Экскурсия по родному краю
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия в старшей группе «Экскурсия по родному краю».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 22.74 КБ |
Презентация к конспекту | 2.53 МБ |
Презентация к конспекту (продолжение) | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: « Экскурсия по родному городу »
Цель : развитие познавательного интереса у детей, закрепление знаний о родном городе.
- Обобщить и систематизировать знания детей о названии родного города, его символике.
- Продолжать формировать представления детей о достопримечательностях города, обогащать кругозор детей знаниями о растительном и животном мире, обогащать словарный запас детей.
- Закрепить знания детей по правилам безопасного поведения на дорогах и в лесу.
Предварительная работа: Экскурсии по городу; рассматривание иллюстраций с изображением города и его достопримечательностями; знакомство на занятиях, на прогулках и в совместной деятельности с правилами дорожного движения и с дорожными знаками, правилами поведения в лесу;беседы на природоведческие темы; чтение художественной литературы, дидактические и настольно – печатные игры.
Материал: карта города Балашиха, указка, мольберт, интерактивная доска, загадки, фото для игры «Четвертый лишний», презентация «Экскурсия по родному городу», отрывок из песни «С чего начинается родина…»
В: — Р, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
В: — Ну а теперь, я предлагаю вам глубоко вдохнуть и выдохнуть, и настроиться на разговор со мной. Садитесь на стульчики. Включается песня «С чего начинается Родина…»
В: — Я предлагаю вам послушать отрывок из песни «С чего начинается родина…» — О чем поется в песне?
В: — Как вы считаете, что такое родина? (ответы детей – родной дом, город, край) – Да у каждого человека есть своя малая родина – это место, где он родился и живет, где находится его дом.
В это время на интерактивной доске загорается слайд № 1.
– А где вы живете? (в Балашихе) А как называются люди, которые живут в Балашихе? (балашихинцы) А что мы можем сказать о нашем городе, какой наш город? (он большой, красивый, чистый, подмосковный, старый, многолюдный, современный, …)
В: — Правильно, вот сегодня я приглашаю вас на экскурсию по нашему родному городу. Но прежде чем выходить на улицы большого города, мы должны с вами вспомнить правила дорожного движение. Какие мы знаем правила (переходить улицу через пешеходный переход – надземный, подземный, зебра. Или по сигналу светофора. Пешеходы ходят по тротуару или по обочине на встречу движущемуся транспорту, нельзя выбегать на шоссе).
В: — Р, посмотрите, что это такое? Давайте подойдем и посмотрим. Это карта нашего города, она о многом может нам рассказать. Вы знаете, что изображено на карте голубым цветом? А зеленым? (река; леса и парки).
В: — А коричневым цветом обозначены жилые районы (кварталы).
В: — Посмотрите, а еще есть розовая линия, которая обозначает границы нашего города. Посмотрите, какой у нас большой город ( воспитатель показывает границы указкой )
В: — Посмотрите, наш город в окружении лесов и парков. А через весь город протекает (течет) река.Кто знает, как она называется? (р. Пехорка)
В: — Ну чтоже, пора отправляться на экскурсию. Давайте закроем глаза и скажем: 1.2.3. – крутись, вертись, на берегу реки очутись.Ну вот мы уже и на реке, присядем и отдохнем на ее берегу. (Дети садятся на ковер).
В это время на доске горит слайд № 2 «Пехорка с рыбаками», а дети сидят на ковре.
В: Ой, ребята, смотрите, люди какие-то на реке. Кто они? (рыбаки). А какую рыбу можно поймать в реке? (лещ, карась, щука, …) Если эта рыба водится в реке, то какая она? (речная) А какая еще бывает рыба? (морская) А давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Перед вами рыбы, какая лишняя и почему? (показать на листе формата А-4) А чем отличается морская рыба от речной? (морская обитает в соленой воде, а речная в пресной)
В: — А на реке у нас не только рыбаки.
Показ слайда № 3 «Пехорка с утками»
В: — Посмотрите, кто это? (утки) Какие это птицы? Что вы знаете об утках? (водоплавающая, перелетная, дикая) Утки не улетают, почему? (есть места на нашей речке, где вода не замерзает даже зимой) А как же утки питаются? (Люди приходят и подкармливают уток, и в этих местах на реке есть водоросли)
В: Ребята, дальше мы с вами отправляемся в парк.
В парк мы весело идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
На носочках тихо, тихо
Включается слайд № 4 «Парк, лес»
В лес заходим не спеша.
Только листья под ногами
В: Ребята, так долго мы с вами шли, присядем на полянке. ( Сели на ковер)
В: — Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Появляется слайд № 5 «Правила поведения в лесу», обсудили, поговорили и включается слайд № 6 .
В: — А для чего нужны в городе парки и леса? (В парке много деревьев, дают кислород, в парке отдыхают, любуются природой, ее красотой) (много деревьев,
В: — Хорошо, вот вы сказали, что в парке много разных деревьев. А хорошо ли вы знаете деревья? Давайте сыграем в игру «Узнай дерево по листочку» (далее включаются слайды с№ 7, 8, 9, 10, 11 )
Включается слайд № 12 «Лес, парк» — Вы знаете, часто, гуляя по парку, можно встретить людей с корзинками. Для чего они им в парке? А какие грибы собирают в парке и лесу? А какие ягоды? (дети называют названия грибов и ягод)
В: — Правильно, но я иногда, гуляя по парку, встречаю людей с разными травками и листиками в руках, зачем они им и что это такое? (лекарственные растения). А зачем они нужны? (помогают лечиться, вкусные, заваривают чай, полезные, много витаминов). Показ слайда№ 13 «Лекарственные растения»
В: — Кто ни будь узнал эти растения? (воспитатель подходит к доске, показывает и называет)
В: — Ребята,а какой в лесу чистый воздух(воспитатель глубоко вдыхает). Как приятно дышать чистым воздухом. Давайте встанем и подышим. Дыхательная гимнастика : Раз – вдохнули, выдохнули. Два – вдохнули, задержали дыхание, выдохнули до самого конца. А посмотрите, как высоко проплывает облако на небе, а как близко лежат под ногами листья. ( гимнастика для глаз )
В: — Отлично, молодцы, давайте присядем на пенечки (стульчики) и вспомним, а кого еще можно встретить в лесу (парке)? (зверей и птиц). Правильно, сейчас мы отгадаем загадки и посмотрим, какие животные и птицы обитают в наших парках и лесах.
- Нравится всем деткам
Рыженький зверёк
Прыгает по веткам
В солнечный денёк
А зимой на дубе
Снег лежит с утра
Зверь в красивой шубе
Цвета серебра (белка) - По лесной бежит тропинке,
Гриб домой несёт на спинке.
Не погладишь, не возьмёшь.
Догадались? Это… (Ёж) - Это кто там лентой чёрной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко.
А на маленькой головке
Пятна жёлтые видны. ( Уж) - Хочешь – верь. Или не верь.
Есть в лесу сохатый зверь.
Словно вешалки рога,
Очень грозен для врага.
Шум в лесу. Что там стряслось?
То бежит огромный . ( Лось ) - Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
В: — Пришла пора возвращаться. Встаем, опять закрываем глаза: 1,2,3, — крутись, вертись в саду очутись… Вот мы и дома, в саду.
Включается слайд № 14 «Балашиха»
В: — Ребята, вы часто гуляете с родителями по улицам нашего города и встречаете много достопримечательностей. Я хочу сейчас узнать, насколько вы внимательные во время этих прогулок. Присаживайтесь на стульчики.
В: — Сейчас я буду показывать вам фотографии, а вы выберете из них те, на которых изображены достопримечательности нашего города. (во время показа вызвать детей самих показывать и называть памятники)
Слайды № 15, 16, 17, 18 показ и нахождение нашего
В: — У каждого города есть свои символы. Какие? (герб, гимн, флаг).
Загорелся слайд № 19 «Флаги»
В: — Найдите среди флагов – флаг города.
Загорелся слайд № 20 «Гербы»
В: — Найдите герб нашего города, а чей герб вы здесь еще видите? (Московской области)
Загорелся слайд № 21 «Город Балашиха» (коллаж из видов города)
В:- Какой же у нас красивый город, как много замечательных мест есть у нас в городе. Так давайте же будем любить свой город, беречь природу и сохранять его достопримечательности.
В: — А сейчас мы отправимся в группу и вы сможете нарисовать то, что вам больше всего запомнилось на экскурсии.
В:- Попрощаемся с гостями и скажем всем спасибо.
Источник
Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.
материал по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_ekskursiya_stsenariy.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф. Трёшникова с.Павловка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.
Автор: Бестаева Мавлуда Бердиевна, учитель немецкого языка, заведующая школьным краеведческим музеем
Цель: — ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея,
способствовать развитию коммуникативных компетентностей.
Задачи: Способствовать расширению кругозора и познавательных интересов, воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства.
Описание: Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея.
Вид экскурсии- активный (Экскурсоводы используют метод рассказа и показа)
Продолжительность экскурсии: 25-30 минут.
Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется — как будто время вспять.
Вы находитесь в школьном краеведческом музее муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф.Трёшникова с.Павловка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Школьный краеведческий музей был открыт в августе 2002г., паспортизирован в 2012г.
Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Музей является одним из центров патриотического воспитания в селе Павловка.
В школьном краеведческом музее имеются следующие экспозиции: «История нашего края», «Отчизны верные сыны», «Трешников — наш выдающийся земляк», «Павловская школа. Страницы истории», «Орудия труда предметы быта», «Уголок русской избы», «Церковь Рождества Христова»
В каждой экспозиции собрано много экспонатов, фотодокументов. Экспозиции постоянно пополняются новыми экспонатами, которые исследуются и систематизируются. Все экспонаты музея подлинные. В музее хранятся исследовательские работы учащихся по краеведению и истории родного края. Собрана коллекция презентаций, созданных школьниками.
Ведётся экскурсионная и экспедиционная деятельность как по родному краю так и за его пределами, в том числе в города Москва, Волгоград, Ульяновск, дом-усадьба Лермонтова Тарханы. И др. В 2017 году состоялась целевая экспедиция «По трёшниковским местам» в г.Санкт-Петербург.
В музее собрана большая коллекция предметов старины: орудия труда , мебель, посуда, одежда, обувь.
Большая часть этих вещей собрана и отдана на хранение в школу местным жителем, агрономом СПК «Искра» Егоровым Юрием Владимировичем, который посвятил этому делу много лет. В свободное от работы время он не только собирает старинные вещи, но и изучает историю родного края.
В школьном музее хранится также большой теоретический материал по истории нашего края, который собрали учащиеся школы под руководством заведующей музеем и учащимися.
Материалы, представленные в экспозициях – это результат коллективной поисковой работы.
Экспозиция «История нашего края».
В этой экспозиции представлены факты из истории нашего края. Мы пока не имеем точных данных о дате основания и о происхождении названия нашего села. Прежнее название села – Рождественское.
Среди местных фамилий в Подворной переписи Карсунского уезда Юрловской волости от 1910-1911 гг. упоминаются помещики Ленивцевы, Ниротморцевы, Карякины, Топорнины. В числе помещиков были представители российской аристократии. Графский титул, например, имели Кассаковские в д. Феофилатовке.
В начале 30-х годов XX века в нашем крае началась коллективизация. В с.Павловка возник колхоз «Искра», В д. Неклюдовка – колхоз «Красная Звезда», в д. Октябревка – колхоз «Красный Октябрь», в д. Феофилатовка – «Новая жизнь». После укрупнения сельских хозяйств остался колхоз «Искра». Сейчас это СПК «Искра».
В музее собран материал по истории колхоза «Искра» и о его передовиках.
Достопримечательностью нашего села является церковь Рождества Христова.
В отличии от других храмов, она не закрывалась даже в годы воинствующего атеизма. В этом году мы отмечаем 150-летний юбилей храма. В подготовке к проведению этого мероприятия принимает участие и школьный музей.
На протяжении XX века неоднократно менялось административно-территориальное положение нашего края.
До 1924 г. с. Павловка входило в Карсунский уезд Юрловской волости.
С 1924 г. Павловский сельский совет вошёл в состав Барышского района. В рериод с 1946 по 1956 гг. он входил в Жадовский район, с 1962 по 1965 гг. – в составе Инзенского района, с 1965 г. – в состав Барышского района.
В музейной тишине пылящихся веков
История земли родной хранится,
Дела и мысли прадедов, отцов -,
Всё то, чем человечество гордится.
Здесь каждый экспонат о пошлом говорит.
И мы в машине времени несёмся.
Сопровождает нас в дороге умный гид.
Уверены — в пути мы не собьёмся!
И расступаются пред нами времена-
Проносятся стремительно столетья.
И видим лица мы, и слышим голоса
Людей, когда-то живших на планете.
Музей — таинственная с нашим прошлым связь.
И пусть она, как ниточка не рвётся,
А с каждым годом всё прочнее становясь
Пусть гордостью за предков отзовётся.
Экспозиция «Отчизны верные сыны».
Страшным испытанием для всего советского народа стала Великая Отечественная война. Наши земляки внесли свой вклад в общее дело победы.
В 1941 году из с. Павловка, Феофилатовка, Октябревка и Неклюдовка ушли на фронт 293 человека. С войны вернулось 63 человека
Война унесла целые семьи. В с.Павловку не вернулись Панфутовы- 13 человек. В первую военную зиму пропал без вести Алексей, через 2 года потерялся след Семена, тогда же погибли Иван, Леонтий, Филипп. На Смоленщине сложил голову Василий. Под Ржевом в братской могиле покоится Николай.
Балберовых погибло 10 человек, Верховых – 8 человек, Калашниковых -8 человек, Омётовых -16 человек, Малышевых – 15 человек, Чичигиных – 9 человек. Список этот можно продолжать дальше.
Наши земляки отличились в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, принимали участие в освобождении Европы, в боях за Заполярье и на Восточном фронте. Бородин Дмитрий Данилович участвовал в штурме Берлина, за что получил благодарность Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 23 апреля 1995 г. № 339.
Экспозиция «России верные сыны» рассказывает о подвигах односельчан в годы Великой Отечественной войны. Здесь собраны фотографии, ордена и медали, благодарственные письма от Верховного Главнокомандующего, копии писем и похоронных извещений
Находкой стала «Молитва, читаемая за литургией в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны 1941-1942г.г.», которая непосредственно связана с историей Великой Отечественной войны. В музее хранится исследовательская работа по этому документу.
Музеем ведётся поисковая работа по уточнению списков участников войн, изучению их судеб. Была проведена акция «Здесь нет ни одной персональной судьбы. Все судьбы в единую слиты». В ходе акции были опрошены жители села, велась работа по уточнению списков, собрано много фотодокументов.
На протяжении ряда лет школа участвует в шествии «Бессмертного полка». Школа работает над проектом «Знамя Памяти», которое хранится в нашем музее.
Экспозиция «Трешников — наш выдающийся земляк»
В нашем селе родился и провёл раннее детство Алексей Фёдорович Трёшников
Выдающийся ученый и педагог, полярник, путешественник А.Ф. Трёшников получил заслуженное признание среди географов и ученых нашей страны. С 1964 года — вице-президент, с 1977 по 1991 год — президент Географического общества СССР.
В1981 г. избран действительным членом АН СССР.
Герой Социалистического Труда (1949), лауреат Государственной премии СССР за участие в составлении «Атласа Антарктики» (1971).
Награждён Золотой медалью им. Литке и Большой золотой медалью Географического общества СССР, тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «Знак Почёта», медалями.
Умер А.Ф. Трёшников 18 ноября 1991 г. и похоронен на кладбище в Комарово.
Именем А.Ф. Трёшникова названа малая планета солнечной системы № 3339 открытая в 1978 г. астрономом Маркосом.
Имя Трёшникова А.Ф. присвоено также заливу в море Дэйвиса у берегов Антарктиды.
В 2011 г. на воду спущено научно-исследовательское судно «Академик А.Ф. Трёшников».
В 2015 году учреждена Золотая медаль имени А.Ф. Трёшникова, награда Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
За выдающийся личный вклад в развитие отечественной географической науки, особые заслуги в сфере географических исследований и организацию научных экспедиций, плодотворную просветительскую деятельность и в целях общественного признания и увековечивания особых личных заслуг перед населением Ульяновской области Распоряжением Губернатора Ульяновской области №951-р от 29 декабря 2016 г. академику Трёшникову А.Ф. присвоено звание «Почетный гражданин Ульяновской области»(посмертно). Его имя занесено в «Золотую книгу Почёта Ульяновской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования “Барышский район” Ульяновской области нашей школе присвоено имя академика А.Ф. Трёшникова.
4 апреля 2012 г. на здании школы была открыта мемориальная доска А.Ф. Трёшникову.
Школа сотрудничает с музеем Арктики и Антарктики г. Санкт-Петербург, научно-исследовательским институтом Арктики и Антарктики, с Ульяновским отделением Русского географического общества. Ими нам предоставлены ценные фотодокументы, книги, календари, фотоальбом, в том числе изданные к 100-летнему юбилею А.Ф. Трёшникова.
Самыми ценными экспонатами экспозиции являются книги с автографами автора, подаренные школе Трёшниковым А.Ф. в разное время. Медаль и нагрудный знак Почётного гражданина Ульяновской области, грамоты, переданные школе Губернатором Ульяновской области по согласованию с родственниками А.Ф. Трёшникова, куртка Алексея Фёдоровича, которую передал нам при встрече во время Трёшниковских чтений в этом году полярник, писатель Стругацкий Владимир Ильич.
Собранные в экспозиции музея материалы используются учителями школы на уроках и во внеурочной деятельности. А.Ф. Трёшников – яркий пример целеустремлённого, волевого, мужественного, высокоорганизованного человека. Его жизнь и деятельность является для нас примером.
Экспозиция «Павловская школа. Страницы истории.
Много интересных сведений удалось узнать из истории нашей школы. Мы установили, что школа в селе существует с 1876г. В разное время был разным статус школы.
В 1876 г. в с.Павловка была открыта церковно-приходская школа, учителем в которой был священник Пётр Марков. По неизвестной нам причине она была закрыта.
В1884 г. открыта церковно-приходская одноклассная школа.
В1886 г. она переведена во флигель местной землевладелицы Ленивцевой Анны Евгеньевны.
В 1954 г. Павловская школа получила статус 8-летней, а в 1974 г. стала начальной школой, в 1985 г. ей вернули статус 8-летней школы.
В 1991 г. была преобразована в среднюю школу.
С 2009 года – основная общеобразовательная школа.
В 2011 году школе присвоено имя Алексея Фёдоровича Трёшникова.
Из переписки с бывшей учительницей школы Поповой Вероникой Константиновной, которая вместе с мужем работала в школе в годы войны, мы узнали, что в 1941 году ушел на фронт директор школы Кронда Семён Иванович. Он погиб, защищая Родину.
Гордостью нашей школы являются ее медалисты.
Из стен школы стен вышли 9 медалистов: 3 –е с золотыми и 6 с серебряными.
Пять из них окончили высшие учебные заведения с красным дипломом, тем самым подтвердив знания, полученные в нашей школе.
Экспозиция «Орудия труда предметы быта».
Тут порой такое диво,
Попадётся средь вещей…
Позавидует любой
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…
Здесь представлена коллекция орудий труда: цепы, пилы, косы, ткацкий станок, прялки, плотницкие инструменты и др.
Экспозиция располагает большими коллекциями старинных утюгов, фонарей, светильников, замков, часов, зеркал. Кухонная утварь, посуда, ухваты, лопаты для посадки в печь и др. Все экспонаты подлинные.
Время где-то на полках, среди утюгов,
Задремало, свернувшись калачиком.
В колокольчиков песне на концах язычков
Быстро скачет испуганным зайчиком.
Экспозиция «Уголок русской избы».
Эта экспозиция тесно связана с экспозицией «Орудия труда предметы быта».
В оборудованном уголке русской избы представлены предметы мебели, колыбель, прялка, стол с самоваром, кухонная утварь, патефон с пластинками, старый телевизор предметы быта и др.
Музей – живое воплощение
Былых веков и дней былых,
Души и сердца отраженье
В вещах знакомых и родных.
Храня прошедшее живое,
Он тянет в будущее нить.
Его служение святое –
Собой века соединить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
виртуальная экскурсия в нижнеудинский краеведческий музей может быть использована на уроках английского языка в 10,11 классах при изучении темы достопримечательности и истории родного края.
Один урок из серии лектория «История нашего села». Может быть полезен тем, кто интересуется краеведением, у кого имеется в школе краеведческий музей.
«Человек, не знающий прошлого, не видит будущего». В данном материале представлены разработанные краеведческие экскурсии, которые могут проводить старшеклассники для младших школьников. Разработаны пя.
Сценарий экскурсии в школьном музее «Куйбышев — запасная столица».
Класс: 6Тема урока: школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»Тип урока: урок открытия новых знаний.
Сценарий экскурсии в школьном музее «Горница» может быть использован для учащихся начальной школы.Содержит загадки и познавательный материал об экспонатах музея.Экскурсоводами могут бы.
Интерактивная экскурсия с элементами реконструкции и театрализации в школьном историко-краеведческом музее.
Источник