- § 18. Мусульманский мир
- 1. Дайте обобщенную характеристику стран мусульманского мира после Первой мировой войны.
- 2. Какие мероприятия были проведены в Турции с целью ее модернизации?
- 3. Назовите мусульманские страны, которые сумели добиться независимости в межвоенный период. Какие препятствия и проблемы им необходимо было преодолеть на пути к независимости?
- 4. Объясните, почему в Турции, Иране, Афганистане установились авторитарные политические режимы.
- 5. Приведите примеры влияния ислама на социально-политическую и культурную жизнь мусульманских стран.
- Исламские страны
- История мусульманских государств
- Какие страны являются традиционно исламскими?
- Организация исламского сотрудничества
- Аспекты «исламского мира»
- Россия в исламском мире
- Политическая история исламского мира
§ 18. Мусульманский мир
1. Дайте обобщенную характеристику стран мусульманского мира после Первой мировой войны.
После Первой мировой войны почти все страны мусульманского мира оказались в разной степени зависимости от западноевропейских государств. Страны оказались на грани утраты суверенитета и территориальной целостности, некоторые территории были оккупированы, разворачивались национально-освободительные движения, принимались попытки борьбы за независимость, также проводились реформы в сферах экономики и политики.
2. Какие мероприятия были проведены в Турции с целью ее модернизации?
В сфере культуры было упразднено министерство по делам религий, закрывались медресе (мусульманские учебные заведения), из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вводилось новое административное деление на губернии, непосредственно подчиненные центру. Из политической сферы можно отметить установление однопартийного режима НРП и принятие первой республиканской конституции, которая закрепила в стране господство национальной буржуазии и связанных с ней помещиков. В социально-экономической сфере государство вкладывалось в промышленность, железнодорожный транспорт и дургие отрасли хозяйства, а также вводилось поощрение частной инициативы (политика этатизм), которое способствовало накоплению капитала и экономическому развитию.
3. Назовите мусульманские страны, которые сумели добиться независимости в межвоенный период. Какие препятствия и проблемы им необходимо было преодолеть на пути к независимости?
Турция. Необходимо было свергнуть султанат и одержать победу над войсками интервентов. Страна была оккупирована английскими, итальянскими и греческими войсками. Султан Мехмета VI подписал навязанный Севрский мирный договор, таким образом разделив Османскую империю, в результате чего в стране начались протестные движения против султаната и иностранных интервентов. Эти события в итоге привели к войне за независимость в Турции. Старая политическая система была ликвидирована, а Турция была провозглашена республикой.
Иран. Существовала необходимость в смене династии, проведении реформ и выведении оккупационных войск. Территория страны была почти полностью оккупирована английскими войсками. Правительство передало английским советникам контроль над армией, финансами, внешней торговлей и другими сферами. В ответ на это в северных провинциях Ирана началась вооруженная борьба. Англии не удалось сохранить свои позиции в стране.
Афганистана. Необходимо было ликвидировать влияние Англии на внешнюю политику. Внешняя политика страны была подконтрольная Великобритании. Англия развязала третью захватническую войну против Афганистана, мощь армии Афганистана подкрепляло ополчение племен. Военные действия англичан не имели успеха — Великобритания признала независимость Афганистана. Две страны подписали Договор о дружбе, после чего другие государства также признали суверенитет страны.
Египет. Страна была оккупирована Англией. Борьба за независимость включчается в себя два крупных восстания и вынужденное признание Англией независимости.
4. Объясните, почему в Турции, Иране, Афганистане установились авторитарные политические режимы.
Турция стала авторитарной однопартийной республикой, парламент представлял интересы правящей партии, а не народа. В Иране установился режим личной диктатуры шаха. А в Афганистане носителем верховной власти объявлялся эмир, принятая конституция в 1923 г. давала лишь некоторые гражданские свободы. В перечисленных странах наблюдается ограничение прав и свобод граждан в политической сфере, диктатура или династический режим, поэтому политические режимы этих стран являются авторитарными.
5. Приведите примеры влияния ислама на социально-политическую и культурную жизнь мусульманских стран.
Образовалось два направления религиозно-политической мысли: фундаментализм и реформизм. Фундаменталисты стремились сохранить основные принципы ислама времён пророка Мухаммеда, а реформаторы пытались приспособить ислам к современной жизни. В художественной культуре отражались проблемы национально-освободительного движения. А в повседневной жизни мусульман по-прежнему регулировал шариат: мусульманин должен был молиться пять раз в день, подавать милостыню бедным, совершить паломничество в Мекку и т. д.
Источник
Исламские страны
Исламские страны в современном мире играют заметную роль в системе международных отношений и международной политики, поскольку мусульманское население на планете увеличивается с каждым годом рекордными темпами. Исламский мир показывает неуклонную тенденцию к расширению, и эксперты высказывают мнение, что мусульман в мире станет больше христиан уже к 2050 году. Уже сейчас исламский мир включает в себя не только исламские страны, которые являются традиционно восточными странами: мусульмане проживают в большинстве государств мира. В одной только столице Великобритании Лондоне имя Мухаммад является самым популярным, а на территории Лондона функционирует более ста мечетей. Глобализация распространила религию ислама, и сейчас этнические мусульманские общины функционируют во всех странах. Если рассматривать историю ислама, то можно увидеть парадоксальное явление: в странах Европы, которые на протяжении всей своей истории боролись с мусульманским миром, стремительно растет численность мусульман. Этому называют две причины: высокие демографические показатели, которые традиционно фиксируются у народов, исповедующих Ислам, и активная иммиграция.
История мусульманских государств
Изначально большая часть современного мусульманского населения являлась единым мусульманским государством, которое в восемнадцатом веке простиралось в своих владениях от Центральной Азии в восточной части до Испании и Марокко в западной части. Это была территория ислама Дар уль-ислам или Арабский халифат.
Ислам начал свою историю на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, когда Пророк Мухаммад ﷺ передал людям божественное откровение в виде Священной Книги Коран. Последователями Пророка ﷺ было создано небольшое государство-мусульманская община. После смерти Пророка Мухаммада ﷺ , который стал первым правителем исламского государства, халифами становились его сподвижники – первые четыре халифа получили среди мусульман прозвище «праведные халифы», и уже в период их правления территории халифата включали Египет и Сирию, всю Саудовскую Аравию, Ирак и частично Иран. Дальнейшее расширение Халифата положило начало формированию разных исламских доктрин и религиозно-политических течений: ислам разделился на суннизм, хариджизм и шиизм.
Ислам на момент правления таких знаменитых и могущественных мусульманских династий, как Омейяды и Аббасиды, охватывал огромные территории: от Пиренейского полуострова до центра Азии, до западных индийских провинций: государства формировались уже самостоятельные, независимые от Халифата, но проповедующие религию Ислама.
К десятому веку исламский мир уже имел несколько культурных и политических центров: одним в арабо-мусульманской Испании управляли Омейяды, а вторым, в Египте, управляли Фатимиды, и обе эти династии прикладывали огромные усилия для того, чтобы объединить мусульман и распространить плоды исламской цивилизации среди жителей. К пятнадцатому веку Пиренеи уже постепенно стали переходить под власть Реконкиста, то есть христианских правителей, но Ислам продолжал свое расширение в Западную и Восточную Африку, в Юго-Восточную Азию, на Кавказе, на Балканах и в Поволжье.
После того, как Первая мировая война положила конец Османской империи, институты султаната и халифата были упразднены, границы Ислама в результате колониальной модернизации существенно сдвинулись. Сегодня исламский мир – это история и судьбы многих постколониальных государств, но идея того, что политическое единство мусульман должно быть восстановлено, а Халифат возрожден, а весь исламский мир должен вернуться вновь к своим духовно-нравственным идеалам, остается главенствующей для мусульманских религиозно-политических движений во многих странах мира.
Какие страны являются традиционно исламскими?
Ислам имеет свою долгую и пеструю историю, которая во многом объясняет распространение мусульман по миру и показатели процентного соотношения мусульманского населения между исламскими странами. Ниже представлен список стран, в которых исламская культура и традиции доминируют на протяжении столетий:
- Азербайджан;
- Алжир;
- Афганистан;
- Бангладеш;
- Бахрейн;
- Бруней;
- Буркина-Фасо;
- Гамбия;
- Гвинея;
- Гвинея-Бисау;
- Джибути;
- Египет;
- Западная Сахара;
- Индонезия;
- Иордания;
- Ирак;
- Иран;
- Йемен;
- Казахстан;
- Катар;
- Киргизия;
- Коморские острова;
- Кувейт;
- Ливан;
- Ливия;
- Мавритания;
- Малайзия;
- Мали;
- Мальдивы;
- Марокко;
- Нигер;
- Нигерия;
- ОАЭ;
- Оман;
- Пакистан;
- Палестина;
- Саудовская Аравия;
- Сенегал;
- Сирия;
- Сомали;
- Судан;
- Сьерра-Леоне;
- Таджикистан;
- Танзания;
- Тунис;
- Туркмения;
- Турция;
- Узбекистан;
- Чад;
- Эритрея;
- Эфиопия.
Немало мусульман проживает и в Индии – мусульманская община этой страны составляет почти сто девяносто миллионов человек, что составляет 14% от всего населения Индии.
Относительно того, какова численность мусульманского населения в Китае, существуют разные данные: Организация Объединенных Наций заявляет, что в Китае проживает двадцать миллионов мусульман, но, по другим оценкам, численность мусульманской общины в Китае достигает даже шестидесяти-девяноста миллионов человек.
В настоящее время на международной арене некоторые исламские страны, такие как Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция являются значимыми политическими и экономическими игроками.
Организация исламского сотрудничества
В 1969 году на конференции глав исламских государств была основана международная «Организация Исламская конференция» (ОИК), целью которой являлась консолидация мусульманских стран в экономической, культурной, социальной и политической сферой. В ОИК, переименованной в 2011 году в ОИС — «Организацию исламского сотрудничества» входит 57 исламских стран:
- Саудовская Аравия
- Объединенные Арабские Эмираты
- Малайзия
- Турция
- Индонезия
- Иран
- Нигерия
- Алжир
- Кувейт
- Бангладеш
- Ливия
- Казахстан
- Катар
- Египет
- Оман
- Ирак
- Пакистан
- Бахрейн
- Тунис
- Марокко
- Судан
- Кот-д’Ивуар
- Йемен
- Сирия
- Азербайджан
- Габон
- Узбекистан
- Туркменистан
- Бруней
- Иордания
- Камерун
- Чад
- Ливан
- Мозамбик
- Сенегал
- Таджикистан
- Суринам
- Бенин
- Мавритания
- Уганда
- Того
- Кыргызстан
- Албания
- Гвинея
- Гайана
- Афганистан
- Буркина Фасо
- Мали
- Джибути
- Сомали
- Нигер
- Сьерра Леоне
- Гамбия
- Мальдивы
- Гвинея- Бисау
- Коморы
- Палестина
Аспекты «исламского мира»
Когда говорят об исламском мире, подразумевают страны с исламом как с господствующей религией, но мусульманский мир включает в себя и те регионы, где компактно проживают мусульмане, не являясь в данной стране господствующим большинством, или те государства, где существуют большие группы мусульман или исламские общины. Сегодня исламский мир – это 1,9 млрд мусульман, которые проживают по всей планете и являются представителями самых разных национальностей и рас, культур и народов. Из этого числа в пятидесяти странах мусульмане составляют большинство, а еще в тридцати странах мусульмане являются влиятельным меньшинством.
Понятие «исламский мир» подразумевают три аспекта: политический, географический и религиозно-культурный, в последнем случае подразумевается мусульманская умма или община, то есть сообщество единоверцев, которые связаны не только религиозными ценностями, но и образом жизни, общей культурой. Мусульманская умма составляет 25% населения планеты, поскольку из семи с половиной миллиардов жителей на планете Земля проживает чуть менее двух миллиардов мусульман.
С точки зрения аспекта географического, под исламским миром подразумевают тот регион на планете, где компактно проживает большое количество мусульман: охватывает территории от Западной Африки вплоть до Юго-Восточной Азии, и в этот регион входит и Европа, и Россия, и Кавказ, а также Центральная Азия, Индия, Китай и Индонезия. Если рассматривать распространение мусульманского населения по континентам и странам, то в Северной Африке проживает всего 20% от мусульман земли, а в Азии — 80% приверженцев мусульманской религии: в Индонезии проживает двести тридцать миллионов человек, в Индии – сто девяносто, в Пакистане – сто девяносто пять миллионов, в Бангладеш мусульманское население составляет сто пятьдесят миллионов.
С точки зрения политического аспекта, под понятием «исламский мир» подразумевают те страны, которые себя позиционируют как исламские государства. Некоторые страны делают это формально: Бруней, Пакистан, Иран и Саудовская Аравия, а ряд государств делают это неформально – Азербайджан, Тунис, Индонезия, Бангладеш и Малайзия.
Россия в исламском мире
Мусульманский мир рассматривает Россию как важную составную часть, так как Россия имеет большое историческое наследие, на протяжении разных веков на территории страны существовало немало мусульманских государств, ханств, эмиратов, имаматов, кроме того процент коренных мусульманских народов на территории Российской Федерации составляет по разным данным от 20 до 30% и он растет с каждым годом достигая уже до двадцати пяти миллионов жителей страны.
Источник
Политическая история исламского мира
Выражение «исламский мир» обычно относится к странам, в которых господствующей религией является ислам. Области компактного проживания мусульман (даже если они в данном государстве и не являются большинством), отдельные общины и группы мусульман также принадлежат к исламскому миру. В настоящее время во всех уголках земного шара проживают более 1,2 миллиарда мусульман — представителей разных рас, народов и культур. Более чем в 50 странах мира мусульмане составляют большинство населения, а в более чем 30 — влиятельные меньшинства.
Значительная часть современного исламского мира в средние века входила в состав огромного мусульманского государства, простиравшегося в середине VIII века от Марокко и Испании — на западе до Центральной Азии — на востоке. В исторической литературе оно известно под названием Арабский халифат, а в самой мусульманской традиции ассоциируется с Дар уль-ислам (территорией ислама).
История мусульман началась на Аравийском полуострове. Здесь в VII веке нашей эры в области Хиджаз с центрами в Мекке и Медине во времена пророка Мухаммада (570 — 632), передававшего своим сподвижникам слова божественного откровения — Священный Коран, последователи ислама создали небольшое государство в виде общины единоверцев (уммы).
После смерти пророка Мухаммада главой мусульманской общины становится халиф (араб. заместитель, преемник). Пост халифа был воплощением присущей исламу идеи неразрывности светской и духовной власти. Четырех первых халифов подавляющее большинство мусульман называют «праведными» (632 — 661). Халифат в этот период уже охватывает территории Сирии, Египта, Ирака и значительной части Ирана, но мусульманская умма в основном остается арабской — немусульманское и неарабское население находится на положении покровительствуемых. Процесс расширения Халифата сопровождается борьбой за власть между политическими группировками, что приводит к формированию таких основных религиозно-политических течений и доктрин в исламе, как суннизм, шиизм и хариджизм.
К середине VIII века, в правление халифов из династий Омейядов (661 — 750) и Аббасидов (750 — 1258), исламский мир охватывает огромное пространство: от Пиренейского полуострова на западе до Центральной Азии и западных районов Индии — на востоке. В период расцвета исламской цивилизации халифы начинают терять контроль над подвластными территориями. В пределах Халифата (и постепенно в новых регионах) формируются самостоятельные государства, которые отделяются от Халифата политически, но сохраняют принадлежность к исламской цивилизации. В Аббасидском халифате постепенно складывается практика перепоручения халифами военно-административной власти эмирам и султанам и параллельно ей — концепция о халифе как об исполнителе воли Аллаха. Существование даже лишенного реальной власти Халифа долго считается важным условием, освящающим власть реальных правителей (например, при мамлюкских султанах).
С IX века мусульманское государство представляло собой уже полиэтническое общество, где доминирующее положение, как правило, занимали не арабы, а представители принявших ислам неарабских народов. Так, в эпоху Аббасидов в центральных и восточных областях государства — Ираке, Иране, Центральной Азии — военно-бюрократическую элиту составляют уже в основном иранцы. В 945 году даже новая столица халифов Багдад оказывается под контролем шиитской династии Буидов (Бувейхидов) иранского происхождения.
Самостоятельными центрами исламского мира становятся арабо-мусульманская Испания (под властью уцелевшей ветви Омейядов) и Египет (под властью Фатимидов).
Борьба за власть в условиях политической раздробленности вплоть до конца XV века сопровождается попытками той или иной сильной династии объединить исламский мир. В середине XI века на роль объединителя претендуют тюркские султаны Сельджукиды; в период Крестовых походов — султан Салах ад-Дин (Саладин) и его преемники; позже — египетские мамлюки и правитель Самарканда Тимур (Тамерлан).
К концу XV века на Пиренейском полуострове побеждает Реконкиста (христианские правители северной Испании), но мусульманские династии продолжают утверждаться в других регионах — Западной и Восточной Африке, Юго-Восточной Азии, в Поволжье, на Кавказе, Балканах.
К середине XVI века, в эпоху «пороховых империй», большую часть исламского мира делят между собой династии Османов (Анатолия, Балканы, Ближний Восток и Северная Африка), Сефевидов (Иран и Афганистан) и Великих Моголов (Индия).
С середины XVIII века мусульманские империи и более мелкие мусульманские государства попадают в сферу колониальных интересов европейских держав. К концу XIX века большинство мусульманских стран (Северная Африка, Индия, мусульманские страны Юго-Восточной Азии) уже являются колониями и протекторатами европейских держав или же входят в состав Российской империи (мусульманские области Кавказа, Поволжья и Сибири, Центральная Азия).
Крушение Османской империи в результате Первой мировой войны и становление Турецкой республики сопровождаются упразднением институтов султаната и халифата. После Второй мировой войны колониальная модернизация (попытки ряда мусульманских государств выборочно заимствовать европейский опыт в военной, административной и образовательной сферах) и антиколониальная борьба приводят к формированию на месте бывших мусульманских империй и колониальных владений европейских держав множества новых национальных государств (как с монархической, так и с республиканской формой правления). Границы между ними фактически были проведены европейскими колонизаторами (например, Соглашение Сайкс-Пико).
Со второй половины XX века и по настоящее время политическая история исламского мира ассоциируется с различной судьбой десятков постколониальных национальных государств (во главе с традиционными династиями либо же президентскими режимами) и борьбой некоторых из них (например, Египет, Ирак, Иран, Саудовская Аравия) за региональное лидерство. Вместе с тем идеи политического единства мусульман, возрождения Халифата и возврата к духовно-нравственным и политическим идеалам первого исламского государства являются основополагающими для многочисленных религиозно-политических движений среди мусульман в разных странах.
cводная таблица династий
Скачать таблицу династий
Источник