в своих банках в ответ на захват американского посольства в Тегеране. Кроме этого, иностранные компании, нарушившие ограничения, были также подвержены санкциям.

В 1980 году был введен запрет экспорта из США в Иран по существу всех товаров, включая продовольствие и медикаменты.

Затем было наложено эмбарго на импорт любых товаров из Ирана в США, поездки американцев в Иран.

В 1984 году был введен запрет на выдачу кредитов международными финансовыми организациями. В 1987 году товарооборот между США и Ираном полностью прекратился.

В 1995 году санкции были ослаблены, и в Иран стало возможно поставлять американские товары через третьи страны.

В 1996 году Конгресс США утвердил закон о новых санкциях, в котором помимо прочего было указано, что любое государство, инвестировавшее в энергетику Ирана более 20 миллионов долларов, будет также подвержено санкциям, среди которых: запрет на межбанковскую деятельность, потерю лицензий на экспорт и экспорт оборудования в США, запрет на получение крупных кредитов американских банков, запрет на привлечение инвестиций, запрет на покупку казначейских облигаций, запрет американским компаниям импортировать оборудование в указанное государство.

В 2005 году США ввели целый ряд новых санкций: главным образом, против иранских банков, а также компаний и физических лиц, так или иначе связанных с атомной и оружейной промышленностью Ирана.

В 2014 году США выборочно ослабили экономические санкции против Ирана. Корпорация Boeing получила от правительства лицензию на экспорт в республику запасных частей для коммерческих самолетов.

Китай

США ввели международные санкции против Китая после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь 3-4 июня 1989 года (тогда силой была прекращена серия демонстраций китайских студентов, продолжавшихся с 15 апреля).

Для тотальной изоляции Китая Вашингтон принял целую серию мер по свертыванию двустороннего сотрудничества с КНР. Они включали в себя приостановку всех контактов с Китаем на высоком уровне, прекращение обменов по военной линии, мораторий на любые поставки в КНР вооружений и военной техники. В июне-июле 1989 года Конгресс США одобрил программу экономических санкций в отношении КНР, предусматривавших отказ от многих проектов торгово-экономического взаимодействия. Одновременно президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов.

К 1993 году США окончательно отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию отношений.

После разделения Кореи на Южную и Северную в 1948 году и начала в 1950 году Корейской войны, США распространили на КНДР «Закон экспортного контроля», «Закон о торговле с врагом», «Расширение Закона о Конвенции о торговле «, запрещающие экспорт, торговлю и торговый обмен, а также предоставление режима наибольшего благоприятствования Северной Корее. Согласно законам, любые американские товары и технические услуги не разрешалось экспортировать в КНДР даже через третьи страны без разрешения Государственного департамента США. Средства граждан КНДР в США были заморожены.

В июне 2000 года экономические санкции были смягчены — Северная Корея получила возможность экспортировать сырье в США, а американские компании получили возможность инвестировать в северокорейское сельское хозяйство, инфраструктуру и туризм.

В октябре 2005 года США под предлогом борьбы с нераспространением технологий оружия массового уничтожения ввели санкции против восьми северокорейских компаний.

26 июня 2008 года президент США Джордж Буш своим распоряжением отменил запрет на ведение внешнеторговых операций.

Вместе с тем ряд введенных США односторонних ограничений в отношении КНДР остается в силе. Принадлежащие КНДР или северокорейским гражданам активы, находящиеся в юрисдикции США и замороженные решениями американского правительства по состоянию на 16 июня 2000 года, «остаются заблокированными и не могут быть перечислены, оплачены, экспортированы, сняты или подвергнуты каким-либо иным действиям». Санкции были продлены в 2010 и 2011 годах.

После проведения в КНДР в феврале 2013 года ядерного испытания, в марте 2013 года власти США ввели ряд санкций и заморозили активы трех граждан Северной Кореи, являющихся сотрудниками компаний Tanchon Commercial Bank и Korea Mining Development Corporation (KOMID), представляющих интересы страны в Китае. По мнению властей США, они связаны с крупнейшим северокорейским экспортером оружия. Через несколько дней были введены новые односторонние санкции против Банка внешней торговли КНДР — главного внешнеторгового банка страны «за его роль в поддержке программы оружия массового уничтожения». Также были введены санкции против трех высокопоставленных северокорейских чиновников и двух партийных функционеров.

Экономическая блокада Кубы со стороны США продолжается более 50 лет. По состоянию на март 2014 года, экономические издержки от блокады со стороны США для кубинских жителей составили 116,8 миллиарда долларов.

Формально полная торговая блокада Кубы со стороны Соединенных Штатов была введена декретом президента Джона Кеннеди 3 февраля 1962 года, однако фактически она началась почти сразу после победы Кубинской революции 1 января 1959 года.

В отношении Кубы действует «Закон о торговле с врагом» (Trading With the Enemy Act) от 6 октября 1917 года, который запрещает торговые операции гражданам и компаниям США с государствами, которые находятся в состоянии войны с Соединенными Штатами. Закон продлевается ежегодно. В сентябре 2014 года США вновь продлили торговое эмбарго против Кубы на год.

В 1996 году конгресс США в дополнение к эмбарго принял «закон Хелмса-Бертона» о санкциях против иностранных компаний, торгующих с Кубой. С 1 августа 2009 года США по инициативе Обамы приостановили на полгода действие «закона Хелмса-Бертона». С этого времени президент США подписывает указ о приостановке действия этого закона каждые полгода.

Ливия

26 февраля 2011 года президент США Барак Обама подписал указ о введении односторонних финансовых санкций в отношении ливийского лидера Муамара Каддафи, его правительства и членов семьи. В соответствии с указом, замораживалась вся собственность и все банковские счета Каддафи, его правительства и четверых родственников, вводился запрет на любые банковские операции с правительством Ливии.

Сумма замороженных активов составила 30 миллиардов долларов.

27 февраля 2011 года госсекретарь США Хиллари Клинтон объявила о введении визовых санкций в отношении ливийского лидера Муамара Каддафи, членов его правительства и ближайшего окружения.

Санкции были введены на фоне вооруженного восстания против режима Каддафи, которое продолжалось около девяти месяцев. Каддафи был убит в октябре 2011 года.

16 декабря 2011 года большая часть санкций в отношении Ливии была отменена. Администрация США пояснила, что с этого момента размораживаются все заблокированные активы Центробанка Ливии, находящиеся в банках под юрисдикцией Соединенных Штатов. Вместе с тем, средства и активы самого Каддафи и членов его семьи оставались заблокированными.

24 февраля 2012 года президент США Барак Обама еще на один год сохранил часть американских санкций, введенных в отношении бывшего руководства Ливии.

Россия

14 декабря 2012 года президент США подписал закон об «акте Магнитского», который предусматривает введение визовых санкций в отношении предполагаемых нарушителей прав человека в России.

12 апреля 2013 года Минфин США опубликовал список из 18 представителей правоохранительных органов и судебной системы России, которым будет закрыт въезд в США, а их американские активы будут заморожены. В мае 2014 года США расширили «список Магнитского» и ввели санкции в отношении еще 12 россиян, которых считают виновными в нарушении прав человека.

17 марта 2014 года США, не согласные с действиями России в ходе украинского кризиса, ввели санкции в отношении высокопоставленных российских политиков. Ограничения предполагают, в частности, запрет на въезд на территорию США и блокировку активов и собственности. 20 марта американский список был дополнен фамилиями еще 19 российских чиновников, парламентариев и бизнесменов.

11 апреля США ввели санкции в отношении крымской компании «Черноморнефтегаз» и крымских чиновников.

28 апреля власти США вновь расширили санкционный список.

В июле США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против целых секторов российской экономики.

16 июля американские власти ввели санкции в отношении ряда российских оборонных и сырьевых компаний. Вашингтон синхронизировал свой санкционный список с европейским, расширив его.

29 июля Минфин США расширил санкционный список, включив в него три российских банка и Объединенную судостроительную корпорацию РФ.

12 сентября CША блокировали доступные американской юрисдикции активы пяти российских оборонных компаний и ужесточили ограничения по доступу к рынку капитала для шести банков РФ.

18 декабря президент США Барак Обама подписал закон 5859 «О поддержке свободы на Украине в 2014 году», который позволяет ему принимать дополнительные ограничительные меры в отношении России. В документе указывается, что он нацелен на «введение санкций в отношении России и на оказание дополнительной помощи Украине».

Сирия

11 мая 2004 года президент США Джордж Буш в соответствии с принятым американским конгрессом «Законом об ответственности Сирии» ввел против Сирии ряд экономических санкций. Буш обвинил сирийское руководство в поддержке терроризма, оккупации Ливана, осуществлении программ по созданию оружия массового уничтожения, а также в подрыве усилий международного сообщества по стабилизации Ирака.

В апреле-мае 2006 года ограничительные санкции США против Сирии снова были расширены.

14 февраля 2008 года Джордж Буш подписал распоряжение, предусматривающее расширение санкций, блокирующих собственность высокопоставленных официальных лиц правительства Сирии и связанных с ними лиц на территории США.

29 апреля 2011 года США ввели односторонние санкции в отношении ряда сирийских чиновников и госструктур, которые, по мнению американской администрации, нарушают права человека в этой стране. Санкции стали ответом на подавление начавшихся в Сирии антиправительственных выступлений.

18 мая 2011 года США объявили о введении санкций в отношении президента Сирии Башара Асада, обвинив его в нарушении прав человека.

23 апреля 2012 года США ввели санкции в отношении людей и организаций, помогающих сирийским и иранским властям контролировать с помощью новейших информационных технологий частную жизнь граждан и, тем самым, нарушать их права.

18 июля 2012 года после теракта в здании Службы нацбезопасности Сирии в Дамаске, где погибли и получили ранения несколько руководителей силовых структур Сирии, власти США вновь расширили санкционный список в отношении Сирии.

В июне 2013 года США смягчили санкции в отношении Сирии, чтобы иметь возможность поддерживать сирийскую оппозицию.

В мае 2014 года президент США Барак Обама сообщил, что продлевает на год действие санкций против Сирии. В частности, продлевается запрет на экспорт и реэкспорт ряда сирийских товаров, и США продолжат блокировать активы ряда сирийских чиновников, которые смогут обнаружить.

В октябре 2014 года санкционный список вновь был расширен.

В разные годы правительство США также вводило санкции в отношении Бирмы, Зимбабве, Кот-д’Ивуара, Демократической Республики Конго, Ливана, Сомали, Судана, Южного Судана.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Оцените статью