Суверенный рейтинг стран мира 2020

Лучшие и худшие страны мира по качеству жизни: рейтинг 2020

Топ-13 лучших и топ-25 худших стран мира по качеству жизни.

Social Progress Index или Индекс Социального Прогресса (далее SPI) опубликовал обновленные данные за 2020 год. Этот индекс иллюстрирует, как живут более 7 миллиардов человек в 163 странах. Обновленный индекс измерил социальный прогресс стран за 10 лет.

Индекс демонстрирует социальные и экологические показатели страны, независимые от экономических факторов, и дополняет традиционные показатели уровня жизни, такие как ВВП, а также отражает результаты в сфере устойчивого развития.

Согласно обновленному исследованию, пандемия Covid-19 отбросила мир назад еще на одно десятилетие и отсрочит достижение целей устойчивого развития аж до 2092 года. Это на 62 года больше запланированного 2030 года.

Напомним, ЦУР официально известные, как Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года — набор целей для будущего международного сотрудничества, которые заменили собой Цели развития тысячелетия в конце 2015 года. Эти цели планировалось достичь за период с 2015 по 2030 годы. ЦУР подразумевали принятие мер, направленных на оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, сохранение стабильности социальных и культурных систем, обеспечение целостности биологических и физических природных систем.

Результаты индекса неутешительны: качество жизни в мире улучшается, но незначительно. С 2014 года средний мировой балл увеличился с 60,63 до 64,24. С 2011 года уровень прав и свобод и уровень и инклюзивность снизились. При этом в мире наблюдается застой в сфере качества окружающей среды и личной безопасности.

Читайте также:  Вопросы по стране испания

«Практически нет прогресса в отношении качества окружающей среды и защиты личных прав в большинстве стран мира» , — отметил Майкл Грин, генеральный директор SPI

В топ-13 стран с самым высоким качеством жизни попали:
1. Норвегия
2. Дания
3. Финляндия
4. Новая Зеландия
5. Швеция
6. Швейцария
7. Канада
8. Австралия
9. Исландия
10. Нидерланды
11. Германия
12. Ирландия
13. Япония

Эти страны показали менее высокие результаты и не попали в топ-13 лучших, но вошли в топ-25 стран с высоким качеством жизни:
14. Люксембург
15. Австрия
16. Бельгия
17. Республика Корея
18. Франция
19. Испания
20. Великобритания
21. Португалия
22. Словения
23. Италия
24. Эстония
25. Чехия
26. Кипр
27. Греция
28. США
29. Сингапур
30. Мальта
31. Польша
32. Литва
33. Израиль
34. Чили
35. Латвия
36. Словакия
37. Коста Рика
38. Уругвай

В топ-25 стран с худшим уровнем жизни вошли страны с местами в рейтинге 138 и ниже, это:
138. Экваториальная Гвинея
139. Северная Корея
140. Буркина-Фасо
141. Пакистан
142. Мозамбик
143. Мавритания
144. Гаити
145. Эфиопия
146. Джибути
147. Судан
148. Мадагаскар
149. Республика Конго
150. Мали
151. Ангола
152. Гвинея-Бисау
153. Папуа Новая Гвинея
154. Гвинея
155. Афганистан
156. Демократическая Республика Конго
157. Республика Нигер
158. Бургунди
159. Сомали
160. Эритрея
161. ЦАР
162. Чад
163. Южный Судан

Самый быстрый прогресс за последнее десятилетие наблюдается в развивающихся странах. Заметные улучшения продемонстрировали Гамбия, Эфиопия и Тунис.

Соединенные Штаты продолжают снижать свои показатели как в абсолютном выражении, так и по сравнению с богатыми мировыми державами. США занимают лишь 28-е место по социальному прогрессу и являются одной из трех стран, в которых социальный прогресс снизился за последнее десятилетие.

Болгария заняла 43-ю позицию рейтинга, Беларусь — 48-ю, Арминия — 50-ю, Грузия —56-ю, Черногория — 58-ю, Украина —63-ю, Молдова — 68-ю, Россия — 69-ю. Это страны с умеренно хорошим качеством жизни.

Оцениваемые страны сравнивали по качеству и доступности медобслуживания, доступности водных ресурсов, личной безопасности, доступности образования, уровню образования, состоянию экологии.

Источник

Routes to finance

Агентство Fitch понизило кредитный рейтинг России (Апрель 2021).

Суверенные рейтинги становятся все более важными, поскольку страны во всем мире используют международные рынки облигаций. Эти кредитные рейтинги, выданные суверенным организациям, таким как национальные правительства, учитывают политический риск, регуляторный риск и другие уникальные факторы для определения вероятности дефолта. Три самых популярных эмитента суверенных рейтингов — S & P, Moody’s и Fitch.

Поскольку они были введены в начале 1900-х годов, суверенные кредитные рейтинги имели бурную историю.

Moody’s и другие рейтинговые агентства были удивлены после того, как Великая Депрессия привела к тому, что 21 из 58 стран отказались от своих международных связей между 1930 и 1935 годами. И с тех пор более 70 правительств дефолт на не реже одного раза на их внутреннюю или валютную задолженность.

В этой статье мы рассмотрим, где найти суверенные рейтинги, как они рассчитываются, и влияние этих рейтингов на международные инвестиции.

Где найти суверенные рейтинги

Наиболее значимые суверенные рейтинги публикуются тремя крупными рейтинговыми агентствами — Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch. Хотя есть также несколько небольших бутиков, которые предлагают рейтинги, эти три агентства оказывают наибольшее влияние на лиц, принимающих решения на рынке. Инвесторы могут найти суверенные рейтинги этих трех рейтинговых агентств на своих сайтах.

Три наиболее популярные суверенные рейтинговые фирмы включают:

  • Суверенные рейтинги Standard & Poor’s
  • Moody’s Investor Services Суверенные рейтинги
  • Fitch Ratings Суверенные рейтинги

Другие менее популярные суверенные рейтинговые фирмы включают:

  • Dagong Global Credit Rating Co., Ltd.
  • AM Best Europe-Rating Services Ltd.
  • Euler Hermes ACI GmbH

Как оцениваются суверенные рейтинги

Рейтинговые агентства используют различные количественные и качественные методы расчета суверенных рейтингов.

Но в документе 1996 года, озаглавленном «Детерминанты и влияние суверенных кредитных рейтингов», Ричард Кантор и Фрэнк Пэкер использовали регрессионный анализ, чтобы сузить процесс до шести критических факторов, которые объясняют более 90% вариации кредитных рейтингов.

  1. Доход на душу населения вступает в игру, поскольку большая налоговая база увеличивает способность правительства погашать долг, в то время как он может также служить в качестве прокси для политической стабильности в стране.
  2. Сильный Рост ВВП упрощает обслуживание существующего долга страны с течением времени, поскольку этот рост обычно приводит к увеличению налоговых поступлений и улучшенному бюджетному балансу.
  3. Высокая инфляция может не только сигнализировать о проблемах с финансами страны, но и со временем вызывать политическую нестабильность.
  4. Внешний долг может быть проблемой, если он становится неуправляемым.
  5. Страны с история дефолта воспринимаются как имеющие более высокий кредитный риск.
  6. Более экономически развитые страны имеют меньшую вероятность дефолта.

Влияние суверенных рейтингов

Суверенные рейтинги оказывают большое влияние на страны во всем мире. Несколько исследований показали, что лучшие суверенные рейтинги связаны с более низкими кредитными спредами. В свою очередь, эти более низкие спрэды приравниваются к более низким затратам на финансирование для стран, выпускающих облигации.

Кантор и Пэкер оценили в вышеупомянутом отчете, что одно понижение рейтинга может повысить эти спреды на целых 25%.

Последствия этих более высоких спредов и финансовых затрат могут включать:

  • Инфляционный риск . Центральные банки, которые печатают больше валюты для покрытия текущих и будущих долгов, рискуют вызвать инфляцию, что само по себе может привести к ряду экономических проблем.
  • Политическая нестабильность . Страны, которые не хотят или не могут печатать больше валюты, могут подвергнуться жестким мерам по сокращению своих расходов, что может привести к гражданским волнениям.
  • Меньше параметров . Центральные банки, столкнувшиеся с высокими расходами по займам, могут не считаться экономически выгодными для предоставления пакетов стимулов или других стимулов роста в трудные времена.

Однако другие исследователи остаются скептичными. Исследование Гонсалеса-Розады и Эдуардо Леви Еяти, озаглавленное «Глобальные факторы и спреды развивающихся рынков», показало, что суверенные рейтинги отражают изменения в спредах, а не предвидят их.

Но в любом случае суверенные рейтинги представляют собой полезный инструмент для международных инвесторов для определения инвестиционного качества страны.

Источник

Все о суверенном риске в шести вопросах

Вопрос 1. Что такое суверенный рейтинг и из чего складывается оценка суверенного кредитного риска?

Под суверенным кредитным рейтингом понимается мнение рейтингового агентства о способности и желании суверенного эмитента расплачиваться по своим долговым обязательствам. В центре внимания оказывается долг перед частными кредиторами, возможности которых воздействовать на правительство и добиваться погашения долга на национальном и наднациональном уровнях крайне ограничены. Смягчающим фактором является то, что в случае суверенных дефолтов речь идет в основном не о полном списании долга, а о величине потерь, поскольку в ситуации дефолта суверенные эмитенты в отличие от компаний или банков не прекращают своего существования.

На протяжении более чем столетней истории суверенных рейтингов факторы, на основании которых определялись рейтинговые оценки, претерпевали изменения. Это происходило по мере накопления знаний о причинах суверенных дефолтов, а также появления новых решений относительно сбора и стандартизации макроэкономических данных по рейтингуемым странам. Оценка суверенного риска на сегодняшний день, как правило, строится на изучении следующих аналитических блоков: макроэкономика, бюджетная и долговая позиции, внешняя позиция страны и институциональная среда.

— В ходе анализа макроэкономической позиции акцент делается на стабильности долгосрочного роста страны и готовности органов власти проводить взвешенную монетарную и структурную политику, позволяющую суверенному эмитенту противостоять различным шокам.

— При оценке бюджетной и долговой позиций рейтинговые агентства изучаются возможности правительства проводить сбалансированную бюджетную политику и поддерживать госдолг на безопасном для страны уровне.

— Анализ внешней позиции суверенного эмитента предполагает оценку его устойчивости к воздействию внешних шоков. Внешняя позиция оценивается в контексте всех сегментов экономики страны, учитывая взаимосвязь государственного и частного секторов и их способность выступать в роли проводников внешних шоков друг для друга (в связи с этим банковский сектор заслуживает особого внимания).

— В ходе оценки институциональной среды и государственных политик анализируется их нацеленность на обеспечение устойчивого роста суверена и противостояния шокам.

Вопрос 2. Почему во внимание принимаются именно указанные факторы?

Отправной точкой анализа и систематизации причисленных выше факторов является история суверенных дефолтов и обстоятельств их возникновения. По данным АКРА, за последние 30 лет было зафиксировано 68 случаев суверенных дефолтов, а обстоятельства их оказались столь разнообразными, что их формализация и преобразование в набор показателей и оценок, позволяющих прийти к итоговой оценке в рамках рейтингового анализа, весьма затруднительно.

Многообразие общей картины показывают примеры обстоятельств дефолтов суверенных эмитентов. Так, на конец 1997 года государственный долг России составлял около 54% ВВП, а уже в августе 1998-го страна объявила о реструктуризации госдолга. В Греции в предшествовавшем дефолту 2011 году государственный долг достиг 180% ВВП. Кроме того, за несколько лет до дефолта наблюдалось снижение ВВП: в среднем примерно на 6% в период с 2009 по 2011 год, в то время как дефолт Мозамбика в 2016-м, напротив, наступил при высоких темпах роста экономики: за три года до этого события ВВП страны рос примерно на 7% ежегодно.

В случае дефолтов Уругвая и Аргентины важную роль сыграл высокий уровень государственной задолженности в иностранной валюте и задолженности перед нерезидентами, хотя размер задолженности у стран был разным: если внешний долг Уругвая в конце 2001 года составлял около 29% ВВП (дефолт был объявлен в 2003 году), то у Аргентины он был на уровне 38% ВВП на конец 2019 года перед дефолтом 2020-го. В ситуации с Кипром и Мозамбиком решающим обстоятельством стали проблемы с условными обязательствами правительства: в первом случае сложности возникли в банковском секторе, во втором неплатежеспособной оказалась получившая госгарантии компания, что повлекло за собой просрочку платежей со стороны суверенного эмитента.

Нежелание производить выплаты по госдолгу при имеющихся на эти цели ресурсах хорошо иллюстрирует пример суверенного дефолта Аргентины в 2014 году. Решение суда по отдельным держателям облигаций (holdouts) грозило привести к резкому росту выплат по обязательствам других держателей долга из-за наличия в проспектах эмиссии облигаций положения о кросс-дефолте. В этих условиях в 2014 году Аргентина приняла решение не производить выплаты и по долгу, по которому приближались сроки таких выплат, хотя возможностями для этого страна располагала.

Разнообразие обстоятельств возникновения суверенных дефолтов усложняет формализацию анализа факторов суверенного риска и требует корректировки выбранных индикаторов, а также экспертных суждений для расчета итоговой рейтинговой оценки. Корректировки и широкий спектр экспертных оценок — неотъемлемая часть методологий оценки суверенного риска, используемых рейтинговыми агентствами.

Вопрос 3. Каким образом различные обстоятельства складываются в итоговую оценку?

В ходе расчета итоговой рейтинговой оценки, прежде всего, выбираются макроэкономические индикаторы, наиболее точно отделяющие страну, которая находится на грани дефолта, от более устойчивого суверенного эмитента. Речь идет о таких экономических показателях, как темпы роста ВВП, ВВП на душу населения, инфляция, величина госдолга и дефицита бюджета, уровень внешнего госдолга и долга частного сектора и др.

Затем выбранные индикаторы взвешиваются, при этом свои веса имеют как сами показатели, так и отдельные аналитические блоки. Величина этих весов, как правило, коррелирует со значимостью данного показателя для объяснения суверенных дефолтов.

Все это в целом — разнообразные экономические и социальные индикаторы, скорректированные с учетом экспертной оценки и взвешенные в зависимости от их значимости, — и составляет итоговую оценку, или суверенный кредитный рейтинг. Поскольку рейтинг представляет собой совокупность индикаторов, сильные стороны того или иного суверенного эмитента уравновешиваются его слабыми сторонами, что приводит к умеренной итоговой оценке.

Вопрос 4. Как величина долга и размер резервов влияют на суверенный рейтинг?

Существует мнение, что страны с низким уровнем долга окажутся вверху рейтинговой шкалы, особенно если у них есть большие резервы, и наоборот — высокая задолженность ведет к снижению рейтинга. Это не совсем так. Ключевым критерием оценки суверенного кредитного риска является способность правительства обслуживать свой долг. Размер накопленного долга — это лишь одна из его характеристик, тогда как стоимость и сроки заимствований не менее важны. Чем длиннее срок привлечения заимствования и ниже его стоимость, тем больший объем долга страна может себе позволить (выше уже отмечалось, что к моменту дефолта Греция и Россия, например, подошли с очень разным уровнем госдолга).

Практика показывает, что страны с развитыми и диверсифицированными внутренними рынками капитала могут позволить себе более высокий уровень государственного долга. У таких стран расходы на обслуживание долга при его относительно высоком уровне намного меньше показателей тех суверенных эмитентов, внутренние рынки капитала которых не столь развиты. Так, Япония — страна с одним из самых высоких уровней госдолга в мире (236% ВВП) — тратила на обслуживание долга 5% доходов в 2019 году, тогда как в том же году в Бразилии аналогичные расходы составляли около 26% доходов при уровне долга в 76% ВВП. Для обеспечения сбалансированности уровня долга относительно расходов на его обслуживание рейтинговые агентства используют соответствующие корректировки.

Что касается корреляции между размером долга суверенного эмитента и уровнем его кредитного рейтинга, то здесь необходимо отметить следующее: относительно небольшой долг и расходы на его обслуживание будут повышающим фактором для кредитного рейтинга страны, однако итоговый рейтинг будет зависеть от результатов анализа всех аналитических блоков.

Существенный объем резервов служит своего рода подушкой безопасности, помогающей странам, имеющим не вполне развитые рынки капитала, контролировать наращивание госдолга. Однако размер таких резервов не бесконечен, а рефинансирование долга в значимых объемах и в любое время могут обеспечить лишь диверсифицированные рынки капитала, традиционно присущие странам, валюты которых имеют статус резервных.

Вопрос 5. Почему для оценки суверенного кредитного риска важен статус резервной валюты, как рейтинговые агентства его учитывают?

Государственные финансы организованы таким образом, что статьей госрасходов являются только расходы на обслуживание долга, а потому основную сумму госдолга правительства стремятся рефинансировать. Следовательно, непрерывный доступ к долговому рынку и приемлемые условия заимствований во многом обуславливают способность правительства рефинансировать свой долг.

Особенность резервных валют (к мировым относятся доллар США и евро, а к региональным, например, иена, швейцарский франк и юань) заключается в том, что в периоды кризисов спрос на номинированные в данных валютах активы растет и происходит «бегство в качество». Высокий спрос на такие активы приводит к укреплению резервной валюты и снижению доходности государственных облигаций. Текущий кризис вновь подтвердил наличие феномена «бегства в качество»: в отличие от большинства валют (особенно развивающихся стран) доллар США по мере развития кризисных явлений укреплялся, прибавив 3,7% к корзине валют с начала года к маю 2020-го. Доходность десятилетних казначейских обязательств США достигла при этом исторического минимума в 0,5% в середине июля 2020 года.

Фактор резервных валют учитывается рейтинговыми агентствами при оценке устойчивости внешней позиции суверенного эмитента. Например, для стран, валюта которых имеет статус резервной, низкий уровень резервов не будет фактором риска в отличие от стран с нерезервными валютами. Кроме того, не для всех стран фактором риска является относительно высокая доля нерезидентов в госдолге, поскольку обязательства ряда суверенных эмитентов используются в качестве актива в золотовалютных резервах центральных банков других стран.

Следует отметить количественные признаки глобальных резервных валют и их динамику. Важными количественными показателями принято считать долю активов в данной валюте в международных резервах центральных банков разных стран и использование резервной валюты в мировых расчетах, а также для выпусков облигаций эмитентами-нерезидентами.

Немного статистики. На конец первого квартала 2020 года активы в долларах США в глобальных международных резервах оказались на уровне 62%, тогда как доля облигаций, выпущенных нерезидентами на международном рынке в долларах, достигала 47,4%. На конец 2019 года использование доллара во внебиржевых расчетах составило около 44%, а немаловажным фактором является преимущественное использование доллара США для платежей по нефтяным контрактам.

Вопрос 6. Означает ли это, что доминирование доллара США на глобальных рынках капитала продлится долго, каковы перспективы других валют стать резервными?

По указанным выше показателям доллар заметно опережает следующие за ним евро, фунт, иену и юань. Вместе с тем, как показывает история, валюте, получившей статус резервной, не всегда удается сохранить его: так, в свое время доллар потеснил с этих позиций фунт.

Два современных потенциальных претендента на роль глобальной резервной валюты — евро и юань, использование которых в мировых международных резервах составило на конец 2019 года порядка 20 и 1,2% соответственно. И хотя масштабы их использования далеки от американской валюты, следует отметить то, что в последние 20 лет доля доллара США в международных резервах неуклонно снижалась (так, на конец 1999 года этот показатель достигал 71%). Во многом это связано со снижением роли доллара в качестве валюты-«якоря», к которой привязываются местные валюты при фиксированных валютных курсах: за последнее десятилетие довольно большое число стран отказались от такой политики. На общую ситуацию влияет и переход многих стран на торговые расчеты в национальных валютах.

Что касается широкого распространения доллара в качестве валюты выпуска облигаций неамериканскими эмитентами, то это обусловлено узостью внутренних рынков многих стран для крупных эмитентов (правительства, крупных банков и компаний), с одной стороны, и ликвидностью, и развитостью инфраструктуры рынка международных облигаций — с другой. После кризиса 2008 года правительства многих развивающихся стран перешли на внутреннее долговое финансирование и активно развивают собственные рынки капитала, что со временем может привести к снижению масштабов использования доллара на международных рынках.

Наконец, сегодняшняя гегемония доллара в расчетах по нефтяным контрактам в будущем может быть нарушена. Конкуренцию, в частности, могут составить запущенные в 2018 году и набирающие обороты торги нефтяными фьючерсами на Шанхайской бирже, учитывая спрос Китая на нефть (10% мирового импорта). Кроме того, некоторые крупные нефтегазовые компании (такие как российские ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «НОВАТЭК») уже перешли на расчеты в евро вместо доллара из-за геополитических соображений.

Рейтинговые агентства внимательно отслеживают количественные признаки резервных валют и их динамику. По мере усиления значимости происходящих изменений они будут учитываться в рейтинговых оценках.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Оцените статью