Страны закавказье их отношения с россией

Вопрос 77. Россия и государства Закавказья

Наиболее близким партнером России в Закавказье является Армения. Хотя эта страна и не участвует во всех интеграционных проектах, она сохраняет прочные связи с РФ. Однако на пути к более тесным экономическим отношениям между двумя странами стоят серьезные геоэкономические препятствия в виде перерезанных транспортных коммуникаций. Армения весьма заинтересована в России как гаранте безопасности и поэтому является главным военно-политическим союзником России в Кавказском регионе. Армения – член Договора о коллективной безопасности, на ее территории размещены российские военные базы.

В отношениях с Азербайджаном у России есть проблемы. Прежде всего это касается всего комплекса вопросов о маршрутах транспортировки каспийской нефти. Существуют также расхождения во мнениях по поводу обеспечения безопасности в регионе, в том числе в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе. Несмотря на эти проблемы, двусторонние отношения между Россией и Азербайджаном в последнее время развиваются. Во многом это оказалось возможным благодаря разумным и прагматическим действиям президента Азербайджана Гейдара Алиева, который был самым опытным из всех политических деятелей на постсоветском пространстве. После смерти Г.Алиева Азербайджан возглавил его сын Ильхам Алиев. Первые шаги нового президента свидетельствуют о том, что он стремится продолжать политический курс своего отца.

В отличие от Алиева, Шеварнадзе, возглавлявший Грузию, не смог выстроить отношенич с Россией. Он пытался вести сложную внешнеполитическую игру, используя внешние факторы для решения внутренних проблем Грузии. Часто в действиях грузинского руководства усматривались антироссийские мотивы, что, конечно, негативно влияло на рос-грузинские отношения. Сменивший в 2004 г. Шеварнадзе Саакашвили придерживается еще более ярко выраженной прозападной и проамериканской ориентации. В начале своего правления Саакашвили наряду с мерами, направленными на борьбу с коррупцией и стимулирование экономических реформ внутри страны, пытался создать видимость сближения с Россией, однако вскоре рос-грузинские отношения вновь стали ухудшаться. При неурегулировании ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии отсутствие должного взаимопонимания между Россией и Грузией может негативно отразиться на стабильности и безопасности всего Южно-Кавказского региона.

Читайте также:  Как измеряют площадь страны

Вопрос 78. Россия и государства Центральной Азии.

Наибольшее значение в этой группе стран с т.з. российских национальных интересов имеет Казахстан. С самого начала эта страна принимала активное участие в интеграционных процессах в рамках СНГ. Именно президент Казахстан Нурсултан Назарбаев был в свое время инициатором создания Евроазиатского экономического сообщества. Отношения с Россией у Казахстана развивались довольно успешно. 25 мая 92г. был подписан российско-казахстанский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который зафиксировал союзнический характер отношений между этими двумя государствами. В марте 94г. было подписано соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур. Президенты России и Казахстана 6 июля 98г. подписали также Декларацию о вечной дружбе, партнерстве и союзничестве, ориентированную на 21 столетие. 12 октября 98г. был подписан Договор об экономическом сотрудничестве сроком на 10 лет. И все же благоприятное развитие российско-казахстанских отношений не является полностью беспроблемным. За последние 10 лет позиции казахской местной правящей элиты укрепились и она теперь не опасается возможности дезинтеграции своего государства. Одновременно укрепилась казахская экономика, базирующаяся на использовании природных богатств и развитии ряда отраслей промышленности, например, горнодобывающей, металлургической.

Другие государства Центрально-Азиатского региона, участвующие в евразийском и других интеграционных проектах, менее самодостаточны и в большей степени нуждаются в помощи и поддержке России. Особенно это касается Таджикистана. Сотрудничество между Россией и этим постсоветским государством развивается прежде всего в сфере обеспечения безопасности. Киргизия заинтересована в тесных связях с Россией не только из соображений экономической целесообразности и военной безопасности, но и из-за того, что славяне по-прежнему составляют значительную часть населения республики. После произошедшей в Киргизии революции новые власти республики заявили о том, что характер киргизско-российских отношений не изменится. В отличие от отношений с вышеупомянутыми Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном отношения России с двумя другими государствами Центрально-Азиатского региона – Узбекистаном и Туркменией – не имеют столь же тесного характера. В условиях независимости Узбекистан избрал особый, отличный от российского, путь развития. Экономический спад здесь был незначительным из всех постсоветских государств, и сегодня эта страна по общему объему ВВП занимает 5 место в СНГ. Но после серии террористических актов на территории Узбекистана его руководство продемонстрировало готовность к более тесному военно-техническому сотрудничеству с Россией. Узбекистан присоединился к Шанхайской организации сотрудничества, включающей в свой состав Россию, Китай, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Схожие политические мотивы дистанцирования от России имела и правящая элита Туркменистана, причем авторитарный характер личной власти президента Сапармурата Ниязова выражен еще более ярко. Что касается экономической основы подобной стратегии, то у туркменского руководства она была еще более мощной. Дело в том, что Туркмения оказалась вторым в мире, после России, государством по объемам запасов природного газа. В отличие от многих других постсоветских республик в Туркмении с самого начала появился устойчивый источник твердой валюты в виде доходов от экспорта газа. Наличие доходов от газа и нефти позволяло обходится без кредитов, что сделало Туркмению единственной из постсоветских государств, не имевшей серьезного внешнего долга. Осознавая высокую степень своей независимости от внешней помощи как с Востока, так и с Запада и Юга, режим Ниязова попытался закрепить свой особый статус в международных делах. Эту цель преследовала акция по приданию Туркмении при помощи ООН статуса постоянно нейтрального государства. Перспектива российко-туркменских отношений такова: дистанцирование Туркмении от России будет продолжаться, несмотря на сделанные в последнее время Ниязовым шаги. Как только появятся реальные альтернативы российскому маршруту транспортировки туркменского газа, так сразу же не будет необходимости в торге с Москвой по газовым проблемам.

Читайте также:  Лучшие страны для проживания русскому

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 959 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Отношения России со странами Закавказья на современном этапе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Вопрос 26. Отношения России со странами Закавказья на современном этапе

К данному региону относятся три страны: Азербайджан, Армения, Грузия. Эти три страны являются бывшими республиками СССР и в настоящее время входят в СНГ. Армения и Азербайджан вошли в СНГ 21 декабря 1991 года, а Грузия присоединилась только в декабре 1993 года. Закавказье представляет собой сложный субрегион, который характеризуется большим противоречием внутри стран. Ситуация вокруг Нагорного Карабаха, очень сложное положение в Грузии (проблема Республики Южная Осетия, Абхазия и Аджария стремятся обрести независимость и выйти из состава Грузии) Президенты: Азербайджан – Эльхам Алиев, Армения — Роберт Кочерян, Грузия – Михаил Саакашвили. Отношения между Россией и республиками Закавказья строятся на основе принципов, утвержденных президентом в 2000 году. Это принципы мирного существования, добрососедства, признания целостности и границ государства, принцип сотрудничества, а также принцип индивуидуального подхода. Со всеми тремя странами заключены двусторонние договоры. Сотрудничество России с этими странами идет на разных скоростях.

После распада СССР дипломатические отношения между Россией и Азербайджаном были установлены 4 апреля 1992 года. Был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между РФ и Азербайджанской республикой в 1997 году. В 2001 году подписана Бакинская декларация РФ и Азербайджанской Республики. Российско – азербайджанское политическое сотрудничество в последнее время заметно активизировалось. Эти страны взаимодействуют по широкому кругу вопросов. Как самостоятельно, так и в рамках Минской группы ОБСЕ. Россия продолжает предпринимать усилия в интересах содействия скорейшему политическому решению проблемы Нагорного Карабаха. Россия выступает за поддержание той схемы урегулирования, которая устроила бы все вовлеченные стороны и готова выступить в качестве гаранта достигнутых договоренностей. Правоохранительные органы Р. и А. вышли на высокий уровень взаимодействия в сферах безопасности и борьбы с терроризмом. В области торгово–экономического сотрудничества удалось в большей степени задействовать потенциал сотрудничества. За десять месяцев 2002 года российско–азербайджанский товарооборот вырос на 70,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Российский экспорт увеличился на 116%. В 2002 году подписан договор между РФ и Азербайджанской Республикой о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. Азербайджанское руководство уделяет внимание проблемам этнических россиян. В среднеобразовательных и высших учебных заведениях сохраняется значительный русский сектор. Россия поставляет Азербайджану станки и оборудование для нефтяной промышленности, и страны сотрудничают в области новых технологий.

Дипломатические отношения с Арменией установлены 3 апреля 1992 года. Взаимодействие России и Армении в политической и военной области развивается особенно динамично и остается главенствующим направлением двусторонних отношений. Активно осуществляются контакты на высшем и других уровнях. Россия и Армения совместно осуществляют охрану армянского участка внешней границы СНГ, в связи с чем в стране дислоцируется российская погрангруппа. В Армении также располагается 102 – ая российская военная база. Армения поддерживает Россию в деле укрепления СНГ. Являясь одним из наиболее активных участников Договора о коллективной безопасности, Армения выступает за наращивание сотрудничества в этой области. Торгово–экономическое сотрудничество отстает от уровня политических отношений. Тем не менее Россия продолжает оставаться ведущим торговым партнером Армении. По объемам прямых инвестиций в экономику Армении Россия занимает первое место. Был подписан российско–армянский договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. Наиболее перспективной сферой российско–армянского сотрудничества остается ТЭК.

Самые сложные отношения складываются с Грузией. Договоры практически не выполняются. Дипломатические отношения были установлены 1 июля 1992 года. Между РФ и Грузией идет политический диалог в рамках Кавказской четверки. Продолжаются российско–грузинские переговоры по военным делам

Источник

Какие позиции укрепляет Россия в Закавказье и почему?

Сегодняшние позиции России в Закавказье можно оценивать только в сравнении с итогами 45-дневной карабахской войны, итоги которой по оценке большинства экспертов, касаются не только проблем взаимоотношений между Азербайджаном и Арменией из-за нагорно-карабахской проблемы, но и изменения баланса сил на стыке Европы и Азии.

До 27 сентября 2020 года – дня начала этой войны, военно-политическая активность Москвы в Закавказье носила несколько приглушенный характер, а в отношении нагорно-карабахского конфликта она не стремилась выходить за формат действий посреднической Минской группы ОБСЕ.

Это происходило на фоне расширяющихся транспортных и энергетических коммуникаций Азербайджана с Турцией через территорию Грузии. При этом порой казалось, что в регионе формируется военно — политический блок Азербайджан-Грузия-Турция с антироссийской направленностью.

В Москве подобная комбинация воспринималась как представляющая потенциальную опасность, учитывая, что Турция является членом блока НАТО и стремления Грузии интегрироваться в этот блок. Такие синдромы стали обостряться после прихода в Армении к власти Никола Пошиняна, правительство которого не скрывало стремления повергнуть ревизии свои отношения с Россией.

В перспективе такой расклад создавал реальные предпосылки для урегулирования нагорно-карабахской проблемы в диалоге исключительно с Западом с участием Азербайджана и Армении через выдавливание России из региона.

В этой связи прогнозы дальнейшего развития событий строились на предположениях активизации политики в Закавказье Турции и Ирана, что если схватка за влияние в этом регионе и разгорится, что она будет происходить в формате исторического треугольника Россия-Турция-Иран, но при фоновой активности Запада.

Опасность подобного рода действительно принималась в расчет, поскольку регион-то крайне взрывоопасный, по максимуму накачанный оружием и взаимными территориальными претензиями расположенных тут стран.

Осторожность Москвы на этом направлении объясняется еще и тем, что администрация президента США Дональда Трампа балансировала на грани войны в отношении Ирана и в случае развязывания американо-иранского конфликта в него неизбежно так или иначе могли быть вовлеченными и страны Закавказья. Это, с одной стороны.

С другой, непросто было вести диалог, искать точки соприкосновения и с Ираном, с государством весьма претенциозным и требующим к себе повышенного внимания и уважения. Существовал и фактор Турции, регионального соперника как Ирана, так и России. В таком геополитическом раскладе действовать было сложно по части привязки своих геополитических интересов.

Но все изменила карабахская война, подготовка к которой проходила открыто. К тому же складываться благоприятная для хода событий межународная конъюктура: сложные президентские выборы в США, отсутствие единства в ЕС и в НАТО, завязка Турции в конфликтные ситуации в Восточном Средиземноморье, уход Ирана в «паузу», в ожидании прихода к власти в Вашингтоне Байдена.

Этим хорошо воспользовался президент Азербайджана Ильхам Алиев, которому удалось получить определенные политические дивиденды при вероятном разрешении карабахской проблемы в том или ином варианте в кооперации с Турцией и с Россией. Необходимо отметить, что подобная позиция в целом не противоречит и вписывается в привычное русло азербайджанской политики в том смысле, что у Азербайджана, в отличие от Грузии, внешняя политика не строилась и не строится на жесткой конфронтационной основе.

Так, с одной стороны Азербайджан довольно часто критиковал российскую политику за «проармянские действия». С другой стороны, несмотря на прозападную ориентацию во внешней политике Азербайджан не является как Грузия столь ревностным приверженцем западного курса и рассматривает Россию, как противовес Западу.

Более того, Азербайджан не хотел бы также быть вовлеченным в «иранскую игру» Запада, в которой ему суждена роль взлетно-посадочной полосы. Так складывающиеся уникальные обстоятельства лишали Москву возможностей упредить начало карабахской войны: вместо дипломатии стал срабатывать силовой сценарий при отсутствии консолидированной позиции Запада.

Теперь итоги 45 дней карабахской войны можно оценивать в различных аспектах.

С одной стороны, эксперты по праву подчеркивают гуманитарную и миротворческую составляющую: защитив армян Нагорного Карабаха от физического уничтожения, Москва показала, что обладает политической волей и военными возможностями для того, чтобы играть свою традиционную роль на Кавказе, — быть гарантом мира и спокойствия в регионе.

С другой стороны, она обозначила возрастание своей роли как мощной военной державы, которая способна принимать жесткие, рискованные, но единственно верные решения. С точки зрения международной политики совершенно очевидно и другое: Москва выиграла очередной раунд геополитического соперничества с Западом и в первую очередь с Соединенными Штатами в Закавказье.

Появление в Нагорном Карабахе российских миротворцев привело к оформлению новой геополитической конфигурации, характеризующейся появлением на геополитической карте Закавказья потенциально нового политического и геополитического фактора в лице Степанакерта.

Более того, появление российских миротворцев легитимизировано карабахским соглашением с участием Азербайджана и Армении, что расширяет правовую базу российского военно-политического присутствия, утвердиться в этом регионе. Но существуют важные нюансы.

Обратимся к первоисточнику – совместному заявлению президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении (так называется соглашение о прекращении карабахской войны). В тексте этого заявления речи об установлении мира не идет, он фиксирует только остановку военного противоборства.

Позиции этого документа « заметно отличается от обновленных Мадридских принципов, много лет служивших своеобразной конституцией переговоров. Так вроде бы образуется « зазор возможностей» для возобновления деятельности МГ ОБСЕ. В то же время, Москва заявляет, что ее миротворцы находятся на международно признанной территории Азербайджана и по факту именно Москва выступает в роли гаранта безопасности армян Нагорного Карабаха. В перспективе нельзя исключать, что армянам Нагорного Карабаха будет предоставлена возможность и для получения российского гражданства.

В тоже время президент Алиев уточняет, что «карабахский конфликт исчерпан». Отсюда логично вытекает возможность перехода к двухсторонних соглашениям Москва-Баку о пребывании в Нагорном Карабахе российских миротворцев, включая, возможно, промежуточный статус Степанакерта, плюс к этому и появление соглашения между Азербайджаном и Армении о прекращении состояния войны или о коммуникационном коридоре между Арменией и Нагорным Карабахом. Теоретически этому ничего не препятствует.

Если будет запущен в действие такой сценарий, то надобность в деятельности МГ ОБСЕ в ее прежнем формате отпадает в силу появления новых факторов урегулирования. Так открывается новый набор проблем и вопросов, а США и Франция, прежде всего, как сопредседатели МГ ОБСЕ исчезают из закавказского политического пейзажа.

Во-вторых, сложившийся российско-турецко-азербайджанский альянс. Это та самая ситуация, когда говорят, что слов из песни не выбросишь. Анкара неоднократно заявляла, что турецко-азербайджанское братство продолжает развиваться по логике: одна нация – два государства. На деле этот лозунг воспринимается как намерение Анкары втянуть в орбиту своего политического и военного влияния Баку и другие тюркоязычные, мусульманские и все другие, ранее входившие в состав Османской империи, государства.

В то же время Россия получает возможность «расстроить такой ансамбль», продолжая « завязывать» Баку на дальнейших решениях нагорно-карабахского конфликта с учетом определения его статуса. Подорваны позиции и главного геополитического союзника США на Южном Кавказе — Грузии.

В этой связи многие германские эксперты предсказывали, что «после ухода из политики Ангелы Меркель, которая всегда выступала за то, чтобы «не злить» Москву, НАТО вполне способна предложить Грузии Membership Action Plan — план подготовки к членству в альянсе.

Напомним, что Тбилиси еще несколько лет назад уведомил НАТО: в договоре о вступлении Грузия готова специально оговорить, что зона ответственности альянса не будет распространяться на территорию Абхазии и Южной Осетии. Теперь на Тбилиси могут оказывать давление по- разному со стороны альянса Москва-Анкара-Баку.

В данном случае больше просматривается сценарий, на котором стратегические задачи и идеалы неоосманизма завязаны с турецким «Национальным обетом», предусматривающим постепенную исламизацию Грузии. Турецкая экономика плохо приспособлена для реализации внешнеполитических амбиций, Турция пока не имеет собственных месторождений нефти и газа.

В этих условиях поставки энергоносителей из Азербайджана приобретают жизненно важное значение, а для их обеспечения или контроля территория Грузия является ключевой.

Но пока «общая конфигурация и геополитический расклад внутренних и внешних акторов в регионе создает в Закавказье следующую картину: проигравшая войну Армения с туманными горизонтами по сохранению режима премьер-министра Никола Пашиняна, политически нестабильная Грузия, победивший Азербайджан, усиливающийся фактор Турции.

Что касается России, то отправляя миротворческие силы на нагорно-карабахскую часть территории Азербайджана, Россия получает постоянное военное присутствие в регионе, получает рычаг влияния на Азербайджан, но и на Армению тоже — охраняя оставшуюся (вне контроля Баку) часть Нагорного Карабаха.

Еще один элемент российского успеха – это тот пункт соглашения о перемирии, который предусматривает создание коридора между западными районами Азербайджана и Нахичеванью. Ведь, согласно договоренностям, в случае создания этот коридор должен контролироваться погранслужбой ФСБ. Благодаря контролю над ним Россия усиливает свое влияние в Азербайджане, а кроме этого – и в Турции.

В то же время Турция не является стороной в соглашении о прекращении огня в Нагорном Карабахе, хотя бы очень хотела ввести в регион собственных миротворцев. Она с самого начала стремилась стать участником миротворческого механизма, чтобы переговоры шли по схеме «два плюс два»: Армения и Россия, с одной стороны, а Азербайджан и Турция, с другой. Но из этого ничего не вышло.

В плане прогноза дальнейшего развития ситуации необходимо признать, что после проведенной миротворческой операции России необходимо продолжить свои миротворческие усилия и закрепить полученный результат в регионе.

Надо еще раз подчеркнуть, что Нагорный Карабах был особенным конфликтом, уникальным, который нельзя сравнивать с другими конфликтами на постсоветском пространстве, но выявленная большая стратегия России может быть направленной на расширение и усиление ее влияния на постсоветском пространстве.

Таким образом, в результате пятидневной войны произошло существенное укрепление геополитических позиций России на Южном Кавказе. Москва восстановила свое прежнее внешнеполитическое положение начала 1990-х годов, наверстав упущенное за последние 18 лет и вернув себе роль лидера в решении южнокавказских проблем.

НАТО, несмотря на членство Турции, вряд ли захочет вешать на себя новые проблемы, которые, скорее всего, приведут к ухудшению отношений и с Москвой, Баку и Анкарой. Хотя участники блока и продолжают критиковать действия Азербайджана, Турции и России в Закавказье.

Но самое главное, на наш взгляд, в том, что после разблокирования коммуникационных коридоров межу Азербайджаном и Арменией начнется резкое снижение грузинских транспортно-коммуникационных возможностей в плане доставки энергоресурсов из Каспия на Запад.

Интерес к использованию транспортно-коммуникационных возможностей Грузии страны Запада начали проявлять сразу после распада СССР, когда Грузия оказалась единственной республикой, транзитом через которую Европа могла получить транспортный коридор из стран Южного Кавказа и Центральной Азии «в обход России».

Поэтому ключевым участником финансируемого Евросоюзом транспортного проекта ТРАСЕКА стала Грузия, через территорию которой проходят основные железнодорожные, автомобильные и морские магистрали, связывающие страны Черноморско-Каспийского региона с Европой.

А что будет теперь? Об укреплении внешнеполитических позиций Москвы в Закавказье свидетельствует также и процесс определенной интеграции в российско-турецких отношениях, отчетливо наметившийся после 45-дненой войны. Это обстоятельство было сразу же подмечено американскими наблюдателями, указавшими на то, что «после войны начался процесс геополитической переориентации Турции с Запада на Восток и в частности на Россию».

Сохраняются и конструктивные отношения с Ираном, сближение с которым в ближайшее не ограничится только рамками политических деклараций. Негласно поддерживая ранее Армению, Иран старался уравновесить турецкие влияния, но одновременно руководствовался внутриполитическими мотивами. Азербайджанцы – это в иранском государстве самое многочисленное этническое меньшинство и влиятельная в экономическом и культурном плане группа. Азербайджанские корни имеет аятолла Али Хаменеи.

При этом нельзя обойти вниманием и инициативу Турции создать так называемый кавказский пакт с своим участием, с участием Ирана, Азербайджана и Грузии. Такая «общая конфигурация и геополитический расклад внутренних и внешних акторов в регионе напоминает ситуацию на Кавказе в начале 1990-х гг.: ослабленная и политически нестабильная Грузия, находящийся в смятении Азербайджан и пытающаяся найти свое место в новой ситуации Армения, при значительно повысившейся роли России».

В плане прогноза дальнейшего развития ситуации необходимо признать, что после проведенной миротворческой операции России необходимо продолжить свои миротворческие усилия и закрепить полученный результат в регионе.

И в этом плане следует согласиться с мнением ведущих экспертов о том, что «Если Россия проявит последовательность, она не позволит войти в регион вооруженным силам третьих стран и побудит Запад признать все юридические и исторические аргументы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта как основу для поиска дальнейшего решения статуса Нагорного Карабаха мирным путем в сторону обеспечению региональной безопасности без участия западных внешних игроков.

В этой связи польское издание Dziennik Gazeta Prawna следующим образом диагностирует ситуацию:

«Исход карабахской войны стал полным провалом Запада и его идей в Закавказье. Стоящие на прозападных позициях грузины или армяне воспринимают это как использование двойных стандартов, а также несоответствие заявлений и декларируемых ценностей реальным политическим действиям.

Для армян, многие из которых последние несколько лет мечтали укрепить отношения с Западом, эта война стала жестоким напоминанием о том, что Россия играет ключевую роль в обеспечении безопасности их страны. Поскольку главный союзник Азербайджана Турция многим армянам кажется экзистенциальной угрозой, армянам пришлось вернуться «к своей стандартной позиции – к рефлекторному восприятию России как своей спасительницы»».

Исход войны неблагоприятен как для США, так и для ЕС. Соглашение между Россией и Турцией означает для американцев ограничение их влияний в регионе, а для европейцев — утрату одной или даже двух (Грузия и Армения) демократических республик с прозападными устремлениями.

В проигрыше оказывается также Североатлантический Альянс, ведь один из его членов принимал участие в конфликте. Отсутствие реакции стало свидетельством слабости натовских структур, отсутствия сильных лидеров и четкой программы. Сильное «вмешательство» в карабахский конфликт не только способствовало укреплению авторитета России в Армении и Азербайджане, регионах Евразии и даже в мире, но и приобрело реальное геостратегическое значение.

Ситуация в Закавказье пришла в состояние необычного динамического развития. Что дальше? Судьба части Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов, которые по прошествии шести недель боев взял под свой контроль Азербайджан, решена.

Соглашение Россия-Азербайджан-Армения — это не мирный договор, а лишь перемирие. По будущему статусу карабахского анклава предстоят еще переговоры, хотя президент Азербайджана Ильхам Алиев заявляет, что «конфликт завершен». Переломных моментов стоит ждать и во внутриполитической жизни Армении. Так что Карабах снова надолго остается во внешнеполитичекой повестке России.

Источник

Оцените статью