Суперпрезидентская республика пример страны

Что такое суперпрезидентская республика? Особенности устройства и примеры

Все государства имеют разное устройство. Иной раз мы путаемся, читая или слушая мнения политологов, разъясняющих современную конфигурацию на мировой арене. А вопросы, оказывается, бывают крайне тонкими. К примеру, некоторые говорят, что РФ – суперпрезидентская республика. Вы согласны? А понимаете, что это такое и к чему ведет? Давайте разберемся.

Общие понятия

Чтобы определиться, что такое суперпрезидентская республика, необходимо изучить устройство страны в целом. Государства бывают республиками и монархиями. В первом случае власть принадлежит теоретически народу, во втором – одному лицу или семье. Республики тоже не одинаковы. Их принято классифицировать по распределению обязанностей между законодательной и исполнительной властью. К примеру, в парламентской республике главным является орган, образованный по результатам плебисцита. Он контролирует исполнительную власть, решает, в какую сторону развиваться стране. В президентской у главы государства полномочий больше. Это закрепляется в Конституции. Вообще, демократический строй предполагает, что все правила жизни прописываются в законах – специальных документах. Есть, правда, исключения. К примеру, парламент Великобритании так и не удосужился создать Конституцию. Ее не существует в печатном виде.

Особенности суперпрезидентской республики

Вернемся к изучаемому государству. Его отличает от других то обстоятельство, что в руках первого лица сосредоточена вся власть. Конечно, суперпрезидентская республика может иметь и выборные органы. Но их полномочия ограничены. Законно только то, что решил президент. Этот человек обладает неконтролируемой властью, что имеет свои плюсы и минусы. Только народ может дать своему лидеру полномочия и отобрать их. Хотя некоторые исторические примеры говорят о том, что не у всех получается лишить президента власти. То есть в стране наступает диктатура. Примером может служить постреволюционная Россия до создания СССР. Государство провозгласило на некоторый период диктатуру пролетариата. Это была особая система установления власти народа, слома старых монархических порядков. Но нельзя считать, что это была суперпрезидентская республика. Ведь данное положение следует отразить в основном законе. Это в настоящее время происходит в странах Латинской Америки. О них подробнее.

Читайте также:  Вывод по стране вьетнам

Лидер нации

Необходимо отметить, что для создания описываемого строя нужны объективные причины. Народ должен воспринимать его естественно, поддерживать. Суперпрезидентская республика, примеры которой мы найдем на карте Латинской Америки, характеризуется особо трепетным отношением населения к своему лидеру. Его считают «отцом нации». Этот человек обладает безграничной властью. Если в других общество пытается построить систему противовесов, то суперпрезидентская устроена проще. Главу государства не могут контролировать на официальном уровне суды или парламентарии. Он отчитывается за свою деятельность только перед избирателями, которые зачастую и приводят его на вершину правления. Выборы лидера осуществляются прямым голосованием. То есть отсутствуют механизмы, помогающие общению лидера с народом. Потому устройство и называется «суперпрезидентская республика».

Примеры стран

Политологи называют двенадцать государств, в которых конституционно закреплено суперпрезидентское правление. Перечислим их: Бразилия, Гаити, Венесуэла, Гватемала, Доминиканская Республика, Гондурас, Мексика, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Сальвадор. Необходимо говорить лишь о том, что эти страны имеют признаки суперпрезидентской республики. Они законодательно закреплены. Это отражается не только в полномочиях лидера страны, но и в отношении к нему со стороны народа. Дело в том, что бесконтрольная власть дает не только преимущества. Обратной ее стороной является требовательность избирателя. Ведь именно он привел к власти президента. Следовательно, является жестким и требовательным судьей.

Как возникает такое государство

Наука утверждает, что нельзя на ровном месте образовать описанную связь народа с лидером. Для этого необходима особая культурологическая основа. Она-то и возникла в латиноамериканских странах. Признанный лидер там получал власть путем переворота (иной раз вооруженного). Некоторые источники утверждают, что такой процесс характеризуется отсутствием легитимности. С этим можно поспорить. Ведь легитимирует власть народ. А раз большинство за своего лидера, то в чем здесь недемократичность? Критики также утверждают, что суперпрезидент вынужден действовать в непрерывной чрезвычайной ситуации. Если она успокаивается, то уровень его полномочий понижается. Это тоже спорное мнение. Ведь власть лидера закреплена в конституции. К примеру, основной закон Перу содержит пункт, уполномочивающий президента «олицетворять нацию».

Выводы и о России

Поняв в общих чертах, чем отличается суперпрезидентская республика от иных форм правления, человек должен понимать, какую идею вкладывают политологи, называющие так Россию. Они являются врагами РФ, пытающимися таким способом внести раскол в общество, помешать его консолидации. У президента РФ много полномочий. Они закреплены законодательно. Но называть Россию суперпрезидентской безосновательно или безграмотно. В стране работают все ветви власти, созданы демократические противовесы.

Источник

Суперпрезидентская республика

Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

Содержание

Особенности

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике» [1] : конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

Виды суперпрезидентской республики

В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет [2] три вида суперпрезидентских республик:

  1. президентско-монократическая республика — форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Ахмеде Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);
  2. президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;
  3. президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Республика Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой[3] .

Страны с суперпрезидентским режимом

О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства: Белоруссия, Туркмения и др. Так, суперпрезидентской страной называл Казахстан сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев [4] . (Убит 13 февраля 2006 года.) Представление о современной России как о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша [5] ; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства» [6] . О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Лилия Шевцова [7] .

Источник

Суперпрезидентская республика

Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

Особенности

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

Виды суперпрезидентской республики

В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет три вида суперпрезидентских республик:

  • президентско-монократическая республика — форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Ахмеде Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);
  • президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;
  • президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Республика Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой.

    Страны с суперпрезидентским режимом

    О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства: России, Белоруссии, Азербайджану и среднеазиатским республикам (за исключением Киргизии). Сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев называл Казахстан суперпрезидентской страной.

    Россия

    Представление о современной России как о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства».

    О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Лилия Шевцова.

    В феврале 2020 года бывший помощник президента РФ Владислав Сурков в интервью отметил: «У нас уже по факту, естественным образом сложилась не просто президентская, а гиперпрезидентская форма правления».

    Источник

    Суперпрезидентская республика пример страны

    Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

    Особенности

    Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

    Виды суперпрезидентской республики

    В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет три вида суперпрезидентских республик:

    президентско-монократическая республика — форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);

    президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;

    президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой.

    Страны с суперпрезидентским режимом

    О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства Беларусь, Туркменистан и др. Так, суперпрезидентской страной называл Казахстан сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев. Представление о современной России как о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства». О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 г., пишет также политолог Лилия Шевцова.

    Источник

  • Оцените статью