Таможенные тарифы развитых стран

Таможенные тарифы развитых стран

Ссылка для цитирования этой статьи:

Головин А.А. Специфика таможенно-тарифного регулирования внешней торговли развитых и развивающихся стран // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/64ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Специфика таможенно-тарифного регулирования внешней торговли развитых и развивающихся стран

Головин Артем Алексеевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент кафедры «Таможенного дела и мировой экономики»
Кандидат экономических наук
E-mail: cool.golovin2011@yandex.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6688-3561
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=731282

Аннотация. Целью исследования является выявление особенностей таможенно-тарифного регулирования развитых и развивающихся стран, а также оценка степени свободы их внешней торговли. Объектом исследования выступили общественно-экономические процессы, протекающие во внешнеторговой деятельности. Предметом исследования является система таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Основу исследования составили данных США, Германии, Франции, Китая, Индии, России и Бразилии. В ходе исследования были определены средневзвешенные значения ставок импортного тарифа. Ранжирование стран по уровню ставок тарифа позволило определить степень свободы торговли. Далее была дана оценка изменений средневзвешенного импортного тарифа в разрезе товарных групп, что позволило определить изменения внешнеторговой политики. В заключении исследования были рассмотрены тарифные линии товарных позиций, а результаты сгруппированы по интервалам применяемых ставок. Исследование тарифных линий позволило определить степень дифференциации ставок импортного тарифа, минимальные и максимальные их значения, а также долю позиций с беспошлинным ввозом. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что США, Германия, Франция и Россия являются странами, реализующими политику фритредерства. Китай и Индия реализуют политику слабого протекционизма, а Бразилия – умеренного протекционизма. США продолжают курс на снижение тарифных барьеров. Германия и Франция осуществляют попытки тарифной защиты внутреннего рынка. Таможенно-тарифная политика Индии направлена на повышение уровня тарифной защиты. Китай осуществляет меры по либерализации внешней торговли посредством слабого снижения ставок таможенного тарифа. Россия является страной с низким уровнем тарифной защиты, а Бразилия, напротив, с высоким уровнем, при этом данные страны не обладают сильной экономикой и не имеют высокой значимости для международной торговли. Основу экономики данных стран составляют природные ресурсы и сельское хозяйство, при этом Бразилия предпринимает попытки защиты внутреннего рынка в целях обеспечения развития внутреннего производства, а Россия – нет. Таким образом, во внешнеторговой политике России отсутствуют необходимые предпосылки для ухода от роли мирового поставщика ресурсов.

Читайте также:  Климат стран средиземного моря

Ключевые слова: международная торговля; таможенно-тарифное регулирование; импортный таможенный тариф; Россия; США; Германия; Франция; Китай; Индия; Бразилия


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2588-0101 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Источник

Таможенно-тарифное регулирование

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура – это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны — экспортера.

Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов: ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.

Системы одноколоночного тарифа встречаются достаточно редко.
В многоколоночных тарифах чаще всего предусматриваются следующие колонки тарифа:

— для товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Иногда эту колонку тарифа называют базовой;

— для товаров, ввозимых из стран, которые не имеют соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Обычно это самые высокие пошлины;

— товары, которые ввозятся из стран, пользующихся преференциальным режимом, эти пошлины обычно наиболее низкие. Преференции могут предоставляться как на односторонней основе в рамках ЮНКТАД, так и в рамках создания преференциальных соглашений между странами (например, создания зон свободной торговли).

Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру с указанием ставок в рамках тарифных квот, компенсационных и других сборов.
Импортная таможенная пошлина – наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Транзитные пошлины в настоящее время применяются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

фискальную , которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

балансировочную , которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на :

адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);

комбинированные — сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

смешанные – сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.
Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.

Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара – повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.

Этому принципу следуют подавляющее большинство государств . На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.
Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

Политика эффективной тарифной защиты – политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами , подтверждающими происхождение товаров.

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров – раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах – членах ГАТТ с 1947 года сократился более чем в 4 раза – до 6-7 % на промышленные изделия.

Источник

Решение Совета ЕЭК от 27.05.2020 № 50 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130»

В соответствии со статьей 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктами 20 и 22 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии РЕШИЛ:

1. Внести в Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» изменения согласно приложению.

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

От Республики Армения
М.Григорян

От Республики Беларусь
И.Петришенко

От Республики Казахстан
А.Смаилов

От Кыргызской Республики
Э.Асрандиев

От Российской Федерации
А.Оверчук

Приложение
к Решению Совета
Евразийской экономической комиссии
от 27 мая 2020 г. N 50

1. В пункте 3 слова «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 2), Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 3)» заменить словами «перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению N 2, перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению N 3».

2. Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, предусмотренный указанным Решением, изложить в следующей редакции:

1. Республика Албания

2. Алжирская Народная Демократическая Республика

4. Антигуа и Барбуда

5. Аргентинская Республика

7. Содружество Багамы

9. Королевство Бахрейн

12. Многонациональное Государство Боливия

13. Босния и Герцеговина

14. Республика Ботсвана

15. Федеративная Республика Бразилия

16. Британские Виргинские острова

18. Боливарианская Республика Венесуэла

19. Социалистическая Республика Вьетнам

20. Габонская Республика

21. Кооперативная Республика Гайана

22. Республика Гана

23. Республика Гватемала

24. Республика Гондурас

25. Специальный административный регион Китая Гонконг

27. Содружество Доминики

28. Доминиканская Республика

29. Арабская Республика Египет

30. Республика Зимбабве

31. Республика Индия

32. Республика Индонезия

33. Иорданское Хашимитское Королевство

34. Республика Ирак

35. Исламская Республика Иран

36. Республика Кабо-Верде

37. Острова Кайман

38. Республика Камерун

39. Государство Катар

40. Республика Кения

41. Китайская Народная Республика

42. Республика Колумбия

43. Республика Конго

44. Корейская Народно-Демократическая Республика

45. Республика Корея

46. Республика Коста-Рика

47. Республика Кот д’Ивуар

48. Республика Куба

49. Государство Кувейт

50. Острова Кука

51. Ливанская Республика

52. Государство Ливия

53. Республика Маврикий

54. Республика Северная Македония

56. Мальдивская Республика

57. Королевство Марокко

58. Республика Маршалловы острова

59. Мексиканские Соединенные Штаты

60. Федеративные Штаты Микронезии

63. Республика Намибия

64. Республика Науру

65. Федеративная Республика Нигерия

66. Республика Никарагуа

68. Объединенные Арабские Эмираты

69. Султанат Оман

70. Исламская Республика Пакистан

71. Республика Панама

72. Независимое Государство Папуа Новая Гвинея

73. Республика Парагвай

74. Республика Перу

75. Независимое Государство Самоа

76. Королевство Саудовская Аравия

77. Святая Елена, остров Вознесения, Тристан-да-Кунья

78. Республика Сейшелы

79. Сент-Винсент и Гренадины

80. Сент-Китс и Невис

82. Республика Сербия

83. Республика Сингапур

84. Республика Суринам

85. Королевство Таиланд

86. Острова Теркс и Кайкос

88. Королевство Тонга

89. Республика Тринидад и Тобаго

90. Тунисская Республика

91. Турецкая Республика

92. Восточная Республика Уругвай

93. Республика Фиджи

94. Республика Филиппины

95. Республика Хорватия

97. Республика Чили

98. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

99. Республика Эквадор

100. Республика Эль-Сальвадор

101. Королевство Эсватини

102. Южно-Африканская Республика

3. Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, предусмотренный указанным Решением, изложить в следующей редакции:

1. Республика Ангола

2. Исламская Республика Афганистан

3. Народная Республика Бангладеш

4. Республика Бенин

6. Республика Бурунди

7. Королевство Бутан

8. Республика Вануату

9. Республика Гаити

10. Республика Гамбия

11. Гвинейская Республика

12. Республика Гвинея-Бисау

13. Республика Джибути

14. Республика Замбия

15. Йеменская Республика

16. Королевство Камбоджа

17. Республика Кирибати

19. Демократическая Республика Конго

20. Лаосская Народно-Демократическая Республика

21. Королевство Лесото

22. Республика Либерия

23. Исламская Республика Мавритания

24. Республика Мадагаскар

25. Республика Малави

26. Республика Мали

27. Республика Мозамбик

28. Республика Союза Мьянма

29. Федеративная Демократическая Республика Непал

30. Республика Нигер

31. Палестина (в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1988 года N 43/178)

32. Руандийская Республика

33. Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи

34. Республика Сенегал

35. Сирийская Арабская Республика

36. Соломоновы острова

37. Федеративная Республика Сомали

38. Республика Судан

39. Республика Сьерра-Леоне

40. Объединенная Республика Танзания

41. Демократическая Республика Тимор-Лесте

42. Тоголезская Республика

44. Республика Уганда

45. Центрально-Африканская Республика

46. Республика Чад

47. Республика Экваториальная Гвинея

48. Государство Эритрея

49. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

Источник

Оцените статью