- Ускорение социального и экономического развития
- Содержание
- Использование лозунга другими политическими деятелями
- Примечания
- Источники
- См. также
- Ссылки
- Смотреть что такое «Ускорение социального и экономического развития» в других словарях:
- Стратегия ускорения социально экономического развития страны приоритет человеческого фактора
- Г. Стратегия ускорения социально экономического развития страны.
- Стратегия ускорения: понятие, определение, реализация и результаты
- Новая идеология
- Контроль
- Что такое стратегия ускорения?
- Провал
- Новый проект
- Отмывание средств
- Переход к рыночной экономике
- Что мешало?
- Понятие стратегии
- Современные положения стратегии
Ускорение социального и экономического развития
Ускоре́ние — лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 на апрельском пленуме ЦК КПСС. Курс был направлен на ускорение социального и экономического развития СССР. Впервые термин был использован Андроповым Ю. В. 22 ноября 1982 года на пленуме ЦК КПСС [1] :
Намечено ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода… Напряженные задания должны быть выполнены при сравнительно меньшем увеличении материальных затрат и трудовых ресурсов.
По своей сути ускорение означало модернизацию экономики.
Нужны революционные сдвиги — переход к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений, дающих наивысшую эффективность
Это первый лозунг из пакета, включающего также «перестройка», «гласность» и «демократизация».
Содержание
Использование лозунга другими политическими деятелями
- Президент РоссииПутин В. В. в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию также регулярно использовал этот термин, главным образом имея ввиду ускорение либеральных реформ.
- Президент БеларусиЛукашенко А. Г. в конце апреля 2007 года на заседании совета Министров Беларуси объявил «Курс на ускорение» почти дословно совпадающий со словами Горбачёва 1985 года. [1]
Примечания
Источники
- Александр ШУБИН. Россия в поисках пути:реформы тысяча девятьсот восьмидесятых[2]
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Ускорение социального и экономического развития» в других словарях:
Ускорение (лозунг) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ускорение (значения). Ускорение лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых… … Википедия
Электромаш (Нижний Новгород) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Электромаш (значения) … Википедия
Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Колумбия — (Colombia) Государство Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Информация о государстве Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Содержание Содержание: Природа Рельеф местности Климат и растительный мир… … Энциклопедия инвестора
Государственный бюджет — (Government budget) Важнейшие части государственного бюджета, государственный бюджет РФ Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, Российский бюджет, коррупция в сфере управления государственными финансами Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
История Квебека — … Википедия
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ — резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. Демографический взрыв обострил проблемы… … Большой Энциклопедический словарь
«демографический взрыв» — резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. XX в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. «Демографический взрыв» обострил проблемы … Энциклопедический словарь
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ — «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ», резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности (см. СМЕРТНОСТЬ), особенно детской, при сохранении высокой рождаемости… … Энциклопедический словарь
Источник
Стратегия ускорения социально экономического развития страны приоритет человеческого фактора
Ускорение социально-экономического развития страны (1985—1987 гг.) — политика КПСС, направленная на ускорение научно-технического развития экономики и рост производительности труда. Принята 23 апреля 1985 года на Пленуме ЦК КПСС.
Особенность : не предполагалось коренным образом менять сложившуюся общественную систему. Основной лозунг: «Больше социализма!»
Основные направления стратегии «ускорения».
- Научно-техническое обновление производства.
- Достижение мирового уровня производительности труда.
- Совершенствование экономических отношений (преобразования в формах собственности, коренное изменение экономического положения предприятий и их реальный переход на полный хозрасчёт, переход к новым структурам и методам управления и др.)
- Активизация деятельности политических и общественных институтов
Средства реализации стратегии «ускорения».
- Использование новейших достижений научно-технического прогресса (прежде всего ускоренное развитие машиностроения).
- Максимальная загрузка производственных мощностей путём организации их многосменного режима работы.
- Активизация «человеческого фактора» (идейно-нравственных, деловых, волевых качеств человека) через организацию новых форм труда, укрепления дисциплины, развитие социалистического соревнования. (Социалистическое соревнование или соцсоревнование — это соревнование по производительности труда между государственными предприятиями, цехами, бригадами и отдельными работниками)
- Усиление контроля за качеством продукции → введение госприёмки с особым аппаратом служащих.
- Использование предложений рационализаторов. (Рационализатор — человек, который вносит предложения по совершенствованию работы какого-то аппарата, станка, что способствует улучшению всего технологического процесса).
- май 1986 г.— кампания по борьбе с «нетрудовыми доходами»
Результат стратегии ускорения: кардинальных изменений в экономике не произошло.
Причины неудачи:
- Использование традиционных командно-административных мер.
- Отсутствие дополнительных капиталовложений в развитие научно-технической сферы.
- Традиционная ставка на энтузиазм работников взамен их материального стимулирования.
- Усиленная эксплуатация оборудования, не подкреплённая техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов → рост аварийности (26 апреля 1986 г.— авария на Чернобыльской АЭС близ Киева).
- Введение госприёмки → рост управленческого аппарата и материальных затрат при неизменности состояния качества продукции.
- Ограничение личных подсобных хозяйств местными властями в рамках кампании по борьбе с «нетрудовыми доходами» при сохранении деятельности воротил «теневой» экономики, тесно связанной с коррумпированной частью управленческого аппарата
Конспект урока по истории «Противоречия и неудачи стратегии ускорения». Выберите дальнейшее действие:
Источник
Г. Стратегия ускорения социально экономического развития страны.
Главные рычаги (старые методы «кнута и пряника»):
техническое перевооружение машиностроения,
активизация «человеческого фактора» (укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством),
Введение госприемки – борьба за качество продукции (—> рост управленческого аппарата, материальных затрат).
Старое оборудование увеличение аварийности. Катастрофические последствия аварии на Чернобыльской Атомной электростанции (1986 г.)
Экономическая реформа 1987—1990-х гг.:
разработка проекта (1987 г.) (Абалкин, Заславская, Бунич и др.):
расширение самостоятельности предприятий,
постепенное возрождение частного сектора;
отказ от монополии внешней торговли;
интеграция в мировой рынок;
расширение форм хозяйствования на селе. Принятие «Закона о государственном предприятии».
1990 г. — постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».
Половинчатость реформы сельского хозяйства:
нерешенность вопроса о частной собственности на землю,
увеличение приусадебных участков
Экономическое реформирование РСФСР
Программа «500 дней» (1990 г.) —(Явлинский, Шаталин и др.):
урезывание экономической власти Центра
Отказ Горбачева от программы
Результативность экономических реформ:
не были доведены до логического завершения;
С 1988 г. — общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности.
Нехватка продуктов питания —> нормированное распределение;
усиление инфляционных тенденций;
дефицит бюджета —> первые массовые забастовки рабочих (1989 г.)
Международное положение, внешняя политика СССР 1985 — начала 90-х гг.
«Новое политическое мышление» (1985 г.):
отказ от вывода о расколе мира на две общественно-политические системы;
отказ от силовых методов решения международных проблем;
отказ от принципов пролетарского интернационализма,
признание приоритета (верховенства) общечеловеческих ценностей
Основные направления внешней политики:
нормализация отношений Восток — Запад через разоружение;
разблокирование региональных конфликтов;
тесные экономические и политические международные контакты
Августовский политический кризис 1991 г., его последствия
Путч 19—21 августа 1991 г. (попытка консервативных сил не допустить подписания союзного Договора)
создание ГКЧП — Государственного Комитета по чрезвычайному положению (Янаев, Павлов, Пуго, Крючков, Язов и др.);
объявление Горбачева больным,
введение чрезвычайного положения,
расформирование структур власти,
контроль за средствами массовой информации,
ввод войск в Москву
Причины провала путча:
недооценка ГКЧП демократических сил страны;
решительности Ельцина и его сторонников;
переоценка степени готовности к участию в перевороте партаппарата, желания офицерства армии следовать за ними
Последствия путча:
утрата Горбачевым власти;
ускорение распада СССР;
запрещение деятельности КПСС;
усиление авторитета Ельцина;
полное обновление руководства страны
Распад Советского Союза. Образование СНГ
Причины:
обострение социальных проблем,
стремление союзных республик независимости;
Проблема приоритета союзного над республиканскими законодательствами,
противоречия между сторонниками конфедеративного устройства Союза и сторонниками федеративного устройства Союза
Борьба Горбачева за сохранение Союза:
24 июля 1990 г. — первый вариант союзного Договора, нарастание напряженности.
17 марта 1991 г. — референдум в 9 республиках —3/4 опрошенных — за сохранение Союза.
23 апреля 1991 г. — встреча в Ново-Огареве — соглашение о скорейшем подписании союзного Договора (планировалось подписать в августе 1991 г.)
Образование СНГ (Союза независимых государств):
Путч августа 1991 г. ускорил распад СССР. 8 республик — объявление независимости.
Прибалтийские — добились признания их независимости СССР.
Приостановка, запрет деятельности КПСС, сложение Горбачевым полномочий Генсека ЦК КПСС; реорганизация КГБ.
8 декабря 1991г. в Беловежской пуще — подписало соглашение Российской Федерации, Белоруссии и Украины о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)
12 декабря 1991 г. — присоединение (Алма-Ата) 8 республик
25 декабря 1991 г. — сложение Горбачевым функций Президента — СССР прекратил существование
Россия в 1991 — 1999 гг.
Национальное устройство — федерация:
подписание федеративного договора (31 марта 1992 г.) — взаимоотношения между субъектами РФ
Разработка новой Конституции:
президентский проект — президентская республика;
«сильный Президент — сильный парламент»;
Съезд народных депутатов, Верховный Совет (парламент); «сильный парламент — сильный Президент»
Всероссийский референдум (25 апреля 1993 г.):
конституционная реформа и доверие Президенту;
большинство поддержало курс Президента;
большинство поддержало президентский проект Конституции
Политический кризис 1993 г.:
21 сентября — Указ Президента о поэтапной Конституционной реформе:
о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета,
выборах новых органов государственной власти,
референдуме о новой Конституции России.
Против Указа руководство Верховного Совета РФ (спикер Хасбулатов), члены Конституционного Суда:
неконституционость действий Президента,
его низложение (вместо Ельцина вице-президент А. Руцкой).
2 октября — массовые беспорядки, организованные оппозицией, баррикады кровопролитие.
Президент — объявление чрезвычайного положения, ввод войск в Москву. Здание «Белого дома» взято войсками, руководители сопротивления арестованы
Выборы в Федеральное собрание (парламент РФ).
Принятие новой Конституции РФ:
12 декабря 1993 г. — выборы в Государственную Думу по избирательным округам и партийным спискам.
Результаты выборов: 1/4 голосов — ЛДПР (Жириновский), второе место — «Выбор России» (Гайдар), уверенно прошли коммунисты (Зюганов)
Источник
Стратегия ускорения: понятие, определение, реализация и результаты
Середина 80-х годов ХХ столетия принесла СССР радикальные изменения. Идеология общественного сознания по отношению к социальной структуре и собственности, государственного и политического строя претерпевала глубинные преобразования. Коммунистический режим рушился.
Новая идеология
Распад Советского Союза привел к образованию независимых государств на базе бывших республик. Россия не являлась исключением. Происходило становление идеологии нового гражданского общества, классовых пластов и политического плюрализма. Началом этих преобразований в истории считается март-апрель 1985 года.
Страна взяла курс, который получил название «Стратегия ускорения», направленный на социально-экономическое развитие. Главной темой развития был научно-технический прогресс в сочетании с техническим перевооружением машиностроения и активизацией человеческого фактора.
М. Горбачев призывал широко использовать скрытые резервы, максимально загрузить производственные мощности, организовать их многосменную работу, укрепить трудовую дисциплину, привлечь рационализаторов, усилить контроль за качеством продукции, внедрять и развивать соцсоревнования.
Кроме того, чтобы стратегия ускорения работала эффективно, была внедрена антиалкогольная кампания. Такие меры должны были обеспечить общественную трезвость и повысить производительность труда.
Контроль
С целью контроля и повышения качества продукции была создана новая инстанция – госприемка. Безусловно, это потребовало увеличения управленческого аппарата и роста материальных затрат. Хотя, если смотреть правде в глаза, качество продукции от таких мер намного лучше не стало.
Время показало, что стратегия ускорения использовала не экономические стимулы, а традиционную ставку на энтузиазм работников, что не принесло большого успеха. Кроме того, усиленная эксплуатация оборудования, которая не была подкреплена новым квалификационным уровнем специалистов, готовых к техническим нововведениям, привела к увеличению случаев аварий на производствах.
Одним из таких катастрофических последствий стал взрыв на Чернобыльской АЭС. Это был апрель 1986 года. Под радиоактивное заражение попали миллионы людей.
Что такое стратегия ускорения?
Это определение экономического курса страны, которое включает в себя довольно сложный комплекс мероприятий, направленных на планомерное и всестороннее совершенствование сфер жизнедеятельности социума. Для того чтобы все осуществилось по задуманному плану, нужен был прогресс общественных отношений. Прежде всего должны были обновиться формы и методы работы идеологических и политических институтов.
Кроме того, стратегия ускорения – это определение такого государственного курса, который направлен на решительное разрушение застоя, консерватизма и, как следствие, углубление социалистической демократии.
Любая инерция сдерживает общественный прогресс. Необходимо было разбудить в массах живое творчество, заставить общество максимально использовать огромные возможности и преимущества социалистического строя.
Провал
Спустя год после того, как в стране была провозглашена стратегия ускорения, стало ясно, что одни призывы, пусть даже очень привлекательные, исправить экономическое положение в государстве не смогут.
Было принято решение работать над программой экономической реформы. К ее разработке были привлечены известные экономисты, давно выступавшие за преобразования (Л. Абалкин, Т. Заславская, П. Бунин и др.). Шел 1987 год. Экономистам в короткий срок пришлось разработать и предложить проект реформы, который предполагал такие изменения:
- больше самостоятельности для предприятий, внедрение принципа хозрасчета, самофинансирования;
- развитие кооперативов, как путь к возрождению частного сектора в экономике;
- прекращение монополизации во внешней торговле;
- развитие глубокой интеграции в мировой рынок;
- сокращение министерств, ведомств и укрепление партнерских отношений;
- равенство колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендаторов, кооперативов, фермерских хозяйств.
Новый проект
Учитывая видимые причины провала стратегии ускорения, руководство страны одобрило новый разработанный проект, правда, с некоторыми коррективами. Это было лето 1987 года. Тогда же приняли закон, регулирующий работу государственных предприятий. Он стал ключевым документом новой реформы.
Каковы же причины провала стратегии ускорения, направленной на глубокие преобразования в экономической сфере? К ним относятся:
- снижение цены нефти и нефтепродуктов, что повлияло на наполнение бюджета страны;
- долговая кабала по внешним займам;
- кампания, названная «антиалкогольной».
После того как началась новая реформа 1987 года, реальных сдвигов в экономике снова не произошло. Само провозглашение стратегии ускорения не завело тот механизм, который предполагалось включить. Но можно сказать, что одним из итогов стало начало реформации, приведшее к зарождению частного сектора. Стоит отметить, что процесс этот был долгим и трудным. В мае 1988 года для частной деятельности были созданы законы, которые открыли возможность работать в более чем 30 видах производства. Уже весной 1991 года на работу в кооперативах было устроено более 7 млн человек, а 1 млн вел индивидуальную трудовую деятельностью.
Отмывание средств
Одним из фактов того времени стала легализация теневой экономики. Особое место в ней заняли представители номенклатуры, которые скопили средства благодаря коррупции и казнокрадству. Даже по самым скромным оценкам, тогда ежегодно в частном секторе «отмывали» до 90 млрд руб. за год. Насколько это ошеломляющие слух суммы, можно судить, если посмотреть на цены, которые существовали до 01.01.1992 г.
Несмотря на провал, стратегия ускорения – это в истории постсоветского государства решающий курс, открывший, благодаря последовавшим за ним реформам, дорогу в новый экономический мир. По мере того как неудачи преследовали госсектор, Горбачев все более и более ориентировался на рыночную экономику. Однако все то, что он предлагал, не имело системного характера.
Возможно, выбор изначально правильный: стране нужна была стратегия ускорения. Это в истории дальнейшего развития государства должно было сыграть роль сильного стимула для экономического рывка. Однако результат не только разочаровал, но и привел к роковым последствиям. До сих пор чувствуются отголоски этого выбора Горбачева.
Переход к рыночной экономике
Вернемся к событиям тех времен. Июнь 1990 года. Верховный Совет СССР. Принято постановление, утверждавшее концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. После этого были приняты соответствующие законы, предусматривающие перевод промышленных предприятий в аренду, децентрализацию, создание акционерных обществ, разгосударствление собственности, развитие предпринимательства и других подобных направлений.
Однако стратегия ускорения социально экономического развития с последующими реформами не работала так, как было задумано. Реализация большинства мероприятий была отложена: что до 1991 года, что до 1995 года, а что и на гораздо большие сроки.
Что мешало?
Горбачев опасался консерваторов и социального взрыва. Реформация кредитной и ценовой политики постоянно задерживалась. Все вело к углублению кризиса в экономике государства. Недолго страна шла курсом, который предлагала стратегия ускорения. Год, всего лишь год такой экономической политики, и вся структура затрещала по швам.
Реформирование носило половинчатый характер. Сельское хозяйство не было исключением. Арендный подряд земли предполагал заключение договоров на 50 лет с возможностью полностью распоряжаться полученной продукцией. В то же время колхозы, которым принадлежала земля, не были заинтересованы в развитии конкурентов. Например, по состоянию на начало лета 1991 года согласно арендных условий обрабатывалось лишь 2% земель. Относительно скотоводства, разница была лишь в 1%. Содержалось всего 3% поголовья скота. Более того, даже сами колхозы не получали реальной самостоятельности. Они оставались под постоянной опекой районных властей.
Более активное использование человеческого фактора – это составная часть, которую подразумевает понятие стратегии ускорения. Социально-экономическое развитие отставало. Базой такой стратегии должна быть интенсификация всей общественной и производственной системы.
Задача, которую подразумевает само понятие стратегии на пути поиска своего решения, проходит практически через все уровни управления. Поэтому здесь необходимо учитывать работу всех подразделений. Именно поэтому внедрение такой стратегии – это очень сложная и трудоемкая работа, тем более, когда государство имеет такие масштабы.
Ошибок в управлении экономикой страны было много. Таким образом, ни одна из реформ, начало которым положила стратегия ускорения, результаты в положительную сторону за годы перестройки так и не дала.
С 1988 года было сокращено производство в сельском хозяйстве, а с 1990 года подобный процесс наблюдается в промышленности. С 1947 года люди не помнили, что такое нормированное распределение продовольствия. А тут даже в Москве была нехватка элементарных продуктов питания, что и привело к введению норм на их распределение.
Уровень жизни населения стал стремительно падать. В таких условиях люди верили все меньше и меньше в способность управленческого аппарата страны решить возникшие проблемы. В 1989 году уже начинаются первые забастовки. Стало наблюдаться такое явление, как обострение национального сепаратизма, которое не могло не сказаться на экономическом положении государства.
Понятие стратегии
Сегодня студентам экономических, социологических и политологических специальностей для того, чтобы ответить на вопрос: «Дайте определение понятиям стратегия ускорения», достаточно указать на комплекс действий, способствующих повышению активности в деловой, финансовой и организационной сферах, разработке соответствующей политики, созданию мотивационных рычагов и социальной культуры, направленных на максимальное достижение намеченного результата. В наше время эти понятия уже рассматриваются не только в разрезе государственного управления, но и как важнейшая часть менеджмента в отдельно взятых организациях.
Понятно, что во времена перестройки и сейчас должны использоваться разные рычаги стратегии. Ускорение тогда – это провозглашенный мотивационный лозунг Горбачева. Сегодня такой термин применяется гораздо шире, вплоть до сферы информационных технологий и программного обеспечения.
Само понятие имеет различные трактовки. Вот некоторые из них, объясняющие что такое реализация стратегии:
- это преобразование стратегических результатов в план оперативных действий;
- это непосредственное отношение к практике маркетинга, организационным процессами, к разработке конкретных маркетинговых программ и их реализации;
- это управленческое вмешательство, которое направлено на обеспечение скоординированной и согласованной организационной деятельности с учетом всех стратегических намерений;
- это совокупность всех видов деятельности, выбора возможностей для реализации стратегического плана с учетом политики организации.
Задача любой реализации стратегии заключается в четком понимании того, что нужно, чтобы все работало и были соблюдены сроки исполнения намеченных действий.
Искусство управления состоит в том, чтобы правильно оценить действия по определению места, профессионального исполнения и полученные результаты. Работа по реализации стратегии – это изначально административная сфера.
Если рассматривать времена перестройки с современной позиции, то начинаешь понимать, что тогда основной причиной провала стратегии ускорения стала непоследовательность действий главного руководства страны, его неуверенность в правильно взятом курсе, различные опасения и излишняя осторожность. Курс заявлял о громких результатах, но не имел четко слаженной работы каждого механизма. К тому же, как было сказано выше, был существенный недостаток в подготовке профессионалов: как руководителей, так и узконаправленных специалистов в разных сферах производства.
В те времена стратегия ускорения включала в себя не столько реальные указания к действию, сколько мотивирующие лозунги общественного сознания. Четкого плана действий не было. Экономисты находились в напряжении, изыскивая реальные варианты выхода из критической ситуации. Старое умирало, а новое не было способно жить и плодить. Переход к рыночной экономике можно было сравнить с затяжными и мучительными родами, которые принимали плохо подготовленные специалисты.
Современные положения стратегии
Сегодня накопленный опыт совместно с анализом информации дают возможность выделить основополагающие шаги, необходимые для осуществления намеченной стратегии. Основные этапы ее реализации, следующие:
- признание факта о необходимости стратегических изменений относительно структуры организации, культуры социума и применяемых технологий;
- определение ключевых задач в управлении;
- управление реализацией задач стратегии, которые включают в себя планирование, бюджетирование, действия персонала и руководителя и всю политику организации;
- организация стратегического контроля;
- оценка эффективности результатов.
Подразумевается, что руководство в любой структуре играет решающую роль, и не только в разработке, но и в самой реализации задуманной стратегии. Высшее звено несет всю ответственность за меры реагирования на внешние и внутренние условия, а также за практическую реализацию поставленных целей. Безусловно, иногда высшее руководство вынуждено сталкивается с необходимостью принимать непростые решения и делать нелегкий выбор. Одновременно с этим оно вовлечено в управление повседневными действиями. А это, в свою очередь, придает в совокупности определенную форму всей структуре организации и оказывает влияние на характер, сложность возникающих проблем и альтернативных вариантов.
От того, как менеджеры руководят всем процессом выполнения стратегии, и зависит конечный результат. Кроме того, на него еще влияют некоторые факторы:
- их опыт и знание своего дела;
- руководитель — новичок или ветеран в этой сфере деятельности;
- личные взаимоотношения с другими сотрудниками;
- навыки диагностики ситуации и разрешения проблемных моментов;
- навыки межличностных отношений и администрирования;
- полномочия и власть, которой они обладают;
- стиль руководства;
- видение своей роли во всем процессе реализации стратегии.
На основе исследований было предложено пять основных подходов для того, чтобы поставленная цель была реализована. Эти подходы подобраны таким образом, чтобы выбрать от самого простого, когда сотрудники получают указания, до самого сложного, когда необходимо подготовить специалистов, способных к формулировке и реализации самой стратегии.
В каждом из подходов руководитель играет разную роль и использует разные методы стратегического управления. Подходы имеют следующие названия:
- командный;
- организационная перемена;
- коллаборативный;
- культурный;
- кресцивный.
При командном подходе руководитель концентрирует усилия на формулировании стратегии с применением строгой логики и анализа. После выбора варианта управленец доводит поставленные задачи до подчиненных с четкими указаниями на действия. Такой подход помогает сфокусировать все действия на стратегической перспективе.
Подход организационных перемен делает акцент на том, как заставить всю структуру организации реализовать поставленную стратегию. Управленцы исходят из того, что стратегия сформулирована изначально правильно. Они видят свою задачу в направлении деятельности организации на достижение новых целей.
Коллаборативный подход предполагает то, что менеджер отвечает за стратегию, собирает группу других управленцев для проведения мозговой атаки с целью формулировки и реализации поставленных задач.
Культурный расширяет возможности коллаборативного посредством включения в работу нижних уровней организации.
Кресцивный подход предполагает, что руководитель занимается одновременно формулировкой и реализацией стратегии.
Источник