Конспект экскурсии по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы»
Юлия Шеманова
Конспект экскурсии по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы»
Конспект экскурсии
по экологической тропинке
«Маленькое путешествие в большой мир природы»
в подготовительной к школе группе.
Задачи: — Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе;
— Обобщать знания детей об объектах экологической тропы в весенний период;
— Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада;
— Систематизировать знания детей о некоторых особенностях строения дерева;
— Развивать умение сосредотачивать свое внимание на рассматриваемых объектах;
-Развивать умение детей соотносить в играх движения со словами;
— Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней.
Предварительная работа: — Просмотр презентации «Правила поведения в лесу»;
-Рассматривание деревьев, растущих на участке детского сада;
-Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка». Бабочка цветная, «Ромашка» М. Познанская, «Если я сорву цветок»;
-Хороводные игры «Во поле береза стояла», «Цветы»;
Оборудование и материалы: шарик с конвертом и письмом; 3 дуги разной высоты, карта маршрута, природоохранительные знаки, рюкзачок с лупами, влажными салфетками, листочки с заданиями, гербарий листьев тополя, берёзы, вяза, рябины,сливы, сундучок с цветочной рассадой, рукавички для детей, леечки с водой, совочки.
Ход экскурсии:
В группу влетает шарик с прикреплённым конвертом, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо.
«Дорогие ребята, вы уже много знаете о природе, помогите расставить знаки на экологической тропе. Чтобы вы не заблудились, высылаю схему маршрута вашего путешествия, и приготовил для вас много сюрпризов на нашей экологической тропе. Вы сможете полюбоваться красотой весенней природы, узнать что-то новое и интересное. Природоохранительные знаки и рюкзачок путешественника найдёте на крылечке. Встретимся в конце маршрута. Ваш друг…»
Воспитатель: Ребята, эта карта, приведет нас к тому, кто написал письмо.
Ну что же, отправляемся в путь?
Воспитатель: тогда все собираемся и идем на улицу. (Дети одеваются и выходят на улицу вместе с воспитателем).
И так, где у нас 1 остановка?
Первая остановка по нашей карте объект 1 – «Березка»
-Ребята, потрогайте дерево ладошкой, поздоровайтесь с ним.
-Что вы почувствовали? Ребята, береза это дерево или кустарник? Почему?
-Что обозначает слово «береза»?
Воспитатель:В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется»
-Что вы можете рассказать о берёзе?
— Как называются черные чёрточки на берёзе?
Сегодня я вам открою один секрет – через эти чёрточки берёзка дышит, а называются они «чечевички»
Воспитатель обобщает ответы детей: Береза считается символом России. Берёза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. Это красивое дерево.
Про берёзку написано много стихотворений, песен, загадок.
-Ребята, как вы думаете, что значит беречь деревья? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей:
Деревьями нужно любоваться, не топтать землю около корня, и не ломать веточки. Тогда они будут долго радовать нас своей красотой.
-Какой запрещающий знак необходимо поставить к берёзке?
(«не ломай деревья»)
-Молодцы, знак поставили.А теперь давайте поиграем в игру:
Игра «1, 2, 3 – к своему дереву беги»
– Я считаю до 3, а вы бежите к нужному дереву, встаете около него, положив ладошку на ствол, скажите доброе слово и по сигналу «3,2,1»— вернитесь назад.
Воспитатель: Молодцы, Ребята, сколько добрых слов вы знаете! Идем дальше по тропинке.
-В какую сторону нам идти дальше? (ориентирование по карте: повернуться налево, идти прямо по тротуару)
2 остановка – «Пенек»
Следующая остановка у пня. — Что такое пень? (спиленное дерево)
Почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Как помочь деревьям на территории детского сада остаться как можно дольше живыми?
Что у него есть (Корни, кора)
Какие корни: по длине, по толщине, поцвету.
Зачем корни нужны дереву? (Корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду,
Чем покрыт пень? (Корой.)
Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая, грубая, твёрдая, с трещинами).
Загадка – задание от пня.
Кто живет на пне?
-Мы с вами часто наблюдали за пнём. Кого вы видели здесь? А вот такое чудо вам встречалось?
На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)
— Интересно, а жителей пня яркое весеннее солнышко разбудило? Посмотрим? Подойдите поближе.
Обобщение. Растёт на пне мох, лишайник, грибы. Здесь могут жить разные насекомые.
-Молодцы, Ребята, отгадали загадку!
Воспитатель: — Посмотрите, куда нам дальше идти (ориентирование по карте).
-Нам нужно будет выполнить задание. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.
Дальше по тропинке, нам нужно потихоньку пройти «между веток» не поломав их (дуги).
3 остановка «Клумба»
-А наша экологическая тропинка привела нас к клумбе. Какие цветы растут на нашей клумбе?
Вот и следующий листик с подсказкой: стрелка указывает на «клад».
(На краю клумбы заранее выкопана ямка, в которой спрятан «клад», немного присыпана землей.)
— Ребята, здесь до нас, наверное, кладоискатели были и ничего не нашли. Может нам повезет? Смотрите, они даже лопату свою оставили.
(воспитатель и дети находят сундучок «клад» в нём стаканчики с черенками колеуса, герани и 1 кустик гортензии, перчатки для детей, совочки):
— Да это же настоящий клад! Что мы будем с ним делать? (Ребята предлагают посадить кусты гортензии). А может быть кто-то так в сундучке хотел посадить растения? Что нам ещё надо для того, чтобы цветы росли и радовали нас своим ароматом? (лейки с водой).Разделитесь на пары: девочки будут сажать, а мальчики принесут воду и польют растения.
Почему говорят нельзя рвать цветы? Цветы очень любят бабочки, пчелки и другие насекомые, потому, что в нем много нектара, который они собирают. Какие знаки можно здесь поставить?
Установка запрещающего знака «Не рви цветы», «Не лови насекомых».
Молодцы, ребята! Мы не будем срывать цветы, топтать красивую полянку, а заведём хоровод о цветах. Собирайся народ в наш цветочный хоровод! («Цветы» муз. Н. Бахутовой, сл. народные.)
1. Пошли дети в поле собирать цветы.
Пошли дети в поле собирать цветы.
Припев: Мак, мак, красный мак.
2. Цветы собирали и венки плели,
Цветы собирали и венки плели.
3. Венки заплетали, хоровод вели,
Венки заплетали, хоровод вели.
— Добраться до следующей остановки будет нелегко (ориентирование по карте). Сначала нужно решить по какой тропинке пойдём? (по зелёной лужайке или по тропинке) Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы другие ребята и взрослые не вытаптывали зелёную лужайку?
Игра «тропинка»
На тропинку мы заходим
Руки за спину кладём
И по брёвнышку идём
Вдруг болото мы встречаем.
Перейдём преграду вмиг.
Мы по кочкам прыг, прыг, прыг.
И пустились все бегом
4 остановка: Это последняя точка на нашей тропинке и перед нами схема всей экологической тропы детского сада и путешествуя по ней мы снова и снова увидим много интересного.
— Кто же нам прислал письмо? (Гном Гномыч) «Спасибо, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями, загадками. Надеюсь вам понравилось это путешествие и в следующий раз я подготовлю для вас еще больше интересных заданий».
-Ребята мы с вами большие молодцы и узнали кто же нам написал это письмо. А теперь, возвращаемся назад в детский сад по нашей карте.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше Маленькое путешествие в большой мир природы.
А что еще самое главное мы узнали и поняли из нашего путешествия?
Что запомнилось больше всего?
Какие задания у вас вызвали затруднения?
Фотоотчёт о познавательно-исследовательской прогулке с детьми 6 лет «Путешествие по экологической тропинке» Летний период в ДОУ это замечательная пора,когда есть большая возможность находиться на свежем воздухе дольше,чем в другое время года. В.
Хобби. Маленькое путешествие в московские катакомбы-Сьяны Пещера Съяны (Съянская катакомбная система) — наиболее известная из подмосковных известняковых пещер искусственного происхождения, находящаяся.
Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы «По тропинке в лес пойдем» Задачи: Образовательные: — Уточнение представлений детей о жизни леса, его жителях; — продолжать знакомить с правилами поведения в природе;.
Источник
Сценарий развлечения «Путешествие в природу»
Елена Романько
Сценарий развлечения «Путешествие в природу»
— Пополнить знания о природе родного края;
— Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;
Развивать память, любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.
— Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Листья деревьев двух видов (березы и рябины); лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.
Ход мероприятия.
— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в гости к Природе. Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!
— А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.
В руки палочку возьму,
Круг волшебный проведу
Стукну тихо раз, два, три,
Волшебство ты оживи!
Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вот мы и попали в царство Природы.
Здравствуй лес, красивый лес!
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь мы свои!
Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.
Лесовичок: Здравствуйте, друзья!
Дети и ведущий: Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?
Это я седой старик,
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Лесовик: — Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.
Дети.Мы знаем как нужно вести себя в лесу: нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.
Лесовичок: был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.
Ведущий: Ребята! Поможем Лесовичку?
Ведущий: давайте поищем волшебный лепесток.
Находят — Ой, смотрите — волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.
Лесовичок: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Лесовичок: можете отправляться дальше и путешествовать в природе.
Ведущий: Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.
Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют: береза, тополь, рябина)
Ведущий: Как узнали берёзу?
Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.
Послушайте стихотворение «Берёза»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Ведущий: Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)
Ведущий: Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы,то заметишь: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.
-А что это за деревья? Высокие, раскидистые.
Ведущий: Какой ствол?
Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.
Дети находят волшебный лепесток (оранжевый,Лесовик читает задание:
Игра «Кто скорее соберёт свои листья»
(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)
Дети идут дальше и находят ежика с волшебным (желтым лепестком,
Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.
Загадки о животных.
1. Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка).
2. Летом ходит без берлоги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (медведь).
3. Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк).
4. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной (ежик).
Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»
Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
Дети идут дальше и останавливаются у клумбы с цветами.
Ведущий: Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в
игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка».
Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)
Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание:
эстафетная игра «Собери цветок»
Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.
Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку:
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем (ёлочка)
Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.
Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три — пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким).
Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»
Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.
Лесовик приводит детей к грибной полянке,дети находят синий лепесток и читают задание:
Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? — рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.
Несъедобные — бледная поганка, мухомор.
Лесовичок ведет детей к яблоньке,там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание:
Игра «Назови одним словом»
1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)
2. Малина, земляника, голубика — это (ягоды)
3. Ель, сосна, береза, дуб, осина — это (деревья)
4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка — это (птицы)
5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые).
Лесовичок: — Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Царство природы» и угощаю вас лесными яблочками.
Ведущий: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.
1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.
2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.
3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.
4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.
5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.
6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.
Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания Перспективный план работы по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания (средний дошкольный.
Викторина для дошкольников «Олимпийские резервы» Цель проведения Викторины – повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых,к событиям, проходящим в.
Источник