- ЕАЭС открывает новые возможности для Азербайджана в рамках социального сотрудничества
- Безграничные возможности для образования
- Трудовая миграция
- Показатели внешней торговли Азербайджана
- Ориентация Азербайджана на Турцию и Европу осложняет отношения с Россией
- Баку крепит связи с ЕС, не ставя под вопрос отношения с Россией — интервью
ЕАЭС открывает новые возможности для Азербайджана в рамках социального сотрудничества
Баку может регулировать миграционные и другие вопросы с отдельными странами Евразийского экономического союза также в контексте подписания двухсторонних соглашений.
БАКУ, 23 апр — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Сотрудничество с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) позволит Азербайджану развивать социальные связи с другими членами организации, убеждены азербайджанские эксперты. Особую актуальность в этом смысле представляет доступ к общему рынку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отвечающих единым требованиям по качеству, эффективности и безопасности. Если принять во внимание тот факт, что свыше 90% потребностей внутреннего рынка Азербайджана в лекарствах обеспечивается за счет импорта, то можно задуматься о преимуществах, которые могут стать доступными в рамках ЕАЭС.
К примеру, препараты, производимые по государственным стандартам Беларуси, появятся на азербайджанском рынке по более льготной цене в рамках применения соответствующих таможенных пошлин. Ведь вступление в ЕАЭС предусматривает принятие единых правил, в том числе, в сфере обращения лекарственных средств. Наличие общего рынка лекарственных средств в рамках Союза осуществляется в соответствии с международным договором организации.
Безграничные возможности для образования
Страны-участники ЕАЭС, принимающие трудовых мигрантов, обязаны признавать документы об образовании, выданные другими государствами-членами, минуя процедуры нострификации дипломов.
В Азербайджане все иностранные дипломы обязаны проходить процедуру нострификации. Обладателям документов зарубежных несертифицированных учебных заведений в Минобразования АР отказывают в подтверждении документов.
Азербайджану еще давно следовало бы отказаться от данной процедуры, считает эксперт в области образования Кямран Асадов. Болонская конвенция, к которой в 2005 году присоединилась республика, предусматривает упрощение процедуры признания зарубежных дипломов. В идеале достаточно уточнить некоторые данные, чтобы диплом, выданный иностранным вузом, был действителен в Азербайджане.
«Я и сам недавно предложил внести поправки в законодательство. За исключением медицинских и юридических специальностей, дипломы зарубежных вузов по остальным специальностям должны быть беспрекословно признаны в Азербайджане. Естественно, если Азербайджан в будущем войдет в ЕАЭС, то это только поспособствует увеличению числа людей с высшим образованием. Повысится конкурентоспособность на рынке труда. Сегодня в стране только 17% населения имеют высшее образование, и это очень низкий показатель», — отметил эксперт.
Повышение конкурентоспособности приведет к притоку более профессиональных кадров. А упрощение процедуры признания зарубежных дипломов вынудит местные высшие учебные заведения повысить собственную конкурентоспособность, снизив стоимость обучения, уверен Асадов.
Трудовая миграция
В отличие от сфер медицины и образования, расширение плоскости для трудовой миграции в контексте ЕАЭС имеет свои подводные камни для Азербайджана. Странам-членам ЕАЭС это сотрудничество крайне необходимо. Граждане Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Армении фактически получили беспрепятственный доступ к рынку труда в России. Сами граждане РФ также могут на равных правах выезжать и работать в союзнических государствах.
«Это означает, что граждане этих стран могут работать в государствах, входящих в ЕАЭС. Насколько это выгодно Азербайджану? Сегодня это не является таким привлекательным элементом для нас в плане трудовой миграции. Почему? Потому, что у нас есть свои инструменты для регулирования рынка труда. Например, трудовая квота. Тем не менее, сегодня определенное количество иностранцев задействовано на рынке труда в Азербайджане вне квоты. Естественно, это создает некоторую напряженность. А теперь на миг представим, что граждане стран-участниц ЕАЭС могут беспрепятственно въехать и работать в Азербайджане. Естественно, это невыгодно для нас», — считает председатель Общественного совета при Государственной миграционной службе АР, учредитель Евразийской платформы миграционных инициатив Азер Аллахверанов.
В настоящее время самой привлекательной для Азербайджана в плане трудовой миграции страной является Россия. Положение ЕАЭС облегчает деятельность трудовой миграции. Однако, дело в том, что у Азербайджана с Россией уже имеются отдельные соглашения, которые регламентируют вопросы миграционной политики. То есть, для того, чтобы получить какие-либо дивиденды, необязательно быть членом ЕАЭС, считает эксперт.
К примеру, на основе двухсторонних соглашений Азербайджан и Россия взаимно признают трудовой стаж граждан. В то же время, Россия никак не препятствует гражданам Азербайджана в плане получения трудового патента для работы на своей территории. В 2020 году 350 тысяч граждан Азербайджана проживали на территории РФ на законных основаниях. Чуть меньше половины из них работали в РФ. В получении каких-либо трудовых патентов, заключении трудовых договоров серьезных административных проблем нет, отметил он.
По словам Аллахверанова, на сегодняшний день для граждан Азербайджана не особо актуальна работа в странах ЕАЭС, помимо России. Тем более из-за пандемии коронавируса число трудовых мигрантов за рубежом снизилось.
Практически аналогического мнения придерживается эксперт-экономист Натик Джафарли. Азербайджан может регулировать миграционные и другие вопросы с отдельными странами ЕАЭС в контексте подписания двухсторонних соглашений, уверен он.
«Дело в том, что в ЕАЭС представлена Армения. Без заключения мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, полноправное членство Азербайджана в этом Союзе выглядит невозможным. Потому что механизм принятия решений в организации основан на консенсусе. У каждой страны имеется право на вето, которым в любой удобный момент может воспользоваться Армения при принятии решений в пользу Азербайджана. Учитывая это, до заключения мирного договора, урегулирование вопроса неприкосновенности государственных границ, членство Азербайджана в ЕАЭС представляется невозможным «, — считает Джафарли.
Логичнее было бы укреплять двусторонние отношения с отдельными государствами-членами ЕЭАС, подытожил он.
Источник
Показатели внешней торговли Азербайджана
Новости
- 23:18 Азербайджанская художница сделала роскошный подарок Юсифу Эйвазову
- 22:58 Последняя «Фантазия»: Минкультуры взяло под контроль вопрос бакинской бани
- 22:36 В Азербайджане утверждены дополнительные выплаты сотрудникам прокуратуры
- 22:17 Азербайджанка очаровала гостей «Оскара»
- 21:59 Игра в долгую: почему у России больше козырей в конфликте с Западом
Все новости
Ведущими торговыми партнерами Азербайджана в экспорте являются Италия, Турция, Россия, Греция, Китай и Индия, а в импорте — Россия, Турция, Китай, США, Германия и Франция.
Внешнеторговый оборот Азербайджана в январе-сентябре 2020 года составил 17,83 миллиарда долларов, из них экспорт — 10 миллиардов долларов и импорт — 7,8 миллиарда долларов. Положительное сальдо равно 2,2 миллиарда долларов, говорится в данных Государственного комитета по статистике АР.
Основными рынками сбыта азербайджанской продукции в указанный период стали Италия – 29,5%, Турция – 19,9%, Россия – 4,7%, Греция – 4,1%, Китай – 4% и Индия — 3,4% от всего экспорта страны.
Основными странами-поставщиками товаров в Азербайджан стали Россия – 18,4%, Турция – 14,4%, Китай – 13%, США – 6,7%, Германия – 4,3% и Франция – 4,2% от всего импорта в страну.
По итогам января-сентября этого года Азербайджан вел торговые операции с 178 странами мира.
Более подробную информацию о ситуации во внешней торговле Азербайджана можно узнать из инфографики Sputnik Азербайджан.
Источник
Ориентация Азербайджана на Турцию и Европу осложняет отношения с Россией
В ближайшее время ожидается визит министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, для которого этот будет первый официальный контакт с Россией после назначения на должность главы внешнеполитического ведомства республики. Накануне визита доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова кандидат экономических наук Аяз Аладдин оглы Алиев рассказал EADaily в каком состоянии сейчас экономические взаимоотношения между Россией и Азербайджаном, и что препятствует их развитию.
Экономические связи России и Азербайджана успешно развиваются уже на протяжении 20 лет, — констатирует эксперт. — Есть стабильные темпы роста товарооборота и количества компаний с совместным капиталом. Был период, когда страны изучали существующие ограничительные барьеры, разрабатывали правовую базу для дальнейшего развития. Сегодня ограничения минимальны, экономические субъекты имеют возможность успешно реализовывать совместные проекты.
— По каким основным критериям можно оценивать успешность взаимоотношений между странами?
— Любые взаимоотношения между странами берут начало с политических и экономических базисов. Между Россией и Азербайджаном — частые встречи и обсуждения различных вопросов между главами государств, частые контакты министров и иных руководителей ключевых ведомств, что выражается в уважительных и добрососедских отношениях между странами и уважительных и доверительных отношениях между президентами стран. Помимо этого стоит обратить внимание на количество соглашений политического, экономического и гуманитарного характера. На данный момент Россия и Азербайджан подписали более 80 таких межгосударственных и межправительственных документов.
В рамках экономических базисов одним из важных критериев является количество совместных проектов. Количество совместных проектов и компаний растет. Сейчас порядка 700 совместных компаний, которые работают в Азербайджане. Около 200 полностью с российским капиталом. Они взаимодействуют в таких сферах как АПК, туризм, энергетика, в инфраструктурных проектах. В Азербайджане успешно работают такие российские компании как Газпром, Транснефть, Лукойл, Камаз, ГАЗ. В России успешно функционирует дочерняя компания Азербайджанской нефтяной компании Socar.
Немаловажным критерием являются объемы российских инвестиций в экономику Азербайджана, которые почти достигли 5 миллиардов долларов. Инвестиции Азербайджана в российскую экономику — порядка 1,2 миллиарда долларов.
Товарооборот между странами по итогам 2018 года составил порядка $ 2,5 млрд., в 2017 году был на уровне $ 2,1 млрд., рост составил 14%. По результатам 2019 года товарооборот составил более $ 3 млрд., это самым высокий уровень за последние десять лет. В 2020 году из-за пандемии темпы роста товарооборота не будут такими как в 2017—2018 годах, считаю, что этот краткосрочный «пит-стоп» с легкостью будет нивелирован в последующие годы.
Также есть такой критерий, который сложно выразить количественно — это уровень доверия между странами на международной политической и экономической арене. Можно только сказать, что между странами наблюдается высокий уровень доверия, что подтверждается доверительными отношениями между руководителями государств.
— В период, следовавший за распадом СССР, отношения были не столь гармоничны. Какова история их развития, и что помогло укреплению?
— После развала союза отношения между странами были не совсем соседскими, дружественными. Отсутствовал диалог между руководителями стран. Существовала сильная напряженность в отношениях между странами. Говорить о каких-то совместных экономических проектах не приходилось.
В 1994 году Россия сильно противилась развитию нефтяного сектора в Азербайджане. Так продолжалось вплоть до 1994 года. После Лукойл, совместно с другими компаниями, начал участвовать в инвестиционных проектах по добыче и транспортировке азербайджанской нефти на международные рынки.
С 1997 года между странами было заключено двустороннее соглашение о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности. Это позволило взаимно поставлять продукцию различного назначения. Как результат произошло оживление транспортных связей, возрос объем грузоперевозок. С появлением финансовых ресурсов в стране постепенно формировались необходимые ресурсы для инфраструктурного развития, что позволяло наращивать взаимный оборот.
Азербайджан в период с 2000 — 2010 годы экспортировал в Россию продукцию сельского хозяйства, фрукты, овощи и орехи. С 2010—2013 годы экспортировал в Россию природный газ. Постепенно снимались экономические и иные барьеры по взаимному экспорту и импорту. Россия экспортирует в Азербайджан машины, оборудования, транспортные средства, металлы и изделия из них, древесину, продукцию химической промышленности.
Дальнейшее экономическое и политическое развитие взаимоотношений между странами было достигнуто с подписанием Декларации о дружбе и стратегическом партнерстве в 2008 году. С каждым годом между странами помимо экспорта и импорта товарной продукции наблюдается взаимный рост экспорта и импорта капитала. И к 2020 году Азербайджан является основным торговым партнером России среди стран СНГ за исключением стран членов Евразийского экономического союза. На современном этапе страны ищут взаимовыгодные проекты для совместной реализации. В целом у стран есть большие возможности для расширения экономических связей.
— Какие же препятствия развитию экономических взаимоотношений между странами ещё существуют в настоящее время?
— Полноценному развитию сотрудничества двух государств препятствуют разные видения в решении различных политических и экономических вопросов, которые связаны между собой. Очевидно, в политической сфере Азербайджан хотел бы более ускоренного решения карабахского вопроса, связанного с восстановлением его территориальной целостности, в котором Россия выступает посредником.
Нахождение Азербайджана за рамками ЕАЭС также выступает фактором, препятствующим развитию экономических взаимоотношений между странами. Это связано с нерешенным карабахским конфликтом. При этом членство в ЕАЭС будет важным для национальных интересов Азербайджана, да и для России.
Несколько осложняет развитие экономических взаимоотношений ориентация Азербайджана на Турцию и Европу. Поставки Азербайджаном газа на турецкий и европейский рынки навязывают серьезную конкуренцию России. На турецком рынке Азербайджан превзошел по объемам поставок газа Россию. Россия теряет долю на этом рынке, теряет доходы, безусловно, это не может ей нравиться.
Источник
Баку крепит связи с ЕС, не ставя под вопрос отношения с Россией — интервью
Какое отношение у официального Баку к программе «Восточное партнёрство» (ВП) Европейского союза? Что даст Азербайджану соглашение о стратегическом партнёрстве с ЕС? Чем вызвано отсутствие в итоговой декларации юбилейного саммита ВП в Брюсселе (13−14 мая) вопросов, связанных с Карабахом и территориальной целостностью Азербайджана? На эти и другие вопросы EADaily ответили азербайджанские эксперты — главный редактор информационно-аналитического портала minval.az Эмиль Мустафаев и директор Кавказского центра политического анализа Ахмед Алили.
— Президент Азербайджана посетил с официальным визитом Брюссель для участия в саммите, посвященном 10-й годовщине «Восточного партнерства» ЕС. Как в целом можно оценить программу ВП? И какие у неё перспективы?
Эмиль Мустафаев: Визит президента Ильхама Алиева в Брюссель был примечательным и показательным. Как правило, Баку на мероприятиях Евросоюза представляет глава внешнеполитического ведомства Эльмар Мамедъяров. Но то, что на этот раз в Брюссель полетел и азербайджанский лидер, ясно демонстрирует, что Баку сделал выбор в пользу сближения с Европой. И самое главное, Баку, в отличие от других стран — участниц программы «Восточное партнерство», изначально выстраивал отношения с ЕС на равноправной основе. Мы никогда не клянчили денег, наоборот, президент Алиев полетел на юбилейный саммит в Брюссель с внушительным «багажом». Это успешная реализация проекта «Южный газовый коридор», железнодорожная магистраль Баку — Тбилиси — Карс, торговый порт в поселке Алят близ Баку и паромная переправа, которая открывает для Европы «окно» в Центральную Азию. Азербайджанский газ уже в скором времени поменяет расстановку сил на энергетическом рынке Европы.
Ахмед Алили: В программе «Восточное партнерство» в первую очередь заинтересован сам ЕС. Именно благодаря этой программе Брюссель может сейчас так или иначе присутствовать в регионе Южного Кавказа и может говорить о своей политике в этом регионе. С другой стороны, сама программа дает возможности странам-участницам сравнивать свои успехи в тех или иных вопросах. На сегодня все перспективы связаны с тем, как ЕС преобразует себя и будут ли у него какие-то иные политические инструменты, кроме soft power («мягкой силы»). Но даже сейчас эта программа принесла странам «Восточного партнерства» многой идей, и большинство экономических успехов этих стран являются результатом активной работы программы.
Если судить по заявлениям официальных представителей ЕС, то они намерены работать с Южным Кавказом более тесно, что создает дополнительные перспективы для стран региона.
Что касается визита президента Азербайджана, то тут нужно немного подождать и посмотреть, что из этого выйдет дальше.
— Насколько программа важна для Азербайджана? Насколько эффективно участие в ней Баку?
Эмиль Мустафаев: Что касается «Восточного партнёрства», то, хотя её замысел изначально был не так уж и плох, но, как показало время, она оказалась неэффективна. Действительно, на сегодняшний день в европейской политике соседства назрели реформы. Страны — участники проекта сегодня находятся на разных сторонах геополитических баррикад. Нужны новые, более четкие подходы. И, пожалуй, самой главной угрозой для этой программы ЕС является политика России: Москва воспринимает саму эту идею как угрозу для себя.
Ахмед Алили: Будем надеяться, что роль Азербайджана в рамках этой программы будет расти и расти. На сегодня мы видим, что есть определенная диспропорция, другие страны более тесно вовлечены в работу, а Азербайджан хочет добиться успехов исключительно за счёт своих природных ресурсов. Для устойчивого развития Азербайджану просто необходимо увеличить собственное участие в этой европейской программе.
— Ильхам Алиев заблокировал принятие итоговой декларации юбилейного саммита ВП из-за вопросов, связанных с Карабахом. С чем связан подобный текст декларации и отражает ли он позицию ЕС по вопросу территориальной целостности Азербайджана?
Эмиль Мустафаев: Это было правильным решением. Двойные стандарты, бюрократия, присущая европейским дипломатам, — все это общеизвестные факты и вызывающие вопросы моменты. Но, с другой стороны, мы не знаем деталей произошедшего. Во всяком случае, нам известна позиция Евросоюза по Карабаху. Но, разумеется, сам факт случившегося вызовет большое разочарование среди сторонников европейской интеграции внутри страны.
Ахмед Алили: Ничего скандального в Брюсселе не произошло. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и другие высокопоставленные чиновники ЕС не раз заявляли о том, что территориальная целостность Азербайджана уважается Брюсселем. Азербайджан очень долгое время не был согласен с формулировками в документах ЕС. В то время как про конфликты в Украине, Молдове и Грузии были четкие формулировки, по нагорно-карабахскому конфликту были совсем иные, в которых про территориальную целостность ничего не говорилось. Начиная с конца 2017 года этих различий в формулировках уже нет. На данный момент ЕС полностью поддерживает территориальную целостность Азербайджана наравне с другими странами «Восточного партнерства».
Что касается заблокированного Азербайджаном текста декларации, то это связано с тем, что Баку всегда хочет максимума в вопросе защиты своей территориальной целостности. Инициатором этой декларации является одна из стран ЕС, и там не было ничего конкретного по карабахскому конфликту. Когда азербайджанская сторона потребовала, чтобы документ был добавлен, компромиссного решения в итоге не получилось. Таким образом, Азербайджан заблокировал его. Данное решение не вызвало никакого негативного эффекта в ЕС. Переговоры между Азербайджаном и ЕС продолжаются.
— Ожидается подписание соглашения о стратегическом партнёрстве между Азербайджаном и ЕС. Что оно даст Азербайджану в экономическом и политическом плане? И чем будет отличаться новый документ от нынешнего соглашения?
Эмиль Мустафаев: Пока в вопросе подписания соглашения между Баку и Брюсселем ничего не ясно. Стороны не раскрывают детали переговоров, что, в свою очередь, не совсем правильно, потому что подобная секретность порождает много вопросов и слухов. Поэтому давать комментарии на эту тему пока рано. Стоит дождаться подписания соглашения и его публикации.
Баку выстраивает полноправные отношения с ЕС, чисто экономические, не политические, потому что здесь давно поняли, что ни ЕС, ни НАТО не предоставляет своим партнерам, не входящим в эти структуры, блоки, четких гарантий защиты суверенитета. И у нас есть наглядные примеры — Грузия, Украина.
Ахмед Алили: Основное отличие — в торговых отношениях. Азербайджан не является членом Всемирной торговой организации. Требуется подготовка дополнительных процедур и договоренностей, чтобы ЕС и Азербайджан без препятствий могли сотрудничать. Ну и, конечно же, изменения будут касаться вопросов виз и авиаперевозок.
Этот документ не подразумевает изменения внешней политики. Азербайджано-российские отношения будут зависеть от Баку и Москвы, как и прежде. Проблема в том, как этот документ будут воспринимать в Москве. Есть большая вероятность того, что трактовка этого документа будет немного другой, чем в Баку и Брюсселе.
Азербайджано-российским отношениям нет альтернативы в регионе и, несмотря ни на что, они будут развиваться. Оба государства нуждаются друг в друге, чтобы избежать развития негативных факторов на Южном и Северном Кавказах. Не стоит забывать и «армянский прецедент». Ереван состоит в хороших отношениях с Россией, но подписал соглашения с ЕС. На это Москва никак не реагировала.
Источник