Сценарии путешествие по буквам

Сценарий праздника прощания с Азбукой «Весёлое путешествие от А до Я».

1. Янчукова Ольга Петровна

2. МБОУ «Октябрьская школа №1» , Республика Крым

3. Учитель начальных классов

Сценарий праздника прощания с Азбукой

Весёлое путешествие от А до Я

Сигналом к началу праздника стала фонограмма песни Шаинского «Чему учат в школе».

Девчонки и мальчишки!

2.Мы сегодня очень рады

Нашим мамам, нашим папам.

Мы приветствуем гостей,

Почему н е на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли с Азбуки обложки, и закладок нет…

Все взволнованы немножко…

В чём же здесь секрет?

Праздник Азбуки сегодня,

Отмечаем мы , друзья!

3 .В день осенний, в день чудесный,

В класс несмело мы вошли.

Азбуки (для всех подарок)

На столах своих нашли.

4 .Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли.

Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали, благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге — Азбуке. Расскажите о своих успехах нашим гостям.

1. Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разны:

2. Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестрёнку баюкать.

3. А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть.

Но не хочется им петь.

4. Дружат гласная с согласной.

Составляют вместе слог.

«Ма» и «ша», а вместе «Маша»

К нам явилась на урок.

5. Если слоги встанут рядом,

«Ты» и «ква», а вместе: «тыква»,

«Со» и «ва», читай: «сова».

6.Соединили мы два слова— И предложение готово: Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.

Стихи и рассказы

Опоздать нельзя на праздник-

Это каждый знает !
Мчится поезд – первоклассник,

Так садись в счастливый поезд

И помчим от А до Я .

8.И песенка, и песенка

В пути нам пригодится.

Учиться надо весело,

Чтоб хорошо учиться!

«Чу-чу-чу, — говорит паровоз,-

Прямо к Азбуке я ребятишек провёз!»

— Здравствуйте, дети! Узнали меня?

Я – королева Азбука, учу читать,

Меня никак нельзя не знать.

Буквы — значки, как бойцы на парад В чётком порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется всё. ( алфавит ).

Остановка первая — « Алфавитная». А вы, ребята, знаете алфавит? Расскажите, пожалуйста. (Дети рассказывают алфавит.)

За ребят я очень рада!

Хоть малы еще на вид,

Знают русский алфавит.

А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

А буквы, которые не обозначают звуки?

Всем известно: буква «Я» в азбуке последняя.

А известно ли кому, отчего и почему?

Ну так слушайте рассказ.

Учитель: Буквы в азбуке у нас Жили, не тужили, Весело дружили. Где никто не ссорится — Там и дело спорится. Только раз всё дело стало Из-за страшного скандала: Буква «Я» в строку не встала, Взбунтовалась буква .

Буква Я: Я хочу, чтобы повсюду Впереди стояло «Я» Не хочу стоять в ряду. Быть желаю на виду!

Учитель: Говорят ей:

Все: Встань на место! Учитель: Отвечает:

Буква Я: Не пойду.

Я ведь вам не просто буква, Я — местоимение!

Вы в сравнении со мною недоразумение. Ни более, ни менее!

Учитель: Тут вся азбука пришла В страшное волнение.

Учитель: Сердито «эс» сказада. «В» кричит:

Буква В: Воображала! Это всякий так бы смог!

Мягкий знак: Попробуй потолкуй с такой особой!

Нужен к ней подход особый.

Учитель: Вдруг промямлил Мягкий знак,

А сердитый Твёрдый знак

Молча показал кулак.

Учитель: Закричали гласные.

Буква А: Не хватало только драки, А ещё согласные!

Буква О: Надо раньше разобраться, А потом уже и драться.

Буква У: Мы же грамотный народ!

Буква «Я» сама поймёт.

Твёрдый знак: Разве мыслимое дело

Всюду «Я» совать вперёд!

Буква С: Ведь никто в таком письме Не поймёт ни «бэ» ни «мэ».

Буква Я: Не хочу водится с вами!

Буду делать всё сама Хватит у меня ума!

Учитель: Тут все буквы улыбнулись.

Меж собой переглянулись, И ответил дружный хор:

Все: Хорошо идём на спор!

Буква В: Если сможешь в одиночку Написать хотя бы строчку. Правда стало быть твоя!

Буква Я: Чтобы я да не сумела,

Я ж не кто-нибудь, а «Я».

Учитель: Буква Я взялась за дело, Целый час она пыхтела, и кряхтела, и потела,

Написать она сумела Только «Я, Я, Я, Я, Я, Я».

Все: Ха — ха — ха — ха — ха.

Учитель: «О» от смеха покатилась, «А» за голову схватилась, «В» и «С» поджали рот. Буква «Я» сперва крепилась, А потом как заревёт.

Буква Я: Я, ребята, виновата!

Признаю свою вину! Я согласна встать, ребята. Даже после буквы «Ю».

Учитель: И решил весь алфавит.

Все: Если хочет пусть стоит!

Деловедь совсем не в месте. Дело в том, что все мы — вместе! В том, что б все от «А» до «Я» Жили, как одна семья!

Азбука: В дружбе сила навсегда!

Помни это, детвора!

Вы как буковки дружите

И друг другом дорожите!

Отправляемся в дорогу. Давайте захватим с собой песенку о дружбе.

А вот и следующая остановка — Стихотворная. Ребята, расскажите, пожалуйста, стихотворения о моих буквах.

В этой букве нет угла, Оттого она кругла, До того она кругла — Покатиться бы смогла.

Буква «Э» на «С» дивится, Словно в зеркальце глядится. Сходство есть наверняка. Только нету языка!

Вот буква «В» видна в дали, Красивая,витая,

Как будто крендель испекли, Приезжих ожидая.

Букву П в спортивном зале

Ну-ка, ну-ка, не ленись—

Подойди и подтянись!

«X» — забавная игрушка. Деревянная вертушка. Ветру вольному игрушка.

Из ведра не просто так Нам воды напиться:

Нужен ковшик — твёрдый знак. Чтобы не облиться.

Буква «Т» стоит на крыше: Телевизор в доме том.

«Т» — в антенну превратилась И на рынке очутилась.

Эта буква широка И похожа на жука

И при этом точно жук Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж

Азбука: В поезд можете садиться. Этот поезд быстро мчится От границы до границы. Прибавляет по пути К трём четыре, два к пяти. Чуть пеналами гремит, Чуть губами шевелит, Изучая алфавит.

Учитель: Отправляемся в путь, а чтобы в дороге мы не заскучали, давайте поиграем.

-Какие слова спрятались в слове ПЕРВОКЛАССНИК?

Молодцы. Вот пришёл теперь черёд сыграть в игру наоборот

Скажу я слово высоко, А ты ответишь — низко. Скажу я слово далеко, А ты ответишь — близко. Скажу я слово грязно,

А ты ответишь – чисто Скажу я слово – тихо, А ты ответишь — громко. Теперь начало я скажу. Ну, отвечай — конец!

Да, конец нашему отдыху, ведь мы приближаемся к следующей станции- Спортивной. Наш вышли встречать настоящие спортсмены- удальцы.

1. Вы стоите на площадке,

Начинаем мы зарядку.

Гибкость всем нужна на свете.

Будем наклоняться, дети.

Раз – направо, два – налево.

Всё мы делаем умело.

Руки вверх, ноги врозь,

Так давно уж повелось.

Три наклона сделай вниз,

На четыре поднимись.

3.Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

Раз, два, три, четыре –

Будешь самым сильным в мире.

4.В заключенье, в добрый час,

Пошагаем мы сейчас.

Раз, два, три, четыре –

Будем в дружбе жить и в мире.

Молодцы, ребята. Доброго вам пути!

Азбука: Нам желают: Доброго пути!

Будет легче ехать идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь.

А вот и следующая остановка — Сказочная. На моих уроках вы часто слушали и рассказывали сказки. Расскажите, пожалуйста, сказку.

Вот что с буквами случилось

Сказочник: Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «Победа». Написал под картинкой печатными буквами ПОБЕДА.

Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква П.

Ёжик : Поставлю ее, перед своим домом.

Хорошие ворота будут.

Сказочник : Взвалил букву на спину и унес.

Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал:

Медведь: Нет у меня сегодня . ( дети читают ОБЕДА)

Верно! Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для бочки.

Сказочник: Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку.

А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается.

Вдруг страшное слово увидел. ( БЕДА).

Зайчик: Ой, где беда?!

Сказочник: заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябину упала, а Зайчик умчался в лес. Прилетел Аист. Вкусное слово увидал ( ЕДА).

Аист: А в траве и верно еда:

Лягушек — сколько хочешь.

Сказочник: Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес. Тут Баран пришел. Заблеял обиженно.

Баран: Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

Сказочник: А буквы ему: (дети Да).

Разозлился Баран, сбил рогами букву Д. Осталась последняя буква — А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а!

Чтобы не скучать букве А без работы, без друзей-товарищей, мы дадим букве работу. Попросим ее превратить одни слова в другие. Вот два слова: пар, рот. Добавьте к ним букву А и скажите, какие слова у вас получились, что они обозначают.

Азбука: Молодцы, ребята. А давайте поиграем в «Угадайку». Согласны? Тогда внимательно послушайте условия. Я буду читать стихи о ваших любимых героях. Как только я остановлюсь, вы должны будете назвать этого героя. Слушайте внимательно.

Лечит маленьких детей. Лечит маленьких зверей. Сквозь очки на всех глядит Добрый доктор . ( Айболит )

Появилась девочка в чашечке цветка И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот какая девочка, как она мала. Кто же это? (Дюймовочка)

С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Всюду нос суёт свой длинный. Кто же это? (Буратино)

(Вбегает Буратино, за спиной у него ранец, в ранце букварь.)

Буратино: Нет на свете таких дел.

Чтоб я делать не умел.

Как я ловок, как я смел.

Деревянный я мальчишка.

Про меня смешная книжка.

Про меня в кино картина.

Все ребята мне друзья,

Очень смелый Буратино,

Буратино, — тино, -тино, Буратино — это я!

О-го! Куда это я попал? Сколько ребят! Здесь, наверное, кукольное представление? Я ужжжасно хочу посмотреть! Ой-ой-ой! Ну я же шёл совсем не в театр. Ведь говорящий Сверчок велел мне идти в школу. А мой добрый, заботливый папочка продал свою последнюю курточку, чтобы купить мне Азбуку с чудесными картинками. Ну я же не могу пройти мимо такого представления. Школа же никуда не уйдёт! Я только взгляну, послушаю с вами — и бегом школу!

(Появляются лиса Алиса икот Базилио)

Алиса: Здравствуй, глупенький Буратино. Куда ты так спешишь?

Буратино: Не видишь, сколько зрителей собралось. Сейчас буде представление. А потом в школу! Я обещал папе Карло стать грамотным, умненьким и благоразумненьким Буратиночкой.

Базилио: А что у тебя в этой торбе за спиной?

Буратино: Ты какой ты отсталый, Базилио. Это ранец, а в нём Учёная книга Азбука!

Алиса: Ох-ох-ох! Букварь! Не доведёт тебя до добра это ученье.Вот я училась, училась и гляди — после таких нормативов по физкультуре хожу на одной лапе.

Базилио: Вот-вот! А я из-за этого учения глаз лишился. Видишь, совсем слепой стал, читал много.

Мальвина: Не слушай ты их, Буратино. Они ужасные обманщики, драчуны невежды. Ты ведь сам понимаешь, как это важно научиться считать, писать читать. Вот когда я была твоей воспитательницей. ..

Буратино: Тоже мне воспитательница. Разве так воспитывают детей? Так не сиди, так не ешь. Ребёнок, может, ещё Азбуку не освоил, а она сразу в чулан.

Алиса: Весёленький, чудненький Буратино, не дружи с ней. Пойдём лучше нами в Страну дураков, там будешь счастлив от лени, весел от глупости, скучен от безделья.

Базилио: За нами, Буратино, в Страну дураков!

Мальвина: Нет — нет! Буратино, я не пушу тебя с ними.

Буратино: А я и сам не пойду. Меня не проведёшь! Я уже не тако легкомысленный, как раньше. Я теперь умненький и знаю, где золотой ключик. Он в Азбуке. И получает его тот, кто дочитал Азбуку до самой последней страницы.

Мальвина: Буратино, а ты знаешь, что мы как раз сейчас на празднике прощания с Азбукой

Все эти буквы заучи. Их три десятка с лишним, Но для тебя они ключи Ко всем хорошим книжкам.

Буратино: В дорогу взять не позабудь Ключей надёжных связку. В любой рассказ найдёшь ты путь. Войдёшь в любую сказку. (Раздают детям ключики.)

До свидания, ребята. Доброго вам пути!

Азбука: А вот и последняя наша станция — Книжкин дом.

Под крымским небосводом

Книгу любят и хранят.

Пусть же крепнет с каждым годом

Дружба книги и ребят.

Читай книгу с интересом,

В каждой книге есть совет.

Книга станет лучшим другом.

Друга бросите вы? … Да или нет? (Нет).

Будь ты с книгой аккуратен,

Сохрани на много лет.

Не рисуй, не ставь в ней пятен.

Все тебе понятно? (Да).

Книги многое расскажут,

Не обманут никогда.

Нужно только быть прилежным.

Будете лениться? (Нет).

Знайте, каждая из книжек,

Словно яркая звезда.

Книги знайте и любите.

Будете беречь их? (Да).

Учитель: Для тебя мы, Азбука, песенку споём

Азбука: Что ж, ребята, значит, здесь Время нам прощаться. Ну а дружбе с новой книгой Только начинаться.

Источник

Сценарий праздника: Прощание с азбукой

Цель: выявить полученные знания на уроках обучения грамоте;

составить модель »Речь – Звук/буква»

закрепить понятия »речь», »предложение», »слово», »слог», »звук/буква»;

воспитывать интерес к занятиям русского языка.

Форма: праздник для 1 класса

Оборудование: Замок Волшебницы Речи (модель); карточки: речь, предложение, слово, слог, буква/звук, »БДМ ВСГД ВМСТ!», »УЕ ЕА ЕЕ!», »Будем всегда вместе!»; рисунок: корабль, соответствующие рисунки, к стихотворению Бориса Заходера «Песенка-азбука», где изображены буквы; крупные значки гласных букв, слова »капитан», »матрос», »моряк»; схема слова »моряк»; дипломы.

Действующие лица: учитель, пират, ведущий — ученик.

Ход праздника

I. Вступление.

Учитель. Давайте вспомним день веселый

Что в сентябре нас здесь собрал.

Ребенок Он подружил нас всех со школой

Удачный старт учебе дал!

Потом мы в класс пришли.

У. И тайна была открыта для ребят!

Р. Теперь мы в океане Знаний

А наша комната корабль.

У. Да, да, корабль! А вы! Кто, вы?

Р. (все) Мы – капитаны.

Отважно все пустились в путь!

Р. С тех пор, друзья, ежеминутно

Вперед стремится наш корабль.

И ветры дуют нам попутно,

И океан нас встретить рад.

Мы дружно грамоте учились.

Бывало трудно, честно говоря.

И все-таки мы многого добились!

И вот на празднике, друзья!

II. Основная часть.

У. Дорогие, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.

На чем мы будем путешествовать? (на корабле)

Ребята, но чтобы попасть на корабль и совершить на нем кругосветное путешествие по »Азбуке», нам нужно отгадать верно загадки.

Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться.

Надо грамоте учиться. (Книга)

От рождения немые.

А как только станут в ряд.

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

Написать по мне сумей – ка!

Можешь и нарисовать

Что такое я? (Тетрадь)

У. И вот. Ребята, мы на корабле. Но корабль не отплывает. Что же мы забыли? А забыли мы начать строить чудесный замок Волшебницы Речи. Посмотрите вот этот замок. На верхнем этаже живет Волшебница Речь.

А для кого же 1-ый этаж? Попробуйте угадайте.

У. Да, это они звуки Волшебницы Речи! А на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?

— А с помощью чего мы можем обозначить звуки? (с помощью букв – специальных значков). А буквы любят поиграть. Игра называется »Найди свою пару». Выходите все гласные буквы. Для вас звучит музыка. Ваша задача найти свою пару в танце.

На сцене появляются дети с крупно написанными значками гласных букв. Они кружатся под музыку и в танце подходят к своей паре, образуют пары ая, оё, эе, ую, иы и выстраиваются перед зрителями.

— Итак, какие пары у нас получились? (каждый ребенок называет букву своего соседа).

Все гласные звуки и буквы мы с вами вспомнили, а вот вспомните какие бывают согласные звуки? (мягкие, твердые, глухие, звонкие)

А вот вам и первое задание (на доске написаны слова »матрос», »моряк», »капитан» и дана схема слова). Давайте хором прочитаем слова. Подберите нужное слово к схеме.

Верно, это слово »моряк».

— Так, кто же живет на 1-ом этаже чудесного замка Волшебницы Речи? (звуки и буквы)

Итак, мы с вами отплываем по стране Азбуке. Однажды в этой стране со всеми звуками произошла такая история. Послушайте ее.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и, никак. Кашлянули: -»Кх!». Потом чихнули: »Пчх!». Зачем-то позвали кошку: »Кс! Кс! Кс!». И заскучали… вдруг: »Тсс!» показалось им кто-то где-то рыдает. Прислушались: »А-а-а-а! О-о-о-о!’ это кричали гласные. Они плакали как малые дети и аукали: »Ау! Уа!» и тогда согласные крикнули им (вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:

И услышали в ответ радостное, но тоже непонятное:

Заключили буквы мир, снова встали рядом и внятно сказали:

Будем всегда вместе!

И с тех пор никогда больше не разлучались.

У. Ребята, а как называется страница в азбуке, где буквы всегда вместе? (алфавит)

А кто же живет на 2-ом этаже замка? Что получится, если подружится гласная с согласным? Если они сольются? (слог) как отличить слог от простого соединения букв? (в слоге всегда есть гласный звук, который образует слог)

Вот вам и второе задание. Среди данных соединений найдите только слоги. Если вы их правильно назовете, то у вас получится какое-то предложение.

До тр сви кл да ж ни свт я пр ре мп гь бя зв та (До свидания ребята!)

Ребята, как вы думаете кто вам может говорить такие лова? (сама Азбука)

Итак, на 2-ом этаже живут … (слоги)

Кто же тогда живет на 3-м этаже замка? Что мы составляем из слогов? (слова)

Вот вам и третье здание. Вот слова, но первые буквы перепутались и вот, что получилось. Переставьте, у этих слов только 1-ые буквы.

А какое из этих слов произошло из старославянских букв »аз и буки»? (азбука)

А кто же поселился на 4-м этаже? (предложение)

Вот и заселили домик Волшебницы Речи. (Стук в дверь. Вбегает пират)

У. Ой, ребята, а это кто хочет помешать нашему путешествию? (пират)

П. А зачем вы тут собрались? Как вас много!

У. Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила? (дети читают стихи)

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

И учительница наша

Начинала с азбуки.

И директор наш, ребята,

С азбукой ходил когда-то.

Все ходили в первый класс.

Наша очередь сейчас.

Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

Я чернилами сначала

Только палочки писала,

В азбуку теперь гляжу

Буквы смело вывожу

И вот за это говорю:

Мы узнали на уроке

Как писать и »а» и »р».

И узнали, например,

Говорят не »рэ», а »эр».

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

А можно взять и прочитать!

П. Да. Важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!. Возьмете? Спасибо! В какую каюту мне пройти?

У. Проходи в каюту № 3. Ребята, а что такое »каюта» на корабле? (помещение на корабле для пассажиров)

Вот вам и четвертое задание. Составьте схему этого слова. (каждый у себя на парте).

Сколько слогов в этом слове? (3) Почему?

Какой ударный? (2-ой)

Сколько букв в этом слове? (5) А звуков? (6)

Почему звуков больше, чем букв? (потому что »ю» обозначает 2 звука)

А какие еще буквы мы называем особыми? (е ё я)

П. Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите, а вы их целый год учили.

У. Да, что ты, это не все буквы. Сколько букв у нас всего? (33) сейчас они расскажут о себе. (Дети читают стихи в руках соответствующие рисунки)

Тридцать три родных сестрицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же –

Прикатили на еже.

Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха –

Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья!

Пять сестренок опоздали –

Заигрались в прятки,

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети, –

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

У. Буковок маленьких капли-значки

Дружно сливаются в слов ручейки.

Вот ручейки эти стали рекой,

Что называется Азбукой.

А впереди простирается море,

Там, на широком и вольном просторе,

Там, в море Знаний, где волны и ветер,

Милую Азбуку помните, дети!

III. Заключение.

Вот и подошел конец нашему путешествию по Азбуке. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам. А Азбука вам говорит: »До свидания!»

Р. До свидания! До свидания!

Источник

Читайте также:  Сколько времени длилось путешествие колумба
Оцените статью