- Сырьевая политика развитых и развивающихся стран. Экономическое положение любой страны зависит не только от наличия или отсутствия собственных минеральных ресурсов
- Сырьевая политика промышленно развитых стран
- Сырьевая политика развитых и развивающихся стран
- Вопрос 4. Сырьевая политика развитых и развивающихся стран
- Сырьевая политика в мировом хозяйстве
Сырьевая политика развитых и развивающихся стран. Экономическое положение любой страны зависит не только от наличия или отсутствия собственных минеральных ресурсов
Экономическое положение любой страны зависит не только от наличия или отсутствия собственных минеральных ресурсов, но и от ситуации в минеральном секторе мирового хозяйства в целом и, прежде всего, в странах — главных потребителях и производителях полезных ископаемых.
Минеральное сырье — важная категория международной торговли. На него приходится около 20% всего экспорта, причем около половины всех поставок сырья составляют топливные ресурсы. С 80-х гг. 20 века по настоящее время в поставках минерального сырья возросла роль ПРС и снизилась доля РС. Но и в настоящее время на поставки из РС приходится половина импорта минерального сырья [3, 208-209]. Исследователи признают, что если эти поставки будут прекращены, то ни Северная Америка, ни Австралия не заполнят этого разрыва. РС, не имеющие значительного промышленного потенциала, видят основной источник получения средств на решение социально-экономических проблем в эксплуатации природных ресурсов. Это делает их экономику зависимой от экспорта сырья, от конъюнктуры на сырьевых мировых рынках. Значительные изменения на мировых рынках сырья произошли в 60-70х гг., когда РС, получив экономическую независимость, установили суверенитет над природными ресурсами. Основными субъектами на мировых рынках сырья с этого времени являются государственные и полугосударственные компании РС, тогда как в период с начала ХХв. до 60-х гг. на этих рынках господствовали частные картели ПРС и устанавливали монопольно низкие цены на продажу минерального сырья. Ярким примером этого могут служить цены на нефть.
В 1928г. возник международный картель в составе семи крупнейших компаний («Галф ойл», «Тексако», «Стандарт ойл оф Калифорниа», «Мобил ойл», «Бритиш петролеум», «Ройял датч-Шелл», «Компани Франсэс де петроль»), который почти полностью контролировал весь комплекс операций — от разведки месторождений жидкого топлива в странах Персидского залива и других странах до сбыта нефтепродуктов. В течение десятилетий его политика состояла в снижении цен на нефть на мировом рынке. В результате мировая энергетика переориентировалась на жидкое топливо. Доля нефти в общем объеме производства первичных источников энергии увеличилась с 31% до 50,4% в 1970г. и 52% в 1976г. В октябре 1973г., когда основные нефтедобывающие мощности в РС были национализированы, страны ОПЕК в одностороннем порядке установили новые цены. Цены на нефть за 1972-1981гг. увеличились в 14,5 раза, на топливо — в 13,5 раза, а на все минеральное сырье — в 12,5 раза. Стремясь поддержать уровень цен на нефть, страны ОПЕК ввели согласованные квоты ее добычи. Следствием этого явилось сохранение цен на эти ресурсы на уровне начала 70-х годов [3, 210-211].
Резкое повышение цен на минеральное сырье привело к изменению условий воспроизводства в мировом хозяйстве. Топливно-сырьевой кризис начала 70-х гг. выдвинул проблему рационального использования полезных ископаемых, перехода от экстенсивных к интенсивным методам добычи и потребления минерального сырья. Это кризис радикально изменил политику как промышленно развитых, так развивающихся стран в области сырьевых ресурсов.
Источник
Сырьевая политика промышленно развитых стран
Сырьевая политика ПРС была направлена:
— на усиление режима экономии, снижение энергоемкости, материалоемкости
-преимущественное развитие новейших отраслей, создание резервных запасов
критических видов минерального сырья,
-использование вторичного сырья,
-использование альтернативных материалов и источников энергии,
— повышение уровня самообеспеченности минеральным сырьем путем проведения
геологоразведочных работ в ПРС. Так, в начале 80-х гг. Австралия, Канада,
США, ЮАР провели геологоразведочные работы на своих территориях. Ориентация на
форсированное развитие добычи полезных ископаемых привела к усилению позиций
Австралии, Канады, ЮАР как производителей и поставщиков многих видов сырьевых
минералов. После 1973г. новыми крупными районами добычи нефти стали Северное
-привязка экономик РС к экономикам ПРС через насаждение лояльных
политических режимов. Помимо экономической и политической и экономической
деятельности, ПРС проявляют военную активность в странах, богатых минеральными
ресурсами, особенно нефтью. США объявили ряд районов мира зоной своих особых
Сырьевая политика развивающихся стран.
Развивающиеся страны преследовали цели установления эффективного контроля над добычей, сбытом сырья на международных рынках, повышения доходов от экспорта путем регулирования цен, установления квот. Важным средством своей сырьевой политики РС рассматривали создание организаций, объединяющих производителей сырья. К концу 80х годов действовали международные ассоциации минерального неэнергетического сырья по меди, бокситам, железной руде, ртути, вольфраму, фосфатам. РС принимали меры по стимулированию или сдерживанию собственного производства для регулирования мировых цен на сырьевые ресурсы. Наиболее успешна в этом направлении деятельность стран ОПЕК. Однако в целом опыт деятельности этих организаций показал ограниченность контроля международных рынков сырья развивающимися странами. Главными предпосылками результативной деятельности межгосударственных сырьевых объединений являются устойчивый характер спроса на сырьевой ресурс на рынке и концентрация добычи и экспорта сырья в небольшом числе государств.
Источник
Сырьевая политика развитых и развивающихся стран
Экономическое положение любой страны зависит не только от наличия или отсутствия собственных минеральных ресурсов, но и от ситуации в минеральном секторе мирового хозяйства в целом и, прежде всего, в странах — главных потребителях и производителях полезных ископаемых.
Минеральное сырье — важная категория международной торговли. На него приходится около 20% всего экспорта, причем около половины всех поставок сырья составляют топливные ресурсы. С 80-х гг. 20 века по настоящее время в поставках минерального сырья возросла роль ПРС и снизилась доля РС. Но и в настоящее время на поставки из РС приходится половина импорта минерального сырья [3, 208-209]. Исследователи признают, что если эти поставки будут прекращены, то ни Северная Америка, ни Австралия не заполнят этого разрыва. РС, не имеющие значительного промышленного потенциала, видят основной источник получения средств на решение социально-экономических проблем в эксплуатации природных ресурсов. Это делает их экономику зависимой от экспорта сырья, от конъюнктуры на сырьевых мировых рынках. Значительные изменения на мировых рынках сырья произошли в 60-70х гг., когда РС, получив экономическую независимость, установили суверенитет над природными ресурсами. Основными субъектами на мировых рынках сырья с этого времени являются государственные и полугосударственные компании РС, тогда как в период с начала ХХв. до 60-х гг. на этих рынках господствовали частные картели ПРС и устанавливали монопольно низкие цены на продажу минерального сырья. Ярким примером этого могут служить цены на нефть.
В 1928г. возник международный картель в составе семи крупнейших компаний («Галф ойл», «Тексако», «Стандарт ойл оф Калифорниа», «Мобил ойл», «Бритиш петролеум», «Ройял датч-Шелл», «Компани Франсэс де петроль»), который почти полностью контролировал весь комплекс операций — от разведки месторождений жидкого топлива в странах Персидского залива и других странах до сбыта нефтепродуктов. В течение десятилетий его политика состояла в снижении цен на нефть на мировом рынке. В результате мировая энергетика переориентировалась на жидкое топливо. Доля нефти в общем объеме производства первичных источников энергии увеличилась с 31% до 50,4% в 1970г. и 52% в 1976г. В октябре 1973г., когда основные нефтедобывающие мощности в РС были национализированы, страны ОПЕК в одностороннем порядке установили новые цены. Цены на нефть за 1972-1981гг. увеличились в 14,5 раза, на топливо — в 13,5 раза, а на все минеральное сырье — в 12,5 раза. Стремясь поддержать уровень цен на нефть, страны ОПЕК ввели согласованные квоты ее добычи. Следствием этого явилось сохранение цен на эти ресурсы на уровне начала 70-х годов [3, 210-211].
Резкое повышение цен на минеральное сырье привело к изменению условий воспроизводства в мировом хозяйстве. Топливно-сырьевой кризис начала 70-х гг. выдвинул проблему рационального использования полезных ископаемых, перехода от экстенсивных к интенсивным методам добычи и потребления минерального сырья. Это кризис радикально изменил политику как промышленно развитых, так развивающихся стран в области сырьевых ресурсов.
Источник
Вопрос 4. Сырьевая политика развитых и развивающихся стран
Экономическое положение любой страны зависит не только от наличия или отсутствия собственных минеральных ресурсов, но и от ситуации в минеральном секторе мирового хозяйства в целом и, прежде всего, в странах — главных потребителях и производителях полезных ископаемых.
Минеральное сырье — важная категория международной торговли. На него приходится около 20% всего экспорта, причем около половины всех поставок сырья составляют топливные ресурсы. С 80-х гг. 20 века по настоящее время в поставках минерального сырья возросла роль ПРС и снизилась доля РС. Но и в настоящее время на поставки из РС приходится половина импорта минерального сырья [3, 208-209]. Исследователи признают, что если эти поставки будут прекращены, то ни Северная Америка, ни Австралия не заполнят этого разрыва. РС, не имеющие значительного промышленного потенциала, видят основной источник получения средств на решение социально-экономических проблем в эксплуатации природных ресурсов. Это делает их экономику зависимой от экспорта сырья, от конъюнктуры на сырьевых мировых рынках. Значительные изменения на мировых рынках сырья произошли в 60-70х гг., когда РС, получив экономическую независимость, установили суверенитет над природными ресурсами. Основными субъектами на мировых рынках сырья с этого времени являются государственные и полугосударственные компании РС, тогда как в период с начала ХХв. до 60-х гг. на этих рынках господствовали частные картели ПРС и устанавливали монопольно низкие цены на продажу минерального сырья. Ярким примером этого могут служить цены на нефть.
В 1928г. возник международный картель в составе семи крупнейших компаний («Галф ойл», «Тексако», «Стандарт ойл оф Калифорниа», «Мобил ойл», «Бритиш петролеум», «Ройял датч-Шелл», «Компани Франсэс де петроль»), который почти полностью контролировал весь комплекс операций — от разведки месторождений жидкого топлива в странах Персидского залива и других странах до сбыта нефтепродуктов. В течение десятилетий его политика состояла в снижении цен на нефть на мировом рынке. В результате мировая энергетика переориентировалась на жидкое топливо. Доля нефти в общем объеме производства первичных источников энергии увеличилась с 31% до 50,4% в 1970г. и 52% в 1976г. В октябре 1973г., когда основные нефтедобывающие мощности в РС были национализированы, страны ОПЕК в одностороннем порядке установили новые цены. Цены на нефть за 1972-1981гг. увеличились в 14,5 раза, на топливо — в 13,5 раза, а на все минеральное сырье — в 12,5 раза. Стремясь поддержать уровень цен на нефть, страны ОПЕК ввели согласованные квоты ее добычи. Следствием этого явилось сохранение цен на эти ресурсы на уровне начала 70-х годов [3, 210-211].
Резкое повышение цен на минеральное сырье привело к изменению условий воспроизводства в мировом хозяйстве. Топливно-сырьевой кризис начала 70-х гг. выдвинул проблему рационального использования полезных ископаемых, перехода от экстенсивных к интенсивным методам добычи и потребления минерального сырья. Это кризис радикально изменил политику как промышленно развитых, так развивающихся стран в области сырьевых ресурсов.
Источник
Сырьевая политика в мировом хозяйстве
Глобализация как общемировое явление в экономике и политике не только набирает высокие темпы развития и самоутверждения, но и вызывает все большие противоречия, и обострения социально-политической обстановки в странах с различными типами политического и социально-экономического устройства. Очень важно определить свое место и роль в этом процессе для всех стран мира, а особенно для стран с сырьевой ориентацией экономики с целью достижения наибольшей выгоды и наименьших потерь.
Определяющими факторами глобализации в сырьевом секторе экономики являются устойчивый рост спроса, производства и потребления природных ресурсов и в то же время – территориальная неравномерность размещения необходимых ресурсов на суше и в мировом океане, истощение не возобновляемых ресурсов, высокая контрастность в экономическом развитии стран.
В то же время ещё в большей степени сосредоточено потребление минерального сырья. Развитые страны потребляют свыше 60% минерального не топливного сырья, 58% нефти и порядка 50% природного газа. Поэтому в этой подсистеме мирового хозяйства отличается большой разрыв между производством и потреблением минеральных ресурсов. В США он составляет 20%. Страны ЕС могут удовлетворять свои потребности только на 2/3. Ещё ниже уровень самообеспеченности ресурсами промышленности Японии – около 1/3.
Существует множество проблем, связанных с современным потреблением природных ресурсов. Выделим основные из них:
— проблема исчерпаемости минерально-сырьевых ресурсов;
— проблема воспроизводимости лесов;
— -проблема неэффективного использования земельных ресурсов планеты;
— проблема дефицита пресной воды;
— проблема загрязнения воздуха;
— проблема вторичного использования сырья и т.д.
В результате назревшая необходимость проведения минерально-сырьевой политики в современном мире укладывается в четыре основные модели: экспортную, импортную, изоляционную и сбалансированную.
Наибольшую опасность для стран с сырьевой ориентацией экономики представляет тенденция усиления ориентации минерально-сырьевой политики в сторону преобладания экспортной модели, когда сырьевая база используется почти исключительно в интересах внешнего рынка и применительно только к конкурентоспособным видам сырья. Инвестор заинтересован только в изъятии тех ресурсов, которые известны.
Страны же с импортной моделью минерально-сырьевой политики стремятся получить экономический и экологический эффект на более технологичных стадиях переработки ввозимого минерального сырья, требующих наиболее наукоёмких производств, как правило, на территориях этих стран. А потому их интересы в странах, располагающих минеральными ресурсами, ограничены лишь доступом к добыче и гарантиями беспрепятственного вывоза либо сырья, либо капитала.
Непомерно возрастающий экспорт сырья, как правило, сопровождается резким снижением объемов его внутреннего потребления, что не только усиливает диспропорции между производством и внутренним потреблением, но и все более приближает макроструктуру экономики к модели экспортно-сырьевого типа. Например, сегодня из России экспортируется от 60 до 80% производимых объемов меди, никеля, золота, платины, алмазов, цинка, молибдена, алюминия, урана, редкоземельных металлов, калийных и фосфатных удобрений, около 50% нефти и нефтепродуктов. Экспорт, с одной стороны, позволяет поддержать производственные мощности, снизить социальную напряженность во многих регионах, наполнить бюджет, с другой – затягивающаяся на годы экспортная ориентация важнейших отраслей и производств лишает перспективы структурные преобразования в экономике и делает ее еще более зависимой от мирового рынка.
Таким образом, опасность не в инвестициях, которых катастрофически не хватает, а в их узко сырьевом целевом назначении, если это явление приобретает массовый характер и не сопровождается одновременным развитием всей технологической цепочки по переработке и использованию сырья.
Преобладающая экспортная сырьевая ориентация при отсутствии механизмов влияния на мировой и региональные рынки усугубляет опасную зависимость экономики сырьевых стран от внешней конъюнктуры, ослабляет возможность комплексного развития собственных высокотехнологичных перерабатывающих производств и при резком снижении мировых цен может привести к глубокому кризису одновременно во всех технологически связанных отраслях: геологоразведке, добыче, переработке, машиностроении, строительстве, транспорте, энергетике.
В этой ситуации для стран с сырьевой ориентацией экономики могут быть предложены следующие меры коллективной защиты:
— активизация внешнеэкономических и политических действий по урегулированию процесса глобализации в собственных интересах;
— создание региональных структур, регулирующих сырьевые рынки, и вхождение их в соответствующие глобальные структуры;
— государственный протекционизм в создании транс региональных и транснациональных компаний, восстанавливающих прежние технологические связи минерально-сырьевого комплекса на новой основе или создающих другие, но комплексные технологически замкнутые производства;
— первоочередной доступ через систему глобализации к новейшим технологиям с целью приоритетной технической модернизации предприятий минерально-сырьевого комплекса;
— переоценка минерально-сырьевой базы по качественным показателям применительно к условиям регионального и мирового рынков и восполнение ее за счет открытия и разведки новых высокорентабельных месторождений;
— корпоративное вхождение в близлежащие региональные рынки и прежде всего в рынок Азиатско-Тихоокеанского региона как наиболее развивающийся и в то же время альтернативный уже заполненному западноевропейскому;
— разработка скоординированной государственной минерально-сырьевой политики, направленной на продвижение к устойчивому социально-экономическому развитию стран Содружества, и мер по ее реализации.
Надо отметить, что в мире существует не один десяток международных организаций, созданных с целью защиты предприятий и стран – производителей сырья, а также предприятий и стран – потребителей. Наиболее известными среди них являются ОПЕК, ФАО, различные специализированные учреждения, ООН и т.д.
Для принятия наиболее рационального решения, которое повлияет на дальнейшую ситуацию в мировом хозяйстве необходимо использование технологической и сырьевой взаимодополняемости, создание и укрепление региональных рынков, заключение корпоративных соглашений, создание совместных транснациональных компаний, гармонизация законодательства, согласованная минерально-сырьевая политика.
Тема 4. Население и трудовые ресурсы мира
План:
4.1. Демографическое развитие мира
4.2. Рост населения и экономический рост
4.3. Демографическая политика
4.4. Качество и использование рабочей силы
4.5. Проблемы демографии и трудовых ресурсов России.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник