Таможенный контроль после выпуска товаров зарубежные страны

Таможенный контроль после выпуска товаров зарубежные страны

Кравчук Д.А., Куроптев Н.Б. Зарубежный опыт реализации таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3, № 1(9). С. 37-41.

Зарубежный опыт реализации таможенного контроля после выпуска товаров

Кравчук Д.А., Куроптев Н.Б.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений осуществления таможенного контроля можно считать таможенный контроль после выпуска товаров, одним из его преимуществ является – сокращение таможенного оформления товаров, формируя благоприятные условия внешней торговли, а также контроль соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и таможенного законодательства Российской Федерации участниками внешнеэкономической деятельности. Одной из целей повышения результативности таможенного контроля после выпуска товаров является – осуществление межведомственного взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими органами государственной власти. Отрегулированный механизм взаимодействия с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и иными ведомствами – залог повышения уровня экономической безопасности России и обеспечения полного, своевременного поступления доходов в федеральный бюджет.

Ключевые слова: таможенная служба, таможенная проверка, пост-таможенный аудит, таможенный контроль после выпуска товаров, Киотская конвенция.

Foreign experience of implementation of customs control after release of goods

Kravchuk D., Kuroptev N.

St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy

To date, one of the priorities of customs control can be considered customs control after the release of goods, one of its advantages is the reduction of customs clearance of goods, forming favorable conditions for foreign trade, as well as control of compliance with the customs legislation of the Eurasian economic Union and the customs legislation of the Russian Federation by participants of foreign economic activity.

Читайте также:  Вклад стран антигитлеровской коалиции над фашизмом

One of the objectives of improving the effectiveness of customs control after the release of goods is – the implementation of interdepartmental interaction of customs authorities with other regulatory authorities. The regulated mechanism of interaction with the Federal tax service, the Federal service for supervision of consumer rights protection and human well-being and other agencies is the key to improving the level of economic security of Russia and ensuring full, timely receipt of income to the Federal budget.

Keywords: customs service, customs inspection, post-entry audit, customs control after release of goods, the Kyoto Convention.

На протяжении последних лет таможенный контроль после выпуска товаров (далее – ТКПВТ) занимает существенное место в системе таможенного контроля. Федеральная таможенная служба России (Далее – ФТС России) отдаёт предпочтение в применении ТКПВТ в целях минимизации контроля на стадии выпуска товаров. Содействие торговле и обеспечение качественного контроля – две главные задачи проведения ТКПВТ.

При изучении международного опыта реализации таможенного контроля после выпуска товаров, можно сделать вывод, что зарубежный опыт таможенных служб может быть реализован в форме таможенного аудита. В настоящее время, таможенный контроль с использованием методов аудита недостаточно популярен, необходимо отметить, что чаще в зарубежной практике стали встречаться такие термины как, «пост-таможенный аудит» и «аудит после отчистки».

Согласно пересмотренной Киотской конвенции существует стандарт, регламентирующий информацию об использовании системы таможенного контроля на основе аудита. Данный метод представляет комплекс мер, который используется таможенными органами с целью обеспечения достоверности, подлинности документов при помощи проверки соответствующей информации, указанной в декларации на товары, коммерческой информации, которой обладает компания, а также изучение бухгалтерских сведений и систем бизнеса.

Определение таможенного аудита разъяснено экспертами Всемирной таможенной организации (далее ВТамО), как процесс, позволяющий таможенным органам осуществлять достоверность таможенных деклараций путём осмотра необходимых коммерческих материалов физических и юридических лиц, принимающих участие в международной торговле косвенно или напрямую, а также при помощи осмотра учётных книг и записей [1, 2].

Необходимо отметить, что ВТамО были сформированы этапы осуществления таможенного контроля с применением методов аудита. Первым этапом служит определение направленности таможенного контроля. Второй этап информирует об отборе участников внешней экономической деятельности, осуществление которого, происходит с использованием системы управления рисками. Третий этап заключается в информировании участника ВЭД посредством письменного уведомления о проведении в его отношении таможенного контроля с применением методов аудита. Четвертый этап – прибытие в место проверки и непосредственное исполнение таможенного аудита, и изучение деятельности участника ВЭД. Окончание таможенного аудита — это пятый этап, который подразумевает оформление специального отчёта с отражением результатов аудита после проверки специалистами таможни. Для принятия решения отчёт направляется в таможенные органы. В роли шестого, заключительного этапа выступает контроль за соблюдением и исполнением решения таможенного органа.

Из основных направлений осуществления аудита после выпуска товаров в зарубежных странах можно выделить:

  1. Возможность проведения таможенного контроля в форме периодических или циклических проверок. В основном, осуществление данных проверок производится на территории заинтересованных лиц. Поэтому таможенные органы заинтересованы в подробном, детальном изучении истории внешнеторговых операций за определенный промежуток времени, а также в проверке коммерческой документации с целью подтвердить сведения, указанные декларантом.
  2. Возможность минимизации контрольных мероприятий в момент пересечения таможенной границы, а именно, отбор товаров, необходимых для допустимости, является одним из факторов высокой производительности таможенных органов. Использование аудита таможенными службами помогает произвести наиболее эффективный комплексный анализ сведений, который помогает при расчете таможенных пошлин, налогов.
  3. Возможность применения данного вида контроля в части проверки на соответствие заявленных сведений, подтверждения классификации, происхождении товаров и таможенной стоимости. Следовательно, выпуск товаров может быть осуществлён сразу, а таможенные пошлины и сборы могут быть доначислены.

Пост-таможенный аудит является способом подтверждения информации, задекларированной импортёром или экспортёром, а также проверки уровня соответствия его деятельности таможенному законодательству и условиям, определённым таможенными органами для применения таможенных процедур и операций.

Пост-таможенный аудит может быть реализован в четыре этапа: подготовка, реализация, распоряжение, оценка аудита.

На этапе подготовки при помощи СУР определяются организации и товары. Собирается информация о положении организации на международном рынке, режим деятельности, сведения о совершённых правонарушениях.

Ключевым элементом этапа реализации является законность ввоза товаров, а также достоверность транспортных, коммерческих и иных документов, относящихся к товару, в том числе проводится проверка внутренней системы контроля организации и внутренних процессов [1].

К этапу распоряжения относят нарушения, выявляемые при аудите, в результате которых происходят такие меры пресечения как: уплата налогов, отзыв лицензии, административные взыскания и другие.

На этапе оценки таможенные органы проводят анализ точности признаков определенного уровня риска, соответствия организации требованиям таможенного законодательства. В результате проведенного анализа формируются модернизированные методы работы для повышения результативности таможенных органов и эффективности аудита.

Пост-аудит проводится в течение трёх лет после выпуска товаров в свободное обращение. Для его проведения создаётся специальная аудиторская группа, состоящая, как минимум, из двух специалистов-аудиторов. Таможенный орган уведомляет о проведении пост-таможенного аудита за три дня до начала его проведения. Также таможенный орган вправе проводить пост-таможенный аудит, предварительно не уведомляя, проверяемое лицо при особых условиях одобрения Таможенного комиссара. При прибытии на место должностные лица таможенных органов обязаны предоставить такое уведомление.

При проведении пост-аудита существует множество разных методов работы, таможенный орган выбирает определённый метод в зависимости от конкретного случая.

Под обычным пост-аудитом подразумевается проверка таможенным органом ежедневной деятельности организации и проверка выпуска товаров в соответствии с таможенным законодательством. Особый пост-аудит основан на выявлении, устранении нарушений требований таможенного законодательства с помощью целенаправленного аудита конкретной организации с анализом рисков. Одним из методов проведения пост-аудита с целью улучшения общего контроля над организациями является объединение обычного и особого аудита. Также одним из методов работы является объединение анализов рисков и пост-таможенного аудита. При таком методе таможенный орган отбирает для проведения аудита организацию с высоким уровнем риска. При использовании данного метода повышается точность и эффективность пост-аудита.

Далее исследуем опыт Германии в области таможенного контроля после выпуска товаров. Федеральное Министерство финансов Германии (Главное управление III) равноценно центральному аппарату Федеральной таможенной службы России. Аналогичным для Регионального таможенного управления считаются пять финансовых директоратов, которые осуществляют контроль за проведением проверок службами таможенных проверок главных таможен. В каждой главной таможне находится подразделение D, осуществляющее исключительно таможенные проверки.

В состав ВТО входят не только страны, традиционно занимающие ключевые позиции в мировой торговле. В последнее время Турцию и Королевство Таиланд можно отнести к активно развивающимся в экономической сфере странам. Ниже представлен сравнительный анализ (табл. 1) реализации таможенного контроля после выпуска товаров в указанных странах.

Необходимо отметить, что проверка может проводиться в интересах таможенной службы, а также в интересах участников внешнеэкономической деятельности. Проверки могут осуществляться в отношении лиц, принимавших участие в реализации внешнеторговых сделок. Например, участники ВЭД, которые должны уплачивать импортные или экспортные пошлины. А также лица, которым необходимо платить исключительно национальные потребительские налоги (акцизы).

В отличие от Российского законодательства в Германии не установлен конкретный срок проведения таможенной проверки, так как он может назначаться с учётом необходимых мероприятий, без указания конкретного периода времени.

По окончании таможенной проверки, по результатам её проведения инспектор составляет отчёт.

Далее, служба таможенных проверок главной таможни анализирует отчёт инспектора. При анализе отчета принимаются решения в изменении налогообложения, и допускается корректировка. Если в результате проверки выяснена необходимость доначислить таможенные платежи, обеспечение не предусматривается, а товар не подлежит аресту.

Необходимо отметить, что в зарубежных странах определены основные направления таможенного контроля после выпуска товаров, которые реализованы на основании государственной статистики изучения правонарушений в СУР. К таким направлениям можно отнести:

  • проверку полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин;
  • аудит происхождения и тарифной классификации товаров;
  • анализ точности расчёта таможенной стоимости товаров;
  • аудит крупных импортёров;
  • аудит экспорта и реэкспорта;
  • аудит хозяйствующих субъектов, пользующихся льготными процедурами таможенного оформления товаров;
  • аудит товаров, которые выпущены в соответствии с таможенными процедурами – свободной таможенной зоны и реимпорта.

Согласно европейскому законодательству, уполномоченные экономические операторы отнесены к добросовестным участникам внешней экономической деятельности, следовательно, аудит в отношении УЭО проводится крайне редко.

Таким образом, рассмотрев особенные черты реализации ТК ПВТ зарубежных государств, можно сделать следующие выводы:

Зарубежными странами используется такое понятие как пост-таможенный аудит, система которого многообразна. Каждое государство использует свои инструменты, методы и направления.

Для формирования эффективности результатов, таможенными службами зарубежных государств создаются специальные рабочие программы и планы проведения пост-аудита.

Также в ТКПВТ активно внедряются разработки принципов использования динамических экономических показателей для определения риска совершения преступлений и правонарушений в таможенной сфере [2].

К различиям в области ТК ПВТ зарубежных стран относятся субъекты, в отношении которых применяется пост-аудит. При анализе законодательства зарубежных стран отсутствует чёткое представление о сроках проведения таможенных проверок, в отличие от таможенного законодательства РФ, где они регламентированы. По мнению автора, отсутствие чётких сроков не является преимуществом для России, так как это негативно сказывается на участниках ВЭД, не удовлетворяя их интересы.

Изучив зарубежный опыт, можно выявить плюсы и минусы применения данной формы контроля. Анализ законодательства иностранных государств – первый шаг к совершенствованию законодательства РФ в области таможенного контроля после выпуска товаров.

  1. Афонин П.Н., Хрунова А.Л., Чикишев Н.С., Яргина Н.Ю. Современное состояние понятия инновационных технологий таможенного контроля // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 3(92). – С. 175-180.
  2. Афонин Д.Н. Разработка принципов прогнозирования таможенных правонарушений и преступлений на основе динамических методов оценки экономической устойчивости участников внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – №2. – С. 21-24..

Источник

2.2. Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в зарубежных странах

Для целей дальнейшего исследования необходимо выделить особенности зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также возможности его применения в рамках ЕАС.

Анализ зарубежного опыта показывает, что таможенные службы зарубежных стран используют различные методы таможенного контроля после выпуска товаров.

В зарубежных странах такой контроль в соответствии с требованиями Киотской конвенции осуществляется на базе методов аудита. (Рассмотренный опыт Китая также свидетельствует об этом).

Из определения Е.3/F.4 Киотской конвенции следует, что под контролем на основе методов аудита понимаются «меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения деклараций и достоверности указанных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации». 6

Всемирная таможенная организация разъяснила понятие таможенного контроля после выпуска товаров с использованием методов аудита (post-clearance audit): 7 «это процесс, позволяющий сотрудникам таможни проверять точность деклараций посредством проверки книг, записей, бизнес-систем и всех соответствующих таможенных коммерческих данных физических и юридических лиц, напрямую или косвенно задействованных в международной торговле».

Таможенный контроль с использованием методов аудита (post clearance audit) в странах ЕС является основой таможенного контроля и его дальнейшее развитие определено одним из направлений совершенствования системы таможенного администрирования. 8 В Японии таможенный контроль с использованием методов аудита является важным инструментом для обеспечения упрощения таможенных процедур и одновременного недопущения нарушений законодательства и мошенничества. 9 В Канаде, процесс пост-таможенного аудита называют пост-релиз верификация. Пост-релиз верификация механизм таможенного контроля, который имеет стратегическое значение в тандеме со строгим подходом к управлению рисками. Пост-релиз верификация включает в себя широкий спектр проверочных мероприятий, но основное внимание фокусируется на тарифной классификации, тарифном режиме, происхождении товара, и таможенной стоимости.

Таможенная служба Канады проводит два вида проверок, принимая во внимание особые потребности программ и характер деятельности импортера:

1. Multi-программа: включает в себя как минимум, проверку классификационного кода товара, тарифный режим, и таможенную стоимость. Полученные результаты используются для оценки общего уровня соблюдения законодательства импортером;

2. Single-программа: концентрируется на одном направлении (тарифной классификации, таможенном режиме или таможенной стоимости), в котором были определены отраслевые риски или конкретные нарушения.

Динамичная система пост-релиз верификации позволяет таможенным органам использовать различные программы в режиме, который может быть изменен или обновлен, когда это требуется, включая возможность адаптировать свои стратегии оценки риска в рамках режима пост-релиз верификации.

Например, таможенный орган может сосредоточиться на определенных товарах в течение определенного периода в качестве национального приоритета, (тарифной классификации, или сосредоточиться на проверке таможенной стоимости) в рамках конкретного сектора промышленности.

В Канаде, в соответствии с действующим законодательством от импортера может быть потребована документация в течение 4 лет. 10

Таможенная служба Японии осуществляет таможенный контроль на основе методов аудита тех участников ВЭД (импортеров), которые уплатили таможенные пошлины на сумму 1 млн. иен и более – так называемые «контролируемые импортеры» (“managed importers”). В таможенной службе Японии нет подразделений таможенного контроля после выпуска, но есть отделы пост-аудита. Это свидетельствует о том, что контроль после выпуска товаров в Японии основан на одной форме – контроль с использованием методов аудита. Отделами пост-аудита таможни Японии собирается информация из различных источников о «контролируемых импортерах» для оценки их риска и подготовки к предстоящим аудиторским проверкам. Источники информации для анализа выступают данные таможенных деклараций; данные предыдущих проверок; коммерческая информация из различных отчетов; информация о нарушениях участника ВЭД. Проведение таможенного контроля с применением методов аудита осуществляется в соответствии с классомриска.

Дополнительно в список включаются участники ВЭД, которые нуждаются в аудите по определенной причине, даже если они не отображаются в результате (анализа рисков) или не являются «контролируемыми импортерами». Согласно собранной информации расставляются приоритеты между участниками ВЭД, указанные в списке. В начале месяца формируется окончательный список участников ВЭД, которых собираются проверить в следующем месяце и определяется вид аудита (генеральный или упрощенный), время проведения и распределяется участок работы. (См. Приложение 1) 11

В Республике Корея в июле 1996 г. была разработана и внедрена система постаудита, целью которой является контроль правильности определения заявленной таможенной стоимости импортированных товаров, а также правильности уплаты таможенных платежей после выпуска товаров в свободное обращение. Такая система разработана для упрощения таможенных процедур с усилением контроля в отношении недобросовестных участников ВЭД. 12 Посттаможенный контроль таможенной стоимости в Республике Корея классифицируется в зависимости от выбранного способа проверки:

1. Выборочный посттаможенный контроль таможенной стоимости. В течение 90 дней после регистрации импортной таможенной декларации таможенные органы Кореи на выборной основе осуществляют проверку правильности уплаты таможенных пошлин и налогов по конкретному слу- чаю ввоза товаров, выбор которого основан на системе управления рисками. 13

2. Плановый посттаможенный контроль таможенной стоимости. Основывается на выделении определенного количества компаний, под- лежащих постаудиту в соответствии с классификацией участников ВЭД на добросовестных импортеров; импортеров, периодически нарушающих та- моженное законодательство о таможенной стоимости; импортеров, система- тически нарушающих таможенное законодательство.

3. Комплексный посттаможенный контроль таможенной стоимости. Контроль таможенной стоимости основан на системе самостоятельного определения и контроля суммы таможенных платежей, подлежащих уплате, импортером. По требованию таможенного органа компания обязана пред- ставить отчет о результатах «самооценки». Если при осуществлении про- верки будет установлено, что данные в отчете недостоверны, таможенные органы осуществляют полную проверку всей учетной документации по со- ответствующим внешнеторговым сделкам. По результатам таможенной про- верки статус компании, позволяющий осуществлять самостоятельное опре- деление размера таможенных платежей, может быть отменен. Посттаможенный контроль таможенной стоимости в Республике Корея осуществляется специально созданным Отделом по таможенному аудиту.

Из рассмотренного зарубежного опыта, можно выделить ряд особенностей таможенного контроля после выпуска:

1. Сокращение количества контрольных мероприятий в момент пересечения границы, путем отбора товаров, для досмотра с использованием системы управления рисков.

Это приводит к значительному повышению производительности таможенных органов, так как контроль на основе аудита дает возможность проводить комплексный анализ информации, необходимой для расчета таможенных платежей;

2. Контроль на основе метода аудита применяется для проверки соответствия заявленных сведений, для подтверждения классификации, стоимости и происхождении товаров.

Поэтому товары могут быть выпущены сразу, а таможенные платежи доначислены (в случае необходимости) после проведения аудита.

3. Таможенный контроль на основе аудита реализуется в виде периодических, циклических проверок, а также проверок сочетающих в себе различные направления объектов контроля. В основном такие проверки проводятся на территории заинтересованного лица.

Для этого таможенными органами подробно изучается история экспортно-импортных операций за определенный период времени и проверяется вся коммерческая документация, с целью подтверждения сведений, указанных декларантом.

4. Таможенные органы могут фокусироваться на проверке участников ВЭД, связанные с конкретными группами товаров.

5. Таможенные органы зарубежных стран тесно взаимодействуют с другими надзорными органами (налоговые органы) и таможенными администрациями.

6. Таможенный контроль после выпуска товаров (пост-таможенный аудит) проводиться на основе категорирования участников ВЭД с помощью системы управления рисками.

7. Отсутствие права добровольно заявить о совершенных правонарушениях и избежать более строго наказания (либо его отсутствия).

8. В большинстве стран главным направлением проверки является- таможенная стоимость товара.

Источник

Оцените статью