«Экологическое путешествие»
материал на тему
Игровая программа для учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ekologicheskoe_puteshestvie.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Осинки
муниципального района Безенчукский Самарской области
Номинация: «Мир открытий»
Название игровой программы: «Экологическое путешествие»
Возрастной адресат программы: 8 – 9 лет, учащиеся 2 класса
Автор: Чижова Светлана Александровна; учитель начальных классов высшей категории
Перед учителями-предметниками стоит важнейшая задача: не только систематизировать знания учащихся, но и научить школьников применять их на практике. Этому во многом способствуют внеклассные занятия, которые углубляют знания учащихся, полученные на уроке, повышают интерес школьников к предмету, приучают к самостоятельной творческой работе и имеют глубокое воспитательное значение.
Путешествие по экологической тропе рекомендуется проводить для учащихся 2-4 классов (возрастной состав 8-10 лет) в рамках мероприятий, посвящённых экологическим темам.
Данный материал раскрывает негативное влияние человека на жизнь природы, учит бережному отношению и любви к природе.
Литературный сценарий игровой программы
- пробудить интерес к естественным наукам;
- развивать образное мышление и творческое воображение;
- воспитывать доброе отношение к природе.
Оборудование: рисунки, знаки, костюмы, шапочки для капитанов, жетоны для подсчёта баллов, конусы для эстафеты, бумага и восковые мелки для создания плаката.
Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Я переживала, что сегодня встречусь с малышами, а оказалось, что в гости пришли второклассники, а это взрослые, опытные люди! Приятно иметь дело с серьёзными людьми!
Итак, уважаемые второклассники, давайте знакомиться! Меня зовут Светлана Александровна. А вот как зовут каждого из вас, мы сейчас узнаем. По моей отмашке нужно громко крикнуть своё имя. Итак (отмашка).
Очень приятно! Ребята, но мы сегодня здесь не одни. Как говорил мой знаменитый друг Карлсон: «А давайте-ка пошалим!». Предлагаю познакомиться со всеми сидящими в зале. Вы не возражаете, ребята?
Уважаемые взрослые, по моей отмашке нужно будет громко крикнуть своё имя! Приготовились! (Отмашка)
Огромное спасибо! Приятно иметь дело со знакомыми людьми.
II. Введение в тему
Дорогие ребята, а знаете ли вы, что наступивший год объявлен годом экологии? А знакомы ли вы с этим словом? Что оно означает? (Слайд)
Экология – это наука о нашем общем доме, планете Земля. Когда-то, давным-давно, наши предки преклонялись перед силой природы, потому что полностью зависели от неё. Шло время – люди развивались, появлялись наука и техника. Люди возомнили себя всемогущими и стали покорять природу: осушались реки, вырубались деревья, загрязнялись воздух и водоёмы. И только-только человек начал осознавать, что, погубив природу, он погибнет сам. А как вы считаете, ребята, человек должен быть послушным сыном природы или её покорителем и повелителем? Почему?
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мир природы. Известно, что природа делится на живую и неживую. И вы, второклассники, уже давным-давно знакомы с четырьмя царствами живой природы.
Какие царства живой природы вы помните? (Животные, растения, грибы, бактерии)
III. Выбор капитанов
Прежде чем отправиться в путешествие, предлагаю вам, ребята, разбиться на команды, потому что путешествовать, ощущая дух соперничества, намного интереснее. 3 команды по названию трёх царств: царство животных, царство растений, царство грибов. (Таблицы на столы)
Ребята, про какое царство мы забыли? (Царство бактерий) Бактерии очень маленькие и во время эпидемии гриппа такие опасные. Вы не возражаете, если мы сегодня обойдёмся без них?
В каждой команде будет свой капитан. И это будут 3 остроумнейших ученика вашего класса, которых мы выберем с помощью викторины.
Итак, выбираем капитанов. Внимательно слушаем вопросы.
Вопросы для капитанов :
Выбираем капитана царства животных. Вопрос:
1.Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (Поползень) (Капитан выходит к своему столу, вручается медаль капитана)
— Кто слышит ногами?(Кузнечик)
— Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц)
Выбираем капитана царства растений. Вопрос:
2.Никто не пугает, а она дрожит. (Осина) (Капитан выходит к своему столу, вручается медаль капитана)
— Из какого растения получается самый лучший мёд? (Липа)
— Древесину какого дерева использовали для письма на Руси? (Берёза)
Выбираем капитана царства грибов. Вопрос:
3.Какие грибы могут быть разноцветными? (Сыроежки) (Капитан выходит к своему столу, вручается медаль капитана)
— Как называются сморщенные грибы? (Сморчки)
— Какой гриб является лекарственным растение для лося? (Мухомор)
Познакомимся с нашими капитанами. Представьтесь, пожалуйста. (Царь животных, царь растений, царь грибов)
А сейчас у каждого капитана должна появиться своя команда. Вот с этим волшебным мешком я подойду к каждому из вас. Ребята, а вы должны по одному быстро достать одну волшебную записку. Прочитав слово, вы должны догадаться, в какое царство отправляетесь, и незамедлительно идёте к своему капитану.
А теперь проверим, что у нас получилось – правильно ли сформированы команды. (Дети читают записки)
V. Прохождение испытаний
Команды готовы. Осталось проверить снаряжение. Объявляем первый конкурс «Собери снаряжение!»
П оочерёдно командам будут предлагаться загадки о походном снаряжении. Ваша задача – собрать всё необходимое. За правильные ответы командам будут начисляться баллы.
Конкурс № 1 «Собери снаряжение»
- Чтоб пройти дорог немало
И поспать в походе сладко,
Не поможет кусок сала –
Здесь нужна, дружок, … (палатка).
- Всё, что нужно, ты найдёшь –
Загляни-ка на чердак.
Всё, дружок, не унесёшь –
Лишь то, что влезет в твой … (рюкзак).
Нырять всегда готова.
Уж если рядом есть река,
Ты будешь сыт, как дома. (Удочка)
- Его забыть никак нельзя –
Не будет щей без … (котелка).
То, ни возьмись откуда,
Не свалится тебе на стол
В нём очень важный, ценный груз.
Босиком пройдёшь по лужам –
Больным ты свалишься. Конфуз! (Аптечка)
Закончился 1 конкурс, и команды готовы к отправлению. А путешествовать мы с вами будем в весёлых вагонах. Каждая команда сейчас должна построиться в колонну друг за другом за своим капитаном.
Конкурс № 2 «Прицеп»
Внимание! Задание командам. Объявляется эстафета «Прицеп». Ранее бегущие члены команды должны прицепить следующий вагончик, так, чтобы в завершении эстафеты, не расцепляя вагонов и проходя все препятствия, пробежал настоящий многовагончатый трамвай. Победит та команда, которая окажется проворнее и не нарушит ни одного правила. Приготовиться капитанам. На старт! Внимание! Марш!
(Подведение итогов. Вручение жетонов)
А сейчас я попрошу каждого из вас, ребята, встать около своего стульчика, чтобы продолжить путешествие.
Что случилось, уважаемые инспектора дорожного движения? Неужели наши весёлые трамвайчики что-то нарушили? (Инспектора отрицательно машут головой)
Ой, ребята! Кажется, я догадалась, чего хотят наши инспектора.
А проверим-ка, ребята,
Как дружны наши команды!
Посмотри и повторяй!
Музыку! Мотор включай!
Конкурс № 3 «Танцевальный»
Спасибо нашим инспекторам за танцевальную разминку. (Инспектора уходят – переодеваются).
Объявляется привал. Присаживайтесь, ребята. А интересно ли вам узнать, кто победил в танцевальном конкурсе.
А это мы сейчас узнаем с помощью аплодисментов наших зрителей.
Уважаемые зрители, пожалуйста, дайте нам понять, какое же царство оказалось более танцевальным.
Итак, аплодисменты для команды «Царство животных» («Царство растений», «Царство грибов»).
(Подведение итогов. Вручение жетонов)
Наконец-то, ребята, мы с вами добрались до леса. Как хорошо! Как спокойно! А воздух! А какие звуки – слух радуют!
Кстати, по поводу звуков. А вы, ребята, разбираетесь в лесных звуках? И какие же из них вам знакомы?
Раз уж вы – такие хорошие знатоки лесных звуков, объявляем следующий конкурс.
Конкурс № 4 «Что за звук?»
(Подведение итогов. Вручение жетонов)
Не успели мы послушать лесные звуки, как в гости к нам пожаловал самый настоящий лесной житель. Встречайте.
Сценка «Белка и турист»
Белка: Я – белочка, хозяйка леса,
Известно здесь любое место,
В лесу про всех всё знаю!
Сегодня неприятный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И обругал всех громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветки,
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий.
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белочке смотреть
На это было больно!
Турист: А вот и я! Физкультпривет!
Ну, что, друзья, не ждали?
Играете: вопрос – ответ.
Меня что не позвали?
Пройдусь я по тропинке
И разомну-ка спинку!
Да сбита мной ромашка!
Белка: И вот уже от речки
Да сбитая ромашка.
А вы, ребята, так же гуляете в лесу?
Вы так же обижаете медведя иль осу?
Ребята, а как вы себя ведёте, бывая в лесу, около водоёмов, одним словом, на природе? (Ответы детей)
Ребята, сегодня во время путешествия мы с вами встречали инспекторов дорожного движения. А в лесу есть свои инспектора. Кто это? (Лесники)
Чем занимаются лесники? (Ответы детей)
К чему приводит бездумное уничтожение растений и животных? (К их исчезновению)
Что придумал человек, чтобы защитить редкие живые организмы? (Занёс их в Красную книгу и запретил уничтожать)
Конкурс № 5 «Красная книга»
Каждой команде сейчас предстоит отправиться на экскурсию и определить представителя Красной книги.
(Подведение итогов. Вручение жетонов)
Итак, в лесу существуют свои правила поведения, о которых мы сейчас с вами вспомним.
Конкурс № 6 «Конкурс капитанов»
Объявляется конкурс капитанов. Уважаемые капитаны, приглашаем вас на сцену. Для каждого из вас приготовлены карточки, из которых за определённое время вам необходимо выбрать лишь те, которые демонстрируют правильное поведение человека в лесу. (Карточки)
(Подведение итогов. Вручение жетонов)
В лесу, так же, как и на дороге, существуют свои знаки, регулирующие правила поведения. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них. (Экран)
Знаки на экране
Конкурс № 7 «На защите леса»
Сейчас у нас будет возможность проверить, на сколько дружны и сплочённы команды. Им предстоит совместно поработать и изобразить яркий знак, защищающий своё царство живой природы – царство животных, царство растений, царство грибов. Время ограничено, так что победит самая дружная команда.
(Подведение итогов. Вручение жетонов)
VI. Подведение итогов
Ответ на вопрос «Человек должен быть послушным сыном природы или её покорителем и повелителем?».
Источник
сценарий экологической игры » Путешествие по экологической тропе»
план-конспект занятия на тему
Сценарий экологической игры по станциям » Путешетвие по экологической тропе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra.docx | 282.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по экологической тропе»
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь
Сегодня мы собрались в этом зале на игру-путешествие по экологической тропе. В ней участвуют команды всех отрядов. Суть задания – совершить путешествие по станциям, собрать карточки с частями афоризма о природе, составит целый афоризм, вернуться в актовый зал для подведения итогов и выступления отрядов. Давайте начнем нашу игру, состоящую из путешествия по станциям. Каждая команда отправляется по маршрутному листу на свою станцию.
Афоризм: — «Природа ценность, у которой нет цены!»
1.станция «Опушка»
1. Какие животные живут в лесу нашей полосы? (Дети вспоминают)
Затем игрокам предлагается проиграть этюд:
животные выходят на опушку и кричат свои сородичам: «Друзья, идите сюда! Здесь много вкусного!» (Вся команда кричит как лось, медведь, белка и т.д.)
(если команда справилась с заданием дается слово – ПРИРОДА)
2.Станция : «Экологический светофор» (Приложение№1)
Для проведения мероприятия используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках, которые кладут на разные столы. Учащиеся должны выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на выбранные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Зеленые карточки — помогаете природе. 2. Красные карточки — ясно, что вредите ей. 3. Желтые карточки — вас предупреждает.
(если команда справилась с заданием дается слово – ЦЕННОСТЬ)
3.Станция художественная: «Мои соседи по планете»
Организаторы оценивают рисунки по 5 -балльной системе. Командам предлагают украсить планету Земля и заселить ее жителями.
(если команда справилась с заданием дается буква – У)
Командам предлагаются загадки. Те команды , которые правильно ответят на них, получат до 5 баллов (Приложение №2)
2 задание « История от ведущего»
Сейчас я вам расскажу историю. Вы ее внимательно послушайте и скажите: все я верно рассказала?
Девочка Маша приехала в лес со своей семьей. В лесу было просто замечательно. Ярко светило солнце, пели птицы. Молодые деревца радовали глаз. «Красота!» — сказал Машин папа, вытащил из машины магнитофон и громко включил музыку. «Чтобы весело было! – сказал он.
Старший брат решил развести костер, взял топор и принялся рубить молодую березку. «Березовые ветки хорошо горят! – сказал он.
Машина мама расстелила на земле скатерть и начала распаковывать продукты. Бумагу, пакеты и банки она аккуратно свернула и выбросила подальше. «Чтобы было чисто!» — сказала мама. Маша тем временем гуляла неподалеку. Увидев незатейливые лесные цветы, девочка решила собрать букет. Но стебельки не ломались, и Маше пришлось выдергивать их с корнем. «Ничего» — подумала Маша, — «Папа потом обрежет их ножиком».
Время пролетело незаметно. Костер сам по себе начал гаснуть. Отдохнувшая семья отправилась домой.
(если команда справилась с заданием дается слово – КОТОРОЙ)
5.Станция «Экологические задачи»
1. Почему в лесу нельзя рвать цветы?
(Они не успевают дать семена)
2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана?
( замазать глиной рану)
3. Главный враг леса. ( пожар)
4. Почему опасен пожар в лесу?
5. Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу?
6. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
7. Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)
8. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
9. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)
10. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
11. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
12. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
(если команда справилась с заданием дается слово – НЕТ)
Вопросы к кроссворду
1. Как называется верхний плодородный слой земли?
2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?
3. Синоним слова звери.
4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
5. Житель планеты, наделенный разумом.
6. Назови синоним слова атмосфера.
7. Как называется солнце на языке астрономов?
(если команда справилась с заданием дается слово – ЦЕНЫ!)
Игра показала, что вы много знаете о природе. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить природу, сохранять её, подтверждая конкретными делами.
Источник