Связь швеции с другими странами

Внешняя политика Швеции

Внешняя политика Швеции (швед. Sveriges utrikespolitik ) — политика Швеции, основанная на строгом нейтралитете и неприсоединении к любым военным блокам. Однако, шведское правительство выражало готовность отказаться от политики нейтралитета в связи с планами интеграции Европы.

В 1980-х годов центральным элементом внешней политики Швеции была доктрина всеобщей безопасности, направленная на сокращение вооружений в Европе и поддержку идеи всеобщего и полного разоружения во всём мире. [1]

Поддерживает самые тесные связи с другими скандинавскими странами по линии Северного совета.

С 1995 года член Европейского союза (после одобрения на национальном референдуме 1994 года).

Активно участвует в программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и в миротворческих силах в бывшей Югославии.

Член Организации экономического сотрудничества и развития и Совета Европы. Швеция с самого начала вошла в состав Европейской ассоциации свободной торговли.

Содержание

Одним из основополагающих элементов шведской внешней политики остаётся поддержка ООН. Войска Швеции принимали участие в проводившихся под эгидой ООН операциях в Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии. Швеция традиционно проводит политику свободной торговли и является сторонником открытой многосторонней торговой системы, основанной на принципах ГАТТ и осуществляемой в рамках ВТО.

Внешние связи

Длительное время Швеция уделяла особое внимание связям с новыми государствами Африки и Азии, ежегодно выделяя на их развитие 1 % национального дохода. С 1991 размеры этой помощи были значительно сокращены.

Россия

С 1924 года Швеция поддерживает дипломатические отношения Россией.

Примечания

Ссылки

Европейский союз
Члены союза Австрия • Бельгия • Болгария • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Испания • Италия • Кипр • Латвия • Литва • Люксембург • Мальта • Нидерланды • Польша • Португалия • Румыния • Словакия • Словения • Финляндия • Франция • Чехия • Швеция • Эстония
В процессе присоединения Хорватия
Официальные кандидаты Исландия • Македония • Сербия • Турция • Черногория
Потенциальные кандидаты Албания • Босния и Герцеговина • Косово
Северный совет
Члены совета Дания · Исландия · Норвегия · Финляндия · Швеция
Ассоциированные члены Аландские острова · Гренландия · Фарерские острова

Австрия • Ирландия • Коста-Рика • Лихтенштейн • Мальта • Мальтийский орден 1 • Туркмения • Узбекистан • Финляндия • Швейцария • Швеция 2, 3

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Внешняя политика Швеции» в других словарях:

Внешняя политика России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Внешняя политика Эстонии — Политика Портал:Политика Эстония Эта статья часть серии: Полит … Википедия

Внешняя политика КНДР — Политика Портал:Политика КНДР Эта статья часть серии … Википедия

Внешняя политика Армении — Государства, заключившие дипломатические миссий с Арменией &#1 … Википедия

Внешняя политика Петра I — Основная статья: Пётр I Содержание 1 Начало экспансии России. 1690 1699 1.1 Азовские походы. 1695 1696 … Википедия

СССР. Внешняя политика — Внешняя политика СССР Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа ‒ советское социалистическое государство ‒ и тем положила начало советской внешней политике,… … Большая советская энциклопедия

СССР. Внешняя политика СССР — Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа советское социалистическое государство и тем положила начало советской внешней политике,… … Большая советская энциклопедия

Северная война. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. — Основной задачей внешней политики России после Азовских походов стало овладение берегами Балтийского моря, находившимися во власти шведов. Еще в начале XVII в. Швеция захватила старинные русские земли по течению реки Невы и закрыла выход к морю.… … Всемирная история. Энциклопедия

Внешняя торговля — I Внешняя торговля торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. В. т. разных стран в своей совокупности представляет собой международную торговлю (См. Международная торговля).… … Большая советская энциклопедия

Внешняя экспансия Германии — Германская колониальная империя Колонии Германии территории, находившиеся в колониальной зависимости от Германской империи или составлявших её государств. В разные исторические периоды колониями Германии были территории в Африке, Азии, Южной… … Википедия

Источник

Внешняя политика Швеции

Внешняя политика Швеции (швед. Sveriges utrikespolitik ) — политика Швеции, основанная на строгом нейтралитете и неприсоединении к любым военным блокам.

Содержание

Основные принципы

Швеция официально придерживается принципа нейтралитета в военное время и неприсоединения к военным блокам — в мирное. После короткой войны с Норвегией в 1814 году Швеция более не участвовала непосредственно ни в одном военном конфликте. С начала XX века принцип нейтралитета вместе с обеспечением собственной безопасности за счёт мощной системы национальной обороны стал официальным базовым принципом внешней политики Швеции.

Швеция проводит достаточно активную внешнюю политику, участвуя в международных организациях и программах. В 1920 году Швеция стала членом Лиги Наций, в 1946 — вошла в ООН. В рамках ООН неоднократно участвовала в военных операциях. Первый раз шведские войска приняли участие в операции ООН в 1959 году на Суэцком канале.

Нельзя не заметить, что в течение XX века в адрес Швеции не раз высказывалась критика в связи с действиями, не сочетающимися с принципами нейтралитета и неприсоединения. Так, в годы Второй мировой войны Швеция фактически поддержала нацистскую Германию, предоставляя свои внутренние коммуникации и суда для перевозки немецких грузов и даже войск, в основном — для доставки в Германию руды, добываемой в северной Швеции, от которой в значительной мере зависело германское военное производство. В послевоенное время Швеция, не присоединившись к блоку НАТО, тем не менее, поддерживала неофициальные отношения с блоком, в том числе в области разведки. В 1952 году шведский разведывательный самолёт DC-3 был сбит над Балтийским морем советским Миг-15. Проведённое позже расследование показало, что сбитый самолёт проводил разведку в интересах НАТО. Этот и ряд более поздних инцидентов приводили к осложнению советско-шведских отношений.

В 1980-х годов центральным элементом внешней политики Швеции была доктрина всеобщей безопасности, направленная на сокращение вооружений в Европе и поддержку идеи всеобщего и полного разоружения во всём мире. [1]

Поддерживает самые тесные связи с другими скандинавскими странами по линии Северного совета.

С 1995 года член Европейского союза (после одобрения на национальном референдуме 1994 года). шведское правительство выразило готовность отказаться от политики нейтралитета в связи с планами интеграции Европы.

Член Организации экономического сотрудничества и развития и Совета Европы. Швеция с самого начала вошла в состав Европейской ассоциации свободной торговли.

Одним из основополагающих элементов шведской внешней политики остаётся поддержка ООН. Войска Швеции принимали участие в проводившихся под эгидой ООН операциях в Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии. Швеция традиционно проводит политику свободной торговли и является сторонником открытой многосторонней торговой системы, основанной на принципах ГАТТ и осуществляемой в рамках ВТО.

Активно участвует в программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и в миротворческих силах в бывшей Югославии. Также Швеция принимала участие в операциях, проводившихся под руководством Североатлантического союза, в том числе в Афганистане и Ливии [2] . Как следствие роста напряжения в отношениях между Западом и Россией с 2014 года, в Швеции увеличилось число сторонников присоединения этой страны к военному альянсу НАТО [3] .

Внешние связи

Длительное время Швеция уделяла особое внимание связям с новыми государствами Африки и Азии, ежегодно выделяя на их развитие 1 % национального дохода. С 1991 размеры этой помощи были значительно сокращены.

Россия

С 1924 года Швеция поддерживает дипломатические отношения Россией.

Финляндия

6 мая 2014 года министрами обороны Швеции и Финляндии — Кариной Энстрём и Карлом Хаглундом — было объявлено о подписании плана оборонного сотрудничества двух стран, согласно которому будут проводиться совместные военные учения авиации, армии и флота, а также совместно использоваться материальные ресурсы вооруженных сил двух стран. По словам Хаглунда, подписанный план «прокладывает дорогу» для создания оборонного союза Швеции и Финляндии [4] .

Источник

Внешнеэкономические связи Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:03, доклад

Описание работы

Важная предпосылка экономического развития Швеции — ее тесная и все более усиливающаяся связь с мировым рынком. Поэтому характер и динамика происходящих в экономике Швеции изменений, а также дальнейшие перспективы не могут быть в полной мере ни поняты, ни определены без учета ее места в мировом хозяйстве и роли внешнеэкономических связей, и в первую очередь внешней торговли.

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономические связи Швеции.doc

Важная предпосылка экономического развития Швеции — ее тесная и все более усиливающаяся связь с мировым рынком. Поэтому характер и динамика происходящих в экономике Швеции изменений, а также дальнейшие перспективы не могут быть в полной мере ни поняты, ни определены без учета ее места в мировом хозяйстве и роли внешнеэкономических связей, и в первую очередь внешней торговли.

Удельный вес Швеции в промышленном производстве капиталистического мира составляет в настоящее время 1,1%. По некоторым важнейшим видам продукции ее доля в мировом капиталистическом производстве неизмеримо выше: 10% производства целлюлозы, 7% железной руды, 11% специальной стали. 8% спущенных на воду судов, 25% подшипников (1970 г.). На экспорт идет до 40% промышленной продукции страны. Экспортируется около 9/ю продукции железорудной промышленности, почти 50% деревообрабатывающей, примерно 2/ч целлюлозно-бумажной и более продукции машиностроения, в том числе % производимых подшипников, свыше 2/з конторского оборудования, более 2/з телефонно-телеграфной аппаратуры, около 4/s пневматических инструментов, примерно 50% выпускаемых паровых турбин, сепараторов, пылесосов, сельскохозяйственных машин и др.

Не имея собственных месторождений угля и нефти, Швеция примерно 95% необходимого угля и всю потребляемую нефть вынуждена ввозить. В энергетическом балансе страны доля твердого и жидкого топлива составляет 60%. Нехватка цветных металлов, применяемых в машиностроении и электротехнике, вызывает необходимость импорта меди, цинка, олова, свинца, алюминия. За счет импорта удовлетворяется свыше 70% потребностей в меди, около 60% в алюминии, почти полностью в олове, цинке, никеле и других цветных металлах. Швеция зависит от импорта марганцевой и хромовой руды, каучука, калийных солей, серы, асбеста и других видов промышленного сырья. Специализация машиностроения на производстве высококачественных, специальных машин предусматривает импорт таких видов оборудования, как металлообрабатывающие станки, тракторы, двигатели внутреннего сгорания, насосно-компрессорные установки, подъемно-транспортные и дорожно-строительные машины, машины для полиграфической промышленности и т. п.

Ориентация экономики на внешний рынок находит выражение как в более высоких темпах развития внешней торговли, так и в более высокой по сравнению с многими другими капиталистическими странами экспортно-импортной квоты (доля внешней торговли вместе с услугами составляла в 1970 г. 35% стоимости валового национального продукта

Структурные сдвиги в экспорте и импорте определялись растущим уровнем индустриализации страны, потребностями развивающейся научно-технической революции. Необходимость приспособиться к новым условиям на внешних рынках, к изменившемуся спросу привели к обновлению товарной структуры экспорта, в котором на первый план выдвинулись товары более высокой степени обработки и новая продукция. В свою очередь сдвиги в промышленности (массовое обновление основного капитала, введение новых мощностей) предопределили изменения в характере импорта. И в импорте, и § экспорте значительно выросла доля машиностроения. Одновременно снизилась доля таких традиционных видов экспорта, как железная руда, лесотовары.

В международном разделении труда Швеция с середины 50-х годов стала все более выступать как поставщик товаров, требующих высокого технологического уровня производства и высококвалифицированного труда. «Наше современное производство характеризуется увеличением доли готовой продукции в общем объеме экспорта,— отмечал шведский промышленник А. Иверот.— Экспорт железной руды все более заменяется экспортом металлоизделий высокого класса, экспорт древесной массы — экспортом исключительно высоких сортов бумаги»

Особенность послевоенного развития Швеции — несбалансированность платежных балансов. До второй мировой войны дефицит торгового баланса, характерный

Для внешнеторговой структуры в целом, покрывался за счет так называемых невидимых доходов (инвестиций, фрахта, туризма) и обеспечивал положительное сальдо платежного баланса. В послевоенный период и платежные балансы все чаще сводятся с дефицитом (1,6 млрд. крон в 1970 г.). С 1960 г. положительное сальдо платежного баланса имело место лишь три раза — в 1961, 1964 и 1971 гг. Одна из причин этого явления — рост потребностей экономики в импортных машинах и оборудовании.

Изменения в товарной структуре повлекли за собой расширение торговых и иных внешнеэкономических связей с развитыми капиталистическими странами в ущерб развивающимся. Доля последних во внешнеторговых операциях Швеции с 1950 г. сократилась более чем вдвое. Но определенная переориентация, которая произошла в направлении мирохозяйственных связей Швеции, вызвана также расколом Западной Европы на экономические блоки, образованием замкнутых экономических группировок ЕЭС и ЕАСТ, в одну из которых вошла и Швеция.

География внешней торговли выглядит следующим образом: свыше 70% оборота приходится на страны ЕАСТ и ЕЭС (соответственно 40 и 30%), около 15% — на другие капиталистические государства, 5%—на социалистические и 10%—на развивающиеся страны. Основными торговыми партнерами Швеции являются ФРГ (18,9% в импорте и 11,7% в экспорте в 1970 г.), Великобритания (13,8 и 12,5%), США (8,7 и 6%), Скандинавские страны, значение которых во внешнеэкономических отношениях Швеции чрезвычайно возросло (18,7% в импорте и 26,9% в экспорте в 1970 г. и соответственно 9,5 и 10,9% в 1960 г.).

Шведские монополии, используя высокое качество своих товаров, заняли на мировых рынках прочные позиции, вступив в тесное сотрудничество с монополиями и финансовыми группами других стран. Это сотрудничество включает участие в международных монополистических соглашениях, инвестиции (прямые и портфельные), совместные финансовые операции. О размерах шведских инвестиций за границей имеются различные данные. К. Херманссон оценивал общую сумму заграничных капиталовложений Швеции на начало 60-х годов примерно в 5—10 млрд. крон, а доход от заграничных капиталовложений с 1940 по I960 г.— в 1,5 млрд крон

Но если в первые послевоенные годы преобладал экспорт государственного капитала, то в дальнейшем основной формой проникновения Швеции на внешние рынки становятся частные инвестиции, главным образом прямые, осуществляемые путем создания за границей филиалов и дочерних предприятий под контролем основного общества.

Переводя значительную часть экспортного производства за границу, и в частности в страны ЕЭС, шведские монополии стремятся решить, по меньшей мере, две задачи: обойти таможенные и иные внешнеторговые барьеры, а также снизить расходы на заработную плату, с их точки зрения чрезмерно высокую в Швеции. По данным исследования, проведенного Шведским промышленным союзом, с 1960 по 1965 г. прямые инвестиции шведских компаний за границей увеличились на 80%, а число занятых на их заграничных предприятиях выросло на 50% и составило 200 тыс. человек. К 1970 г. крупные компании имели за границей 1806 дочерних предприятий и филиалов (в 1960 г.— 890), 3Д из них находились в Западной Европе. Больше всего шведских предприятий, причем преимущественно производственного назначения, имелось в ФРГ (227), Великобритании (173), Дании (183), Норвегии (172) 2. Шведские фирмы в Азии и Африке носят в основном торгово-сбытовой характер.

Ведущие монополии располагают и наибольшим Количеством заграничных филиалов и подконтрольных предприятий. Так, на 10 крупнейших компаний приходится 2/з всех заграничных филиалов. Машиностроительный концерн АГА имеет 50 заграничных фирм (в подавляющем большинстве промышленных), «Спичечный трест» — 34, «Сепаратор» — 27, «Вольво» — 21 и т. д. На отечественных предприятиях концерна СКФ производится лишь 12% общей продукции и занято 15 тыс. рабочих и служащих (из 65 тыс.).

Размеры иностранного капитала в Швеции относительно невелики. По оценкам К. Херманссона, иностранные инвестиции в экономику Швеции составляют примерно шведских капиталовложений за границей. Их доля в промышленном производстве не превышает 5%. На иностранных компаниях занято в общей сложности 75 тыс. рабочих и служащих

Иностранные монополии обосновались в наиболее важных отраслях экономики: металлообрабатывающей, химической, нефтепереработки, внедряются в новые перспективные отрасли — производство счетных машин, электронной техники, автомобилей. В послевоенные годы особенно активно вторгается в шведскую промышленность американский капитал. Сумма прямых американских капиталовложений в Швеции возросла с 116 млн. долл. в 1960 г. до 511 млн. долл. в 1968 г. Большая часть инвестиций приходится на сбыт нефти и нефтепродуктов 2. Из общего числа занятых на иностранных компаниях 7з концентрируется на предприятиях с американским капиталом. Английские капиталовложения имеются в электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей и бумажной промышленности. О размерах и направлении иностранных капиталовложений дает представление следующая таблица.

Тесные связи шведских и международных финансовых кругов, формы и методы экспорта капитала, вес и влияние ряда монополий на мировых рынках — существенные факторы, во многом объясняющие характер внешней и внутренней политики Швеции.

Тенденция к интернационализации хозяйственной жизни и углублению международного разделения труда в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса поставила перед Швецией во всей остроте проблему ее участия в экономической интеграции, страна «открытой экономики» и низких таможенных пошлин, Швеция заинтересована в максимальной либерализации внешнеторговых отношений. Ее торгово-политическая концепция — широкая зона свободной торговли вытекает из тесного переплетения ее внешнеэкономических и производственных интересов со странами Западной Европы и США.

Крупные шведские компании, для которых внутренний рынок уже давно стал «бедным рынком», усматривают в широкой интеграции возможность обеспечения наиболее благоприятных условий для развития специализации и производственной кооперации, реализации научно-технических достижений и в целом укрепления своих позиций в Центральной и Северной Европе.

Швеция постепенно расширяет связи и контакты со странами ЕЭС в области научно-технического сотрудничества (электронно-вычислительные машины, транспортные и телекоммуникационные системы, очистка среды и т. д.). Смешанная компания «АСЕА — Атом» имеет, например, ряд соглашений с западногерманскими фирмами о сотрудничестве в исследовании технических и экономических проблем, использования ядерной энергии. В мае 1969 г. Швеция приняла активное участие в Брюссельской конференции представителей 17 западноевропейских стран о создании Центральной европейской патентной конторы.

В силу ряда причин, и в первую очередь социально-политического характера, проблема интеграции оказалась для шведских правящих кругов одной из самых трудных и нерешенных на протяжении всего послевоенного периода. Сложность вопроса для официальной

Швеции заключается не столько в определении места в интеграционных процессах, сколько в поиске приемлемой формы подключения к укрупненному рынку, не противоречащей внешнеполитическому статусу и демократическим традициям страны. Все эти обстоятельства объясняют тот повышенный интерес, который правящие круги Швеции обнаружили к различного рода проектам создания основанных на «фритредерских принципах» зон и объединенных рынков

Швеция, экономически более тяготеющая к «Общему рынку», вступила в Европейскую ассоциацию свободной торговли главным образом из политических соображений. Подписанная в 1960 г. Стокгольмская конвенция о создании ЕАСТ, куда вошли помимо Великобритании шесть малых стран, в том числе три нейтральных, ставила целью отмену таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле промышленными товарами между странами-участницами, не сковывая при этом политической и торговой свободы.

Но являясь членом ЕАСТ, Швеция не отказалась от планов расширения рамок интеграции. Дело в том, что шведские монополии, в равной мере связанные как с концернами Англии, так и ФРГ, с самого начала считали свое участие в ЕАСТ лишь «эпизодом», шагом на пути к большому, свободному от протекционистских барьеров западноевропейскому рынку. Кроме того, организационное оформление экономического сотрудничества между членами «семерки» не решало задач, которые ставили перед собой национальные монополии. Досрочно отменив к 1968 г. таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами, ЕАСТ встала перед серьезными трудностями, обусловленными ее сравнительно узкой организационной и производственной базой, мешающей развитию интеграции вглубь и тормозящей темпы роста торговли внутри группировки по сравнению с темпами в «Общем рынке». Наконец, группировку ослабляли и разъедали внутренние противоречия, постоянные «кризисы доверия», вызываемые политикой Англии, не считающейся с интересами младших партнеров и добивающейся в обход членов «семерки» вступления в «Общий рынок».

В результате уже начиная с 1961 г. Швеция в зависимости от позиции Англии и положения дел в ЕАСТ либо выражала желание в той или иной форме присоединиться к «Общему рынку», либо выступала за укрепление «малой зоны». Но если на первом этапе переговоров о возможном слиянии обеих группировок Швеция вместе с другими нейтральными странами — членами «семерки» ставила вопрос о вхождении в «Общей рынок» на условиях ассоциации с созданием особых органов, регулирующих этот статус, то с 1967 г., опасаясь остаться в изоляции в случае сепаратного присоединения к Сообществу Англии, Дании и Норвегии, она стала допускать и полное членство при условии освобождения от политических обязательств. Эти условия были выдвинуты перед комиссией ЕЭС и на переговорах, открывшихся в Брюсселе в ноябре 1970 г.

Источник

Читайте также:  Описать по плану страну алжир география
Оцените статью