Какие государства и сколько должны России?
Какие государства и сколько должны России?
Точный ответ на данный вопрос дать сложно, поскольку Минфин РФ не раскрывает полную географию должников и суммы их обязательств.
В последний раз информацию о международном кредитном портфеле РФ публично озвучил в сентябре 2019г. заместитель министра финансов С. Сторчак.
На тот момент государственные долги перед Россией составляли порядка 35 млрд. долларов США.
По данным Всемирного Банка, около 30 стран являются должниками РФ.
Крупнейшие из них (в млрд. USD):
– Куба – 3,2 (не сотрудничает с ВБ, данные – из открытых источников)
Совокупная задолженность государств Африки (Судан, Эфиопия, Танзания, Мозамбик, Мадагаскар, Замбия, Сомали) оценивается в 973 млн. USD.
Размер госдолга Украины перед Россией может достигать 3,6 млрд. долларов.
В том числе 3 млрд. – по еврооблигациям, которые были куплены за счёт средств ФНБ РФ в декабре 2013г. в период президентства В. Януковича.
Украина отказывается признавать эту сумму в качестве государственного долга.
Поскольку выпуск облигаций регулировался британским правом, разбирательства по данному вопросу проходили в Высоком суде Лондона.
12 декабря 2019г. Верховный суд Великобритании закончил заслушивать аргументы России и Украины, рассмотрение дела завершено.
Решение может быть оглашено до середины 2020г.
Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия РФ выдавала кредиты на строительство АЭС, покупку отечественного вооружения, воздушного и железнодорожного транспорта и другие цели.
Среди ведущих заемщиков фигурировали Индия, Иран, Египет, Куба, Вьетнам, Беларусь, Казахстан, Азербайджан и иные государства.
Вместе с тем, в 2019г. Россия смогла вернуть кредитов больше, чем выдала их иностранным правительствам.
Это произошло впервые с 2010г.
По данным Федерального казначейства, РФ получила от заемщиков 250 млрд. рублей, а госзаймы были предоставлены на 215 млрд. рублей.
В Минфине объяснили возросшие платежи наступлением сроков возврата основного долга у нескольких стран.
Кроме того, Кипр досрочно погасил долг перед Россией на сумму 1,6 млрд. евро.
Также эксперты отмечают ужесточение политики Минфина РФ по отношению к государствам-заемщикам в связи с обострением геополитической ситуации в мире.
Источник
Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России
Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией. Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. По данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юрлиц, гарантированные государствами.
Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран, следует из данных Всемирного банка, которые собрал экономист американского Института управления природными ресурсами (NRGI) Дэвид Михалый. Лидирует Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 млрд.
Михалый сказал РБК, что данные о долговых обязательствах основаны на отчетности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5% всего объема двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заемщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы — их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 млрд, писал РБК в материале 2019 года, в котором предпринималась попытка собрать сведения о суверенных должниках России. РБК направил запросы во Всемирный банк и в пресс-службу Минфина России.
Крупнейшим государственным должником России является Белоруссия — $8,1 млрд на конец 2019 года (сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года). В конце 2020 года страны подписали межправительственное соглашение о предоставлении Минску еще $1 млрд от России.
Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из следующих стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. РБК писал, что Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров. По данным ВБ, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 млн.
Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.
Часть долгов перед Россией, как, например, долг Йемена, восходит к началу 1990-х годов, показывают данные ВБ.
Минфин Украины учитывает перед Россией только долг на $0,61 млрд, образовавшийся в начале 1990-х годов за поставки российского газа, тогда как с точки зрения Москвы Киев обязан вернуть России более $3 млрд по спорным еврооблигациям времен президентства Виктора Януковича. В 1997 году Россия и Украина договорились в рамках раздела Черноморского флота, что долг за поставки российского газа будет погашаться в безденежной форме путем ежегодного зачета $97,8 млн за аренду Россией базы Черноморского флота в Крыму. Последний взаимозачет состоялся в марте 2014 года, долг был заморожен на отметке $606 млн, следует из данных украинского Минфина. «На сегодня нет инструмента обслуживания и погашения этого долга, поскольку Россия в одностороннем порядке остановила, денонсировала эти соглашения [по Черноморскому флоту]», — заявляли в украинском Минфине в 2016 году.
Некоторые двусторонние долги перед Россией заморожены на одной и той же отметке уже много лет, следует из данных ВБ. Например, долг Афганистана ($849 млн) — с 2009 года, Камбоджи ($458 млн) — с 2007 года, Сирии ($525 млн) — с 2011 года. Судя по этой информации, Сирия перестала обслуживать долг перед Россией после начала в стране гражданской войны, которая до сих пор продолжается.
Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам.
В целом зарубежные страны и юридические лица были должны России $39,6 млрд на 1 октября 2020 года, включая $15,8 млрд по долгам бывшего СССР, раскрыл данные Минфин России в ноябрьском проспекте еврооблигаций. Данные Всемирного банка охватывают примерно 58% этой задолженности (пробелы могут быть связаны с тем, что в статистике Всемирного банка нет ряда должников России, таких как Куба или Венгрия; в ней нет задолженности коммерческих структур и т.д.).
После 2019 года Россия продолжала выдавать новые госкредиты: в 2020 году она предоставила таких кредитов другим странам на 211 млрд руб., следует из данных Федерального казначейства. В 2021 году запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов почти на 355 млрд руб. В сентябре 2020 года правительство утвердило новые правила предоставления двусторонних государственных кредитов. Одной из целей таких кредитов заявлено «формирование положительного имиджа Российской Федерации как ответственного международного кредитора и донора», одним из принципов — «экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита».
Источник
Внешний госдолг России
Внешний долг РФ – это размер общей задолженности государства и его резидентов (предприятий, организаций, банков, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами-нерезидентами. Он складывается из:
- кредитов (займов) в инвалюте, предоставленных России либо ее резидентам со стороны других стран, межгосударственных объединений, зарубежных субъектов хозяйствования, финансовых и прочих фондов, международных организаций;
- займов, полученных в результате продажи на международных финансовых рынках ценных бумаг Российской Федерации.
Внешние источники финансирования в разные годы использовались для реструктуризации имеющихся задолженностей, покрытия бюджетного дефицита, решения неотложных проблем (социальных, экологических и пр.), проведения экономических реформ, а также с иными целями.
Как появился внешний долг России
Наличие внешнего долга не является свидетельством экономических проблем в стране. В настоящее время в мире нет ни одного государства без госдолга: например, у США он варьируется в районе 22 трлн. долларов, а у России на 1.01.2020 г. – примерно 481,5 млрд. долларов США.
Для образования внешнего долга государству достаточно заключить внешнеторговую сделку и получить товар без предоплаты. Сразу после этого появится задолженность, которая исчезнет только после полного расчета с поставщиком.
В новейшей истории России ее внешний долг возник в 1991 году после распада Советского Союза. Российская Федерация согласилась взять на себя все финансовые обязательства бывших союзных республик в обмен на имевшиеся у них доли в зарубежных активах СССР.
По долгам бывшего СССР Российская Федерация окончательно рассчиталась в 2017 году, потратив на это в общей сложности 26 лет.
Структура внешнего долга РФ
Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:
- Обязательства по оплате импортных сделок.
- Проценты по зарубежным кредитам и ценным бумагам.
- Суммы, необходимые для выкупа (погашения) ценных бумаг с истекшими сроками действия.
- Гарантии по кредитам и ссудам, выданным зарубежными финансово-кредитными учреждениями представителям национального корпоративного сектора.
- Задолженность промышленных предприятий, учреждений, организаций, иных субъектов хозяйствования перед зарубежными партнерами и финансовыми институтами.
- Международные обязательства Центробанка.
Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.
Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2020 гг.)* млн. долл. США:
Дата | Всего | в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
---|---|---|
2020 год | ||
01.01.2020 | 54 848,3 | 13 252,8 |
01.02.2020 | 54 731,8 | 13 188,1 |
01.03.2020 | 54 616,7 | 13 076,6 |
01.04.2020 | 54 068,4 | 12 874,1 |
01.05.2020 | 50 590,3 | 12 925,3 |
01.06.2020 | 50 963,8 | 13 257,8 |
01.07.2020 | 51 026,3 | 13 336,3 |
2019 год | ||
01.01.2019 | 49 156,5 | 11 567,4 |
01.02.2019 | 47 683,7 | 11 597,5 |
01.03.2019 | 47 557,7 | 11 493,9 |
01.04.2019 | 51 067,2 | 11 539,2 |
01.05.2019 | 51 145,8 | 11 587,5 |
01.06.2019 | 51 261,4 | 11 732,3 |
01.07.2019 | 53 954,6 | 11 915,4 |
01.08.2019 | 53 828,0 | 11 851,2 |
01.09.2019 | 53 888,4 | 11 934,6 |
01.10.2019 | 53 625,5 | 12 053,6 |
01.11.2019 | 53 935,7 | 12 331,2 |
01.12.2019 | 54 164,4 | 12 583,2 |
2018 год | ||
01.01.2018 | 49 827,3 | 10 357,2 |
01.02.2018 | 50 519,5 | 11 023,5 |
01.03.2018 | 50 571,8 | 11 089,3 |
01.04.2018 | 51 393,2 | 10 936,5 |
01.05.2018 | 51 359,7 | 10 934,6 |
01.06.2018 | 51 114,7 | 10 759,3 |
01.07.2018 | 50 960,2 | 10 653,6 |
01.08.2018 | 47 331,5 | 10 492,7 |
01.09.2018 | 47 133,9 | 10 301,1 |
01.10.2018 | 47 084,2 | 10 528,2 |
01.11.2018 | 47 195,0 | 10 673,4 |
01.12.2018 | 47 148,1 | 10 651,0 |
2017 год | ||
01.01.2017 | 51 211,8 | 11 730,5 |
01.02.2017 | 51 217,2 | 11 726,3 |
01.03.2017 | 51 190,4 | 11 720,6 |
01.04.2017 | 50 558,6 | 11 720,6 |
01.05.2017 | 48 556,4 | 11 720,6 |
01.06.2017 | 48 552,6 | 11 720,4 |
01.07.2017 | 51 471,4 | 11 680,4 |
01.08.2017 | 51 286,0 | 11 673,4 |
01.09.2017 | 51 094,2 | 11 667,8 |
01.10.2017 | 51 230,0 | 11 667,8 |
01.11.2017 | 51 202,3 | 11 667,8 |
01.12.2017 | 51 172,4 | 11 667,8 |
2016 год | ||
01.01.2016 | 50 002,3 | 11 875,9 |
01.02.2016 | 49 995,5 | 11 875,9 |
01.03.2016 | 49 987,4 | 11 870,1 |
01.04.2016 | 49 363,2 | 11 870,1 |
01.05.2016 | 49 253,4 | 11 870,1 |
01.06.2016 | 50 946,5 | 11 868,5 |
01.07.2016 | 50 882,5 | 11 868,5 |
01.08.2016 | 50 871,5 | 11 861,6 |
01.09.2016 | 50 864,6 | 11 855,9 |
01.10.2016 | 51 475,7 | 11 855,9 |
01.11.2016 | 51 442,1 | 11 855,9 |
01.12.2016 | 51 271,3 | 11 733,3 |
2015 год | ||
01.01.2015 | 54 355,4 | 12 083,2 |
01.02.2015 | 54 305,5 | 12 070,3 |
01.03.2015 | 54 268,0 | 12 064,3 |
01.04.2015 | 53 481,4 | 12 064,2 |
01.05.2015 | 51 480,4 | 12 064,3 |
01.06.2015 | 51 453,7 | 12 062,8 |
01.07.2015 | 51 324,3 | 11 989,1 |
01.08.2015 | 51 289,8 | 11 983,7 |
01.09.2015 | 51 300,0 | 11 977,8 |
01.10.2015 | 50 226,4 | 11 977,8 |
01.11.2015 | 50 189,3 | 11 977,8 |
01.12.2015 | 50 128,6 | 11 976,3 |
2014 год | ||
01.01.2014 | 55 794,2 | 11 399,1 |
01.02.2014 | 55 750,9 | 11 399,0 |
01.03.2014 | 55 666,9 | 11 322,6 |
01.04.2014 | 54 881,5 | 11 322,6 |
01.05.2014 | 54 875,4 | 11 315,5 |
01.06.2014 | 54 810,3 | 11 313,9 |
01.07.2014 | 54 672,5 | 11 313,9 |
01.08.2014 | 54 604,6 | 11 310,4 |
01.09.2014 | 54 553,5 | 11 304,2 |
01.10.2014 | 53 746,4 | 11 304,0 |
01.11.2014 | 53 704,6 | 11 285,7 |
01.12.2014 | 53 972,2 | 11 604,1 |
2013 год | ||
01.01.2013 | 50 769,2 | 11 389,8 |
01.02.2013 | 50 644,6 | 11 308,8 |
01.03.2013 | 50 616,5 | 11 301,7 |
01.04.2013 | 49 803,9 | 11 301,1 |
01.05.2013 | 49 837,4 | 11 384,1 |
01.06.2013 | 49 645,5 | 11 269,5 |
01.07.2013 | 49 568,1 | 11 266,5 |
01.08.2013 | 49 550,6 | 11 270,5 |
01.09.2013 | 49 539,4 | 11 264,2 |
01.10.2013 | 55 778,8 | 11 264,7 |
01.11.2013 | 55 890,7 | 11 395,0 |
01.12.2013 | 55 834,6 | 11 394,9 |
2012 год | ||
01.01.2012 | 35 801,4 | 1 008,9 |
01.02.2012 | 35 776,5 | 1 004,7 |
01.03.2012 | 35 728,9 | 998,5 |
01.04.2012 | 34 819,9 | 1 017,0 |
01.05.2012 | 41 734,7 | 1 016,9 |
01.06.2012 | 41 639,3 | 1 015,8 |
01.07.2012 | 41 540,1 | 1 012,6 |
01.08.2012 | 41 323,2 | 980,5 |
01.09.2012 | 41 317,5 | 974,2 |
01.10.2012 | 40 544,8 | 970,7 |
01.11.2012 | 40 916,6 | 1 400,7 |
01.12.2012 | 40 872,9 | 1 400,7 |
2011 год | ||
01.01.2011 | 39 956,9 | 913,3 |
01.02.2011 | 39 798,6 | 824,2 |
01.03.2011 | 39 771,2 | 817,6 |
01.04.2011 | 38 836,9 | 816,1 |
01.05.2011 | 38 832,8 | 817,9 |
01.06.2011 | 37 010,0 | 816,5 |
01.07.2011 | 36 845,2 | 813,5 |
01.08.2011 | 36 777,8 | 795,8 |
01.09.2011 | 36 880,6 | 969,4 |
01.10.2011 | 36 002,0 | 966,0 |
01.11.2011 | 35 964,4 | 966,8 |
01.12.2011 | 35 838,1 | 965,6 |
* включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией
После распада СССР внешние обязательства России стали быстро увеличиваться. Это было обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, что вынудило власти привлечь 8 кредитов Международного валютного фонда на общую сумму 22 млрд. долларов США.
Быстрое увеличение внешнего долга продолжалось еще несколько лет, и после финансового кризиса 1998 года Россия оказалась должна внешним кредиторам более 188 млрд. долларов.
Затем Российская Федерация начала постепенно погашать задолженность. После 2000 года Россия больше не привлекала кредиты от Международного валютного фонда, а к 2005 году полностью рассчиталась с этим финансовым институтом.
Еще спустя год РФ погасила долги перед Парижским клубом кредиторов, которому выплачивала деньги в том числе и для погашения обязательств, доставшихся в наследство от СССР.
На тот момент оставшаяся у России сумма внешних финансовых задолженностей составляла 53 млрд. долларов. Именно столько долгов она получила в 1991 году как правопреемница Советского Союза.
В дальнейшем страна успешно справлялась с обслуживанием внешнего долга, его динамика находилась в пределах общепринятых норм и не оказывала негативного влияния на экономику государства.
Максимального значения внешний долг России достиг в 2014 году, когда общая сумма международных обязательств страны превысила отметку в 700 млрд. долларов США.
После этого задолженность Российской Федерации перед зарубежными кредиторами стала снижаться. Этому во многом способствовал тот факт, что, ввиду наложенных на Россию санкций, возможность кредитования резидентов страны, Центробанка и правительства на международных финансовых рынках была резко ограничена.
Прогноз на будущее
По мнению многих экспертов и аналитиков, внешний долг России в обозримой перспективе будет снижаться. Это обусловлено следующими факторами:
- ограниченный доступ к кредитным ресурсам за рубежом ввиду действующих санкций;
- способность страны изыскивать внутренние резервы (включая золотовалютные запасы) для покрытия текущих финансовых потребностей.
Многие экономисты полагают, что в настоящее время Россия может примерно на 50% увеличить размер внешнего долга без угрозы для своей экономической безопасности и финансовой стабильности.
Источник