- Финансовые ресурсы государства и предприятия, их состав и структура
- экономические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Состав и структура финансовых ресурсов, направления их использования.
Финансовые ресурсы государства и предприятия, их состав и структура
экономические науки
- Мигранов Марат Рамилевич , бакалавр, студент
- Башкирский государственный аграрный университет
-
Похожие материалы
Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.
Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.
В последние годы финансовые ресурсы государства в значительной степени пополнялись за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Этот способ увеличения объема финансовых ресурсов можно считать эффективным при условии, что существуют возможности своевременного погашения государственного долга.
Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики удельный вес в составе финансовых ресурсов отечественных предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов, как выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.
В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.
Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов.
Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий, в общем их объеме по производственным предприятиям наибольший удельный вес занимают собственные средства.
Список литературы
- Зарипова Г.М. Файрушина Л.В. Управление прибылью организации//Общество в эпоху перемен: формирование новых социально -экономических отношений материалы третьей международной научно -практической конференции (11 октября 2013.) Саратов -С.172
- Зарипова Г.М. Формирование финансово-кредитных методов регулирования предпринимательства //Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе: Сб. ст. -Пенза, 2004. -С. 89-91
- Зарипова Г.М. Особенности формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий//Модернизация и развитие современного инновационного общества: экономические, социальные, правовые, философские тенденции: материалы международной научно -практической конференции(26марта 2013г.) часть 2 -Саратов -С -9
- Зарипова Г.М. Особенности формирования финансовых ресурсов сель-сельскохозяйственных предприятий//Экономика и социум. Выпуск №2(11) (апрель-июнь 2014)
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Состав и структура финансовых ресурсов, направления их использования.
Финансовые отношения обязательно сопровождаются движением денежных средств, принимающих специфическую, локальную форму — финансовые ресурсы. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных доходов, отчислений, поступлений и используются на обеспечение расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных потребностей. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.
Принципиально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость, и осуществляется перенос старой, но, однако, когда рабочий работает он создает продукт, а не финансовые ресурсы. Реальное формирование финансовых ресурсов происходит на стадии распределения, после получения выручки от реализации продукции.
Финансовые ресурсы представляют собой денежные накопления, сосредоточенные у любого субъекта денежных фондов, которые были образованы в ходе распределительных отношений.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
— средства, аккумулированные в бюджетной системе;
— средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных;
— ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Структуру финансовых ресурсов в РФ позволяет оценить сводный финансовый баланс, составляемый МФ РФ (по данным 1995 г.).
Структура финансовых ресурсов
Источники финансовых ресурсов Величина млрд. руб. % Прибыль 25,5 НДС и акцизы 9,6 Подоходный налог с физических лиц. 3,4 Налоги на имущество 3,5 Средства социальных внебюджетных фондов 1,2 Средства других внебюджетных фондов 2,6 Амортизационные отчисления 20,7 Доходы от государственной собственности и ее продажи 2,5 Доходы от внешнеэкономической деятельности 5,4 Прочие 5,7 Итого финансовые ресурсы 90,9 Доходы от операций с государственными ценными бумагами и прочие 3,8 Внешние заимствования 5,3 Всего Данный баланс свидетельствует о недостаточном объеме финансовых ресурсов. До 1995 года он покрывался главным образом посредством эмиссии ЦБ денег. Следствие этого стали инфляционные процессы. С 1995 года дефицит государственного бюджета покрывается за счет выпуска государственных ценных бумаг. В последнее время возросшее значение в формировании суммарной величины финансовых ресурсов и финансовых ресурсов предприятий имеют прибыль и амортизация.
Таким образом, состав финансовых ресурсов по количественным и качественным параметрам в различные исторические периоды неодинаков. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства и его эффективностью.
Классификация финансовых ресурсов:
1. По форме формирования:
— собственные (для организаций: уставной фонд, прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы; для государства: налоговые поступления);
— привлеченные (кредиты, выпуск облигаций).
2. По типу субъектов:
— децентрализованные (финансовые ресурсы предприятий, страховых организаций);
— централизованные (финансовые ресурсы, сосредоточенные в бюджетной системе, внебюджетных фондах).
Финансовые ресурсы обеспечивают:
— воспроизводство производственных фондов;
— воспроизводство рабочей силы и производственных отношений;
— обеспечивают рост ВВП и его главной части НД.
Таким образом, финансовые ресурсы выступают в качестве метода регулирования экономики.
Саморегулирование характеризуется методами, которые вырабатывают сами участники производственных отношений. Основными методами саморегулирования в системе финансовых отношений является:
1. Самофинансирование — способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет собственных средств, а при их недостатке за счет эмиссии акций и облигаций.
2. Кредитование — способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет ссуд банка, предоставляемых на основе срочности, платности, возвратности.
Саморегулирование положительно сказывается на объеме, структуре и направлении использования финансовых ресурсов.
Однако рыночный механизм саморегулирования не всегда эффективен, и зачастую приводит к игнорированию интересов отдельных групп населения, субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому он дополняется государственным регулированием.
Методы финансового государственного регулирования:
1. Механизм налогообложения (виды налогов, ставки, льготы, санкции, налоговые каникулы, налоговый кредит).
2. Государственное финансирование — способ обеспечения производственного процесса за счет предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.
микроуровень- финансы предприятий
макроуровень — государственные финансы
В соответствии с целями и задачами, стоящими пред обществом, хозяйствующими субъектами, определяются не только способы их решения посредством финансовых инструментов, но и, в первую очередь, направления использования финансовых ресурсов.
В таблице 4.2 дана характеристика финансовых затрат современного российского общества.
Направления использования финансовых ресурсов
Направления расходования Величина млрд. руб. % Расходы предприятий (прибыль +амортизация) 38,0 Расходы государства, всего 62,0 в том числе государственные инвестиции 4,3 Государственные дотации 3,2 Соц.-культ. мероприятия (бюджет + фонды.) 23,4 Наука 0,8 Оборона 6,4 Правоохранительные органы и прокуратура 2,3 Органы государственной власти 1,0 Внешнеэкономическая деятельность 2,6 Резервные фонды 0,3 Прочие расходы 17,7 Всего расходов 100,0 Содержание финансового регулирования, его формы и методы.
Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.
Цели государственного регулирования экономических процессов:
— предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства;
— обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание;
— обеспечение социальной стабильности.
Финансовое регулирование осуществляется через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов или через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.
Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают:
— отраслевая структура экономики;
— территориальные экономические пропорции;
— социальная структура общества.
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
· налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
· амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
· различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
· льготное кредитование и страхование (более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов).
Методами финансового регулирования территориальных пропорций выступают:.
· механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы);
· финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.
· изменение состава налогов, взимаемых на территории.
Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются:
· использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость;
· льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами;
· различные социальные выплаты и льготы.
Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Например, в целях поддержки сельскохозяйственных производителей устанавливаются более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.
Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область).
При осуществлении финансового регулирования нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество.
Источник