Страны западной европы конца 20 века начало 21 века

Страны Западной Европы в конце XX-начале XXI века

1). В 1990г. новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании стал Джон Мейджор. Он практически не изменил экономической программы М. Тэтчер, поэтому впервой половине 90-х гг. продолжалось развитие частного предпринимательства, государство финансировало наукоемкие производства, мелкий и средний бизнес. В 1992г. Мейджор во второй раз стал премьер-министром.

Всего через 5 месяцев после начала второго срока премьерства Мейджора разразился финансовый кризис, вошедший в историю как «Чёрная среда». Кризис был спровоцирован валютными спекулянтами (самым известным из которых был Джордж Сорос). После этого британская экономика восстанавливалась довольно быстрыми темпами. Так, стабильно рос валовой внутренний продукт, и сокращалась безработица. Если в первом квартале 1993г. ВВП составлял 2,5%, то в первом квартале 1994г. — 4%; уровень безработицы в первом квартале 1993г. равнялся 10,5%, в первом квартале 1994г. — 9,9%, а в четвертом квартале1994г. — 8,9%.

Кабинет Мейджора играл одну из ключевых ролей в войне в Персидском заливе. В частности, именно он убедил президента Джорджа Буша-старшего объявить территорию иракского Курдистана запретной зоной для полетов иракской авиации. Это помогло защитить курдов и мусульман-шиитов от преследований со стороны режима Саддама Хусейна.

В мае 1997г. на досрочных парламентских выборах победу одержала Лейбористская партия. Новое правительство сформировал самый молодой премьер-министр страны в ХХ веке Тони Блэр. Его правительство в течение 1997–2001 гг. проводило курс на развитие рыночной экономики и многообразие форм собственности. Серьезных успехов оно добилось в социально-экономической сфере. Самым главным из них стало то, что впервые страна избежала экономического кризиса. Кроме того, в Британии были зафиксированы самый низкий за 30 лет уровень инфляции и самый низкий за 16 лет процент безработных. Был заметен прогресс в здравоохранении и образовании: удалось оказать бесплатную медицинскую помощь 3,5 млн. малоимущих британцев. Заметно вырос уровень образованности британской молодежи – заработала программа расширения сети бесплатных школ.

Читайте также:  Зарубежная азия модели социально экономического развития азиатских стран

Блэр провёл конституционную реформу. Одним из направлений реформы явилось предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу, а также основным регионам самой Англии. Эффективная политика Т. Блэра привела к победе лейбористов на очередных парламентских выборах в июне 2001г. и в мае 2005г.

Внешняя политика Тони Блэра заключались в стремлении повысить роль Великобритании как в европейских, так и в мировых делах. Поддерживались торгово-экономические отношения с Германией, Францией, Италией, Нидерландами. Последовательно укреплялись стратегические отношения с США. Так, Лондон полностью поддерживал своего главного союзника в действиях, направленных против режима Саддама Хусейна в Ираке. Важное значение Великобритания придавала развитию отношений с Японией, Китаем, Южной Кореей и Россией. Так, Т. Блэр регулярно встречался с президентом В. Путиным.

27 июня 2007г. Блэр досрочно ушёл с поста премьера, уступив его Гордону Брауну. Первым серьёзным испытанием для правительства стал начавшийся в сентябре 2007г. кризис банка Northern Rock. Банк Англии был вынужден пойти на беспрецедентные финансовые вливания в размере 25 миллиардов фунтов стерлингов, которые в итоге так и не смогли удержать Northern Rock на плаву, и в феврале 2008 он был национализирован.

Осенью 2008г., в условиях развития мирового экономического кризиса, правительство Брауна предприняло действия, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса. Это получило одобрение как в Британии, так и у руководства других стран.

В 2010г. Браун объявил о своём уходе с постов главы правительства и лидера Лейбористской партии и подал Королеве прошение об отставке с поста премьер-министра. В тот же вечер предложение Королевы о формировании правительства получил Дэвид Кэмерон.

2). Радикальные перемены в Восточной Европе и объединение Германии заставили Францию сделать ставку на сближение с СССР в качестве основного партнера. Французский президент социалист Франсуа Миттеран (1981-1995) неоднократно посещал Москву, а в августе 1991г. дважды выступил с осуждением попыток государственного переворота в СССР. В феврале 1992г. состоялся первый визит российского президента в Париж, в ходе которого был подписан Договор между Россией и Францией, положивший начало новому типу взаимоотношений между двумя странами.

В мае 1995г. во втором туре президентских выборов во Франции победу одержал мэр Парижа лидер правых Жак Ширак (1995-2007). С первых же дней своего правления он объявил о проведении восьми ядерных взрывов на атолле Муруроа в Тихом океане в рамках французской ядерной программы, что вызвало бурю возмущения во всем мире. Несмотря на многочисленные протесты, Ж. Ширак завершил программу ядерных испытаний и приступил к внутриполитическим реформам. Он укрепил государственную поддержку производителей промышленной продукции и вскоре вывел Францию на первое место в мире по уровню государственной помощи в области экспорта. Для этого предприятиям были предоставлены льготные кредиты, создана эффективная система государственного страхования торговых сделок, проведены многочисленные выставки готовой продукции и т.д. Кроме того, по инициативе президента в сентябре 2000г. во Франции был проведён референдум по вопросу о реформе президентского аппарата и переходе на 5-летний срок правления. Большинство французов (73%) поддержало президентскую инициативу и высказалось за отказ от 7-летнего президентского срока, существовавшего с самого начала Пятой республики.

Ж. Ширак продолжил сотрудничество с Россией, однако в конце 90-х гг. российско-французские отношения заметно ухудшились в связи с событиями на Северном Кавказе. Франция решительно осудила применение военной силы при решении чеченской проблемы.

Успешно продолжали развиваться французско-германские отношения. Так, например, впервые после 13-летнего перерыва президент Франции посетил Берлин (июнь 2000 г.).

В 2000г. впервые в истории Пятой республики Париж посетил президент Алжира А. Бутефлика. Ж. Ширак пообещал ему всестороннюю помощь в деле погашения внешних долгов, а также выразил готовность расширить торгово-экономическое и политическое сотрудничество с бывшей колонией.

Сложными оставались отношения Франции с США. Несмотря на поддержку агрессии НАТО на Балканах, французское правительство выступало против процесса американизации общественно-политической жизни Франции и пыталось сохранить национальные традиции во внутренней и внешней политике.

Важнейшим событием международной жизни Франции стало её председательство в Европейском союзе. С 1 июля 2000г. Франция сменила на этом посту Португалию и сразу же приступила к реформированию этой крупнейшей европейской организации.

10 мая 2007г. президентом Франции был избран Николя Саркози. По его инициативе была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958г. (было изменено или дополнено 47 статей из 89). В частности, вводился лимит на переизбрание Президента (не более двух сроков).

Приоритетом внешней политики Саркози стал Евросоюз. Саркози предложил выработать новую стратегию безопасности ЕС. Он также выступил против немедленного вступления Турции в ЕС, но официально поддержал вступление в ЕС государств Западных Балкан (Хорватии, Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Косово). Франция признала Косово 18 февраля 2008г., на следующий день после провозглашения независимости.

Саркози (как президент страны-председателя ЕС) внёс вклад в мирное урегулирование военного конфликта в Южной Осетии 2008г., посетив Москву и Тбилиси и выработав с Д. Медведевым основные пункты мирного соглашения, получившего название «План Медведева-Саркози».

Дата добавления: 2014-12-09 ; просмотров: 1487 ; Нарушение авторских прав

Источник

Западная и Северная Европа в конце 20- в начале 21 века

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий.

Доминантой развития во второй половине 20 века принято считать значительное продвижение по пути научно- технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, такие как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-2975 г.г., 1980-1982 г.г., социальные выступления в 60-70-е г.г. др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире. Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику», страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 года.

В консервативном лагере с середины 40-х годов наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющие разные социальные слои идейных основ. К ним относились: Христианско- демократическая партия(ХДП) в Италии, Народное Республиканское движение во Франции, Христианско- Демократический Союз в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии.

После окончания войны в большинстве западно- европейских стран утвердилиськоалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил- социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиямиэтих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильный завод Рено(владелец которого сотрудничал с оккупационным режимом).

Особый период в истории западно- европейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития(прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно- техническая революция, одним из основных направлений которых стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возросла и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е годы повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х годов реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, в Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически замораживали зарплату(запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих. Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х г. расценивалось как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройки промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей(нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы( за счет переселенцев, выходцев из села). Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х г.г. , когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации- сокращение рабочих мест и др. После десятилетия стабильности в жизни западно- европейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанные как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х г.г сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи(потеря Индокитая, Туниса, Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал Шарль де Голль. В мае 1958 года командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Шарль де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть в республике», при условии отмены Конституции 1946 года и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 года была принята Конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив режим личной власти, он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дождаться позорного изгнания, например из-за сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960г. антиправительственный мятеж военных. И все таки в 1962 году Алжир получил независимость.

В 60-е годы в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 г.г. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички»- высококвалифицированные работники, служащие.

Кризис 1974-1975 г.г. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западно- европейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени пытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывались с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-начале 80 г.г. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 году на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер(партия оставалась правящей до 1997 года). В 1980 году президентом США был избран республиканец Р.Рейган. Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения, пренебрежение к лентяям, самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху.

В конце 90-х г.г. во многих европейских странах консерваторов сменили либералы. В 1997 году в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э.Блэром. В 1998 году канцлером Германии сталлидерсоциал- демократической партии Шредер. В 2005 году его сменила на посту канцлера А. Меркель, возглавившая правительство большой коалиции.

Источник

Оцените статью