Страны западной европы конспект история

Конспект урока на тему страны западной и центральной Европы

Тема: Страны Западной и Центральной Европы

Тип урока : комбинированный

Цель: учащиеся должны иметь представление об экономическом и политическом развитии стран Западной и Центральной Европы в середине XIX –конце XIX века.

Раскрыть особенности стран Германии, Франции и Австро-Венгрии, через сам работу с текстом учебника.

Продолжить формировать умения составлять синквейн.

Учиться работать в группе, распределять обязанности в группе.

Орг. момент . ( Положительный настрой на урок, проверка принадлежностей)

Проверка домашнего задания

Задание на оценку «3» — Вставить пропущенные слова, даты.

Гражданская война в США началась в …..

Война шла между …. И …..

Война закончилась в …. победой ……

На оценку «4,5» + карточки с вопросами. (Приложение 1)

Подготовка к изучению нового материала

Класс делится на 3 группы.

Учитель раздает разрезанные картинки, из которых нужно собрать 3 целых. На картинках изображены флаги трех стран Германии, Франции и Австро-Венгрии. Каждая группа получила свой флаг.

Учитель: Знаете ли Вы, каким странам принадлежат эти флаги? Сегодня на уроке мы глубже познакомимся с этими странами. Работать мы будем по группам.

Задание группам: 1. Составить синквейн.

2. Дать краткую характеристику страны:

Экономическое развитие страны

Политическое развитие государства

Провозглашенная республика утверждена большинством в 1 голос. (Франция)

Возникла двуединая монархия. ( Австро-Венгрия)

Империя представляла собой союз 22 монархий и 3 вольных города. (Германия)

В стране прошла компания под названием «Культуркампф» (Германия)

В предыдущих войнах потеряла Эльзас и Лотарингию. (Франция)

Изначально была империей Габсбургов. ( Австро-Венгрия)

Император – кайзер, парламент – рейхстаг. ( Германия)

Взаимопроверка. (Учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга)

Я — как я работал?

Мы — как группа работала?

Дело — Что нового узнал?

Домашнее задание: параграф, понятия: экстремисты, протекционизм.

Проверка домашнего задания

Учащиеся определяются, на какую оценку они будут работать

Работа в группе

Подготовка к изучению нового материала

Деление на группы

Каким странам принадлежат эти флаги?

Самостоятельная работа с новым материалом, Оценка своей деятельности.

Номер материала: ДБ-941356

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока «Западная Европа»

Тема: «Западная Европа в IX – XI вв.»

Образовательная: познакомить учащихся с событиями, происходившими в период 9 – 11 веков в Европе. Процессами, образования государств, причинами установления в них того или иного строя.

Развивающая: способствовать развитию логического и абстрактного мышления, навыков коммуникации, работы с картой.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к историческим событиям. Способности проводить исторические параллели прошлого с настоящим.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: видеоурок и тест по теме: «Западная Европа в IX – XI вв.». Учебник «История Средних Веков для 6 класса», Агибалова Е.В., Донской Г.М., 2006.

Приветствие с учащимися, запись необходимых отметок в документах. Сообщение темы занятия: «Западная Европа в IX – XI вв.».

2. Введение в новый материал

Сегодняшнее занятие посвящено периоду 9 – 11 веков. Мы познакомимся с государствами Европы того периода, узнаем об их истории. Рассмотрим образ жизни различных народов, населявших эти страны.

Проверка домашнего задания

Преподаватель проводит опрос домашнего задания (использует тест «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»).

Кто такие франки?

Каким образом образовалась империя Карла Великого?

В чём были её особенности?

Какие преобразования были совершены Карлом Великим?

Охарактеризуйте период Каролингского возрождения.

Почему империя Карла Великого распалась?

Изложение нового материала

Преподаватель предлагает учащимся вспомнить:

Какими были условия и итоги Верденского договора?

Какие государства образовались в ходе раздела империи Карла Великого?

После раздела в 843 году империи Карла Великого в Западной Европе образовалось несколько независимых государств – это Франция, Германия и Италия. Так же значимое место занимало такое государство как Англия. Значительную роль в истории того периода сыграли норманны.

Династия, правившая во Франции, получила название Каролинги (по имени её основателя – Карла Великого). Но постепенно, власть её королей существенно ослабла. И в конце 10 века крупные феодалы Франции избрали новым королём богатого и влиятельного графа Парижского – Гуго Капета.

С тех пор до конца 18 века королевский трон оставался в руках новой династии – Капетингов.

Какое положение занимал король Франции в среде других феодалов?

Какими правами обладали феодалы в своих владениях?

Почему сложилась такая ситуация?

Французское королевство состояло из 14 крупных феодальных владений. Многие феодалы имели больше земли, чем сам король. Герцоги и графы считали короля первым среди равных, но не всегда подчинялись его приказам.

Владения короля называлось домен, другие же земли страны ему не принадлежали. Поэтому король не имел власти над всей страной. Он не издавал общих законов, не мог собирать налоги со всего населения. У короля не было постоянного войска и чиновников для управления страной. Его военные силы состояли из вассалов, получавших феоды в его владении, а управлял он при помощи своих придворных.

Вспомните, кто такие кочевники? Какую опасность они представляли для земледельческих народов?

Как на ваш взгляд противостояние с кочевниками отразилось на характере королевской власти в Германии?

Другая картина сложилась в Германии. Здесь власть короля была сильней, чем во Франции. Основная причина – защита от внешних врагов. На германские земли очень часто нападали мадьяры (венгры).

В 955 году немецкие и чешские войска разгромили венгров. Вскоре их вторжения прекратились, и они стали переходить к оседлой жизни. Около 1000 года венгры приняли христианство. В Европе образовалось новое государство – королевство Венгрия.

Вспомните, какие преимущества давал правителю титул императора?

В 962 году, германский король Оттон 1 совершил поход на Рим, где Папа Римский провозгласил его императором. Так появилось еще одно государство – Священная Римская империя.

Но оно не было достаточно прочным. Император желал, чтобы его считали главой всех правителей Европы. Но его реальная власть была ограниченной. Даже германские герцоги постепенно добились независимости от него.

Население Италии так же не прекращало борьбы с захватчиками. Поэтому, каждому новому германскому королю, приходилось совершать поход в Рим и покорять Италию, чтобы подтвердить свой статус императора. В свою очередь Италия оставалась раздробленной.

Как вы считаете, какие последствия для стран Западной Европы несла феодальная раздробленность?

Германия, Италия и Франция в 9 – 11 веках не были едиными государствами. Они состояли из отдельных самостоятельных территорий: герцогств, графств, баронств, каждое из которых имело свой главный город, правителя, флаг и герб.

Феодальная раздробленность в этих странах существовала на протяжении всего Средневековья.

Какие племена населяли Англию в период Римской империи? Великого переселения народов?

Первоначально территорию Англии населяли племена бриттов. Но после ухода с острова римских войск, на них стали нападать с континента племена германцев – англов и саксов. Сопротивление бриттов продолжалось около двух столетий и завершилось поражением.

Со временем племена англов и саксов образовали на территории Британии семь королевств, которые постоянно враждовали между собой.

Но была и внешняя угроза. Выходцы из Скандинавии массово селились в Англии. А датчанам, удалось захватить значительную часть Англии вместе с Лондоном.

Положение страны стало отчаянным. Борьбу англосаксов против датчан возглавил король Альфред, которого позже назвали Великий. В упорной борьбе он остановил натиск датчан. При преемниках Альфреда англосаксы подчинили себе местных датчан, и Англия объединилась в единое государство.

Что вам известно о викингах?

С 8 века в Западной Европе появляется ещё одна значимая сторона – норманны. Около двух с половиной веков они совершали нападения на Британию и другие страны Европы. Норманны в основном населяли Скандинавский и Ютландский полуострова.

Посмотрите на карту, как вы считаете, могло ли географическое положение Скандинавии быть причиной начала походов викингов в Западную Европу? Объясните свою точку зрения.

Скандинавия была малопригодной для земледелия. Им занимались только в долинах рек. На горных пастбищах разводили скот. Жители прибрежной полосы ловили рыбу. Скандинавия не могла прокормить большое количество людей.

Поэтому многие скандинавы покидали родину. Они отправлялись в морские походы ради захвата добычи или плодородных земель. Сами скандинавы участников походов называли викингами. Викинги выступали и как грабители, и как торговцы добычей, одновременно как завоеватели или мирные переселенцы.

Нападения норманнов застали жителей Европы врасплох. Появляясь из ниоткуда и туда же исчезая, они наводили ужас на население Европы.

Норманны были великолепными мореходами и воинами. Но успехи их были вызваны слабостью стран Европы, раздираемых междоусобными войнами и взаимной борьбой.

В 9 – 11 веках у норманнов образовались свои королевства. Это Дания, Швеция и Норвегия.

После того как в Дании укрепилась королевская власть, в Англию были направлены войска. Английские короли были вынуждены еще долгие годы платить норманнам дань.

В начале 10 века отряду норманнов удалось закрепиться на севере Франции. Занятая ими территория стала называться Нормандия.

Предводители норманнов, завоевали южную часть Италии и Сицилию, объединив их в единое Сицилийское королевство.

Норманны, со временем, оседали на новых землях, прекращали грабежи и превращались в мирных людей. Воины-норманны приняли христианскую веру и смешались с местными жителями.

С 11 века походы норманнов в другие страны прекратились: европейские государства уже могли дать им отпор.

5. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагается ответить на вопросы по изученному материалу:

Какие государства, и по каким причинам образовались в Европе в 9 – 11 веках?

Какие особенности были в образовании каждого из них?

Кто такие викинги и почему их боялись все европейцы?

Какова их дальнейшая судьба?

Чем объясняются успехи викингов в 9 – 11 веках и слабость европейцев?

6. Итоговое обобщение. Домашнее задание

Итогом событий 9 – 11 веков для Европы стало закрепление во Франции феодальной раздробленности и приход к власти династии Капетингов.

Укрепление королевской власти в Германии, коронация Оттона 1 императорской короной и создание Священной Римской Империи. Образование на острове Британия королевства Англия. Прекращение набегов норманнов и мадьяр.

Создание в Скандинавии, Франции и Италии норманнских государств: Швеции, Дании, Норвегии, Нормандии, Сицилийского королевства.

Преподаватель задает домашнее задание в соответствии с изученным материалом.

Источник

Конспект урока по теме «Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества».
план-конспект урока по истории (8 класс)

«Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества», 8 класс

Скачать:

Вложение Размер
urok_1.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8а Предмет: Всеобщая история Составитель: Захарова В.В.

Тема урока: «Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества».

Определить особенности периода модернизации и индустриализации, последствия объединения европейских государств;

Оценивать результаты деятельности исторических личностей в данную эпоху;

Давать определения изученных понятий;

Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

Делать выводы на основании конкретных фактов.

Дать оценку деятельности исторических личностей второй половины XIX века., нравственным ценностям, которыми они руководствовались;

Выразить свое отношение к новой картине мира.

Дидактические материалы: учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1800- 1900». 8 класс. /А.Я. Юдовская, 2014; конспект урока, презентация.

Приветствие. Проверка готовности, отметить отсутствующих.

Ответное приветствие, проверка тетрадей, учебников.

Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества.

1.Германская империя: борьба за «место под солнцем».

2.Великобритания: конец Викторианской эпохи.

3.Франция: третья республика

Запись на доске пана урока.

Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества.

1.Германская империя: борьба за «место под солнцем».

Во время франко-германской войны завершилось объединение Германии. 18 января 1871 года была провозглашена империя. Сбылось то, чего так добивался Бисмарк.

В ходе урока мы рассмотрим политическое устройство и экономику Германии, её внутреннюю и внешнюю политику.

Начнём с политического устройства Германской империи.

Две трети территории империи занимала Пруссия, поэтому она стала играть главную роль в жизни нового государства.

В 1871 году была принята конституция, которая и определила устройство и управление империей.

В её состав входили 22 монархических государства и три вольных города – Любек, Гамбург и Бремен. В каждом из государств сохранялись собственные ландтаги – местные парламенты.

Во главе Германии находился император, которого избирали из династии Гогенцо̀ллернов, правящей в Пруссии. Его власть была практически неограниченной.

Император возглавлял вооружённые силы, занимался решением вопросов войны и мира, назначал и смещал рейхсканцлера, утверждал законопроекты, созывал и распускал рейхстаг.

Следующим в системе управления был рейхск̀анцлер. Он был общеимперским министром, ответственным только перед императором. Все ведомства государства находились у него в подчинении. Занимался вопросами внутренней и внешней политики.

Общеимперским парламентом был рейхста̀г. Он состоял из двух палат. В верхнюю палату, или Союзный совет, депутатов назначал сам император и представители государств империи. А в нижнюю палату депутаты избирались. Права голоса на выборах были лишены женщины, мужчины, которым ещё не исполнилось 25 лет, военные и нищие. Функции рейхстага были следующими:

-обсуждение проектов законов, которые потом утверждались императором;

-принятие бюджета империи.

Срок работы рейхстага ограничивался пятью годами.

Первым императором Германской империи стал Вильгельм I. Однако на тот момент, главную роль в государстве играл канцлер Отто фон Бисмарк, получивший прозвище «железный». Именно он определял направление политического развития.

Целью Бисмарка было укрепление позиций земельной аристократии.

Давайте узнаем, что изменилось в экономике Германии.

Вспомните, ещё в начале XIX века Германия была аграрной страной со слабо развитой промышленностью. Но уже в 1870-е годы наблюдался резкий подъем экономики. Разберёмся, как это произошло.

С образованием империи появился единый внутренний рынок. Больше не существовало таможенных пошлин, товары свободно перемещались по территории Германии.

После франко-германской войны Германия получила от Франции большую контрибуцию. Эти деньги были направлены на развитие производства. С завоёванных территорий вывозилось оборудование, необходимое для фабрик и заводов.

Также, после войны Германия получила французские Эльзас и Лотарингию, на территории которых были большие залежи железной руды. Много полезных ископаемых было в Рейнской области и Саарском бассейне. А настоящим индустриальным центром Германии стала Ру̀рская область.

Милитаристская традиция в экономике, типичные немецкие черты характера, развитие монополистического капитализма, развитие банковского сектора, улучшение качества товаров на экспорт, значительная «дешевизна» товаров по сравнению английскими, обезземеливание крестьян (многие уходили в города).

Введение законодательства, защищающего права рабочих:

— страхование рабочих на случай болезни;

— страхование на случай старости;

— в случае увечья, неспособности к труду;

— выплата пенсий с 70 лет за счет государства.

В 1879 году было заключено союзное соглашение с Австро-Венгрией, соперником России на Балканском полуострове. В 1882 году к этому союзу присоединилась Италия, соперничавшая с Францией из-за Тунѝса. Таким образом, сложился Тройственный союз, которому предстоит ещё сыграть важную роль в мировой истории.

Бисмарк мало внимания уделял колониальной политике, поэтому после его отставки Германия приступила к созданию колоний.

18 января 1871 года была провозглашена Германская империя.

Главную роль в государстве играли император и рейхсканцлер.

1870-е годы стали для Германии временем экономического и промышленного роста.

Основными направлениями внутренней политики Бисмарка стали культуркампф, борьба с социализмом и милитаризация.

В 1882 году сложился Тройственный союз.

При Вильгельме II Германия вела активные колониальные захваты.

2.Великобритания: конец Викторианской эпохи.

К середине XIX века Великобритания стала самым могущественным государством в Европе. Она опережала другие страны по уровню экономического развития и количеству колоний. Однако это не могло продолжаться долго. Вскоре Великобританию стали догонять Германия и США. Поэтому она сосредоточила своё внимание на колониях.

Наблюдалось замедление роста промышленности. Это объяснялось тем, что из страны вывозился капитал. Предприниматели предпочитали вкладывать деньги туда, где сырье и рабочая сила были дешевле. Их больше интересовала собственная прибыль, нежели экономические интересы Великобритании.

Британский консерватизм, Англия сохранила беспошлинный ввоз иностранной продукции. Английские фермеры не могли составить конкуренцию дешёвому продовольствию, которое привозили из колоний и из США. Все меньшее количество людей было задействовано в сельском хозяйстве, многие уезжали в города, чтобы попытаться заработать там.

Спад экономики Англии привёл к тому, что начало ухудшаться положение неквалифицированных рабочих. Им все сложнее было найти себе работу, оплата их труда снижалась. Стали появляться новые тред-юнионы, объединявшие таких работников.

Политика: В 1867 году была проведена Вторая избирательная реформа, 1885 год- Третья избирательная реформа. В 1900 году создан Комитет рабочего представительства, целью которого стало избрание в парламент представителей от рабочих.

Внешняя политика: По стране распространялись империалистические настроения, велась пропаганда колониальных захватов. В конце XIX века зародилось такое течение как джингоѝзм – это проявление чрезмерного и неразумного патриотизма у британцев. Количество колоний Англии росло.

Уже в 1830-е годы Великобритания имела свои торговые пункты в Африке. Это были Сьѐрра-Лео̀не, Га̀мбия и Золотой Берег. Оттуда было удобно отправлять разведывательные экспедиции вглубь континента.

В 1855 году Дэвид Лѝвингстон, миссионер в Африке, первым увидел огромный водопад, который местные называли «Грохочущая вода». Он дал ему новое название – «Виктория», в честь королевы. В 1858 году Джон Хѐннинг Спик обнаружил озеро у истоков Нила и также назвал его Виктория. В 1875 году Дизраэли удалось выкупить египетские акции Суэцкого канала. В 1882 году британцы спровоцировали восстание среди патриотов Египта. Это стало поводом к началу войны, в результате которой британцам удалось оккупировать Египет и установить там свой протекторат на целых 40 лет. В конце века ещё больше усилились колониальные захваты в Африке. Появились следующие колонии – Бѝрма, Нигѐрия, Кѐния, Сомалѝ, Танганьѝка, Суда̀н, Уга̀нда, Ната̀ль, Басу̀толенд, Ка̀пская колония.

В конце XIX века экономическое могущество Великобритании стало ослабевать.

В 1860-е годы партии вигов и тори были переименованы в либеральную и консервативную партии.

В 1906 году создана Лейбористская партия.

В конце XIX века в Великобритании появилось новое течение – джингоизм.

Нерешённым оставался Ирландский вопрос.

3.Франция: третья республика.

Рост промышленности Франции тормозился нехваткой собственного сырья, угля, технического оборудования. В основном Франция производила товары лёгкой промышленности, предметы роскоши, имевшие ограниченный спрос. Также рост промышленности сдерживался низкой покупательной способностью населения. Их производительность была крайне мала. Поэтому крестьяне не могли себе позволить покупку сельскохозяйственных машин и удобрений. Зачастую и на другие промышленные товары средств у них не было.

По этой причине Франция находилась на одном из последних мест по урожайности зерновых в Европе.

В конце XIX века Франция оставалась аграрно-индустриальной державой. Гораздо большую прибыль по сравнению с промышленностью, приносил вывоз капиталов. Деньги шли в страны, где цены на землю оставались невысокими, сырьё – дешёвым, заработная плата – низкой.

Конституция 1875 года окончательно утвердила во Франции республиканский строй.

В конце 1870-х годов в стране начался период реформ. Был принят закон «О свободе печати и собраний». Появились сотни изданий, отражавшие взгляды всех политических партий. Перестал действовать запрет на политическую агитацию.

В 1884 году был принят закон, разрешавший свободную деятельность рабочих союзов и забастовки.

Муниципальным советам возвращалось право избирать мэров (ранее на эту должность назначался чиновник из центра).

В 1879 году гимном республики вновь стала революционная «Марсѐльеза». В 1880 – 14 июля (День взятия Бастѝлии) был объявлен национальным праздником.

В 1880-е годы во Франции были приняты «школьные законы».

Согласно им, школа отделялась от церкви и образование становилось светским. Вводились государственные программы обучения.

Важной особенностью политической жизни Франции являлась многопартийность. В 1902 году к власти пришли радикалы. Так называли партию республиканцев, ставшую самым крупным политическим игроком в стране.

Видной фигурой в радикальной партии был политик и журналист Жорж Клемансо̀. В 1906 году он стал премьер-министром Франции.

Стараниями его правительства во Франции были введены:

пенсии для рабочих;

Своими действиями радикалы укрепили режим Третьей республики.

Однако у политической жизни Франции была и тёмная сторона. Она заключалась в коррупции государственного аппарата.

С конца 1870-х годов главной задачей внешней политики Франции стало освоение старых колоний и захват новых.

За это время Франция полностью подчинила Алжѝр. В 1883 году колонией был объявлен Тунѝс. Французским войскам понадобилось на это два года.

1896 году колонией Франции стал Мадагаска̀р. Хотя на этот остров французы вторглись ещё в 1883 году.

К началу XX века Франция захватила огромные территории в западной и экваториальной Африке.

В 1911 году был установлен французский протекторат над Маро̀кко. Следует отметить, что этому предшествовало крайнее обострение международных отношений. Оно накалило и без того непростую ситуацию в Европе.

К началу XX века в Юго-Восточной Азии Франция подчинила Вьетна̀м, Лао̀с, Камбо̀джу. Была создана обширная колония Французский Индокита̀й.

«Права» на эти ранее зависимые от Китая земли, Франция получила после победы в франко-китайской войне 1884–1885 годов.

Так была создана Французская колониальная империя. В ней проживало свыше 50 млн человек. Её площадь составляла около 9 миллионов квадратных километров.

Захваченные земли позволяли французским колонизаторам извлекать огромные прибыли. В то же время создание колониальной империи породило острые противоречия с Великобританией и Германией.

Таким образом, Франция в конце XIX века оставалась аграрно-индустриальной страной. Особенностью экономики страны был масштабный вывоз капитала.

С конца 1870-х годов во Франции был принят ряд важных демократических законов. Они укрепили режим Третьей Республики.

В то же время пятном на репутацию страны легли «Панамский скандал» и «Дело Дрейфуса».

В 1890-е годы во Франции росла популярность идей социализма, развивалось движения протеста. Вместе с тем множились идеи реваншизма.

В начале XX века Франция владела обширными колониями. По площади Французская колониальная империя была второй после Британской.

Запись в тетради плана урока.

Знакомятся с картой Германской империи.

1871 г. – принятие конституции

Записываем схему политического устройства из презентации, записываем термины рейхканцлер, рейхстаг.

Источник

Читайте также:  Страны северного союза 1699
Оцените статью