Священный союз
Священный союз (фр. La Sainte-Alliance , нем. Heilige Allianz ) — консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционного духа и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись» [1] .
Содержание
История создания
После низвержения Наполеона и восстановления всеевропейского мира в среде держав, считавших себя вполне удовлетворёнными распределением «вознаграждений» на Венском конгрессе, возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причём средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей и периодический созыв международных конгрессов. Но поскольку достижению этого противоречили национальные и революционные движения народов, добивающихся более свободных форм политического существования, то такое стремление быстро получило реакционный характер.
Инициатором Священного союза явился российский император Александр I, хотя при составлении акта Священного союза он ещё считал возможным покровительствовать либерализму и даровать конституцию Царству Польскому. Мысль о Союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи — стать миротворцем Европы путём создания такого Союза, который устранил бы даже возможность военных столкновений между государствами, а с другой — под влиянием мистического настроения, овладевшего им. Последним объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов.
«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы, — гласил документ, — Их Величества…, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащий державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость… руководствоваться… заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира… На сем основании…
I. соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, договаривающиеся монархи пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства…
II. Единое преобладающее правило да будет… приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику союзные государи почитают себя аки поставленными от Провидения для управления единого семейства отраслями… исповедуя таким образом, что Самодержец народа христианского… не иной подлинно есть, как Тот, кому собственно принадлежит держава, поелику в нём едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечные…».
Подписанный 14 (26) сентября 1815 г. тремя монархами — императором Францем I Австрийским, королём Фридрихом Вильгельмом III Прусским и императором Александром I, он вначале в двух первых не вызывал ничего, кроме неприязненного к себе отношения.
По словам Меттерниха, также вначале подозрительно отнёсшегося к идее Священного союза, эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения», а впоследствии «одни партии, враждебные государям, лишь и ссылались на этот акт, пользуясь им, как оружием, для того, чтобы набросить тень подозрения и клеветы на самые чистые намерения своих противников».
Тот же Меттерних уверяет в своих мемуарах, что «Священный союз вовсе не был основан для того, чтобы ограничивать права народов и благоприятствовать абсолютизму и тирании в каком бы то ни было виде. Этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства. Мысль о священном союзе возникла из смеси либеральных идей, религиозных и политических». Впоследствии, однако, Меттерних изменил своё мнение о «пустом и трескучем документе» и очень искусно пользовался Священным союзом для своих реакционных целей.
Содержание этого акта было в высшей степени неопределённо и растяжимо, и практические выводы из него можно было делать самые разнообразные, общий же дух его не противоречил, а скорее благоприятствовал реакционному настроению тогдашних правительств. Не говоря уже о смешении идей, относящихся к совершенно различным категориям, в нём религия и мораль совершенно вытесняют право и политику из бесспорно принадлежащих этим последним областей. Построенный на легитимном начале божественного происхождения монархической власти, он устанавливает патриархальность отношений между государями и народами, причём на первых возлагается обязанность управлять в духе «любви, правды и мира», а вторые должны лишь повиноваться: о правах народа по отношению к власти документ совсем не упоминает.
Наконец, обязывая государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», акт ничего не говорит о том, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, что давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим «законным» государям.
Это последнее именно и случилось. Сам Александр I именно так и начал смотреть на Священный союз: «Я, — сказал он на Веронском конгрессе французскому уполномоченному по поводу греческого восстания, — покидаю дело Греции потому, что усмотрел в войне греков революционный признак времени. Что бы ни делали для того, чтобы стеснить Священный союз в его деятельности и заподозрить его цели, я от него не отступлюсь. У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость». При таком взгляде на борьбу христиан-греков с мусульманами-турками как на бунт мятежных подданных исчезал самый христианский характер Священного союза и имелось в виду лишь подавление революции, каково бы ни было её происхождение. Все это и объясняет успех Священного союза: скоро к нему присоединились и все другие европейские государи и правительства, не исключая и Швейцарии с немецкими вольными городами; не подписались под ним только английский принц-регент и Папа Римский, что не мешало им в своей политике руководствоваться теми же принципами; лишь турецкий султан не был принят в члены Священного союза как государь нехристианский.
В Англии к созданию Священного союза отнеслись с наибольшей подозрительностью. Парламентская оппозиция во время дебатов по внешней политике в Палате общин обращалась по этому поводу со специальным запросом к правительству. Члены палаты требовали ответа на вопрос, почему договор заключён без участия Англии, каков подлинный смысл этого необычного международного акта, не направлен ли он против интересов Великобритании и в каком отношении находится он к другим соглашениям между союзниками по антинаполеоновской коалиции. Р.С.Каслри отвечал, что Акт Священного союза не противоречит взаимным обязательствам союзников, что текст его ещё до подписания был сообщён ему Александром I, а позднее три государя обратились к принцу-регенту с приглашением присоединиться к договору.
Была ли необходимость в таком договоре или нет — это другой вопрос. Но если император Александр искренне руководствуется духом, которым проникнут этот документ, в чём я, со своей стороны, нисколько не сомневаюсь, то Европу и весь мир можно лишь самым искренним образом поздравить с этим. Если император Александр пожелает упрочить свою славу на такой основе, то грядущие поколения по достоинству оценять это благородное решение. Столько сделав для человечества с помощью оружия, разве мог он лучше использовать своё влияние на государей Европы, чем обеспечив ей долгий и благодетельный мир? [2]
Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.
Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.
Источник
«Способствовал стабильности»: какую роль в истории Европы сыграл Священный союз
26 сентября 1815 года российский император Александр I, австрийский император Франц II и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали акт о создании Священного союза. В основе деятельности этого объединения лежал принцип сохранения власти всех правящих династий Европы. Благодаря союзу на время сгладились существовавшие между европейскими державами противоречия.
Создание Священного союза
В конце XVIII — начале XIX века Европа и мир пережили масштабные потрясения, связанные с буржуазной революцией во Франции и наполеоновскими войнами. Но в 1812 году Наполеон был разгромлен в России, а ещё через год потерпел поражение в Битве народов под Лейпцигом.
После разгрома Бонапарта остро встал вопрос о послевоенном мироустройстве. Англия хотела сохранить за собой захваченные колонии и не допустить усиления России. Австрия и Пруссия конкурировали за лидерство среди германских государств. Российские власти, в свою очередь, выступали за поддержание международной стабильности.
Новый миропорядок лидеры европейских государств обсуждали на Венском конгрессе, Генеральный акт которого был подписан 9 июня 1815 года. Англия, как и планировала, закрепила за собой новые колонии, Франция лишилась завоёванных Наполеоном земель, Австрия расширилась за счёт территорий на Апеннинском полуострове, а Пруссия — за счёт соседних германских государств. России отошла часть герцогства Варшавского. Также участники конгресса запретили работорговлю и приняли единое положение о дипломатических агентах.
Однако тогда механизм сохранения международной стабильности и территориальной целостности не был проработан до конца.
Собственный путь сохранения международной стабильности и предотвращения революций предложил российский император Александр I, инициировавший после Венского конгресса создание нового союза европейских государей. Он составил «Трактат братского христианского союза» или, как его называют современные историки, акт о создании Священного союза. 26 сентября 1815 года в Париже этот документ подписали три монарха: Александр I, австрийский император Франц II и прусский король Фридрих Вильгельм III.
В акте указывалось, что «три союзных государя почитают себя аки поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями». При этом документ предполагал, что подписавшие его главы государств будут «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь».
Как подчёркивают историки, Священный союз был призван сохранять незыблемость решений Венского конгресса и установленной по его итогам системы международных отношений. В основе его деятельности лежал принцип сохранения власти всех европейских правящих династий. К союзу постепенно присоединились монархи большинства государств Европы. Великобритания официально вступать в союз не стала, однако принимала участие в некоторых организованных им мероприятиях и поддерживала часть принятых в рамках этого объединения решений.
Деятельность союза
Важнейшими политическими мероприятиями Священного союза стали четыре международных конгресса: Аахенский, Троппауский, Лайбахский и Веронский.
Аахенский конгресс проходил осенью 1818 года. На нём присутствовали русский император Александр I, австрийский император Франц II и прусский король Фридрих Вильгельм III, а также высокопоставленные чиновники и дипломаты из России, Австрии, Пруссии, Англии и Франции. В ходе переговоров было принято решение о выводе с территории Франции оккупационных войск союзных держав, а также о присоединении официального Парижа к Священному союзу. На конгрессе обсуждались проблемы, связанные с торговым мореплаванием и запретом работорговли, а по его итогам была принята декларация в поддержку мира.
Троппауский конгресс состоялся в 1820 году. На нём в связи с революцией в Неаполитанском королевстве представители России, Австрии и Пруссии подписали протокол, провозглашавший право вмешательства во внутренние дела других стран с целью подавления революционных выступлений. Решения конгресса поручали Австрии осуществить оккупацию Неаполитанского королевства, но обеспечивали при этом неприкосновенность его государственности.
Лайбахский конгресс 1821 года стал продолжением Троппауского. На нём обсуждалась политика союза в отношении революционных выступлений в Неаполитанском королевстве, Испании и Греции.
Последней встречей руководителей Священного союза на высшем уровне стал Веронский конгресс 1822 года — наиболее значимый из всех союзных мероприятий. Официально он был инициирован австрийской стороной, чтобы «вновь подтвердить существование союза и единства монархов». Однако его главной темой фактически стали революционные события на юге Европы и в латиноамериканских колониях Испании. Также на конгрессе прошли переговоры по пограничным спорам в Европе, речному судоходству и борьбе с работорговлей.
В Вероне собрались правители России, Австрии, Пруссии, Сардинии, Королевства обеих Сицилий, Тосканы, Модены и Пармы, а также уполномоченные дипломаты от Англии, Франции и Ватикана.
Представители России, Австрии, Пруссии и Франции выступили за подавление революционных выступлений в Испании. Был подготовлен протокол, позволявший официальному Парижу в случае ряда обстоятельств (антифранцузской агрессии, лишения монарха трона, нарушения прав королевской фамилии) применить силу против испанских революционеров, что в итоге и произошло в 1823 году.
Ещё сложнее шли переговоры по будущему испанских колоний в Латинской Америке. Англия, имевшая в регионе выгодные торговые контракты, выступила категорически против ограничения свободы молодых государств. Франция расплывчато предложила Мадриду обеспечить процветание Латинской Америки и уступить «силе вещей». Александр I пожелал испанской короне успехов в восстановлении связей с колониями. Австрия и Пруссия оказались более категоричны, отказавшись признавать независимость стран Южной и Центральной Америки. По этому вопросу консенсус так и не был достигнут.
Кроме того, стали очевидными и разногласия относительно «восточного вопроса», связанного с будущим балканских владений Османской империи. Александр I оказался в неоднозначном положении: с одной стороны, он выступал за стабильность и осуждал революции, с другой — Россия традиционно симпатизировала борющимся за независимость от турок православным народам. Российская декларация, зачитанная на конгрессе, включала требования к Османской империи по выводу войск из Дунайских княжеств, а также по обеспечению прав греков и свободы мореплавания в Чёрном море. В той или иной степени участники конгресса поддержали пожелания России, а вот восстание в Греции члены Священного союза осудили. В целом, по мнению историков, на Веронском конгрессе участники союза находили общий язык с гораздо большим трудом, чем раньше.
«Веронский конгресс стал последним из конгрессов Священного союза. В конце жизни Александр I охладел к этому институту, и конгрессов больше не проводилось», — отметил в беседе с RT советник ректора МПГУ Евгений Спицын.
По свидетельствам экспертов, Россия на Веронском конгрессе играла первую скрипку, но далеко не все участники переговоров готовы были поддержать её инициативы по формированию «великой европейской семьи».
По словам профессора кафедры истории России МПГУ Леонида Ляшенко, на этом конгрессе «Россия попала в ловушку».
«Согласно правилам союза, она не имела права требовать смены формы правления европейских государств. Таким образом, формально Санкт-Петербург лишился права требовать и освобождения балканских народов, что для него было неестественной ситуацией», — пояснил Ляшенко в разговоре с RT.
В то же самое время Веронский конгресс обеспокоил Соединённые Штаты, претендовавшие на гегемонию в Западном полушарии. Желание части европейских держав вмешаться в дела Латинской Америки подтолкнули Вашингтон к принятию так называемой доктрины Монро. По словам историков, прикрываясь разговорами о свободе выбора для жителей бывших колоний, американцы решили сами вершить их судьбу.
В 1833 году Россия, Австрия и Пруссия в ответ на подъём в Европе революционного движения подписали в Берлине акт о праве «легитимных» государств на взаимопомощь.
«В рамках союзнических обязательств Россия при Николае I приняла участие в подавлении Венгерского восстания 1848—1849 годов. Санкт-Петербург помог Вене, где в итоге утвердились антироссийские силы. Лучше бы потраченные на это средства пустили на закупку в преддверии Крымской войны пароходов», — отметил в интервью RT писатель и историк Александр Широкорад.
По словам Леонида Ляшенко, Венская система и Священный союз обеспечили Европе стабильность и дали ей возможность «несколько десятилетий прожить без крупных войн».
При этом, с точки зрения Евгения Спицына, точную дату окончания деятельности Священного союза назвать сложно.
«Одни историки утверждают, что Священный союз приказал долго жить с началом Крымской войны, другие — с началом Первой мировой. Он защищал принципы территориальной целостности государств и способствовал стабильности, но формальное выполнение заложенных в его правила принципов зачастую шло вразрез с интересами его же участников. Александру I пришлось во имя неукоснительного выполнения международных обязательств наступить на горло собственной песне, так как в геополитических интересах России было поддерживать восстания на Балканах против турок», — резюмировал Спицын.
Источник