Таинственное путешествие жюля верна

Таинственное путешествие жюля верна

— Последний мешок сбросили!

— Как теперь? Поднимаемся?

— Что это? Как будто волны плещут?

— Совсем близко, футов пятьсот.

Заглушая вой бури, прозвучал властный голос:

— Все тяжелое за борт. Все бросай! Господи, спаси нас!

Слова эти раздались над пустынной ширью Тихого океана около четырех часов дня 23 марта 1865 года.

Наверно, всем еще памятна ужасная буря, разыгравшаяся в 1865 году, в пору весеннего равноденствия, когда с северо-востока налетел ураган и барометр упал до семисот десяти миллиметров. Ураган свирепствовал без передышки с 18 по 26 марта и произвел огромные опустошения в Америке, в Европе и в Азии, захватив зону шириною в тысячу восемьсот миль, протянувшуюся к экватору наискось от тридцать пятой северной параллели до сороковой южной параллели. Разрушенные города, леса, вырванные с корнем, побережья, опустошенные морскими валами величиною с гору, выброшенные на берег корабли, исчислявшиеся сотнями по сводкам бюро Веритас,целые края, превращенные в пустыни губительной силой смерчей, все сокрушавших на своем пути, многие тысячи людей, погибших на суше или погребенных в пучине морской, — таковы были последствия этого грозного урагана. Разрушительной силой он превзошел даже бури, принесшие ужасные опустошения в Гаване и в Гваделупе, 25 октября 1810 года и 26 июля 1825 года.

Но в мартовские дни 1865 года, когда на суше и на море творились такие бедствия, не менее страшная драма разыгралась в воздухе, сотрясаемом бурей.

Ураган подхватил воздушный шар, подбросил его, как мяч, на вершину смерча и, завертев вместе со столбом воздуха, помчал со скоростью девяносто миль [1]в час; шар волчком вращался вокруг собственной оси, как будто попал в некий воздушный мальстрим.

Под нижним обручем сетки воздушного шара колыхалась плетеная гондола, где находились пять человек, — их едва можно было различить в густом тумане, смешанном с водяной пылью и спускавшемся до самой поверхности океана.

Откуда же несся этот аэростат, жалкая игрушка неумолимой бури? Из какого уголка земного шара ринулся он в небеса? Несомненно, он не мог пуститься в путь во время урагана. А ведь ураган бушевал уже пять дней: его первые признаки дали о себе знать 18 марта. Были все основания предположить, что этот воздушный шар примчался издалека, ибо он, вероятно, пролетал не менее двух тысяч миль в сутки.

Путники, находившиеся в гондоле, не имели возможности установить, далекий ли путь они совершили и куда занесло аэростат, — для этого не было у них ни единой вехи. Вероятно, они испытывали на себе чрезвычайно любопытное явление: несясь на крыльях свирепой бури, они ее не чувствовали. Шар уносило все дальше, а пассажиры не ощущали ни его вращательного движения, ни бешеного перемещения по горизонтали. Глаза их ничего не различали сквозь облака, клубившиеся под гондолой. Вокруг них все застилала пелена тумана, такого плотного, что они не могли бы сказать — день это или ночь. Ни единого отблеска небесных светил, ни малейшего отзвука земных шумов, ни хотя бы слабого гула ревущего океана не доходило до них среди безмерной тьмы, пока они летели на большой высоте. И лишь когда шар стремительно понесся вниз, они узнали, что летят над бушующими волнами, и поняли, какая опасность грозит им.

Но как только сбросили весь груз, имевшийся в гондоле — запас патронов, оружие и провиант, — шар вновь поднялся и полетел на высоте четырех тысяч пятисот футов. Услышав, как плещет под гондолой море, путники, сочли, что вверху для них меньше опасности, и без колебаний выбросили за борт даже самые нужные вещи, ибо старались всячески сберечь газ — эту душу своего воздушного корабля, несшего их над безднами океана.

Ночь прошла в тревогах, которые были бы смертельны для людей менее мужественных. Наконец занялась заря, и лишь только забрезжил свет, ураган как будто стал стихать. 24 марта с самого раннего утра появились признаки затишья. На рассвете нависшие над морем грозовые тучи поднялись высоко. За несколько часов воронка смерча расширилась, и столб его разорвался. Ураган превратился в «очень свежий ветер», то есть скорость перемещения слоев воздуха уменьшилась вдвое. Все еще, как говорят моряки, дул «ветер на три рифа», но разбушевавшиеся стихии почти успокоились.

К одиннадцати часам утра небо почти очистилось от туч, во влажном воздухе появилась та особая прозрачность, которую не только видишь, но и чувствуешь после того, как пронесется сильная буря. Казалось, ураган не умчался далеко, на запад, а прекратился сам собою. Может быть, когда разорвался столб смерча, буря разрешилась электрическими разрядами, как это бывает иной раз с тайфунами в Индийском океане.

Но в тот же самый час пассажиры воздушного шара вновь заметили, что они медленно, но непрерывно спускаются. Оболочка шара постепенно съеживалась, вытягивалась, и вместо сферической аэростат принял яйцеобразную форму.

К полудню он уже летел над морем на высоте двух тысяч футов. Объем шара равнялся пятидесяти тысячам кубических футов; благодаря таким размерам он и мог так долго продержаться в воздухе, то поднимаясь вверх, то плывя по горизонтали.

Чтоб облегчить вес гондолы, путники уже выкинули за борт последние сколько-нибудь тяжелые предметы, выбросили оставленный было малый запас пищи и даже все, что лежало у них в карманах; затем один из пассажиров взобрался на нижний обруч, к которому была прикреплена веревочная сетка, защищающая оболочку шара, и попробовал плотнее привязать нижний клапан аэростата.

Стало ясно, что удержать шар в высоте уже невозможно — для этого не хватало газа.

Итак, всех ожидала гибель!

Внизу был не материк, не остров, а ширь морская.

Нигде не было хотя бы клочка суши, полоски твердой земли, за которую мог бы зацепиться якорь аэростата.

Кругом только море, все еще с непостижимой яростью перекатывавшее волны. Куда ни кинешь взгляд — везде только беспредельный океан; несчастные аэронавты, хотя и смотрели с большой высоты и могли охватить взором пространство на сорок миль вокруг, не видели берега. Перед глазами у них простиралась только водная пустыня, безжалостно исхлестанная ураганом, изрытая волнами, — они неслись, словно дикие кони с разметавшейся гривой; мелькавшие гребни свирепых валов казались сверху огромной белой сеткой. Не было в виду ни земли, ни единого судна!

Остановить, во что бы то ни стало, остановить падение аэростата, иначе его поглотит пучина! Люди, находившиеся в гондоле, употребляли все усилия, чтобы поскорее добиться этого. Но старания их оставались бесплодными — шар опускался все ниже, вместе с тем ветер нес его с чрезвычайной быстротой в направлении с северо-востока на юго-запад.

Путники оказались в ужасном положении. Сомнений не было — они утратили всякую власть над аэростатом. Все их попытки ни к чему не приводили. Оболочка воздушного шара съеживалась все больше. Газ выходил из нее, и не было никакой возможности удержать его. Спуск заметно ускорялся, к часу дня гондолу отделяло от поверхности океана расстояние только в шестьсот футов. А газа становилось все меньше. Он свободно улетучивался сквозь разрыв, появившийся в оболочке шара.

То есть 46 метров в секунду, или 166 километров в час (около сорока двух лье, считая в одном лье 4 километра). (Примеч. автора.)

Источник

Таинственный остров — Жюль Верн

Часть первая. Потерпевшие крушение

Глава первая

Ура­ган 1865 года. — Крики в воз­духе. — Воз­душ­ный шар. — Порван­ная обо­лочка. — Кру­гом вода. — Пять пас­са­жи­ров. — Что про­ис­хо­дило в гон­доле. — Земля на гори­зонте. — Развязка.

— Нет, напро­тив, опускаемся!

— Хуже того, мистер Смит, мы падаем!

— Послед­ний мешок выбросили!

— Под­нялся ли шар?

— Мне кажется, я слышу плеск волн.

— До моря не больше пяти­сот футов [1] .

Власт­ный голос скомандовал:

— Всё тяжё­лое — за борт!

Эти слова раз­да­лись над без­бреж­ной пусты­ней Тихого оке­ана около четы­рёх часов попо­лу­дни 23 марта 1865 года.

Веро­ятно, все ещё пом­нят страш­ный норд-ост [2] , вне­запно под­няв­шийся в этом году во время весен­него рав­но­ден­ствия. Баро­метр тогда упал до семи­сот десяти мил­ли­мет­ров. Ура­ган, не ути­хая, сви­реп­ство­вал с 18 по 26 марта. В Аме­рике, в Европе, в Азии, между трид­цать пятым гра­ду­сом север­ной широты и соро­ко­вым южной, он при­чи­нил неис­чис­ли­мые беды. Вырван­ные с кор­нем леса, раз­ру­шен­ные города, вышед­шие из бере­гов реки, сотни выбро­шен­ных на берег судов, опу­сто­шён­ные поля, тысячи чело­ве­че­ских жертв — вот след­ствия этого урагана.

Но бед­ствия обру­ши­лись не только на землю и море: в воз­духе про­ис­хо­дили не менее тра­ги­че­ские собы­тия. Под­хва­чен­ный бурей, воз­душ­ный шар нёсся в обла­ках со ско­ро­стью девя­но­ста миль [3] в час. В его гон­доле нахо­ди­лось пять пассажиров.

Откуда при­ле­тел этот аэро­стат, став­ший бес­по­мощ­ной игруш­кой разъ­ярён­ной стихии?

Оче­видно, он выле­тел до начала ура­гана, но пер­вые пред­вест­ники его появи­лись ещё 18 марта; сле­до­ва­тельно, шар, мчав­шийся со ско­ро­стью не менее двух тысяч миль в сутки, дол­жен был при­ле­теть из очень далё­ких краёв.

Воз­ду­хо­пла­ва­тели не имели пред­став­ле­ния о том, какое рас­сто­я­ние про­ле­тел шар с момента подъёма.

Увле­ка­е­мый бурей, шар нёсся над зем­лёю, вра­ща­ясь вокруг своей оси, но воз­ду­хо­пла­ва­тели не ощу­щали ни этого вра­ще­ния, ни быст­роты полёта. Их взоры не могли про­ни­зать завесу тумана, рас­сти­лав­ше­гося под гон­до­лой аэростата.

Облака были настолько густы, что трудно было отли­чить день от ночи.

Ни луч света, ни шум насе­лён­ной земли, ни рокот бур­ных валов оке­ана не могли про­рваться к людям, пока они нахо­ди­лись в верх­них слоях атмо­сферы. Лишь при спуске рёв оке­ана пре­ду­пре­дил их об угро­жа­ю­щей опасности.

Осво­бож­дён­ный по команде «Всё за борт!» от тяже­сти сна­ря­же­ния, про­ви­зии, ору­жия, аэро­стат снова взле­тел вверх, на высоту четы­рёх с поло­ви­ной тысяч футов. Узнав, что под ними рас­сти­ла­ется море, аэро­навты, не колеб­лясь, выбро­сили из гон­долы даже самые необ­хо­ди­мые пред­меты, чтобы облег­чить шар.

Ночь про­шла в вол­не­нии, кото­рое было бы смер­тель­ным для менее стой­ких людей. Но вот снова настал день. Ура­ган как будто начал сти­хать. Облака под­ня­лись в верх­ние слои атмо­сферы. Ветер из ура­ган­ного стал, как гово­рят моряки, «очень све­жим», то есть ско­рость пере­ме­ще­ния воз­душ­ных пото­ков умень­ши­лась вдвое. К один­на­дцати часам ниж­ние слои воз­духа заметно очи­сти­лись от облаков.

Ура­ган, по-види­мому, исчер­пал себя элек­три­че­скими раз­ря­дами, как это ино­гда бывает с тай­фу­нами в Индий­ском океане.

Шар снова начал спус­каться, мед­ленно, но непре­рывно. От утечки газа он сжи­мался, и обо­лочка его из круг­лой ста­но­ви­лась овальной.

К полу­дню аэро­стат нахо­дился уже всего лишь в двух тыся­чах футов над уров­нем моря. Пас­са­жиры выбро­сили за борт всё, что ещё уце­лело в гон­доле, вплоть до остат­ков про­ви­зии и мел­ких вещей, нахо­див­шихся в их кар­ма­нах. Один из них, взо­брав­шись на кольцо, к кото­рому была при­креп­лена верё­воч­ная сетка обо­лочки, пытался покрепче пере­вя­зать выпуск­ной кла­пан шара, чтобы умень­шить утечку газа.

Но было оче­видно, что удер­жать шар в воз­духе не удастся, что газа не хватает.

Пас­са­жиры были обре­чены на гибель…

Дей­стви­тельно, под их ногами была только вода. Без­бреж­ное море, катив­шее огром­ные валы, — вот всё, что видно было из гон­долы воз­душ­ного шара, откуда взор охва­ты­вал про­стран­ство в сорок миль по ради­усу. Ни земли, ни корабля в виду!

Необ­хо­димо было во что бы то ни стало при­оста­но­вить спуск. Но, несмотря на все уси­лия пас­са­жи­ров, шар про­дол­жал опус­каться, несясь в то же время с огром­ной ско­ро­стью с северо-востока на юго-запад.

Какое ужас­ное поло­же­ние! Пас­са­жиры уже не управ­ляли полё­том аэро­стата. Все их уси­лия были тщет­ными. Обо­лочка теряла всё больше и больше газа, и оста­но­вить паде­ние шара не было возможности.

В час попо­лу­дни шар летел лишь в шести­стах футах над океаном.

Выбро­сив из гон­долы все нахо­див­ши­еся в ней пред­меты, воз­ду­хо­пла­ва­тели на несколько часов отсро­чили паде­ние. Но теперь ката­строфа была неот­вра­ти­мой, и если до тем­ноты не появится в виду земля, люди и сам шар бес­следно исчез­нут в волнах…

Путе­ше­ствен­ники были, оче­видно, людьми силь­ными, не бояв­ши­мися смот­реть смерти в лицо. Ни одно слово жалобы или страха не сорва­лось с их уст. Они готовы были бороться до послед­ней секунды и делали всё зави­ся­щее от них, чтобы отсро­чить падение.

Гон­дола пред­став­ляла собой обык­но­вен­ную иво­вую пле­тё­ную кор­зину; опу­стив­шись на воду, она и минуты не могла бы про­дер­жаться на поверхности.

В два часа попо­лу­дни аэро­стат плыл на высоте лишь четы­рёх­сот футов над океаном.

В этот момент в гон­доле раз­дался муже­ствен­ный голос, голос чело­века, не зна­ю­щего, что такое страх. Ему отве­тили не менее твёр­дые голоса.

— Всё ли выброшено?

— Нет! Оста­лись ещё деньги: десять тысяч фран­ков золотом.

Тяжё­лый мешок поле­тел в воду.

— Под­нялся ли шар?

— Немного. Но он не замед­лит снова опуститься.

— Что ещё можно выбросить?

— А гон­дола? Гон­долу в море! Всем уце­питься за сетку!

И дей­стви­тельно, это было един­ствен­ное и послед­нее сред­ство облег­чить аэро­стат. Канаты, под­дер­жи­вав­шие гон­долу, были пере­руб­лены, и шар прыг­нул на две тысячи футов вверх.

Пять пас­са­жи­ров взо­бра­лись на кольцо и уце­пи­лись за петли сетки.

Источник

«Необыкновенные путешествия» Жюля Верна

Жюль Верн (1828-1905 гг.) жил в то время, когда в прогресс верили больше, чем когда-либо. Творчество этого писателя, который принадлежит к наиболее читаемым во всём мире, отражает стремление к познанию и научным достижениям, характеризующим ту эпоху.

В восьмидесяти романах он обрабатывает мифы и фантазии XIX столетия. Хотя он возвеличивает науку, таинственные силы природы играют в его романах важную роль. Герои романов, зачастую изобретатели и исследователи, открывают скрытый смысл вещей.

Мир в романах

Согласно предисловию к появившемуся в 1866 г. роману «Приключения капитана Гаттераса» Жюль Верн хотел здесь «обобщить все географические, геологические, физические и астрономические знания современной науки и зафиксировать историю Вселенной в свойственной ему увлекательной и красивой форме». Романы Жюля Верна являются научно-фантастическими: они поднимают исключительно старые темы, как например, путешествие на Луну, и дополняют их новыми научными познаниями. Воображение читателя будоражится смешением научных и фантастических элементов. К удовольствию читателя, мир открывается перед ним во всей полноте видимых и скрытых аспектов.

Во времена Жюля Верна на карте мира было ещё много неизученных регионов. XIX век был веком путешественников-исследователей, и Жюль Верн шёл по их следам в поисках непознанного.

Переплётная мастерская Этцеля

Пьер-Жюль Этцель (1814-1886 гг.) выпустил романы Жюля Верна в серии «Необыкновенные путешествия» . Красочные переплёты книг Этцеля вызывали восторг у читателя.

Оглушительный успех романа «Вокруг света за 80 дней» , при написании которого автора вдохновляло развитие современных средств транспорта и связи, сделал модным в обществе ряд новых игр.

Жюль Верн писал в течение сорока лет по одному или два романа в год, в том числе такие как: «Пятьсот миллионов бегумы» (1875 г.); «Пять недель на воздушном шаре» (1863 г.); «Таинственный остров» (1875 г.); «Sans dessus dessous» («Вверх дном», 1888 г.); «Деревня в воздухе» (1901 г.); «Робур-завоеватель» (1886 г.); «Путешествие на луну» (1865 г.); «20 000 лье вод водой» (1869-1870 гг.); «Приключение капитана Гаттераса» (1864 г.) и многие другие.

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал , чтобы ничего не пропустить;)

Возможно Вас заинтересуют и другие статьи:

Источник

Читайте также:  Интересные путешествия по тульской области
Оцените статью