Мировая экономика
Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.
Протекционизм и свободная торговля
Типы торговой политики: протекционизм и свободная торговля.
Протекционизм. Суть политики в сдержании ввоза в страну высоко конкурентной иностранной продукции и стимулирование экспорта национальной продукции.
Плюсы:
- — защита национального производства от конкуренции со стороны зарубежных производителей (демпинг);
- — развитие производства;
- — защита молодых отраслей национальной экономики;
- — стимулирует рост собственного производства;
- — уравновешивание внешнеторгового баланса.
Минусы:
- — ослабление конкуренции в экономике;
- — стимулы совершенствования производства;
- — сужаются возможности выбора для потребителей;
- — лишение возможности использования международного разделения труда;
- — подрывает возможности для экспорта товаров.
Свободная торговля. Открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров между странами без торговых барьеров.
Плюсы:
- — стимуляция конкуренции;
- — производители вынуждены вводить новшества, повышают качество продукции и снижают ее себестоимость и цену;
- — расширение предложения товаров, больший выбор;
- — более эффективное размещение ресурсов в мировой торговле.
Минусы:
- — лишает защиты национальную экономику от иностранного бизнеса;
- — наводнение отечественного рынка иностранными товарами;
- — навязывание потребителю чуждых вкусов.
Освобождение мировой торговли от ограничений (либерализм).
Источник
Свободная торговля (фритредерство).
Свободная торговля, или ФРИТРЕДЕРСТВО (от анлг. free trade —свободная торговля) — это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами без торговых барьеров. ПРЕИМУЩЕСТВА свободной торговли связаны с тем, что она устраняет рассмотренные выше минусы протекционизма Так, фритредерство (1) стимулирует КОНКУРЕНЦИЮ и ограничивает тем самым МОНОПОЛИЗМ национальных фирм. В результате (2) производители вынуждены вводить новшества, повышать качество продукции, снижать ее себестоимость, увеличивая ЭФФЕКТИВНОСТЬ производства и снижая ЦЕНЫ. Свобода торговли (3) расширяет предложение товаров, предоставляя больший ВЫБОР для потребителей. Наконец, беспрепятственное развитие МРТ (4) обеспечивает эффективное (рыночное) РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ в мировой экономике. Благодаря этому становятся выше экономический рост и материальное благосостояние людей. В свою очередь, НЕДОСТАТКИ фритредерства могут проистекать из отсутствия защиты национальной экономики от возможных отрицательных воздействий со стороны иностранного бизнеса (демпинг, наводнение отечественного рынка иноземными товарами, навязывание чуждых населению данной страны потребительских вкусов, сбыт некачественной или устаревшей продукции и т. д.).
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли. Это означает, что страны все более широко- торгуют друг с другом, постепенно освобождаясь от торговых барьеров и устанавливая режим наибольшего взаимного БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ в торговле. Для регулирования торговых отношений между странами заключаются специальные двух- и многосторонние договоры, соглашения, таможенные и другие союзы, создаются международные организации.
1. Понятие и виды валюты.
Мирохозяйственные связи неизбежно сопровождаются движением денег, которые в международном обороте становятся ВАЛЮТОЙ . В процессе использования валют между странами возникают определенные экономические отношения (валютные расчеты, платежи, кредиты, обмен валют и т. п.). Эти отношения и составляют международные ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Каждое самостоятельное государство стремится к тому, чтобы иметь собственную национальную валюту. Своя валюта позволяет ему ■а) реально и гибко УПРАВЛЯТЬ отечественной экономикой (прибегая, когда надо, к дополнительной эмиссии национальных денежных знаков); ■б) обеспечивать полную НЕЗАВИСИМОСТЬ страны от других государств, проводящих свою денежную политику в собственных интересах; ■в) надежнее защищать национальное хозяйство ОТ ИНФЛЯЦИИ, которая может быть занесена из других стран. Таким образом, сегодня практически все государства мира имеют свои национальные
Деньги обычно называют валютой тогда, когда они участвуют во внешнеэкономических связях. Валюты делят на ряд групп по двум основным признакам — ПО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВУ, т. е. в зависимости от того, какую страну (или группу стран) деньги представляют, различают понятия национальной, иностранной и коллективной валют. * Национальная валюта — это денежная единица какой-либо страны. Например, фунт стерлингов — национальная валюта Соединенного Королевства, песета — Испании, форинт — Венгрии, рубль — России и т. д. * Иностранная валюта — это денежные знаки иностранных государств, а также различные платежные средства (векселя, чеки и т. п.), выраженные в иностранных денежных единицах. К примеру, иностранной валютой для россиян являются болгарские левы, австралийские доллары, монгольские тугрики и т. д. * Коллективная валюта — это искусственно созданная интернациональная валюта, используемая для расчетов среди определенного круга государств и организаций.
ПО ОБРАТИМОСТИ также выделяют три группы. * Обратимые валюты называют еще полностью обратимыми (конвертируемыми), или свободно конвертируемыми (СКВ). Это валюты экономически сильных стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения как для нерезидентов, (иностранных физических и юридических лиц), так и для резидентов. К таким свободно обмениваемым и твердым валютам относятся доллары США и Канады, марка ФРГ, швейцарский и французский франки, японская иена и денежные единицы ряда других стран со стабильными финансами и экономикой, с уверенно растущими производством и экспортом. СКВ (особенно доллар США) абсолютно ликвидны повсюду в мире и широко используются в международных расчетах, а также для создания ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ (официальных запасов иностранной валюты государств). * Частично обратимые валюты — это валюты стран, в которых сохраняются валютные ограничения по определенным валютным операциям, особенно для резидентов (скажем, обмен национальной валюты не на все, а лишь на часть иностранных валют; регулирование объемов вывоза за рубеж золота, денежных знаков и ценных бумаг, денежных переводов и платежей за границу и т. д.). * Необратимые валюты -это замкнутые, изолированные от мира валюты тех государств, в которых действуют всеохватывающие валютные ограничения и запреты как для резидентов, так и нерезидентов (например, запрещение свободной купли-продажи иностранной валюты, ввоза и вывоза валютных ценностей без специального разрешения, репатриации прибылей; требование к национальным экспортерам сдавать государству по официальному курсу всю или часть валютной выручки; жесткое нормирование обмена национальной валюты на иностранную при поездках за границу и т. д.). Подобный строгий режим использования валют характерен *а) для многих развивающихся стран (в целях экономии дефицитной иностранной валюты), в также *б) для государств с коммунистическим режимом с их самоизоляцией и тотальным 1 (полным, всепроникающим) контролем над экономикой и людьми (бывший Советский Союз и другие социалистические страны).
2. Валютный курс и его роль в экономике.
Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Важная роль валютного курса проявляется в следующем. Во-первых, именно он определяет численные соотношения при ОБМЕНЕ валют. ► Во-вторых, валютный курс позволяет сравнивать товарные ЦЕНЫ в разных странах, определяя выгодность собственного производства, экспорта или импорта товаров. Наконец, ► в-третьих, курс обмена валют ощутимо влияет на ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ страны и связанное с ней положение населения. Это влияние многообразно и неизбежно приносит плюсы для одних и минусы для других.
3. Виды валютных курсов.
Обычно различают три основных вида валютных курсов. Рассмотрим их подробно. Фиксированный валютный курс имеет место тогда, когда государство жестко устанавливает обменные пропорции своей национальной валюты по отношению к другим валютам и поддерживает их соответствующими мерами
Свободно плавающий валютный курс представляет собой чисто рыночный обменный курс. Такой курс постоянно и гибко меняется под воздействием свободной игры спроса и предложения денег на валютном рынке.
Главным плюсом гибких валютных курсов является то, что их плавные колебания способны автоматически ВЫРАВНИВАТЬ пассивы и активы платежных балансов стран-партнеров.
Однако, естественно, есть и минус. Свободное плавание валют может порождать ПРОБЛЕМЫ, связанные с частыми и значительными колебаниями валютных курсов: нестабильность и периодические нарушения в международной торговле, неопределенность ее перспектив, возможность нанесения крупного финансового ущерба банкам и т. д. Именно поэтому современные государства предпочитают иметь не СВОБОДНО, а УПРАВЛЯЕМО плавающие валютные курсы.
Управляемо плавающий валютный курс — это гибкий курс, меняющийся в зависимости от валютного спроса и предложения и вместе с тем. целенаправленно регулируемый государством. При этом главная цель валютного регулирования — не допустить резких скачков курса национальной валюты, обеспечить его относительную УСТОЙЧИВОСТЬ и нужную НАПРАВЛЕННОСТЬ в его плавных долговременных изменениях (к примеру, для стимулирования национального экспорта необходимо снижение курса валюты страны-экспортера).
Источник
Свободное движение товаров между странами без торговых барьеров
На современном языке вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. То есть мир — и каждая свободно торгующая страна — может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Протекционизм — барьеры на пути свободной торговли — уменьшают или сводят на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей. Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с более низкими издержками.
Торговые барьеры. Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на этом пути стоит большое количество барьеров:
Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном не велики, их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.
Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.
Нетарифные барьеры . Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля.
Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения Соединенными Штатами более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США. Доходы от пошлины, в сущности, являются перераспределением дохода от потребителя в пользу государства и не оказывают влияния на экономическое благосостояние страны; в результате государство выигрывает то, что теряет потребитель. Пошлины сокращают объемы реального мирового производства.
Протекционизм. Хотя в настоящее время преобладает концепция свободной торговли, мнение о необходимости проведения протекционистской политики еще достаточно широко распространено. Какие аргументы приводят протекционисты для оправдания торговых барьеров?
Необходимость обеспечения обороны. Аргумент этот имеет военно-политический, чем экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны или ведения войны.
Увеличение внутренней занятости . Лозунг “Спасайте рабочие места!”, используемый в защиту пошлин, становится все более модным по мере того как экономика приближается к спаду. Увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но в то же время создает другие рабочие места.
Страны, пострадавшие от пошлин и квот, вероятно, предпримут ответные действия, вызывая новое повышение таможенных барьеров, которые в конце концов задушат торговлю до такой степени, что всем странам станет хуже. В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве в качестве стимулирования внутренней занятости обречено на неудачу. Следует помнить: через импорт государства зарабатывают валюту, которую они тратят на товары местного экспорта.
Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономике Кувейта или ориентированного на производства сахара народного хозяйства Кубы, сильно зависят от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для диверсификации и, как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции.
Защита молодых отраслей. Часто считают, что защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердиться новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.
Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы также для защиты фирм, от иностранных производителей, которые сбывают избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта, а конкуренция на рынке ограничится. 21.2.1. 0 2Основные принципы построения налоговой
2 системы в экономике с развитым рынком
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложе21.2.3. 0 2Основные налоги, собираемые на территории 2Российской Федерации 1. 1Индивидуальный подоходный налог 0(налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. В России ставка этого налога составляла 40%. Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран этот налог довольно высок, что говорит о том, что налоговый пресс в этих странах давит на производителя в меньшей степени, нежели у нас. В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. 2. 1Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). 3. 1Социальные взносы 0(социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями.
Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок. Налоги на товары и услуги 0, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС).
П ротиворечия действующей налоговой системы России
Действующая в течение последних трех лет в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.
Характерной особенностью созданной в нашей стране налоговой системы является то, что в отношении иностранных инвесторов принят практически национальный режим налогообложения.
Основные группы проблем правовой базы налоговой системы
Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими.
Н естабильность налоговой системы России
В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что начало 90-х годов является периодом возрождения и становления налоговой системы России.
Пути реформирования правовой базы
Во-первых, что касается понятийного аппарата, то, не претендуя на полноту определения, попробуем выделить некоторые признаки упомянутых выше понятий. Обычно указывают, что налоги и сборы — это обязательные платежи в бюджет, установленные государством в лице законодательных органов. Общим признаком для налога и сбора можно считать и без эквивалентность платежа, понимаемую как отсутствие встречного равновеликого этому платежу блага. Перечисленные признаки, верные по сути, все же не позволяют разграничить понятия «налог» и «сбор» от других обязательных платежей. Как представляется, достичь цели можно, если отразить в определении экономическую сущность этих платежей, необходимость налогообложения как института, призванного экономически обеспечить деятельность, функционирование государства.
Предложения российских экономистов В.Г. Пансков предлагает: «. самым первым шагом в этом направлении должна стать дифференциация налоговых ставок (в первую очередь налога на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и максимальной — для предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций.» То есть в конечном счете значительно увеличить налоговое бремя на конечного потребителя. Кроме того В.Г. Пансков предлагает сократить количество как потенциальных, так и реально уплачиваемых налогов. В первую очередь это относится к местному налогообложению. Кандидат экономических наук Беляков А.А. предлагает еще один путь решения проблемы реформирования налоговой системы: « 1Это путь увеличения производимой товарной массы 0. И начинать надо не с «инфляции», а с самого производства. Его увеличение сократит и рост цен (хотя бы потому, что доходная часть госбюджета начнет относительно возрастать).
Источник