Светские государства список стран примеры

Типология государств по критерию светскости

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ ПО КРИТЕРИЮ СВЕТСКОСТИ

Игорь ПОНКИН — кандидат юридических наук, докторант кафедры государственного строительства и права РАГС.

Хотя прямое закрепление светского характера государства сегодня наличествует в конституциях лишь нескольких стран (в частности, Франции и Российской Федерации), большинство государств мира являются светскими*. Однако реализуемые в них модели отношений между государством и религиозными объединениями разнятся довольно кардинально.

Можно выделить ряд критериев отнесения государства к той или иной модели с точки зрения его светскости (в совокупности — критерий светскости). Это степень влияния государства на религию и поведение верующих; степень его сотрудничества с религиозными объединениями; степень взаимного проникновения идеологии государства и религиозных идеологий; взаимоотношения государственной правовой системы и религиозных правовых систем (каноническое, шариатское и пр. право), степень влияния норм религиозного права на правовую систему государства; степень и масштабы соединения государственных и религиозных институтов.

Автор настоящего исследования разработал следующую типологию государств по критерию светскости.

1. Несветские государства:

• идеократическое государство (модель секулярной квазирелигии).

2. Светские государства:

На наш взгляд, данная типология более адекватно характеризует правовые режимы отношений между государством и религиозными объединениями, чем те, которые были предложены другими авторами. Вместе с тем обозначенные модели выделены не на основе исследования внутренних особенностей той или иной религии и ее отношения к государству, они отражают исторически сложившиеся типичные системы отношений между государством

* Определение светского государства см.: Понкин аппарат в проблеме светскости государства и образования. «Государственная служба». 2003. №5.

и религиозными объединениями. Иначе говоря, из того, например, что исламу «генетически» присуще стремление к теократии, не следует, что государства, относимые к исламским, обязательно представляют собой теократию.

Теократическое государство разновидность несветского, зависимого от

санкционирования и давления религии государства, в котором вся полнота высшей государственно-политической власти принадлежит религиозному руководству (руководству религиозной организации), духовным (религиозным) лидерам, божеству, а источником права и регулятором государственно-правовых, политических и общественных отношений являются религиозно-правовые предписания.

Идеократическое государство (государство с общеобязательной идеологией, секулярной религией) — разновидность несветского, зависимого от санкционирования и давления идеологии государства, где вся полнота высшей государственно-политической власти принадлежит идеологическому руководству, руководству объединения, деятельность которого направлена на распространение идеологии, а источником права и регулятором государственно-правовых, политических и общественных отношений являются идеологические предписания.

Среди существенных признаков модели секулярной квазирелигии можно выделить следующие:

• запрет на свободное мировоззренческое самоопределение;

• установление в качестве государственной идеологии и активное навязывание
обществу общеобязательной секулярной квазирелигии (например, идеология марксизма-
ленинизма с присущим ей воинствующим атеизмом, нацистская идеология гитлеровской
Германии или, отчасти, господствующая в США секулярная квазирелигия, основанная на
либеральной идеологии);

• дискриминация (от игнорирования интересов до преследования вплоть до массовых
убийств) верующих и (или) граждан, придерживающихся убеждений, отличных от
секулярной квазирелигии, установленной в качестве государственной и общеобязательной
идеологии;

•- значительное (вплоть до определяющего) влияние государственной секулярной квазирелигии на правовую систему;

• полный запрет (вплоть до введения уголовной ответственности) влияния религии на
систему образования;

• подмена государственных органов объединениями последователей обязательной
секулярной квазирелигии и их руководителями, размывание разделения компетенции

государства и объединений последователей секулярной квазирелигии вплоть до полного отсутствия такого разделения.

Эквипотенциальная модель — модель светского государства, для которого характерно стремление к достижению максимально возможной внерелигиозности и изоляции религиозных объединений от государственной и общественной жизни, к созданию видимости фактического равенства всех религиозных объединений в отношениях с государством, запретом на какое бы то ни было проявление предпочтения государства той или иной религии в любой форме. Эквипотенциальная модель свойственна Японии, Китайской Народной Республике, Южной Корее и, отчасти, США и характеризуется следующими признаками:

• государство всемерно стремится к достижению максимально возможной
внерелигиозности и изоляции религиозных объединений от государственной жизни,
проводит императивную политику строжайшей изоляции от себя любых религиозных
объединений, низводя их деятельность до уровня частной жизни. Устанавливается и строго
соблюдается запрет на проявление предпочтения той или иной религии (какому-либо
религиозному объединению) в любой форме;

• в законодательстве государства закреплены свобода совести и равенство всех
религиозных объединений перед законом, что официально толкуется (и ревностно
соблюдается) как фактическое равенство;

• исключается использование любой религиозной символики (религиозного подтекста)
в государственной символике и атрибутике;

• в государственной судебной системе отсутствуют особые духовные или религиозные
суды или суды религиозных объединений, распространяющие свою юрисдикцию на всех
граждан; государство не участвует в реализации их решений для верующих;

• официальное толкование светскости национальной системы образования как ее
полной внерелигиозности. Категоричное соблюдение такого толкования светскости вплоть до
полного запрета религиозного образования в какой бы то ни было форме (в том числе
культурологической) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
проведения в этих учреждениях богослужений или молитв, запрета учащимся
государственных и муниципальных образовательных учреждений приходить на занятия с
крестиками на шеях, в ермолках, с пейсами, в мусульманских платках; запрета на любую
религиозную символику и атрибутику в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях; недопустимости наличия в библиотеках таких учреждений религиозной
литературы.

Данная модель не существует в чистом виде, поскольку достичь полного исключения предпочтения той или иной религиозной конфессии и не подвергнуть при этом верующих дискриминации по религиозному признаку невозможно.

Преференциальная* модель — модель светского государства, для которого характерны наиболее «мягкие» режимы отделения религиозных объединений от государства, выделение одной или нескольких религий или представляющих их религиозных объединений с льготным режимом существования и деятельности.

Среди существенных признаков преференциальной модели, присущей большинству стран Европы и многим странам мира:

1. Доминирование исторической обусловленности при выделении государством одной
или нескольких религий и наделение их преимущественным режимом.

2. Выделение государством одной или реже — нескольких (в Германии — это
лютеранство и католицизм) религий или представляющих их религиозных объединений, для
которых создается льготный режим существования и деятельности. Такое выделение может
быть реализовано путем закрепления в конституции официального статуса государственной
церкви (государственной религии, конфессии, религиозной организации, имеющей статус
государственной) за одной религиозной организацией; фактического наделения одного или
нескольких религиозных объединений преимущественным статусом без закрепления такого
статуса в конституции. Направленность, формы и величины льгот (в том числе финансовых)
могут сильно разниться в зависимости от культурно-исторических и политических условий.

3. Режим отделения религиозных объединений от государства является наиболее
«мягким» из всех моделей светского государства.

В некоторых странах глава государства обязан принадлежать к религиозной организации, имеющей статус государственной, и исповедовать государственную религию (иногда глава государства одновременно является и главой религиозной организации, имеющей статус государственной). Бог может быть неоднократно упомянут в тексте конституции страны (преамбула Основного Закона ФРГ от 01.01.2001; ч.1 ст.6 Конституции Ирландской Республики от 01.01.2001). В ряде государств высшие руководители государств после избрания или назначения на должность дают клятву на Библии. Иногда текст клятвы содержит обращение к Богу.

Контаминационная** модель модель светского государства, для которого

характерны максимальная размытость границы между религиозным и светским, значительная степень влияния норм религиозного права на правовую систему государства. Данная модель

Преференции (от лат. praeferre — предпочитать) — преимущества, создающие особо благоприятный режим. Соответственно, преференциальный — предпочтительный, преимущественный, льготный. Контаминация (от лат. conlaminatio) — смещение, соединение.

определяется спецификой «восточной» цивилизации, «восточным» путем возникновения и развития устройства и содержания деятельности государства, а также особенностями государственной правовой системы и исторически укоренившейся системы религиозно-нравственных ценностей.

В настоящее время такая модель свойственна прежде всего государствам исламского мира. На планете насчитывается свыше трех десятков государств, в которых мусульмане составляют большинство населения, и еще несколько десятков стран, где они составляют от 20 до 50% населения; «исламская дуга» протянулась почти через все Северное полушарие — от Индонезии на востоке до Марокко на западе.

К этой модели относятся Израиль, Лаос, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд. Камбоджа, Монголия, Индия, Непал.

По мере влияния религиозных объединений на деятельность государства и норм религиозного права на правовую систему государства данную модель можно условно разделить на четыре группы.

Первая находится в пограничном состоянии между светским государством и теократией. Грань между государством и религиозной организацией, имеющей статус государственной, размыта. Религиозная организация в некоторых случаях подменяет собой государство. Религиозное (в данном случае мусульманское) право применяется очень широко. Нормы и принципы оказывают значительное, определяющее влияние на конституционное право и форму правления. Религиозному духовенству — принадлежит верховная власть. Официально действуют религиозные суды. Свобода совести ограничена. К этой группе можно отнести Иран, а также находившиеся до недавнего времени под контролем талибов территории Афганистана.

В государствах второй группы авторитарный светский режим правления. Влияние религиозного права на правовую систему государства весьма существенно. Возрождаются и начинают применяться на практике некоторые нормы и институты религиозного права, ранее вытесненные законодательством, рецептировавшим западные правовые модели. Нормы религиозного права оказывают сильное влияние на деятельность государства и конституционное право (в 1977 г. в Ливии Коран был объявлен «законом общества и государства»). Личный статус человека урегулирован нормами религиозного права. Официально действуют религиозные суды. Уголовное право основано на институтах или нормах религиозного права или активно заимствует таковые. Свобода совести ограничена. Сюда входят Саудовская, Аравия, Ливия, Пакистан, Судан, Израиль.

В исламских государствах третьей группы исповедуется так называемый либеральный вариант ислама. Государственная власть принадлежит не духовенству, но религиозные

настроения сильны. Власти вынуждены в той или иной степени учитывать мнение духовенства. Нормы религиозного права оказывают заметное влияние на правовую систему государства. Конституционное право закрепляет особое положение религии и религиозного права. Конституции государств могут предусматривать, что главой государства должен быть только исповедующий государственную религию. Ограниченно действуют религиозные суды. Личный статус человека урегулирован нормами религиозного права. Наблюдается некоторая демократизация семейного права. В эту группу входят Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Кувейт, Бахрейн, Катар, Иордания, Оман, Йеменская Республика, Ливан, Египет, Алжир, Марокко, большинство мусульманских стран «черной Африки». Бангладеш, Индонезия, Малайзия, Афганистан, а также Непал. Лаос, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд и Камбоджа.

Страны четвертой группы в своем развитии претерпели значительное влияние европейской («западной») цивилизации и подчеркивают светский характер государства. Влияние норм религиозного права на правовую систему государства сведено до минимума. Нормы религиозного права действуют очень ограниченно. Брачно-семейное законодательство отказывается от ряда основополагающих институтов религиозного права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, достаточно большими правами наделена женщина, особенно при разводе. Турция старается полностью подчинить религию государству и исключить всякое неподконтрольное влияние религии на общество и государство. В эту группу входят Тунис, Турция, Албания, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Ирак, Туркмения, Индия, Монголия.

Разумеется, приведенная классификация носит условный характер. Даже в рамках одной группы масштабы влияния религиозных объединений на государство, применения норм религиозного права и степень их воздействия на правовую систему различны. В одних странах строжайше соблюдаются все нормы шариата. В других установлены значительно более либеральные правила. Так, в Бахрейне и в некоторых эмиратах ОАЭ не соблюдается «сухой закон». Вместе с тем, на наш взгляд, произведенная разбивка по группам достаточно корректна и адекватна.

Идентификационная модель модель светского государства, для которого

характерны расширенное сотрудничество с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства государства и граждан в области гарантий, защиты и реализации их прав на национально-культурную и религиозную идентичность, партнерства государства и религиозных объединений, представляющих традиционные религии, учет государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан при

расширенном сотрудничестве с религиозными объединениями, оптимизация между светским характером и культуросообразностью образования.

Эта модель свойственна многонациональным государствам, которые в свое время прошли исторический этап богоборческой власти и гонений на религию, поэтому исторические традиции здесь частично утеряны или частично реконструированы (Франция, Россия, страны Балтии, Украина и др.).

Идентификационная модель светского государства предполагает такое взаимоотношение светского и религиозного, при котором их взаимное влияние приведет к усилению общества в одних областях (культура, правосознание, социальная устойчивость, межрелигиозное и межнациональное согласие и сотрудничество) и ослаблению в других (межнациональные и межрелигиозные конфликты, иные негативные тенденции и очаги напряженности в обществе).

Один из основных признаков данной модели заключается в расширенном сотрудничестве государства с несколькими религиозными объединениями. Другими важными признаками являются:

1. Учет государством современной • национально-культурной и религиозной
идентичности граждан. Речь при этом идет не о попытках возродить давно уже изменившиеся
традиции, а об учете существующих ныне традиций, реализации современной национально-
культурной и религиозной идентичности как граждан, так и народов. Именно это
обстоятельство позволяет избежать взаимных обвинений между религиозными
объединениями в стремлении насаждать прозелитизм среди чужой паствы.

2. В отличие от преференциальной модели идентификационная предполагает более
обдуманные и целенаправленные партнерские взаимоотношения государства, причем не с
одним, а с несколькими религиозными объединениями, которые оказали значительное
влияние на становление и развитие государственности, сыграли существенную историческую
роль в развитии национального самосознания народов страны, способствовали
формированию и развитию их традиционной духовности и культуры, составили часть
национального духовного и культурного наследия и выступают в качестве созидательной и
объединяющей духовной силы общества, направленной на поддержание мира и
стабильности.

3. Историческая обусловленность, не доминируя в данной модели среди причин
реализации государством расширенного сотрудничества с выделенными религиозными
объединениями, тем не менее является одним из важных факторов.

Государство должно обдуманно реализовывать свои отношения с религиозными объединениями и осуществлять их на основе учета национально-культурной и религиозной

идентичности граждан, не превращая историческую обусловленность в причинную доминанту, но и не отказываясь от нее, не уходя от понимания того, что уважение к истории и традициям есть залог процветания государства в будущем. Перенос акцента с исторической обусловленности на обусловленность национально-культурной и религиозной идентичностью позволяет данной модели учесть все своеобразие реальности в сфере взаимоотношений между государством и религиозными объединениями.

4. Реализуется более жесткий режим отделения религиозных объединений от
государства, чем в преференциальной модели. Ситуация, когда глава государства
одновременно является главой религиозной организации, в идентификационной модели
невозможна, однако нет и крайностей в толковании отделения религиозных объединений от
государства.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях реализуется
основанная на учете национально-культурной и религиозной идентичности граждан
оптимизация между светским характером и культуросообразностью образования.

Источник

Читайте также:  Исторические факты челябинской области которые известны всей стране
Оцените статью