Структурная перестройка хозяйства страны
Экономика и управление: мир необъятного:
Монография для студентов технических и
экономических специальностей
1.2 Структурная перестройка экономики России
Экономика страны – сложная система взаимодействующих макроэкономических элементов. Соотношения, пропорции между этими элементами образуют экономическую структуру. Выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.
Структура экономики любой страны не является постоянной: одни отрасли характеризуются бурным развитием, другие – замедляют темпы роста. Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии,различные налоговые льготы отдельным группам предприятий, регионам, отраслям. Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность национального хозяйства, служит основой устойчивого и эффективного экономического роста, повышения уровня жизни населения.
В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной. Необходимость структурной перестройки вызвана сменой приоритетов в формировании структуры экономики. Прежняя структура хозяйственного комплекса оказалась экономически неэффективной в условиях либерализации экономики. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, монополизацией производства, искаженной структурой народно-хозяйственного комплекса с высокой долей добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при существенном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.
Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:
– свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий;
– развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках;
– создание условий для развития перспективных отраслей и видов производств.
С учетом потребностей структурной перестройки экономики Правительством Российской Федерации была разработана концепция промышленной политики государства на период до 2010 г. Промышленная политика реализуется через программы развития, принципами которых являются:
– поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки;
– повышение доли перерабатывающих отраслей в создании валового внутреннего продукта;
– поддержка экспортоспособных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, использование конкурентных преимуществ России;
– приоритетность политики ресурсо- и энергосбережения как важнейшей составляющей повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
– наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;
– повышение занятости населения.
В ходе структурной перестройки особое внимание уделяется развитию агропромышленного комплекса (АПК). Он представляет собой совокупность множества отраслей и производств, связанных между собой экономически, технологически, организационно. Важнейшими отраслями АПК являются: сельское хозяйство, отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства, а также производственная инфраструктура (элеваторы, складское хозяйство, мелиоративное, транспортное хозяйство, ветеринарное обслуживание и др.) и социальная инфраструктура (жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения здравоохранения, образования и др.).
В настоящее время отечественный агропромышленный комплекс характеризуется низкой эффективностью. Политика правительства в отношении развития АПК направлена на обновление производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, максимальной их адаптации к работе в конкурентной рыночной среде с ориентацией на собственные ресурсы. Важнейшими направлениями структурной политики в АПК являются:
– активизация работы по преобразованию земельных отношений;
– поддержка разнообразных агропромышленных формирований с полным циклом производства;
– привлечение частного капитала в аграрный сектор;
– использование централизованного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая;
– стимулирование частных и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность АПК;
– бюджетное финансирование затрат на ведение племенного дела, селекцию и семеноводство, фундаментальные научные исследования.
Структурная перестройка экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, так как эти отрасли в значительной степени определяют общую эффективность производства. Отрасли инфраструктуры малопривлекательны для частного капитала, так как характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной их окупаемостью, отсутствием сверхприбылей. В связи с этим развитие производственной и социальной инфраструктуры будет достигнуто при значительном участии государства.
Источник
Особенности и направления структурной перестройки в России
В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.
Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.
Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.
Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.
В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.
Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.
Агропромышленный комплекс (АПК) отличается исключительно сложной структурой. Он представляет собой совокупность многих отраслей и производств, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно. Его важнейшими отраслями являются сельское хозяйство, отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. В него иногда включают отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства (сельскохозяйственное машиностроение и др.). С ним непосредственно связаны строительство, торговля и общественное питание. В составе АПК выделяют также производственную и социальную инфраструктуру (элеваторно-складское хозяйство, ветеринарное обслуживание, ремонтная база, транспортное хозяйство, учреждения культуры и т.п.).
Процесс интегрирования сельского хозяйства и перерабатывающих его сырье предприятий дает возможность преодолеть пространственный разрыв между сырьевыми зонами и районами производства готовой продукции, обеспечить их хозяйственное сближение, сужение границ специализированных ареалов возделывания тех или иных культур.
Развитию АПК уделяется особое внимание в ходе структурной перестройки экономики. Это объясняется существующим отставанием сельского хозяйства, его низкой рентабельностью, нерешенностью проблемы обеспечения населения и промышленности высококачественными отечественными продуктами питания и промышленным сырьем.
В агропромышленном комплексе политика правительства будет направлена на формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора на основе обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночной среде с ориентацией на собственные ресурсы.
Исходя из сложившейся ситуации, можно выделить следующие важнейшие направления структурной политики в агропромышленном комплексе:
· активизация работы по преобразованию земельных отношений на основе предоставления земли сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в собственность, бессрочное постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, а также развитие земельного рынка;
· равноправное развитие всех форм собственности и землевладения;
· поддержка разнообразных агропромышленных формирований (сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий) с полным циклом производства;
· привлечение частного капитала в аграрный сектор путем создания сельскохозяйственных и других банков для кредитования сельских товаропроизводителей;
· использование централизованного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая;
· стимулирование частных и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность АПК;
· бюджетное финансирование затрат на ведение племенного дела, селекцию и семеноводство, фундаментальные научные исследования, направленные на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространение вредителей растенийи охрану окружающей среды.
Воспроизводственная структура экономики определяется соотношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением. Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.
Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.
Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.
Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете концентрируется 28-30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32-34% ВВП. Оптимальный уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3-3,5% ВВП. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.
Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:
· добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);
· промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);
· агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).
Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.
Выводы
1. Народнохозяйственный комплекс отражает экономическое и социальное развитие общества, углубление разделения труда, интеграционные процессы, происходящие в мире.
2. Экономика подразделяется на различные сферы и подразделения: материальное производство и непроизводственную сферу, сектор нефинансовых и финансовых корпораций, сектор государственных учреждений и домашних хозяйств, сектор науки и «остальной мир».
3. Отраслевая структура отражает основные виды производственно-хозяйственной деятельности: рыночное и нерыночное производство, отрасли, производящие товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.
4. Предприятие необходимо рассматривать в системе национальной экономики. Процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, влияют на все стороны деятельности предприятия, определяют направления его дальнейшего развития.
5. Знание тенденций развития экономики на макроуровне необходимо для разработки перспективной политики предприятия, повышения его конкурентоспособности.
6. Государственная экономическая политика регулирует процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, непосредственно затрагивает различные аспекты деятельности предприятия.
7. Структурная перестройка экономики отражает процессы, происходящие в различных сферах экономики: отраслях, регионах, в области капитальных вложений и инвестиций.
Источник