Религия в Южной Америке — Religion in South America
Религия в Южной Америке оказала большое влияние на искусство , культуру , философию и право . Христианство является основной религией , большинство приверженцев которой имеют католики . Также присутствуют значительные меньшинства нерелигиозных людей и приверженцев других религий.
СОДЕРЖАНИЕ
Религиозная свобода
В настоящее время все страны региона в целом отделены от католической церкви и объявлены светскими государствами, что гарантирует свободу вероисповедания для их жителей. Однако в Перу и Доминиканской Республике католицизм является официальной религией . В обеих странах католическое религиозное образование является обязательным, и в большинстве стран католицизм все еще колеблется среди населения.
христианство
По данным исследовательского центра Pew Research Center, 83,43% населения Южной Америки — христиане , хотя менее половины из них являются набожными.
католицизм
Во многих странах Южной Америки католицизм — самая исповедуемая христианская конфессия. В Парагвае , Перу , Колумбии и Аргентине католики составляют более трех четвертей населения. Католицизм был единственной религией, разрешенной в колониальную эпоху ; коренные жители были вынуждены отказаться от своих верований, хотя многие не отказались от них вообще, например, в странах с преимущественно индейским населением, таких как Боливия и Перу, существует синкретизм между религиями коренных народов и католической религией, который имеет место с колониальных времен. В Бразилии или Колумбии католицизм смешивался с некоторыми африканскими ритуалами .
Протестантизм
Протестантизм присутствует с девятнадцатого века как меньшинство, но с 1980-х годов его число резко возросло. Большинство латиноамериканских протестантов в целом — пятидесятники . Сегодня Бразилия является самой протестантской страной в Южной Америке, где 22,2% населения составляют протестанты, 89% бразильских евангелистов — пятидесятники, в Чили это 79% всех евангелистов в этой стране, 69% в Аргентине и 59% в Колумбии . С другой стороны, в Уругвае 66% евангелистов — методисты , и только 20% — пятидесятники.
Спиритизм
Бразилия является страной с большим количеством практикующих в мире кодификации спиритизма Аллана Кардека , за которым следуют более 12 миллионов человек и от 30 до 45 миллионов сочувствующих. Большинство последователей спиритизма — это люди, которые были в основном католиками, протестантами и атеистами соответственно.
Чико Ксавьер написал более 490 книг, которые дополняют спиритическую доктрину .
Восточное православие
Восточное православное христианство было принесено в Южную Америку группами иммигрантов из нескольких разных регионов, в основном из Восточной Европы и Ближнего Востока . Эта традиционная ветвь восточного христианства также распространилась за пределы иммигрантских общин. В Южной Америке существует несколько восточно-православных церковных юрисдикций, организованных в рамках Ассамблеи канонических православных епископов Латинской Америки.
Восточное Православие
Несколько групп христианских иммигрантов, в основном с Ближнего Востока , Кавказа , Африки и Индии , принесли восточное православие в Южную Америку. Эта древняя ветвь восточного христианства включает несколько церковных юрисдикций в Южной Америке, таких как Коптская православная церковь в Южной Америке и Сирийская православная церковь .
Другие христиане
Практикующие религии Иисуса Христа Святых последних дней и Свидетелей Иеговы также исповедуют религию в Латинской Америке.
Другие религии
Аргентина имеет самые большие общины как евреев и мусульман в Латинской America.Practitioners в иудаизме , буддийской , исламской , индуизм , Веры Бахаи , и синтоистских конфессий и религий также приучены в Латинской Америке .
Индуизм — вторая по величине религия Суринама . Согласно переписи Суринама 2012 года, индуисты составляют 22,3% населения. В Суринаме второй по величине процент индуистов в Западном полушарии после Гайаны (24,8%).
Вероисповедания и ритуалы коренных народов по-прежнему практикуются в странах с большим процентом индейцев , таких как Боливия и Перу .
Статистика
Страна по религии в Южной Америке (оценка на 2020 год):
Источник
Латинская Америка: Народы в поисках Православия
Митрополит Мексиканский Афинагор |
14 лет назад, когда епископ Афинагор [1] вступил в управление новосозданной Панамской митрополией [2] , там было только три священника и три общины, состоявшие, в основном, из греков, – в Мексике, Панаме и Венесуэле. И никто не мог себе представить, какое чудо произойдет вскоре с Православной Церковью в Латинской Америке.
Чудом было уже то, что в кубинской столице Гаване по инициативе правительства Фиделя Кастро начали строиться православные храмы. В 2004 году храм во имя святителя Николая Чудотворца освятил Константинопольский патриарх Варфоломей. А в 2008 году храм в честь Казанской иконы Божией Матери освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси).
За прошедшее десятилетие православная вера широко распространилась в Мексике, Колумбии, Коста-Рике и других сопредельных странах.
Греция приняла христианство и пережила свою собственную Пятидесятницу около двух тысяч лет назад, благодаря трудам апостола Павла и других апостолов. И, как говорит митрополит Афинагор своим священникам, какой камень в Греции не подними – везде найдешь мощи святых, мучеников, праведников или борцов за веру православную… Латинская же Америка переживает свою Пятидесятницу сейчас, в эти дни и годы. Для абсолютного большинства жителей этих стран, за исключением нескольких греческих православных общин, Православие только недавно пришло на континент.
|
Православне дети Кубы |
В 2004 году на освящении Никольского храма в Гаване присутствовало всего лишь четверо православных кубинцев, а теперь более тысячи кубинских семей приняли крещение и стали православными. И каждый день всё новые и новые люди ищут и находят путь к вере святых отцов. Семь лет назад первая православная община на «Острове свободы» начала свое существование. Теперь при содействии благодати Божией и неустанными трудами пяти священников (одного колумбийца и четырех кубинцев) проводится знаменательная и впечатляющая миссионерская работа еще в трех городах страны. И все это делается, несмотря на неблагоприятные условия и финансовые трудности. Более того, кубинцы предоставили представителям Константинопольского патриархата эксклюзивное право иметь частную собственность, что не разрешено кубинской конституцией.
Митрополит Афинагор, встретившись восемь лет назад с президентом Фиделем Кастро, чтобы получить официальное приглашение для Константинопольского патриарха посетить Кубу, сердечно благодарил его за этот вежливый и гостеприимный жест. На что команданте ответил: «Нет, ваше высокопреосвященство, это народ Кубы благодарит вас и вашего патриарха за то, что вы принесли Православие в нашу страну».
И Куба, действительно, становится «воправославленной». Распространяется Православие и среди жителей Гаити, Мексики, Коста-Рика, Доминиканской Республики, а также Колумбии, где, благодаря пожертвованиям сестры из миссионерской ассоциации «Святой Косма Этолийский», был воздвигнут первый православный храм в городе Кукута в честь святых архангелов.
И вот теперь еще одно чудо – Гватемала!
Православная литургия в Гватемале |
Как в эпоху гонений, когда христиане вынуждены были скрываться в катакомбах в ожидании дня, когда они могли бы свободно поклоняться Триединому Богу, так и сейчас во всех странах Центральной и Южной Америки на протяжении десятилетий бесчисленные группы людей, отвергнутые Римско-Католической Церковью, ожидают возможности присоединиться к Православию. Одна из таких групп в Гватемале обратилась в минувшем году к руководству Мексиканской митрополии с просьбой принять их в общение с истинной Церковью. Митрополит Афинагор даже не знал, кто они такие, он и не ведал об их существовании. Да и невозможно в такой обширной епархии, включающей 20 стран, всех знать.
|
Православная литургия в Гватемале |
Оказывается 20 лет назад, эти гватемальцы основали свою собственную Православную Церковь, естественно антиканоничную, так как они не знали, какой Церковь должна быть и как ее правильно устроить. Они просто предприняли попытку духовно выжить. Они вели не вполне правильную, на свой манер, некую «православную» богослужебную жизнь. Но они знали, что хотят быть православными! Они поняли, что только Православная Церковь сохраняет истинную веру и что они тоже имеют полное право на то, чтобы следовать православному вероучению и вести православный образ жизни. Они веровали, что только так они смогут найти Спасителя и Искупителя Христа. За 20 лет они прошли свой путь с надеждой, что когда-нибудь достигнут истины. Зная, что на каждом богослужении необходимо поминать правящего епископа, последние 10 лет они молились за патриарха Варфоломея.
И вот через 20 лет настала «полнота времен». После долгих поисков эти «самовоправославившиеся» гватемальцы обнаружили, что в Мехико есть канонический православный архиерей и митрополия Константинопольского патриархата. Они нашли владыку Афинагора и постучались в его дверь, прося принять их в общение.
Православная церковь в Гватемале |
Митрополит послал двух священников встретиться с ними и разобраться, кто же они такие и насколько их просьба серьезна и реальна. И был поражен! Священники встретились с «группой», состоящей из более чем полумиллиона людей, имеющих 388 церквей и часовен; большинство из них были уроженцами Гватемалы, принадлежащие в древнему народу майя, живущему в горах, и на обширных равнинах, и даже в южных городах Мексики. Оставалось только возблагодарить Матерь Божию за такое чудо. Действительно прав был знаменитый византолог и историк XX века Стивен Рансимэн, когда писал, что «третье тысячелетие принадлежит Православию». А один мексиканец из числа потомственных аристократов, профессор университета и искренний член Православной Церкви заметил: «Ваше преосвященство, Православие – оно, как ботинок, подходит нам, жителям Латинской Америки, надо только знать, как его надеть».
|
Крещение в православной церкви в Гватемале |
Митрополит Афинагор принял в общение этих верующих гватемальцев и, первым делом, рукоположил во иереи двух их лидеров. И… началась серьезная работа по катехизации этих сотен тысяч людей. Конечно, катехизация потребует не одного года великих трудов. Но это благодатные труды. Каждый новый член Церкви должен осознанно понять, в чем заключается православный образ жизни и как каждый из христианин должен устроить свой личный путь на Голгофу, тот путь, который ведет к личному воскресению. С помощью достойных и хорошо обученных местных клириков неофиты познают, как жить одной жизнью с Православной Церковью и как после правильно совершенных крещения и миропомазания достойно приступать к величайшему таинству – принятию тела и крови Господа нашего и Искупителя Иисуса Христа.
Можем ли мы представить, что это значит для Православия? Но это только начало. Борьба за человеческие души там только началась. Православие воистину «приобретает» Латинскую Америку и ему воистину принадлежит третье тысячелетие. Не обладая достаточными материальными средствами, но обладая всеобъятной, обширной и бесконечной благодатью Православная Церковь при содействии Святого Духа продолжает свои труды.
Источник
«Южное христианство» — новая мировая религия?
Доцент кафедры социологии Ирина Каргина — о том, насколько «южное христианство», которое является религией стран «третьего мира», отличается от своего «родителя», и какое влияние оно способно оказать на мир.
Исследователи отмечают, что в последние годы стремительно набирает силу новый религиозный гигант — это незнакомый мир «южного христианства», являющийся религией третьего мира. По убеждению американского историка религии Филиппа Дженкинса, феномен христианского гиганта глобального Юга наиболее уместно определить как «следующее христианство». Это — не просто пересаженная версия знакомой религии старого христианского Запада, а по-настоящему новое явление.
Переконфигурация локальных религиозных ландшафтов
Постмодернистский мир не оправдал прогнозов относительно «падения» религии и ухода религиозного фактора на периферию общественной значимости. Религия сейчас находится на подъеме, и религиозный фактор является одним из центральных звеньев в политических, социальных процессах, переконфигурации локальных культурных ландшафтов.
Религиозная карта мира динамично меняется. На основе анализа большого объема информации, собранного за многие десятилетия, британский религиовед, составитель Всемирной христианской Энциклопедии (World Christian Encyclopedia) Дэвид Барет отмечает, что в период между 1900 и 2000 годами произошли глобальные изменения в различных религиях и долях различных вер населения мира. Но самые серьезные изменения связаны с христианством. Барет выделяет три наиболее значимые тенденции.
Во-первых — это некоторая потеря христианством своей «рыночной» доли в последние десятилетия XX века, прежде всего за счет роста влияния других мировых религий — ислама и индуизма. Христианство, став первой универсальной религией и по-прежнему оставаясь самой многочисленной религией (около двух миллиардов последователей), по темпам роста своих рядов немного отстает от темпов роста населения планеты, которое составляет около 2,6% в год. В то же время ислам — вторая по значимости и численности мировая религия (1,3 миллиарда последователей) и индуизм — третья по численности мировая религия (0,82 миллиарда), растут бόльшими темпами, опережая темпы роста мировой популяции.
Если нынешние тенденции сохранятся, то, согласно прогнозам Pew Research Center’s Forum on Religion & Public Life, мусульманское население увеличится к 2030 году примерно на 35% и будет составлять 26,4% (2,2 миллиарда) от общего количества прогнозируемой численности населения в мире в 8,3 миллиарда человек.
Вторая глобальная тенденция, связанная с христианской религией, заключается в возникновении с начала 1980-х годов, главным образом в развивающихся странах, так называемых «независимых» («Independents») христианских церквей. По оценкам Барета, к концу XX века число «независимых» верующих, или «новых христиан», достигло 386 миллионов человек.
Христианская религия глобального Юга качественно отличается от своего «родителя», представляя собой гибрид традиционного христианства и местной культуры, наполнена особыми содержательными компонентами и особыми ярко выраженными социальными характеристиками, что в целом не позволяет объединить популяцию «новых христиан» с христианами Запада.
Существенно, что за довольно короткий срок «новые христиане» изменили межконфессиональные пропорции в рамках христианской религии. Превысив к настоящему времени число протестантов, они переместились на второе место и уступают только католикам. К наиболее быстро растущим «независимым» церквям Барет относит «Универсальную Церковь Царства Бога» в Бразилии, Церковь «Иисуса — Бога всеобщего братства» на Филиппинах и Сионскую Христианскую Церковь Южной Африки. Сами «независимые» церкви обозначают себя как «постденоминационные», они не имеют никаких формальных связей ни с одной из структур мировых христианских религий, в то же время они заимствовали у традиционных церквей Запада технологии формирования своих сетей, что позволяет им довольно успешно развиваться и распространяться.
Третья глобальная тенденция стала следствием комплекса факторов, в основе которых — демографические тенденции, миграционные процессы, а также образование масштабной христианской религии «третьего мира». Заключается эта тенденция в том, что центр христианской популяции постепенно и непреодолимо перемещается в Южное полушарие, в то время как ислам «продвигается» на Север. Если в начале прошлого столетия доля «белых» христиан составляла 81%, то к началу XXI века она снизилась до 45%. Сегодня для многих экспертов очевидно, что расти мировая христианская община будет исключительно за счет стран «третьего мира».
Феномен «следующего христианского мира»
Ключевой признак, который позволяет понять причины невероятного взрыва христианского учения на глобальном Юге, заключается в его глубокой связи с нищетой. История, в том числе и современная, знает множество примеров, когда религиозное возрождение в разных странах сопровождалось политическими и экономическими кризисами и трансформациями, которые никогда не обходились без резкого ухудшения качества жизни определенной части населения. Именно в эти сложные для обществ времена наступает период ренессанса церкви и базовой религиозной традиции. Российский образец представляет собой один из наиболее типичных примеров.
Страны глобального Юга в сравнении со странами Запада всегда отличались крайне низким уровнем жизни, исключительной бедностью населения. Зерна, посеянные там миссионерами католических и протестантских церквей еще в XIX в., попали на плодородную почву. В результате гибридизации с местными аборигенными культурами и религиями и поступательного движения стран третьего мира в направлении к модернизации оформилась совершенно особенная религиозная ветвь нового направления христианства.
Шансы христианской религии в конкуренции с местными религиозными обычаями оказались превалирующими, так как аборигенные религии не смогли дать ответы на ключевые вопросы о причинах жестокой бедности и способах ее преодоления. Те, кто занимает сегодня кафедры церквей в Бразилии или Уганде, обращаются к самым нищим, самым обездоленным. Для их паствы (многомиллионного населения стремительно растущих мегаполисов Сан-Паулу и Кампалы, Лагоса и Мехико) евангельская бедность — это не иносказание, а будни. Чудес, описанных в Библейских текстах, они ждут не метафорически, а всерьез.
На африканском континенте, где взлет христианства начался в последние годы периода колонизации (1950–1960-е годы), когда местные церкви возникли в результате деятельности иностранных миссионеров, современный период отличается бурным распространением церквей «спасающей веры», полностью независимых от иностранного влияния. В основе успешной парадигмы — видение Иисуса Христа как воплощение божественной силы, побеждающей злых духов, которые причиняют бедствия, страдания и болезни.
Другим важным аспектом теологии и нравственного учения южного христианства является то, что оно значительно более консервативно, чем христианство Запада. Так, католическая вера, которая растет в Латинской Америке, Африке и Азии, очень похожа на веру, предшествующую II Ватиканскому Собору, провозглашавшую безоговорочную власть епископов и священников, строгое следование церковным канонам и нравственным ценностям.
В то же время полномасштабная реформация южного христианства происходит под мощным влиянием харизматичного пятидесятничества, чьи идеи разделяют и многие южные католики. Пятидесятники относятся в настоящее время к наиболее успешной и быстро растущей христианской деноминации. Сегодня они сильны (их почти 400 миллионов) и широко распространены по всему миру, но в основном сосредоточены на глобальном Юге. Согласно прогнозу профессора Университета Джорджа Вашингтона Алексея Пименова, к 2040 г. их будет около 1 миллиарда, гораздо больше, чем буддистов, и они будут примерно соизмеримы с численностью индуистов.
«Верующие пятидесятники отвергают строгие традиции в литургии, но они полагаются на прямые духовные откровения, дополняя и затмевая авторитет Библии», пишет Ф.Дженкинс. В то же время, они, так же как и католики Юга, в вопросах морали и нравственности значительно расходятся с северными либеральными церквями. Независимые церкви Африки и Латинской Америки очень консервативны в таких вопросах, как аборты и гомосексуализм, выступают за сохранение традиционной модели семьи и борются с такими пороками как наркомания, алкоголизм, насилие и проч.
Дополнительным фактором, повышающим шансы на успех религиозной парадигмы «южных церквей» и укрепляющим их базовые основы вероучения, является бедственное положение в области здравоохранения даже в городах-гигантах Юга, которое контрастирует с провозглашением стремления борьбы за исцеление души и тела новых церквей. История свидетельствует о том, что в начале XX века взрыв христианских движений исцеления и новых пророков совпал с серией эпидемий, унесших жизни тысяч людей, и религиозный подъем был связан часто со стремлением получить исцеление и здоровье. Сегодня в африканских церквях исцеление духовное и физическое является одним из ключевых направлений служения. Поэтому новые христиане исступленно верят в Христа, но понимают его в соответствии со своими традициями — как предка или великого целителя и знахаря.
Вместе с тем, наряду с выполнением важной социальной миссии новое южное христианство создает условия для зарождения и распространения радикального религиозного фундаментализма, который может проявляться в самых чудовищных формах. Часто новые южные церкви получают поддержку местного населения из-за того, каким образом, как именно они «расправляются» с демонами угнетения и нищеты. Например, они очень преуспели в борьбе с колдовством. Известно, что в Африке страх перед ведьмами и злыми духами огромен, он парализует волю, препятствует развитию. В неистовом желании борьбы с колдовством христианские общины радикального толка могут проявлять необыкновенную жестокость по отношению к тем, кто только заподозрен в связи со злыми духами, причем инициаторами расправ нередко выступают сами священники. Так, по данным ОНН в 2001 г. в Конго было казнено около 1000 подозреваемых в колдовстве.
Появились также апокалиптические и мессианские движения, которые используют средства вооруженного насилия для привлечения сторонников и установления своего влияния. (Утопические религиозные группы также стали появляться в Европе около 500 лет назад — это анабаптисты и др., которые фанатично боролись за чистоту веры, жестоко расправляясь с иноверцами.) Так, экстремистские христианские движения регулярно появляются в различных частях Африки, особенно там, где слабы государственные структуры. Вот несколько наиболее «громких» примеров: Церковь Lumpa в Замбии, Церковь «Сопротивление Господней армии» в Уганде.
Таким образом, общие условия жизни большинства населения стран «третьего мира» — болезни, эксплуатация, отсутствие приемлемых условий жизни, бедность, алкоголизм, наркотики и насилие вместе взятые могут объяснить, почему люди легко соглашаются с тем, что они находятся под властью демонических сил и что только Божественное вмешательство может их спасти. Как и в начале XVI века, буквальное толкование Библии оказывается чрезвычайно привлекательным.
Культурная альтернатива западной цивилизации
Бурное развитие новых церквей в Африке, Азии и Латинской Америке объясняется стремлением приверженцев воссоздать свой вариант идеализированного раннего христианства, часто описываемого как восстание «примитивного» христианства» (сопровождающееся еще и высокой рождаемостью, что нельзя сбрасывать со счетов.) Проявляется это в проповедовании глубокой личной веры, сплочении вокруг сообщества, мистике, пророчестве и пуританстве, в подчинении духовной власти. Проповеди харизматичны и фантазийны, вселяют оптимизм и веру в будущее.
Можно сказать, что современная модель «примитивного христианства», воплощенная в независимых церквях глобального Юга, представляет собой тип альтернативной социальной системы, сыгравшей огромную роль в самые первые дни христианства. Эта система является сегодня мощным средством завоевания поддержки и признания в развивающихся странах и может быть рассмотрена как альтернатива неспособности правительства удовлетворить элементарные потребности людей. Если пропасть между ними становится шире, то создаются благоприятные возможности для роста и процветания религиозных конгрегаций «южного» толка.
В рамках западного мировоззрения «примитивные» религиозные идеи обычно связывают с примитивным, сельским мировоззрением экономически неразвитых территорий, которое должно видоизменяться с приходом модернизации и урбанизации. Однако на нынешнем этапе современный Юг демонстрирует тенденцию не только сохранения, но и процветания примитивного религиозного мышления, интерпретируемого Хантингтоном как «побочный продукт урбанизации». Основной фактор, сдерживающий эволюцию «примитивной» модели вероучения «независимых церквей», — сохраняющееся нищенское существование миллионов прихожан, в том числе урбанизированных районов. По этой причине культурный разрыв между экономически неразвитым Югом и западной цивилизацией имеет мало шансов сократиться в обозримое время.
Вместе с тем, следует отметить, что рост христианства на глобальном Юге выступает в роли доминирующего фактора преобразования развивающихся стран, где новые церкви получили широкое развитие. Д.Мартин, М.Борг, Д.Барет и другие исследователи придают огромное значение преобразующей роли «нового христианства», соизмеряя ее современную функцию с той ролью, которую сыграл ранний протестантизм в развитии западной цивилизации. Наряду с этим, ортодоксальное «южное христианство» не склонно идти на уступки западной либеральной христианской культуре. Напротив, оно стремится ре-евангелизировать евро-американский мир, который, по их мнению, подошел к открытой ереси и развалу системы ценностей. Так, вследствие миграционных процессов южная модель примитивного религиозного мышления, постепенно распространяясь на Запад, вопреки ожиданиям, минует «плавильный котел» и сохраняет свою «примитивную» идентичность.
Наконец, рост «нового христианства» — реальный вызов для западного христианства как по причине количественного перевеса, так и глубоких культурных различий. Уже сейчас разногласия между южным и западным христианством (южной и западной культурами) создают препятствия для наиболее крупных христианских конгрегаций Запада, стремящихся к глобальной идентичности. Более того, «новое христианство» образует мощную самостоятельную ветвь в теле христианской религии, контрастирующую со всеми существующими на Западе христианскими конфессиями, что может в будущем стать причиной разжигания конфликтов не между собственно «юной» и «западной» социальными моделями, а более глобально — христианами с либеральным и консервативным мышлением.
Полная версия статьи опубликована: Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа // Политические исследования. — 2012. — №5. — С. 106–122.
Полную онлайн-версию статьи можно прочитать здесь.
Источник