Студенты это будущее каждой страны

Содержание
  1. Студенты – это будущее
  2. Студенты – это будущее региона и страны
  3. Студенты это будущее каждой страны
  4. Три возможных сценария образования будущего: вечное студенчество, конец госмонополии и наставники вместо учителей
  5. Сценарий № 1. Мы будем учиться всю жизнь
  6. Революция дошколят
  7. Интернет забит статьями и вопросами от родителей: когда же лучше отдавать ребенка учиться? Универсального ответа нет. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка: можно встретить как исследования, агитирующие за ранний поход в школу, так и те, которые категорически против этого.
  8. Настя Травкина, научная журналистка, автор книги Homo Mutabilis и ведущая канала «Настигло»:
  9. Маргарита Литовская, маркетолог, специалистка по теории поколений и ведущая каналов «Дети и плети» и «Новые детские медиа»:
  10. Есть ли жизнь после университета?
  11. Теперь мы учимся всю жизнь — но государственная система образования пока к этому не приспособилась. Да и в обществе по-прежнему силен стереотип, что детство и юность — время для обучения, а взрослая жизнь — только для работы.
  12. Настя Травкина:
  13. Если мы посмотрим на образование с разных точек зрения, то увидим, что учиться можно и нужно в любом возрасте — буквально любом. Образование в старшем возрасте улучшает ментальное здоровье, снижает риск нарушения когнитивных функций, дает заряд новых эмоций и способствует общению.
  14. Сценарий № 2. Больше никаких школ и университетов!
  15. До 2020 года рынок онлайн-образования и так стремительно рос (глобальные инвестиции в образовательные технологии достигли 18,66 млрд долларов в 2019-м), а теперь эксперты полагают, что его ждет настоящий бум.
  16. Некачественное обучение в детстве ведет к невозможности получить более качественное образование в дальнейшем и, как следствие, — к тому, что стране недостает хороших специалистов. Получается замкнутый круг, из которого сложно вырваться.
  17. Больше практического обучения
  18. Похожее постоянно происходит в образовании: мы учим многие вещи по книгам вместо того, чтобы изучать их на практике, а наши учителя часто никогда и не сталкивались в реальности с тем, чему они учат. Почему бы не изменить и это?
  19. Конец монополии государства на образование
  20. Сергей Жданов, экономист, эксперт по цифровым технологиям и ведущий канала «Чорт ногу сломит»:
  21. Сценарий № 3. Выбираем учителя будущего
  22. Лет двадцать назад уже обсуждались школы будущего, в которых роботы заменят учителей: казалось, что такие учителя смогут предоставить больше информации, окажутся объективнее и не будут уставать. А сейчас никто даже не упоминает учителей среди профессий, которые уничтожат роботы, наоборот: именно социальные и помогающие работы защищены от роботизации.
  23. Кризис фигуры учителя
  24. К сожалению, в современном обществе эти отношения часто перепутаны: родители критикуют и оценивают, а харизматичный учитель… хорошо, если найдется хотя бы один на всю школу или университет. Такие учителя запоминаются и потом на всю жизнь остаются с нами.
  25. Маргарита Литовская:
  26. Учитель: от фактов к методу
  27. Поэтому теперь мы всё больше осознаем нашу потребность в наставниках — тех, кто не столько передаст нам конкретную информацию (которая и так скоро изменится), сколько научит обращаться с этой информацией, действовать в постоянно меняющемся мире и мыслить самостоятельно.
  28. Но мир изменился: любую информацию можно найти за пару секунд в интернете, поэтому на первый план выходят практические навыки, критическое мышление и эмоциональный интеллект.
  29. Маргарита Литовская:
  30. Сможет ли ИИ преподавать?
  31. Но что если мы будем оптимистами и представим будущее, в котором персонализация и умение удерживать наше внимание используются для того, чтобы мы эффективнее учились? И тогда нас ждут персонализированные учебники и задания.
  32. Сергей Жданов:
Читайте также:  Регион восточного средиземноморья страны

Студенты – это будущее

О состоянии СМИ на постсоветстком пространстве и о творческом кризисе журналист Владимир Познер поговорил во время встречи с армянскими студентами в стенах Российско-Армянского университета. Мастер-класс в Ереване прошел в теплой атмосфере и оставил массу положительных впечатлений у студентов.

Мы всегда знаем, когда мы врем

Как стать независимым журналистом? С одной стороны, это очень просто. Мы всегда знаем, когда мы врем. Знаем, когда что-то делаем за деньги, хотя и понимаем, что это неправильно. Мы знаем это все. Значит, на самом деле надо просто помнить, какова задача журналиста. Он должен быть “цепным псом”, который лает и обращает внимание общества и власти на то, что не в порядке. Он не только старается сообщать аудитории информацию, которая ему нравится, но и стремится быть уравновешенным и объективным. На словах это все просто, на деле очень трудно, потому что зачастую журналисту не дают честно заниматься своим делом. Приходится иногда идти на компромиссы. И тут очень важно помнить и понимать, каков компромисс: это предательство по отношению к себе или нет, стоит ли идти на компромисс. Вообще, вся жизнь состоит из компромиссов: между мужем и женой, между родителями и детьми. Всегда есть компромисс. Вопрос в том, насколько он серьезен. Например, пока я работаю на Первом канале, понимаю, что есть люди, которых нельзя интервьюировать. Я мог бы уйти и закрыть программу исходя из своих принципов. Но я иду на компромисс.

Когда ты молодой, начинаешь думать, что ты очень важный

Иногда интервью может не получится. Например, как в случае провала Юрия Дудя в беседе с Дмитрием Киселевым. Дудь еще молодой человек, к нему пришла большая слава. В его возрасте с этим трудно справиться. Есть такое выражение – пройти огонь, воду и медные трубы. Воду и огонь ладно, а вот медные трубы, которые символизируют славу и честь, трудно пройти. Особенно когда ты молодой, то начинаешь думать, что ты очень важный. Отчасти Дудь достиг “важного” уровня. Мне кажется, в случае с Дмитрием Киселевым Юрий его просто недооценил. Киселев очень умный, очень образованный, очень опытный человек. Дудю, мне кажется, показалось, что он “размажет” Киселева, но произошло наоборот. Он начисто проиграл. Это был хороший урок. Надо понимать, что у тебя всегда может быть противник, которого нельзя недооценивать.

Читайте также:  Беседа символы нашей страны

Источник

Студенты – это будущее региона и страны

В преддверии Международного дня студента, который с 1999 года отмечается и в Украине, председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук в неформальной обстановке провел встречу с представителями студенческого актива Донетчины.

Учитывая свободный формат встречи, полностью соответствующий принципам ее участников, 13 ноября удалось в очередной раз убедиться в открытости руководства Донецкой области, его желании привлечь к решению актуальных вопросов и задач представителей всех слоев общества, в том числе и активную молодежь.

«Мы родом из студенчества!» – под таким девизом прошло не скучное собрание чиновников и активистов, а интересная беседа и приятное чаепитие руководителей студенческих советов и профкомов вузов Донецкой области и Андрея Федорука – человека более чем уверенного в способностях и возможностях молодых людей.

«Такие встречи очень важны. Сегодня депутаты облсовета многие вопросы молодежной политики обсуждают вместе со студентами. Молодежь, в свою очередь, в ходе таких мероприятий имеет возможность лучше увидеть работу власти, может принимать участие в решении важных задач. Это значимый опыт для дальнейшей работы, ведь своими впечатлениями и выводами студенты-активисты поделятся с друзьями. Наш диалог с ними позволит развить инициативность и ответственность ребят. Таким образом, сегодня мы участвуем в формировании будущих специалистов. Студенты – наши завтрашние помощники, те, от кого во многом зависит будущее региона и страны, те, с кем нам предстоит решать поставленные задачи», – уверен Андрей Михайлович.

В подтверждение своих слов глава областного совета рассказал студентам об основных направлениях работы депутатского корпуса, инициативах и планах региональной власти, проводимых конкурсах и обсуждаемых идеях.

Кроме того, придерживаясь принципов живого общения, Андрей Федорук, окончивший артиллерийское командное училище и юридическую академию, рассказал ребятам о своих студенческих годах и ответил на вопросы молодых людей о своей жизни в их возрасте.

«Было сложно, но интересно. Несмотря на особенности службы и специфику военного образования, я всегда старался найти что-то интересное и полезное в процессе обучения. Конечно, сегодня можно сказать, что современное студенчество отличается от того, что было раньше. Все-таки сегодня жизнь студентов намного разнообразнее и гораздо интереснее. Границы вашего кругозора, ваших возможностей, как участников образовательного процесса, стали шире – вы имеете больше способов реализовать себя и можете принимать участие во всех сферах общественной жизни. Но, с другой стороны, я часто вижу нежелание современных студентов учиться, стремление резко изменить свой выбор профессии. А ведь все определяет просто ваше личное отношение к учебе. То, как вы к ней относитесь, и будет делать ее интересной или нет», – уверен Андрей Федорук.

В завершение встречи председатель облсовета пожелал студентам крепкого здоровья, успехов в учебе, насыщенной студенческой жизни, достижения поставленных целей и осуществления задуманного.

Отметим также, что в 2013-2014 учебном году контингент студентов вузов I-II уровней аккредитации в Донецкой области составляет 44,912 тысячи, а вузов III-IV уровней – 94,409 тысячи человек. В текущем году вузами нашего региона подготовлено 14785 младших специалистов, 17916 бакалавров, 13784 специалиста и 4166 магистров.

Кроме прочего, в 2013 году двадцати пяти студентам были назначены стипендии президента Украины, семерым – Кабинета министров Украины, тридцати – областного совета. Также интересен тот факт, что по результатам вступительной кампании наиболее востребованы медицинские, экономические и компьютерные специальности, а также профессии, связанные с обслуживанием автотранспорта и строительством.

Источник

Студенты это будущее каждой страны

Университет может переосмыслить город – создать новую идентичность или предложить эффективное решение, анализируя лучшие мировые практики и исследования. Однако в России города не доверяют университетам вопросы своего развития. Если вузы и привлекаются, то в роли исполнителя заказа, и под маской «научно-исследовательских работ» скрывается выполнение узкой тактической задачи.

С одной стороны, администрации городов обычно не заинтересованы в полноценном партнере и при формулировке запроса исходят из уже готовых планов. С другой – у самих университетов недостаточно видения, экспертизы и компетенций для того, чтобы сыграть на равных. Что на самом деле нужно сегодня городам, и что для этого могут сделать университеты?

Вызовы для городов

Во всем мире ответы на возникающие проблемы городов XXI века по-прежнему основываются на подходах XX века. У старых городов Европы и Северной Америки, новых городов глобального Юга (Азии, Океании, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока) разные вызовы. Их объединяет то, что они ищут решения, основанные на новом знании.

Ситуация похожа на время индустриальной урбанизации начала ХХ века. Городское население стремительно росло, а вместе с ним нарастал инфраструктурный и жилищный кризис. По всей Европе, в передовых странах англо-саксонского мира и СССР появились высшие школы городского хозяйства, инженерии, архитектуры. Тогда проблемы были частично решены и сформировались города, какими мы их знаем сейчас. С тех пор проблематика городского развития изменилась, а образовательные и исследовательские центры не везде успели перестроиться под новые реалии.

Одна из нарастающих проблем европейских городов – стремительное устаревание инфраструктуры, заложенной в начале и середине ХХ века. При этом города Европейского Союза недополучают ежегодно более 830 млрд евро инвестиций в инфраструктуру. Проблема актуальна и для российских городов, где 63% жилищного фонда имеет степень износа свыше 30%. Аналогичная ситуация наблюдается в других секторах общественной инфраструктуры – транспорте, водоснабжении, отоплении и так далее. Одновременно с этим бюджеты российских городов недополучают налоги, а это критический ресурс развития.

Перед городами глобального Юга стоят иные вызовы и связаны они, в первую очередь, с интенсивным ростом. В 2020-м году в рейтинг ОЭСР по темпам роста населения впервые не вошел ни один город старого света. В лидерах по этому показателю – города Японии, Индонезии, Индии, Филиппин, Китая, Бразилии, Южной Кореи и Мексики. Для них наиболее актуальные задачи – обеспечение базовой инфраструктурой миллионов новых горожан, борьба с трущобами и экологическим кризисом, а проблема социального неравенства здесь стоит ещё острее.

Логично, что города глобального Юга активно инвестируют в новое знание, на котором базируются последние инновации. До начала 2000-х годов в рейтингах лучших высших школ архитектуры и городского планирования не было ни одного не-западного вуза. Сейчас в них входят школы Сингапура, Китая, Японии, Кореи. Следующее столетие – триумф азиатских городов, за которыми подтянутся города Латинской Америки и Африки. Это значит, что образовательные и исследовательские центры, которые будут производить передовые технологии в сфере городского развития, будут рождаться именно в этом макрорегионе.

Такие школы выполняют три функции. Первая – исследования: теоретические, экспериментальные, включающие сравнительный анализ городов и стран. Они являются базисом для прикладных исследований и прорывных разработок в рамках R&D проектов (Research and development, пер.англ. исследования и разработки), от проектирования общественных пространств на основе вовлечения горожан или использования больших данных в управлении до целостной концепции развития города. Так, школы урбанистики российских городов, находящихся в регионах с холодным климатом могли бы разработать стратегию использования ресурса зимы.

Во-вторых, школы урбанистики готовят профессионалов, развивающих город из разных позиций: государственных управленцев, предпринимателей, консультантов. Кроме подготовки профессиональных урбанистов, необходим также пакет узконаправленных программ: городское фермерство, big data (большие данные) для городов, городское освещение и так далее. Если раньше программы такого типа были в узкопрофильных вузах, то сейчас очевидно, что любая узкая образовательная программа должна исходить из более широкой рамки.

Наконец, школы урбанистики работают как площадки для обсуждения проблем и возможностей города, которые собирает представителей правительства, индустрии, СМИ, общественных организаций. Каждому городу необходима такая «урбанистическая комната» (заимствуя понятие Сэра Терри Фэррела, британского архитектора и урбаниста), где город будет обсуждать свое будущее.

В первую очередь, необходима сильная исследовательски-аналитическая база для анализа ситуации, составления прогнозов и R&D проектов. Исследования должны интегрировать методы и оптику разных дисциплин: архитектуры, компьютерных наук, дизайна, экологии, социологии и так далее. Они должны предлагать наиболее прогрессивные ответы на локальные вызовы, при этом выходя за границы российской дискуссии о городском развитии.

Поэтому в профессиональных школах урбанистики должно быть сконцентрировано наиболее актуальное, на мировом фронтире, знание. Это предполагает высокий уровень интернационализации: сравнительные исследования и образовательные курсы, затрагивающие проблематику городов разных стран, международный состав преподавателей и студентов, партнерства с иностранными вузами. Важно сотрудничать со школами Азии и Океании – это особенно актуально для сибирских и дальневосточных университетов.

Источник

Три возможных сценария образования будущего: вечное студенчество, конец госмонополии и наставники вместо учителей

Технологии развиваются всё стремительнее, а опыт пандемии научил нас, что даже от прогнозов на пару месяцев вперед лучше воздержаться. Но вместе с тем возникают такие яркие новые тренды, что удержаться от прогнозирования невозможно. Изучаем сценарии развития образования: как изменится представление об идеальном возрасте для обучения, что будет с монополией государства на образование и какими станут в будущем учителя?

Мы так привыкли рассуждать о технологиях и искусственном интеллекте, что мало говорим о повседневных вещах: что мы будем есть, как будем спать и как будем учить наших детей в середине XXI века?

Американская писательница-фантаст Чарли Джейн Андерс призывает нас мечтать о будущем на полную катушку и представлять себе всё в мельчайших деталях: не просто наши дома на Марсе, но и то, как они будут построены, устройство проводки и канализации, сколько этажей и какие комнаты. Не просто воображать, что роботы станут нашими лучшими друзьями, но и подумать о том, как именно они будут выглядеть, общаться, что носить и какие нам придется написать законы, чтобы регулировать их существование и поведение.

«У нас у всех есть логическое заблуждение: мы думаем, что будущее станет продолжением настоящего. Люди в 1980-х думали, что СССР будет существовать и сегодня. Будущее окажется намного чуднее, чем мы можем себе представить. Но всё же попробуем. Я знаю, что там найдутся и очень страшные вещи, но там будет и много чудес и милостей. И первый шаг к поиску пути — предоставить свободу воображению».

Чарли Джейн Андерс (Ted Talk, «Вперед, мечтайте о будущем»)

Давайте последуем совету Андерс и представим максимально подробно различные сценарии развития образования — от наиболее вероятных до самых сумасшедших.

Сценарий № 1. Мы будем учиться всю жизнь

Сейчас уже мало кого удивишь концепцией непрерывного обучения (lifelong learning) : мы то и дело проходим различные курсы в интернете, осваиваем новые навыки прямо на работе, а иногда даже полностью меняем профессию, будучи уже взрослыми.

Время, которое мы отводим учебе, увеличивается. Это связано не только с тем, что наука усложняется и развивается (а значит, нужно больше времени, чтобы ее освоить), но и с тем, что общество может позволить молодым людям дольше не работать, тратя юные годы на обучение.

Революция дошколят

Возраст, в котором дети начинают получать обязательное образование (то есть поступают в школу), по всему миру варьируется: например, в России дети идут в школу в семь лет, а в Великобритании и Австралии — в пять. В среднем по миру эта цифра колеблется от пяти до восьми лет. Часто правительства разных стран даже не называют точную цифру, а дают рекомендации, в каком возрасте ребенка стоит отдать в школу: в России по закону это возможно не раньше шести с половиной лет, но не позже восьми.

Интернет забит статьями и вопросами от родителей: когда же лучше отдавать ребенка учиться? Универсального ответа нет. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка: можно встретить как исследования, агитирующие за ранний поход в школу, так и те, которые категорически против этого.

Нейробиологи называют первые годы жизни «чувствительными» периодами в развитии мозга. Опыт, полученный в первые три-пять лет, будет влиять на всю дальнейшую жизнь. А психологи замечают, что именно в этом возрасте формируется большая часть неврозов и фобий. Но когда мы сегодня рассуждаем о системе образования, мы незаслуженно мало говорим именно об этом времени.

Настя Травкина, научная журналистка, автор книги Homo Mutabilis и ведущая канала «Настигло»:

«С точки зрения нейробиологии мы начинаем активно учиться с самого рождения. В мозге младенца стремительно образуются новые связи, так как он пытается обнаружить паттерны в потоках любой входящей информации. В процессе обработки этих данных мозг развивается и структурируется, появляются целые области, отданные, например, под обработку звуков родного языка (или двух, или трех), распознавание лиц, владение мелкой моторикой и т. д.

Чем больше наука узнает о развитии мозга, тем более ценными с точки зрения обучения оказываются младенчество и дошкольный возраст. Мозг остается пластичным всю жизнь, а мы способны учиться новому до самой старости, и всё же дошкольный опыт очень сильно влияет на базовые навыки и восприятие информации.

Но не стоит думать, что едва ползающих детей нужно учить дисциплине и таблице умножения.

Во-первых, они учатся буквально всему, что их окружает, — поэтому в первую очередь им нужна богатая интересными вещами, звуками и разговорами среда.

А во-вторых, исследования показывают, что младенцы лучше воспринимают информацию, которую им преподносят с привлечением эмоционального влияния, чем нейтральную, — как раз на этом и построено взаимодействие взрослых с детьми, когда они показывают пальцем на новые объекты, называют их, озвучивают их и т. д. Есть данные о том, что уровень интеллекта в будущем больше всего коррелирует с тем количеством слов, которые еще не говорящие дети слышали от своих родителей. Поэтому эмоциональная близость и разнообразное общение со значимыми взрослыми, а не ранняя дисциплина — вот главный источник развития в первые годы жизни».

Предлагая изменения в системе образования, мало кто критикует ясли и детские сады — больше сосредотачиваются на критике школы. А ведь и в системе дошкольных институтов есть что обсудить.

Французская психоаналитик и педиаторка Франсуаза Дольто в книге «На стороне ребенка» пишет, что и ясли, и детские сады появились не ради того, чтобы помочь детям лучше развиваться, а чтобы дать родителям возможность скорее вернуться на работу. Такой подход просто не создан для того, чтобы учитывать потребности ребенка, считает исследовательница и рекомендует радикально пересмотреть наше отношение к дошкольному образованию.

Маргарита Литовская, маркетолог, специалистка по теории поколений и ведущая каналов «Дети и плети» и «Новые детские медиа»:

«Миллениалы — современные родители — поколение, которое больше других страдает от FOMO-эффекта. Кажется, это один из драйверов в воспитании детей: в тренде начинать развивать ребенка как можно раньше — с первых дней жизни (или еще в утробе матери). Мир настолько быстро и непредсказуемо меняется, что мамы и папы стараются как можно раньше начать чему-то учить ребенка — и иногда перегибают палку. Но детьми озабочены не только их родители: ВОЗ называет развитие детей раннего возраста социальной детерминантой здоровья общества, а ЮНИСЕФ призывает увеличивать инвестиции в развитие дошкольников».

Возможно, в обществе будущего станет более очевидна важность младенческого и дошкольного периодов в формировании личности в целом и познавательных способностей в частности. Это приведет к перестройке социальной системы, и на этот раз не для того, чтобы как можно раньше вернуть взрослых на работу — а чтобы, наоборот, дать родителям (и другим значимым взрослым) возможность удовлетворять потребности ребенка в общении и близости. Например, компании могли бы разрешать молодым родителям работать из дома или давать им больше свободы в организации своего рабочего дня.

И, конечно, нам стоит пересмотреть организацию и задачи детских садов: необходимо повышать престиж профессии воспитателя, сокращать количество детей в группах, чтобы педагог мог каждому уделять внимание, и т. д.

Есть ли жизнь после университета?

Еще один период, на который раньше обращали мало внимания в связи с образованием, — это вся оставшаяся жизнь после выпуска из университета. Но в современном обществе уже не получится научиться чему-то в юности, а затем просто пользоваться этими навыками всю оставшуюся жизнь. Мир постоянно меняется: новые технологии трансформируют структуру рынка рабочих мест, появляются одни профессии и устаревают другие.

Теперь мы учимся всю жизнь — но государственная система образования пока к этому не приспособилась. Да и в обществе по-прежнему силен стереотип, что детство и юность — время для обучения, а взрослая жизнь — только для работы.

Возможно, в будущем этот стереотип разрушится и мы все (а не только отдельные энтузиасты) станем учиться всю жизнь. Кстати, такой подход тоже соответствует последним исследованиям в нейробиологии.

Настя Травкина:

«Сто лет назад ученые поняли, что люди рождаются с несформированным мозгом и ранние годы жизни — время его интенсивного развития. А теперь наконец в массы распространяются и знания о взрослой нейропластичности.

Теперь мы знаем, что различные части мозга и связи между ними формируются вплоть до 25 лет. В детстве нейроны интенсивно специализируются, мозг приобретает функциональную структуру. В юности образуются особенно прочные связи между нейронами — нейронные сети. После „созревания“ мозг начинает работать интегрировано — то есть разные его части максимально эффективно и слаженно взаимодействуют.

Один из современных отцов исследований нейропластичности Майкл Мерцених считает, что интеллектуального пика мы достигаем к 35 годам, а время между 25 и 45 — самое продуктивное для мозга, так как он теперь не только учится новому, но и устойчиво владеет целым набором навыков, которые наконец можно ловко и с наименьшими затратами использовать.

Многие ученые, занимающиеся нейропластичностью, не поддерживают распространенное убеждение о том, что с определенного времени мозг неизбежно деградирует. Конечно, есть некоторые ухудшения в скорости реакции, в остроте восприятия и т. д. Но большая часть когнитивных потерь может быть следствием работы нейропластичности — то есть способности мозга учиться и адаптироваться. Просто не всегда то, чему мы учимся, — это хорошо.

Похоже, что когнитивное затухание часто происходит не по естественным причинам, а из-за того, что люди после 50 перестают учиться новому и следуют по давно знакомым, рутинным путям. Сложность когнитивной нагрузки снижается, мозг адаптируется к новым условиям, и по закону use it or lose it количество нейронных связей и их сложность падают. Тотальность и неизбежность деградации мозга из-за такого упрощения образа жизни пугает, но Мерцених считает, что такому „негативному обучению“ противостоит активное обучение новому, интересному и сложному. То есть мы не только можем эффективно учиться новому после 25, 45 или 55 лет — это просто необходимо для сохранения когнитивных способностей.

Думаю, в будущем это понимание изменит наше представление о зрелом и пожилом возрасте: «уходить на покой» будет проклятием, а вслед за «серебряной экономикой» (развитием потребительского рынка для людей за 60), видимо, появится и «серебряное образование» — не в виде бесплатных курсов по базовым навыкам владения гаджетами, а в виде полноценной сложной структуры образования, квалификации и переквалификации взрослых и пожилых людей.

Для рынка труда это будет вовсе не благотворительность, а чистая выгода: пенсионный возраст станет просто поводом сменить род деятельности, а не выпасть из обоймы экономического процесса. А чем больше людей вовлечено в производство и потребление, тем выгоднее экономике».

Современные исследователи настаивают на отказе от доминирующего взгляда на образование как «инвестицию в будущее», которая обязательно должна окупиться позднее, на работе. Безусловно, часто мы учимся для практических целей: мы хотим использовать эти навыки в дальнейшем, но не всегда это единственная причина для учебы. Иногда это интерес или хобби. Способ интересно провести время, попробовать что-то необычное или завести новые знакомства.

Если мы посмотрим на образование с разных точек зрения, то увидим, что учиться можно и нужно в любом возрасте — буквально любом. Образование в старшем возрасте улучшает ментальное здоровье, снижает риск нарушения когнитивных функций, дает заряд новых эмоций и способствует общению.

Вероятно, в будущем исчезнет понятие возраста, созданного для учебы: мы будем учиться всю жизнь — и система образования подстроится под эту потребность.

Сценарий № 2. Больше никаких школ и университетов!

До 2020 года онлайн-образование только дополняло офлайновое. Различные курсы, обучающие приложения и сайты использовались либо как дополнительные инструменты в классе, либо для получения еще одного, независимого от школы и университета, образования.

Пандемия многое изменила, и система образования вынужденно переключилась на онлайн: школьники и студенты по всему миру остались дома, включили свои компьютеры и стали учиться дистанционно.

До 2020 года рынок онлайн-образования и так стремительно рос (глобальные инвестиции в образовательные технологии достигли 18,66 млрд долларов в 2019-м), а теперь эксперты полагают, что его ждет настоящий бум.

Может, нас ждет будущее, в котором все мы учимся онлайн, а учеба офлайн станет или пережитком прошлого, или, наоборот, роскошью, доступной только для богатых? Возможно. Но не стоит думать, что онлайн-образование сделает образованность более доступной. Существует проблема так называемого информационного неравенства: сегодня не у каждой семьи есть доступ в интернет и личные компьютеры. Эта проблема — часть глобального образовательного неравенства (и экономического неравенства вообще), и пандемия ее только обострила.

Некачественное обучение в детстве ведет к невозможности получить более качественное образование в дальнейшем и, как следствие, — к тому, что стране недостает хороших специалистов. Получается замкнутый круг, из которого сложно вырваться.

Образовательное неравенство проявляется на всех уровнях: это касается и семьи, и целых сообществ, и стран. Поэтому бум онлайн-образования не сможет принципиально изменить наше общество, если проблема неравенства не будет решена.

Больше практического обучения

А что если поступить совсем радикально и отказаться от привычных школ и университетов? На протяжении истории большую часть времени люди учились сразу на практике, скажем, дети обучались выращивать растения и собирать урожай, находясь рядом с родителями. Никому не требовалось перед этим специально изучать биологию или химию.

Философы образования замечают, что чем сложнее становятся знания и науки, тем больше дистанция между феноменом и его изучением: мы учимся, слушая учителя и доверяя его авторитету, читаем книги, решаем уравнения и записываем тексты. В философии эта проблема стоит особенно остро: философов часто критикуют за так называемую кабинетную философию, когда мыслитель, не выходя из своего кабинета, размышляет о глобальных вещах, с которыми никогда сам не сталкивался.

Похожее постоянно происходит в образовании: мы учим многие вещи по книгам вместо того, чтобы изучать их на практике, а наши учителя часто никогда и не сталкивались в реальности с тем, чему они учат. Почему бы не изменить и это?

В середине ХХ века в некоторых школах Франции проводился интересный эксперимент: там появились «снежные» и «морские» классы. Учитель вместе с учениками начальной школы отправлялся в горы или на море, чтобы отдыхать и заодно изучать природные явления и историю края, непосредственно с ней сталкиваясь. В современных школах и университетах проводятся внеклассные мероприятия, но часто их основная цель — социализация и совместный отдых. Возможно, стоит добавить в них больше образования: рассказывать об истории и географии края, а вместо картинок из учебника показывать растения в лесу.

В современном западном мире всё чаще отказываются от лекций и сосредотачиваются на методах практического обучения: просят студентов создавать собственные проекты, обучать друг друга и проводить эксперименты. Преподаватель в этом случае больше не пересказывает сухо то, что ученики и так могут прочитать в «Википедии», а направляет и модерирует процесс обучения.

Конец монополии государства на образование

Уже сейчас Илон Маск создает собственную школу прямо в SpaceX, а основатель Amazon Джефф Безос запускает «Академию Безоса» для детей из семей с низкими доходами. Кажется, этот тренд будет только развиваться и государство окончательно лишится монополии на образование детей. Возможно, в будущем все уважающие себя корпорации организуют собственные школы и нашим потомкам идея общеобразовательных школ покажется безнадежно устаревшей.

Сергей Жданов, экономист, эксперт по цифровым технологиям и ведущий канала «Чорт ногу сломит»:

«Цифровые корпорации заинтересованы в образовании по двум причинам.

Во-первых, образование вместе с медициной — вечная человеческая потребность и, соответственно, бесконечный источник дохода. Конкуренция идет за решение вопроса всеобщего образования с помощью как можно более универсальных платформ. Каждая платформа стремится к тому, чтобы стать новым стандартом образования — с общепризнанными дипломами, сетями специализированных преподавателей и т. д.

Сооснователем одной из самых популярных онлайн-школ Coursera стал Эндрю Ын — один из ключевых персонажей в сфере развития ИИ и машинного обучения из Google. А Себастьян Трун — бывший вице-президент Google и создатель экспериментально-научного крыла этой корпорации GoogleX — сейчас развивает образовательную платформу Udacity. Если Coursera рассчитана на максимально широкую аудиторию, то Udacity фокусируется на более специализированных знаниях, сотрудничает с университетами и выдает вполне уважаемые дипломы по компьютерным дисциплинам ученикам начиная с 13 лет.

Во-вторых, цифровые корпорации заинтересованы в том, чтобы на них работали самые топовые специалисты, которых на рынке не так много. Речь идет не просто о людях с образованием, а именно о лучших из лучших — „исключительных талантах“, как их называет бывший глава Google Эрик Шмидт. Недавно он запустил филантропическую программу Rise, которая через серию тестов должна определить 100 самых талантливых молодых людей во всем мире и затем курировать их дальнейшее образование и трудоустройство. „Юные Эйнштейны могут сейчас находиться в Афганистане. Мы хотим дать им телефоны, поддерживать с ними связь и выявить лучших из них. А со временем увезти из Афганистана, чтобы они стали учеными или выдающимися музыкантами“, — говорит Шмидт».

Сценарий № 3. Выбираем учителя будущего

Еще один из вероятных сценариев нашего образовательного будущего касается мечтаний о том, как изменится роль учителя и преподавателя. Ведь несмотря на то, что и предметы, и время, и место, и методы их изучения важны, в процессе образования учитель играет не менее серьезную роль. Мы — социальные существа и учимся через подражание и доверие.

Лет двадцать назад уже обсуждались школы будущего, в которых роботы заменят учителей: казалось, что такие учителя смогут предоставить больше информации, окажутся объективнее и не будут уставать. А сейчас никто даже не упоминает учителей среди профессий, которые уничтожат роботы, наоборот: именно социальные и помогающие работы защищены от роботизации.

Кажется, робототехника сосредоточилась на самодвижущихся машинах, военных дронах и секс-роботах и совсем не обращает внимания на образование. Одна из причин в том, что мы понимаем: роль учителя заключается не в сухой передаче информации, а в построении особенных отношений с учащимися. А искусственный интеллект пока что слаб по части человеческих отношений (но, возможно, это изменится).

Кризис фигуры учителя

Психологи отмечают, что сильная и харизматичная фигура учителя особенно важна в детском возрасте, когда ребенку требуется уже не только безусловная, ничего не требующая взамен любовь родителей (когда ребенка любят просто за то, что он есть), но и взгляд со стороны. Отношения с учителем не такие, как с родителями: учитель критикует, его положительную оценку и признание еще нужно заслужить. Такие отношения помогают ребенку развиваться и не бояться ошибаться, ведь всегда есть надежный тыл — родители, которые, в отличие от учителя, будут любить «просто так».

К сожалению, в современном обществе эти отношения часто перепутаны: родители критикуют и оценивают, а харизматичный учитель… хорошо, если найдется хотя бы один на всю школу или университет. Такие учителя запоминаются и потом на всю жизнь остаются с нами.

Возможно, из-за нехватки харизматичных учителей и недоверия к системе образования всё больше родителей берут на себя роль наставников: не всегда сами учат каким-то предметам, но нанимают репетиторов и отправляют детей на различные внешкольные курсы.

Маргарита Литовская:

«Многим очевидно, что современная система образования морально устарела и меняется неохотно, поэтому самые инициативные родители детей поколения альфа (рожденных после 2010 года) пробуют организовать собственный институт образования ребенка внутри семьи, самостоятельно определяя, как и чему учить.

Это касается как направлений, которые традиционно считаются дополнительными, так и основных предметов. В тренде — как в России, так и в Европе — отдавать ребенка в сад позже, проводить больше времени со своими детьми, а школьное обучение заменять на пул репетиторов».

В традиционных обществах учителя — это пожилые, уважаемые и харизматичные члены социума, мудрецы, к которым всегда можно обратиться за советом. На протяжении истории для того, чтобы стать учителем, нужно было пройти долгое обучение, эта профессия считалась престижной. Сейчас это не так: образование стало доступным для всех и больше не является чем-то особенным, элитным и престижным.

Учитель: от фактов к методу

Большая часть людей в нашем обществе получила школьное и университетское образование, а узнать что-то новое как никогда просто: есть интернет, всевозможные курсы, доступ к книгам. К тому же знания накапливаются с каждым годом всё быстрее, и один человек уже просто физически не может всё запомнить и знать.

Поэтому теперь мы всё больше осознаем нашу потребность в наставниках — тех, кто не столько передаст нам конкретную информацию (которая и так скоро изменится), сколько научит обращаться с этой информацией, действовать в постоянно меняющемся мире и мыслить самостоятельно.

Недостаток этого острее всего чувствуют современные взрослые — отсюда бум на блогеров, менторов и коучей. Мы хотим учиться — это одна из базовых биологических потребностей. В будущем, когда непрерывное обучение станет нормой, кажется логичным организовывать гибкую систему менторства на всех уровнях работы: один и тот же человек может выступать одновременно и ментором для одного, и учеником для другого.

Современная система образования пока плохо успевает за этими трендами и всё еще сосредоточена на знаниях учителя о предмете: нам важно, чтобы учитель математики отлично решал тригонометрические уравнения, а учительница музыки знала все произведения Чайковского.

Но мир изменился: любую информацию можно найти за пару секунд в интернете, поэтому на первый план выходят практические навыки, критическое мышление и эмоциональный интеллект.

В связи с этим одними из главных учительских компетенций станут умение выстраивать отношения с учениками и эмоциональный интеллект. Учителя будущего — это скорее перформеры, коучи и популяризаторы знаний, которые благодаря играм, дискуссиям и эмоциональному вовлечению вызывают интерес к новым знаниями, а не сухо пересказывают то, что уже и так известно.

Маргарита Литовская:

«По данным PeW, западные дети, рожденные после 2010 года (поколение альфа), будут жить в более расово и гендерно разнообразном обществе, чем их предки. Четвертая промышленная революция автоматизирует многие рабочие места, но появятся и совершенно новые „человеческие“ профессии. Поэтому родители-миллениалы делают ставку на развитие цифровых и креативных способностей у своих детей. Альфы пользуются технологиями с первых лет жизни и не ощущают границ в самом широком смысле, их часто характеризуют словами „омниканальность“ и „диверсификация“.

Кроме того, родители альф считают важным развитие life skills: любознательности, умения адаптироваться, лидерских навыков.

Внедрение цифровых технологий и методов развития soft и life skills вместо зубрежки конкретных знаний — главный тренд в образовании уже сейчас».

Сможет ли ИИ преподавать?

Если искусственный интеллект научится эмпатии, а мы сможем избавиться от эффекта зловещей долины (робот, который выглядит и действует как человек, у нас вызывает страх и неприязнь, а не симпатию), возможно, нас ждут и такие учителя. А пока можно помечтать об искусственном интеллекте, который будет подстраиваться под наши образовательные нужды.

Сейчас люди в основном негативно относятся к персонализированной рекламе: мы знаем, что подобранная специально под нас лента соцсетей настроена на то, чтобы как можно дольше удержать нас на сайте, а не на то, чтобы научить нас чему-то новому.

Но что если мы будем оптимистами и представим будущее, в котором персонализация и умение удерживать наше внимание используются для того, чтобы мы эффективнее учились? И тогда нас ждут персонализированные учебники и задания.

Кроме того, искусственный интеллект мог бы определять пробелы в наших знаниях и персонализировать содержание курса и книг, как это уже сейчас делают некоторые приложения для изучения языков. И, конечно, искусственный интеллект мог бы помочь учителям справляться с административными задачами и тем самым дать им больше времени для творческого взаимодействия с учениками.

Сергей Жданов:

«Очень возможно, что в будущем у каждого человека появится персонализированный ИИ-помощник, который станет сопровождать его с самого рождения. ИИ будет собирать данные о развитии младенца, определять наилучшие варианты реализации способностей дошкольника и показывать пробелы в знаниях школьников, чтобы помогать педагогам лучше понимать детские потребности и вырабатывать индивидуальных подход. В подростковом возрасте такие ИИ-помощники станут помогать людям осваивать навыки, востребованные на рынке, так что можно будет работать, не окончив школу (если таковая вообще останется).

Если у каждого будет свой личный ИИ-репетитор, учитывающий все его потребности и особенности, то люди смогут эффективнее находить подходящую работу и стремительно менять квалификацию во взрослом возрасте. С точки зрения экономики развитие персонального образовательного „ИИ-коучинга“ — очень выгодный курс: ведь рынку нужны не дипломы, а владение конкретными навыками и определенные личные качества».

Итак, какое же будущее у нас получилось?

  • Не останется никакого специального возраста для учебы: люди будут учиться всю жизнь — и, главное, получать от учебы, подстроенной под их интересы и нужды, удовольствие.
  • В обучении людей будущего станет больше практики и связей с реальной работой. Образовательные институты выйдут за границы конкретных институций: наши потомки будут учиться и онлайн, и офлайн, а различные компании начнут выпускать своих учеников в мир с уважаемыми дипломами.
  • Нас ждут персонализированный образовательный контент и полностью индивидуальный подход, а также (наконец-то!) эмоционально здоровые отношения с учителями.

А о каком будущем образования мечтаете вы? Поделитесь в комментариях, какой сценарий кажется вам наиболее вероятным.

Источник

Оцените статью