- Минэкономразвития России подготовлены сценарные условия развития экономики России на период до 2030 года
- Минэкономразвития России Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
- Сценарные условия функционирования экономики страны
- Сценарные условия
Минэкономразвития России подготовлены сценарные условия развития экономики России на период до 2030 года
По мнению разработчиков, в долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:
адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;
усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.
С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:
степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;
укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
интеграцией евразийского экономического пространства.
В зависимости от степени реализации этих факторов разработчиками выделяются два качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе — консервативного (энерго-сырьевого) и инновационного развития.
Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 — 2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.
Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния россиян и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности 2005 года) возрастет с 48% от уровня Еврозоны до 65 — 70% в 2020 году и 90 — 95% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.
Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и креативных созидательных слоев общества. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 году и 48% в 2030 году.
Консервативный или энерго-сырьевой сценарий характеризуется умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.
Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 2% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8 — 6,0% ВВП. Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6%. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.
Темп роста экономики по данному варианту прогноза на 0,9 — 1,1 пп. ниже, чем в инновационном сценарии. Экономика увеличится к 2030 году всего в 2 раза, реальные доходы населения увеличатся в 2 раза, а доля России в мировом ВВП стабилизируется на нынешнем уровне 3,0 — 3,1 процента.
В основных сценариях предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении). Цена на нефть Urals в 2020 году достигнет 122 долларов США за баррель, в 2030 году — 158 долларов США за баррель. Это означает, что в реальном выражении цена на нефть в 2013 — 2030 гг. будет находиться в диапазоне 90 — 106 долларов за баррель (в ценах 2010 года). Цена газа при экспорте в дальнее зарубежье в реальном выражении в среднем оценивается в 380 долларов за тыс. куб. м, что превышает уровень 2010 — 2011 годов. Риски снижения цены газа, особенно в среднесрочной перспективе, выше, чем риски снижения цен на нефть, что может значительно изменить условия сценариев развития российской экономики.
Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов.
Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Источник
Минэкономразвития России Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ТОВАРЫ, УСЛУГИ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРУЕМЫЕ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФРАСТРУКТУРНОМ СЕКТОРЕ НА 2020 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ
Минэкономразвития России разработало сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на период до 2024 года (далее — сценарные условия, прогноз). Сценарные условия будут использоваться в рамках работы над уточнением параметров федерального бюджета на текущий год. Уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года будет подготовлен в августе текущего года.
Основой для сценарных условий стал прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (далее — Прогноз до 2024 года), разработанный в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ N 204). Уточнения параметров в сценарных условиях связаны с учетом экономических итогов 2018 года, последних оперативных статистических данных и тенденций на финансовых и товарных рынках.
Источник
Сценарные условия функционирования экономики страны
Сценарные условия
После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектировки размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Рассматриваются также предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу. [c.156]
Сроки и ряд методических особенностей приводятся по сценарным условиям формирования федерального [c.123]
Министерство экономики РФ в недельный срок после рассмотрения Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны в планируемом году доводит их до сведения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, с участием Государственного комитета РФ по статистике сообщает систему показателей прогнозов и методические рекомендации по их составлению — для проведения анализа тенденций отраслевого и регионального развития и разработки прогнозов, в том числе финансовых, по отраслям и регионам. [c.124]
Выявление приоритетности и прогноз сценарных условий развития на [c.125]
Региональный аспект сценарных условий социально-экономического [c.125]
Разработка сценарных условий, как правило, осуществляется в двух [c.128]
На основании одобренных Правительством РФ сценарных условий [c.90]
Сценарные условия социально-экономической политики на 1999 год [c.135]
Так, сценарные условия социально-экономической политики на 2000 год [c.140]
Составляются сценарные условия финансовых потоков в зависимости от политики регулирования денежной массы, процентных ставок и прочих элементов денежно-кредитного рынка. [c.243]
Составляются сценарные условия по нефинансовым операциям на основе существующей налоговой системы, политики доходов и т.п. [c.243]
Первоначально федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год. После одобрения Правительством РФ данных сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектировки величины основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Далее эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После принятия Правительством РФ они могут быть переданы в Совет Федерации и Государственную Думу РФ по их запросу. В последующем Министерство финансов РФ направляет основные параметры по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти. [c.47]
С первых лет ввода в действие налоговой системы в Российской Федерации косвенные налоги по своей величине преобладали над прямыми налогами. Эта тенденция сохранилась до настоящего времени и прогнозируется в ближайшей перспективе. Так, в федеральном бюджете 2004 г. на НДС, акцизы, таможенные пошлины пришлось более 75% доходов. Федеральным законом О федеральном бюджете Российской Федерации этот показатель на 2005 г. был определен в размере 77%, на 2006 г. — 70,2%. По проектировкам основных показателей перспективного финансового плана на 2006—2008 гг., разработанного Министерством финансов РФ на основе значений показателей сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, доля доходов от взимания косвенных налогов составит в общих налоговых доходах федерального бюджета в 2006 г. — 68,2%, в 2007 г. — 68,8, 2008 г. — 70,7%. [c.16]
Для решения данной задачи оба министерства совместно с другими федеральными органами исполнительной власти (отраслевыми министерствами и ведомствами) и Центральным банком РФ разрабатывают и представляют до 1 апреля года, предшествующего очередному финансовому году, в Правительство РФ сценарные условия функционирования экономики страны на очередной финансовый год, включающие в себя макропрогнозную оценку основных показателей, характеризующих состояние экономики, целевые параметры, основные решения и меры в области финансовой и экономической стабилизации, институциональной, социальной, инвестиционной, структурной, внешнеэкономической и региональной политики. [c.122]
При этом Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Государственного комитета РФ по статистике должно обеспечивать все органы исполнительной власти, участвующие в составлении этих документов, необходимыми материалами для анализа тенденций отраслевого и регионального развития и разработки отраслевых и региональных прогнозов, в том числе финансовыми балансами, включающими сценарные условия функционирования экономики, систему показателей прогнозов и методические рекомендации по их составлению. [c.122]
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и при участии Центрального банка Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике в двухнедельный срок после рассмотрения правительством сценарных условий функционирования экономики на планируемый год разрабатывает и представляет [c.67]
Министерство экономики Российской Федерации в недельный срок после рассмотрения правительством сценарных условий доводит их до сведения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. [c.68]
На заседаниях Правительства РФ в марте министром экономического развития и торговли Грефом Г.О. были представлены доклады Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2005 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2006 год (2 марта) и О сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года и предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2007 год (23 марта). [c.49]
В докладе О сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года и предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2007 год были представлены сценарные условия и параметры прогноза развития экономики в 2007-2009 годах. [c.50]
Документы и правовые акты, влияющие на выполнение сценарных условий [c.10]
Главной целью разработки СФП является выбор варианта среднесрочной финансово-бюджетной политики региона, обеспечивающего согласованность прогноза экономического, инвестиционного и социального развития, осуществляемого на территории региона с среднесрочными тенденциями развития РФ при заданных сценарных условиях. [c.11]
Набор форм приложений расшифровывает отдельные позиции СФП и описывает варианты и условия, предложенные при формировании расчетных значений (различные сценарные условия). [c.15]
Результаты анализа и выводы должны выноситься на рассмотрение высшего исполнительного органа субъекта Федерации, предложения о корректировке должны закрепляться в правовых актах и учитываться при разработке новых программ развития и прогнозов, сценарных условий развития. [c.22]
Прогнозы/программы социально-экономического развития, сценарные условия развития на следующий среднесрочный период разрабатываются (корректируются) с учетом выводов о выполнении СФП и о причинах отклонений фактической реализации от плана. [c.22]
Разработанный на базе новых макроэкономических параметров, прогнозов и программ социально-экономического развития, сценарных условий, приоритетов развития региона СФП подлежит сравнению в части совпадающих годов с двумя предыдущими СФП. При рассмотрении вопроса об утверждении СФП высшим исполнительным органом субъекта Федерации должны предварительно рассматриваться результаты его сравнения с предыдущими двумя СФП, обсуждаться причины их отклонений. [c.22]
Орган, отвечающий за экономическую политику, сравнивает сценарные условия и макроэкономические показатели. [c.22]
При формировании сценарных условий, определении приоритетов развития территории на среднесрочную перспективу и т.д. учитываются основные положения ранее принятых документов (например, Программы социально-экономического развития территории на среднесрочную перспективу) если они есть. [c.26]
В зависимости от выбранных приоритетов, отражаемых в сценарных условиях формирования СФП, могут устанавливаться дифференцированные коэффициенты пересчёта для различных разделов функциональной классификации расходов. [c.30]
Производится анализ долговых показателей, денежных потоков, функций потерь при заданных сценарных условиях. [c.33]
Сценарные условия прогноза государственного долга на три года [c.33]
Информация о прогнозных ВОЗМОЖНОСТЯХ ПО мобилизации доходов, Прогноз по финансированию непроцентныхрасходоа Сценарные условия прогноза государственного долга региона и расчёты по его обслуживанию, Расчёт основных параметров инвестиционной [c.13]
Методика составления сценарных условий представлена в Приложении 2. Программа (стратегия) социально-экономического развития территории на среднесрочную перспективу составляется в соответствии с методическими рекомендациями МЭРиТ РФ. Для построения прогноза макроэкономических показателей используются методические рекомендации МЭРиТ РФ. Методика выбора способа расчета макроэкономических показателей приведена в Приложении 3. [c.26]
Во-первых, несовпадение сроков формирования финансовым органом СФП со сроками формирования экономическим органом региона прогноза социально-экономического развития региона и сценарных условий развития экономики региона на среднесрочную перспективу (в соответствии с требованиями МЭРиТ РФ, прогноз составляется экономическим органом региона по состоянию на осень отчётного года). Для целей формирования доходов на начальных этапах формирования СФП, экономический орган региона по указанию Правительства региона в порядке подготовки проекта бюджета, может представить лишь предварительные данные в феврале-марте текущего года, с их последующим уточнением в середине года. [c.36]
Источник