- Единая транспортная система РФ
- Структура единой транспортной системы страны
- Транспортная система России
- Характеристика системы
- Значение и роль транспорта в России
- Структура системы
- Железнодорожный транспорт
- Морской транспорт
- Речной транспорт
- Трубопроводный транспорт
- Автомобильный транспорт
- Воздушный транспорт
- Промышленный транспорт
- Общественный транспорт
- Транспортные узлы
- Транспортные коридоры
- Управление системой
- Транспортное законодательство
- Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Единая транспортная система РФ
Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно – правовыми взаимоотношениями.
В состав транспортной системы входит железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, воздушный, трубопроводный, а также промышленный, городской, космический транспорт, транспорт электроэнергии и информации (связь).
Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транспорта, объединённых территориальным признаком.
Каждый вид транспорта эффективен в определённой сфере использования.
Единство транспортной системы даёт возможность устанавливать рациональные сферы деятельности каждого вида транспорта, внедрять совершенную технологию и формы взаимодействия, осуществлять со стороны государства координацию работы взаимодействующих видов транспорта для ускорения перевозочного процесса и снижения затрат.
Рис. 1.1. Карта Российской Федерации
Взаимодействие разных видов транспорта заключается в слаженности и согласованности операций при их участии в общем перевозочном процессе.
Преимущественная сфера использования каждого вида транспорта основана на его технико – экономических особенностях, размещении транспортной инфраструктуры на территории региона, стоимости и времени перевозок.
В настоящее время конкурентная способность различных видов транспорта должна обосновываться не только экономикой, но и экологией, и общей безопасностью, т.е. с учётом принципов логистики.
Единая транспортная система России включает в себя региональные транспортные системы, формирующиеся в каждом экономическом районе страны.
Северо-Западный экономический район располагает всеми видами современного транспорта. Значительная часть перевозок приходится на морской и речной транспорт.
В настоящее время транспортная система региона ориентирована на решение следующих задач:
— выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ;
— транспортная связь Балтийского бассейна с Черноморским бассейном и северными регионами страны.
Перспективы развития портов Санкт-Петербурга ограничены городской территорией, а потребности переработки грузов в этом регионе в перспективе оцениваются в 100 млн тонн в год, что в 4 раза превышает возможности существующих мощностей. Поэтому начато строительство новых крупных портов и реконструкция старых.
Ведущим видом транспорта региона является железнодорожный, связывающий с Балтикой всю Россию, а Мариинская водная система даёт возможность транспортной связи с северными и далее с южными морями.
Для района характерно значительное преобладание ввоза товаров над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности.
В регионе намечены значительные масштабы транспортного строительства: проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-С.Петербург-Скандинавия; реконструкция и модернизация Октябрьской железной дороги; сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг С.Петербурга; строительство нового аэропорта; сооружение нефтепродуктопроводов от Киришского НПЗ.
Северный экономический район обладает выгодным географическим положением, выходом к морям: Баренцеву, Белому, имеет незамерзающий порт-Мурманск, что обеспечивает постоянные морские связи со странами мира.
Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. В последние годы всё большее развитие получает трубопроводный транспорт. Действуют нефтепроводы Ухта-Торжок-Ярославль, газопроводы «Сияние Севера», Уренгой- Надым-Центр.
Центральный экономический район находится в узле важнейших транспортных путей европейской части России. Транспортная сеть представлена всеми видами транспорта. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит общероссийский показатель. По протяжённости автодорог с твёрдым покрытием район также на 1-м месте. Имеется также густая сеть трубопроводов.
Крупнейший транспортный центр-Москва, которая является узлом 11 железнодорожных станций, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс, трубопроводов; важного участка Единого водного пути европейской части РФ, который связывает Москву по системе каналов и Волге с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Чёрным морями. Транспортный баланс пассивен, преобладает ввоз сырья, топлива, промышленных и продовольственных товаров над вывозом готовой продукции.
Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта. На долю железнодорожного транспорта приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Протяжённость железных дорог в районе составляет 3,3 тыс. км. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России.
Во внутренних грузоперевозках региона широко используется автомобильный транспорт.
Центрально-Чернозёмный экономический район занимает выгодное транспортно-географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом. Основные виды транспорта-железнодорожный и автомобильный. Через территорию района проходят в меридианном и широтном направлениях важнейшие железнодорожные магистрали и крупные автострады. Район имеет развитые связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной.
Северо-Кавказский экономический район обслуживается железнодорожным транспортом в межрайонных перевозках, автомобильным — во внутрирайонном сообщении. Морские пути Северного Кавказа обеспечивают его связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе, Махачкала. Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северном Донце. Разветвлённую сеть имеет трубопроводный транспрт.
Экономический район имеет положительное сальдо, т.е. размеры произведённой продукции превышают потребление.
Поволжский экономический район располагает развитой транспортной сетью. Важную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают важнейшие магистрали со всех концов страны. Велика роль р.Волга как транспортного пути. Развит трубопроводный, автомобильный и авиационный транспорт.
Уральский экономический район отличается высоким уровнем комплексности экономики, многие отрасли Урала работают в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда – высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (60%).
Важнейшая роль принадлежит железным дорогам, связанным с Транссибирской магистралью.
Автомобильный транспорт задействован во внутрирайонных перевозках.
Велика роль трубопроводного транспорта: через территорию Урала проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.
Главный узел внутренних и международных авиалиний – Екатеринбург.
Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в стране грузопотребления и грузоотправления.
Западно-Сибирский экономический район – это крупнейший транспортно – распределительный и транзитный узел Восточной части России, чему в значительной мере способствует его выгодное геополитическое положение.
Здесь проходят основные транспортные артерии страны, идущие с запада на юг, восток, север.
Региональные автомобильные дороги связаны с Транссибирской магист-ралью. Чуйский тракт на Алтае обеспечивает транспортные связи региона с Монголией и Китаем.
Значительный объём перевозок грузов осуществляется по рекам Обь-Иртышского бассейна.
Город Новосибирск является опорным узлом товаропроводящей системы, способной в оперативном режиме (8-10 часов хода автомобильного транспорта) обслужить десятки городов Сибири, Казахстана и Средней Азии.
Транспортный комплекс экономического района располагает центрами накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков, с с комплексами складских и таможенных терминалов, железнодорожных станций-терминалов (Клещиха, Инская), вокзалов, аэропортов (Толмачёво).
По Западной Сибири проходят крупнейшие транспортные коридоры:
1. Магистральные железнодорожные пути:
— Транссибирская, Туркестано-Сибирская, Средне-Сибирская магистрали;
— Северный широтный коридор (Тюмень-Тобольск-Уренгой-Надым);
2. Федеральные автомобильные дороги М-51, М-53 автотранспортного коридора «Россия» (Москва-Челябинск-Новосибирск-Владивосток) и М-52 (выход на страны Средней Азии, Монголии, Китая);
3. Региональные автодороги с выходом на Северную широтную магистраль (Томск), Северо-Восточный Казахстан, Южный Кузбасс, сельскохозяйственные районы Алтая;
4. Река Обь, играющая важную роль в транспортном обслуживании северных нефтедобывающих районов Сибири (ХМАО, ЯНАО);
Рис. 1.2. Схема путей сообщения Ямало-Ненецкого автономного округа
5. Узловой аэропорт Толмачёво, осуществляюший авиасообщение с 80 городами России, ближнего и дальнего зарубежья и имеющий большое значение как пункт транзитной посадки воздушных судов, выполняющих рейсы между Японией, Кореей, Китаем и городами Западной Европы и Скандинавии, а также обеспечении транзитов по полярным линиям.
В соответствии с распоряжением правительства РФ «Об утверждении Комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал» в посёлке Сабетта на Ямале идёт строительство завода по сжижению природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно – Тамбейского месторождения, и одноимённого аэропорта.
Через несколько лет порт Сабетта должен стать базой для морских поставок СПГ, нефти и газового конденсата из РФ в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско – Тихоокеанского региона. По предварительным планам предлагается отправлять нефтегрузы из портов Ямала в июле – ноябре на восток через Берингов пролив, а в декабре – июне – на запад через Атлантический океан.
Западная Сибирь – кладовая нефти и газа, транспортировка которых осуществляется с использованием трубопроводного транспорта.
В общем объёме перевозок грузов лидирует автомобильный транспорт.
Восточно-Сибирский экономический район. Большое значение имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и ответвлений от неё: Тайшет-Братск-Усть-Кут, БАМ.
Важное значение имеет речной транспорт, связанный с Северным морским путём(Енисей, порты Дудинка, Игарка, Диксон).
Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развитых слабо.
Нефтепроводный транспорт связывает Восточную Сибирь с другими регионами страны.
Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона невозможно осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является двухкратное преобладание вывоза над ввозом.
Дальневосточный экономический район располагает всеми видами транспорта. Основную роль играет железнодорожный транспорт, базирующийся на Транссибирской магистрали. Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью. С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали, БАМ включает и дорогу от Транссиба через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск-«Малый БАМ», а также ряд линий , соединяющих БАМ с Транссибом.
В значительном объёме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов осуществляются морским, речным и автомобильным транспортом.
Морские порты Владивосток, Находка, Посьет, Ванино, Холмск обеспечивают внешнеторговые связи региона.
Источник
Структура единой транспортной системы страны
Единая транспортная система, ее структура
Единая транспортная система (ЕТС) представляет собой совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономической и социальной потребности страны в перевозках. Базовой основой единой транспортной системы является сеть путей сообщения – железнодорожных, автодорожных, водных, трубопроводных, воздушных. Это общая сеть путей сообщения с общей протяженностью более 2 миллионов километров, большую часть которых (75%) составляет воздушный и автомобильный транспорт. Доли других видов транспорта не так значительны
В транспортный комплекс страны входят также предприятия транспортного машиностроения, строительства, транспортно-экспедиторские фирмы, структуры по подготовке и переподготовке кадров. Каждый вид транспорта занимает определенную долю в общей структуре перевозок. Величина этой доли определяется спросом на перевозки, зависит от качества, надежности и регулярности.
Ни один из видов транспорта нельзя полностью признать монопольным, т.к. он в определенных пунктах своей сети стыкуется с другими видами транспорта, которые продолжают процесс перевозки до пункта назначения.
Например: для отправки груза железнодорожным, водным, воздушным транспортом его для начала подвозят автотранспортом к станции , порту, аэропорту, а затем перегружают на соответствующий подвижной состав перевозки.
Автомобильный транспорт единственный отвечает логистическому принципу «от двери к двери», но в тоже время он является наземным видом транспорта и его эффективность во многом зависит от дальности перевозки.
Единая транспортная система предполагает комбинированное использование различных видов транспорта на основе технологического взаимодействия.
Общность различных видов транспорта проявляется также в сочетании технических параметров используемых видов подвижного состава, габаритов и весовых характеристик перевозимых грузов, возможностей их эффективного размещения и крепления на транспортных средствах. Широкое развитие контейнерных, паромных, контрейлерных перевозок, создание судов класса «река-море» послужило активному объединению видов транспорта в ЕТС.
Различные виды транспорта функционируют в едином экономическом и правовом пространстве, поэтому необходима увязка и согласование тарифной политики, нормативно-правовой базы. Кроме того, каждый вид транспорта испытывает на себе функции государственного регулирования (на региональном уровне и в масштабе всей страны).
Источник
Транспортная система России
Российская Федерация – самое большое государство в мире. Её площадь превышает 17 млн. км 2 , а расстояние между крайними географическими точками составляет 8230 км. Естественно, что в такой огромной стране транспорт играет колоссальную роль. Только благодаря ему становится возможным перемещение грузов, перевозка пассажиров, доставка корреспонденции.
Характеристика системы
В настоящее время на территории России сложилась одна из самых крупных и сложных транспортных схем, осуществляющая многоплановые связи на основе изготовленных технических средств, сформированных путей сообщения и налаженной службе перевозок.
Для транспортной системы России характерными являются следующие факторы:
- Большие расстояния и сложные климатические условия. Следствием которых, служит выполнение большей части грузоперевозок с помощью железнодорожных линий и трубопроводов.
- Высокоразвитая инфраструктура, состоящая:
- из автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий авиасообщения, магистральных трубопроводов, судоходных речных, озёрных и морских трасс;
- терминалов;
- транспортных средств;
- персонала, являющегося организатором и участником, как пассажиропотока, так и процесса перевозки грузов.
- Выполнение третьей части услуг, оказываемых населению, что заставляет привлекать десятую часть основных государственных фондов и вовлекать в непосредственную отраслевую деятельность 4 млн. человек.
- Пониженная транспортная подвижность населения, обусловленная труднодоступностью целого ряда мест его проживания. Что особенно чувствительно в периоды межсезонной распутицы, блокирующей движение районного автотранспорта.
Значение и роль транспорта в России
Транспорт занимает особое место в народном хозяйстве страны. Его историческая, экономическая, социальная и политическая роль огромна. Именно он обеспечивает экономическую целостность огромного государства, позволяет связывать все регионы страны в единое целое, служит одной из основ национальной безопасности.
Мало того, транспорт позволяет организовывать международные связи, налаживать взаимовыгодные экономические взаимоотношения, оказывать гуманитарную помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря ему становятся доступными культурные достижения человеческой цивилизации, и обеспечивается дальнейшее развитие общества.
Об огромной важности этой отрасли экономики свидетельствуют показатели 2019 года:
- Общий объём грузоперевозок достиг 5669,1 млрд. т-км.
- Российские авиакомпании смогли обслужить более 128 млн. пассажиров, что составляет ориентировочно третью часть пассажиропотока. Общенациональное количество, которого по приблизительным оценкам достигает 1 трлн. пассажирокилометров.
- Некоторое снижение численности пассажиров на железнодорожном, автобусном, речном транспорте, объясняется значительным увеличением личных транспортных средств. Причём в самом ближайшем будущем, это будут не только автомобили, но средства воздушного передвижения!
Транспорт служит основой существования сферы обращения, поддерживая непрерывную связь между производителями, лицами, оказывающими услуги и потребителями.
Структура системы
Связующая отрасль Российской Федерации подразделяется:
- по характеру использованияна транспорт общего и необщего пользования;
- по характеру взаимосвязей: внутренний транспорт, осуществляющий услуги в пределах государства и внешний, осуществляющий международные перевозки;
- в зависимости от предоставления услуг на круглогодичный и сезонный виды.
К началу III тысячелетия наша страна располагает всеми видами современного транспорта, структурированного в ряд отраслевых подсистем, пересекающихся между собой в транспортных узлах с целью осуществления значительного числа перевозок по транспортным коридорам.
Железнодорожный транспорт
Исторически наиболее развитый вид отечественного транспорта, осуществляющий 35% мирового оборота грузов и 18% потока пассажиров. И это при общей протяжённости железнодорожных путей в 121 тыс. км, что составляет третий показатель в мире, после Китая и США. Однако российские железные дороги по уровню электрификации, превышающему 50%, занимают лидирующее положение среди других стран, что также позволяет организовать 85% отечественных грузоперевозок.
Кроме грузоперевозок, железнодорожный транспорт осуществляет пассажирооборот на дальние расстояния – 70%, а также пригородные и внутригородские сообщения – 30%.
Абсолютное большинство железнодорожных активов России приходится на ОАО «Российские железные дороги» – вертикально интегрированную компанию, владеющую 99% железнодорожного полотна и отраслевой инфраструктуры. ОАО «РЖД» входит в список крупнейших мировых транспортных компаний. Её персонал в 2019 году составлял 711 тыс. человек. В этом же году компания осуществила перевозку:
- 1,2 млрд. пассажиров,
- 1,28 млрд. т грузов.
На долю других компаний и частных операторов, осуществляющих перевозки в удалённых районах РФ или выполняющих транспортировку сырья и промышленных грузов, приходятся значительно меньшие объёмы.
Морской транспорт
Россия обладает 42 тысячами километров морских границ, что даёт возможность осуществлять как внутренние, так и внешние морские перевозки. К окончанию 2018 года общее количество торговых судов нашего государства составляло 220 единиц (цифра достаточно условная, в связи с действующим законодательством, позволяющим носить флаги других стран, а также существенным износом ряда кораблей и принадлежностью некоторых судов иностранным владельцам).
Географически, исторически и политически ситуация сложилась таким образом, что:
- Первое место по грузоперевозкам сегодня занимает Дальневосточный регион с портами: Ванино-Холмск, Восточный, Владивосток, Находка, отправляющий 46,5% морских грузов России.
- Второе место держит Черноморско-Азовский бассейн, осуществляющий отправку 23,7% грузов через Новороссийск и Туапсе.
- Третье место – 15% грузов – отправляются из Архангельска и Мурманска, расположенных соответственно на побережьях Белого и Баренцева морей в Северном Ледовитом океане.
- Четвёртое место с 14,5% за портами Балтики: Санкт-Петербургом и Калининградом.
- Каспийские: Астраханский и Махачкалинский порты с грузооборотом в 0,4% остаются на пятом месте.
Речной транспорт
Располагая свыше 100 тысячами километров внутреннего водного пути, существенная часть которого в тёплый период времени судоходна, Россия могла бы себе позволить значительно увеличить объём речных грузоперевозок. Их величина на настоящее время не превышает 4% в общем обороте страны. Следует отметить, что речной транспорт на протяжении столетий являлся важнейшим и при этом самым дешёвым связующим звеном в экономике России.
Главными речными артериями, пригодными для судоходства на территории нашей страны являются:
- Волга, Кама, Северная Двина – в Европейской части России;
- Енисей, Лена, Обь – в Сибири;
- Амур – на Дальнем Востоке.
Все эти реки оснащены крупнейшими портами и имеют выходы к морям и океанам, позволяющим осуществлять транспортные потоки внутреннего и внешнего направлений.
Трубопроводный транспорт
Наиболее перспективное, стратегическое направление развития транспорта, без преувеличения, оказывающее глобальное влияние на всю мировую политику. Специфика данного направления отрасли заключается в возможностях перекачки огромных объёмов грузов на гигантские расстояния при любых погодных условиях в автоматическом режиме.
Начиная с середины прошлого века, крупнейшие газопроводы и нефтепроводы, выполненные трубами более 1 м в диаметре, непрерывно обеспечивают топливом и углеводородными ресурсами население и промышленность России, а также целый ряд стран Европы и Азии.
Необходимо также отметить важнейшую роль этого вида транспорта в обеспечении народного хозяйства страны всем спектром энергетических ресурсов (вода, отопление, вентиляция, канализация, продукты разделения воздуха, газообразные химические вещества) реализуемых на уровне населённых пунктов и отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Автомобильный транспорт
Самое большое количество перевозок в нашей стране осуществляет автомобильный транспорт. Но, в абсолютном большинстве случае, это производится на достаточно короткие расстояния.
Преимущество этого вида средств доставки пассажиров и грузов заключается в мобильности, высокой скорости и возможности доставки от места загрузки до места конечной разгрузки. Поэтому он незаменим для местных перевозок, но вместе с тем отличается дороговизной и очень высокой степенью аварийности.
Общая протяжённость автомобильных дорог России к 2018 году достигла 1,529 млн. км. Из них, дороги с твёрдым покрытием составляют примерно 70%, что равняется 1,076 млн. км. В 2019 году было произведено 1 495 643 легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, 156 059 штук – грузовых автомобилей.
Несмотря на значительное количество автодорог, расположенных в основном в экономически развитых регионах страны, общее состояние их можно охарактеризовать как плохое. Мало того, значительная часть из них работает в однополостном режиме в ту и другую сторону движения автотранспорта, а часть дорог перегружена.
Воздушный транспорт
Высокая скорость, автономность, наиболее краткие пути следования – всё это делает воздушный транспорт незаменимым при перевозке людей, срочных грузов и почты на гигантские расстояния. Вместе с тем, этот вид транспортных средств очень дорог и сильно зависимым от метеоусловий. Но в случае труднодоступности, только средства авиасообщения (самолёты и вертолёты) могут организовать столь необходимую транспортную связь.
В настоящее время Российская Федерация располагает:
- более 100 авиаперевозчиками,
- свыше 1200 аэропортами с грунтовым и твёрдым покрытием,
- почти 7 тысячами воздушных судов,
- 600 тыс. км внутренних воздушных линий,
- около 90 тыс. человек персонала.
Промышленный транспорт
Современный промышленный транспорт представляет собой комплекс транспортных средств, путей и сооружений, предназначенных для перемещения сырья, заготовок, материалов, полуфабрикатов, почты, готовой продукции на территории предприятия. Также с его помощью осуществляется транспортировка топлива, а также ввоз и вывоз необходимой продукции.
Наибольшее распространение промышленный транспорт получил на предприятиях тяжёлой промышленности и при добыче полезных ископаемых. Специфика его проявляется в использовании не только обычных видов транспортных средств: железные дороги, автомобили, трубопроводы, но и в применении специфических устройств, таких как:
- электрокары,
- конвейеры,
- автоматические линии,
- монорельсовые и канатно-подвесные дороги,
- гидравлический и пневматический транспорт.
Общественный транспорт
Городской и пригородный транспорт России, предназначенный для перевозок на короткие расстояния пассажиров и грузов, реализован в виде:
- Автобусов и микроавтобусов.
- Трамваев.
- Троллейбусов.
- Такси.
- Метрополитенов.
- Пригородных электричек.
Также, кроме перевозок, он выполняет (в большинстве случаев с помощью специальной автотранспортной техники) коммунально-хозяйственные функции: уборка и очистка улиц, полив тротуаров и зелёных насаждений, обслуживание объектов городского коммунального хозяйства, оказание необходимой помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Транспортные узлы
Транспортные узлы являются местом стыковки нескольких видов транспортных средств, оснащённых устройствами передачи грузов, а также местами их хранения при надлежащем уровне автоматизации, контроля и управления.
Вследствие огромных масштабов Российской Федерации, на её территории проявляют себя:
- Узлы федерального уровня (играющие важное международное экономическое значение) связывающие глобальные транспортные потоки отдельных регионов страны в единую сеть распределения, имеющую широкие взаимоотношения с зарубежными странами.
- Узлы регионального уровня, стоящие на следующей (нижестоящей) ступени транспортно-распределительной иерархии, позволяющие обеспечивать всем необходимым территориальные субъекты государства.
Транспортные коридоры
Транспортные коридоры всегда являлись частью транспортной системы, обеспечивающей с их помощью пассажирские перевозки и грузопотоки между географическими районами Земного шара.
Наша страна, в силу своего месторасположения, исторически играет роль связующего звена между народами:
- Европы и России.
- Скандинавии и Средиземноморья, а также ближнего стран Ближнего Востока (путь «из варяг в греки»).
- Севера и Юга.
- Европы и Азии – Индокитай, Дальний Восток (Великий Шёлковый путь).
- Северной Америки и Дальнего Востока.
В её распоряжении находятся:
- Транссибирская магистраль.
- Воздушное пространство страны.
- Северный морской путь.
- Прибрежные акватории Тихого океана, Балтийского, Чёрного и Каспийского морей.
Всё это открывает значительные экономические перспективы налаживания взаимоотношений с соседними странами и отдалёнными государствами.
Управление системой
Государственное управление транспортной системой России осуществляет Министерство транспорта. В ведении этого органа власти находятся подведомственные агентства (по направлениям) и служба по надзору – Ространснадзор, а также целый ряд предприятий и организаций.
На данное министерство возложены функции:
- проведения государственной политики в отрасли;
- формирования стратегии развития и контроль над её реализацией;
- разработка действующих норм, правил, стандартов и ряда других подзаконных актов;
- межведомственная координация.
При этом сам Минтранс не является хозяйствующим субъектом над собственностью транспортных предприятий и не определяет их экономическую политику.
Транспортное законодательство
Отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия участников транспортного движения, регулируются значительным количеством нормативных актов, в список которых входят:
- Международные правовые нормы;
- Федеральные законы РФ;
- Указы президента;
- Постановления правительства;
- Кодексы РФ;
- Правила дорожного движения;
- Уставы автомобильного и железнодорожного транспорта;
- Международные правовые нормы;
- Правила перевозок;
- Утверждённые тарифы.
Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Транспорт, как важнейшее связующее звено в экономической, социальной, культурной жизни страны, постоянно находится под воздействием всего спектра государственных проблем. Наиболее значимыми среди них являются:
- Износ основных производственных фондов, выражающийся в низком техническом уровне подвижного состава, транспортной техники и путей сообщения.
- Недостаточные объёмы финансирования, приводящие к недоиспользованию существующего потенциала.
- Отсутствие устойчивых транспортных связей в труднодоступных регионах страны.
- Слабое развитие логистической структуры.
- Безопасность движения транспортных средств и самой организации транспортной деятельности.
- Негативное воздействие на окружающую среду в физическом и химическом плане.
Для решения всего комплекса насущных проблем были разработаны «Транспортная стратегия» и Целевая программа, предусматривающие:
- формирование инфраструктуры,
- учёт потребностей и создание оптимальной логистической системы,
- разработку нормативно-правовых актов, обеспечивающих доступность отраслевых услуг,
- реализацию транспортных и транзитных возможностей государства, с целью восстановления традиционных связей и интеграции на международный рынок,
- снижение неблагоприятного экологического воздействия,
- совершенствование системы транспортной безопасности.
Существенным вкладом в реализацию намеченных планов могло бы служить создание единого координационного центра, а также налаживание взаимодействия между органами государственной власти и частным сектором.
Первые успехи на этом пути уже имеются: построено, реконструировано и отремонтировано десятки тысяч километров автомобильных дорог, вырос на 40% грузооборот железнодорожного транспорта, восстановлены взлётно-посадочные полосы на 25 аэродромах, выстроены 10 терминалов, на 50% вырос объём перевозок морского транспорта. Остаётся продолжать положительные начинания, которые, несомненно, позволят вывести Россию на качественно новый уровень своего экономического развития.
Источник