Сценарий праздника прощания с Азбукой «Весёлое путешествие от А до Я».
1. Янчукова Ольга Петровна
2. МБОУ «Октябрьская школа №1» , Республика Крым
3. Учитель начальных классов
Сценарий праздника прощания с Азбукой
Весёлое путешествие от А до Я
Сигналом к началу праздника стала фонограмма песни Шаинского «Чему учат в школе».
Девчонки и мальчишки!
2.Мы сегодня очень рады
Нашим мамам, нашим папам.
Мы приветствуем гостей,
Почему н е на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложки, и закладок нет…
Все взволнованы немножко…
В чём же здесь секрет?
Праздник Азбуки сегодня,
Отмечаем мы , друзья!
3 .В день осенний, в день чудесный,
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
4 .Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.
Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали, благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге — Азбуке. Расскажите о своих успехах нашим гостям.
1. Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разны:
2. Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать.
3. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.
4. Дружат гласная с согласной.
Составляют вместе слог.
«Ма» и «ша», а вместе «Маша»
К нам явилась на урок.
5. Если слоги встанут рядом,
«Ты» и «ква», а вместе: «тыква»,
«Со» и «ва», читай: «сова».
6.Соединили мы два слова— И предложение готово: Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.
Стихи и рассказы
Опоздать нельзя на праздник-
Это каждый знает !
Мчится поезд – первоклассник,
Так садись в счастливый поезд
И помчим от А до Я .
8.И песенка, и песенка
В пути нам пригодится.
Учиться надо весело,
Чтоб хорошо учиться!
«Чу-чу-чу, — говорит паровоз,-
Прямо к Азбуке я ребятишек провёз!»
— Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я – королева Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Буквы — значки, как бойцы на парад В чётком порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется всё. ( алфавит ).
Остановка первая — « Алфавитная». А вы, ребята, знаете алфавит? Расскажите, пожалуйста. (Дети рассказывают алфавит.)
За ребят я очень рада!
Хоть малы еще на вид,
Знают русский алфавит.
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
А буквы, которые не обозначают звуки?
Всем известно: буква «Я» в азбуке последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Учитель: Буквы в азбуке у нас Жили, не тужили, Весело дружили. Где никто не ссорится — Там и дело спорится. Только раз всё дело стало Из-за страшного скандала: Буква «Я» в строку не встала, Взбунтовалась буква .
Буква Я: Я хочу, чтобы повсюду Впереди стояло «Я» Не хочу стоять в ряду. Быть желаю на виду!
Учитель: Говорят ей:
Все: Встань на место! Учитель: Отвечает:
Буква Я: Не пойду.
Я ведь вам не просто буква, Я — местоимение!
Вы в сравнении со мною недоразумение. Ни более, ни менее!
Учитель: Тут вся азбука пришла В страшное волнение.
Учитель: Сердито «эс» сказада. «В» кричит:
Буква В: Воображала! Это всякий так бы смог!
Мягкий знак: Попробуй потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.
Учитель: Вдруг промямлил Мягкий знак,
А сердитый Твёрдый знак
Молча показал кулак.
Учитель: Закричали гласные.
Буква А: Не хватало только драки, А ещё согласные!
Буква О: Надо раньше разобраться, А потом уже и драться.
Буква У: Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймёт.
Твёрдый знак: Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперёд!
Буква С: Ведь никто в таком письме Не поймёт ни «бэ» ни «мэ».
Буква Я: Не хочу водится с вами!
Буду делать всё сама Хватит у меня ума!
Учитель: Тут все буквы улыбнулись.
Меж собой переглянулись, И ответил дружный хор:
Все: Хорошо идём на спор!
Буква В: Если сможешь в одиночку Написать хотя бы строчку. Правда стало быть твоя!
Буква Я: Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я».
Учитель: Буква Я взялась за дело, Целый час она пыхтела, и кряхтела, и потела,
Написать она сумела Только «Я, Я, Я, Я, Я, Я».
Все: Ха — ха — ха — ха — ха.
Учитель: «О» от смеха покатилась, «А» за голову схватилась, «В» и «С» поджали рот. Буква «Я» сперва крепилась, А потом как заревёт.
Буква Я: Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину! Я согласна встать, ребята. Даже после буквы «Ю».
Учитель: И решил весь алфавит.
Все: Если хочет пусть стоит!
Деловедь совсем не в месте. Дело в том, что все мы — вместе! В том, что б все от «А» до «Я» Жили, как одна семья!
Азбука: В дружбе сила навсегда!
Помни это, детвора!
Вы как буковки дружите
И друг другом дорожите!
Отправляемся в дорогу. Давайте захватим с собой песенку о дружбе.
А вот и следующая остановка — Стихотворная. Ребята, расскажите, пожалуйста, стихотворения о моих буквах.
В этой букве нет угла, Оттого она кругла, До того она кругла — Покатиться бы смогла.
Буква «Э» на «С» дивится, Словно в зеркальце глядится. Сходство есть наверняка. Только нету языка!
Вот буква «В» видна в дали, Красивая,витая,
Как будто крендель испекли, Приезжих ожидая.
Букву П в спортивном зале
Ну-ка, ну-ка, не ленись—
Подойди и подтянись!
«X» — забавная игрушка. Деревянная вертушка. Ветру вольному игрушка.
Из ведра не просто так Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твёрдый знак. Чтобы не облиться.
Буква «Т» стоит на крыше: Телевизор в доме том.
«Т» — в антенну превратилась И на рынке очутилась.
Эта буква широка И похожа на жука
И при этом точно жук Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж
Азбука: В поезд можете садиться. Этот поезд быстро мчится От границы до границы. Прибавляет по пути К трём четыре, два к пяти. Чуть пеналами гремит, Чуть губами шевелит, Изучая алфавит.
Учитель: Отправляемся в путь, а чтобы в дороге мы не заскучали, давайте поиграем.
-Какие слова спрятались в слове ПЕРВОКЛАССНИК?
Молодцы. Вот пришёл теперь черёд сыграть в игру наоборот
Скажу я слово высоко, А ты ответишь — низко. Скажу я слово далеко, А ты ответишь — близко. Скажу я слово грязно,
А ты ответишь – чисто Скажу я слово – тихо, А ты ответишь — громко. Теперь начало я скажу. Ну, отвечай — конец!
Да, конец нашему отдыху, ведь мы приближаемся к следующей станции- Спортивной. Наш вышли встречать настоящие спортсмены- удальцы.
1. Вы стоите на площадке,
Начинаем мы зарядку.
Гибкость всем нужна на свете.
Будем наклоняться, дети.
Раз – направо, два – налево.
Всё мы делаем умело.
Руки вверх, ноги врозь,
Так давно уж повелось.
Три наклона сделай вниз,
На четыре поднимись.
3.Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень.
Раз, два, три, четыре –
Будешь самым сильным в мире.
4.В заключенье, в добрый час,
Пошагаем мы сейчас.
Раз, два, три, четыре –
Будем в дружбе жить и в мире.
Молодцы, ребята. Доброго вам пути!
Азбука: Нам желают: Доброго пути!
Будет легче ехать идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь.
А вот и следующая остановка — Сказочная. На моих уроках вы часто слушали и рассказывали сказки. Расскажите, пожалуйста, сказку.
Вот что с буквами случилось
Сказочник: Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «Победа». Написал под картинкой печатными буквами ПОБЕДА.
Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква П.
Ёжик : Поставлю ее, перед своим домом.
Хорошие ворота будут.
Сказочник : Взвалил букву на спину и унес.
Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал:
Медведь: Нет у меня сегодня . ( дети читают ОБЕДА)
Верно! Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для бочки.
Сказочник: Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку.
А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается.
Вдруг страшное слово увидел. ( БЕДА).
Зайчик: Ой, где беда?!
Сказочник: заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябину упала, а Зайчик умчался в лес. Прилетел Аист. Вкусное слово увидал ( ЕДА).
Аист: А в траве и верно еда:
Лягушек — сколько хочешь.
Сказочник: Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес. Тут Баран пришел. Заблеял обиженно.
Баран: Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
Сказочник: А буквы ему: (дети Да).
Разозлился Баран, сбил рогами букву Д. Осталась последняя буква — А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а!
Чтобы не скучать букве А без работы, без друзей-товарищей, мы дадим букве работу. Попросим ее превратить одни слова в другие. Вот два слова: пар, рот. Добавьте к ним букву А и скажите, какие слова у вас получились, что они обозначают.
Азбука: Молодцы, ребята. А давайте поиграем в «Угадайку». Согласны? Тогда внимательно послушайте условия. Я буду читать стихи о ваших любимых героях. Как только я остановлюсь, вы должны будете назвать этого героя. Слушайте внимательно.
Лечит маленьких детей. Лечит маленьких зверей. Сквозь очки на всех глядит Добрый доктор . ( Айболит )
Появилась девочка в чашечке цветка И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот какая девочка, как она мала. Кто же это? (Дюймовочка)
С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Всюду нос суёт свой длинный. Кто же это? (Буратино)
(Вбегает Буратино, за спиной у него ранец, в ранце букварь.)
Буратино: Нет на свете таких дел.
Чтоб я делать не умел.
Как я ловок, как я смел.
Деревянный я мальчишка.
Про меня смешная книжка.
Про меня в кино картина.
Все ребята мне друзья,
Очень смелый Буратино,
Буратино, — тино, -тино, Буратино — это я!
О-го! Куда это я попал? Сколько ребят! Здесь, наверное, кукольное представление? Я ужжжасно хочу посмотреть! Ой-ой-ой! Ну я же шёл совсем не в театр. Ведь говорящий Сверчок велел мне идти в школу. А мой добрый, заботливый папочка продал свою последнюю курточку, чтобы купить мне Азбуку с чудесными картинками. Ну я же не могу пройти мимо такого представления. Школа же никуда не уйдёт! Я только взгляну, послушаю с вами — и бегом школу!
(Появляются лиса Алиса икот Базилио)
Алиса: Здравствуй, глупенький Буратино. Куда ты так спешишь?
Буратино: Не видишь, сколько зрителей собралось. Сейчас буде представление. А потом в школу! Я обещал папе Карло стать грамотным, умненьким и благоразумненьким Буратиночкой.
Базилио: А что у тебя в этой торбе за спиной?
Буратино: Ты какой ты отсталый, Базилио. Это ранец, а в нём Учёная книга Азбука!
Алиса: Ох-ох-ох! Букварь! Не доведёт тебя до добра это ученье.Вот я училась, училась и гляди — после таких нормативов по физкультуре хожу на одной лапе.
Базилио: Вот-вот! А я из-за этого учения глаз лишился. Видишь, совсем слепой стал, читал много.
Мальвина: Не слушай ты их, Буратино. Они ужасные обманщики, драчуны невежды. Ты ведь сам понимаешь, как это важно научиться считать, писать читать. Вот когда я была твоей воспитательницей. ..
Буратино: Тоже мне воспитательница. Разве так воспитывают детей? Так не сиди, так не ешь. Ребёнок, может, ещё Азбуку не освоил, а она сразу в чулан.
Алиса: Весёленький, чудненький Буратино, не дружи с ней. Пойдём лучше нами в Страну дураков, там будешь счастлив от лени, весел от глупости, скучен от безделья.
Базилио: За нами, Буратино, в Страну дураков!
Мальвина: Нет — нет! Буратино, я не пушу тебя с ними.
Буратино: А я и сам не пойду. Меня не проведёшь! Я уже не тако легкомысленный, как раньше. Я теперь умненький и знаю, где золотой ключик. Он в Азбуке. И получает его тот, кто дочитал Азбуку до самой последней страницы.
Мальвина: Буратино, а ты знаешь, что мы как раз сейчас на празднике прощания с Азбукой
Все эти буквы заучи. Их три десятка с лишним, Но для тебя они ключи Ко всем хорошим книжкам.
Буратино: В дорогу взять не позабудь Ключей надёжных связку. В любой рассказ найдёшь ты путь. Войдёшь в любую сказку. (Раздают детям ключики.)
До свидания, ребята. Доброго вам пути!
Азбука: А вот и последняя наша станция — Книжкин дом.
Под крымским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.
Читай книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? … Да или нет? (Нет).
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да).
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет).
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Учитель: Для тебя мы, Азбука, песенку споём
Азбука: Что ж, ребята, значит, здесь Время нам прощаться. Ну а дружбе с новой книгой Только начинаться.
Источник
Сценарий праздника: Прощание с азбукой
Цель: выявить полученные знания на уроках обучения грамоте;
составить модель »Речь – Звук/буква»
закрепить понятия »речь», »предложение», »слово», »слог», »звук/буква»;
воспитывать интерес к занятиям русского языка.
Форма: праздник для 1 класса
Оборудование: Замок Волшебницы Речи (модель); карточки: речь, предложение, слово, слог, буква/звук, »БДМ ВСГД ВМСТ!», »УЕ ЕА ЕЕ!», »Будем всегда вместе!»; рисунок: корабль, соответствующие рисунки, к стихотворению Бориса Заходера «Песенка-азбука», где изображены буквы; крупные значки гласных букв, слова »капитан», »матрос», »моряк»; схема слова »моряк»; дипломы.
Действующие лица: учитель, пират, ведущий — ученик.
Ход праздника
I. Вступление.
Учитель. Давайте вспомним день веселый
Что в сентябре нас здесь собрал.
Ребенок Он подружил нас всех со школой
Удачный старт учебе дал!
Потом мы в класс пришли.
У. И тайна была открыта для ребят!
Р. Теперь мы в океане Знаний
А наша комната корабль.
У. Да, да, корабль! А вы! Кто, вы?
Р. (все) Мы – капитаны.
Отважно все пустились в путь!
Р. С тех пор, друзья, ежеминутно
Вперед стремится наш корабль.
И ветры дуют нам попутно,
И океан нас встретить рад.
Мы дружно грамоте учились.
Бывало трудно, честно говоря.
И все-таки мы многого добились!
И вот на празднике, друзья!
II. Основная часть.
У. Дорогие, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.
На чем мы будем путешествовать? (на корабле)
Ребята, но чтобы попасть на корабль и совершить на нем кругосветное путешествие по »Азбуке», нам нужно отгадать верно загадки.
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться.
Надо грамоте учиться. (Книга)
От рождения немые.
А как только станут в ряд.
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)
Написать по мне сумей – ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я? (Тетрадь)
У. И вот. Ребята, мы на корабле. Но корабль не отплывает. Что же мы забыли? А забыли мы начать строить чудесный замок Волшебницы Речи. Посмотрите вот этот замок. На верхнем этаже живет Волшебница Речь.
А для кого же 1-ый этаж? Попробуйте угадайте.
У. Да, это они звуки Волшебницы Речи! А на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?
— А с помощью чего мы можем обозначить звуки? (с помощью букв – специальных значков). А буквы любят поиграть. Игра называется »Найди свою пару». Выходите все гласные буквы. Для вас звучит музыка. Ваша задача найти свою пару в танце.
На сцене появляются дети с крупно написанными значками гласных букв. Они кружатся под музыку и в танце подходят к своей паре, образуют пары ая, оё, эе, ую, иы и выстраиваются перед зрителями.
— Итак, какие пары у нас получились? (каждый ребенок называет букву своего соседа).
Все гласные звуки и буквы мы с вами вспомнили, а вот вспомните какие бывают согласные звуки? (мягкие, твердые, глухие, звонкие)
А вот вам и первое задание (на доске написаны слова »матрос», »моряк», »капитан» и дана схема слова). Давайте хором прочитаем слова. Подберите нужное слово к схеме.
Верно, это слово »моряк».
— Так, кто же живет на 1-ом этаже чудесного замка Волшебницы Речи? (звуки и буквы)
Итак, мы с вами отплываем по стране Азбуке. Однажды в этой стране со всеми звуками произошла такая история. Послушайте ее.
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и, никак. Кашлянули: -»Кх!». Потом чихнули: »Пчх!». Зачем-то позвали кошку: »Кс! Кс! Кс!». И заскучали… вдруг: »Тсс!» показалось им кто-то где-то рыдает. Прислушались: »А-а-а-а! О-о-о-о!’ это кричали гласные. Они плакали как малые дети и аукали: »Ау! Уа!» и тогда согласные крикнули им (вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:
И услышали в ответ радостное, но тоже непонятное:
Заключили буквы мир, снова встали рядом и внятно сказали:
Будем всегда вместе!
И с тех пор никогда больше не разлучались.
У. Ребята, а как называется страница в азбуке, где буквы всегда вместе? (алфавит)
А кто же живет на 2-ом этаже замка? Что получится, если подружится гласная с согласным? Если они сольются? (слог) как отличить слог от простого соединения букв? (в слоге всегда есть гласный звук, который образует слог)
Вот вам и второе задание. Среди данных соединений найдите только слоги. Если вы их правильно назовете, то у вас получится какое-то предложение.
До тр сви кл да ж ни свт я пр ре мп гь бя зв та (До свидания ребята!)
Ребята, как вы думаете кто вам может говорить такие лова? (сама Азбука)
Итак, на 2-ом этаже живут … (слоги)
Кто же тогда живет на 3-м этаже замка? Что мы составляем из слогов? (слова)
Вот вам и третье здание. Вот слова, но первые буквы перепутались и вот, что получилось. Переставьте, у этих слов только 1-ые буквы.
А какое из этих слов произошло из старославянских букв »аз и буки»? (азбука)
А кто же поселился на 4-м этаже? (предложение)
Вот и заселили домик Волшебницы Речи. (Стук в дверь. Вбегает пират)
У. Ой, ребята, а это кто хочет помешать нашему путешествию? (пират)
П. А зачем вы тут собрались? Как вас много!
У. Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила? (дети читают стихи)
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
И учительница наша
Начинала с азбуки.
И директор наш, ребята,
С азбукой ходил когда-то.
Все ходили в первый класс.
Наша очередь сейчас.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
В азбуку теперь гляжу
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю:
Мы узнали на уроке
Как писать и »а» и »р».
И узнали, например,
Говорят не »рэ», а »эр».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
А можно взять и прочитать!
П. Да. Важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!. Возьмете? Спасибо! В какую каюту мне пройти?
У. Проходи в каюту № 3. Ребята, а что такое »каюта» на корабле? (помещение на корабле для пассажиров)
Вот вам и четвертое задание. Составьте схему этого слова. (каждый у себя на парте).
Сколько слогов в этом слове? (3) Почему?
Какой ударный? (2-ой)
Сколько букв в этом слове? (5) А звуков? (6)
Почему звуков больше, чем букв? (потому что »ю» обозначает 2 звука)
А какие еще буквы мы называем особыми? (е ё я)
П. Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите, а вы их целый год учили.
У. Да, что ты, это не все буквы. Сколько букв у нас всего? (33) сейчас они расскажут о себе. (Дети читают стихи в руках соответствующие рисунки)
Тридцать три родных сестрицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же –
Прикатили на еже.
Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха –
Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!
Пять сестренок опоздали –
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети, –
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
У. Буковок маленьких капли-значки
Дружно сливаются в слов ручейки.
Вот ручейки эти стали рекой,
Что называется Азбукой.
А впереди простирается море,
Там, на широком и вольном просторе,
Там, в море Знаний, где волны и ветер,
Милую Азбуку помните, дети!
III. Заключение.
Вот и подошел конец нашему путешествию по Азбуке. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам. А Азбука вам говорит: »До свидания!»
Р. До свидания! До свидания!
Источник