Субъекты конституционных правоотношений зарубежных стран

Субъекты конституционного права зарубежных стран

В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Объект этих отношений – реальное благо (что-то получить или избежать вредных последствий). Их участники называются субъектами конституционного права. В конституционном праве не используется деление субъектов на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве. В нем принята своя классификация.

В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются:

1) социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.);

2) государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или автономные образования в Китае);

3) основные органы государства (глава государства – Император в Японии, Президент в США, Парламент в Великобритании, Кабинет министров в Индии, Народный защитник в Испании и т.д.);

4) общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные общества (прежде всего, политические партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, или группы избирателей, обладающие правом народной законодательной инициативы; общественные союзы и ассоциации и т.п.);

5) депутатыпредставительных органов, обладающие правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти;

6) органы местного самоуправления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции, утверждаемые по должности в качестве представителей государственной власти в коммунах-общинах);

7) индивиды– граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством – каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав.

8) В некоторых государствах субъектом конституционного права выступают религиозные конфессии (церковь). Так, в Великобритании главой англиканской церкви является глава государства (монарх), в Палате лордов заседают назначаемые им духовные лорды, церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам, касающимся ее деятельности.

Чтобы субъекты конституционного права могли вступать в урегулированные правоотношения, им необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью либо определенными полномочиями, компетенцией. Иначе говоря, они должны быть наделены определенным правовым статусом.

Источник

Конституционно-правовые отношения в зарубежных странах — сущность, объекты, субъекты, отграничение от других правовых отношений

Конституционное право представляет собой не только нормы, институты, но и практику их применения, выражающуюся в политико-правовых связях и отношениях. Иными словами, конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами ведущей отрасли права.

Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти, суверенитета народа, а также на обеспечение свободы личности. Им свойственны такие признаки, как политический характер и массовость. Конституционные отношения, целями которых выступают социально-экономические и политические ценности, составляют предмет регулирования данной отрасли национального права.

Для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт или их совокупность (например, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост президента США в совокупности с иными условиями, указанными в Конституции).

Для конституционных отношений характерны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность), но отличаются своей направленностью, составом и сложным характером юридических связей между участниками данных общественных отношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений. Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как: народ; государство; -депутаты; население; органы государственной власти; органы местного самоуправления; избирательные комиссии; собрания избирателей и др. Народ выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов , а также реализации иных форм прямой демократии .Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство. Его конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета, внутригосударственный и международно-правовой статус.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

органы государственной власти; органы местного самоуправления; население местного самоуправления; этнические группы; политические партии и другие общественные объединения граждан; собрания граждан; собрания избирателей; граждане; иностранные граждане; лица без гражданства и др.

Объекты конституционно-правовых отношений. Объекты конституционно-правовых отношений — охраняемые конституционным правом ценности материального и морального характера, т. е. действия, имущественные и неимущественные блага. Под объектом конституционно–правовых отношений понимают то, по поводу чего возникают эти отношения. В более сложной формулировке под объектом конституционного права понимают то, на что направлено конкретное право, и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения стремлений, притязаний, потребностей какого–то конкретного лица либо органа.

Объекты конституционно–правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа – неимущественные блага, и третья группа – действия.

Основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования – под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

К основным методам в конституционно-правовом регулировании общественных отношений относятся:

  • метод обязывания – характерен для норм конституционного права, относящихся к организации и функционированию власти: «Правительство должно получить доверие палат парламента» (ст. 94 Конституции Италии);
  • метод запрещения: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии);
  • метод дозволения: «До промульгации Президент может потребовать один раз пересмотра закона парламентом» (ст. 77 Конституции Румынии);
  • метод провозглашения: «Тайна переписки и свободной корреспонденции абсолютно неприкосновенна» (ст. 19 Конституции Греции).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах, что объясняется природой тех общественных отношений, которые регулируются нормами конституционного права.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Конституционно-правовые отношения в зарубежных странах — сущность, объекты, субъекты, отграничение от других правовых отношений

Конституционно-правовые отношения в зарубежных странах — сущность, объекты, субъекты, отграничение от других правовых отношений

Конституционно-правовые отношения в зарубежных странах — сущность, объекты, субъекты, отграничение от других правовых отношений

Источник

Конституционно-правовые отношения и субъекты этих отношений в зарубежных странах.

Наука конституционного права зарубежных стран: предмет, функции, методология, система и источники.

Совокупность различных теорий, взглядов, учений, мнений по вопросам КП, изложенные в статьях, научных документах, книгах.

Предмет КП — определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.

1) Конституция (кроме мусульманских стран)

2.1. конституционные (дополняют/изменяют конституцию)

2.2. органические (приняты в усложненном порядке, регулируют какой-либо институт КП)

2.4. чрезвычайные (могут отступать от положений Конституции, применяются в особенных условиях на короткий срок)

3) Публичные правовые договоры внутри государства

4) Регламенты парламентов, их палат

5) Судебные прецеденты

6) Конституционный обычай (соглашение)

7) Доктринальные источники (труды ученых)

8) Религиозные источники

9) Международный договор (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.)

10) Акты органов конституционного контроля

11) Акты военных советов (Конго, Эфиопия)

1) Основы конституционного строя

2) Основы правового статуса человека и гражданина

3) Федеративное устройство государства

4) система органов государственной власти, местного самоуправления

Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права в зарубежных странах.

Конституционное право любой страны — совокупность правовых норм, закрепляющих экономическую основу государства, форму правления, государственного устройства, определяющих государственно-политическую организацию общества, взаимодействие между государством и гражданами.

Как отрасль права – система юридических норм, содержащихся в различных правовых актах и регулирующих определенную группу общественных отношений.

Метод КП – метод властных отношений, предполагающий наличие у одной из сторон государственно-властных полномочий, закрепляющихся за высшими органами власти; наделение сторон конкретными правами и обязанностями, совокупность принципов воздействия на участников общественных отношений.

Основные этапы конституционного развития современных государств.

1) Становление и утверждение буржуазного общества в передовых странах Европы и Америки (доконца Первой Мировой)

Первые конституции – США (1787), Франция (1791).

Американская конституционная модель – образец конституций стран Латинской Америки (Венесуэла, 1811). Копия конституции США – Либерия (1847 г., Африка).

Французская конституционная модель – образец конституции Бельгии, стран Азии (Япония, Китай)

Общее во всех конституциях: включение политических и гражданских прав в текст конституции.

2) Появление первого социалистического государства (Первая – Вторая Мировая войны).

Появление большого числа новых государств.

Либеральная концепция конституционных моделей.

Придание конституционного статуса новым институтам политической системы (партии, профсоюзы).

Новые категории прав и свобод человека (экономические, социальные).

3) Расширение масштабов конституционного процесса и осуществление изменения его содержания(После Второй Мировой войны до конца 80-х).

В конституционный процесс были вовлечены 130 новых государств. (Африка, Латинская Америка, Океания, новые социалистические страны).

4) С конца 80-х до наших дней.

36 африканских государств приняли конституцию (из 53).

Конституционно-правовые отношения и субъекты этих отношений в зарубежных странах.

Конституционно-правовое отношение — возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства

Субъекты КП отношений — участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом.

Фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права.

2) Государство и его территориальные единицы.

3) Государственные органы.

4) Органы местного самоуправления.

5) Общественные и религиозные объединения.

6) Физические лица (индивиды).

7) Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления (депутаты, члены избирательных комиссий и др.)

Источник

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.).

Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:

нормоустанавливающая деятельность правительства;

порядок осуществления прав и свобод;

надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер.

Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):

не отчуждаемость прав и т.д.

Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие.

Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:

достижение определенного возраста (18 лет);

назначение дня выборов;

образование избирательных комиссий, округов, участков;

составление списков избирателей и т.д.

Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:

физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений;

государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии);

органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления;

органы конституционного надзора;

органы местного самоуправления;

депутаты центральных и местных представительных учреждений;

ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

4. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.

Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы:

1. Естественное право — общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира.

Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.

2. Позитивное право — писаное право, закрепленное в соответствующих формах.

1. Конституции (основной источник);

2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы — законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);

3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);

4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией);

5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона);

6. Решения органов местного самоуправления;

7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем);

8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);

9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);

10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат — свод норм мусульманского права.

Источник

Читайте также:  Демографические показатели всех стран мира
Оцените статью