Свое путешествие по тигр

Урок-путешествие «По следам амурского тигра».

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по экологии

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие «По следам амурского тигра».»

Министерство образования Хабаровского края

Краевое Государственное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 18

Урок-путешествие по экологии

Тема: «По следам амурского тигра».

Разработчик: Ахметшина Юлия Борисовна,

Преподаватель биологии и химии,

Контактный телефон 89098657695

Цель урока: ознакомить обучающихся с амурским тигром, территорией обитания, поведенческих привычек.

1) Образовательная: познакомить обучающихся с теоретическими основами об амурском тигре.

2) Развивающая: Развивать индивидуальность и самостоятельность в процессе выполнения заданий.

3) Воспитательная: воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к редким видам.

Цель для обучающихся: познакомиться в описанием амурского тигра, его образом жизни, понять для чего нужно охранять амурского тигра.

Занятие рассчитано для внеклассного проведения для студентов 1, 2 курсов. Проводится в кабинете биологии и химии.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: выставка книг “Они нуждаются в защите”, карточки с индивидуальными выступлениями обучающихся, фотографии животных (раздаточный материал), компьютер, телевизор, презентация по теме.

В начале мероприятия звучит стихотворение В. Василиненко.

(Стихотворение озвучивает преподаватель или обучающийся).

Шумы и запахи витают,

Туман над сопками осел.

Наш тигр незримо обитает,

Сурово властвуя над всем.

Как дух природы вековечный,

Что непреложен, свят и строг —

Его губить бесчеловечно,

Он всей гармонии залог.

Ребята, здравствуйте! Приятно видеть вас радостными, собранными.

Кто из вас может озвучить тему нашего занятия? (Обучающиеся выдвигают свои предположения).

Совершенно верно, хочется пригласить вас, ребята в увлекательное путешествие.

Вас ожидают следующие остановки:

Остановка 1. Доклад обучающегося «Знакомство со зверем».

Остановка 2. Письма-ребусы от амурского тигра.

Остановка 3. Помогите собрать картинки.

Остановка 4. Доклад обучающегося «Описание тигра».

Остановка 5. Найди след тигра.

Остановка 6. «ДА» или «НЕТ».

Остановка 7. Найдите лишнее животное.

Остановка 8. Конкурс капитанов. «Полосатые вопросы» .

Остановка 9. Мифы или правда о тигре. Защита тигра.

Остановка 10. Завершение путешествия.

Готовы отправиться в путешествие по следам Амурского тигра? Тогда предлагаю нам разделиться на две команды, дать название команде и выбрать капитана. (Дается время 3 минуты).

Капитаны представьте свои команды!

Отлично, видно, что настроение у всех боевое.

Остановка 1. Прежде, давайте познакомимся со зверем по следам которого идем:

Выступает с докладом обучающийся.

«Пожалуй, ни об одном звере уссурийской тайги не сложено столько легенд, былей, сказок и росказней. »» (выдержка из книги «Они нуждаются в защите»).

Слово «тигр» происходит от греческого tigris со значением «острый; быстрый». На языках народов Приамурья тигра вместо его прямого определения «Тасху» (тигр) часто называют «Амба» (большой), чтобы не накликать беду.

Выделено девять подвидов тигра, из которых к началу XXI века сохранились лишь шесть.

Аму́рский тигр (уссурийский или дальневосточный) – один из самых малочисленных подвидов тигра, занесен в красную книгу.

Подсемейство: Большие кошки

Подвид: Амурский тигр (Panthera tigris altaica, Temminck, 1844)

Ареал обитания амурского тигра представлен на карте. (Слайд)

В сравнении с прошлым веком его ареал обитания и численность сократились в несколько раз. К 40-м годам вследствие чрезмерного преследования оставалось всего около 30-ти тигров, но их вовремя взяли под охрану. Строгий запрет охоты и резкое ограничение отлова зверей благотворно сказались уже к 60-70-м годам. К концу 60-х годов численность тигра возросла до 130-150, к началу 80-х — до 180-190 особей. Теперь тигр-обычный зверь Сихотэ-Алиня, хотя его современный ареал намного меньше былого, да и численность сократилась в 4-5 раз.

В 1978 г. амурский тигр занесен в Красную книгу СССР в качестве редкого подвида, а в 1997 г. – в Красную книгу Российской Федерации.

В Хабаровском и Приморском краях есть праздник «День тигра», который отмечается с 2000 года.

Амурского тигра в Хабаровском крае сохраняют и изучают в заповедниках в Большехехцирском, Ботчинском.

Задание команде 1. Письмо-ребус от амурского тигра.

Посмотрите на земле лежит непонятное письмо с обратным адресом: «Уссурийская тайга, амурскому тигру». Попробуйте прочитать, что написал вам тигр.

Ответ: «Каждое живое существо имеет право на жизнь!»

Задание команде 2. Кошкин дом Амурский тигр живет в тайге не один, а по соседству с многими другими видами животных, птиц, растений. Попробуйте угадать их названия.

Ребус 2 Ребус 3

Ребус 6 Ребус 7

Ответы: 1) Пятнистый олень. 2) Лось. 3) Барсук. 4) Заяц. 5) Медведь. 6) Кабарга. 7) Бурундук.

Остановка 3. Ребята, кто-то перепутал все фотографии и теперь мы не знаем как выглядит тигр. Помогите собрать картинки.

Каждой команде дается по разрезанной фотографии тигра

Побеждает та команда, которая быстрее соберет фотографию.

Остановка 4. Тигр очень вам благодарен за восстановление своего образа и за это хочет рассказать о себе.

Выступает с докладом обучающийся.

Длина тела амурского тигра без хвоста – 160-200 см, длина хвоста около 100 см. Вес взрослого животного может достигать 300 кг. Самая большая зафиксированная масса тигра – 384 кг.

Амурский тигр крупное животное, шерсть у него густая и светлая. По рыжеватому фону, образуя сложный узор, идут поперечные тёмные полосы. Рисунок на шкуре тигра уникален, как отпечатки пальца у человека: нельзя найти двух тигров с одинаковым узором.

Чёрные полоски, несмотря на их яркость, служат тигру маскировкой. А вот большие белые пятна на чёрной тыльной стороне ушей имеют иное назначение. Когда тигрица идёт по лесу, она ставит уши так, что чёрно-белое поле прекрасно видно следующим за ней тигрятам.

Зимой шкура тигров светлеет, становится густой и пушистой. Больших снегов тигр не боится – ходить по ним ему помогают широкие лапы.

Поведение и образ жизни

Тигры почти постоянно находятся в движении. Могут пройти без остановки около 50 км. Обходя свою территорию, они ищут добычу. Границы своего участка тигры, подобно другим кошкам, отмечают пахучими метками. А ещё они скребут землю или, вставая на задние лапы, сдирают кору с деревьев. Такие «задиры» иногда можно обнаружить на высоте 2–2,5 метров над землёй.

Тигры консервативны – они годами используют одни и те же тропы и, если в пределах их владений корма хватает, никогда их не покидают.

Размеры участков обитания у тигров разные. Зависят они от пола и возраста животного и от того, сколько в этой местности водится копытных животных. Тигрицы с маленькими тигрятами используют для жизни и охоты гораздо меньшую территорию, чем одинокие животные.

Амурский тигр обладает огромной силой и отлично развитыми органами чувств. Охотятся тигры, в основном, на крупных копытных. Чтобы поймать жертву, тигр ползком подбирается к своей жертве, выгнув спину и упираясь задними лапами в землю. Успехом завершается только одна из десяти попыток. А если бросок завершился неудачей, тигр предпочтёт не преследовать жертву, а искать новую. Когда дичи в лесах становится мало, амурские тигры иногда нападают на крупный домашний скот и собак.

Питание

Основу рациона тигра составляют изюбрь, кабан и пятнистый олень. Суточная норма пищи тигра – 9-10 килограммов мяса. Для благополучного существования одной особи необходимо порядка 50-70 копытных в год.

Амурский тигр умеет не только охотиться, но и рыбачить – во время нереста он ловит рыбу на перекатах горных рек.

Размножение

Считается, что амурские тигры полигамны. И всё же потомство у тигров чаще всего появляется в апреле-июне.

После трёх-четырёх месяцев ожидания у самки появляются на свет два или три слепых тигрёнка. Логово для своих детёнышей мать старается устроить в самых безопасных труднодоступных местах: в густых зарослях, пещерах, расщелинах скал — там, где они будут незаметны для других хищников.

Примерно на девятый день после появления на свет у тигрят открываются глаза, а в возрасте двух недель начинают расти острые зубки. Мать кормит детей молоком шесть месяцев. Покидая убежище, двухмесячные маленькие хищники впервые пробуют вкус дичи — мать начинает приносить им мясо.

Тигрята много играют, усваивая необходимые для охоты навыки. С шести месяцев подросшие тигрята сопровождают мать во время охоты и постигают премудрости поиска и добычи еды. В годовалом возрасте детёныши впервые пробуют применить все полученные охотничьи навыки. Но первые попытки добыть пищу не всегда оканчиваются удачей. Подростки будут способны сами одолеть крупную добычу лишь к двум годам.

Первые несколько лет своей жизни тигрята держатся с матерью. Тигрица охотится вместе с молодыми тиграми до тех пор, пока они не достигнут половой зрелости. На втором году жизни молодые тигры отделяются от матери, но продолжают жить на её участке.

Продолжительность жизни

В дикой природе составляет 16-18 лет, в неволе – до 25 лет.

Остановка 5. Вот теперь мы поближе познакомились со зверем по следам которого идем. Ой, ребята, посмотрите, мы запутались и потеряли тигриный след. Мы не сможем тронуться дальше в путь пока не найдем след тигра.

Задание командам: найти как можно быстрее тигриный след.

Побеждает та команда, которая быстрее поднимет картинку с тигринным следом.

Остановка 6. Ребята, тигр решил нас проверить, как хорошо мы запомнили информацию о нем.

Преподаватель зачитывает вопросы, а ребята в зависимости от вопроса говорят «ДА» или «НЕТ».

У меня большие лапы?

Я ношу пальто и шляпу?

У меня огромный хвост?

А большой скажите рост?

Пью какао по утрам?

Ем мороженое без меры?

У меня мясной обед?

Понимаю вашу речь?

Вы должны меня беречь?

Остановка 7. Нас все время пытаются сбить с пути, кто бы это мог быть?

Найдите лишнее животное, которое не относится к семейству кошачьих.

Побеждает та команда, которая быстрее поднимет картинку с лишним животным.

Остановка 8. Конкурс капитанов. «Полосатые вопросы»

Каждому капитану команды задается по 10 вопросов на которые необходимо правильно ответить. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1) Является ли амурский тигр хищником?

2) Может ли вес амурского тигра превышать 200 кг?

3) Фон шкуры тигра шкуры тигра?

4) Как помогает тигру его «полосатая» окраска?

5) Носит ли тигр бакенбарды?

6) Где обитает амурский тигр?

7) Можно ли охотиться на тигра?

8) Какой праздник, посвященный тигру, есть в Приморском и Хабаровском

краях и с какого года он отмечается?

9) Удэгейцы тигра обожествляли, а как они его называли?

10) Сколько лет живет тигр в дикой природе?

1) Сколько тигрят рождается у тигрицы в помете?

2) Котята рождаются слепыми или могут видеть с самого рождения?

3) Кто является добычей тигра?

4) Назовите длину тигра от носа до основания хвоста

5) Сколько километров может пройти тигр за сутки без передышки?

6) Строит ли тигрица «дом» для тигрят?

7) Чем кормит мама новорожденных тигрят? Мышами, молоком, жуками?

8) Как долго тигрята живут с мамой?

9) Может ли тигр прыгать с добычей весом 100 килограмм?

10) В каких случаях тигрица переносит тигрят с места на место?

Ответы: Команда 1

1) Да. 2) Да. 3) Рыжеватый 4) Благодаря ей тигр прекрасно

маскируется. 5) У самцов на щеках длинный мех, образующий бакенбарды.

6) Приморский край, юг Хабаровского края, северо-восточная часть Китая.

7) Охота на тигра запрещена в России с 1947 года. 8) День тигра; отмечается

с 2000 года. 9) Амба. 10) Около 10 лет.

1) Как правило, 2—3, иногда 4—5 тигрят. 2) Рождаются слепыми. 3) Изюбрь, пятнистый олень, кабан, косуля. 44) 2 метра. 5) Около 50 км. 6) Нет, она находит естественное убежище: пещеру или другое укромное место, где рожает тигрят. 7) Молоком. 8) До двух лет.

9) Да. 10) Если возникает угроза тигрятам.

Остановка 9. Мифы или правда о тигре. Защита тигра.

Судьба тигра, его прошлое и история взаимоотношений с людьми сложны и полны драматизма. С незапамятных времен тигра считали животным сверхъестественным и мудрым, его обожествляли, ему поклонялись. Изображения священного зверя найдены на стенах дворцов и храмов, в фанзах и хижинах.

Повсюду, особенно в лесах, в честь тигра люди устраивали кумирни, где в молитвах просили у него пощады и милости.

На карте Приморского края есть р. Амба, впадающая в Амурский залив у мыса Песчаного. По данным китайских источников, в начале XVIII в. река называлась Наминьхе. В 60-х годах XIX в. она именовалась Амба (Амба-бира), а в последней четверти того же века обозначалась как Амба-белла (Амба-белая). Таким образом, тунгусоязычное наименование реки Амба-бира в середине XIX в. трансформировалось, вследствие чего вторая часть его приняла русскую форму — белая. Аборигенное название Амба-бира переводится как Тигровая река.

По представлениям орочей и нанайцев тигр не только помогает людям, но нередко и сам нуждается в помощи человека. В легендах говорится, что однажды к жилищу орочей пришел тигр с большой занозой в лапе. Люда вытащили занозу и отпустили зверя. Ночью им приснился тигр, он сказал: «Пусть хозяин сделает из занозы мое изображение и вспоминает обо мне в трудные минуты». Нанайцам тигр разрешил доедать остатки его добычи или убивать раненного им зверя.

В Индийском эпосе Панчатантре — собрании сказок и мифов о животных, любимых и известных уже много тысячелетий во всей Юго-Восточной Азии, — есть притча. Однажды бедный брахман увидел тигра, тонущего в озере и взывающего о помощи. Первым чувством брахмана был страх, и он решил отказать тигру в помощи. Однако когда тигр пообещал не нападать на него, человек подумал, что, помогая тигру, он спасет себя, даже если с ним

приключится беда. Он пошел на риск и спас зверя. Тигр одарил его украшениями из золота, и человек стал знаменитым, богатым и счастливым.

Зачем сохранять амурского тигра

В настоящее время 95% всей популяции амурского тигра обитает на Дальнем Востоке России, 5% – в Китае.

Тигр – вершина пищевой цепочки уникальной экологической системы – Уссурийской тайги. Именно поэтому состояние тигриной популяции – индикатор состояния всей дальневосточной природы.

Численность: в дикой природе осталось всего около 450 особей.

Казалось бы проблема с численностью и сохранением вида решена. Так оно и есть-что бы не случилось с тигром в природе, в клетках он будет на какое-то время сохранен. Но только в клетках и вольерах. У рожденного в неволе зверя нет дороги назад. Он уже не сможет добывать пищу, он потерял страх перед человеком и станет для него опасен. И ещё вот в чем дело: в науке существует понятие-инбридинг, или, иначе сказать ослабление организма живых существ в результате близкородственного скрещивания. Потомство от родственников в чистом виде нежизнеспособно. Т.е., чем меньше популяция, тем больше шансов встретить родственников в период размножения, тем чаще не выживает потомство и постепенно развивается инбредная депрессия, которая и приводит к вымиранию вида.

Остановка 10. Завершение путешествия.

Ну, что же, друзья, наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вы с пользой для себя ходили по следам тигра. Узнали новую информацию, а кто-то задумался.

Хочется завершить наше занятие словами: «Берегите тигра, во многом наша жизнь зависит от его существования».

Подводятся итоги, проходит награждение команд.

Список использованной литературы:

1. А.Я. Васенева и др. «Они нуждаются в защите»- редкие животные Хабаровского края, Хаб.книжное издание, 1987.

2. Сборник методических материалов для работы с детьми. «Про тигра и тигрят» Владивосток:

WWF — Россия, 2008. — 144 с., ил.

3. С.П. Кучеренко «Звери у себя дома», Хабаровское книжное издание, 1973.

4. С.П. Кучеренко «Охота и озрана природы на Дальнем Востоке», Хабаровское книжное издание, 1983.

5. В. Сысоев «Золотая Ригма», Хабаровское книжное издание, 1970.

Источник

Читайте также:  Красивые места башкирии отдых дикарем
Оцените статью