Сценарий музыкальное путешествие по странам

Сценарий концерта-лекции «Музыкальное путешествие по странам и континентам»
материал по теме

Сценарий концерта-лекции из серии «Школьная филармония представляет» «Музыкальное путешествие по странам и континентам».

Знакомство с музыкальными традициями народов разных стран.

В концерте принимали участие концертный хор ДШИ «Юность», учащиеся и педагоги ДШИ «Юность»

Скачать:

Вложение Размер
dlya_sayta.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУДОД ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ЮНОСТЬ»

Уровень : районное мероприятие, концерт-лекция из серии «Школьная филармония представляет…»

Цель мероприятия : просветительская, пробудить интерес к музыке разных народов, способствовать формированию интернациональных чувств.

«Музыкальное путешествие по

странам и континентам»

Составитель : Сурикова А.Н.

Приглашённые : педагоги и учащиеся школ города, родители, гости.

Сценарий филармонического концерта

хор стоит на станках на сцене, фонограмма

Ведущий : — Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем второй концерт из серии «Школьная филармония». А назвали мы этот концерт – «Музыкальное путешествие по странам и континентам».

Удивительное искусство – Музыка! Она способна объединять людей разных национальностей! Люди, живущие в разных странах на разных континентах могут общаться и понимать друг друга с помощью языка Музыки. Просто каждый народ выражает свои чувства через музыку по-своему, в соответствии с национальным характером.Тематика в музыке у всех народов одинакова: человек и его чувства, человек и природа.

Любое путешествие начинается от порога своего дома, так и мы начнём с русской музыки.

Без чего русский человек не представлял своей жизни? Правильно, без песни. Она сопровождала его и в радости, и в печали. Песней русский человек выражал свои чувства, настроения. С песнями водили хороводы, под песни плясали, работали, без песен не обходился ни один обряд. Напевность, задушевность – вот главные черты русской музыки.

Сейчас вы услышите произведения, разные по характеру. Послушайте и представьте себе – где такая музыка звучала бы – в хороводе, на масленичном гулянье, на народных праздниках.

— И.Шамо «На гулянке». Пьеса из цикла «Картины русских живописцев». Исполняет ученица 8 кл. школы «Юность» Анастасия Тихомирова.

— Русская народная песня «Во сыром бору тропина». Исполняет Концертный хор Детской школы искусств «Юность». Руководитель Е.П.Барышникова.

— обработка Раухвегера «Русская плясовая». Исполняет ученица 6 класса школы «Юность» Ирина Чернышёва.

Ведущий : — Наше путешествие продолжается. Но мы пока перемес-тимся не очень далеко, а именно – на Украину. Украинская музыкальная культура неразрывно связана с русской. На украин-ской земле тоже любят петь, песни можно разделить на такие же жанры, что и в России. Только что вы слышали хороводную и плясовую русскую. Теперь сравните их с плясовой украинской.

В ней вы услышите украинскую удаль и задор.

— Украинская народная песня «Иди,иди дощику». Исполняет Концертный хор, дирижёр Е.П.Барышникова, партия фортепиано

— Беркович. 2часть фортепианного концерта . Исполняют ученик 6 класса школы «Юность» Андрей Миронов и Е.Н.Тураева.

— Ведущий : — Теперь мы с вами перемещаемся в страну с совершенно другими традициями, обычаями, в Страну Восходящего Солнца. Да, это – Япония. В этой стране много интересных обычаев. Может быть, одна из главных отличительных особенностей японской культуры – культ красоты и гармонии . На этом основана и чайная церемония, и традиция любоваться весной цветущими вишнями – сакурами. Эта древняя традиция не прерывается и в наше время. Многие японцы в этот период берут на работе отпуск и едут всей семьёй любоваться цветущими садами. Сакура цветёт прекрасными розовыми цветами. К этому цвету у японцев особое отношение. Розовый цвет для них – символ весны, начала жизни, символ женской молодости и красоты.

Музыка Огума Такано, слова Микки Сирахи «Сакура».

Песня исполняется на японском языке.

хор уходит со сцены

Ведущий: — В японской поэзии возник уникальный жанр. Это стихотворения всего из 3 строчек. Они называются Хокку. Послушайте, как всего в 3 строках можно уместить целую картину, философскую мысль, размышление о жизни.

фонограмма, на её фоне – стихи

Колокол смолк вдалеке

Но ароматом вечерних цветов

Отзвук его плывёт…

Сколько их на полях!

Но каждый цветёт по-своему.

В этом – подвиг цветка.

В открытую калитку:

На ней сидит бабочка…

В исполнении ученицы 3 класса Алёны Великановой звучит пьеса Линды Ниамат «Бабочка»

_ Ещё одно хокку японского поэта Мацуо Басё в переводе Марковой: Ива склонилась и спит,

И кажется мне, соловей на ветке –

Ведущий: — Теперь мы переместимся на другой континент – в Южную Америку. Мы с вами окажемся в Аргентине. Как вы думаете, какую музыку можно назвать настоящим символом аргентинского характера? Конечно же, танго! В этой музыке сочетаются внутренняя экспрессия, сдержанная страсть, одновременно сила и нежность. Зародившись в Южной Америке, этот танец со временем покорил весь мир. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес сказал о танго так: «Танго – это прямое выражение того, что поэты часто стараются выразить в словах – вера в то, что борьба может быть радостью». Одним из самых известных композиторов, писавших танго, является Астор Пьяццолла. Один из его шедевров вы сейчас услышите.

— Астор Пьяццолла. Танго.

Исполняет Анна Сурикова

Ведущий: — Наше путешествие продолжается.Сейчас будет звучать музыка столь же эмоциональная и яркая. Мы с вами опять меняем континент и попадаем на Ближний Восток, в Израиль. Еврейская музыка всегда узнаваема по интонациям. В эмоциональной еврейской народной музыке и национальных танцах с их синхронностью движений выражено единство, сплочённость народа.Сейчас вы услышите целую сюиту из еврейских песен, многие из них наверняка будут вам знакомы.

— Хромушин «Еврейская сюита».

Исполняет Концертный хор, дирижёр – Е.П.Барышникова, партия фортепиано – А.Н.Сурикова

хор выходит на сцену из-за кулис,

потом уходит туда же переодеваться

Ведущий:- Давайте вернёмся в Европу. Хочу спросить у вас, как вы думаете – какая страна в Европе самая музыкальная? Да, наверное, это Италия! Это в Италии придумали названия нот, сделали первые скрипки и фортепиано. Наконец, Италия – родина Оперы. Каждый уважающий себя итальянец считает себя знатоком в двух областях – футболе и опере. Итальянская земля подарила миру роскошные голоса таких оперных певцов, как Марио Дель Монако, Энрико Карузо. На сцене итальянских оперных театров блистала Мария Каллас, Мирелла Френи. Но, наверное, самый любимый всеми из певцов – это Лучиано Паваротти. В его голосе – солнце Италии.

звучит фонограмма Паваротти «О sole mio!»

Ведущий: — Как вы думаете, какое событие, какой праздник можно назвать символом одного из красивейших городов Италии – Венеции? Конечно же, венецианский карнавал! Люди тогда надевают роскошные костюмы и изумительные маски. На улицах звучит музыка, причём люди с удовольствием поют как народные песни, так и оперные арии.

-Гаэтано Доницетти. Дуэт «Аврора»

Исполняют Мария Янова и Евгения Васина

Ведущий: — Мы тем временем опять перемещаемся на другой континент, на сей раз – в Северную Америку.Американская музыка очень пёстрая, она основана на многих национальных традициях. Но особое место в ней занимает негритянская культура.Корни этой музыки тянутся из древних африканских языческих обрядов. В этой музыке главное место занимает ритм . Сейчас вы услышите 2 произведения для фортепиано. Первое – это пьеса Скотта Джоплина «Регтайм» . Исполняет ученица 6 класса Валерия Лигай.

-Джордж Гершвин «Прелюдия». Исполняет ученица 8 класса Анастасия Тихомирова.

хор выходит на сцену

Ведущий: — Помните, когда мы говорили о русской музыке, мы отмечали, что её основа – это песня. А вот в негритянской музыке это – танец. Сейчас в исполнении Концертного хора прозвучит

Негритянская колыбельная. В этой песне переплелись негритянские и латино-американские мотивы.И даже в такой, казалось бы, совсем не танцевальной музыке всё равно хочется приплясывать!

— Негритянская колыбельная «Дуэрме негрито»

Ведущий: — Последней страной, куда мы с вами сегодня попадём, станет Венгрия. В этой стране всеобщее музыкальное образование. Там каждый школьник может прочитать ноты с листа, а хоровое пение возведено в ранг национального достояния и является одним из самых любимых видов искусства у всего народа.

В 2007 году Концертный хор нашей школы побывал на Международной певческой неделе в венгерском городе Нъередьхаза. На этот хоровой форум приехали коллективы из 15 стран мира – из Японии, Испании, Китая, России, Дании, Болгарии. Всех этих гостей принимала венгерская Хоровая школа им.Золтана Кодаи — композитора и общественного деятеля, стоявшего у истоков всеобщего музыкального образования в Венгрии.

Пожалуй, одним из самых запоминающихся моментов той поездки стало выступление на заключительном гала-концерте многонационального сводного хора, состоящего из 500 хористов. Люди из разных стран, не зная языка друг друга, смогли объединиться и выступить вместе. А помогла им в этом Музыка. Песню, которая сейчас прозвучит, по праву можно считать гимном прекрасному искусству по имени Музыка.

без объявления хор поёт «Felkelt a napunk»

Ведущий: — На этом мы заканчиваем наш сегодняшний концерт-путешествие.

Сегодня для вас играли и пели учащиеся и педагоги Детской школы искусств «Юность»:

Концертный хор школы «Юность»,

художественный руководитель – Е.П.Барышникова, концертмейстер – А.Н.Сурикова,

Источник

Сценарий музыкально-игрового досуга «Путешествие по странам и континентам» для старших и подготовительных групп

Млада Сидорова
Сценарий музыкально-игрового досуга «Путешествие по странам и континентам» для старших и подготовительных групп

Сценарий музыкально-игрового досуга «Путешествие по странам и континентам» для старших и подготовительных групп

Цель: Знакомство с музыкальной культурой разных народов, закрепление знаний музыкальных инструментов.

Оборудование: экран, проектор, музыкальный центр, презентация, видео танца-игры «Самолёт», волшебная палочка; ложки по числу детей; музыкальные инструменты: аккордеон, маракасы, барабан африканский, калимба, варган, балалайка, гитара, перуанская флейта.

Ход досуга:

Под музыку дети входят в зал, занимают места.

Муз. рук: Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет:

В шелесте трав, в шуме дубрав

Только прислушаться надо! (В. Семернин)

Муз. рук: Дорогие ребята! Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки окружающего нас мира. Есть среди них звуки шумовые, а есть -музыкальные, которые отличаются от шумовых красотой звучания. Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Каждый инструмент неповторим и звучит по-своему. Сегодня я приглашаю вас отправиться на экскурсию по странам и континентам, чтобы познакомиться с разными музыкальными инструментами. А экскурсовод у нас сегодня будет необычный

Если кто-то одинок, грусть кого-то гложет,

Пусть Фея Музыки придет, и всем она поможет.

Музыка. Вход Фея с «волшебной палочкой» в руках:

Я по свету путешествую немало,

В детский сад к вам заглянула для начала.

Для вас хочу устроить представленье,

В мир музыки увлечь вас на мгновенье.

Раз-два-три! Волшебная палочка, нам помоги.

Звучит музыка – П. Чайковский «Неаполитанская песенка»

Фея: Какой музыкальный инструмент звучит? Это — фортепиано – пианино или рояль. (Слайд – пианино и рояль) А прозвучала пьеса П. Чайковского «Неаполитанская песенка». К какой группе инструментов относится фортепиано? К клавишно-ударным. Снаружи мы видим клавиши, а внутри – молоточки, ударяющие по струнам. А появился этот инструмент в Италии (слайд Италии) Двести лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренции изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки — «форте», так и тихие — «пиано». Поэтому инструмент и получил такое название — «фортепиано». Фортепиано – это и пианино и рояль. «Пианино» от слова «пиано» — тихо, и звучит он тише, чем рояль.

«Рояль» означает «королевский». Он большой, красивый, с более мощным звучанием, чем у пианино, стоит на трех ножках.

Муз. рук: Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль.

Ведь нельзя же со слоном спутать трехэтажный дом!

Все — и взрослые, и дети знают инструменты эти!

Фея: Мы продолжаем нашу экскурсию. Я взмахну своей волшебной палочкой, и мы окажемся в Испании!

На экране демонстрируется слайд с изображением Испании и гитариста.

Фея: Испания – страна, где очень любят музыку, и она звучит повсюду – на улицах и площадях, в концертных залах и на аренах. Влюблённые испанские юноши вечерами поют серенады под балконами своих возлюбленных, аккомпанируя себе на гитаре. Гитара имеет плоский корпус и формой напоминает цифру «8». У нее есть гриф и 6 или 7 струн. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Давайте послушаем, как звучит испанская гитара.

Звучит гитара – фламенко.

Фея: А сейчас, ребятки, У меня для вас загадка. Слушайте внимательно!

«Я ваша подруга, я ваша попутчица,

В пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, вам всегда интересно.

Узнали, кто я? Ну, конечно же.» (Песня)

Фея: Каждый человек от рождения наделен самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом? Как вы думаете, каким? (Дети отвечают.) Конечно же, голосом.

Муз. рук: Давайте споём песню бременских музыкантов под аккомпанемент гитары

«Песня друзей» из «Бременских музыкантов» (слайд)

Муз. рук: Бременские музыканты (сказочные артисты из немецкого города Бремена) любили путешествовать по всему свету. Давайте и мы продолжим наше путешествие!

Фея: Мы с вами отправляемся в Австрию!

Слайд — Австрия

Именно здесь был изобретён музыкальный инструмент, который вы сейчас услышите

Звучит аккордеон – дети определяют

Слева он как фортепьяно,

Справа – кнопки от баяна.

А меха – как на гармошке.

Это ясно даже кошке,

Ну, конечно, это – он.

Муз. рук: Аккордеон – сравнительно молодой музыкальный инструмент. В 1822 году в Берлине была изобретена первая ручная гармоника, а в 1829 году в Вене органный мастер Кирилл Демиан сконструировал гармонику с аккордовым аккомпанементом на левой стороне, которую он назвал аккордеон. Аккордеон оснащен клавиатурой по типу фортепиано и похож на баян. Звук его мощный, насыщенный, многогранный. Благодаря этому, инструмент может быть и солирующим, и аккомпанирующим (показывает аккордеон)

Муз. рук: Давайте разучим полечку под музыку в исполнении аккордеона

«Австрийская полька» — разучивание

Фея: Продолжим нашу экскурсию по странам и континентам! Мы отправляемся из Европы в Америку. Путь лежит через океан, я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся на борту самолёта.

Видео: танец-игра «Самолёт»

Фея: Мы с вами оказались в стране Перу – на родине перуанской флейты

(Слайд) Знаменитая перуанская флейта считается одним из самых древних музыкальных инструментов, знакомых человечеству. На территории Перу было найдено множество древних флейт, на которых играли когда-то древние инки и в наши дни играют индейцы кечуа. По мнению экспертов, самой древней из найденных флейт более 10 тысяч лет. Их изготавливали из бамбука, или тростника. Гораздо реже встречались флейты, сделанные из глины, или из камня. А к какой группе инструментов относится эта флейта? Можете рассмотреть этот инструмент поближе (передаёт по кругу)

Послушайте композицию Даниэля Роблеса «Полёт кондора» Песня написана на мотив традиционных народных мелодий жителей Анд.

Фея: А теперь я приглашаю вас в Африку. Нам предстоит переплыть Атлантический океан. Снова взмах палочки, и мы на круизном лайнере (шум моря) А чтобы не скучно было плыть, предлагаю исполнить

Танец — игру «Акулёнок»

Фея: Вот мы и в Африке! (слайд) Жители этого континента очень музыкальны и не представляют свою жизнь без зажигательных ритмов, песен и танцев. Самыми распространёнными музыкальными инструментами здесь являются — посмотрите, какие? (слайд) — барабаны и маракасы.

Муз. рук: Вот они (показывает) Маракасы делали из натуральных материалов, например из кожуры орехов (показ). А вот ещё один интересный инструмент – калимба, сделанный из скорлупы кокоса (показ) Давайте поиграем с этими музыкальными инструментами

Игра «Слушай инструмент» (под барабан дети шагают по кругу, под маракас бегают на носочках, под калимбу приседают и «засыпают»)

Фея: А теперь из жаркой Африки мы с вами переместимся на далёкий холодный Север с помощью моей волшебной палочки (машет палочкой)

Фея: Мы с вами прибыли в Якутию (слайд). Национальным музыкальным инструментом северных народов является варган. Это музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку (слайд) Инструмент устанавливают в области рта.

Послушайте звучание варгана и рассмотрите этот инструмент (показ)

Звучит варган

Муз. рук: Предлагаю поиграть в якутскую народную игру

«Олени и волк» игра

Фея: Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой. Отправимся на поезде с песней «Паровозик детства»

Фея: Конечный пункт нашего путешествия — это наша Родина — Россия.

Давайте вспомним, какие русские народные инструменты вы знаете (ответы)

Фея: Отгадайте мои загадки:

Инструмент народный русский.

В нем всего лишь три струны,

А как только заиграет —

Льются песни старины.

Слайд с изображением балалайки.

Муз. рук. : Название этого инструмента произошло от слов «балакать», «балаболить», т. е. «болтать». Балалайка появилась в России в XVII веке. На ней играли скоморохи, бродячие актеры и музыканты на ярмарках и праздниках. У балалайки треугольный корпус и три струны.

Выходи, честной народ!

Балалайка в пляс зовёт

Хоровод «Светит месяц»

Фея: Следующая загадка:

Инструмент такой простой.

А работает он в паре.

Вы, ребята, угадали? (Дети отвечают)

Молодцы, ребятки, Отгадали загадку!

Слайд — ансамбль ложкарей.

Муз. рук: Деревянная ложка была предметом повседневного обихода русского народа. Ими кашу ели да щи хлебали. К какой группе инструментов относятся ложки? На ложках не только играли, но и танцевали с ними.

Надоело нам сидеть.

Захотелось песни петь!

Ну, а лучше танцевать.

Ложки нам пора достать!

Оркестр ложкарей

Муз. рук. : Наша экскурсия закончилась. Давайте поблагодарим Фею Музыки аплодисментами! (Фея прощается и уходит)

Коммуникативное развлечение для старших и подготовительных групп «Путешествие в Дружбоград с Чебурашкой» Коммуникативное развлечение для старших и подготовительных групп «Путешествие в Дружбоград с Чебурашкой» Вед: Здравствуйте, дорогие друзья.

Музыкально-спортивный праздник к 9 мая «Они ковали победу» для детей старших и подготовительных групп Сценарий праздника «Они ковали Победу» для детей старших и подготовительных групп Цели: сформировать у детей чувство гордости за подвиг.

Путешествие по спортивному городу «Спортландия». Спортивный праздник для детей старших и подготовительных групп Цель: приобщить детей к здоровому образу жизни. Звучат спортивные песни. Ребята заходят на стадион. Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы рады.

Источник

Читайте также:  Природоведческая экскурсия встречаем пернатых 1 класс
Оцените статью