Сущность современных конституций зарубежных стран

Конституции зарубежных стран: понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ лохл

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Специальность/направление подготовки «Юриспруденция» / Бакалавриат

Кафедра конституционного и административного права

«Конституции зарубежных стран: понятие и сущность»

студент 2 курса

очной формы обучения

«____» ________ 2013г.

  1. Понятие и свойства Конституций.…………………….………………. .…..6
  2. Виды конституций.……….……………………………….… ………. 14
  3. Особенности принятия конституций в зарубежных странах.………………….……………………………….. ..…………. ….19
  4. Порядок внесения поправок и изменений в конституции зарубежных государств……………..…………..…………….… ……………..…….…….26

Список использованной литературы……………………………………. ….. ..34

Актуальность исследования. Государства современного мира характеризуются огромным многообразием. Среди них есть государства-гиганты, например Китай с 1, 2 млрд. населения, и государства-карлики, например Республика Науру в Океании, где население не достигает и 8 тыс. человек; экономически высокоразвитые страны, например США, и государства, где до сих пор в деревне преобладает патриархальное хозяйство (Республика Чад в Африке); страны с устойчивыми демократическими традициями, например Франция, и государства с авторитарными (Индонезия) и даже тоталитарными (КНДР) режимами. В подавляющем большинстве стран (кроме тех, где вообще нет конституций, хотя и в них действуют нормативные принципиальные положения разного рода) наряду с другими отраслями права (гражданским, трудовым, уголовным и т.д.) существует конституционное право.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права — такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них — свое (французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира (в настоящее время существует более 200 государств), а также об учебной дисциплине.

Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Именно поэтому каждый юридически грамотный человек должен знать основы конституционного строя страны и, естественно, ее Конституции.

Осмысление структуры Конституции, как и любого другого правового акта, очень важно для понимания концепций, заложенных в конституции, связей отдельных институтов, уяснения отраженных в ней начал, характеризующих производность одного института от другого. Учет структуры конституции является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

Степень научной разработанности. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределили необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы понятия, свойства и структуру конституций зарубежных стран. В представленной работе мы опирались на труды ученых-правоведов, посвященных вопросам конституций зарубежных стран. В частности, исследования таких авторов, как М.В. Баглай, Ю. И. Лейбо, А. Д. Градовский, Ч.О. Бирд, А.В. Малько, В.И. Ленин, О.В. Ганин, Дж. Ст. Милль и многих других.

Целью работы является исследование понятия и сущности Конституций зарубежных стран.

Для достижения поставленной цели автором определены следующие задачи:

— охарактеризовать понятие и свойства конституций в различных зарубежных странах;

— указать какие существует виды конституций в зарубежных странах ;

— рассмотреть основные особенности принятия конституций в зарубежных странах;

— определить порядок внесения поправок и изменений в конституции в зарубежных странах.

Объектом настоящего исследования является конституции различных зарубежных государств.

Предметом исследования являются нормы конституций зарубежных стран, порядок их закрепления и изменения.

Методологической основой исследования выступают исходные принципы познания (историзм, научная объективность, системность и др.); логические приемы и операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, определение, классификация и др.); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический.

Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

§1. Понятие и свойства Конституций.

Для того чтобы понять, что такое конституция и какие основные свойства она имеет, необходимо в первую очередь разобраться с истоками происхождения данного термина. Термин конституция (от лат. constitutio — устройство) был известен ещё в Древнем Риме и Древней Греции: так называли акты императора, имеющие высшую юридическую силу. Так же в некоторых источниках указывается, что данный термин использовался и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное же понимания термина «конституция» пришло в ходе буржуазных революций. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 году было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж.Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти, были приняты в конце XVIII в. (США — 1787 г., Франция- 1791 г., Польша- 1791 г.).

В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека, цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить её определенными рамками, не допустить произвола при её осуществлении как в отношении отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности.1 Профессор А. Д. Градовский так же подтверждает данный факт: « Основным и общим признаком конституционных форм является то, что можно называть самоограничением государственной власти, в силу чего эта власть не является абсолютною, в чьих бы руках она не находилась, в руках народа или монарха с народным правительством».2

Многие авторы в своих работах не могли обойти эту тему стороной, высказывая самые различные точки зрения по поводу основного назначения конституции. Так американский историк, один из основателей экономического направления в историографии США Ч. О. Бирд, определял конституцию, как документ, устанавливающий пределы управления, предписывающий его полномочия и определяющий свободы лиц и граждан.3

В настоящее время существует огромное количество подходов к определению данного понятия. Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, которые имеют, как правило, высшую юридическую силу и регулируют основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, — с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах — основных законах, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях. Конституция в так называемом материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле , то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле — это в своем роде закон законов. Она не может быть изменена путем, издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Между материальным и формальным пониманием конституции существует определенное соотношение. Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в формальном смысле. Пример: Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы которые регулируют указанные выше общественные отношения. Конституции же в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера, но обладающих важным политическим значением для своего времени.

Исходя из всего вышеизложенного, можно вывести наиболее общее определение конституции. Итак, конституция – это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением.

Содержание конституции зависит от многих факторов — времени и обстоятельств её создания, национальных, культурных, религиозных особенностей, иностранного заимствования и т. д. Однако обязательной составляющей любой конституции являются прежде всего те нормы и институты, которые закрепляют положения о народном суверенитете , юридические основы статуса личности, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства , основы организации, структуру центральных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, статус столицы государства. Выражение этих обязательных элементов в каждом государстве имеет свою национальную специфику, поскольку любая конституция есть исторически сложившееся правовое явление с определенными, присущими только ей признаками и свойствами.4

Вместе с тем само по себе содержание конституции далеко не всегда отвечает на вопрос о главном назначении этого документа, о его внутренней политической и правовой природе. Главное в характеристике конституции любого государства — это ее сущность.

Несмотря на различие конкретных подходов и характеристик, под конституцией обычно понимали и понимают законодательный акт, которым определяется организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также основы положения индивида по отношению к государственной власти.5 С формальной точки зрения конституция может совпадать с иными законами государства, но в практике современного конституционализма она обычно отличается от них по способу издания, внесения изменений и дополнений, а юриспруденцией признается ядром правовой системы соответствующего государства. Она обладает высшей юридической силой и поставлена над иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.

Источник

Понятие, сущность, функции конституции зарубежных странах

Содержание

1. Понятие, сущность функции конституции зарубежных странах

2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции

3. Социальные и юридические свойства конституции. Современные концепции конституции.

4. Виды конституций: Консолидированные и неконсолидированные конституции, фиктивные и нефиктивные, формальные и неформальные, («живые») конституции, гибкие и жесткие, временные и постоянные и др.

5. Способы принятия конституции. Частичный и полный пересмотр конституции

6. Правовая охрана конституции: понятие, формы и средства. Конституционный контроль в зарубежных странах

7. Практическое задание: Идеальная структура современной конституции

Понятие, сущность, функции конституции зарубежных странах

Понятие «Конституция» сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что американская конституция названа «надлежащей правовой процедурой». Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господство права) были исторически прогрессивными, как и само буржуазное государство и буржуазная демократия.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством — с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах.

Конституция в материальном смысле представляет собой акт, совокупность актов или конституционных обычаев. Однако в этом смысле слово «конституция» употребляется редко. Чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в этом смысле — это в своем роде закон законов.

Материальное и формальное понимание конституций находятся в определенном соотношении. Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в формальном смысле. Пример: Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы которые регулируют указанные выше общественные отношения. Конституции же в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера, но обладающих важным политическим значением для своего времени.

Различают такие понятия как юридическая и фактическая конституции. Юридическая — это всегда определяющая система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая — это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Например, в конституции Итальянской республики 1947 года декларированными остаются такие нормы как регламентация права на забастовку (ст.40) организация президиума Совета Министров (ст. 95).

Расхождение между фактической и юридической конституцией — обычно результат изменение в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической конституции, а также это признак того, что часть норм юридической конституции стала фиктивной и нуждается в пересмотре, либо возлагать их в рамки юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимом.

Таким образом, в понятие «Конституция» вкладывается закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой (формально-юридическое значение).

К разрешению вопроса о сущности конституции необходимо подходить с двух позиций: юридической и социально-политической. С юридической позиции конституция обладает высшей юридической силой. Это в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями других законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной его процедуре. В материальном смысле высшая юридическая сила конституции состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (либо не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по сущности, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Иногда верховенство конституции обеспечивается ее собственными нормами.

Социально-политическая сущность проявляется в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавших на момент ее принятия. «. Действительная конституция страны, это фактические соотношения сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил». Каждый класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность защищает в политической борьбе свои социальные интересы. В конституции как раз и находит отражение форма согласованности этих интересов. Без согласованности интересов невозможен порядок в обществе.

Таким образом, социально-политическая сущность конституции выражается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

Наиболее ярким примером в этом отношении является британская конституция, отразившая во времена Английской революции ХVII века компромисс между земледельческой аристократией и народившейся промышленной буржуазией (принцип выборности Палаты общин).

Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение и способы реализации.

Первая функция конституции — юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция — главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.

Вторая функция — политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Все политические силы взаимодействуя между собой, конкурируя, борются, используя государственную власть на основе правил, определенных в конституции.

Третья функция — идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому что написано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общественные ценности.

Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции

Общемировой процесс развития конституций прошел три этапа и сейчас находится на четвертом. На разных этапах их социальное и юридическое содержание изменялось. Первый этап длился от возникновения современных конституций в XVIII в. до Первой мировой войны и образования государств тоталитарного социализма.

Конституционный процесс на этом этапе охватывал в основном Европу, Северную и Южную Америку (исключение составляли африканская Либерия, Южная Африка и

Австралия). Объем конституционного регулирования был узким, он ограничивался преимущественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти. На втором этапе — между двумя мировыми войнами — конституционное регулирование распространилось, на некоторые вновь образованные государства Восточной Европы, единичные страны Азии и Африки

(в Африке это были преимущественно так называемые «колониальные конституции»). В связи с возросшей экономической и социальной ролью государства такое регулирование затронуло (и в старых, и в новых государствах) новые области общественных отношений, а в появившихся конституциях стран тоталитарного социализма оно приобрели почти всеобъемлющий характер, охватив сферу социально-экономических прав, идеологии, создание тоталитарной политической системы. На третьем этапе — после Второй мировой войны до рубежа 80—90-х гг. — конституционный процесс приобрел глобальный характер, распространившись на Азию, Африку, Океанию, поскольку в результате ликвидации колониальной зависимости возникло более

100 новых государств. Первые конституции, хотя и часто отменяемые монархами, появились в странах мусульманского фундаментализма (Бахрейн, Кувейт и др.). На этом этапе в разных группах государств действовали четыре модели конституции: либеральные конституции прошлого (США, Бельгии и др.), социально-либеральные конституции «второй волны» (Японии 1946 г., Италии 1947 г. и др.), этатистские конституции в странах тоталитарного социализма и ряде государств Азии и Африки как социалистической, так и капиталистической ориентации и либерально-этатистские конституции во многих развивающихся странах (включая Латинскую Америку). Под влиянием ранних социалистических конституций, массового демократического движения во многих основных законах капиталистических стран был существенно расширен объект конституционного регулирования: в них были включены социально-экономические положения, нормы о роли партий, принципы внешней политики, отчасти положения об общественных объединениях. Конституции тоталитарного социализма отрицали разделение властей и закрепляли принцип единства государственной власти в его специфическом понимании («Вся власть

Советам!»), провозглашали руководящую роль марксистско-ленинской партии в обществе и государстве, преимущества в правах для «трудящихся», обязательную идеологию. Основные законы тоталитарных стран социалистической ориентации открыто закрепляли вождизм и предписывали однопартийность. Они во многом копировали социалистическую конституционную модель, часто ухудшая ее (впрочем, они включали некоторые либеральные положения). Конституции государств капиталистической ориентации тяготели к западной модели, заимствуя вместе с тем отдельные положения основных законов тоталитарных социалистических государств (по национальному вопросу, о планировании, борьбе с эксплуатацией и др.). На этом этапе во многих странах особенно четко выявилось противоречие между юридической и фактической конституцией, многие позитивные нормы конституций нередко носили лишь декларативный характер (особенно и социалистических и развивающихся странах).

Четвертый этап, начавшийся в конце 80-х — начале 90-х гг., характеризуется крушением тоталитарных режимов в Европе, Азии, Африке. С конца 80-х гг. до 1999 г; принято более 190 новых конституций, в том числе в наиболее консервативных мусульманских странах (Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.). Они отразили изменение ситуации и конституционных приоритетов, возрастание значения общечеловеческих ценностей (в какой-то мере это относится и к новым конституциям сохранившихся социалистических стран, к поправкам к ним), разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учете собственного опыта.

На этом этапе возникло новое явление: постсоциалистические конституции, принципиально отринувшие тоталитарное «старое», принявшее доминирующее «новое»: суверенитет и разделение властей, равенство и защита граждан, свободный доступ к правосудию и необратимость закона и многое другое, что явилось значительным шагом вперед в развитии демократических прав и свобод, законов и самого государства.

Содержание конституции— это совокупность норм, институтов и принципов основного закона, закрепляющих организацию государственной власти, взаимоотношение этой власти с институтами гражданского общества и гражданами. Объем и характер содержания конституции определяются историческими условиями ее принятия, политической культурой страны, ее традициями, особенностями национальной правовой системы, международно-правовым влиянием, политической обстановкой, сложившейся на момент принятия конституции, и др. Несмотря на отсутствие определенных стандартов в этом вопросе, в мировой конституционной теории и практике наблюдается тенденция к унификации содержания современной конституции. Модель такой конституции соответствует представлениям о демократическом устройстве государства. Поэтому все без исключения конституции нового поколения провозглашают своими основными задачами учреждение гарантий прав и свобод человека и гражданина; реализацию народного суверенитета, в особенности воплощаемого через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права; закрепление государственно-правовых механизмов, при которых действие принципа разделения властей обеспечивало бы демократическое устройство государственной власти, и т.п.

В содержании конституции выделяют два элемента: правовое содержание — нормативно-правовой материал, из которого состоят конституции (нормы, принципы, институты), и социальное содержание — предмет конституционного регулирования.

Предмет конституционного регулирования, как и в целом правового регулирования, — общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников (субъектов) отношений, устанавливая основы их статуса, предпосылки, а то и достаточно определенные правила функционирования.

Что, в каком объеме, каким образом и в какой последовательности отразить в конституции — сложный вопрос. По политическим целям конституция должна и отразить сегодняшнюю политическую организацию (политическую систему) страны, и стать основой ее дальнейшего развития. Но будучи документом юридическим, конституция достигает указанных целей специфическими средствами, присущими ей как правовому акту, закону.

Кроме того, важную роль играют соображения целесообразности в соотношении с природой конституции. Первое означает: политических целей у общества, по разумению тех, кто предлагает ему новую конституцию, может быть много, средств их реализации — еще больше. Значит, возникает проблема выбора, поскольку конституция обращена лишь к основному. А учитывая второе обстоятельство, конституция не может «растекаться мыслею по древу», она не является чересчур большим документом (хотя и такие бывают) и все должна отражать в концентрированной и лаконичной форме.

Таким образом, получается, что каждая конституция — это продукт переплетения объективного и субъективного. Объективно то, что она должна закрепить социально-экономические устои общества, основы статуса человека и гражданина, политические механизмы власти, причем сделать это сжато. Субъективно то, что все-таки конкретные люди и на данном отрезке развития страны, общества будут формулировать основной закон.

Под структурой конституции подразумеваются акты, имеющие кодифицированный характер, то есть, как правило, единые и единственные — охватывающие в одном документе все нормы высшей юридической силы. Эта структура, за некоторым исключением, имеет стандартизированный вид. Она включает: преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положение преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толковая и применения остальных положений конституции.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституций. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего первоначально идут нормы о парламенте, затем — о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок — сначала — глава государства, а в конце — орган конституционной юстиции (Конституция Испании).

В заключительных положениях обычно содержатся нормы устанавливающие порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Иногда в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствии с конституцией.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое значение. Например, в некоторых приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится разделение компетенции между Союзом и штатами.

Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера не получили в них своего регулирования.

Источник

Читайте также:  Распад стран варшавского договора причина
Оцените статью