Структура экскурсии характеристика ее компонентов

Структура, организация и проведение экскурсии в природу

ирина мочалова
Структура, организация и проведение экскурсии в природу

Структура, организация и проведение экскурсии в природу.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Структура экскурсии включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения зависит от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами — это сравнение, вопросы разного характера, обследование с помощью разных анализаторов, поисковые действия, опыт, и. д. Так например экскурсия в зимний парк дети сравнивают красоту зимних деревьев с красотой осенних деревьев Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Читайте также:  Сельма лагерлеф чудесное путешествие нильса с дикими гусями план пересказ

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, «Как называется это дерево» «какое оно было осенью», вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки.

Стихотворение «Деревья зимой»

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою.

И старые сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

В пургу по колени буранами гнутся,

Вершинами машут….сдают? Не сдаются!

Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей.Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, с природным материалом

Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Конспект экскурсии в природу «По лесным дорожкам, в гости к деревьям» для детей средней группы Цель: формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,сбор природного материала для поделок, улучшения настроения.

Конспект занятия «Организация и проведение прогулки» «Организация и проведение прогулки в группе № 6, № 9» Введение «День, проведённый без прогулки – потерян для малыша» А. А. Кисель Каждый.

Консультация для педагогов «Организация и проведение летних прогулок» Консультация для педагогов Систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в летний оздоровительный период.

Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ.

Организация и проведение родительского собрания в ДОУ Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Родительское, собрание –.

Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ Татьяна Бахметьева Опубликовано 06.05.2017года Время 16.40 I Утренняя гимнастика включается.

Организация и проведение подкормки зимующих птиц Покормите птиц зимой-они отплатят тебе летом «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота» Покормите птиц зимой – они отплатят.

Выступление на РМО «Организация и проведение утренней гимнастики» Организация и проведение утренней гимнастики Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически.

Источник

Структура экскурсии. Методика и техника проведения. Особенности показа и рассказа, вспомогательные средства. Требования к экскурсоводу.

Структура экскурсии:

1. Вступление, 2. Основная часть, 3.Заключение

Вступление состоит из 2-ух частей:

— организационной (представление экскурсовода, фирмы, водителя, пилота, капитана, инструктаж по правилам безопасности)

— информационной (краткое сообщение по теме, маршруте, протяженности и продолжительности, время и место окончания экскурсии)

Вступление помогает экскурсоводу создать настроение необходимое для успешного восприятия экскурсионного материала, помогает сосредоточить внимание экскурсантов. Длительность вступления 4-6 минут. В тематических экскурсиях до 8 минут. Этого достаточно, чтобы познакомить группу с целью экскурсии, маршрутом и т.д. Во вступлении экскурсовод говорит о порядке осмотра объектов, о количестве выходов из транспорта. Во вступительном слове экскурсовод излагает правила поведения во время экскурсии.

Основная часть предполагает основное действие. В методике изложения материала большое значение имеет композиция построения основной части рассказа. Основная часть содержит введение в тему – это краткий рассказ об эпохе, истории объекта и т.д. Структура основной части: завязка (начало действия) – развитие действия – кульминация – развязка. Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетании показа и рассказа. Содержание основной части состоит из нескольких подтем. Каждая подтема состоит из 2-3 вопросов. Количество подтем в среднем составляет 5 –12.

В основной части подтемы должны быть подчинены строгой логичности, материал подбирается с учетом развития темы, показ объектов ведется от менее значимых к более значимым. Перед создателями экскурсии стоит задача соединить содержание всех подтем в единое целое. Эта задача решается с помощью логических переходов. Удачно подобранные логические переходы выполняют связующую роль, создают ощущение целостности 2-ух различных подтем, придают экскурсии стройность, обеспечивают логику в изложении материала и являются гарантом лучшего усвоения экскурсии. Часто в экскурсиях используют формальные переходы, которые не связаны с содержанием экскурсии и не являются логическим мостиком от одной подтемы к другой. Такие переходы неизбежны при осмотре музеев и выставок.

Заключение не связано с экскурсионными объектами. Оно помогает систематизировать в сознании экскурсантов большой и многообразный материал. Заключение даёт возможность изложить общие выводы, сформулировать общий итог экскурсии. Желательно напомнить тезисы экскурсии, чётко сформулировать выводы и порекомендовать ознакомиться с теми достопримечательностями, которые не вошли в экскурсию. Заключение состоит из 2-ух частей:

— итог основного содержания

— инфо о других экскурсиях

Заключение занимает не более 5-7 минут.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 342 ; Нарушение авторских прав

Источник

Функции и структура экскурсии

Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства и подразделяются на:

3. направленного формирования знаний и интересов человека;

5. организации культурного досуга;

Первые три имеют познавательную направленность, остальные – культурную. Причем функции экскурсии зиждутся на обязательном принципе научности. Содержание любой экскурсии должно излагаться с данными определенного раздела современной науки и способствовать распространению научных знаний.

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию. Экскурсия помогает усваивать политические, философские, художественные и другие взгляды. Экскурсия должна иметь свою направленность с четко обозначенными приоритетами.

Экскурсия содержит информацию о достижениях медицины, биологии, о новых исследованиях космоса, об открытиях археологов, победах спортсменов, изобретениях рабочих и инженеров, последних новостях в культурном и хозяйственном строительстве. От таких важных средств информации как радио, телевидение, лекции, экскурсию отличает высокая степень наглядности с непосредственным воздействием на слушателей.

Экскурсия не только дает знания, но и является организацией культурного досуга. Экскурсия относится к той группе занятий, которая определяется термином – учеба и самообразование. При этом достигается наиболее полное удовлетворение духовных потребностей человека. Систематичность изложения знаний, сообщаемых в экскурсии, широкая возможность выбора тематики в соответствии со вкусами людей делают экскурсии наиболее популярным занятием масс.

В то же время, выполняя функцию организации досуга, экскурсия занимает достойное место среди различных форм учебы, формирования и систематизации знаний, целенаправленного отбора информации, будь то искусство, история, архитектура, или др. отрасли человеческих знаний.

Культурно-воспитательные функции ярко проявляются в музейных экскурсиях, а оздоровительные — в загородных, включающих купание, подъем в горы или катание на лыжах.

Структура экскурсии..Экскурсия, как органический, законченный процесс имеет свою структуру, схожую с другими видами деятельности — учёбой, воспитанием, пропагандой и одновременно имеющую свои специфические различия. Композиционно экскурсия состоит из вступления, основной части и заключения. Для систематизации сведений вступление разделяется на 2 части: организационную и информационную. Каждое слово из названых уже определяет их роль

Организационная часть содержит сведения о предприятии, экскурсоводе, цели и задачах экскурсии, её продолжительности, протяженности, особенностях проведения (наличие санитарно- бытовых остановок, возможность купить сувениры, взять автограф ,сфотографироваться). В организационной части сообщается место окончания экскурсии, а также проводится инструктаж по безопасности на маршруте (правила поведения в транспорте, при движении на оживлённых улицах, в горах, у воды…). Особенно важен такой инструктаж с детскими группами. Им напоминается, что надо занимать все время те же места, не ходить по автобусу во время движения, не сорить, не отлучаться без предупреждения, быть осторожными и не торопиться при посадке и выходе, переходить улицы только на зеленый свет светофора, не разговаривать и не перебивать рассказ

В информационной части вступления стоит задача привлечь внимание к экскурсии, её объектам, содержанию. В информационной части вступления экскурсанты знакомятся с задачей и кратким содержанием предстоящей экскурсии, при этом называются некоторые подтемы, объекты, участки маршрута.

Длительность вступления не должна превышать 4-5 минут. Ее можно увеличить, если первый объект расположен на значительном расстоянии от места, где экскурсовод забирает группу на экскурсию. Например, во вступлении к городской обзорной экскурсии дается краткая характеристика Казахстана и города (географический и исторический обзор, население). Требования к вступлению: яркость, лаконичность, привлекательность, информативность, красочность, создание интереса.

Далее следует основная часть, состоящая из нескольких подтем, соединенных логическими переходами. Основная часть – это главная, наиболее емкая по содержанию часть экскурсии, на которой раскрывается тема.

Структура основной части — это сочетание подтем экскурсии и логических переходов, связывающих эти подтемы. В зависимости от темы в экскурсии может содержаться различное количество подтем, раскрывающих определенный раздел темы.

Каждая подтема содержит ряд вопросов. Вопросы могут относиться к разным объектам. Особенность каждой подтемы состоит в том, что она тесно связана с экскурсионными объектами. Подтема раскрывается на одном или более объектах и служит для качественного усвоения темы экскурсии с помощью методически верного сочетания показа и рассказа. Для этого творческая группа разрабатывает специальные таблицы, где даются различные методико-организационные указания – технологическая карта.

В экскурсии в объединении частей в единое целое решающую роль играют логические переходы.

Логические переходы — это не имеющие самостоятельного значения отрезки экскурсии, служащие для связи подтем между собой. Существует два вида переходов: органический, связанный с темой, и формальный («пройдемте к новому объекту» и т. п. ).

Хорошо подобранные логические переходы придают экскурсии необходимую стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются одной из гарантий того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) экскурсионной группы от объекта к объекту. Иногда логический переход может начинаться до начала передвижения группы к следующей остановке или может заканчиваться уже на остановке около объекта. Содержание логического перехода диктуется не столько экскурсионным объектом, его особенностями, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается переход к другой подтеме.

Каждая экскурсия заканчивается заключением, которое подводит итоги мероприятия в течение 1-3 минут. Экскурсовод кратко излагает выводы по всей теме, напоминая об увиденном и услышанном во время экскурсии. Иногда роль заключения играет последняя подтема, которая своим содержанием годится для этого. Недостаточно ограничиться фразой: «Наша экскурсия закончилась. До свидания». Желательно выразить мнение, что экскурсия понравилась, и пригласить ее участников на новые экскурсии, т.е. провести соответствующую рекламу тем, маршрутов, которые можно в дальнейшем заказать в туристско-экскурсионной фирме. В заключительной части необходимо оставить небольшой запас времени для ответов на интересующие вопросы. Например:

« Во время экскурсии вы побывали на самых лучших проспектах и площадях Алматы, в парке 28 гвардейцев-панфиловцев, где почтили минутой молчания память казахстанцев, погибших на полях сражений. Вы увидели архитектурные сооружения, удостоенные самых высоких премий – Дворец и Площадь Республики, узнали о прошлом, настоящем и перспективах развития города.

У вас была возможность убедиться в справедливости и мудрости казахских пословиц: «Единство народа все беды отводит» или «Шуба, скроенная сообща, не будет коротка».

Хочется верить, что экскурсия вам понравилась. Надеюсь увидеть вас на других экскурсиях: «Навстречу гордому Тянь-Шаню», «Храм под открытым небом», «Здоровье – богатство народа»…

На этом наша экскурсия подошла к концу. Благодарю за внимание. У нас еще есть несколько минут для ответов на интересующие вас вопросы».

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Источник

Оцените статью
Читайте также:
  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ, НАУЧНЫХ РАБОТ
  3. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  4. I. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  5. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  6. II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  7. II.2. Методика построения напорной и пьезометрической линий
  8. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  9. III. Примерная структура фронтального занятия.
  10. III. Требования к умениям специалиста