Таможенное сотрудничество стран снг это

Таможенное сотрудничество стран СНГ

Реализация стратегического курса России и других стран СНГ в части формирования Таможенного союза предусматривает:

создание механизма координации деятельности государств – участников Таможенного союза в области таможенно-тарифной политики;

разработку единых требований по охране внешних таможенных границ и механизма долевого участия государств в финансировании их обустройства;

установление единого порядка регулирования внешнеэкономических связей государств — участников Таможенного союза с государствами СНГ.

Таможенная политика в рамках Таможенного союза направлена на взаимодействие с другими государствами СНГ в части эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории Таможенного союза, на участие в решении торгово-политических задач по защите Таможенного союза, стимулирование национальных экономик в период их перестройки, обеспечение равных условий производителям продукции, создание единого механизма организационно-правового развития экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза, а также с другими государствами СНГ и иными государствами.

Основной задачей является создание единого таможенного тарифа и мер нетарифного регулирования, применяемых в отношении третьих стран. Формирование такого механизма обусловлено тем, что еще в 1996 г. должно было завершиться создание единой таможенной территории в соответствии с Договором между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.96. На основании Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии от 02.04.96 намечалось до конца 1997 г. завершить создание общего таможенного пространства с объединенной службой управления. В развитие соглашений о создании Таможенного союза четырех государств подписаны соглашения об единстве управления таможенными службами; открыты представительства ГТК РФ при белорусской, казахстанской и киргизской таможенных службах. Предпринимаются меры по улучшению обустройства внешних границ Таможенного союза для осуществления совместного таможенного контроля.

Читайте также:  Страны с преобладанием молодого населения

Постепенное расширение Таможенного союза за счет присоединения государств, являющихся политическими и экономическими партнерами России, является важнейшим направлением интеграции в рамках СНГ. В перспективе – унификация таможенного и валютного законодательства государств –участников Таможенного союза, что должно привести к унификации схем таможенного оформления и контроля, а также к решению многих других задач. Это потребует преодоления многих политических и экономических препятствий и разумного подхода к сложившимся реалиям современного положения дел в странах СНГ, что должно способствовать дальнейшему развитию интеграционных процессов в этих странах.

Контрольные вопросы

Каков порядок расчета пошлины по адвалорным ставкам?

Что является целью деятельности ВТО?

Каким образом изменение пошлины влияет на внутреннюю цену продукта?

Какие государства СНГ образуют Таможенный союз?

Источник

Таможенное сотрудничество в рамках СНГ

Лекция 18.

1. Таможенное сотрудничество в рамках СНГ.

2. Сотрудничество России с мировыми экономическими организациями.

3. Проблема вхождения России в ВТО.

После распада СССР на большей части постсоветских территорий было создано Содружество Независимых Государств. Родилось оно в соответствии с Беловежским соглашением об образовании СНГ и Протоколом к Соглашению от 8 декабря 1991 г., а также Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. В Содружество вошли 12 государств – Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.

Подписанный в 1992 г. Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулирование споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества; межпарламентское сотрудничество; финансовые вопросы. В основу образования Содружества положены принципы: государства-члены суверенны, равны, являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов, находящимся в сфере их общих интересов.

Координационно-консультативный комитет является постоянным исполнительным и координационным органом СНГ. Он разрабатывает и представляет предложения по вопросам сотрудничества в политической, экономической и других областях, содействует реализации экономической политики государств-членов (сотрудничество в торговой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютной и таможенной областях), занимается вопросами создания общих рынков рабочей силы, капитала и ценных бумаг.

24 сентября 1993 г. страны Содружества подписали Договор о создании Экономического союза, в 1994 г. главы государств СНГ подписали Договор о создании зоны свободной торговли. В рамках СНГ был создан Таможенный союз куда входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. Он явился продолжением и развитием предыдущих документов об интеграции — Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Беларусью от 6 января 1995 г. и Договора об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г.

10 октября 2000 г. президенты государств-участников Таможенного союза подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Основная цель образования ЕврАзЭС определена во второй статье Договора: эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

ЕврАзЭС является открытой международной организацией. Согласно ст. 9 Договора прием в его члены открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять.

В апреле 2003 г. были приняты приоритетные направления развития Сообщества на 2003-2006 гг. Одобрены также решения, укрепляющие правовую базу механизмов международного сотрудничества, обстоятельно обсуждены формы взаимодействия стран-участниц ЕврАзЭС в процессе вступления в ВТО. В это же время обсуждался вопрос об использовании потенциалов Сообщества для решения вопросов энергоснабжения.

Следует отметить, что идея формирования зоны свободной торговли и в перспективе единого экономического пространства глубоко укоренилась на значительном пространстве СНГ. Еще одним подтверждением этому служит договоренность лидеров четырех государств Содружества – России, Казахстана, Украины и Белоруссии – создать Организацию региональной интеграции. Такая договоренность была достигнута 23 февраля 2003 г. в Москве. Важным аспектом такой интеграции служит тот факт, что суммарный ВВП этих четырех стран составляет 80 % ВВП всех государств-участников Содружества.

Значимость Договора пяти государств состоит прежде всего в том, что сложилось «ядро» Содружества, потребность в котором, как показывает анализ, остро ощущалась. Оно объединяет государства, обладающие крупным совокупным экономическим потенциалом и существенно сблизившие законодательства и хозяйственные механизмы в ходе выполнения мероприятий по формированию Таможенного союза.

При этом позиция и политика каждого государства «пятерки» должны исходить из признания экономической и политической суверенности стран — участников как Договора, так и всего Содружества, приоритетного значения для них собственных национально-государственных интересов, а также выраженных ими интеграционных намерений.

Источник

Сотрудничество государств – участников СНГ в таможенной сфере

13 марта 1992 г. государства-участники СНГ подписали Соглашение о принципах таможенной политики, целью которого являлось:

— сохранить единое экономическое пространство;

— обеспечить в его пределах свободное движение товаров;

— выработать общую политику в отношении третьих стран;

— унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры;

— создать Таможенный союз;

— учредить Таможенный совет.

В феврале 1992 г. принято Соглашение о порядке транзита грузов через территории государств-участников СНГ (грузы стран СНГ, следующие транзитом через их территории, освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление в государствах транзита, а также от необходимости получения разрешений на транзит; эти грузы также освобождаются от таможенного досмотра).

В апреле 1992 г. подписано Соглашение о порядке оформления транзитных грузов, следующих через территории государств-участников СНГ.

В июне 1994 г. принято Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах.

Совет руководителей таможенных служб (СРТС) учрежден решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. (30 мая 2002 г. утверждена новая редакция Положения о Совете руководителей таможенных служб государств-участников СНГ).

СРТС — постоянно действующий орган отраслевого сотрудничества, предназначенный для обеспечения координации взаимодействия таможенных служб государств-участников СНГ в области таможенной политики (определяет приоритетные направления в сфере таможенного дела, содействует сближению и гармонизации таможенных законодательств, координирует практическое взаимодействие таможенных служб, содействует реализации принятых решений в сфере таможенного дела).

В целях гармонизации таможенного законодательства государств-участников СНГ Советом глав государств 10 февраля 1995 г. приняты Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ (закреплены принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела, изложены положения о порядке перемещения товаров через таможенную границу, таможенных платежах, таможенной стоимости товаров и стране их происхождения, таможенном оформлении, таможенном и валютном контроле).

Зона свободной торговли (ЗСТ) государств-участников СНГ — первый этап создания общего экономического пространства и важнейший механизм повышения объемов взаимной торговли.В Соглашении о создании ЗСТ от 15 апреля 1994 г., в котором предусматривались постепенная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов; устранение иных препятствий для свободного движения товаров; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей; координация экономической и торговой политики в отношении третьих стран; содействие кооперации и сотрудничеству; гармонизация и унификация законодательства сторон не вступило в силу.

Реальное формирование ЗСТ в СНГ производится после заседания Экономического совета СНГ 15 декабря 2000 г. ЗСТ формируется между Российской Федерацией, Арменией, Киргизией и Казахстаном — страны в своих торговых отношениях перешли на принцип взимания косвенных налогов в стране назначения товара (услуг), что отвечало требованиям ВТО.

Таможенный союз — экономическое объединение государств, имеющих единую таможенную территорию и однотипный механизм регулирования экономики, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Цели Таможенного союза — обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами; гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; укрепление координации экономической политики своих стан и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства; создание условий для формирования общего экономического пространства и для активного выхода государств-членов Таможенного союза на мировой рынок.

26 февраля 1999 г. руководители государств-участников Таможенного союза подписали договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве.

Единое экономическое пространство — пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Важнейшие принципы формирования Единого экономического пространства — принцип недискриминации; принцип взаимной выгоды; общие принципы (взаимопомощь, добровольность, равноправие, ответственность за принятые обязательства, открытость).

ФормированиеЕдиного экономического пространства походит поэтапно:

1) 1-й этап — завершение формирования Таможенного союза и единой экономической территории;

2) 2-й этап — создание Единого экономического пространства, включающего формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон;

3) последующие этапы — согласование параметров основных макроэкономических показателей.

10 декабря 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), ратифицированный всеми государствами-членами и вступивший в силу 30 мая 2001 г.

В рамках ЕврАзЭС действует Межгосударственный совет — высший орган, заседания которого проводятся на уровне глав государств не реже 1 раза в год и глав правительств не реже 2 раз в год; образован Интеграционный комитет — постоянно действующий орган в составе вице-премьеров (заседания проводятся не реже 1 раза в 3 месяца), между заседаниями работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств-членов; сформирована Межпарламентская ассамблея, задачей которой является гармонизация национального законодательства государств-членов; утвержден Статут Суда Сообщества.

Генеральный секретарь назначается Межсоветом по представлению Интеграционного комитета на 3 года.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдова, Украина.

В декабре 2003 ЕврАзЭС предоставлен статус наблюдателя в ГА ООН.

При Интеграционном комитете действует Совет руководителей таможенных служб государств-членов, который регулярно проводит заседания.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью