- Как развивать внедренные инноваций?
- Инновационная стратегия развития: сущность, виды и методы
- Основные виды инновационных стратегий и их функции
- Конкурентоспособность предприятий
- Типы поведения предприятий
- Факторы и методы выбора инновационной стратегии
- Новости
- Глобальный инновационный индекс – 2020
- Лидеры рейтинга
- Россия в Глобальном инновационном индексе — 2020
- Преимущества и недостатки инновационной системы России
- Комментирует Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, член Международного консультативного совета Глобального инновационного индекса:
Как развивать внедренные инноваций?
В условиях жёсткой конкурентной борьбы практически все предприятия вынуждены стараться идти в ногу со временем, обрести преимущества перед другими путем внедрения инновационных стратегий. Для достижения этой цели используются организационные ресурсы, новейшие разработки в конкретном направлении.
Инновационные стратегии – это вектор развития компании на перспективу, отличающийся новизной и являющийся качественным скачком в производственной деятельности.
Инновационная стратегия развития: сущность, виды и методы
Качественно новым объектом для управляющей организации является инновационно-инвестиционный проект, состоящий из среднесрочных и долгосрочных проектов, которые обладают высоким уровнем риска. На инвестирование таких проектов позволяют себе пойти только рисковые предприниматели.
Для управления большим потоком изменений в предприятии, связанных с реструктуризацией, требуется стабильность ведения повседневных производственных процессов, сочетание стратегических решений с финансовыми, научно-техническими и маркетинговыми вопросами.
Инновационные стратегии предполагают наличие цели, средств, финансовых источников, а также сложные условия корпоративного управления – фирменного и проектного. Для достижения цели требуется умение справляться с рисками, так как применение новаторской тактики повышает показатель неопределенности в конечном результате.
По сути, каждый инновационный проект ставит перед собой целью удовлетворение потребностей потребителя в конкретном виде продукции или услуг путем внедрения новшеств. Оптимальный метод реализации проекта заключается в поиске, нахождении, целесообразном и рациональном использовании ресурсов.вид
Основные виды инновационных стратегий и их функции
Стратегии развития отличаются направлением и способом их реализации. Она может основываться на наступательной, оборонительной, поглощающей, имитационной и другой тактике.
В зависимости от этого различают следующие их разновидности:
- Оборонительная или защитная инновационная стратегия ставит целью минимизацию рисков. Путем ее осуществления является использование уже реализованных в жизнь проектов. Реализация таких инноваций сопровождается малыми издержками производства. Этого способа придерживаются средние предприятия, не занимающие лидирующее положение и не обладающие значительными ресурсами. Они ориентированы на определённую нишу рынка и стараются удержать свои позиции. Обычно эти компании обладают достаточным потенциалом для модификации разработок в сфере своей деятельности.
- Наступательный способ инновационной стратегии основывается на самостоятельной разработке новых путей развития. При выборе этого вида стратегии концентрация ресурсов направляется на выпуск определённого типа продукции и подразумевает значительное вложение финансовых средств. Приверженцы наступательной тактики делают ставку на наличие ресурсов, квалификацию сотрудников, способных видеть перспективу, разработать и внедрить инновации. Она сопряжена с большими рисками, в то же время обеспечивает наибольшую эффективность. Подходит для крупных компаний, являющихся лидерами в соответствующей сфере производства. В то же время нередко наступательной тактики придерживаются и небольшие фирмы, которые готовы рисковать текущей коммерческой деятельностью в случае провала проекта.
- Промежуточной инновационной стратегии придерживаются компании, которые стремятся удерживать свои позиции и преимущества на рынке. Этот вид стратегии основывается на отказе некоторых фирм от конкуренции с большими компаниями в выпуске определенного вида продукции. Инновационная деятельность этих предприятий направлена на изучение и удовлетворение специфических потребностей покупателя, отвергающих стандартную продукцию и ориентированных на дорогие и качественные изделия. При некоторых условиях гигантские масштабы производства мешают быстро отреагировать на запросы потребителя и превращаются в недостаток, чем пользуются малые и средние компании.
- Разбойничью инновационную стратегию предпочитают компании, которые ставят во главу угла внедрение новейших разработок, принципиально отличающихся от существующих видов продукции или услуг. Несмотря на отсутствие противоправных действий, свое название этот способ оправдывает, так как приводит к обрушению рынка существующих товаров, вытеснению их производителей с занимаемой ниши. Примером может послужить начало производства калькуляторов, с появлением которых завершилась монополия арифмометров. Этот вид тактики часто используют небольшие компании, которые решили изменить специализацию, радикально изменить вид выпускаемой продукции ради завоевания новой ниши.
- Имитационную инновационную стратегию используют компании, имеющие богатые традиции и высокую культуру производства. Под имитацией новаторской стратегии подразумевается доработка и применение чужих разработок. Маневры и гибкая политика с учётом изменений ситуации помогают имитаторам улучшать идеи первоначальных разработчиков и обойти их на выбранной рыночной нише.
- Поглощающая стратегия инновационного развития основывается на достижениях и новых разработках других компаний и научных организаций. Мелкие и средние фирмы вынуждены прибегнуть к поглощающей стратегии, так как не имеют своих ресурсов для научных исследований.Большие корпорации также используют чужие новаторские проекты, которые затрагивают сферы, не входящие в круг их собственных разработок.
Направленные на нововведения в управлении, производствеили оказании услуг изменения обычно контролируются самим предприятием, взявшим курс на инновационные процессы. Но иногда происходят фоновые изменения под давлением конкурентов и общества.
Конкурентоспособность предприятий
Привлечения покупателя и повышения конкурентоспособности можно достичь снижением цен, улучшением качества, увеличением ассортимента продукции. Другими словами, жёсткая конкуренция на рынке при выпуске конкретного вида товара заставляет предприятия стать активным проводником инновационной стратегии.
Конкурентоспособности можно достичь путем снижения затрат на производство по примеру китайской стратегии развития. Минимизация затрат ресурсов снижает цену. Китайские товары недолговечны, что повышает спрос на них, хотя это и звучит абсурдно. Низкие цены на продукцию обуславливают её востребованность, ускоренный товарооборот и конкурентоспособность в сравнении с качественным изделием.
В отличие от китайского экономического феномена японская инновационная стратегия основана на использовании потенциала технологического прогресса. Японские производители завоевали рыночные ниши в сфере электроники, бытовой техники и автомобилестроении и удерживают их за счёт качества, функциональности и разнообразия ассортимента.
Типы поведения предприятий
В условиях объективной реальности трудно найти правильное решение. От выбора вектора развития и воли руководства зависит поведение компании, что необходимо учесть при разработке инновационной системы, подчиняющейся универсальным правилам и поддающейся чёткой классификации.
Конкурентное поведение предприятий схоже с экологическими системами, которые можно разделить на четыре главных типа поведения: виолентное, патиентное, эксплерентное и коммутантное.
Виолентным поведениям присущи признаки лидерства. Виоленты– это компании монополисты, поведенческая стратегия которых имеет ярко выраженную направленность на удержание уже завоёванных ниш. Характерной чертой таких компаний является производство товаров массового потребления. Обычно они выбирают защитную или промежуточную инновационную стратегию.
Предприятия патиентного поведения имеют узкую специализацию, приспосабливаются к конкретной нише и предпочитают выпускать новую продукцию или модернизируют старую с целью придания уникальных свойств. Эти предприятия придерживаются разбойничьей стратегии и меняют мир производства и потребления.
Эксплеренты в экосистеме – это виды организмов, выживающие за счёт перемены обстановки и условий обитания. Такой же тактики придерживаются предприятия, предпочитающие этот тип поведения и захватывающие ещё не занятую часть рынка, выходя на него с новым продуктом.
Коммутантное поведение – другое состояние эксплерентов, которые занимают небольшие ниши, протискиваясь между виолентами и патиентами. Осваивая новый вид продукции и услуг, эти предприятия маневрируют между большими компаниями. Этот тип поведения относят к имитационной стратегии.
Факторы и методы выбора инновационной стратегии
Выбор нового направления развития предполагает принятия ряда мер, сопровождаемых поиском путей разработки инновационной стратегиии внедрением новых идей в управление и производство, направленные на развитие, стабильности положения на рынке и увеличение прибыли предприятия.
Решение о выборе компанией инновационной стратегии зависитот:
- Инвестиционного потенциала;
- Положение на отдельно взятом рынке;
- Продвижения нового или модифицированного вида продукции;
- Маркетинговых возможностей и особенности действий для формирования спроса на продукцию.
Риски от конкретной инновационной стратегии для одной компании приемлемы, в то же время для другого предприятия недопустимы. Результат мероприятия зависит от итогов поиска и нахождения компромисса между ними.
Источник
Новости
Глобальный инновационный индекс – 2020
2 сентября 2020 года представлен очередной доклад «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index), содержащий результаты сопоставительного анализа инновационных систем 131 страны и их рейтинг по уровню инновационного развития. Лидерами, как в прошлом году, стали Швейцария, Швеция и США. Россия заняла 47-е место, потеряв одну позицию по сравнению с 2019 годом.
Лидеры рейтинга
Рейтинг текущего года снова возглавила Швейцария. Вместе с ней в первую десятку вошли Швеция, США, Великобритания, Нидерланды, Дания, Финляндия, Сингапур, Германия и Республика Корея (рис. 1). Наблюдается устойчивое укрепление позиций в ГИИ отдельных стран Азии. В 2020 году в топ-10 впервые вошла Республика Корея, а Индия, Китай, Филиппины и Вьетнам на протяжении последних лет стабильно демонстрировали наиболее быстрое про-движение в рейтинге. В ГИИ-2020 все они вошли в группу 50-ти ведущих стран.
Россия в Глобальном инновационном индексе — 2020
В ГИИ-2020 Россия заняла 47-е место, опустившись на один пункт по сравнению с прошлым годом (табл. 1).
Позиция России по субиндексу ресурсы инноваций традиционно оказалась значительно выше, чем по субиндексу результаты инноваций (42-е место против 58-го). При этом если в первом случае наблюдается незначительное ухудшение ситуации (-1 строка) по сравнению с прошлым годом, то во втором — симметричная коррекция позиций (+1). С учетом увеличения количества стран в рейтинге можно заключить, что положение нашей страны фактически не изменилось.
Преимущества и недостатки инновационной системы России
Согласно ГИИ-2020, к сильным сторонам российской инновационной системы (рис. 2) относятся:
- Человеческий капитал и наука (30-е место в рейтинге): высшее образование (17), включая численность выпускников естественнонаучных и инженерных специальностей (15), охват высшим образованием (17) и позиции университетов в рейтинге QS (21); а также соотношение численности учеников и учителей в среднем образовании (19).
- Уровень развития рынка (55): в целом блок торговля, конкуренция и масштабы рынка (18), но в первую очередь масштабы внутреннего рынка (6).
- Уровень развития бизнеса (42): численность занятых в наукоемких отраслях (18); численность занятых женщин с научными степенями (10); платежи, связанные с интеллектуальной собственностью (17).
- Развитие технологий и экономики знаний (50): число патентов на изобретение (17) и полезную модель (5).
К слабым сторонам, оказывающим негативное влияние на эффективность инновационной деятельности в России, можно отнести следующие:
- Институты (74): качество регулирования (105); верховенство права (114).
- Инфраструктура (60): в целом блок экологическая устойчивость (101), в первую очередь, энергоэффективность (115) и сертификация ИСО 14001 (106).
- Уровень развития рынка (55): отставание по всему направлению инвестиции (106), в том числе по доступности микрофинансирования (77).
- Уровень развития бизнеса (42): число компаний, имеющих образовательные программы (91); развитие кластеров (95).
- Развитие технологий и экономики знаний (50): число полученных сертификатов качества ИСО 9001 (105).
- Результаты креативной деятельности (60): художественные фильмы (81), печатные и другие средства массовой информации (76).
Комментирует Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, член Международного консультативного совета Глобального инновационного индекса:
Россия уступает многим странам по показателям инновационного развития. В 2013–2016 гг. России удалось значительно улучшить свои позиции в рейтинге, переместившись с 62-го на 43-е место. Данный период фактически совпал со временем реализации активной государственной инновационной политики. В последние же годы наблюдается тренд на стагнацию инновационной деятельности, что находит отражение в отсутствии сколь-либо значимых изменений показателей нашей страны в ГИИ-2020.
По оценкам составителей рейтинга, результативность инноваций в России ниже ожидаемого уровня при текущих значениях показателей ВВП на душу населения и инвестиций в науку, технологии и инновации. Отставание от стран-лидеров традиционно определяет низкая эффективность институтов, формирующих условия для предпринимательской и творческой деятельности.
В условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, и ожидаемого сокращения источников финансирования, дальнейшая государственная поддержка исследований и разработок, инновационной деятельности (особенно в секторе малых предприятий и стартапов) должна стать приоритетом для ведущих стран.
Источник: Cornell University, INSEAD, and WIPO (2020). The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? Ithaca, Fontainebleau, and Geneva.
Материал подготовлен в рамках проекта «Анализ объемов и структуры государственных расходов на науку в России и оценка возможности международных сопоставлений со странами Организации экономического сотрудничества и развития» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Леонид Гохберг, Михаил Гершман, Виталий Рудь, Екатерина Стрельцова
Источник