Таксономические уровни транспортной системы страны

Типология транспортных систем

МТС является внутренне неоднородной. Ее можно условно разделить на подсистемы – развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Транспортная система развитых стран характеризуется большими размерами. На неё приходится около 80% длины транспортной сети, более 70% мирового грузооборота по массе и 80% по стоимости. Доля в мировом пассажирообороте ещё больше. В развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового автопарка, в них находятся 2/3 портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота развитых стран на автотранспорт приходится 40%, на железнодорожный – 25%, на остальные виды транспорта – 35%.

Второстепенными характеристиками транспортной системы развитых стран также являются: большая густота, высокий технический уровень сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок. Повышаются требования к качеству транспортного обслуживания, эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, увеличению скорости, комфортности и обеспечению безопасности. Большая часть перевозок в развитых странах осуществляется по принципу «точно в срок». Это отражает возросшие требования клиентуры.

Характерной чертой транспортных систем развивающихся стран является наличие в них «колониальных пережитков». Они выражаются в специфической конфигурации транспортных сетей, приспособленных для выполнения задач по вывозу из стран сырья, топлива, отсутствия (или недостаточного количества) магистралей национального и межгосударственного значения для развития внутри региональных и международных экономических связей. Транспортные системы характеризуются низкими показателями транспортной обеспеченности территории и населения. Густота транспортной сети в большинстве стран незначительна. При населении, составляющем 70% его численности на Земле и территории равной 64% мировой, развивающиеся страны располагают лишь 23% дорожной сети, 22% автотранспортных средств, а их доля в грузообороте железнодорожного транспорта – 15% мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10% мирового парка легковых и 20% грузовых автомобилей и автобусов. Подвижность населения развивающихся стран также невелика. Транспорт является отстающей отраслью экономики: представлен 1 – 2 видами (в 30 странах отсутствуют железные дороги (например, Непал, Афганистан, Нигер). Также характерен его низкий технически уровень: на железных дорогах сохраняется паровая тяга и узкая колея, используется гужевой транспорт, услуги носильщиков.

Читайте также:  Платежный баланс это стоимостное выражение внешнеэкономических связей страны

Среди большого многообразия развивающихся стран несколько выделяются транспортные системы новых индустриальных стран, а также некоторых других, быстро развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Удельный вес транспорта в экономике этих стран пока относительно невелик, но его развитие осуществляется быстрыми темпами, создаётся современная инфраструктура и роль национальных транспортных систем постоянно возрастает.

Транспортные системы стран с переходной экономикой (восточноевропейские, СНГ, Балтии) в настоящее время перестраиваются с целью адаптации к условиям функционирования мировой транспортной системы. Восточноевропейские страны делают попытки интегрировать свои транспортные системы с западноевропейскими.

Большое значение для развития транспортных систем восточноевропейских стран имеет их современное геополитическое и транспортно-географическое положение. Через территорию этих стран проходят важнейшие транспортные коммуникации, обеспечивающие транзит грузопотоков между Северной Европой и Западной Азией (включая Ближний и Средний Восток), Россией и Западной Европой, Центральной Азией и Европой. В портах Латвии, например, доля собственно латвийских грузов составляет лишь 3 – 5%, а транспортные услуги этой страны, благодаря транзитным грузопотокам, равны 50 – 60% стоимости всего ее товарного экспорта.

В МТС также принято выделять региональные транспортные системы. У каждой региональной системы свои особенности. Особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств.

Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.

На региональную систему стран СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, но по объему грузооборота она занимает первое место в мире.

2. Критерии национальных и макрорегиональных особенностей в работе транспорта:

1. Транспортоёмкость производства Выражает соотношение между перевозками и производством; размеры и конфигурацию территории. Показатели транспортоёмкости велики в РФ (5,3 ткм на $ ВВП) и странах ЦВЕ. В Северной Америке, Западной Европе (0,3 ткм на $ ВВП) и Японии они невелики. Для транспортоёмкости важны: социально-экономический тип стран, отраслевая структура хозяйства, роль «тяжёлых», сырьевых отраслей. Меньшую роль играет размер территории. В развивающихся странах транспортоёмкость варьирует от 0,84 в отсталых странах Африки до 1,7 ткм на $ ВВП в странах Латинской Америки.

2. Транспортная подвижность населения Отражает тип расселения, степень урбанизации, уровень миграции. Различают три основных показателя транспортной подвижности населения: 1) коэффициент подвижности населения – среднее число поездок на одного жителя в год; 2) километрическая подвижностью населения – среднее количество пассажиро-километров на одного жителя в год, отражает среднее использование услуг пассажирского транспорта одним жителем (пассажирской перевозочной работы); 3) часовая подвижность населения – время, проведенное в поездках в среднем на одного жителя в год, измеряется в пассажиро-часах на одного жителя.

Наибольшие значения показателей транспортной подвижности населения наблюдаются в промышленно развитых странах (Северная Америка – 12,9 пасс.-км; ЦВЕ – 2,9). В развивающихся странах показатель низок, но варьирует (самые отсталые – 0,65 пасс.-км; С. Африка – 2). Транспортная подвижность – сложное социальное и экономическое явление. На неё влияют культурные, политические и демографические факторы. Углубление во второй половине XX в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к резкому росту международной подвижности населения. В пассажирских перевозках лидером остаётся легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования, доля которого повысилась с 56,8 до 61,0%. Воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного, а в недалёкой перспективе может даже превысить его. В международных пассажирских сообщениях лидирующее положение сохраняет воздушный транспорт.

3. Соотношение пассажирских и грузовых перевозок Отражает тип хозяйственной системы, в том числе степень социальной направленности. 1 т/км приравнивается к 1 пасс.-км. Данное соотношение коррелирует с вышеописанными показателями. В настоящее время на него всё больше влияет развитие туризма и рекреационной сферы.

4. Соотношение видов транспорта в перевозочной работе Данное соотношение определяется составом грузообразующих отраслей, динамикой изменения хозяйства, степенью территориальной концентрации производства. На развитые страны и страны ЦВЕ и СНГ приходится около 80% грузооборота внутреннего транспорта (он делится пополам). Но соотношение видов транспорта имеет принципиальные различия. На западе на железнодорожный транспорт приходится 25%, на автомобильный – 40%, остальные 35% – на внутренний водный, морской каботаж, трубопроводный. В СНГ и ЦВЕ в грузообороте доминируют железные дороги, их доля – 58%. На долю автомобильного приходится 36%. В Северной Америке доли железнодорожного и автомобильного транспорта почти сравнялись. В развивающихся странах на железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт приходится до 1/3 грузооборота (в Латинской Америке доля автотранспорта выше, чем в Азии). 90% грузооборота воздушного транспорта приходится на развитые страны.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Транспортная система

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах [1] .

Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» [2] инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.). Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей — задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств — механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

  • протяжённость путей сообщения,
  • численность занятых,
  • грузо- и пассажирооборот.

Содержание

Мировая транспортная система

Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5 — 10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.

Транспортные сети

Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяжённость автомобильных дорог — 24 млн км, железнодорожных путей — 1,25 млн км, трубопроводов — 1,9 млн км, воздушных путей — 9,5 млн км, речных — 0,55 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота [3] .

Развитие мировой транспортной системы

Мировая транспортная система сформировалась в XX веке.

Огромное значение для развития мировой транспортной системы имело изобретение контейнера, что повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов. Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.

На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям:

  • увеличение пропускной способности транспортных путей,
  • повышение безопасности движения,
  • появление принципиально новых транспортных средств,
  • увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств,
  • увеличение скорости передвижения.

Транспортные узлы и коридоры

Транспортные коридоры — это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации [4] . В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего это города-порты: в Великобритании — это Лондон, во Франции — Марсель, Париж, в Германии — Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании — Бильбао, Барселона, в Италии — Венеция, Милан, в Нидерландах — так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть — Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции — Стокгольм, в США — Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии — Сидней, в Японии — Токио, в Китае — Шанхай, Сингапур. Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

Транспортная система и связь

Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить по телефону, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем — от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее до управления полётами, при котором необходимо знание о местоположении воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведёт к росту в другой.

Источник

Оцените статью