- Таблица по политическим режимам учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Либерально-демократические, тоталитарные, авторитарные режимы.
- Таблица «Политические режимы»
- Политические режимы
- Понятие
- Виды политических режимов
- История политических режимов
- Что мы узнали?
Таблица по политическим режимам
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)
Таблица по политическим режимом для уроков по обществознанию и всеобщей истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_po_politicheskim_rezhimam.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Свобода мнений и идеологического многообразия
Ограничение политического многообразия
Господство одной общеобязательной идеологии
Многопартийность, свободные конкурентные выборы, разделение властей, независимость суда
Многопартийность под контролем правящей верхушки. Нет разделения властей
Единовластие одной партии, срастающейся с государством. Особый культ вождя
Государственный и общественный контроль над армией и силовыми структурами
Контроль правящей верхушки, а не партии над армией и силовыми структурами
Полный контроль партии над армией и силовыми ведомствами
Цензура, ограничение свободы слова
Полный контроль над СМИ
Отсутствие репрессий как инструмента политики
Особая власть тайной полиции. Выборочные репрессии
Всевластие тайной полиции. Тотальный террор
Поддержание конкуренции, ограничение монополий. Частная собственность как основа личной свободы
Допущение конкуренции, частной собственности. Вмешательство в экономику в целях обогащения правящей верхушки
Централизованное руководство экономикой, господство монополий
Важная роль организаций гражданского общества в самоуправлении
Отсутствие полного контроля над частной жизнью и гражданским обществом
Тотальный контроль и поглощение гражданского государством
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции «Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании» по секции «Развитие критического мышления».
Таблицы с характеристикой режимов заранее размещаются на стенде «Готовимся к зачету». Учащиеся получают задание подтвердить реальными фактами каждый признак. При такой работе и сами признаки легко зап.
Цель урокаосветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни обществаЗадачи урока§ освоить новые понятия и уметь ими оперировать§ уметь пополнять .
Цели урока:lДать характеристику политического режима 60-80 – х гг. ;lПознакомиться с личностью Брежнева;lРазвивать умение работать с учебником, анализировать. обобщать, делать выводы.
Интерактивный урок обобщения знаний о политических режимах и политических движений через ролевое моделирование.
Разработка открытого урока обществознания в 9 классе по теме «Политический режим. Тоталитаризм».
Источник
Либерально-демократические, тоталитарные, авторитарные режимы.
Режимы | Либерально-демократические | Тоталитарные (Командно-административная система) | Авторитарные |
Страны | Великобритания, Франция, США, Канада, Скандинавские страны, Мексика | Германия, Италия, СССР | Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Польша,др. |
Характеристика стран | Прочные демократические традиции; путь социальных и экономических реформ, политических компромиссов в решении последствий экономического кризиса | Государственная собственность, государственное плановое регулирование всех сторон жизни общества, полное искоренение частной собственности, уравнительное распределение, лозунги интернационализма, массовые репрессии | Определение со стр.85. |
Выписать определение тоталитаризма со стр. 285.
Вторую мировую войну можно рассматривать как битву тоталитаризма и демократии.
Домашнее задание
1. Читать параграф 10
2. Знать содержание конспекта
Урок 9. США: «новый курс» Ф. Рузвельта.
План самостоятельного разбора темы – составление конспекта
1. Особенности экономического кризиса в США.
2. Меры правительства по преодолению кризиса в промышленности и с/х.
3. Дайте характеристику массовым социальным движениям (в форме таблицы).
Вопросы для сравнения составьте сами.
4. Социальные реформы «нового курса».
5. Дайте общий вывод о внешней политике США в середине 30-ых годов.
Домашнее задание.
Подготовка к контрольной работе по параграфам 1- 11.
Контрольная работа по истории
Вариант
Назовите наиболее важные черты индустриального общества.
Какие политические системы существуют в государствах с точки зрения количества
партий действующих в стране?
многопартийная | … | … |
Назовите не меньше 5 признаков партий.
4. Как называли Балканский полуостров накануне Первой мировой войны? Ответ объясните.
5. Расположите события по годам.
Битва на Марне, «Верденская мясорубка», сражение на Сомме, Ютландское морское сражение,
Брестский мир, Брусиловский прорыв, бойня Нивеля, вступление в войну США.
1914г. | 1915г. | 1916г. | 1917г. | 1918г. |
Назовите итоги Первой Мировой войны (не меньше 5 итогов)
Заполните таблицу
Второй Интернационал | Хронологические рамки существования | События, задачи… | Итоги |
… | … | … | … |
Каковы причины созыва Вашингтонской конференции?
Назовите характерные особенности развития мировой экономики в 20-ые годы
Вашингтонская конференция: договор 5
Страны-участницы | Условия договора |
… | … |
Заполните таблицу по международным отношениям 20-ых годов.
год | Договор, конференции | Страны, подписавшие договор | Содержание договора |
… | Генуэзская конференция | … | … |
1925г. | … | … | … |
Что собой представляла экономическая теория Д.М.Кейнса?
13. Дайте определение: — империализм;
— «14 пунктов» В.Вильсона;
Контрольная работа по истории
Вариант.
1. Назовите основные направления демократизации на рубеже 19-20 веков
Приведите примеры империалистических войн начала рубежа 19-20 веков.
Война | … | … | … |
Годы войны | … | … | … |
Перечислите страны-доминионы Британской империи.
Каковы главные и общие причины Первой Мировой войны (назовите не меньше 3 причин).
Между какими странами было главное соперничество в Первой Мировой войне?
Назовите направления их соперничества.
Расположите события по годам.
Битва на Марне, «Верденская мясорубка», сражение на Сомме, Ютландское морское сражение,
Брестский мир, Брусиловский прорыв, бойня Нивеля, вступление в войну США.
1914г. | 1915г. | 1916г. | 1917г. | 1918г. |
Заполните таблицу
Первый Интернационал | Хронологические рамки существования | События, задачи… | Итоги |
… | … | … | … |
Назовите причины создания Лиги Наций.
Каковы особенности международных отношений в 20-ые годы?
… | Раскол Европы на капиталистический и социалистический лагерь | … |
Вашингтонская конференция: договор 9
Страны-участницы | Условия договора |
… | … |
Заполните таблицу по международным отношениям 20-ых годов.
год | Договор, конференции | Страны, подписавшие договор | Содержание договора |
… | Рапалльский договор | … | … |
1928г. | … | … | … |
12. Каковы особенности Мирового экономического кризиса 1929-1933гг?
(назовите не меньше 3 особенностей)
13. Дайте определение: — партия;
Урок 10. Тоталитарные режимы в 30-ые годы.
Испания: революция, гражданская война, франкизм.
1. Испания-бедная аграрная страна, монархия
1929-1932гг .-положение ухудшилось.
1931 г.- республиканцы победили на муниципальных выборах. Это стало началом революции.
По конституции Испания – демократическая республика, однако либерализм не решил
Источник
Таблица «Политические режимы»
тоталитарный
авторитарный
демократический
Происхождение слова
«тоталитаризм» (от лат totalis — весь, целый, полный). Введено лидером итальянских фашистов Б. Муссолини
«авторитаризм» (от лат. autoritas – власть, влияние)
«демократия» ( в переводе с греческого означает «народовластие»)
Главная черта режима
Тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества
Осуществляется полный контроль над политической сферой, но возможна свобода экономической деятельности. Существует автономия частной жизни людей
Источник власти – народ. Власть подконтрольна обществу, действует принцип разделения властей
Кому принадлежит власть
Правящей партии во главе с вождем
Правящей партии во главе с лидером
Представительным органом, которые создаются основании выборов
Существование политической оппозиции
Всякая оппозиция уничтожается. Создается однопартийная система
Подавление полити ческих противников. Как правило- однопартийная система
Существует несколько политических партий, активно действует политическая оппозиция
Права и свободы граждан
Политические права и свободы граждан гарантируются, защищаются государством
Методы политического действия со стороны государства
Особая роль насилия, слежка и доносительство, выдвижение целей для мобилизации общества
Сочетание насилия и ненасильственных методов
Парламентаризм, деятельность СМИ, активное участие граждан в политической жизни
Примеры
Режимы Б. Муссолини в Италии, А. Гитлера в Германии и др.
Режимы А. Пиночета в Чили, Ф. Франко в Испании и др.
Представительная демократия в большинстве современных государств.
Таблица «Политические режимы»
Источник
Политические режимы
Понятие
Политический режим – это система способов и средств воздействия на общество, которые определяют объем прав и свобод граждан, методы регулирования, варианты организации политической власти, степень участия людей в принятии законов.
Виды политических режимов
За всю историю человечества появилось несколько политических режимов. Некоторые их них исчезли, на смену им пришли иные формы организации власти, а некоторые, зародившись много веков назад, продолжают существовать сейчас.
Представим в виде таблицы политические режимы, их разновидности и особенности.
Демократический режим
Антидемократические режимы
Власть находится под контролем общества (Средства массовой информации, общественные организации)
Сильный государственный контроль всех сфер жизни общества
Государственный контроль, но сохраняется свобода экономической деятельности, частной жизни
Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная
Главная роль правящей партии и вождя
Власть – в руках одной партии и вождя, но есть, хотя и незначительная, роль парламента и других представительных органов. Большая роль церкви
Наличие политической оппозиции, многопартийность
Политическая оппозиция разрешена, но находится под контролем государства
Права и свободы человека провозглашены и гарантированы, право на участие в политической жизни (выборы, референдумы), свобода слова, равенство всех перед законом и др.
Отсутствие политических прав – общество не участвует в управлении
Права и свободы провозглашаются, хотя могут часто нарушаться
Строгое подчинение закону всех граждан, недопущение террора
Наличие карательной системы, массовый террор (казни, аресты, ссылки)
Широко используются вооруженные силы для удержания власти
Современные государства: США, Франция, Испания, Россия и др.
Современные государства: Северная Корея (некоторые черты тоталитаризма)
Современные развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки
История политических режимов
Самым ярким примером стран, в которых утвердился тоталитарный режим, являются Германия, Италия, где в 20-30-е годы ХХ века к власти пришли фашистские партии, и СССР, где на долгие годы утвердилась власть партии большевиков.
Утверждение фашизма в Италии и Германии, было во многом связано с экономическими трудностями после Первой мировой войны, мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и потребностью в сильной власти, Социалистические идеи в Советской России утвердились в результате свержения монархии в 1917 году и победы большевиков в Гражданской войне.
Для данных режимов была характерна большая роль лидера, сосредоточение власти в руках одной партии, утверждение единой идеологии.
Что мы узнали?
Изучив тему по обществознанию 9 класса, мы выяснили, что политический режим – это набор способов и средств по утверждению и удержанию власти в государстве. Существует две разновидности политических режимов – демократические и антидемократические. Ко вторым относятся тоталитарный и авторитарный режимы. Представляется, что наилучшим способом организации власти является демократический режим, так как он не позволяет одной партии или человеку сосредоточить в своих руках всю власть. Общество может влиять на принятие политических решений, продвигать свои идеи, реализуя тем самым свои потребности.
Источник