- Свободные экономические зоны: понятие, виды, страны
- Цели образования СЭЗ:
- Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:
- Причины образования СЭЗ
- Классификация СЭЗ
- Мировой опыт организации СЭЗ
- Причины формирования СЭЗ на территории РФ:
- Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ
- Свободные экономические зоны разных стран
- Готовые работы на аналогичную тему
- Свободные зоны в мировом хозяйстве
- Международные свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны: понятие, виды, страны
Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?
нажмите для увеличения
Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.
СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.
Цели образования СЭЗ:
- создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
- освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
- активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
- мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.
Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.
Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:
- оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
- комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
- технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
- внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.
Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.
Причины образования СЭЗ
СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.
При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.
Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.
Классификация СЭЗ
Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:
- Особые экономические зоны
- Территории особого режима
- Специальные экономические зоны
- Зоны свободного предпринимательства
Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:
- Туристические услуги
- Банковские и страховые услуги
- Офшорные
Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:
- Экспортно-импортозамещающие
- Экспортно-производственные
- Импортозамещающие
- Промышленные парки
- Научно-промышленные парки
Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:
- Инновационные центры
- Технопарки
- Технополисы
Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:
- Торгово-производственные
- Свободные порты
- Бондовые склады
- Свободные таможенные
Мировой опыт организации СЭЗ
Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.
В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.
Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом «Об особых экономических зонах в РФ». Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.
Причины формирования СЭЗ на территории РФ:
- необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
- создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
- мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
- привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.
Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон. Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.
Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.
Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:
- освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
- освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
- снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.
Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.
Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ
Место расположения ОЭЗ | Специализация ОЭЗ | Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ |
Санкт-Петербург | Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения | 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ) |
Дубна, Московская область | Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение | 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ) |
Елабуга, Татарстан | Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов | Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ) |
Липецк | Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров | 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ) |
Томск | Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий | 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ) |
Зеленоград | Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем | Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ) |
Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.
Источник
Свободные экономические зоны разных стран
Свободная экономическая зона – это определенная территория страны, которая наделяется особым статусом.
Под особым статусом понимается наличие льгот, специальных таможенных условий для внутренних и внешних предпринимателей. Целью создания свободных зон, чаще всего, является повышение инвестиционной привлекательности региона. К другим целям и задачам создания особых территорий относят:
- Решение вопросов занятости через формирования дополнительных рабочих мест.
- Создание базы экспорта.
- Осуществление политики импортозамещения.
- Применение инновационных методов управления трудом.
Инвесторы заинтересованы в создании свободных зон, так как это способствует сближению с потребителем, снижению затрат на таможенные пошлины, повышает доступность инфраструктуры, дает возможность использовать более дешевую рабочую силу, снижать административные барьеры, развивать территории.
Готовые работы на аналогичную тему
Свободные зоны бывают разных видов. Самой распространенной является торговая зона, которая выведена за пределы национальной таможни. Здесь осуществляются все торговые операции от складирования до проведения сделки купли-продажи. Зоны свободной торговли быстро окупаются. К ним относят порты, города, таможенные зоны, магазины беспошлинной торговли. Для производственных нужд могут создаваться промышленно-производственные зоны, отличающиеся наличием льгот для инвесторов. Технико-внедренческие зоны занимаются развитием знания. Иногда создаются зоны обслуживания, которые предоставляют банковские, финансовые, страховые, туристко-рекреационные услуги.
Свободные зоны классифицируются по степени организации на анклавные, открытые, функциональные, территориально-функциональные зоны. Они могут быть интегрированы в национальную экономику либо находиться на территории двух граничащих государств.
Таким образом, свободные экономические зоны создаются для решения конкретных задач, а именно, для развития территории, привлечения иностранных инвестиций, что в дальнейшем положительным образом сказывается на национальном хозяйстве и международных связях.
Свободные зоны в мировом хозяйстве
Функционирование свободных зон и конкуренция между ними за инвесторский капитал требуют унификации условий их работы. Это необходимо для того, чтобы инвесторы могли получить полную информацию об осуществляемых проектах. Каждая зона отличается своим набором льгот и стимулов.
В мировой практике выделяют следующие категории льгот свободных экономических зон:
- Внешнеторговые. Они предусматривают введение особого режима на таможенных постах, а также упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций.
- Фискальные. Эти льготы предусматривают налоговые послабления с целью стимулирования конкретных видов экономической деятельности или поведения инвесторов.
- Финансовые. Они подразумевают субсидии на различные виды услуг. Например, снижение стоимости коммунальных платежей, выгодная аренда земельных участков и другое.
- Административные. Льготы подразумевают упрощение процедур регистрации предприятий, режима пересечения границ, оказание различных видов услуг.
Мировое хозяйство часто использует формы совместного создания свободных экономических зон. Для них назначается особый финансово-экономических режим. Это влияет на повышение заинтересованности транснациональных корпораций в локальном объединении финансовых, технологических и других возможностей. Происходит реализация заинтересованности стран-учредителей, которые объединяют усилия в области экономической политики импортозамещения, либо наращивания экспорта. Страны-участницы создают условия паритетного сопряжения интересов, что благотворно влияет на развитие зоны в целом и на укрепление отношений между государствами.
Международные свободные экономические зоны
Развитие совместных проектов, осуществляемых несколькими странами, спровоцировало создание пятого поколения зон – международных. Их особенностью является объединение стран в торговые блоки или группировки, которые позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность. Ярким примером является Европейский Союз. В Северной Америке действует соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. В Восточной Азии работает Ассоциация стран, которая занимается создание зоны свободно торговли, способной конкурировать с североамериканской.
Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве рассматриваются как торговые блоки, которые объединяют страны. Они развиваются в последние десятилетие особенно быстро.
В Европе создание свободных зон происходило по принципу диверсификации производства, а значит, и самих зон.
Развивающиеся страны так же стремятся к созданию свободных экономических зон. Они привлекают инвесторов наличием ресурсов природных, трудовых. Чаще всего они ориентированы на наращивание экспорта с использованием технологий иностранных инвесторов. Государственная политика развивающихся стран в вопросе создания свободных зон имеет следующие направления:
- Стимулирование экспорта, производства на экспорт.
- Привлечение валюты.
- Насыщение внутреннего рынка.
- Развитие инфраструктуры, хозяйственной части производства.
- Создание базы для наукоемких отраслей экономики.
При наращивании производства и привлечении туристов эти страны получают свободно конвертируемую валюту, которая инвестируется в решение социально-экономических проблем. Большим потенциалом обладают приграничные территории, особенно, если страна граничит с другим государством, имеющим большой экономический потенциал, как например Россия и Китай.
Развивающиеся страны создают целые комплексы, объединяющие производство и беспошлинную торговлю. Свободные экономические зоны стали одним из инструментов интеграции в мировое хозяйство и объединения стран для решения общих задач.
Источник